Брифинг Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева по итогам заседания Наблюдательного совета Внешэкономбанка
Телеканал "Вести-24",
ВЕСТИ/ПРЯМОЙ ЭФИР,
05.02.2009, 20:45
Ведущий: До конца года Внешэкономбанк должен профинансировать предприятия малого и среднего бизнеса на сумму не менее 30 миллиардов рублей. Об этом сегодня сообщил премьер Владимир Путин на заседании Наблюдательного совета ВЭБ. В эти минуты в Белом доме начинается брифинг Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева. На нашем канале прямая трансляция.
Владимир Дмитриев: Сегодня состоялось очередное заседание Наблюдательного совета Внешэкономбанка. На нем был обсужден целый ряд вопросов, касающихся практической деятельности банка и некоторых общих принципов организации работы по отдельным направлениям банка. Прежде всего, был заслушан отчет Председателя о проделанной работе, о текущем состоянии кредитного портфеля, итогах предыдущего года и состоянии ликвидности Внешэкономбанка. По основным показателям кредитного портфеля мы вышли на запланированные цифры. Цифры, которые предусмотрены стратегией развития Внешэкономбанка на период 2008-2012 года - это 270 миллиардов рублей. За прошлый год прирост портфеля составил 102 миллиарда рублей, прибыль по итогам года выше запланированной. Она составляет порядка 9,5 миллиардов рублей. Разумеется, основные балансовые показатели у нас не соответствуют тем, которые мы запланировали в стратегии, по вполне понятным причинам. С учетом участия банка в реализации целого ряда антикризисных мер, прежде всего тех, которые определены 173-м законом - это участие в рефинансировании внешней задолженности российских компаний и банков, выдача субординированных кредитов и управление частью средств Фонда национального благосостояния, имею в виду работу на фондовом рынке. Также были рассмотрены вопросы, касающиеся поддержки малого и среднего предпринимательства. Те, кто следит за судьбой банка, очевидно, знают, что в прошлом году Наблюдательным советом был утвержден временный порядок работы с субъектами малого и среднего предпринимательства. Временный потому, что основным оператором этой программы является Российский банк развития. И на тот период, когда принимался временный порядок, капитал Российского банка развития не был еще формально внесен в капитал Внешэкономбанка. После внесения в капитал ВЭБа капитала Российского банка развития и инвентаризации возможностей по реализации этой программы, мы разработали порядок, который был согласован со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, прежде всего Министерством экономического развития, Министерством финансов. Мы согласовали эту программу и с основными субъектами и организациями, которые выражают интересы субъектов малого и среднего предпринимательства - это в первую очередь "Опора" и "Деловая Россия". Сегодня Наблюдательным советом был утвержден этот порядок. Мы также информировали о том, что в прошлом году более 9 миллиардов рублей было направлено на поддержку малого и среднего бизнеса через региональные банки, с которыми у Российского банка развития имеются соответствующие агентские соглашения. Но уверенно можно сказать, что эта цифра, если говорить о группе Внешэкономбанка, имея в виду Связьбанк и Глобэксбанк, на порядок выше. И мы намерены и впредь, поддерживая малый и средний бизнес, активно развивать эту деятельность через дочерние банки Внешэкономбанка. Была подтверждена программа расширения финансирования поддержки малого и среднего бизнеса в нынешнем году до 30 миллиардов рублей. Перед нами была поставлена задача существенно увеличить долю субъектов малого и среднего предпринимательства, кредитуемых через нашу программу, работающих в реальной экономике, в инновационных областях, в промышленности. И в этой связи я хочу напомнить о том, что вчера Внешэкономбанк подписал соглашение с крупнейшим национальным институтом развития – немецкой банковской группой KfW – о выделении 200 миллионов евро в нынешнем году российским региональным банкам под гарантию Внешэкономбанка на поддержку малого и среднего предпринимательства, работающего в инновационных отраслях, прежде всего в сфере энергосбережения и тех направлениях бизнеса, который обеспечивает уменьшение парникового эффекта. Также сегодня были рассмотрены и поддержаны основные принципы участия Внешэкономбанка в финансировании олимпийских объектов. Внешэкономбанк, по словам Председателя нашего Наблюдательного совета, Председателя правительства Владимира Владимировича Путина, становится одним из основных финансовых инструментов правительства по финансированию олимпийских объектов. Но порядок финансирования, согласованный и утвержденный сегодня, предусматривает, разумеется, участие заинтересованных инвесторов в соотношении: 30 - средства инвесторов, 70 - заемные средства Внешэкономбанка. Это, разумеется, не меценатство и не спонсорство, это участие по сути дела в определенных долях государства и частного бизнеса. Мы получили поддержку на финансирование при соответствующих отлагательных условиях, и завершение строительства сочинского аэропорта. Были рассмотрены также другие проекты, связанные с инфраструктурой Олимпиады и с финансированием конкретных спортивных объектов олимпийских игр. Это ранее принятые решения о "Розе Хутор" и "Горной карусели". Сегодня также было поддержано предложение Внешэкономбанка о предоставлении субординированного кредита "Газпромбанку". Наблюдательный совет также рекомендовал продолжить эту работу и с другими банками с особым акцентом на то, чтобы выделяемые государством средства, укрепляющие капитальную базу российских банков, направлялись на финансирование приоритетных отраслей экономики. Это и сельское хозяйство, малый и средний бизнес, оборонно-промышленный комплекс и ряд других направлений инвестиционной и кредитной деятельности наших банков. На этот счет установлены весьма жесткие требования, связанные с тем, что в кредитном портфеле банков, по крайней мере в течение полугода, до предоставления субординированного кредита, кредиты приоритетным отраслям экономики составляли сумму не меньше той, которая предоставляется в виде субординированного кредита, и в последующем, в течение всего срока жизни субординированного кредита также не менее объема предоставляемых средств должно направляться на кредитование приоритетных отраслей промышленности. Для этого по аналогии с Центральным Банком, Внешэкономбанк будет направлять своих комиссаров в коммерческие банки и отслеживать степень выполнения взятых банками на себя обязательств в части работы в приоритетных отраслях нашей экономики.
Мы сегодня рассматривали также вопрос об участии Внешэкономбанка в программе оздоровления венгерской авиакомпании "Malev". На этот счет приняты соответствующие решения, реализация которых в полной мере зависит от степени готовности венгерской стороны на симметричное участие в оздоровительных мероприятиях по компании "Malev" и выправлении ее финансового положения. Мы уже до этого вошли в проект, финансируя приобретение компанией "Эйрбридж" компании "Malev". И естественно, к судьбе этой компании мы не можем безучастно относиться. Полагаю, что при сотрудничестве с российскими авиаперевозчиками эта компания за счет серьезной синергии может существенно увеличить пассажироперевозки и серьезным образом улучшить свое финансовое положение.
Вот, пожалуй, все основные вопросы, которые сегодня были обсуждены на заседании Наблюдательного совета. Если у вас есть встречные вопросы, я готов на них ответить.
Сергей Бондаренко, информационное агентство "Интерфакс". Владимир Александрович, скажите, пожалуйста, только ли "Газпромбанку" был сегодня одобрен Наблюдательным советом субординированный кредит, на какую сумму? Насколько я знаю, они просили 15 миллиардов. Рассматривал ли Наблюдательный совет еще какие-то предложения по выделению субординированных кредитов, на какие суммы? И можно ли сказать, от каких банков и на какие суммы вы сейчас рассматриваете предложения по выделению подобных кредитов? Спасибо.
Владимир Дмитриев: Мы обсуждали сегодня не только "Газпромбанк", но и целый ряд других банков, которые представили документы разной степени готовности во Внешэкономбанк. Решение было принято по "Газпромбанку". Действительно, кредит, выделяемый Внешэкономбанком из средств Фонда национального благосостояния, составляет 15 миллиардов рублей, исходя из аналогичных параметров участия акционера "Газпрома" в увеличении его капитала. Назвать остальные банки, которые рассматривались, я не могу, в силу того, что решения по ним не приняты. Но я полагаю, что в самое ближайшее время, с учетом тех критериев, о которых я говорил, вопрос об этих банках также будет рассмотрен и будут приняты соответствующие решения.
Игорь Карачин, телеканал "Россия". Владимир Александрович, в своей речи Премьер заявил о том, что одна из главных задач и, собственно, вы ее выполняете, - это предоставление разного рода кредитов не только крупным заемщикам, но и предприятиям малого и среднего бизнеса. Не вдаваясь в подробности, можете ли вы отметить динамику по этим направлениям? Может быть, там в процентном соотношении сколько предприятий таких, вот именно малого и среднего бизнеса, в регионах получили финансовую поддержку через вашу финансовую организацию? И есть ли какая-то средняя сумма кредита, есть ли какие-то микрокредиты со стороны вашего банка? И если еще можно, коротко там по округам, может, там Центральный округ, - лидеры получения таких кредитов, или, может быть, там Дальний Восток. Назовите округа - лидеры получения таких кредитов? Может быть, Центральный округ или Дальний Восток? Спасибо.
Владимир Дмитриев: Действительно, динамика предоставления кредитов малому и среднему бизнесу наглядно подтверждает, что программа, реализуемая через Российский банк развития, во-первых, востребована, и во-вторых, может быть существенным образом увеличена за счет новых отраслей и за счет новых регионов. Ну, прежде всего, необходимо отметить, что по объему выданных ресурсов мы заметно продвинемся в этом году. С 9 миллиардов на 30 миллиардов - это тот параметр, на который мы обязаны выйти, и у нас нет сомнений, что этот объем будет достигнут. Это во-первых. Во-вторых, я уже говорил о задаче, которая перед нами поставлена - об акценте на реальные сектора промышленности, на инновационный бизнес. Так вот, хочу сказать, что за 4 года реализации программы поддержки малого и среднего бизнеса через Российский банк развития в этом направлении мы видим весьма позитивную динамику. Если 4 года назад порядка 60 процентов кредитного портфеля концентрировался в торговле и в сфере обслуживания и лишь процентов 17-18 приходилось на реальный сектор, то нынешнее соотношение характеризуется следующими цифрами: более 60 процентов - это промышленность, это строительство, это транспорт, все остальное - это сфера услуг и торговля. Причем на торговлю сейчас как раз приходятся те самые 17-18 процентов, которые раньше приходились на реальный сектор экономики. Что еще важно отметить? Мы, конечно же, не единственная организация, которая занимается поддержкой малого и среднего бизнеса, у которой существенный объем кредитного портфеля приходится на эти субъекты. В этой связи есть мнения, предложения, что эта программа могла бы гораздо эффективнее работать, если ее просто распределить среди коммерческих банков и не создавать некую такую многоступенчатую систему финансирования. Но мы считаем при этом важно иметь в виду следующие два, на наш взгляд, ключевых обстоятельства. Первое - коммерческие банки основным источником доходов или основной задачей деятельности которых является получение прибыли, заинтересованы, разумеется, в высоких ставках и быстрой окупаемости. И именно в этой связи основная часть кредитных ресурсов, направляемых в сферу малого и среднего бизнеса, приходится на сферу торговли. И одновременно в этой связи ставки, по которым кредитуют коммерческие банки, в нынешних условиях для инновационного, для ориентированного на современные технологии, на промышленность малого бизнеса они просто недоступны и неподъемны. Все, что свыше 20 процентов, наверное, посильно только быстрооборачиваемому бизнесу, связанному с торговлей. Проконтролировать большое число банков с точки зрения отраслевых приоритетов их деятельности весьма сложно. Но программа, именно поэтому себя и оправдывает, что Российский банк развития контролирует не только целевое использование средств, имея в виду отраслевые приоритеты, но и контролирует процентные ставки. И в среднем процентная ставка для конечных заемщиков через программу поддержки малого и среднего бизнеса составляет порядка 16 процентов. Разумеется, в случае увеличения нашего капитала, и об этом было заявлено на самом высоком уровне, мы с учетом минимальной маржи, необходимой для покрытия административно-хозяйственных расходов, будем продолжать финансировать, кредитовать региональные банки, а также субъектов, которые отвечают за развитие малого и среднего бизнеса в регионах, по минимальным процентным ставкам.
Что касается регионов, конечно, в числе лидеров - это Центральный федеральный округ, это Татарстан, это Поволжье. Но мы все больше и больше, осознаем необходимость двигаться дальше за Урал и необходимость, начинать укреплять свои позиции и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Что еще я хочу отметить в этой связи? Мы считаем крайне важным сейчас в тесном контакте с отраслями и предприятиями точечно работать по созданию рабочих мест в малом и среднем бизнесе, имея в виду трудоустройство тех людей, которые в силу понятных всем обстоятельств - сокращения рабочих мест, отсутствия заказов, сокращения объемов производства, - чтобы занять тех людей, которые теряют свои рабочие места. В этом направлении мы работаем с нашими металлургами, автомобильной промышленностью, с "Российскими железными дрогами", то есть, с теми отраслями, которые в большей степени оказались подвержены и кризису и проблеме с трудоустройством.
"Российская газета". Владимир Александрович, стало известно, что доходность пенсионных накоплений под управлением ВЭБ показала в прошлом году отрицательную величину - составила минус 0,46 процента годовых. То есть, впервые за 4 года ВЭБ потерял часть пенсионных вложений. Прокомментируйте, пожалуйста, эти данные, и каким образом ВЭБ собирается управлять активами, чтобы они наконец начали приносить доходность?
Владимир Дмитриев: Но при этом я хотел обратить внимание на то обстоятельство, что эти цифры тем не менее выводят Внешэкономбанк в числе лидеров среди почти 60 управляющих компаний. Мы по доходности находимся на третьем месте. Единственная компания показала положительную доходность. Все остальные и подавляющее большинство частных управляющих компаний показали отрицательную доходность и гораздо хуже, чем Внешэкономбанк. Так что тезис о том, что "когда наконец мы начнем приносить доход пенсионным накоплениям", мне кажется, в нынешней ситуации и с учетом тех инструментов, которые ВЭБ в состоянии, имея в виду его нынешнюю инвестиционную декларацию, инвестировать средства, и с учетом в целом понятной ситуации на фондовом рынке, ну, такой не совсем корректный. Я хочу подчеркнуть, что за девять месяцев прошлого года мы показали положительную доходность, опять-таки гораздо лучшую, чем большинство частных управляющих компаний. Мы рассчитываем на то, что после принятия поправок к 101-му федеральному закону, который определяет нашу инвестиционную декларацию, мы будем в состоянии диверсифицировать наш портфель и инвестировать средства в облигации высоконадежных российских эмитентов, размещать свободные средства на депозитах и инвестировать в ипотечные облигации, не обеспеченные государственной гарантией. Нам думается, что рациональное сочетание этих инструментов и в целом умелая и профессиональная работа наших специалистов позволит нам по-прежнему, подчеркиваю, оставаться в числе лидеров среди управляющих компаний, работающих со средствами будущих пенсионеров.
Алина Глушакова, РИА "Новости": Хотелось бы уточнить, согласовали ли вы и каков будет механизм кредитования и ставки кредитования по олимпийским объектам? И второй вопрос, уточняющий. Вчера Алексей Леонидович Кудрин сказал, что ВЭБ приостановил программы по рефинансированию внешней задолженности. Так ли это, приостановили ли вы эти программы? Или просто какую-то сделали паузу?
Владимир Дмитриев: По олимпийским объектам, имея в виду их некоммерческую часть, мы согласовали в целом подходы, которые состоят в том, о чем я уже сказал, - в том, что соотношение долей участия частных инвесторов и Внешэкономбанка должно составлять 30 к 70. Что касается процентных ставок, они будут ориентированы на ставку рефинансирования Центрального Банка, увеличенную на маржу, в целом не превышающую полтора процента. То есть Внешэкономбанк закладывает минимальную процентную маржу, которая обеспечит, а может быть и не обеспечит, административно-хозяйственные расходы и закроет риск на заемщика и на проект в целом. Хочу это подчеркнуть, что коммерческие банки, как правило, закладывают маржу на административно-хозяйственные расходы в размере не менее 3 процентов. Все остальное - это риски. Так что полтора процента ставки рефинансирования, сами понимаете, это более чем серьезная льгота для инвестора, участвующего в реализации олимпийских проектов, но не связанных с их коммерческой частью. И что касается рефинансирования внешней задолженности. Мы действительно приостановили эту работу, по крайней мере в части приема новых заявок, исходя из того, что, во-первых, меры, которые были приняты в конце прошлого года, они, что называется, принимались с колес и были связаны с тем обстоятельством, что клиенты банка, получившие рефинансирование, брали кредиты у иностранных финансовых институтов либо под залоги, утеря которых грозила утратой стратегических активов, стратегических как с точки зрения их отраслевого, так и с точки зрения значения для экономики и социально-экологической жизни отдельных регионов. И во-вторых, других инструментов просто не было. Сейчас мы видим, что, во-первых, российские банки имеют избыточную валютную ликвидность, которая оценивается в объеме не менее 25 миллиардов долларов, а стало быть, компании, желающие рефинансировать свою внешнюю задолженность, могут смело обращаться к коммерческим банкам, которые оценят риски, которые возьмут соответствующие залоги и помогут компаниям уладить их отношения с кредиторами. Во-вторых, мы также видим, что ряд компаний, в том числе те, кому было отказано по тем или иным причинам в рефинансировании со стороны Внешэкономбанка, тем не менее находят способы урегулировать свои отношения с иностранными кредиторами. Они находят либо те институты, которые гасят их задолженность, либо, как правило, договариваются о ее реструктуризации. Поэтому мы с точки зрения сохранения золотовалютных резервов, мы действительно приостановили рефинансирование, хотя понимаем, что в отдельных случаях мы вновь можем вернуться к этому вопросу, если ситуация для ряда российских компаний, которые подпадают под критерии, определяющие целесообразность рефинансирования их задолженности, будут не в состоянии иным образом урегулировать ее. В частности, у многих банков может возникнуть просто нарушение норматива лимита на одного заемщика, и поэтому возможности рефинансироваться у коммерческих банков не будет. В то же время они не смогут договориться и с кредиторами. Поэтому в каждом конкретном случае наш Наблюдательный совет будет принимать отдельные решения. Пока мы не видим ничего драматичного. Более того, это уже общеизвестный факт, мы для того, чтобы абсорбировать эту избыточную валютную ликвидность согласовали выпуск валютных облигаций Внешэкономбанка, выручка от которых пойдет на замещение ресурса, который мы получили от Центрального Банка из золотовалютных резервов, и одновременно которая может быть использована в случае необходимости, для продолжения... я еще раз подчеркиваю - в случае необходимости - для продолжения программы рефинансирования через Внешэкономбанк.
- Спасибо, коллеги.

МОСКВА, 4 февраля (Рейтер) - ВЭБ намерен выпустить валютные облигации на $5 миллиардов и предложить их банкам, которые смогут использовать этот инструмент в качестве залога для рефинансирования в ЦБ, сказал глава банка Владимир Дмитриев.
Выпуск валютных облигаций позволит сохранить часть средств из выделенных Внешэкономбанку Центробанком $50 миллиардов для рефинансирования внешних долгов российских компаний и банков.
По его словам, все необходимые документы на выпуск подобных облигаций прошли необходимые согласования и находятся в ФСФР.
"С учетом того, что по данным ЦБ объем свободной валютной ликвидности - более $20 миллиардов, с уверенностью можно сказать, что мы сможем "поднять" как минимум $5 миллиардов", сказал Дмитриев журналистам.
"Но это не значит, что через месяц мы снимем с рынка $5 миллиардов и будем сидеть на них. Каждый транш облигаций будет синхронизирован с проведением операций по рефинансированию", - сказал он.
Дмитриев сказал, что ВЭБ будет выпускать валютные облигации на внутреннем рынке и направлять полученные средства, в том числе, на рефинансирование внешних долгов компаний РФ.
В свою очередь, банки, купившие эти облигации у ВЭБа, смогут использовать их в качестве залога для получения рефинансирования в Центробанке. "Объем выпуска валютных облигаций будет зависеть от возможностей банков и тех условий, которые будут предложены", - сказал он.
"С учетом избытка валютной ликвидности в банках, компаниям, которым необходимо рефинансирование внешних долгов, предложено обращаться прежде в коммерческие банки с целью получения кредита для рефинансирования задолженности", - сказал он, добавив, что в случае, если банки откажут по причине превышения лимита на одного заемщика или большого объема, остаются ресурсы ВЭБа.
Он отметил, что необходимость выдачи ВЭБом первых кредитов на рефинансирование задолженности российских компаний была обусловлена опасениями, связанными с возможностью утраты российских активов, которые были в залоге.
"Сейчас многие компании договариваются с иностранными банками о реструктуризации задолженности и уменьшается объем кредитования, который может быть заявлен на рефинансирование в комбанки и ВЭБ".
КРЕДИТЫ БАНКАМ
Дмитриев повторил сказанное в Давосе:
"Мы выносим на наблюдательный совет вопрос о выдаче субординированных кредитов еще на 19 миллиардов рублей четырем банкам".
Он напомнил, что до этого ВЭБ одобрил субординированные кредиты трем банкам на общую сумму 17 миллиардов рублей.
Это были Альфа-Банк, Номос Банк, Ханты- Мансийский банк.
Новых претендентов на субординированные кредиты глава ВЭБ не назвал.
По словам Дмитриева, наблюдательный совет ВЭБ не принимал решений, ограничивающих банки, которые обращаются за субординированными кредитами.
"Речь идет не об ограничении, а об увеличении ресурсов, предоставляемых из средств фонда национального благосостояния для выдачи субординированных кредитов частным банкам с целью повышения капитализации банковской системы".
Насколько будет увеличен их объем, Дмитриев не сказал.
