Сегодня, 2 декабря, в ходе встречи российских и бахрейнских деловых кругов, состоявшихся в рамках официального визита короля Бахрейна шейха Хамада Бен Исса Аль Халифы в Российскую Федерацию, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и Банк развития Бахрейна заключили Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве.
Со стороны Внешэкономбанка Документ подписал член Правления – заместитель Председателя Петр Фрадков, со стороны Банка развития Бахрейна – Председатель Нидаль Салех Аль Ауджан.
Меморандум является первым российско-бахрейнским соглашением в финансовой сфере. Документ, в частности, направлен на создание реальных предпосылок для реализации совместных инвестиционных программ и послужит увеличению товарооборота между двумя странами, а также будет содействовать поддержке малого и среднего предпринимательства в России и Королевстве Бахрейн.
Документ предусматривает углубленное взаимодействие с бахрейнскими финансовыми институтами, совместное финансирование экспорта товаров и услуг в третьи страны, прежде всего, в страны Арабского мира. Соглашение также нацелено на развитие долгосрочных интересов российских производителей промышленной продукции в следующих отраслях: машиностроительной, в том числе, транспортной; строительных материалов; лесоперерабатывающей.
Стороны рассматривают реализацию Меморандума как шаг к расширению торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Бахрейн.
Банк развития Бахрейна - государственная организация, созданная в 1991 году. Банк входит в структуру Совета экономического развития – правительственной организации по выработке экономической стратегии государства, возглавляемой членом правящего семейства Аль Халифа. Основная деятельность Банка направлена на социально-экономическое развитие Королевства Бахрейн, диверсификацию сфер торговли и промышленности посредством оказания финансовой и технической поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса.
Источник: Пресс-служба ВЭБ
Контактные лица: Карасина Екатерина
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru

Брифинг Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева по итогам заседания Наблюдательного совета Внешэкономбанка
Владимир ДМИТРИЕВ, Председатель Внешэкономбанка:
В контексте текущей деятельности банка как института развития, прежде всего, хотелось бы отметить, что это третье заседание наблюдательного совета, на котором рассматриваются вопросы рефинансирования внешнего долга российских компаний и банков.
Подводя итоги предыдущей деятельности, можно сказать, что наблюдательным советом приняты решения по рефинансированию в объеме порядка 10 миллиардов долларов, точнее 9 миллиардов 800 миллионов долларов, из которых 7,5 миллиардов уже выданы для рефинансирования внешних обязательств российских компаний.
В ближайшее время мы ожидаем перевода средств по ряду сделок, по которым приняты положительные решения. Всего обращений на рефинансирование со стороны банков и компаний поступило в размере порядка 76 миллиардов долларов, точнее даже 78 миллиардов долларов. Из них 28 приходится на банки и порядка 50 миллиардов - на компании.
Решения, которые предлагаются для рассмотрения наблюдательным советом, основываются на процедуре и согласованиях, утвержденных наблюдательным советом и нашедших отражение в Порядке рефинансирования внешней задолженности российских организаций. Эти решения или предложения проходят соответствующие процедуры принятия корпоративных решений в Банке. Это Комитет развития инвестиционных операций, Кредитный комитет, Правление банка. Мы работаем в тесном контакте с профильными министерствами и ведомствами. И в этой связи сегодняшнее заседание наблюдательного совета в контексте новых обращений и заявок, поступивших во Внешэкономбанк, явилось важным этапом в принятии необходимых адекватных решений, потому что речь шла, в том числе, о заявках, поступивших от естественных монополий. И наблюдательным советом принято решение о том, чтобы эти заявки рассматривать в контексте реализации крупнейшими государственными компаниями их инвестиционных программ. Эти программы сейчас инвентаризируются и решения, которые в конечном итоге будут приняты по рефинансированию, должны исходить из необходимости реализации инвестиционных программ государственными компаниями в рамках тех решений, которые будут приняты правительством.
Кроме того, на наблюдательном совете в рамках решений по рефинансированию были отклонены некоторые заявки по причине их формального несоответствия порядку рассмотрения. Либо речь идет о компаниях, которые заимствовали у российских "дочек" иностранных банков, либо речь идет о компаниях, которые заимствовали без обеспечения либо с обеспечением, утрата которого не содержит в себе серьезных рисков, связанных с экономической безопасностью, региональной безопасностью, утратой стратегических активов Российской Федерацией.
Нынешний наблюдательный совет и его решения важны и в том смысле, что впервые был рассмотрен вопрос о рефинансировании внешних обязательств одного из крупнейших российских банков - банка ВТБ. И говоря о поддержке государством отдельных коммерческих банков, важно подчеркнуть общее мнение членов наблюдательного совета относительно того, что рефинансироваться должны обязательства, как компаний, так и банков. Рефинансироваться должны те обязательства, которые связаны с кредитованием реальных секторов экономики, с развитием бизнеса банковского, в частности, нацеленного на решение текущих и стратегических экономических задач, поддержки корпоративной клиентуры. В том числе той, которая сейчас рассматривается в качестве приоритетной. Это оборонно-промышленный комплекс, это сельское хозяйство, это строительный комплекс, ряд других отраслей, малое и среднее предпринимательство и другие приоритетные направления.
Кстати, такой же подход был признан единственно правильным и оправданным в контексте рассмотрения вопроса о предоставлении субординированных кредитов. Это тема, которая сегодня тоже обсуждалась на наблюдательном совете. Были приняты положительные решения в отношении заявок "Альфа-банка", "Номос-банка" и Ханты-Мансийского банка - банков, которые работают как с розницей, так и с корпоративной клиентурой, которые заметны в региональном срезе. В частности, речь идет о Ханты-Мансийском банке. И здесь у наблюдательного совета подход весьма жесткий и оправданный, и связан он с необходимостью использования государственных средств в виде выделяемых субординированных кредитов для работы с корпоративной клиентурой, для работы в конкретных отраслях реальной экономики в контексте тех приоритетов, которые ставит правительство.
На нынешнем наблюдательном совете был также рассмотрен вопрос об участии Внешэкономбанка в санации банка «Глобэкс» и Связь-Банка. Наблюдательный совет поддержал предложение Внешэкономбанка о конкретных направлениях работы с каждым из этих банков для того, чтобы принять дополнительные меры, обеспечивающие как финансовую устойчивость в деятельности этих двух банков, так и их дальнейшее развитие в интересах работы, в целом, государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности", так и в интересах той клиентуры, тех корпоративных заемщиков, тех физических лиц, которые находятся на обслуживании в этих банках и работа с которыми являлась традиционно отраслевыми и функциональными приоритетами деятельности этих банков. Известно, что Связь-Банк является системообразующим банком с точки зрения обеспечения пенсиями 15 миллионов российских пенсионеров. Это филиалы в 49 субъектах Федерации, это около 5 тысяч точек продаж услуг банка. Это зарплаты по сути дела полумиллиона сотрудников "Почты России", это работа с компаниями "Телеком", "Связьинвест" и так далее. Поэтому одобренный план предусматривает дальнейшее развитие сферы услуг и предоставление, как заемных средств, так и современного вида банковских услуг корпоративным клиентам и в контексте работы с розницей. То же относится и к банку "Глобэкс ". Банк, баланс которого, как и в случае со Связь-Банком, будет расчищен, что даст возможность этому банку уже в новых условиях выполнять функции вспомогательной или поддерживающей структуры для реализации задач, стоящих перед госкорпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности".
Мы договорились с наблюдательным советом, что к середине следующего года мы представим развернутую концепцию деятельности всех дочерних банков группы Внешэкономбанк - это "Российский банк развития", это Российский экспортно-импортный банк, это Связь-Банк и банк "Глобэкс".
Очевидна перспектива консолидации, по крайней мере, части из этих банков, консолидации их бизнесов и создание одной крупной банковской структуры, в том числе, в контексте вопросов, связанных с профильной деятельностью государственной компании "Почта России". И у банка «Глобэкс», и у Связь-Банка, и у Российского банка развития имеется большой опыт работы как с крупной корпоративной клиентурой, с физическими лицами, опыт работы, связанной с реализацией зарплатных схем, пенсионного обеспечения, и, что исключительно важно в нынешней ситуации, и эта задача является одной из приоритетных в деятельности самого Внешэкономбанка - поддержка малого и среднего предпринимательства, которую мы намереваемся реализовывать не только опираясь на нынешние, хорошо отработанные формулы с Российским банком развития, который, в свою очередь, работает с региональными банками, но и напрямую, через новые дочерние банки, располагающие широкой филиальной сетью. Разумеется, мы будем продолжать эту работу и напрямую с региональными банками. То есть, создается очень серьезная и профильно-ориентированная группа банков, нацеленная на работу с малым и средним бизнесом с выходом на субъекты малого и среднего предпринимательства напрямую, через региональные банки. Система гарантий, система работы с региональными институтами, отвечающими за работу малого и среднего бизнеса и гарантирующими возвратность кредитов по кредитованию малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, суммируя принятые решения, важно подчеркнуть, что предложения "Внешэкономбанка" были полностью одобрены.
И последнее, что хотелось бы сказать - это вынесение на обсуждение без принятия решения вопроса об увеличении уставного капитала "Внешэкономбанка", поскольку работа, связанная с выдачей субординированных кредитов, с программой рефинансирования внешней задолженности российских компаний и банков, работа, связанная с санацией, работа, связанная с темой диверсификации управления Фондом национального благосостояния и использованием части ресурсов, имею в виду 175 миллиардов рублей для работы на российском фондовом рынке - все это либо напрямую ведет к уменьшению капитальной базы "Внешэкономбанка", как в случае с субординированными кредитами или в случае с переоценкой ценных бумаг, которые ложатся на баланс банка, потому что система взаимоотношений с Минфином по использованию средств Фонда национального благосостояния учитывается на балансе банка, и, соответственно, отрицательная переоценка ложится на уменьшение капитала банка, создание резервов под рефинансирование внешней задолженности - все это заметно сужает капитальную базу Внешэкономбанка. И, если мы имеем в виду и дальше развивать деятельность Внешэкономбанка как института развития, а сомнений в том, что это направление будет продолжаться и развиваться, ни у кого нет, стало быть, вопрос об увеличении капитала Внешэкономбанка встает неизбежно. Вопрос в объемах. Объемы должны быть адекватные. Во-первых, существуют иные решения, которые может принять правительство. В частности, решение по гарантиям. Например, в аналоге нашего банка в Германии, которым является KfW, часть его обязательств обеспечена государственными гарантиями.
- В каком объеме предполагается выделение средств на рефинансирование задолженности банка ВТБ и на каких условиях? Не могли бы вы назвать объемы субординированных кредитов, одобренные Наблюдательным советом банка Альфа-банку, Номос банку и Ханты-Мансийскому банку?
Владимир ДМИТРИЕВ: Одобрено предложение о выделении банку ВТБ 950 млн. долларов США, но 25% от этой суммы ВТБ готов софинансировать.
Наблюдательный совет также одобрил предоставление субординированных кредитов банкам, входящим в тридцатку крупнейших: Альфа-банку в размере 10,2 млрд. рублей, Номос банку – 4,9 млрд. рублей, Ханты-Мансийскому банку – 2 млрд. рублей.
- Еще одно уточнение. Все-таки по увеличению уставного капитала Внешэкономбанка, на какую сумму вы все-таки рассчитываете?
Владимир ДМИТРИЕВ: Я не хочу сейчас называть конкретные параметры, они подлежат согласованию с Министерством финансов, Министерством экономического развития. Согласовывать будем и с Центральным банком. Но исходные параметры я вам назвал, которые ухудшают балансовые показатели банка. У меня сложилось четкая убежденность в том, что наш подход услышан, заявленные цифры адекватны тем вопросам, которые в нынешней ситуации решает Внешэкономбанк. Их стало гораздо больше, они сложнее, более комплексные и требуют огромных усилий. Все это понимают. Но одновременно все мы исходим из того, что банк должен и в состоянии продолжать свою профильную деятельность, как институт развития. Да, кстати, к увеличению плана. Речь идет не только о тех крупных проектах, которые были заявлены, но и работе с малым и средним бизнесом. Мы исходим из того, что 30 миллиардов рублей, которые в следующем году предстоит только по линии допкапитала направить на работу с малым и средним бизнесом, эти 30 миллиардов рублей будут также включены в общую сумму капитализации банка. Мы рассчитываем, что речь пойдет о нескольких сотнях миллиардов рублей.
- Владимир Александрович, вы представили некую программу оздоровлению двух банков, которые попали к вам. Нужны ли какие-то дополнительные средства на эту программу, на "Глобэкс", и на Связь-Банк?
Владимир ДМИТРИЕВ: Мы исходим из того, что те ресурсы, которые нам были выданы Центральным банком, в целом, достаточны для того, чтобы решить задачу существенного оздоровления и вывода на нормальные устойчивые позиции обоих банков.
- Дополнительных средств не требуется?
Владимир ДМИТРИЕВ: Тема эта обсуждается, но сегодняшние решения были приняты в контексте тех ресурсов, которые Внешэкономбанку уже выделены.
- Вы говорили о том, что как-то по линии почты они будут задействованы. Вы не могли бы более подробно сказать в этой концепции, как именно они будут работать с почтой?
Владимир ДМИТРИЕВ: Я сейчас не могу этого сказать, поскольку в сегодняшнем решении отмечена готовность Внешэкономбанка в середине следующего года представить стройный план консолидации бизнеса и программу дальнейшего развития наших дочерних банков, причем речь идет не только о "Глобэксе" и Связь-Банке. Один из сценариев возможного развития - это выход на структуру, напоминающую Почтовый банк Германии. И эта концепция отрабатывается сейчас в "Почте России", мы с ней ознакомились. Видим большой рациональный смысл этого. Но я еще раз говорю, не случайно мы ставим перед собой горизонт середины следующего года, для того, чтобы различные сценарии посмотреть, опираясь, в том числе, и на международный опыт. И важно подчеркнуть, что нынешняя ситуация в банковском сообществе подталкивает к необходимости консолидации бизнеса и укрупнения и укрепления капитальной базы.
- То есть, вы пока еще не решили, какие именно банки войдут в этот почтовый холдинг или почтовый банк?
Владимир ДМИТРИЕВ: Мы исходим из того, что "Росэксимбанк" - это специализированный финансовый институт, отвечающий за реализацию системы гарантий по продвижению российского промышленного экспорта. А вот что касается трех других банков - Российский банк развития, банк "Глобэкс" и Связь-Банк, очевидно, напрашивается перспектива оптимизации этого бизнеса и его консолидации и создания крупной финансовой структуры, опирающейся на потенциал этих трех банков.
- Это будет дочка "Внешэкономбанка", да?
Владимир ДМИТРИЕВ: Ну, на определенный период, если мы придем к созданию одной финансовой структуры, она будет дочкой ВЭБа. Затем Наблюдательному совету решать, что делать дальше - может быть, пускать стратегического инвестора, акционировать. Эти варианты тоже возможны. Но здесь два обстоятельства: мы должны, прежде всего, в контексте нынешних решений обеспечить дальнейшее устойчивое развитие Связь-Банка и банка «Глобэкс» и все последующие шаги осуществлять таким образом, чтобы не нанести ущерб текущей деятельности этих банков.
- То есть они и по почте, и по малому бизнесу, получается, это будет их основное направление деятельности?
Владимир ДМИТРИЕВ: Это очевидно.
- Спасибо. И последнее уточнение. Вы сказали, что речь пойдет о пересмотре некоторых инвестпроектов, уже одобренных вами?
Владимир ДМИТРИЕВ: В том числе, возможно...
- То есть вы откажетесь?
Владимир ДМИТРИЕВ: В том числе, возможен и пересмотр решений в отношении тех проектов, которые одобрены, но еще не приняты к финансированию. Поэтому перед нами стоит задача в самое короткое время, практически в ближайшие две недели (на самом деле, на экспертном уровне мы многие вещи согласовали с профильными министерствами) для окончательного принятия решений и для утверждения их на Наблюдательном совете провести серьезную работу по инвентаризации нашего кредитного портфеля. В том числе, в контексте заявленных, точнее, одобренных, а уж тем более предложенных к финансированию проектов, но в отношении которых еще не принято корпоративное решение.
- Это касается проектов, которые были приняты вашим банком в качестве Банка развития, а не банка спасения?
Владимир ДМИТРИЕВ: На самом деле именно таким образом вопрос стоит. Относительно спасения - извините, выхода нет, надо спасать.
- Спасибо. То есть, от каких проектов вы отказываетесь конкретно, пока рано говорить?
Владимир ДМИТРИЕВ: Да.
- Спасибо.
