ВЭБ.РФ и Минфин внедряют инструмент для развития социальных проектов на частные деньги

3 марта 2020 года
#Публикации
Назад

Проекты социального воздействия помогут регионам перейти на новую схему оплаты, считает старший вице-президент госкорпорации Михаил Алашкевич

Госкопорация ВЭБ.РФ совместно с Минфином внедряет социальные облигации как новый инструмент для привлечения частных инвестиций в социальное предпринимательство. Об этом сообщил старший вице-президент ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич во вторник в ходе заседания экспертного совета по развитию социального предпринимательства.

"Мы пытаемся внедрить сегодня на рынке такой инструмент - социальные облигации (Social Impact Bonds) или проекты социального воздействия. Суть этого инструмента очень проста: привлечение частных инвестиций на ранних стадиях для того, чтобы отработать новую технологию, методологию в социальной сфере", - сказал он.

Проекты социального воздействия, по его словам, помогут регионам перейти на новую схему оплаты социальных проектов. Их бюджет пойдет на покупку уже измеримых результатов или эффекта от социальных проектов.

Первый подобный проект был запущен в Республике Саха (Якутия), где этот инструмент направлен на улучшение качества образования. Проект реализуется на деньги инвестора, полученные в качестве гранта в форме субсидии на 60 млн рублей. Через три года, если заявленный результат будет достигнут, правительство республики компенсирует эти средства.

Сейчас корпорация активно прорабатывает еще пять подобных проектов с другими регионами. Алашкевич добавил, что для реализации проектов социального воздействия инициатива должна идти от субъектов РФ.

Статус социального предпринимательства был официально закреплен в июле 2019 года, когда президент России Владимир Путин подписал соответствующий закон. Документ ввел такие понятия как "социальное предпринимательство" и "социальное предприятие", а также определил правовое регулирование отношений и меры поддержки в данной сфере.

Источник

Назад

Даниил Алгульян: "Совокупный портфель поддержки экспорта превысил 500 млрд. рублей"

13 февраля 2020 года
#Публикации
Назад

Поддержка экспорта является одним из важнейших направлений деятельности государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». В этой сфере ВЭБ.РФ активно взаимодействует с группой Российского экспортного центра и принимает активное участие в достижении целей национального проекта «Международная кооперация и экспорт». ВЭБ.РФ обеспечивает поддержку российского несырьевого экспорта по всей цепочке добавленной стоимости и поставок: от финансирования инвестиционных проектов, обеспечивающих производство экспортной продукции до содействия реализации поставочных контрактов для иностранных покупателей.

Для этого ВЭБ.РФ обладает всей линейкой финансовых продуктов: проектное финансирование, предэкспортное и экспортное кредитование, гарантии исполнения обязательств.

2019 год стал важным этапом в развитии поддержки российского несырьевого экспорта. Объем выданных кредитов и гарантий на этом направлении составил около 115 млрд. руб. и совокупный портфель поддержки экспорта превысил 500 млрд. руб. Ключевыми отраслями поддержки в 2019 году были: энергетическое машиностроение, железнодорожная техника, городской транспорт. Одним их крупнейших партнеров по экспортным проектам в 2019 году для ВЭБ.РФ стал Узбекистан.

Были успешно реализованы сделки по поставке вагонов метро, оборудования для электроэнергетики. Большое значение сохраняют и рынки Беларуси, Казахстана и других стран ЕАЭС.

Новые проекты по поддержке экспорта успешно осуществляются на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. В 2019 году был создан хороший задел новых проектов и на ближайшие годы. Большое количество сделок планируется в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии. Важным направлением для ВЭБ.РФ становится реализация проектов в рублях и национальных валютах. В прошедшем году рублевые сделки заняли ведущее место в сотрудничестве со странами ЕАЭС. В 2020 году мы ожидаем значительного географического расширения подобных сделок.         

Крупнейшие сделки и соглашения 2019 года

  • Договор с Беларусью о поддержке экспорта в третьи страны

В декабре 2019 года правительство Республики Беларусь в лице и ВЭБ.РФ подписали договор об условиях поддержки экспорта как белорусской продукции, так и совместной российско-белорусской продукции в третьи страны при поддержке ВЭБ.РФ. Главным нововведением 2019 года стала возможность использования механизма поддержки при экспорте не только в Россию, но и в третьи страны (за пределы Союзного государства).

«Теперь белорусские предприятия могут воспользоваться российской программой для субсидирования ставки по кредиту при экспорте комплектующих российского производства для производства конечного изделия. А затем уже покупатели из третьих стран могут воспользоваться белорусской программой для субсидирования ставки при импорте из Беларуси изделия, в производстве которого участвует российская составляющая», - отмечал после подписания первый зампред ВЭБ.РФ Николай Цехомский.

  • Подписано соглашение о механизме торговли между Россией и Африкой

В рамках саммита «Россия – Африка» ВЭБ.РФ, ПАО Сбербанк, АО «Российский экспортный центр» и инвестиционная компания «Gemcorp Capital LLP» подписали рамочное соглашение о создании механизма финансирования торговли между Россией и странами Африки.  Сумма договора составляет 5 млрд долларов США и отражает потребности российской и африканской сторон в совместных финансовых решениях.

Соглашение направлено на развитие сотрудничества со странами Африки путем организации механизмов кредитования совместных внешнеторговых проектов и открывает возможности увеличения объемов российского экспорта через финансовую поддержку поставок российский товаров на африканский континент, в том числе в Анголу, Эфиопию, Мозамбик и Зимбабве и другие африканские страны.

  • Профинансирована поставка в Узбекистан новых вагонов метро

В сентябре состоялась торжественная церемония отправки в Ташкент новых вагонов для метро российского производства, профинансированных ВЭБ.РФ. Подвижной состав был выпущен на подмосковном предприятии АО "Метровагонмаш" (входит в АО "Трансмашхолдинг").

Кредитный договор о финансировании проекта поставки метро, а также сопутствующих материально-технических средств и услуг для метро Ташкента государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» и Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана (Узнацбанк) подписали в конце мая 2019 года в присутствии глав правительств России и Узбекистана Дмитрия Медведева и Абдуллы Арипова.

Источник: "Российский экспортер"


Назад

Михаил Полубояринов: "ВЭБ.РФ наращивает инвестиции в экономику страны" / Российская газета

12 февраля 2020 года
#Публикации
Назад

Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ перестроила все процессы под выполнение майского указа президента, работает по полноценной повестке ведущей организации развития и активно реализует план по направлению в экономику трех триллионов рублей до 2024 года.

Причем, наряду с солидным объемом господдержки, две трети средств - это привлеченное финансирование.

Его приток обеспечивает взаимодействие с российскими и иностранными партнерами на рынках капитала. В результате общий объем инвестиций - с учетом вклада ВЭБ и его партнеров - может составить около 10 триллионов рублей. О внедрении бизнес-модели, переходе на новые стандарты прозрачности и выстраивании казначейской функции, привлечении инвестиций в России и за ее пределами рассказал первый заместитель председателя ВЭБ.РФ, член правления Михаил Полубояринов.

Новая бизнес-модель

При поддержке правительства ВЭБ.РФ под руководством Игоря Шувалова провел большую работу по внедрению новой бизнес-модели, перезапуску активного притока инвестиций в экономику страны. Сформирован запас по капиталу. Новый уровень работы с государством, Минфином России и Минэкономразвития России, Банком России позволяет динамично двигаться по повестке развития. Решения о поддержке ВЭБ.РФ - как на кредитование новых проектов, так и для обслуживания внешних заимствований - динамично реализуются. ВЭБ.РФ прозрачен, его действия по развитию экономики понятны. Это не конкурент коммерческим банкам или оператор проблемных активов, а локомотив привлечения инвестиций в развитие с выстроенной инфраструктурой поддержки проектов. По отчетности МСФО, за 9 месяцев 2019 года активы ВЭБ.РФ составляли 3,2 триллиона рублей, обязательства - 2,8 триллиона рублей, капитал - 431,4 миллиарда руб­лей.

"В рамках нашей стратегии нам было нужно 300 миллиардов рублей капитала, остальные средства мы займем. И необходимы субсидии - по тем важнейшим для экономики страны направлениям, которые требуют такой поддержки. Государство нас поддержало, у ВЭБ.РФ теперь есть утвержденный капитал. По мере наращивания кредитного портфеля государство нам и инвесторам гарантирует, что будет вкладывать в капитал тот объем, который требуется для роста этого портфеля", - говорит Михаил Полубояринов.

В свою очередь ВЭБ.РФ активно формирует повестку в развитии инфраструктуры (здесь он задает тон, продвигая такие самые масштабные и сложные проекты, как строительство аэропортов и дорог), промышленности высоких переделов, поддержки экспорта и развития городской экономики. Важно, что эта работа идет в координации с РЭЦ, ДОМ.РФ и корпорацией МСП. И несмотря на объективные трудности (в их числе, например, санкции), есть уверенность в ключевой функции ВЭБ.РФ по решению задач развития экономики России. Ведущий институт развития стабилен, по сути, ВЭБ - крупнейшая площадка для реализации прорывных проектов - крупных, создающих новые рабочие места и качественно меняющих жизнь россиян уже сегодня. Источники ВЭБ.РФ, которые обеспечат фондирование проектов, диверсифицированы: это и госсредства (треть от общего объема, или триллион рублей), и вклад самого ВЭБ, и субсидии, и гарантии.

Еще более двух триллионов рублей предстоит привлечь на внутреннем и внешнем рынках.

"За счет того, что ВЭБ, по сути, выступает катализатором привлечения и выдач в экономику, активно развивает синдикацию с коммерческими банками, совокупные инвестиции, по нашим оценкам, будут в разы больше - около 10 триллионов рублей", - говорит первый зампред ВЭБ.РФ.

Господдержка и рыночное привлечение

Правительство приняло решение о выделении 600 миллиардов рублей до 2024 года на погашение внешних заимствований, что положительно скажется на новых займах.

В арсенале ВЭБ.РФ сегодня утвержденный капитал на 300 миллиардов рублей, который будет задействован при кредитовании проектов в рамках реализации майского указа. Предполагается, что такая мера господдержки задействуется в случае снижения достаточности капитала, пока такого случая не представилось.

ВЭБ.РФ - крупнейшая площадка для реализации прорывных проектов, создающих новые рабочие места и меняющих качество жизни россиян

Еще более 280 миллиардов рублей будет привлечено в рамках выпусков СОПФ, инвесторы проявляют к таким бумагам большой интерес. Прорабатывается возможность привлекать депозиты ФНБ. Важно понимать, что это не бесплатные ресурсы, подчеркивает Полубояринов.

"Условия возвратности, безусловно, соблюдаются, при этом важнейшие для экономики проекты получают инвестиции с приемлемым уровнем ставки", - говорит первый зампред ВЭБа.

Важное слагаемое - высокий уровень доверия инвесторов. По итогам 2019 года ВЭБ.РФ входит в число наиболее активных эмитентов на внутреннем долговом рынке. В 2019 году он одним из первых разместил на рынке облигации на длительный срок - 7 лет.

В рамках реализации проектов Фабрики проектного финансирования совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и Банком России зарегистрирована программа облигаций СОПФ, размещен дебютный выпуск облигаций объемом 10 миллиардов рублей на 7 лет. В 2019 году ВЭБ развивал и предложение регулярной линейки краткосрочных облигаций со сроками обращения в 14, 21 и 28 дней.

"Мы видим постоянный интерес участников рынка, за год размещено 98 выпусков краткосрочных облигаций номинальной стоимостью более 511 миллиардов рублей. Короткие бонды показали свою состоятельность. Новый инструмент - облигации Фабрики проектного финансирования СОПФ - также был довольно успешно представлен рынку. Мы видим интерес крупнейших игроков, предстоит большая совместная работа", - говорит Михаил Полубояринов. Еще одно свидетельство доверия инвесторов - снижение премии к ОФЗ.

Прозрачность и единый совет казначеев

Абсолютная прозрачность (переход на методику МСФО не только по активам-пассивам, но и в оценке капитала), строгий подход к формированию резервов - все это про ВЭБ.РФ. В процессе переформатирования под новые задачи банк развития полностью сформировал необходимые резервы - под проекты, которые попали в зону турбулентности, нередко по объективным причинам.

Про финансовый результат 2019 года Полубояринов говорит сдержанно, отчетность будет опубликована позднее. "В целом ВЭБ довольно консервативен в вопросе формирования резервов. И прогрессивен во внедрении передовых методик по международным стандартам. Это отражается и на финрезультате в определенные периоды. Да, пока не прибыль. Однако капитала достаточно (показатель достаточности капитала Н1 и после перехода на оценку МСФО находится на комфортном уровне - около 14 процентов), все обязательства безоговорочно исполняются. ВЭБ интересен и тем, у кого есть ресурсы, и тем, кому деньги остро необходимы на реализацию прорывных проектов", - уверен Михаил Полубояринов.

Важное направление работы - контроль за эффективностью использования средств. Для этого в 2019 году по инициативе ВЭБ.РФ был создан казначейский совет институтов развития. В нем казначеи и финдиректора могут делиться лучшими наработками и практиками. Выработаны единые подходы к построению казначейских функций, они включают в себя управление краткосрочной ликвидностью, вопросы фондирования, расчетно-платежные функции, единую методологию ценообразования, выработку общих для всех институтов рекомендаций, внедрение лучших практик и подходов, но с учетом специфики каждого института. Из последних шагов - разработка совместной методологии оценки справедливой стоимости бумаг. Ключевая задача - максимальная эффективность использования средств, мультипликативный эффект в экономику. "Внедрение казначейского подхода - это система экономии на масштабе работы. Мы нашли несколько областей, где мы друг другу полезны. В части выпуска ценных бумаг мы можем выступить как маркетмейкер, пока рынок раскачивается. Это дает и сигнал для рынка, и ценовые ориентиры, и ликвидность для организаций развития", - приводит пример Михаил Полубояринов.

Новые горизонты

Развитие проектного финансирования, поддержка масштабных проектов и обеспечение их длинными деньгами, расширение работы с национальными валютами - по этим направлениям ВЭБ.РФ сегодня активно формирует общероссийскую повестку. Рост доли расчетов в рублях - долгосрочный тренд, и весомую его часть задает банк развития. Так, работа идет и в юанях, и в йенах.

В активе ВЭБ.РФ - готовая корреспондентская сеть, сотрудничество с крупнейшими финансовыми институтами и банками развития. При этом у ВЭБа нет задачи привлечь инвестиции любой ценой, по факту он обеспечивает приток инвестиций в Россию на довольно выгодных условиях.

Инфраструктура ВЭБ позволяет реализовывать важнейшие для экономики проекты "под ключ" - как в части привлечения инвестиций и мер господдержки, так и в реализации, в том числе в синдикации с крупнейшими коммерческими банками, с использованием механизма Фабрики проектного финансирования и т.п. Один из старейших финансовых институтов активно работает и на внешних рынках, и на внутреннем.

"Несмотря на санкции, мы видим и большой интерес европейских партнеров в поставках в Россию оборудования. Большая повестка у нас с партнерами из Азии - Китая, Японии, активная работа с международными финансовыми институтами. Причем она не ограничивается сопровождением сделок или привлечением кредитов. Например, значительный трек - расширение работы в национальных валютах, повестка в рамках ШОС и БРИКС", - говорит Михаил Полубояринов.

Результат масштабной перенастройки ВЭБ.РФ под руководством Игоря Шувалова - ВЭБ.РФ полностью стабилен, прозрачен, обеспечен капиталом и наращивает приток инвестиций в важнейшие для экономики проекты.

"У партнеров - действующих и потенциальных - есть четкое понимание: ВЭБ.РФ - это уникальные возможности для того, чтобы уже сегодня вести бизнес в России, с Россией и в интересах повышения качества жизни наших граждан - главной цели реализации майского указа", - резюмирует Михаил Полубояринов.

Мнение

Юрий Твердохлеб, доцент кафедры "Регулирование деятельности финансовых институтов" факультета финансов и банковского дела РАНХиГС:

- Специфика ВЭБ как института развития вполне допускает, что в его деятельности могут быть заведомо убыточные проекты с точки зрения именно хозрасчетного результата. Но они представляют серьезную значимость для решения федеральных проблем. Учитывая важность подобных проектов, вполне допустимо, что государство в виде своего представителя - института развития - готово взять на себя все издержки.


Источник: Российская газета


Назад

Гайдаровский форум: курс на цифровизацию

20 января 2020 года
#Публикации
Назад

Гайдаровский форум традиционно проводится в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ под эгидой Правительства России, за 11 лет он стал одной из наиболее авторитетных экспертных площадок, которая в начале года задает вектор общественной и научной дискуссии. На мероприятиях XI Гайдаровского форума «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», прошедшего в Москве 15—16 января 2020 г., встретились ведущие мировые ученые, политики, представители финансовых кругов и глобальной бизнес-элиты. В этом году его программа включала 85 сессий различных форматов, посвященных обсуждению актуальной российской повестки и влияния на нее мировой ситуации. Ключевыми вопросами для обсуждения стали итоги и перспективы цифровой трансформации общества — управления, бизнеса, социальной сферы, развитие экосистем и управленческих навыков в цифровую эпоху.

ВЦИОМ выступил организатором специальной секции на тему «Развитие приоритетных социальных проектов в России: проблемы повышения эффективности и восприятия населением», которая прошла в формате экспертной дискуссии. На секции обсуждался широкий спектр вопросов, затрагивающий проблематику реализации приоритетных социальных проектов и социальной политики России в целом. Сессию открыл директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин, представив результаты опроса, проведенного ВЦИОМ. По данным опроса, только одна треть россиян знает, что такое национальные проекты и для чего они нужны. Лидирующие места по известности занимают проекты в сфере образования и здравоохранения. Подтвердив, что «все приоритетные национальные проекты социальны», генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» Софья Малявина рассказала о реализации ряда федеральных программ, в том числе направленных на профориентацию людей предпенсионного возраста, которые, благодаря им, смогли получить новую профессию.

Старший вице-президент ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич представил доклад о реализации проектов социального воздействия при участии Государственной корпорации развития. Проекты социального воздействия финансируются из частного сектора до периода их полной реализации, а государство, напомнил эксперт, «уже в конце решает, покупать ли ему достигнутый социальный эффект или нет». «Нам нужно достичь того, чтобы люди почувствовали, что на них потратили много триллионов рублей, или чтобы они почувствовали, что о них заботятся? Фокус в том, чтобы не перепутать эти два фокуса и научиться говорить с людьми на одном языке», — резюмировал свое выступление Михаил Алашкевич. Проблемы финансирования приоритетных социальных проектов в регионах озвучила директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова: «Часть трансфертов распределяется недостаточно прозрачно, не на основе просчитанных формул, а на основе заявок и соглашений с регионами. Чаще всего это предмет субъективных решений, в частности, капвложения в рамках проекта „Здравоохранение“. У нас нет единого подхода, как правильно распределять деньги с учетом потребности региона и для достижения необходимых эффектов».

Главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Леонид Григорьев связал низкий интерес населения к национальным проектам с усталостью общества от количества реформ. Он добавил, что «национальные проекты должны решать те вопросы, которые не решаются на нормативном уровне». «Лучшая реклама национальных проектов — это „история успеха“, которую можно увидеть, пощупать, ощутить. Такие истории необходимо накапливать, потому что они придают нацпроектам „лицо“, — подчеркнул президент Центра политических технологий Борис Макаренко. — У нас есть противоречие между „предложением“ и „спросом“. Если первое — модернистски-технократическое, то сам спрос — приземленно-примитивный. В обществе все еще действует сильная инерция архаичных установок о том, какой должна быть идеальная школа, больница, поликлиника». По словам эксперта, лучшими исполнителями национальных проектов, связанных с образованием и здравоохранением, должны быть учителя и врачи: «Их можно сделать своими союзниками, просто хотя бы разгрузив от многотонной отчетности». 

На сессии «Демографический прогноз России: региональный разрез» заведующий Международной лабораторией демографии и человеческого капитала РАНХиГС Сергей Щербов представил доклад о разнице в демографических показателях регионов страны и долгосрочных трендах изменений в количестве и структуре населения России. Научный руководитель лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Валерий Елизаров, комментируя доклад коллеги, отметил, что предложенные Президентом России меры поддержки семей могут способствовать установлению позитивной демографической динамики.

Сотрудникам социологических центров важно понимать процессы, которые сейчас происходят в мире, и новые вызовы в связи с реализацией долгосрочных стратегий в сфере геополитики, демографии, миграции, экологии, труда, реформы пенсионной системы, ролью человеческого капитала в различных трансформациях. Участники форума отмечали, что цифровая трансформация невозможна без изменения человека, самих компаний, их корпоративной культуры. Попадая в новые технологические тренды, мы сами должны соответствовать им.

Как участник форума с удовольствием наблюдала за панельными дискуссиями «Национальная технологическая политика и региональная специфика», модератором которой выступил Анатолий Чубайс, и «Доверие как фактор и инструмент экономического развития» с участием Алексея Кудрина, Германа Грефа, Александра Аузана и других авторитетных дискутантов. По стечению обстоятельств в день открытия форума Президент РФ Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию.  Дополнительный импульс обсуждениям добавило то, что 15 января Российское правительство ушло в отставку. Эти события у участников форума вызвали активную дискуссию и надежду на улучшение ситуации в нашей стране.

Подробнее: gaidarforum.ru
Автор: И. М. Фадеева, "Научный центр социально-экономического мониторинга"

Назад

Социальные проекты на частные деньги

16 января 2020 года
#Публикации
Назад

Выездная студия радио Sputnik работает на Гайдаровском форуме в РАНХиГС. Тема этого года - "Россия и мир: вызовы нового десятилетия".

Запись эфира

В гостях - Михаил Алашкевич, старший вице-президент ВЭБ.РФ.

– Социальные обязательства государства – это полномочия субъектов Российской Федерации, поэтому инициаторами таких (прим. - социальных) проектов являются регионы. В конце прошлого года было принято постановление правительства, которое регулирует реализацию проектов социального воздействия, которые предполагают привлечение средств частных инвесторов для их финансирования, а возврат государством вложенных ресурсов будет обеспечиваться лишь в случае достижения конкретного, заранее определенного эффекта.

Организаторы Гайдаровского форума - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Институт экономической политики им. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России. Sputnik - международный партнер форума.

Источник

Назад

Холдинг «Байтерек» перенимает опыт российской Фабрики проектного финансирования

16 января 2020 года
#Публикации
Назад

Председатель правления холдинга «Байтерек» Айдар Арифханов и руководители дочерних организаций Холдинга посетили с рабочим визитом г. Москву, где состоялись встречи с топ-менеджерами российских государственных финансовых институтов.

В состав делегации вошли главы дочерних организаций АО «Банк Развития Казахстана» Абай Саркулов, АО «ЭСК «KazakhExport» Руслан Искаков, АО «Казына Капитал Менеджмент» Айнур Куатова, АО «ФРП «Даму» Гаухар Бурибаева, ТОО «Kazakhstan Project Preparation Fund» Адиль Утембаев, АО «Банк Развития Казахстана-Лизинг» Нурлан Байбазаров.

В головном офисе госкорпорации ВЭБ.РФ руководству Холдинга были продемонстрированы возможности инструмента поддержки бизнеса – Фабрики проектного финансирования (ФПФ).

ФПФ – механизм проектного финансирования инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики. Кредиторами выступают сразу несколько российских банков и сама госкорпорация ВЭБ.РФ. Они предоставляют заемщику так называемый «синдицированный», то есть совместный кредит, величина которого, как правило, гораздо выше той, что может выделить один банк. На получение льготного кредитования могут претендовать проекты стоимостью от 3 млрд рублей и сроком окупаемости до 20 лет. Как минимум 20% от стоимости проекта заявитель должен вложить сам.

В свою очередь Айдар Арифханов, выразил благодарность за проведение обзора ФПФ и знакомство с участниками этой программы.

- Тесное и взаимовыгодное сотрудничество с Вами, позволит нам эффективно реализовать ключевые задачи в сфере привлечения инвестиций и финансирования проектов, - подчеркнул глава холдинга «Байтерек», обращаясь к председателю ВЭБ.РФ Игорю Шувалову.

В свою очередь Айдар Арифханов рассказал российским коллегам о деятельности холдинга «Байтерек», основными стратегическими направлениями которого являются поддержка крупного бизнеса, развитие малого и среднего бизнеса, повышение экспортного потенциала, обеспечение финансовой доступности жилья, а также развитие инновационной экосистемы и технологического предпринимательства.

Помимо этого, Айдар Арифханов провел встречи с генеральным директором – председателем правления АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) Александром Браверманом, а также с директором Фонда развития промышленности Романом Петруцей.

Напомним, что дочерняя компания Корпорации МСП – АО «МСП Банк» в рамках XVI Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Омске подписала соглашение с Фондом «Даму». Благодаря достигнутым соглашениям стороны намерены сотрудничать в реализации мер поддержки предпринимателей, включая финансово-гарантийную и информационно-маркетинговую поддержку и обмен опытом.

Источник

Назад

ВЭБ.РФ провел в Ташкенте семинар по фабрике проектного финансирования

4 декабря 2019 года
#Публикации
Назад

3 декабря в здании Банковско-финансовой академии (БФА) Национальным банком Узбекистана, в целях повышения квалификации работников банковско-финансовой сферы, был организован семинар-тренинг совместно с Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» (Россия).

По постановлению Президента Республики Узбекистан №ПП-4503 от 31.10.2019г. Банковско-финансовая академия передана в ведение Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан.

photo_2019-12-03_21-45-09.jpg

Одной из задач, поставленной  Президентом, - является  сотрудничество с иностранными партнерами в рамках реализации инновационных образовательных и научно-исследовательских проектов. 

Основной целью данного семинара-тренинга являлось ознакомление и изучение концепции и механизма работы «Фабрики проектного финансирования», разработанной в Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». 

Семинар-тренинг проводилось в двух частях. В лекционной части были раскрыты такие понятия, как Фабрика проектного финансирования - её особенности, роли государственной поддержки проектов, структурирования сделок и бизнес процессов Фабрики. В конце лекционной части семинара-тренинга прошла активная дискуссия по заинтересовавшим слушателей вопросам, в ходе которой получены исчерпывающие ответы.

photo_2019-12-03_21-45-11.jpg

Во второй части тренинга, организованной как мастер-класс, на конкретном примере были рассмотрены подходы к структурированию проектов. В ходе мастер-класса, слушатели получили много новой и актуальной информации, которая будет полезна в их деятельности.

В целом, семинар-тренинг, проведенный НБУ совместно с Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», был информативным и полезным для участников и дал возможность  узнать много новой информации о проектном финансировании в РФ.

photo_2019-12-03_21-45-25.jpg

В конце мастер-класса также было отведено время для вопросов и ответов.

Агентство новостей «Podrobno.uz» 


Назад

Бюджет рассчитается с инвестором социального проекта по результату — Российская газета

29 ноября 2019 года
#Публикации
Назад

Власти регионов получили новый инструмент привлечения частных инвестиций для улучшения жизни людей без риска потратить бюджетные деньги впустую.

Правительство предложило им запускать так называемые проекты социального воздействия. Риски их выполнения инвестор берет на себя, но если он достигает заранее оговоренной цели (например, школьники улучшат свои результаты), бюджет покроет затраты. Подготовленное минфином совместно с ВЭБ.РФ постановление правительства об этом уже подписано, сообщил "РГ" источник в аппарате Белого дома. Оно устанавливает правила пилотных проектов на срок до 2024 года. Предполагается, что они затронут сферы образования, спорта, соцзащиты и занятости.

Возврат инвестиций (выплата гранта) со стороны государства возможен лишь в случае факта достижения определенного социального эффекта, то есть грант выплачивается по итогам проекта и только при наличии подтверждения независимой экспертизы, подчеркивает минфин. Проводить мониторинг и оценку эффекта будет оператор - правительство рекомендовало региональным властям на эту роль привлекать ВЭБ.РФ. Все это не означает ухода государства из социальной сферы, напротив, наработанные новые технологии и механизмы могут затем применяться региональными властями по своему усмотрению.

Проекты могут выполняться как в рамках программ корпоративной социальной ответственности крупных компаний, так и быть чисто коммерческими, допускает минфин. В последнем случае риски инвестора компенсируются фиксированной нормой доходности на вложенные инвестиции. Маржинальность, как и размер гранта, зависит от масштаба проекта и сроков его реализации, объясняют в ведомстве.

В 2020 году ВЭБ.РФ запустит как минимум 10 проектов социального воздействия с общим объемом частных инвестиций до миллиарда рублей

Минфин указывает на примеры подобных проектов в других странах: это и снижение рецидивизма среди заключенных, и помощь в трудоустройстве молодежи, и профилактика заболеваний, таких как гипертензия и сахарный диабет 2-го типа, и помощь в организации сопровождаемого проживания и социализации людям с ментальными нарушениями, и профилактика сиротства.

Обычный срок реализации таких проектов - 3-5 лет, говорит зампред - член правления ВЭБ.РФ Светлана Ячевская. Новый для России механизм дает существенный рост отдачи от проектов и страхует государство от неэффективных расходов, подчеркивает она. Он соединяет в себе частную инициативу, привлечение внебюджетных инвестиций, нацеленность на конкретный эффект, новые технологии решения социально значимых задач.

В России первый проект социального воздействия начат в этом году: специалисты НИУ "Высшая школа экономики" на примере 27 школ Хангаласского улуса Якутии должны в течении трех лет добиться роста в среднем на 10% результатов учащихся (измеряются как взвешенная сумма результатов ОГЭ и ЕГЭ, а также олимпиад).

Чтобы оценить исходную ситуацию, там были запущены социологические исследования, проведены две экспедиции, выявлены конкретные затруднения школьников, рассказывает директор центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ "ВШЭ" Сергей Косарецкий.

Для внедрения новейших методик преподавания проводятся курсы повышения квалификации и семинары, родители вовлекаются в образовательный процесс и школьную жизнь, устраиваются каникулярные школы. Изменилась оценка результативности школ - она стала учитывать, что, например, "средние" результаты в сложных условиях - это достижение, достойное внимания, поощрения, а порой, и распространения в виде эффективных практик, указывает Косарецкий.

Проект, в частности, направлен на трансформацию организационно-управленческих механизмов общего образования, указывает минфин.

Светлана Ячевская подчеркивает, что это "не интервенции извне", а мероприятия, которые разрабатываются совместно с представителями системы образования улуса, с опорой на существующие традиции и выявленный уникальный опыт.

В качестве инвестора выступил Фонд развития Дальнего Востока и Арктики ("дочка" ВЭБ.РФ). Для ФРДВ этот проект важен, так как в случае успеха подходы и методики могут быть масштабированы не только на территорию всей Якутии, но и на другие регионы Дальнего Востока, отмечает Ячевская.

ВЭБ.РФ ожидает вовлечения всех субъектов РФ в реализацию проектов социального воздействия и предполагает в следующем году запустить не менее 10 таких проектов в разных отраслях социальной сферы с общим объемом привлеченных средств частных инвесторов до 1 млрд рублей. Сейчас госкорпорация активно подбирает такие проекты, работая с более чем десятком регионов, наибольший потенциал видит на Дальнем Востоке и Байкальском регионе, где есть множество проблем социальной направленности, включая низкую доступность медицинских услуг, отток населения.

"Уже есть несколько регионов, которые, не дожидаясь окончания проекта в Якутии, заявили, что тоже хотели бы приступить к реализации подобных проектов, - говорит Ячевская. - Например, очень активна Бурятия". При наличии инициативы со стороны региональных властей и четко сформулированных проблем, которые можно решить посредством проектов социального воздействия, ВЭБ готов работать со всеми регионами, заключает она.

Screenshot_29.png

Инфографика "РГ"/Александр Чистов/Ирина Ивойлова


Опыт Якутии

Владимир Солодов, председатель правительства Республики Саха (Якутия):

Проект социального воздействия для повышения образовательных результатов учащихся Хангаласского улуса - комплексный с различными направлениями. К примеру, по направлению "Школа успеха для каждого" применяются технологии персонализированного обучения. Чтобы видеть индивидуальные достижения школьников и иметь возможность прослеживать их динамику, проводятся исследования. Для учеников, которым требуется дополнительная подготовка, организуют дополнительные занятия: интенсив в рамках "каникулярной школы" и онлайн-курсы в течение года.

Еще одно направление - активизация родительской вовлеченности с помощью запуска социальных навигаторов, работы экспертных площадок на конференции родителей, организации форсайт-сессий для поддержки и продвижения родительских проектов, в том числе и с привлечением грантов.

Также в рамках проекта проводится мониторинг компетеннций школьных учителей. При поддержке Малой академии наук Якутии педагоги пройдут тренинги по подготовке талантливых детей к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку и математике. Институт новых технологий и компания "ИРТех" обеспечивает цифровое сопровождение: модуль для проведения онлайн-тестирования.

Немаловажно то, что школы будут отслеживать только свои результаты, а не соревноваться с другими школами. Вся эта работа, несомненно, будет выражена в конкретных показателях - повышении качества основного государственного экзамена, увеличении количества призеров олимпиад разного уровня. Положительный опыт планируем масштабировать на всю республику.

Российская газета, 29.11.2019
Автор: Игорь Зубков

Назад

Минфин предложил привлекать частные инвестиции для решения социально значимых задач

7 марта 2019 года
#Новости
Назад

Минфин разработал проект постановления правительства, которым предлагается провести пилотный проект по привлечению частных инвесторов к решению социально значимых задач. Документ опубликован на портале regulation.gov.ru.

«Проектом постановления предлагается провести апробацию проектного подхода к решению социально значимых задач с участием частных инвесторов, которые финансируют реализацию проектов за счет собственных средств и исполнителей, непосредственно осуществляющих социальное воздействие в отношении социальных бенефициаров», - говорится в пояснительной записке к проекту постановления.

Согласно документу, в случае достижения целевых показателей инвесторы получат гранты от заказчиков, которыми могут вступать органы государственной власти.

В методических рекомендациях по проведению пилотной апробации отмечается, что ее оператором выступит ВЭБ.

Зампредседателя госкорпорации Светлана Ячевская рассказала RNS, что ВЭБ будет выступать посредником между государством и частным инвестором в структурировании и реализации таких проектов. Оператор осуществляет разработку финансовой модели проекта социального воздействия, оценку социально-экономических эффектов, содействие в поиске инвесторов, а также мониторинг реализации проекта.

«Отличие от других социальных проектов с частной инициативой в том, что проект реализуется полностью за счет средств частных инвесторов. Возврат инвестиций со стороны государства возможен лишь в случае факта достижения определенного социального эффекта на заранее согласованных условиях. Такие экспериментальные проекты, подтвердившие свою состоятельность и эффективность могут в дальнейшем масштабироваться и внедряться повседневную практику оказания социально значимых услуг», — добавила Ячевская.

Минфин считает, что частные инвесторы и негосударственные НКО «способны повысить качество социальных услуг, внедрять инновационные модели социального предпринимательства, использовать новые финансовые инструменты, направленные на достижение социальных эффектов».

ИА RNS


Назад

Зампред ВЭБ.РФ Светлана Ячевская: «Мы видим себя драйвером частных инвестиций в социальную сферу»

20 февраля 2019 года
#Публикации
Назад

Антон КУБЫШКИН

Корпорация развития хочет сделать этот сектор коммерчески привлекательным

Больницы, школы, общежития и даже дома престарелых - все это может быть построено на деньги частных предпринимателей, приносить им доход без ущерба для социальных обязательств государства. Да еще и с более высоким качеством обслуживания для граждан. Это не утопия, а реально действующий в некоторых западных странах финансовый инструмент. О том, как его внедрить в российской реальности, «Комсомолке» рассказала Светлана Ячевская, заместитель председателя и член правления ВЭБ.РФ.

УМНАЯ И ВЫГОДНАЯ СРЕДА

- Главная тема Российского инвестиционного форума в Сочи – национальные проекты. Какая здесь роль у ВЭБ.РФ?

- Мы, как институт развития, видим себя одним из драйверов частных инвестиций в реализации национальных проектов. Основная часть будет реализована за счет бюджетов разных уровней. Но для того, чтобы создать необходимую конкурентную среду, чтобы улучшить качество услуг, особенно если мы говорим про социальную сферу, нам необходимо привлечение частных инвестиций. ВЭБ.РФ должен предложить что-то новое, чтобы совмещение бюджетных и частных средств наконец-то произошло.

- Какой объем частных инвестиций возможен?

- Сложно такую цифру сейчас назвать. Если взять инфраструктурные проекты, там доля участия частного капитала будет намного выше, чем в нацпроектах по демографии, образованию и здравоохранению. Просто в силу того, что это социальные обязательства государства и они в большей степени финансируются за счет бюджета.

- Приведите примеры проектов, куда можно привлечь частный капитал?

- Их множество. Допустим, сфера образования. По схеме государственно-частного партнерства можно строить кампусы для университетов. Для конкурентоспособности нашего высшего образования и привлечения иностранных студентов нам необходимо развивать образовательную инфраструктуру. А для этого нужна «умная среда», в которой будут учиться студенты.

- А причем здесь общежития? И какую отдачу здесь может получить частный бизнес?

- Кампусы - это не совсем общежития. Большой дом, где крошечные комнаты и много кроватей, минимальная плата за проживание - в таких проектах инвестору, конечно, делать нечего. Мы говорим о строительстве образовательной среды, целых студенческих городков. Там есть вся необходимая инфраструктуру для жизни, образования и спорта. Там можно проводить форумы и мероприятия. В этой среде частный инвестор быстрее найдет себе место.

- То есть там будут какие-то платные услуги?

- Конечно. Например, для студентов основные спортивные услуги будут бесплатными. А дополнительные занятия - за деньги. Плюс пользоваться объектами смогут все жители города. И для них эти услуги уже будут платными. Это и позволит сделать инвестиции возвратными.

«ПРОЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

- А какую роль здесь будет играть ВЭБ.РФ?

- У нас может быть несколько ролей. Во-первых, мы можем финансировать такие проекты самостоятельно, как любой другой банк или инвестор. Во-вторых, можем быть экспертом, который поможет структурировать такой проект. Комбинации могут быть разные. Для нас, конечно, необходим масштаб. Взять на финансирование маленький пилот мы не сможем. А вот полноценный студенческий городок уже будет интересен.

- Недавно для социальных проектов вы даже придумали специальный финансовый инструмент - SIB. Как он будет работать?

- Да, это проекты социального воздействия (social impact bonds, SIB. - Ред.). ВЭБ.РФ был инициатором использования этого финансового инструмента в России, потому что пока ни одного подобного проекта у нас нет. Мы увидели эту практику в других странах, увидели, что она эффективно работает именно в социальной сфере.

- То есть, где частному инвестору обычно совсем невыгодно работать?

- Именно так. Например, у нас в России среднее и высшее образование в основном бесплатное. Есть гарантированное бесплатное медицинское обслуживание. То же касается и других социальных сфер. В других странах все по-другому. Там этого нет. Либо бесплатно предоставляется только часть этих услуг. Мы посмотрели в Америке и в разных странах Европы, как работает этот механизм (SIB). И поняли, что он не зря был придуман. Он предлагает принципиально новое отношение к финансированию социальной сферы.

- Как конкретно он будет работать? Неужели все образование и здравоохранение у нас станет платным?

- Ни в коем случае. Граждан это не затронет. Сейчас объясню, как этот инструмент работает в сфере образования и здравоохранения. Мы знаем начальные условия сейчас: какой объем средств тратит на них федеральный бюджет и какое качество услуги получает гражданин. В теории у бюджетных трат всегда есть некая цель. Но это только в теории. На практике не всегда так. Потому что есть хорошие, средние и плохие больницы, есть хорошие, средние и плохие школы. А деньги они получают примерно одинаковые. Наш инструмент должен показать следующее: частник может предоставить ту же услугу более качественно и с меньшими затратами для казны. То есть получается и экономия для бюджета, и повышение качества услуг. Механизм следующий: инвестор на начальном этапе полностью за счет своих средств предоставляет аналогичную услугу…

- Условно строит больницу, да?

- Да, или школу. Инвестор говорит: я на первоначальном этапе все делаю полностью за счет своих средств, а с государством только договариваюсь по условиям – какой результат оно хочет получить и сколько готово на это потратить. Если эффект достигается, государство возмещает инвестору его расходы и выплачивает вознаграждение. Модели и модификации могут быть разные. Это может быть просто доход с его инвестиций, заранее оговоренный. Может быть право управления такими объектами. То есть, это может быть не всегда полный возврат с какой-то прибылью. Смысл в том, что мы в существующую социальную среду приводим новых игроков, которые профессионалы, которые знают, как это делать качественно и готовы рискнуть собственными средствами. Эти учреждения будут работать по всем стандартным правилам, которые сейчас есть для государственных больниц и школ. От властей требуется только разрешить такой механизм и быть честным в конце.

«ЕСЛИ ВАРИШЬСЯ В ОДНОМ СУПЕ, ВКУС БУДЕТ ОДИН И ТОТ ЖЕ»

- Одобрение уже есть?

- На федеральном уровне уже прозвучало, что это правильная идея и правильный инструмент. Мы с министерством финансов сейчас прорабатываем проект постановления правительства, где определим этот инструмент как пилот в ряде субъектов. Это очень важно. Потому что регионы должны быть в комфорте. Это же бюджетные обязательства, которые они на себя примут. Хотя они и не берут на себя никакого дополнительного риска.

- Что это за регионы?

- Мы думаем, что это будет Якутия, Волгоградская, Новгородская, Курская и Астраханская области. Но мы приглашаем все регионы. И заинтересованность есть по понятным причинам. Можно бесконечно говорить об эффективности расходования бюджетных средств, но, если ты варишься в одном и том же супе, будет один и тот же вкус и тот же запах. Поэтому нужно немного поменять ингредиенты.

- Позицию чиновников я понимаю: для них нет рисков плюс можно качественно выполнить свои социальные обязательства, а вот стимулов для бизнеса идти в эту историю я не вижу.

- Желающие уже есть. Мы находимся в переговорном процессе с ними. И задача ВЭБ.РФ – рассказать об этом инструменте, объяснить его. Плюс мы будем помогать регионам юридически структурировать этот проект и помогать в заключении договора. И наконец, нужно какое-то независимое лицо, которое будет осуществлять аудит результатов.

- Что это за желающие?

- Есть несколько категорий. Во-первых, некоммерческие организации (НКО). Им нужно на этот рынок выходить, рисковать, потому что у них не так много возможностей. А это новые ниши, новые бизнесы, которые они могут открывать и качественно реализовывать. Многие из них готовы рискнуть. Во-вторых, крупные компании, у которых в регионах присутствия есть приличные социальные бюджеты. Они все равно делают большой вклад в местную социальную инфраструктуру. И сегодня делают это безвозвратно. Предложить им такие смарт-соглашения – принципиально новый подход. Чтобы для инвестора это была не обуза, а приятная нагрузка, в которой есть бизнес-составляющая. Конечно, мы не будем пилоты делать крупными, чтобы они могли быстро показать эффект. Новые инструменты нужно на рынок приносить аккуратно, чтобы потенциальные игроки могли их со всех сторон рассмотреть и понять, что это правильно работающий механизм.

«НАША ЦЕЛЬ - ЗАЩИТИТЬ ИНВЕСТОРА»

- Как будете оценивать результаты? Например, в той же сфере образования или здравоохранения оценки могут быть очень субъективными...

- В образовании оценкой могут быть только результаты ЕГЭ. Другой объективной оценки у нас нет. Плюс участие и победы в олимпиадах. Например, если сейчас средний балл ЕГЭ - 50, то для SIB-проектов цель может быть 65 - 70 баллов. То есть, чтобы эффект был ощутимым. Если добиваемся такого результата, значит соглашение исполнено. Но есть сферы, где все не так просто. Например, когда мы имеем дело со старшим поколением и с социальными услугами в этой сфере. Там очень важна удовлетворенность качеством жизни в определенном возрасте. И вот ее уже мерить экономически гораздо сложнее. Это может стать риском, в том числе для инвестора. Ведь тогда результат будет зависеть от субъективных мнений экспертов. Здесь мы должны придумать технологичное решение. Например, если это здравоохранение, то результатом может стать снижение количества каких-либо заболеваний или полное выздоровление после тех или иных операций. Это количество, это проценты. Здесь ничего не подрисуешь.

- Но ведь мухлевать станут? Частный инвестор будет заинтересован в том, чтобы показать как можно более высокие результаты и отбить деньги…

- Сейчас это очень сложно. Как с итогами ЕГЭ, так и со статистикой заболеваний. Кроме того, такой инвестор будет заинтересован в том, чтобы на этом рынке закрепиться. Поэтому он будет стараться играть честно.

СПРАВКА «КП»

ВЭБ.РФ (прошлое название - Внешэкономбанк) - крупнейший финансовый институт развития в стране. В портфеле - более 300 проектов на общую сумму свыше 3,4 трлн. рублей.


ИСТОЧНИК KP.RU


Назад

Создается Фонд развития современной городской экономики

19 июля 2018 года
#Публикации
Назад

Основой организации станет Фонд развития моногородов

МОСКВА, 19 июля 2018, 17:36 — REGNUM  В рамках работы Московского урбанистического форума председатель Внешэкономбанка Игорь Шувалов объявил о преобразовании Фонда развития моногородов в Фонд развития современной городской экономики.

Ирина Макиева
Заместитель председателя Внешэкономбанка, руководитель приоритетной Программы «Комплексное развитие моногородов»
«Работа, начавшаяся в 2016 году по программе комплексной поддержки моногородов успешна. Эта практика и опыт специалистов в изменении бизнес‑ и городской среды в городах можно использовать в будущем. За 2 года благодаря программе в моногородах создано более 290 тысяч новых рабочих мест, в 273 моногородах модернизированы входные группы и зоны ожидания в поликлиниках, отремонтированы 291 центральная улица, обновлен парк машин скорой помощи. На сегодняшний день в моногородах создано 61 территория опережающего социально-экономического развития, где уже работают 148 резидентов. За всем этим стоит создание по-настоящему комфортных условий для проживаний горожан и эффективных инструментов для развития и диверсификации бизнеса»

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Фонд развития моногородов был создан в 2014 году для формирования условий для создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций в моногорода. Основными направлениями его деятельности являются софинансирование расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности моногородов. Также ФРМ занимается повышением компетенций менеджмента городов, чтобы они развивали диверсификацию, занимались благоустройством территорий.

«Теперь периметр деятельности нового фонда охватит не только моно-, но и остальные города и агломерации. Это будет новая история создания современной экономики городов, которые сегодня являются драйверами развития экономики всей страны. Конечно, моногорода по-прежнему останутся в периметре работы Фонда и в фокусе нашего внимания», — отметила заместитель председателя ВЭБ.

Планируется, что наблюдательный совет нового фонда возглавит министр экономического развития Максим Орешкин.

Ирина Макиева
Заместитель председателя Внешэкономбанка, руководитель приоритетной Программы «Комплексное развитие моногородов»
«Это обеспечит постоянную связь между фондом, Правительством и ВЭБ, позволит использовать синергетический эффект для развития городов»

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.