Интервью заместителя Председателя Внешэкономбанка - члена Правления Сергея Лыкова информационному агентству "Прайм"

11 октября 2013 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Лыков СергейКак динамичный рост кредитного портфеля отразился на основных показателях Группы Внешэкономбанка в первом полугодии 2013 года, предприятиям каких отраслей был предоставлен основной объем кредитов и действительно ли главными заемщиками ВЭБа являются госкомпании, рассказал в интервью агентству "Прайм" заместитель председателя Внешэкономбанка Сергей Лыков.

- Как Вы оцениваете основные итоги деятельности ВЭБа за I полугодие 2013 года?

- В целом можно отметить, что, несмотря на крайне негативный внешний фон, известные проблемы в российской экономике, Группе Внешэкономбанка удалось поддержать стабильные темпы своего развития. Ее консолидированная финансовая отчетность, то есть отчетность с учетом данных по всем дочерним и зависимым организациям, в том числе зарубежным, отражает рост активов по сравнению с началом 2013 года в объеме 204 миллиарда рублей, или почти на 7%. Это выше роста активов всего российского банковского сектора, который составляет за этот же период 6,5%. Для нас, как института развития, особенно ценным является преобладающий рост кредитного портфеля - на 230 миллиардов рублей, или на 15,4% (в том числе в наиболее важной части - проектном финансировании - рост составил 148 миллиардов рублей, почти 24%), в то время как в целом по банковскому сектору эти показатели составили в части нефинансовых предприятий и организаций 5,3%, а физических лиц - 13,7%. Доля объема кредитов клиентам в активах Группы за первое полугодие 2013 года возросла с 51% до 55%.

- Каким основным секторам экономики уделяется Внешэкономбанком наибольшее внимание при кредитовании?

- Хорошо известно, что основные принципы и направления деятельности банка установлены федеральным законом о Банке развития и меморандумом о его финансовой политике.
Дочерние организации Внешэкономбанка являются коммерческими организациями, но их деятельность тесно связана с решением тех задач, которые ставятся перед Внешэкономбанком по преодолению инфраструктурных ограничений роста, модернизации и развитию несырьевой экономики, стимулированию инноваций, экспорта, осуществления других проектов.

В I полугодии этого года, конечно, основную роль в росте кредитного портфеля Группы сыграл Банк развития. Его доля в общем объеме прироста составила почти 76%, но следует отметить также активность таких участников Группы как ОАО «ВЭБ-лизинг», его портфель вырос почти на 21,53% и достиг 214 миллиардов рублей, а также ОАО «Банк Белвнешэкономбанк» - его портфель вырос на 23,3% и составил 47 миллиарда рублей.

Что касается секторов экономики, то основной объем кредитов был предоставлен на строительство и производство, включая машиностроение и производство оборонной продукции - 846,4 миллиарда рублей (с учетом сформированных резервов), увеличившись за полгода более чем на 23 %. Далее по темпам роста идут транспорт (18,1%), добывающая промышленность (19,3%), телекоммуникации (8,0%), наука и образование (почти 41,15%, но, к сожалению, - еще малый объем).

Почему-то считается, что основными заемщиками Внешэкономбанка являются компании с государственным контролем. Отчетность Группы показывает, что это не так. Частным компаниям предоставлено почти 1552,2 миллиарда рублей (с учетом резервов), то есть почти 80% всего кредитного портфеля.

- Вы упоминаете о созданных под выданные кредиты резервах. Каков их объем и динамика?

- В целом, объем сформированных резервов под обесценение кредитов, за первое полугодие 2013 года вырос на 21,1 миллиарда рублей - со 193,4 миллиарда рублей до 214,5 миллиарда рублей, или на 10,9 %. Мы оцениваем такое увеличение как более чем нормальное, имея в виду динамичный темп роста кредитного портфеля, а также то, что основную долю этом портфеле занимают инвестиционные проекты, не являющиеся привлекательными для коммерческого финансового сектора и не всегда находящиеся в идеальном финансовом положении. Подтверждением является тот факт, что за I полугодие средний коэффициент резервирования изменился незначительно - с 11,4% до 11,1%.

- В таком случае, как Группе Внешэкономбанка удавалось обеспечивать такой высокий темп роста активов, в том числе кредитного портфеля?

- Группа Внешэкономбанка прилагает много усилий для того, чтобы диверсифицировать свои источники ресурсов. Безусловно, большую помощь оказывает государство. За счет полученных от Минфина России субсидий в общей сумме 77 миллиардов рублей (62 миллиардов рублей на цели формирования РФПИ и 15 миллиардов рублей - на реализацию приоритетных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе) удалось увеличить на эту сумму добавочный капитал, что привело к увеличению капитала группы до 599,5 миллиарда рублей. Забегая немного вперед, хочу сказать, что в начале III квартала государство внесло в капитал Внешэкономбанка еще один имущественный взнос в сумме 4,068 миллиарда рублей акциями «Ростелекома».

Увеличилось также привлечение средств от Банка России за счет использования операций «РЕПО» с ценными бумагами, находящимися в портфеле членов Группы. В результате задолженность перед правительством РФ и Банком России выросла на 33,1 миллиарда рублей (+3,4%) до величины 1,015 триллиона рублей.

Вместе с тем, проводилась активная работа по расширению объемов привлечения ресурсов на внешних и внутренних рынках капитала. Объем долговых ценных бумаг Внешэкономбанка и его дочерних банков и компаний увеличился на 100,1 миллиарда рублей (+25,7% по сравнению с началом года) до величины 489,1 миллиарда рублей. В этом же периоде вырос также объем средств, привлеченных от кредитных организаций ОЭСР - на 75,02 миллиарда рублей (+28,0%) до величины 341,5 миллиарда рублей. В результате общий объем привлеченных ресурсов за I полугодие 2013 года увеличился на 192 миллиарда рублей (+8,4%) и составил 2,469 триллиона рублей.

Таким образом, Внешэкономбанку удалось привлечь на каждый вложенный в его капитал рубль примерно 3,2 рубля дополнительных средств, направив их на модернизацию экономики.

- Известно, что поскольку Внешэкономбанк является государственной корпорацией, то есть некоммерческой организацией, то прибыль не является для него самоцелью. Но принцип безубыточности в отношении Внешэкономбанка сохраняется?

- Если проводить анализ на основе сравнения данных за первое полугодие 2013 года и первое полугодие 2012 года на основе средних хронологических балансовых показателей, то мы отмечаем, что прибыль снизилась с 21,6 миллиарда рублей до 0,8 миллиарда рублей. Основные причины достаточно объективны: это досоздание резервов (что является вполне понятным при таком резком увеличении объема инвестиционных проектов в кредитном портфеле) и отрицательная динамика по переоценке валютных балансовых статей, сальдо за сравнимый период прошлого года снизилось на 7 миллиардов рублей.

При этом следует отметить, что чистый процентный доход составил 46,7 миллиарда рублей, что на 8 миллиардов рублей (+20,8%) выше результатов аналогичного периода прошлого года. Стабильна чистая процентная маржа. Она осталась на уровне 3,4%. Основная причина - рост процентных доходов до суммы 117,6 миллиарда рублей от увеличивающегося объема кредитного портфеля. Росли, конечно, и расходы, но не в таком объеме: на 11,6 миллиарда рублей (+19,5%) до уровня 71 миллиарда рублей. На росте расходов сказались естественное увеличение объема привлеченных средств и некоторый рост средней ставки их привлечения с 6% по итогам первого полугодия 2012 г. до 6,1% по итогам первого полугодия 2013 года. В этой связи следует отметить, что у Внешэкономбанка, как основного участника Группы, нет такой возможности привлечения ресурсов, которая имеется у крупных коммерческих банков - привлечение депозитов от юридических и физических лиц, использование остатков на этих счетах для активных операций.

Назад

Состоялось очередное заседание наблюдательного совета Внешэкономбанка

4 октября 2013 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Наблюдательному совету Внешэкономбанка был представлен отчет о проделанной работе, связанной с урегулированием задолженности Концерна «Тракторные заводы» перед ВЭБом.

На заседании обсуждалась текущая ситуация по проекту «Завершение инвестиционной программы и восстановления финансовой устойчивости ОАО «Амурметалл».

Наблюдательный совет принял решение об оказании дополнительной благотворительной поддержки российской заявочной кампании по продвижению города Екатеринбурга в качестве города – кандидата на право проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2020.

Также наблюдательным советом было одобрено решение о переводе благотворительных средств в размере 70 млн. рублей на ликвидацию последствий наводнения на Дальнем Востоке в адрес областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ленинская центральная районная больница». Данное медицинское учреждение оказывало первичную медико-санитарную и специализированную помощь во время тяжелой паводковой ситуации в Приамурском регионе и в настоящее время  нуждается в капитальном ремонте.

Также был обсужден ряд других вопросов, касающихся текущей деятельности Внешэкономбанка.

 

Пресс-служба Внешэкономбанка
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru

Назад

О платеже по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте

4 октября 2013 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в соответствии с условиями выпуска еврооблигаций, по поручению Министерства финансов Российской Федерации перевела в Citibank N.A., London Office, средства на общую сумму 161 млн. 875 тыс. долларов США.

 Данные средства переведены в рамках погашения государственного внешнего долга Российской Федерации в счет оплаты процентов по облигационным займам, выпущенным в 2012 году:

  • на сумму 2 млрд.  долларов США со сроком погашения в 2017 году;
  • на сумму 2 млрд. долларов США со сроком погашения в 2022 году;
  • на сумму 3 млрд. долларов США со сроком погашения в 2042 году.

Платежи осуществлены в одной валюте.

 

Пресс-служба Внешэкономбанка
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru

Назад

Летная погода

2 октября 2013 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Коммерсантъ."Лизинг". Приложение,
№179 (5210),
02.10.2013

Рынок лизинга авиационной техники один из наиболее капиталоемких и динамично развивающихся. По итогам 2012 года объем нового бизнеса в данном сегменте составил порядка 107 млрд руб., увеличившись по отношению к прошлому году примерно на 22%. Особенностью авиализинга в России является высокая концентрация рынка. Можно назвать пять компаний, которые планомерно занимаются авиационным лизингом, у остальных могут проходить лишь отдельные сделки: "ВЭБ-лизинг", "ВТБ Лизинг", "Сбербанк Лизинг", ГТЛК и "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК). Среди компаний первой тройки развивается конкуренция, так как они работают с крупнейшими авиаперевозчиками, поставляя в лизинг весь спектр воздушных судов. Что касается ГТЛК и ИФК, они занимают более специфические ниши, работая с региональной авиацией.
Ограниченность рынка обусловлена возможностью привлечения длинных дешевых денег. Это определяется масштабами компании, то есть небольшая компания по объективным причинам не может привлекать деньги дешевле, чем крупная, она проигрывает ценовую борьбу, поэтому между крупнейшими лизинговыми компаниями конкуренция будет усиливаться. Не секрет, что у многих больших банков сейчас избыток ликвидности, и в связи с этим финансирование авиации — перспективный бизнес. В этих проектах выгодно размещать деньги. Однако какой-либо новый крупный игрок на этом рынке едва ли появится. 

Одной из значимых тенденций развития авиационного рынка является внедрение операционного лизинга. Еще года три назад вообще невозможно было говорить с российскими лизинговыми компаниями о подобного рода сделках. А сейчас ведущие игроки уже готовы определенную долю своего портфеля сформировать в данном сегменте. Операционный лизинг, в отличие от финансового, предполагает возвращение авиакомпанией воздушного судна лизингодателю по истечении срока договора лизинга. Накопленный опыт и рыночные реалии позволяют крупнейшим лизинговым компаниям начинать работать по такой схеме, тем более что она востребована со стороны авиакомпаний и подходит для реализации продукции отечественного авиапрома, вторичный рынок которой пока не сформирован. 

Внесенные изменения в постановление N1212 регулируют практику предоставления субсидий на компенсацию российским авиакомпаниям части затрат по лизинговым платежам за воздушные суда, получаемые в лизинг для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок. В связи с внесенными изменениями с начала августа 2013 года действие постановления распространяется на отечественные самолеты Ан-148 и Sukhoi SuperJet 100. Причем на них отведена квота в 30% средств по программе субсидирования. Предполагается, что благодаря этому будет увеличен спрос на воздушные суда отечественного производства со стороны российских авиакомпаний, что, в свою очередь, будет стимулировать и производителей самолетов. Другое важное изменение заключается в том, что унитарные государственные предприятия тоже могут стать участниками программы субсидирования лизинга, что расширяет круг потенциальных эксплуатантов отечественных воздушных судов. 

Однако если оценивать изменения с позиции лизинговой компании, то все не так радужно. Во-первых, лизинговые сделки в отношении воздушных судов существенно растянуты во времени, поэтому финансовые показатели потенциального лизингополучателя и его возможность осуществлять свои обязательства по договору лизинга в течение всего срока действия этого договора играют главную роль в принятии решения о предоставлении воздушного судна в лизинг. К сожалению, в настоящее время российские авиакомпании с приемлемыми показателями можно пересчитать по пальцам одной руки. Готовность авиакомпании оплатить аванс в размере 10-20%, безусловно, положительно скажется на условиях лизинговой сделки, но все же не будет являться определяющим фактором в принятии решения по реализации сделки с конкретным лизингополучателем. 

В отношении воздушных судов импортного производства ситуация проще, так как лизингодатель может отнести риск на предмет лизинга в силу его достаточной ликвидности на вторичном рынке и возможности определить его остаточную стоимость. Однако в отношении новых отечественных воздушных судов, таких как Sukhoi SuperJet 100, такие механизмы не могут быть осуществлены: отсутствует практика реализации их на вторичном рынке в силу небольшого количества выпущенных ВС и недавнего начала производства, что делает невозможным построение прогнозов в отношении остаточной стоимости ВС. 

Во-вторых, субсидии предоставляются только при условии заключения договора финансового лизинга, что значительно ограничивает круг потенциальных заказчиков SSJ100. Как показывает практика, в отношении новых отечественных ВС авиакомпании предпочитают заключать сделки операционного лизинга. В рамках сделок операционного лизинга по окончании срока лизинга право собственности на ВС остается за лизингодателем и ВС подлежит возврату. В таких случаях гарантом остаточной стоимости выступает производитель ВС, который может его выкупить по окончании срока лизинга. Для производителя это негативный фактор, но в условиях необходимости продвижения своей продукции на рынок производитель готов нести дополнительную нагрузку. Понятно, что со временем вторичный рынок будет сформирован и эти вопросы решатся, но в современных рыночных реалиях было бы весьма уместно расширить действие постановления и на операционный лизинг. 

В-третьих, как со стороны лизинговых, так и со стороны авиационных компаний возникают вопросы касательно пункта постановления, который обязывает авиакомпанию, претендующую на субсидию, начать эксплуатацию воздушного судна не позднее шести месяцев со дня заключения договора лизинга. Возможно, для не новых, бывших в эксплуатации воздушных судов такие условия и являются приемлемыми, но что касается новых самолетов, то здесь срок надо увеличить хотя бы до двух лет, что примерно соответствует циклу изготовления нового ВС. 

Вячеслав Соловьев, генеральный директор ОАО "ВЭБ-лизинг"

Назад

Приплыли

2 октября 2013 года
#ВЭБ.РФ
Назад

На сегодняшний день рынок лизинга морских и речных судов занимает незначительную долю в объеме российского рынка лизинговых услуг. Его доля в новом бизнесе лизинговых компаний по итогам 2012 года составила немногим более 1,5%, что несколько меньше по сравнению с 2011 годом. Объем новых сделок в сегменте лизинга водного транспорта в прошлом году составил порядка 20 млрд руб., опять-таки показав незначительное падение.

Причина подобного положения дел заключается в достаточно сложной финансовой ситуации, в которой пребывают как потенциальные заказчики водных судов, так и их производители. Этот сегмент достаточно узок, специализирован. Меры государственной поддержки пока не соответствуют имеющимся потребностям. Существует "Программа развития лизинга морских и речных судов отечественного производства", оператором которой является ОАО ОСК, однако масштабы ее реализации пока далеки от требуемых. В соответствии с условиями программы ОСК предоставляет лизинговым компаниям, участвующим в сделке по лизингу судов, финансирование по ставке рефинансирования ЦБ РФ на срок до десяти лет. Однако особенность лизинга судов заключается в том, что срок их окупаемости составляет в среднем 20-30 лет, что значительно превышает допустимые сроки заключения лизингового контракта. На практике подобная проблема решается следующим образом: на протяжении действия всего договора лизинга выплачиваются приемлемые для клиента ежемесячные платежи по договору лизинга, так что выкупной платеж в итоге составляет чуть ли не половину стоимости судна. По окончании срока лизинга возможна реструктуризация договора или привлечение лизингополучателем банковского кредита, из которого и выплачивается выкупной платеж. Теоретически после оплаты выкупного платежа возможна реализация перешедшего в собственность к лизингополучателю судна по схеме возвратного лизинга, то есть лизинговая компания может выкупить это судно у клиента и опять передать его в лизинг тому же лизингополучателю. 

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.