Интервью Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева телеканалу «Россия 24».
Телеканал "Россия 24",
ИНТЕРВЬЮ,
19.05.2011, 10:35
ВЕДУЩИЙ: Для развития государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций в России делается немало - укрепляется законодательная база, выделяются деньги. Однако государство и предприниматели еще недостаточно компетентны в вопросах совместной работы, считает Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. Как сделать совместную работу государства и частных компаний действительно эффективной и как реализуются меры по повышению инвестиционной привлекательности России, на эти и другие вопросы руководитель ВЭБа ответил в интервью, которое дал моей коллеге Эвелине Закамской.
КОРР.: Здравствуйте, Владимир Александрович. Спасибо, что нашли для нас время. Владимир Александрович, одним из ключевых условий построения новой, современной модернизационной экономики России является государственно-частное партнерство, то есть паритетное соотношение и сотрудничество бизнеса и государства. Внешэкономбанк - это как раз та структура, которая призвана выступать посредником между государством и бизнесом в реализации разных проектов. В какой стадии, как Вы оцениваете сейчас развитие государственно-частного партнерства и какие условия необходимо соблюсти для того, чтобы оно развивалось?
Владимир ДМИТРИЕВ, Председатель госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)": Мне кажется, за последнее время сделано немало с точки зрения создания законодательной инфраструктуры для того, чтобы государственно-частное партнерство в нашей стране заработало. Разумеется, одних законодательных инициатив на федеральном и на региональном уровне недостаточно для того, чтобы проекты в рамках государственно-частного партнерства реализовывались. Мы во Внешэкономбанке уже несколько лет эту тему серьезно развиваем, у нас создан Центр государственно-частного партнерства и этот центр занимается не только поиском проектов, которые могли бы реализовываться на принципах государственно-частного партнерства, но и поддерживает тесные связи с региональными, муниципальными властями, работает с частным бизнесом, проводит различного рода обучающие программы и внедряет продукты по обучению участников проектов в сфере государственно-частного партнерства для того, чтобы ликвидировать и преодолеть совершенно очевидную во многих случаях некомпетентность в реализации проектов.
КОРР.: Мне интересно, с какой стороны здесь большая некомпетентность, - со стороны государства или предпринимательского сообщества?
Владимир ДМИТРИЕВ: Я думаю, что примерно в равной степени участники процесса не имеют адекватного представления о том, как и чем им заниматься с тем, чтобы обеспечить, с одной стороны, бюджетную эффективность, с другой стороны, чтобы проект стал привлекательным для частного бизнеса. Это хождение по мукам привело нас к тому, что, конечно, надо консолидировать работу, связанную с формированием национальных компетенций в сфере ГЧП.
КОРР.: То есть учиться, учиться и учиться.
Владимир ДМИТРИЕВ: Учиться и внедрять в практику тот багаж, который мы формируем.
КОРР.: Где и как вы предлагаете это делать?
Владимир ДМИТРИЕВ: Поначалу мы рассчитывали, что справимся самостоятельно с этой серьезной задачей. Мы устраивали телеконференции, мы устраивали семинары на базе Внешэкономбанка, на базе Академии государственной службы, на базе Финансового университета, мы организовывали выездные совещания в регионы, устраивали межрегиональные совещания. Это, конечно, исключительно трудоемкий затратный процесс. И в конечном итоге мы пришли к выводу, что нашим естественным, в этом смысле партнером с точки зрения формирования и научной базы, и профессиональных компетенций должен стать Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации. Было подписано дополнение к уже существующему соглашению о сотрудничестве между Финансовым университетом и госкорпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности", предусматривающее создание кафедры государственно-частного партнерства в Финансовом университете и формирование на этой кафедре серьезных компетенций как для государственных участников различных проектов, так и для частного бизнеса.
КОРР.: Вы тем самым помогаете себе сами, да? Повышая уровень тех, с кем вам предстоит сотрудничать в будущем?
Владимир ДМИТРИЕВ: Безусловно, этот процесс имеет исключительно важное значение для нашей практической деятельности. Надо сказать, что Наблюдательный совет Внешэкономбанка, осознавая необходимость поддержки проектов различных ипостасей инфраструктуры региональной и муниципальной, принял ряд серьезных решений. Ежегодно Внешэкономбанк будет выделять 2 миллиарда рублей, которые будут распределяться на поддержку проектов инфраструктуры региональной, муниципальной в виде финансирования проектных компаний, работающих на предпроектной стадии, формирование соответствующих проектов, которые могут публично выставляться на конкурсы для привлечения частных инвестиций. Только для Москвы помимо этих 2 миллиардов в этом году выделяется 900 миллионов рублей для предпроектной работы и формирования проектов, которые могут быть привлекательны для частного бизнеса в сфере московской инфраструктуры.
КОРР.: Владимир Александрович, что еще важно для развития ГЧП? Может быть, законодательные инициативы, законодательные пробелы по-прежнему существуют? И мы знаем немного положительных примеров государственно-частного партнерства. Какие Вы бы могли выделить?
Владимир ДМИТРИЕВ: У нас создано, на мой взгляд, неплохое законодательство, позволяющее двигать проекты в сфере государственно-частного партнерства: это закон о концессиях, это создание такого института, как инвестиционный фонд, это, в конце концов, создание институтов развития, которые призваны работать в этой сфере. Мы имеем в ряде регионов весьма продвинутое законодательство, напрямую имеющее отношение к государственно-частному партнерству, - это Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск. Более чем в 30 регионах приняты соответствующие региональные законы, позволяющие бизнесу и власти взаимодействовать в государственно-частном партнерстве. Но, к сожалению, из, наверное, сотни, если не больше, проектов, которые могли бы быть реализованы, мы видим, что большая их часть пока находится на уровне "хотелок". Это неполноценные проекты, их нельзя публично представлять на конкурсы, они не являются привлекательными для частного бизнеса. И поэтому, конечно, роль кафедры, роль институтов развития состоит в том, чтобы и частный бизнес, и власти на различных уровнях готовить к компетентному, профессиональному формированию проектов, к совершенствованию законодательства.
КОРР.: И все-таки, наверное, нужно напомнить отрасли, которые могут быть интересны для государственно-частного партнерства, и те проекты, которые сейчас реализуются, в том числе с помощью Внешэкономбанка, - инфраструктурные проекты.
Владимир ДМИТРИЕВ: Говоря о проектах, первые два крупных проекта, основанные на принципах государственно-частного партнерства в таких масштабных секторах, - это инфраструктурные проекты - это платная дорога Москва - Санкт-Петербург, это обход Одинцово, это проекты здравоохранения и образования, которые в скором времени начнут реализовываться в Ханты-Мансийске, это инфраструктурные проекты в Санкт-Петербурге - Орловский тоннель, Северо-Западный диаметр. Это, кстати, масштабный проект, который реализуется в Ростове-на-Дону - "Вода Ростова", где участвует инвестиционный фонд, где участвуют региональные власти и частный инвестор, это проект, связанный с водоканалом, с водоотводом, с водообеспечением. И в конечном итоге он даст возможность построить целый микрорайон на лучших принципах государственно-частного партнерства и международных практик.
КОРР.: Для реализации всех этих проектов необходимы существенные средства. Внешэкономбанк, кроме того, что активно эти средства выделяет, прибегает и к заимствованиям. В этом направлении вы создали сразу несколько прецедентов, я имею в виду рекордно синдицированный кредит почти в 2,5 миллиарда долларов и рублевый кредит, привлеченный из-за рубежа английским банком HSBC, в 160 миллионов евро. Для чего? Закончились свои деньги, как их отдавать, на что их тратить? Вот сразу несколько вопросов возникает в этой связи.
Владимир ДМИТРИЕВ: К сожалению, но это является известной международной практикой. Институты развития свою работу и финансирование инвестиционных проектов базируют либо на уставном капитале, либо на заемных средствах. Дешевых средств клиентов в пассивах Внешэкономбанка нет, в отличие от других банков с государственным участием. Поэтому для нас любой ресурс - это платный, причем платный рыночный, поэтому те привлечения, о которых Вы упомянули, являются примером такой работы с нашими кредиторами. Синдицированный займ в размере 2 миллиардов 450 миллионов трехлетний, по своим финансовым условиям он беспрецедентен для российского рынка и по своему объему, и по ставке - это либор плюс 130 базисных пунктов. По таким благоприятным условиям никто из российских заемщиков до сих пор не размещался. Средства пойдут на финансирование наших проектов, в том числе в сфере государственно-частного партнерства, хотя, конечно же, мы говорим и о проектах более масштабных в различных отраслях экономики.
КОРР.: Вы по конкретному списку еще не определились?
Владимир ДМИТРИЕВ: Дело в том, что все это вливается в общую кассу и бюджет и идентифицировать конкретно проекты, которые будут финансироваться из этого источникам, конечно, не представляется возможным. Но у нас, как говорится, "пай плэн" достаточно большой - это более триллиона рублей и, разумеется, часть из этих проектов начнут реализовываться, я имею в виду, финансирование откроется уже в этом году, поэтому, конечно, мы задействуем этот источник. Другой проект, о котором Вы сказали, - заимствование в размере 160 миллионов евро. В целом, проект больше 600 миллионов евро. Эти 160 миллионов были привлечены в рублях, эквивалент, я сказал, в евро. Это первая сделка подобного рода, когда иностранный банк при поддержке страхового агентства - речь идет о банке HSBC и о датском страховом агентстве, мы подписали это соглашение во время визита Председателя Правительства нашей страны Владимира Владимировича Путина в Данию. Это первый уникальный проект и направлен он будет, эти средства будут направлены на финансирование строительства крупного - более 3 миллионов тонн производства - цементного завода в Калужской области.
КОРР.: А выдавать кредиты в рублях зарубежным партнерам сейчас, наверное, выгодно с учетом тенденции укрепляющегося рубля. Сейчас может быть эта практика продолжена в дальнейшем?
Владимир ДМИТРИЕВ: Это так, особенно, когда у банков есть рублевая ликвидность, и они охотно идут на предоставление кредитов в рублях. Но привлекательность этой сделки состоит в том, что в новом сегменте рынка заимствований создаются условия для более масштабного использования рубля в наших взаимоотношениях с иностранными банками для финансирования проектов внутри страны. Это лишь часть той работы, которая связана с формирование в Москве международного финансового центра, регионального финансового центра, и превращения рубля в региональную валюту расчетов.
КОРР.: По поводу синдицированного кредита хотела уточнить, Владимир Александрович. Три года - все-таки маленький срок. Как его отдавать?
Владимир ДМИТРИЕВ: Практика предоставления синдицированных кредитов такова, что поскольку синдикация предполагает наличие множества иностранных партнеров и договоренности, как правило, не распространяются на горизонт свыше 3-х, максимум 5 лет. Для этого существует рынок капиталов, совершенно другой сегмент инвесторов, которые готовы играть в «длинную». И в этом смысле наш пример, когда в прошлом году мы разместили облигации 5-ти, и 7-и, и 10-и, и 15-летние, говорит о востребованности российского рынка и о готовности инвесторов вкладываться в «длинную».
КОРР.: И в продолжение темы стимулирования инвестиционной привлекательности России. А в какой стадии сейчас идея о создании Агентства по страхованию экспортных инвестиций?
Владимир ДМИТРИЕВ: Правительство внесло в думу законопроект о внесении поправок в закон о "Банке развития" с тем, чтобы на базе этого закона и поправок к нему, было создано в качестве стопроцентной "дочки" Внешэкономбанка Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. В данном случае мы говорим об экспортных кредитах и инвестициях, направленных на продвижение российского промышленного экспорта и поддержание инвестиционных устремление российских компаний за рубежом. Так вот, профильный комитет Государственной Думы рассмотрел этот законопроект. Есть надежда на то, что в самые ближайшие дни он пройдет первое чтение. И, мне кажется, все участники этого процесса, по крайней мере, насколько мне известно из бесед и постоянных контактов и в Думе, и Совете Федерации, все участники этого процесса заинтересованы в том, чтобы в весеннюю сессию этот закон прошел все слушания и был внесен президенту на подпись.
КОРР.: Владимир Александрович, и степень готовности Фонда прямых инвестиций.
Владимир ДМИТРИЕВ: Российский Фонд прямых инвестиций, мы рассчитываем, будет создан к Петербургскому экономическому форуму. На этот счет приняты соответствующие решения Наблюдательного совета, которые принимались в соответствии с поручениями, данными Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Решения эти имеют отношение, во-первых, к руководителю управляющей компании этого фонда - им становится Кирилл Дмитриев, известный в инвестиционных кругах специалист, профессионал, имеющий, во-первых, хорошее зарубежное образование, - у него за плечами два американских университета, во-вторых, это человек, отвечающий тем требованиям, которые мы согласовывали и с иностранными инвесторами для того, чтобы фигура во многом соответствовала работе на таком профессиональном уровне. Мы на Наблюдательный совет вынесли и согласовали инвестиционную декларацию и остальные документы, необходимые для того, чтобы управляющая компания была зарегистрирована, и мы могли формировать соответствующие органы корпоративного управления. Исходим из того, что этот фонд, а точнее управляющая компания будет работать, основывая свою деятельность на лучших международных практиках, будет функционировать инвестиционный комитет, Совет директоров, Наблюдательный совет. Во все эти органы будут приглашаться специалисты, известные рынку. По нашему глубокому убеждению, и эта позиция поддерживается иностранными партнерами создаваемого фонда. Фонд должен быть изолирован от какого-то бы ни было административного влияния. Он должен работать, исходя из принципов надежности инвестиций, окупаемости и, что тоже поддерживается иностранными партнерами, его направления деятельности должны соответствовать основным направлениям модернизации и инновационного развития российской экономики. Самое главное, что идея, изначально заложенная в фонде, об участии фонда в проектах, привлекательных для иностранных инвесторов, при соотношении рубль из фонда - минимум 2-3 рубля из иностранных фондов, но идеальное соотношение 1 к 5. Будь то суверенные либо фонды прямых инвестиций, - эта идея поддерживается нашими потенциальными партнерами. Сейчас в Москве находится представительная команда и руководство суверенных фондов зоны Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Китая, фондов прямых инвестиций, известных фондов прямых инвестиций из Америки и Великобритании. У нас максимальное понимание, мы говорим на одном общем языке - на профессиональном языке, и это вселяет дополнительный оптимизм в то, что фонд не только будет создан к Петербургскому форуму, но уже в этом году он начнет свою активную работу.
КОРР.: И тогда у меня последний вопрос, Владимир Александрович. Каждый год в середине июня в Петербурге вы говорите, вы и участники Петербургского экономического форума, говорят о деловом климате и инвестиционной привлекательности России. Если сравнить 2008 и 2011 годы, как Вы оцениваете ситуацию сейчас?
Владимир ДМИТРИЕВ: Говоря о России июня 2008 года, конечно же, инвесторы и мы понимали, что, будучи частью глобального рынка, глобальной экономики, глобальных финансовых рынков, Россия неизбежно окажется под влиянием уже в то время очевидного для Запада кризиса, финансового, в том числе. Сейчас есть уверенность в том, что по прошествии трех лет мы из этого кризиса выходим. Хотя экономика восстановилась не полностью, но, что называется, по своей кафедре я могу сказать, что деловой климат оживает, безусловно. Мы видим нарастающее число очень интересных проектов.
КОРР.: Если дорога выбрана правильно, главное с нее не сворачивать. Я благодарю Вас за это интервью и желаю успеха.
Владимир ДМИТРИЕВ: Спасибо.

Назначен генеральный директор управляющей компании Российского фонда прямых инвестиций
Москва. 18 мая. ИНТЕРФАКС - Кирилл Дмитриев назначен генеральным директором управляющей компании Российского фонда прямых инвестиций.
Как сообщила пресс-служба правительства, в новом качестве К.Дмитриев присутствовал на состоявшейся в среду встрече премьер-министра РФ Владимира Путина с представителями ведущих иностранных инвестиционных фондов.
Деятельность создаваемого Российского фонда прямых инвестиций стала одной из тем встречи, сообщили в пресс-службе.
"Есть огромный интерес к фонду со стороны широкого круга иностранных инвесторов", - сказал "Интерфаксу" К.Дмитриев по итогам встречи.
Кирилл Александрович Дмитриев родился 12 апреля 1975 года в Киеве. В 1996 году получил степень бакалавра экономики с наивысшим отличием Стэндфордского университета. В 2000 году получил степень МВА с наивысшим отличием Гарвардского университета (Baker Scholar).
В 1996-1998 годах - консультант компании McKinsey & Company в Лос-Анджелесе, Москве и Праге;
в 1999 году - инвестиционный банкир в Goldman Sachs в Нью-Йорке;
в 2000-2002 годах - заместитель генерального директора компании IBS;
в 2002-2007 годах - соуправляющий партнер и исполнительный директор фонда прямых инвестиций Delta Private Equity;
в 2005-2006 годах - председатель Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ);
с 2007 года - президент и основатель фонда прямых инвестиций Icon Private Equity.
Под непосредственным руководством К.Дмитриева был осуществлен ряд инвестиций в компании, которые стали лидерами в своих отраслях в России: Дельтабанк и банк "ДельтаКредит", телеканалы СТС и ТВ-3, оператор кабельного телевидения "Национальные кабельные сети" и компания "Компьюлинк". Это позволило привлечь в экономику России инвестиции от ведущих мировых компаний, включая GE Capital, Societe Generale, Fidelity Investments.
Официально о создании РФПИ планируется объявить в рамках Петербургского экономического форума 17-18 июня. Управляющую компанию фонда учредит ВЭБ. Цель фонда - привлечение зарубежного капитала, на его формирование из дополнительных доходов бюджета в 2011 году будет выделено 62 млрд рублей.
На встрече с В.Путиным присутствовали представители суверенных фондов и институтов развития (China Investment Corporation, Caisse des Depots et Consignations, Abu Dhabi Investment Authority, Hong Kong Monetary Authority, Kuwait Investment Authority, Korea Investment Corporation, Khazanah Nasional), а также инвесткомпаний, банков и пенсионных фондов (Goldman Sachs, Blackstone Group, North Carolina Department of State Treasurer, TPG, Apax Partners, Warburg Pincus, Permira, Eton Park Capital Management).
