Брифинг Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева по итогам заседания Наблюдательного совета Внешэкономбанка
Телеканал "Вести-24"
27.07.2009, 18:19
ВЕДУЩАЯ: Начинается брифинг главы Внешэкономбанка Владимира Дмитриева.
Владимир ДМИТРИЕВ, Председатель Внешэкономбанка: Состоялся Наблюдательный совет, который рассмотрел вопросы, относящиеся к основной деятельности банка, как банка развития и внешнеэкономической деятельности. Тем не менее, ряд вопросов относился и к нашей роли в качестве уполномоченного по проведению целого ряда антикризисных мероприятий. В контексте сегодняшней повестки речь шла о выдаче субординированных кредитов. Говоря о вопросах, относящихся к инвестиционной деятельности банка, я хочу с удовлетворением отметить, что были приняты положительные решения по вопросам, связанным с финансированием со стороны Внешэкономбанка строительства крупного цементного завода в Пензенской области. Объем кредита порядка 200 миллионов долларов, причем, это как связанные кредиты, то есть ресурс, получаемый Внешэкономбанком со стороны Эксимбанка Китая, так и финансовые ресурсы, которые Внешэкономбанк будет привлекать с внешних рынков, не задействуя при этом свой капитал. Предприятие является одним из немногих, которое в последнее время будет построено в Российской Федерации по современным, так называемым, «сухим» технологиям, которые позволяют производить конечную продукцию с высокой степенью энергоэффективности, с максимально комфортным условием функционирования для окружающей среды, с минимальным потреблением воды и с рядом других преимуществ, которые отличают это высокотехнологичное производство от ныне действующих мощностей, порядка 80% которых основаны на старых, так называемых, «мокрых» способах производства цемента.
Следующий проект, который также был рассмотрен, - это инвестиционный проект, связанный со строительством Уренгойской ГРЭС. Это - энергообъект, введение которого в эксплуатацию имеет исключительное значение для целого ряда ключевых отраслей экономики Западной Сибири, крайне необходимый для дальнейшего наращивания геологоразведочных работ и работ по освоению новых месторождений газа и нефти, для объектов нефте- и газохимии. Было решено, что реализация этого проекта будет осуществляться через вхождение Внешэкономбанка в капитал компании ИНТЕР РАО, с объемом участия до блокирующего пакета, и затем уже ИНТЕР РАО будет финансировать ОГК-1 под строительство Уренгойской ГРЭС. Имеется в виду, что в обозримой перспективе - где-то на горизонте двух-трех лет будет предусмотрена продажа участия Внешэкономбанка в уставном капитале ИНТЕР РАО: либо путем приобретения этого пакета по цене, позволяющей окупить выделяемые Внешэкономбанком ресурсы и получить достаточную доходность, выкупом самим ИНТЕР РАО, либо продажей этого пакета третьему лицу, стороннему инвестору, заинтересованному в работе вместе с участниками этого проекта - я имею в виду ИНТЕР РАО и, собственно, ОГК-1.
Были также рассмотрены некоторые другие проекты, имеющие отношение к инфраструктуре, к ряду отраслей промышленности, конечным продуктом которых является продукция с высокой добавленной стоимостью.
Был рассмотрен вопрос о предоставлении субординированного кредита "Газпромбанку" в размере 75 миллиардов рублей, кредит выделяется уже по новой схеме, то есть один к трем. Наблюдательный совет Внешэкономбанка согласовал основные параметры этого кредита, который соответствует тому порядку, который был утвержден Наблюдательным советом в части, касающейся новой схемы предоставления кредитов, когда объем кредитного портфеля должен быть не меньше объема выделяемого государством в качестве субординированного кредита, ставка должна быть на уровне ставки рефинансирования, увеличенной на три процентных пункта, и на срок не менее одного года. Все эти условия "Газпромбанк" соблюдает, и я думаю, что в ближайшее время после подписания соответствующего кредитного соглашения средства будут выделены одному из крупнейших системообразующих банков России.
При этом было отмечено, что общий объем заявок, находящихся на рассмотрении Внешэкономбанка, в том числе, с учетом тех, по которым уже приняты решения Наблюдательным советом, я имею в виду те десять банков, которые утверждены еще по первой схеме, в объеме двадцати миллиардов рублей, заявки также на существенный объем по старой схеме: один к одному, и новые заявки могут вывести на дефицит порядка 80 миллиардов рублей с учетом того, что общий объем выделенного Внешэкономбанку ресурса из Фонда национального благосостояния сейчас составляет 410 миллиардов рублей за счет уменьшения его на тот объем, который идет в Агентство ипотечного жилищного кредитования, - 40 миллиардов рублей. Мы полагаем, что в заявленных объемах бюджета на три года учтены, в том числе, точнее имеется в виду рассмотреть возможность учета и этого дефицита. Но пока мы лишь прогнозируем, не говоря однозначно, что банки, которые подали заявки, наверняка будут соответствовать критериям, установленным Наблюдательным советом.
Мы также рассмотрели сегодня вопрос об увеличении уставного капитала Российского банка Развития на 10 миллиардов рублей, имея в виду, что на одном из предыдущих заседаний Наблюдательного совета решение об этом было принято с формулировкой "рассмотреть возможность". Но после увеличения собственно имущественного взноса Российской Федерации в капитал самого Внешэкономбанка в размере 100 миллиардов рублей мы сочли необходимым поставить вопрос об увеличении уставного капитала Российского банка Развития, через который реализуются объемные программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Увеличение уставного капитала Российского Банка Развития позволит, с одной стороны, увеличить эту программу через финансирование со стороны самого российского Банка Развития, но, что не менее важно, улучшит его балансовые показатели и даст возможность обращаться за серьезными объемами рефинансирования со стороны Центрального банка под залог тех кредитов, которые по новой схеме будут выделяться российским Банком Развития региональным банкам, участвующим в программе поддержки малого и среднего предпринимательства. С учетом того, что мы уже открыли кредитную линию германского банка KfW, который выделил 200 миллионов евро российским региональным банкам под гарантию Внешэкономбанка, на поддержку малого и среднего предпринимательства, с учетом тех программ, которые целевым образом реализуются через дочерние банки Внешэкономбанка, я имею в виду Связь-банк и ГЛОБЭКС-банк. Мы близки к тому, чтобы окончательно договориться с Европейским Банком Реконструкции и Развития о реализации их намерения выделить один миллиард евро для поддержки региональных банков, участвующих в программах оказания финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства под гарантию Внешэкономбанка. Общий объем ресурсов, который в течение года может быть освоен субъектами малого и среднего предпринимательства, будет гораздо больше заявленной суммы в 30 миллиардов. Мы прогнозируем, что не менее ста миллиардов будет направлено на поддержку малого и среднего предпринимательства через каналы Внешэкономбанка. Сейчас уже мы получили заявки, имею в виду новую схему, от 150 банков, и объем тех кредитов, под залог которых будут выделяться средства Российским Банком Развития, уже приблизился к сорока миллиардам. Последующий залог этих кредитов со стороны Российского Банка Развития региональным банкам позволит получить дополнительное финансирование в Центральном банке, которое, в свою очередь, опять-таки будет направлено на кредитование региональных банков под обеспечения в виде пакета кредитов, выделенных субъектам малого и среднего предпринимательства.
Сегодня были также рассмотрены вопросы, касающиеся дочерних банков Внешэкономбанка в Белоруссии и в Украине, имеются в виду Белвнешэкономбанк и Проминвестбанк, банки, испытывающие, как и российские банки, понятные проблемы, связанные с плохим качеством кредитного портфеля, общей экономической, финансовой ситуацией в Белоруссии и в Украине. И предложение Внешэкономбанка об укреплении капитальной базы этих банков при необходимости жесткого контроля за целевым использованием средств и акценте на то, что эти банки будут играть существенную роль в обеспечении взаимного товарооборота, в обеспечении инвестиционных процессов, поддержки интеграционных процессов между Россией и соответствующими странами, - вот все это необходимо жестко контролировать при соблюдении, разумеется, соответствующих нормативов национальных регуляторов.
Таким образом, сегодня Наблюдательный совет, если суммировать те решения, которые были приняты, в основном сконцентрировался на профильной деятельности Внешэкономбанка как института развития. Но одновременно согласовал новые проекты Внешэкономбанка в контексте антикризисных мер.
- Добрый вечер, газета "Время новостей". Владимир Александрович, скажите пожалуйста, изначально было выделено 30 миллиардов на кредитование малого бизнеса. Эксперты говорили, что этого недостаточно. Вы сказали, что сможете сейчас прокредитовать малый бизнес в сумме примерно сто миллиардов. Каковы на самом деле сейчас потребности этого рынка, какая у него востребованность в кредитах в этом году? И насколько мы знаем, на будущий год прогноз по кредитованию малого и среднего бизнеса пессимистичный. Каков может быть объем в будущем году? Спасибо.
Владимир ДМИТРИЕВ: Конечно, мы понимаем, что и ста миллиардов недостаточно для решения системной задачи не просто поддержки малого и среднего бизнеса, а формирования среднего класса и формирования, по большому счету, социально-экономической стабильности в регионах. Кроме того, развитие малого и среднего предпринимательства в нынешней ситуации - это исключительная антикризисная мера, позволяющая создавать новые рабочие места, решать проблему занятости в тех регионах, на тех производствах, которые подверглись серьезным сокращениям работающего персонала. Тем более, что в нашей стране, где доля малого и среднего бизнеса в генерировании валового внутреннего продукта ничтожно мала по сравнению с ведущими странами – мы едва дотягиваем до двадцати процентов в то время, как в странах Западной Европы, в Китае, кстати, - эта цифра зашкаливает за 50%, во многих составляет порядка 80%. Но, конечно же, нашу программу необходимо различать от программы финансирования малого и среднего предпринимательства, которая реализуется коммерческими банками. Основной акцент нашей деятельности все-таки делается на промышленном и инновационном производстве. Кредитный портфель, который сформировался в рамках ранее реализованных программ, а вы знаете, что в прошлом году на эти цели было выделено девять миллиардов рублей, хотя по факту на сегодняшний момент мы имеем, с учетом участия дочерних банков, порядка 20 миллиардов рублей. Так вот, 60% этого портфеля приходится на действительно сферы промышленности, транспорта, и меньше 20% - на торговлю. При том, что четыре-пять лет назад соотношение было противоположным, больше 50% - торговля, ничтожно малая часть приходилась на промышленность и тем более на инновационные производства. Нам этот перекос удалось ликвидировать, и именно в этом направлении мы намереваемся двигаться дальше, памятуя и слова председателя правительства, что даже 60% - это еще недостаточно. Кстати, именно такой акцент делается и нашими зарубежными партнерами, которые оказывают поддержку региональным банкам, работающим с малым и средним бизнесом. Одно из условий кредитного соглашения, которое банк KfW подписывает с региональными банками под гарантию Внешэкономбанка, состоит в том, что эти банки должны поддерживать инновационные производства малого и среднего бизнеса, энергосберегающие и иные современные технологии. Так что, подытоживая, я считаю, что конечно же этот объем, если говорить в масштабах страны, недостаточен, но для тех отраслей, которые мы выбрали в качестве приоритетных, данный портфель, если, конечно, и не дотягивает до максимальных потребностей, то является весьма существенным для серьезного продвижения инноваций в сфере малого и среднего бизнеса.
- Добрый вечер, Владимир Александрович. "Российская газета", Пьер Сидибе. Премьер сказал о важности создания современного производства на территории Дальнего Востока, которое должно стать альтернативой импорту. Правильно я понимаю, что речь идет о создании иностранного автосборочного предприятия? Какие проекты уже есть, и какова предполагаемая сумма сделки?
Владимир ДМИТРИЕВ: Сегодня мы рассматривали вопрос о расширении производственных мощностей особой экономической зоны в Елабуге в Татарстане, где заложены и, как нам кажется, весьма эффективно работают несколько автосборочных производств различных автомобильных компаний. И в целом, конечно же, задача состоит в том, чтобы укреплять вот эту автосборочную производственную базу не только в центральной части России, но и на Дальнем Востоке. Вопрос об этом ставился неоднократно на различного рода совещаниях. Реализация этой проблемы, конечно же, важна и с точки зрения импортозамещения, и с точки зрения обеспечения занятости, тем более в таких высокотехнологичных отраслях. Цель вполне очевидна. Кому доводилось часто бывать за Уралом, бросается в глаза, что и в Новосибирске, и Красноярске, уж я не говорю о Владивостоке - сплошь и рядом машины с правым рулем. Такое впечатление, что оказался не в России, а где-нибудь в Малайзии, но, правда, с иными климатическими условиями. Поэтому тема важна, будем смотреть, как и с кем ее реализовывать.
- "Интерфакс", Анна Лайва. Владимир Александрович, скажите, пожалуйста, согласилось ли все-таки Правительство учесть возможность дефицита средств, которых вам сейчас не хватает на выдачу субординированных кредитов. Как будет ситуация развиваться, если дефицит будет нарастать и нарастать? Вот недавно вы озвучили цифру 60 миллиардов, сейчас уже порядка 80 миллиардов.
Владимир ДМИТРИЕВ: Ну, во-первых, я повторюсь, сказав, что это дефицит гипотетический, потому что я в числе банков имею в виду и те, которые лишь находятся на предварительной стадии обсуждения их заявок. И надо еще смотреть, в какой степени эти банки соответствуют критериям, установленным Наблюдательным советом. Но я с полной уверенностью могу сказать, что Правительство понимает, что решение задачи является одним из путей поддержки банковской системы в целом, а стало быть, и реального сектора экономики. Потому что, во-первых, решается проблема с нормативными показателями банков, дает им возможность поддерживать на уровне необходимой достаточности свой капитал и отчасти решать проблемы с плохими кредитами. Но другая задача, которая решается через субординированные кредиты - это конечно же, финансирование реальных секторов экономики. Отсюда и совершенно понятное, осознанное отношение власти к этой теме и намерение ее решать без ущерба интересов того или иного финансового института.

О подписании Кредитного соглашения между Внешэкономбанком и ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК»
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и Закрытое акционерное общество «ЧЕК-СУ.ВК» заключили Соглашение об открытии кредитной линии.
Со стороны Внешэкономбанка Документ подписал Член Правления - заместитель Председателя Анатолий Балло, со стороны ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» - Генеральный директор Алексей Суворов.
Согласно Документу предоставляемые Внешэкономбанком средства предназначены для финансирования проекта по созданию горно-металлургического комплекса по добыче и обогащению марганцевой руды и производству ферросплавов, включающего разработку Усинского месторождения марганцевых руд (Кемеровская область) и строительство ферросплавного завода (г. Красноярск). Общая стоимость проекта оценивается в 22 млрд. рублей.
Проект предполагает создание:
-
объектов горно-обогатительного комбината, расположенных в районе Усинского месторождения
(2-х карьеров, обогатительной фабрики, объектов внутренней производственной и социальной инфраструктуры); -
объектов внешней инфраструктуры в республике Хакасия (подъездной автомобильной дороги, линий электропередачи и перегрузочного терминала);
-
комплекса объектов металлургического производства в г. Красноярск (плавильного цеха, цеха подготовки шихтовых материалов, складов, объектов производственной инфраструктуры).
Завершение строительства карьеров, обогатительной фабрики и запуск металлургического производства запланировано на 2013 год, выход комбината на проектную мощность – в 2016 году.
Реализация проекта будет способствовать импортозамещению поставок марганцевых сплавов в РФ, созданию более 2500 новых рабочих мест в Кемеровской области, Республике Хакасия, Красноярском крае.
Проект включен в перечень «Основные инвестиционные проекты предприятий металлургической промышленности», предусмотренный Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Данное Соглашение заключено в развитие ранее подписанного соглашения о взаимодействии между Внешэкономбанком, Советом администрации Красноярского края и ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК».
Закрытое акционерное общество «ЧЕК-СУ.ВК» создано в апреле 2002 года в г. Междуреченск. ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» - горно-металлургическая компания, приоритетным направлением деятельности которой является добыча марганцевых руд и производство марганцевых сплавов (ферромарганец, силикомарганец.
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» создана в 2007 году в соответствии с Федеральным Законом РФ «О банке развития» на базе Внешэкономбанка СССР. Развитие металлургии является одним из отраслевых приоритетов инвестиционной деятельности Внешэкономбанка.
Источник: Пресс-служба Внешэкономбанка
Контактные лица: Карасина Екатерина
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru
