Опубликован Федеральный закон Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"

14 октября 2008 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Российская газета
Опубликовано 14 октября 2008 г.
Вступает в силу с момента публикации: 14 октября 2008 г.

Принят Государственной Думой 10 октября 2008 года
Одобрен Советом Федерации 13 октября 2008 года

Статья 1

1. Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 31 декабря 2009 года включительно вправе предоставлять организациям, удовлетворяющим требованиям, установленным в соответствии с настоящей статьей, кредиты (займы) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных этими организациями до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций, приобретатъ права требования у иностранных кредиторов к этим организациям по обязательствам, возникшим до 25 сентября 2008 года, и осуществлять в указанных целях иные операции в соответствии с решениями наблюдательного совета Внеш экономбанка. Общая сумма указанных кредитов (займов), а также приобретаемых Внешэкономбанком прав требований не должна превышать сумму, эквивалентную 50 млрд. долларов США.

2. Минимальная процентная ставка по кредитам, предоставляемым в соответствии с настоящей статьей, должна превышать ставку ЛИБОР в долларах США сроком на один год, установленную на дату предоставления кредита, не менее чем на 5 процентных пунктов.

3. Требования к получателям кредитов (займов), порядок и условия предоставления соответствующих кредитов (займов), а также требования к организациям, права требования по обязательствам которых приобретаются, устанавливаются наблюдательным советом Внешэкономбанка.

4. В качестве одного из условий предоставления кредита (займа) может быть установлена обязанность получателя кредита (займа) до момента погашения соответствующего кредита (займа) согласовывать с Внешэкономбанком получение кредитов (займов) от третьих лиц и существенные условия договоров о получения таких кредитов (займов).

Статья 2

1. В целях обеспечения возможности предоставления Внешэконом банком кредитов (займов), указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, Центральный банк Российской Федерации после дня вступления в силу настоящего Федерального закона размещает во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50 млрд. долларов США сроком на один год по ставке, превышающей на 1 процентный пункт ставку ЛИБОР в долларах США сроком на один год, установленную на дату размещения депозита, с возможностью продления срока размещения.

2. Размещенные в соответствии с настоящей статьей средства могут быть использованы Внешэкономбанком исключительно для целей, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона.

Статья 3

Центральный банк Российской Федерации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 31 декабря 2009 года включительно вправе заключать с кредитными организациями соглашения, в соответствии с которыми Центральный банк Российской Федерации обязуется компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями, совершенным со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 31 декабря 2009 года включительно, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Статья 4

1. Средства фонда национального благосостояния могут быть размещены во Внешэкономбанке на депозиты сроком до 31 декабря 2019 года включительно на общую сумму не более 450 млрд. рублей по ставке 7 процентов годовых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Размещенные в соответствии с частью 1 настоящей статьи средства могут быть использованы Внешэкономбанком исключительно для осуществления операций, указанных в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Статья 5

1. Центральный банк Российской Федерации предоставляет Сберегательному банку Российской Федерации субординированные кредиты (займы) без обеспечения на общую сумму, не превышающие 500 млрд. рублей, на срок до 31 декабря 2019 года включительно по ставке 8 процентов годовых.

2. Субординированные кредиты (займы), указанные в части 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены полностью или частично путем приобретения Центральным банком Российской Федерации выпускаемых Сберегательным банком Российской Федерации облигаций и (или) выпускаемых в его пользу и гарантированных Сберегательным банком Российской Федерации еврооблигаций, размещаемых и (или) обращающихся на территории Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации.

Статья 6

1. Установить, что Внешэкономбанк:

1) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 31 декабря 2008 года включительно предоставляет следующие субординированные кредиты (займы) без обеспечения:

а) открытому акционерному обществу "Банк ВТБ" на сумму, не превышающую 200 млрд. рублей, на срок до 31 декабря 2019 года включительно по ставке 8 процентов годовых;

б) открытому акционерному обществу "Россельхозбанк" на сумму, не превышающую 25 млрд. рублей, на срок до 31 декабря 2019 года включительно по ставке 8 процентов годовых;

2) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 31 декабря 2009 года включительно вправе предоставлять субординированные кредиты (займы) без обеспечения на срок до 31 декабря 2019 года включительно по ставке 8 процентов годовых российским кредитным организациям при соблюдении ими следующих условий:

а) наличия у кредитной организации на дату обращения за получением кредита (займа) рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже установленного минимального уровня;

б) получение кредитной организацией после 1 октября 2008 года от третьих лиц субординированных кредитов (займов) и (или) сумм в оплату взноса в уставный капитал этой кредитной организации.

2. Общая сумма субординированных кредитов (займов), предоставляемых Внешэкономбанком в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи одной кредитной организации, не должна превышать 15 процентов от величины собственных средств (капитала) получателя кредита (займа), рассчитанной на 1 октября 2008 года, и 100 процентов от общей суммы средств, указанных в подпункте "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи.

3. Субординированные кредиты (займы), указанные в пункте 2 части 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены полностью или частично путем приобретения Внешэкономбанком выпускаемых получающими соответствующие кредиты (займы) кредитными организациями облигаций и (или) выпускаемых в их пользу и гарантированных ими еврооблигаций, размещаемых и (или) обращающихся на территории Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации.

4. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения долгосрочной кредитоспособности кредитных организаций в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, и необходимых минимальных показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов (займов), а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов (займов) устанавливаются наблюдательным советом Внешэкономбанка.

5. На указанные в пункте 1 части 1 настоящей статья и в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона сделки не распространяются требования, установленные главой ХI Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Статья 7

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Д. Медведев

Назад

Наблюдательный совет Внешэкономбанка утвердил Порядок реализации мер, предусмотренных статьями 1 и 2 Федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»

13 октября 2008 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Наблюдательный совет Внешэкономбанка (ВЭБ) утвердил критерии и процедуру отбора компаний для рефинансирования их задолженности перед иностранными кредиторами. Об этом сообщил глава ВЭБ Владимир Дмитриев после внеочередного заседания наблюдательного совета.

Средства на рефинансирование во Внешэкономбанке иностранных займов смогут получить только те компании, которые работают на территории РФ и в реальном секторе экономики, отметил он. Их деятельность должна иметь важное значение для экономики региона или стратегических отраслей.

Претендовать на рефинансирование могут компании, которые привлекали кредиты для реализации инвестпроектов или приобретение активов на территории РФ. Кроме того, если речь идет об акционерных обществах, акционеры должны сами привлекать софинансирование, разделяя риски с государством, сказал В.Дмитриев.

Максимальный объем средств, выделяемых Внешэкономбанком (ВЭБ) российским компаниям для рефинансирования иностранных займов, не превысит 2,5 млрд долл. на одного заемщика. Владимир Дмитриев уточнил, что минимальная планка зафиксирована на уровне 100 млн долл., добавив, что такие условия определены меморандумом о деятельности банка, в котором говорится, что выдаваемый заем не может превышать 25% уставного капитала ВЭБа.

Рассматривать заявки на рефинансирование иностранных займов ВЭБ будет в течение 18 дней с момента подачи. В.Дмитриев пояснил, что 3 дня потребуется на предварительную оценку заявки, 10 дней - на комплексную оценку, в ходе которой банк проанализирует финансовое положение заемщика и изучит документы, касающиеся его иностранного займа. Окончательное решение по итогам оценки должно быть принято в течение 5 дней, сообщил В.Дмитриев. "Объем заявок большой, но внутри банка проведены необходимые организационно-кадровые мероприятия, позволяющие усилить эти направления работы", - отметил он.

Источник: RBC.RU

 

Порядок реализации мер, предусмотренных статьями 1 и 2 Федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»

Приложение 1

Приложение 2

Назад

Состоялось очередное заседание наблюдательного совета Внешэкономбанка

13 октября 2008 года
#ВЭБ.РФ
Назад
 
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание наблюдательного совета Внешэкономбанка - Банка развития.

 

 

Вступительное слово:

 

Уважаемые коллеги!

Вы знаете, что в последние дни - и сегодня на Президиуме мы говорили об этом - нами предпринят ряд серьезных шагов, направленных на защиту отечественной экономики от негативного влияния мирового финансового кризиса.

Ключевой задачей считаю обеспечение устойчивости российской банковской системы и сохранение условий для стабильной работы российских предприятий. И в решении этой задачи Внешэкономбанк - Банк развития будет играть одну из ведущих ролей.

Его уставной капитал уже до конца года будет увеличен на 75 млрд. рублей. Эти средства могут быть использованы для покупки российских ценных бумаг и страхования сделок на отечественном финансовом рынке.

Еще 175 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния будет передано в управление ВЭБу для поддержки стабильности российского фондового рынка. В том числе - для приобретения корпоративных облигаций отечественных компаний. Об этом пару дней назад я тоже объявлял.

Кроме того, пакет антикризисных мер предусматривает выделение 950 млрд. рублей российским банкам. Это будут так называемые "длинные" деньги, предоставляемые на 10 лет. Очень важно, что их использование приведет к повышению капитала российских банков, будет улучшать ситуацию с ликвидностью одновременно.

500 млрд. за счет ресурсов ЦБ получает Сбербанк. Остальные 450 млрд. выделяются Внешэкономбанку. Из них 200 млрд. ВЭБ должен передать Внешторгбанку, 25 млрд. - Россельхозбанку. Еще 225 млрд. Внешэкономбанк вправе выдавать в качестве субординированных кредитов коммерческим банкам. Но при условии, что их акционеры также будут готовы за счет собственных средств увеличивать капиталы своих банков.

Естественно, это должны быть надежные, перспективные банки, обладающие высоким рейтингом кредитоспособности.

Наряду с банковской сферой мы должны поддержать реальный сектор российской экономики. Мы сегодня тоже довольно подробно об этом говорили. И, прежде всего, обеспечить ему доступ к финансовым ресурсам.

Многие наши предприятия кредитовались за рубежом. Сейчас этот механизм практически не работает. А сроки исполнения обязательств по погашению задолженности наступают.

Мы должны предложить нашим компаниям альтернативные - внутренние источники рефинансирования ранее полученных иностранных займов. И тем самым - защитить активы российских предприятий от распродажи по явно заниженным ценам. Ценам, которые не имеют ничего общего с реальной стоимостью их бизнеса.

На эти цели Центральный Банк выделяет Внешэкономбанку России 50 млрд. долларов США. Право рефинансировать зарубежные кредиты получат те компании, которые взяли их до 25 сентября 2008 года, то есть до объявления этой меры.

Сегодня утвердим порядок и условия, по которым ВЭБ будет перекредитовывать российские предприятия. Принятие этого решения является очень важным. Важно, чтобы безотлагательно началась реальная работа с российскими заемщиками.

Считаю, что ключевые условия должны быть следующими.

Во-первых, компания-заемщик должна свою основную деятельность вести на территории Российской Федерации в реальном секторе нашей экономики.

Во-вторых, такая деятельность должна иметь важное значение либо для экономики регионов, либо для стратегических отраслей. И мы не должны допускать утрату соответствующих активов, если в результате этого могут произойти негативные социальные последствия.

В-третьих, мы должны рефинансировать только те кредиты, которые привлекались для реализации инвестиционных проектов или приобретения активов в России. Подчеркну - именно в нашей экономике.

И, наконец, помощь, как правило, будет предоставляться тем компаниям, которые самостоятельно привлекут софинансирование и таким образом будут разделять риски с государством.

Перечисленные мною выше шаги заложены в поправках в федеральный бюджет и в законе "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы". За него уже проголосовали Государственная Дума и Совет Федерации. Поправки в бюджет также будут рассмотрены на этой неделе. Надеюсь, что Правительству Российской Федерации вместе с депутатами удастся найти все необходимые решения, согласовать свою позицию. Откладывать это решение нельзя.

К моменту вступления этих актов в силу все организационные решения со стороны Внешэкономбанка должны быть приняты. А сам банк должен быть готов к проведению необходимых финансовых операций. Именно поэтому мы так оперативно собрали сегодня внеочередное заседание наблюдательного совета Банка развития.

Давайте перейдем к повестке дня.

Источник: Интернет-портал Правительства Российской Федерации

 

Наблюдательный совет Внешэкономбанка утвердил Порядок реализации мер, предусмотренных статьями 1 и 2 Федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»

Приложение 1

Приложение 2

 

 

Назад

Интервью Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева газете "Handelsblatt"

13 октября 2008 года
#ВЭБ.РФ
Назад

 

10 / 11 / 12 октября 2008 г.
Handelsblatt
№ 197
Перевод с немецкого

 

Если бы нас не было, нас следовало бы создать

 

- В последнее время на российских биржах наблюдается один обвал за другим. В чем причина?

Причиной происходящего являются не какие-либо фундаментальные данные, а скорее психология. Разумеется, здесь играет роль ряд факторов: нервозность в связи с разработкой США пакета экономической помощи, а также неблагоприятные новости из Европы. Однако рыночная ситуация и риски известны, и при оценке активов они должны учитываться. За резкими движениями биржевых курсов здесь, в России, прежде всего, стоят психологические факторы.

- Удивило ли вас, что кризис столь сильно затронул российские рынки?

Я был удивлен, но, прежде всего, резкими колебаниями курса. Экономические показатели в России лучше, чем в других странах. Возьмем, к примеру, средства, накопленные в двух наших суверенных фондах, профицит бюджета. Несомненно, мы являемся частью мировой экономики и зависим от инвесторов. Однако я должен констатировать: стратегические инвесторы остались, а спекулянты ушли.

- Изначально, ВЭБ должен был заниматься долгосрочными инфраструктурными проектами. А теперь он должен спасать проблемные банки и компании.

По сути, это для нас серьезный вызов. И хотя раньше это не предусматривалось, пришлось изобретать. Но наша нынешняя роль не будет существенно отличаться от предусмотренной. Теперь мы будем заниматься не только развитием инфраструктуры, например, дорогами и аэропортами, но и финансовым сектором, который, по сути, является системой кровоснабжения экономики.

- Раньше при возникновении проблем в финансовом секторе на выручку приходили, в первую очередь, такие крупные государственные банки как Сбербанк и ВТБ. Это больше не так, поскольку они котируются на биржах?

Именно так: Во время кризиса 2004 ВТБ приобрел частный банк – Гутабанк. Но теперь он должен больше заниматься своими обязательствами, связанными с котировкой на бирже. Поэтому он отказался от сделки со Связьбанком, когда стало известно, что потребность в финансировании столь высока, что это заметно скажется на балансе. Поэтому тут в дело вступили мы – правда, не совсем безвозмездно. Наш капитал теперь увеличится на 75 миллиардов рублей.

- Почему государство должно было помочь именно Связьбанку?

Правительство и Центральный Банк придавали большое значение этому банку: более 13 миллионов пенсионеров получали через него свои деньги. Около 400.000 сотрудников российского почтового ведомства получали через Связьбанк зарплату. Среди его клиентов большое количество крупных компаний. Банк должен был быть спасен.

- Извлечет ли ВЭБ что-либо еще из этого приобретения?

Мы видим потенциал: множество отделений поможет нам в финансировании малых и средних предприятий. С другой стороны, крупные клиенты, например телекоммуникационные компании, будут потенциальными партнерами при строительстве инфраструктуры, что поручено нам государством. Так что эта сделка имеет для нас смысл. Сегодня мы еще не знаем, какова будет судьба Связьбанка - будет ли он частью ВЭБ, независимым государственным банком или мы его позднее вновь продадим какому-либо инвестору.

- После выделения ВЭБу Банком России 50 миллиардов долларов в качестве финансовой помощи, для рефинансирования зарубежных кредитов, полученных российскими банками и компаниями, обращаются ли к вам компании за финансовой помощью?

С этими 50 млрд. долларов, которыми мы будем управлять, мы, естественно, оказались в центре интересов банков и крупных концернов. Среди них есть несколько имен из российского списка Форбс, а также государственные предприятия. В такой ситуации государство должно было предпринять меры, и этого пакета хватит, чтобы покрыть краткосрочные финансовые потребности российских компаний.

- Но это будут не только проблемные банки?

Может возникнуть такая ситуация, при которой мы будем приобретать не только банки, но и предприятия или, как минимум, выступать в качестве управляющего рисками в отношении их сомнительных кредитов. Но, конечно, банки остаются нашими основными клиентами.

- Какие сектора экономики затронуты больше всего?

Конечно, сильно пострадал строительный сектор. Мы сконцентрируем свое внимание на дорожном строительстве, логистических центрах, транспорте и т.д., где, как и прежде, существует высокая потребность в средствах. Другая проблемная область – это ритейл. Правительство скоро должно принять решение, которое определит нашу роль в поддержании наиболее пострадавших от кризиса областей экономики, не исключая и санацию предприятий.

- Достаточно ли у ВЭБ для этого ресурсов?

Уже сегодня у нас имеется департамент, занимающийся управлением проблемными кредитами. В общей сложности, около 14 млрд. долларов. В год мы можем урегулировать около одного миллиарда: мы предоставляем средства, реструктурируем задолженность с целью оздоровления компаний.

- Российские банки и компании подвела система управления рисками?

Дело не только в этом. Речь идет – и не только в России – о проблеме регулирования. Я могу вполне определенно заявить, что в настоящее время различные финансовые органы и учреждения занимаются разработкой пакета с целью надлежащей корректировки существующих законов и норм, прежде всего, для улучшения управления рисками.

- Консолидация банков ускорится. И кто будет управлять процессом? Государство или инвесторы, такие как миллиардер Михаил Прохоров, приобретший Ренессанс Капитал – и за очень хорошую цену?

В первую очередь, государство с его институтами. В настоящее время у нас в стране нет такого количества миллиардеров, имеющих достаточно свободных средств, чтобы скупать банки.

- Какие банки подпадают под государственную защиту?

Прежде всего, конечно, это банки, у которых имеются социальные обязательства и которые играют системообразующую роль. Правительство и ЦБ, безусловно, обеспокоены положением дел, но я могу вас заверить, что оба знают, что делать.

- В строительном секторе кризис, в других отраслях экономики – также. Сохранятся ли в ваших планах долгосрочные проекты?

Буду откровенен: конечно, мы должны проверять отдельные проекты с точки зрения управления рисками, соответствия определенным промышленным стандартам, а также финансового состояния наших заемщиком. Но те проекты, которые уже запущены, будут продолжены. Больше того,  несколько недель назад наш Наблюдательный Совет выделил 2.5 млрд. долларов в качестве долгосрочных кредитов на такие проекты как строительство нефтехимического завода в Татарстане. Все это в рамках нашей обычной деятельности.

- Наблюдатели высказывают критические замечания, что ВЭБ до сих пор не имеет четкой модели. Под одной крышей существует и Банк развития(PосБР) и Экспортный банк (Росэксимбанк). Сохранится ли такое положение дел?

Все части ВЭБ продолжат существование, как и раньше. Конечно, РосБР получит новое название, поскольку до сих пор сохраняется неясность в отношении того, чем он отличается от ВЭБ. Его задача сохраняется: финансирование малых и средних предприятий. Росэксимбанк будет оказывать помощь Правительству в привлечении средств под суверенные гарантии. ВЭБ, конечно, останется инструментом экспортного финансирования. И при этом он или созданный на его базе институт будет агентом по страхованию сделок, приблизительно как Гермес в Германии.

- Сегодня, когда Вы общаетесь с западными инвесторами, что Вы им говорите?

Я бы сослался на Премьер-министра Владимира Путина. Он сказал очень кратко: Конечно, инвесторы должны задавать критические вопросы, но наша роль состоит в том, чтобы их успокоить. Это не означает, что мы должны всё представить в розовом свете. Однако мы убеждены, что российская экономика достаточно сильна, чтобы выдержать эту критическую ситуацию. Например, у нас достаточно сильный бюджет – даже если цены на нефть упадут до 50 долларов, мы будем в состоянии выполнять расходные обязательства бюджета в течение трех лет.

- Россия специально так мало реформировала финансовый сектор в благополучные годы?

Кризис – это всегда возможность внести изменения. Это время реформ. Я не припомню времени, когда Дума так быстро как в настоящее время принимала законы: от пенсионного и налогового до банковского законодательства.

- Когда эти своевременные меры дадут результат?

Должно пройти время, прежде чем принятые сегодня законы и меры подействуют. Я полагаю, что мы вернемся к нормальной ситуации в экономике не ранее начала 2010 года.

 

Назад

О проведении детского праздника «Солнечный день – 2008»

11 октября 2008 года
#ВЭБ.РФ
Назад

11 октября Внешэкономбанк  и  Научно-исследовательский институт детской онкологии и гематологии Российского онкологического научного центра им. Блохина провели детский праздник «Солнечный день-2008» для детей, прошедших успешное лечение в онкоцентре.

Внешэкономбанк активно поддерживает НИИ детской онкологии и гематологии, ежегодно выделяя значительные средства на приобретение дорогостоящего медицинского оборудования и активно участвуя в программах по реабилитации бывших пациентов. Поддержка осуществляется комплексно и на долгосрочной основе.

В этом году на выделенные Банком средства был приобретен новейший аппарат для эндоскопических операций.

 

 

Источник: Пресс-служба ВЭБ
Контактные лица: Никитина Светлана Анатольевна
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.