Гайдаровский форум: курс на цифровизацию

20 января 2020 года
#Публикации
Назад

Гайдаровский форум традиционно проводится в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ под эгидой Правительства России, за 11 лет он стал одной из наиболее авторитетных экспертных площадок, которая в начале года задает вектор общественной и научной дискуссии. На мероприятиях XI Гайдаровского форума «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», прошедшего в Москве 15—16 января 2020 г., встретились ведущие мировые ученые, политики, представители финансовых кругов и глобальной бизнес-элиты. В этом году его программа включала 85 сессий различных форматов, посвященных обсуждению актуальной российской повестки и влияния на нее мировой ситуации. Ключевыми вопросами для обсуждения стали итоги и перспективы цифровой трансформации общества — управления, бизнеса, социальной сферы, развитие экосистем и управленческих навыков в цифровую эпоху.

ВЦИОМ выступил организатором специальной секции на тему «Развитие приоритетных социальных проектов в России: проблемы повышения эффективности и восприятия населением», которая прошла в формате экспертной дискуссии. На секции обсуждался широкий спектр вопросов, затрагивающий проблематику реализации приоритетных социальных проектов и социальной политики России в целом. Сессию открыл директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин, представив результаты опроса, проведенного ВЦИОМ. По данным опроса, только одна треть россиян знает, что такое национальные проекты и для чего они нужны. Лидирующие места по известности занимают проекты в сфере образования и здравоохранения. Подтвердив, что «все приоритетные национальные проекты социальны», генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» Софья Малявина рассказала о реализации ряда федеральных программ, в том числе направленных на профориентацию людей предпенсионного возраста, которые, благодаря им, смогли получить новую профессию.

Старший вице-президент ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич представил доклад о реализации проектов социального воздействия при участии Государственной корпорации развития. Проекты социального воздействия финансируются из частного сектора до периода их полной реализации, а государство, напомнил эксперт, «уже в конце решает, покупать ли ему достигнутый социальный эффект или нет». «Нам нужно достичь того, чтобы люди почувствовали, что на них потратили много триллионов рублей, или чтобы они почувствовали, что о них заботятся? Фокус в том, чтобы не перепутать эти два фокуса и научиться говорить с людьми на одном языке», — резюмировал свое выступление Михаил Алашкевич. Проблемы финансирования приоритетных социальных проектов в регионах озвучила директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова: «Часть трансфертов распределяется недостаточно прозрачно, не на основе просчитанных формул, а на основе заявок и соглашений с регионами. Чаще всего это предмет субъективных решений, в частности, капвложения в рамках проекта „Здравоохранение“. У нас нет единого подхода, как правильно распределять деньги с учетом потребности региона и для достижения необходимых эффектов».

Главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Леонид Григорьев связал низкий интерес населения к национальным проектам с усталостью общества от количества реформ. Он добавил, что «национальные проекты должны решать те вопросы, которые не решаются на нормативном уровне». «Лучшая реклама национальных проектов — это „история успеха“, которую можно увидеть, пощупать, ощутить. Такие истории необходимо накапливать, потому что они придают нацпроектам „лицо“, — подчеркнул президент Центра политических технологий Борис Макаренко. — У нас есть противоречие между „предложением“ и „спросом“. Если первое — модернистски-технократическое, то сам спрос — приземленно-примитивный. В обществе все еще действует сильная инерция архаичных установок о том, какой должна быть идеальная школа, больница, поликлиника». По словам эксперта, лучшими исполнителями национальных проектов, связанных с образованием и здравоохранением, должны быть учителя и врачи: «Их можно сделать своими союзниками, просто хотя бы разгрузив от многотонной отчетности». 

На сессии «Демографический прогноз России: региональный разрез» заведующий Международной лабораторией демографии и человеческого капитала РАНХиГС Сергей Щербов представил доклад о разнице в демографических показателях регионов страны и долгосрочных трендах изменений в количестве и структуре населения России. Научный руководитель лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Валерий Елизаров, комментируя доклад коллеги, отметил, что предложенные Президентом России меры поддержки семей могут способствовать установлению позитивной демографической динамики.

Сотрудникам социологических центров важно понимать процессы, которые сейчас происходят в мире, и новые вызовы в связи с реализацией долгосрочных стратегий в сфере геополитики, демографии, миграции, экологии, труда, реформы пенсионной системы, ролью человеческого капитала в различных трансформациях. Участники форума отмечали, что цифровая трансформация невозможна без изменения человека, самих компаний, их корпоративной культуры. Попадая в новые технологические тренды, мы сами должны соответствовать им.

Как участник форума с удовольствием наблюдала за панельными дискуссиями «Национальная технологическая политика и региональная специфика», модератором которой выступил Анатолий Чубайс, и «Доверие как фактор и инструмент экономического развития» с участием Алексея Кудрина, Германа Грефа, Александра Аузана и других авторитетных дискутантов. По стечению обстоятельств в день открытия форума Президент РФ Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию.  Дополнительный импульс обсуждениям добавило то, что 15 января Российское правительство ушло в отставку. Эти события у участников форума вызвали активную дискуссию и надежду на улучшение ситуации в нашей стране.

Подробнее: gaidarforum.ru
Автор: И. М. Фадеева, "Научный центр социально-экономического мониторинга"

Назад

Социальные проекты на частные деньги

16 января 2020 года
#Публикации
Назад

Выездная студия радио Sputnik работает на Гайдаровском форуме в РАНХиГС. Тема этого года - "Россия и мир: вызовы нового десятилетия".

Запись эфира

В гостях - Михаил Алашкевич, старший вице-президент ВЭБ.РФ.

– Социальные обязательства государства – это полномочия субъектов Российской Федерации, поэтому инициаторами таких (прим. - социальных) проектов являются регионы. В конце прошлого года было принято постановление правительства, которое регулирует реализацию проектов социального воздействия, которые предполагают привлечение средств частных инвесторов для их финансирования, а возврат государством вложенных ресурсов будет обеспечиваться лишь в случае достижения конкретного, заранее определенного эффекта.

Организаторы Гайдаровского форума - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Институт экономической политики им. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России. Sputnik - международный партнер форума.

Источник

Назад

Холдинг «Байтерек» перенимает опыт российской Фабрики проектного финансирования

16 января 2020 года
#Публикации
Назад

Председатель правления холдинга «Байтерек» Айдар Арифханов и руководители дочерних организаций Холдинга посетили с рабочим визитом г. Москву, где состоялись встречи с топ-менеджерами российских государственных финансовых институтов.

В состав делегации вошли главы дочерних организаций АО «Банк Развития Казахстана» Абай Саркулов, АО «ЭСК «KazakhExport» Руслан Искаков, АО «Казына Капитал Менеджмент» Айнур Куатова, АО «ФРП «Даму» Гаухар Бурибаева, ТОО «Kazakhstan Project Preparation Fund» Адиль Утембаев, АО «Банк Развития Казахстана-Лизинг» Нурлан Байбазаров.

В головном офисе госкорпорации ВЭБ.РФ руководству Холдинга были продемонстрированы возможности инструмента поддержки бизнеса – Фабрики проектного финансирования (ФПФ).

ФПФ – механизм проектного финансирования инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики. Кредиторами выступают сразу несколько российских банков и сама госкорпорация ВЭБ.РФ. Они предоставляют заемщику так называемый «синдицированный», то есть совместный кредит, величина которого, как правило, гораздо выше той, что может выделить один банк. На получение льготного кредитования могут претендовать проекты стоимостью от 3 млрд рублей и сроком окупаемости до 20 лет. Как минимум 20% от стоимости проекта заявитель должен вложить сам.

В свою очередь Айдар Арифханов, выразил благодарность за проведение обзора ФПФ и знакомство с участниками этой программы.

- Тесное и взаимовыгодное сотрудничество с Вами, позволит нам эффективно реализовать ключевые задачи в сфере привлечения инвестиций и финансирования проектов, - подчеркнул глава холдинга «Байтерек», обращаясь к председателю ВЭБ.РФ Игорю Шувалову.

В свою очередь Айдар Арифханов рассказал российским коллегам о деятельности холдинга «Байтерек», основными стратегическими направлениями которого являются поддержка крупного бизнеса, развитие малого и среднего бизнеса, повышение экспортного потенциала, обеспечение финансовой доступности жилья, а также развитие инновационной экосистемы и технологического предпринимательства.

Помимо этого, Айдар Арифханов провел встречи с генеральным директором – председателем правления АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) Александром Браверманом, а также с директором Фонда развития промышленности Романом Петруцей.

Напомним, что дочерняя компания Корпорации МСП – АО «МСП Банк» в рамках XVI Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Омске подписала соглашение с Фондом «Даму». Благодаря достигнутым соглашениям стороны намерены сотрудничать в реализации мер поддержки предпринимателей, включая финансово-гарантийную и информационно-маркетинговую поддержку и обмен опытом.

Источник

Назад

ВЭБ.РФ провел в Ташкенте семинар по фабрике проектного финансирования

4 декабря 2019 года
#Публикации
Назад

3 декабря в здании Банковско-финансовой академии (БФА) Национальным банком Узбекистана, в целях повышения квалификации работников банковско-финансовой сферы, был организован семинар-тренинг совместно с Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» (Россия).

По постановлению Президента Республики Узбекистан №ПП-4503 от 31.10.2019г. Банковско-финансовая академия передана в ведение Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан.

photo_2019-12-03_21-45-09.jpg

Одной из задач, поставленной  Президентом, - является  сотрудничество с иностранными партнерами в рамках реализации инновационных образовательных и научно-исследовательских проектов. 

Основной целью данного семинара-тренинга являлось ознакомление и изучение концепции и механизма работы «Фабрики проектного финансирования», разработанной в Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». 

Семинар-тренинг проводилось в двух частях. В лекционной части были раскрыты такие понятия, как Фабрика проектного финансирования - её особенности, роли государственной поддержки проектов, структурирования сделок и бизнес процессов Фабрики. В конце лекционной части семинара-тренинга прошла активная дискуссия по заинтересовавшим слушателей вопросам, в ходе которой получены исчерпывающие ответы.

photo_2019-12-03_21-45-11.jpg

Во второй части тренинга, организованной как мастер-класс, на конкретном примере были рассмотрены подходы к структурированию проектов. В ходе мастер-класса, слушатели получили много новой и актуальной информации, которая будет полезна в их деятельности.

В целом, семинар-тренинг, проведенный НБУ совместно с Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», был информативным и полезным для участников и дал возможность  узнать много новой информации о проектном финансировании в РФ.

photo_2019-12-03_21-45-25.jpg

В конце мастер-класса также было отведено время для вопросов и ответов.

Агентство новостей «Podrobno.uz» 


Назад

Бюджет рассчитается с инвестором социального проекта по результату — Российская газета

29 ноября 2019 года
#Публикации
Назад

Власти регионов получили новый инструмент привлечения частных инвестиций для улучшения жизни людей без риска потратить бюджетные деньги впустую.

Правительство предложило им запускать так называемые проекты социального воздействия. Риски их выполнения инвестор берет на себя, но если он достигает заранее оговоренной цели (например, школьники улучшат свои результаты), бюджет покроет затраты. Подготовленное минфином совместно с ВЭБ.РФ постановление правительства об этом уже подписано, сообщил "РГ" источник в аппарате Белого дома. Оно устанавливает правила пилотных проектов на срок до 2024 года. Предполагается, что они затронут сферы образования, спорта, соцзащиты и занятости.

Возврат инвестиций (выплата гранта) со стороны государства возможен лишь в случае факта достижения определенного социального эффекта, то есть грант выплачивается по итогам проекта и только при наличии подтверждения независимой экспертизы, подчеркивает минфин. Проводить мониторинг и оценку эффекта будет оператор - правительство рекомендовало региональным властям на эту роль привлекать ВЭБ.РФ. Все это не означает ухода государства из социальной сферы, напротив, наработанные новые технологии и механизмы могут затем применяться региональными властями по своему усмотрению.

Проекты могут выполняться как в рамках программ корпоративной социальной ответственности крупных компаний, так и быть чисто коммерческими, допускает минфин. В последнем случае риски инвестора компенсируются фиксированной нормой доходности на вложенные инвестиции. Маржинальность, как и размер гранта, зависит от масштаба проекта и сроков его реализации, объясняют в ведомстве.

В 2020 году ВЭБ.РФ запустит как минимум 10 проектов социального воздействия с общим объемом частных инвестиций до миллиарда рублей

Минфин указывает на примеры подобных проектов в других странах: это и снижение рецидивизма среди заключенных, и помощь в трудоустройстве молодежи, и профилактика заболеваний, таких как гипертензия и сахарный диабет 2-го типа, и помощь в организации сопровождаемого проживания и социализации людям с ментальными нарушениями, и профилактика сиротства.

Обычный срок реализации таких проектов - 3-5 лет, говорит зампред - член правления ВЭБ.РФ Светлана Ячевская. Новый для России механизм дает существенный рост отдачи от проектов и страхует государство от неэффективных расходов, подчеркивает она. Он соединяет в себе частную инициативу, привлечение внебюджетных инвестиций, нацеленность на конкретный эффект, новые технологии решения социально значимых задач.

В России первый проект социального воздействия начат в этом году: специалисты НИУ "Высшая школа экономики" на примере 27 школ Хангаласского улуса Якутии должны в течении трех лет добиться роста в среднем на 10% результатов учащихся (измеряются как взвешенная сумма результатов ОГЭ и ЕГЭ, а также олимпиад).

Чтобы оценить исходную ситуацию, там были запущены социологические исследования, проведены две экспедиции, выявлены конкретные затруднения школьников, рассказывает директор центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ "ВШЭ" Сергей Косарецкий.

Для внедрения новейших методик преподавания проводятся курсы повышения квалификации и семинары, родители вовлекаются в образовательный процесс и школьную жизнь, устраиваются каникулярные школы. Изменилась оценка результативности школ - она стала учитывать, что, например, "средние" результаты в сложных условиях - это достижение, достойное внимания, поощрения, а порой, и распространения в виде эффективных практик, указывает Косарецкий.

Проект, в частности, направлен на трансформацию организационно-управленческих механизмов общего образования, указывает минфин.

Светлана Ячевская подчеркивает, что это "не интервенции извне", а мероприятия, которые разрабатываются совместно с представителями системы образования улуса, с опорой на существующие традиции и выявленный уникальный опыт.

В качестве инвестора выступил Фонд развития Дальнего Востока и Арктики ("дочка" ВЭБ.РФ). Для ФРДВ этот проект важен, так как в случае успеха подходы и методики могут быть масштабированы не только на территорию всей Якутии, но и на другие регионы Дальнего Востока, отмечает Ячевская.

ВЭБ.РФ ожидает вовлечения всех субъектов РФ в реализацию проектов социального воздействия и предполагает в следующем году запустить не менее 10 таких проектов в разных отраслях социальной сферы с общим объемом привлеченных средств частных инвесторов до 1 млрд рублей. Сейчас госкорпорация активно подбирает такие проекты, работая с более чем десятком регионов, наибольший потенциал видит на Дальнем Востоке и Байкальском регионе, где есть множество проблем социальной направленности, включая низкую доступность медицинских услуг, отток населения.

"Уже есть несколько регионов, которые, не дожидаясь окончания проекта в Якутии, заявили, что тоже хотели бы приступить к реализации подобных проектов, - говорит Ячевская. - Например, очень активна Бурятия". При наличии инициативы со стороны региональных властей и четко сформулированных проблем, которые можно решить посредством проектов социального воздействия, ВЭБ готов работать со всеми регионами, заключает она.

Screenshot_29.png

Инфографика "РГ"/Александр Чистов/Ирина Ивойлова


Опыт Якутии

Владимир Солодов, председатель правительства Республики Саха (Якутия):

Проект социального воздействия для повышения образовательных результатов учащихся Хангаласского улуса - комплексный с различными направлениями. К примеру, по направлению "Школа успеха для каждого" применяются технологии персонализированного обучения. Чтобы видеть индивидуальные достижения школьников и иметь возможность прослеживать их динамику, проводятся исследования. Для учеников, которым требуется дополнительная подготовка, организуют дополнительные занятия: интенсив в рамках "каникулярной школы" и онлайн-курсы в течение года.

Еще одно направление - активизация родительской вовлеченности с помощью запуска социальных навигаторов, работы экспертных площадок на конференции родителей, организации форсайт-сессий для поддержки и продвижения родительских проектов, в том числе и с привлечением грантов.

Также в рамках проекта проводится мониторинг компетеннций школьных учителей. При поддержке Малой академии наук Якутии педагоги пройдут тренинги по подготовке талантливых детей к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку и математике. Институт новых технологий и компания "ИРТех" обеспечивает цифровое сопровождение: модуль для проведения онлайн-тестирования.

Немаловажно то, что школы будут отслеживать только свои результаты, а не соревноваться с другими школами. Вся эта работа, несомненно, будет выражена в конкретных показателях - повышении качества основного государственного экзамена, увеличении количества призеров олимпиад разного уровня. Положительный опыт планируем масштабировать на всю республику.

Российская газета, 29.11.2019
Автор: Игорь Зубков

Назад

Минфин предложил привлекать частные инвестиции для решения социально значимых задач

7 марта 2019 года
#Новости
Назад

Минфин разработал проект постановления правительства, которым предлагается провести пилотный проект по привлечению частных инвесторов к решению социально значимых задач. Документ опубликован на портале regulation.gov.ru.

«Проектом постановления предлагается провести апробацию проектного подхода к решению социально значимых задач с участием частных инвесторов, которые финансируют реализацию проектов за счет собственных средств и исполнителей, непосредственно осуществляющих социальное воздействие в отношении социальных бенефициаров», - говорится в пояснительной записке к проекту постановления.

Согласно документу, в случае достижения целевых показателей инвесторы получат гранты от заказчиков, которыми могут вступать органы государственной власти.

В методических рекомендациях по проведению пилотной апробации отмечается, что ее оператором выступит ВЭБ.

Зампредседателя госкорпорации Светлана Ячевская рассказала RNS, что ВЭБ будет выступать посредником между государством и частным инвестором в структурировании и реализации таких проектов. Оператор осуществляет разработку финансовой модели проекта социального воздействия, оценку социально-экономических эффектов, содействие в поиске инвесторов, а также мониторинг реализации проекта.

«Отличие от других социальных проектов с частной инициативой в том, что проект реализуется полностью за счет средств частных инвесторов. Возврат инвестиций со стороны государства возможен лишь в случае факта достижения определенного социального эффекта на заранее согласованных условиях. Такие экспериментальные проекты, подтвердившие свою состоятельность и эффективность могут в дальнейшем масштабироваться и внедряться повседневную практику оказания социально значимых услуг», — добавила Ячевская.

Минфин считает, что частные инвесторы и негосударственные НКО «способны повысить качество социальных услуг, внедрять инновационные модели социального предпринимательства, использовать новые финансовые инструменты, направленные на достижение социальных эффектов».

ИА RNS


Назад

Зампред ВЭБ.РФ Светлана Ячевская: «Мы видим себя драйвером частных инвестиций в социальную сферу»

20 февраля 2019 года
#Публикации
Назад

Антон КУБЫШКИН

Корпорация развития хочет сделать этот сектор коммерчески привлекательным

Больницы, школы, общежития и даже дома престарелых - все это может быть построено на деньги частных предпринимателей, приносить им доход без ущерба для социальных обязательств государства. Да еще и с более высоким качеством обслуживания для граждан. Это не утопия, а реально действующий в некоторых западных странах финансовый инструмент. О том, как его внедрить в российской реальности, «Комсомолке» рассказала Светлана Ячевская, заместитель председателя и член правления ВЭБ.РФ.

УМНАЯ И ВЫГОДНАЯ СРЕДА

- Главная тема Российского инвестиционного форума в Сочи – национальные проекты. Какая здесь роль у ВЭБ.РФ?

- Мы, как институт развития, видим себя одним из драйверов частных инвестиций в реализации национальных проектов. Основная часть будет реализована за счет бюджетов разных уровней. Но для того, чтобы создать необходимую конкурентную среду, чтобы улучшить качество услуг, особенно если мы говорим про социальную сферу, нам необходимо привлечение частных инвестиций. ВЭБ.РФ должен предложить что-то новое, чтобы совмещение бюджетных и частных средств наконец-то произошло.

- Какой объем частных инвестиций возможен?

- Сложно такую цифру сейчас назвать. Если взять инфраструктурные проекты, там доля участия частного капитала будет намного выше, чем в нацпроектах по демографии, образованию и здравоохранению. Просто в силу того, что это социальные обязательства государства и они в большей степени финансируются за счет бюджета.

- Приведите примеры проектов, куда можно привлечь частный капитал?

- Их множество. Допустим, сфера образования. По схеме государственно-частного партнерства можно строить кампусы для университетов. Для конкурентоспособности нашего высшего образования и привлечения иностранных студентов нам необходимо развивать образовательную инфраструктуру. А для этого нужна «умная среда», в которой будут учиться студенты.

- А причем здесь общежития? И какую отдачу здесь может получить частный бизнес?

- Кампусы - это не совсем общежития. Большой дом, где крошечные комнаты и много кроватей, минимальная плата за проживание - в таких проектах инвестору, конечно, делать нечего. Мы говорим о строительстве образовательной среды, целых студенческих городков. Там есть вся необходимая инфраструктуру для жизни, образования и спорта. Там можно проводить форумы и мероприятия. В этой среде частный инвестор быстрее найдет себе место.

- То есть там будут какие-то платные услуги?

- Конечно. Например, для студентов основные спортивные услуги будут бесплатными. А дополнительные занятия - за деньги. Плюс пользоваться объектами смогут все жители города. И для них эти услуги уже будут платными. Это и позволит сделать инвестиции возвратными.

«ПРОЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

- А какую роль здесь будет играть ВЭБ.РФ?

- У нас может быть несколько ролей. Во-первых, мы можем финансировать такие проекты самостоятельно, как любой другой банк или инвестор. Во-вторых, можем быть экспертом, который поможет структурировать такой проект. Комбинации могут быть разные. Для нас, конечно, необходим масштаб. Взять на финансирование маленький пилот мы не сможем. А вот полноценный студенческий городок уже будет интересен.

- Недавно для социальных проектов вы даже придумали специальный финансовый инструмент - SIB. Как он будет работать?

- Да, это проекты социального воздействия (social impact bonds, SIB. - Ред.). ВЭБ.РФ был инициатором использования этого финансового инструмента в России, потому что пока ни одного подобного проекта у нас нет. Мы увидели эту практику в других странах, увидели, что она эффективно работает именно в социальной сфере.

- То есть, где частному инвестору обычно совсем невыгодно работать?

- Именно так. Например, у нас в России среднее и высшее образование в основном бесплатное. Есть гарантированное бесплатное медицинское обслуживание. То же касается и других социальных сфер. В других странах все по-другому. Там этого нет. Либо бесплатно предоставляется только часть этих услуг. Мы посмотрели в Америке и в разных странах Европы, как работает этот механизм (SIB). И поняли, что он не зря был придуман. Он предлагает принципиально новое отношение к финансированию социальной сферы.

- Как конкретно он будет работать? Неужели все образование и здравоохранение у нас станет платным?

- Ни в коем случае. Граждан это не затронет. Сейчас объясню, как этот инструмент работает в сфере образования и здравоохранения. Мы знаем начальные условия сейчас: какой объем средств тратит на них федеральный бюджет и какое качество услуги получает гражданин. В теории у бюджетных трат всегда есть некая цель. Но это только в теории. На практике не всегда так. Потому что есть хорошие, средние и плохие больницы, есть хорошие, средние и плохие школы. А деньги они получают примерно одинаковые. Наш инструмент должен показать следующее: частник может предоставить ту же услугу более качественно и с меньшими затратами для казны. То есть получается и экономия для бюджета, и повышение качества услуг. Механизм следующий: инвестор на начальном этапе полностью за счет своих средств предоставляет аналогичную услугу…

- Условно строит больницу, да?

- Да, или школу. Инвестор говорит: я на первоначальном этапе все делаю полностью за счет своих средств, а с государством только договариваюсь по условиям – какой результат оно хочет получить и сколько готово на это потратить. Если эффект достигается, государство возмещает инвестору его расходы и выплачивает вознаграждение. Модели и модификации могут быть разные. Это может быть просто доход с его инвестиций, заранее оговоренный. Может быть право управления такими объектами. То есть, это может быть не всегда полный возврат с какой-то прибылью. Смысл в том, что мы в существующую социальную среду приводим новых игроков, которые профессионалы, которые знают, как это делать качественно и готовы рискнуть собственными средствами. Эти учреждения будут работать по всем стандартным правилам, которые сейчас есть для государственных больниц и школ. От властей требуется только разрешить такой механизм и быть честным в конце.

«ЕСЛИ ВАРИШЬСЯ В ОДНОМ СУПЕ, ВКУС БУДЕТ ОДИН И ТОТ ЖЕ»

- Одобрение уже есть?

- На федеральном уровне уже прозвучало, что это правильная идея и правильный инструмент. Мы с министерством финансов сейчас прорабатываем проект постановления правительства, где определим этот инструмент как пилот в ряде субъектов. Это очень важно. Потому что регионы должны быть в комфорте. Это же бюджетные обязательства, которые они на себя примут. Хотя они и не берут на себя никакого дополнительного риска.

- Что это за регионы?

- Мы думаем, что это будет Якутия, Волгоградская, Новгородская, Курская и Астраханская области. Но мы приглашаем все регионы. И заинтересованность есть по понятным причинам. Можно бесконечно говорить об эффективности расходования бюджетных средств, но, если ты варишься в одном и том же супе, будет один и тот же вкус и тот же запах. Поэтому нужно немного поменять ингредиенты.

- Позицию чиновников я понимаю: для них нет рисков плюс можно качественно выполнить свои социальные обязательства, а вот стимулов для бизнеса идти в эту историю я не вижу.

- Желающие уже есть. Мы находимся в переговорном процессе с ними. И задача ВЭБ.РФ – рассказать об этом инструменте, объяснить его. Плюс мы будем помогать регионам юридически структурировать этот проект и помогать в заключении договора. И наконец, нужно какое-то независимое лицо, которое будет осуществлять аудит результатов.

- Что это за желающие?

- Есть несколько категорий. Во-первых, некоммерческие организации (НКО). Им нужно на этот рынок выходить, рисковать, потому что у них не так много возможностей. А это новые ниши, новые бизнесы, которые они могут открывать и качественно реализовывать. Многие из них готовы рискнуть. Во-вторых, крупные компании, у которых в регионах присутствия есть приличные социальные бюджеты. Они все равно делают большой вклад в местную социальную инфраструктуру. И сегодня делают это безвозвратно. Предложить им такие смарт-соглашения – принципиально новый подход. Чтобы для инвестора это была не обуза, а приятная нагрузка, в которой есть бизнес-составляющая. Конечно, мы не будем пилоты делать крупными, чтобы они могли быстро показать эффект. Новые инструменты нужно на рынок приносить аккуратно, чтобы потенциальные игроки могли их со всех сторон рассмотреть и понять, что это правильно работающий механизм.

«НАША ЦЕЛЬ - ЗАЩИТИТЬ ИНВЕСТОРА»

- Как будете оценивать результаты? Например, в той же сфере образования или здравоохранения оценки могут быть очень субъективными...

- В образовании оценкой могут быть только результаты ЕГЭ. Другой объективной оценки у нас нет. Плюс участие и победы в олимпиадах. Например, если сейчас средний балл ЕГЭ - 50, то для SIB-проектов цель может быть 65 - 70 баллов. То есть, чтобы эффект был ощутимым. Если добиваемся такого результата, значит соглашение исполнено. Но есть сферы, где все не так просто. Например, когда мы имеем дело со старшим поколением и с социальными услугами в этой сфере. Там очень важна удовлетворенность качеством жизни в определенном возрасте. И вот ее уже мерить экономически гораздо сложнее. Это может стать риском, в том числе для инвестора. Ведь тогда результат будет зависеть от субъективных мнений экспертов. Здесь мы должны придумать технологичное решение. Например, если это здравоохранение, то результатом может стать снижение количества каких-либо заболеваний или полное выздоровление после тех или иных операций. Это количество, это проценты. Здесь ничего не подрисуешь.

- Но ведь мухлевать станут? Частный инвестор будет заинтересован в том, чтобы показать как можно более высокие результаты и отбить деньги…

- Сейчас это очень сложно. Как с итогами ЕГЭ, так и со статистикой заболеваний. Кроме того, такой инвестор будет заинтересован в том, чтобы на этом рынке закрепиться. Поэтому он будет стараться играть честно.

СПРАВКА «КП»

ВЭБ.РФ (прошлое название - Внешэкономбанк) - крупнейший финансовый институт развития в стране. В портфеле - более 300 проектов на общую сумму свыше 3,4 трлн. рублей.


ИСТОЧНИК KP.RU


Назад

Создается Фонд развития современной городской экономики

19 июля 2018 года
#Публикации
Назад

Основой организации станет Фонд развития моногородов

МОСКВА, 19 июля 2018, 17:36 — REGNUM  В рамках работы Московского урбанистического форума председатель Внешэкономбанка Игорь Шувалов объявил о преобразовании Фонда развития моногородов в Фонд развития современной городской экономики.

Ирина Макиева
Заместитель председателя Внешэкономбанка, руководитель приоритетной Программы «Комплексное развитие моногородов»
«Работа, начавшаяся в 2016 году по программе комплексной поддержки моногородов успешна. Эта практика и опыт специалистов в изменении бизнес‑ и городской среды в городах можно использовать в будущем. За 2 года благодаря программе в моногородах создано более 290 тысяч новых рабочих мест, в 273 моногородах модернизированы входные группы и зоны ожидания в поликлиниках, отремонтированы 291 центральная улица, обновлен парк машин скорой помощи. На сегодняшний день в моногородах создано 61 территория опережающего социально-экономического развития, где уже работают 148 резидентов. За всем этим стоит создание по-настоящему комфортных условий для проживаний горожан и эффективных инструментов для развития и диверсификации бизнеса»

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Фонд развития моногородов был создан в 2014 году для формирования условий для создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций в моногорода. Основными направлениями его деятельности являются софинансирование расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности моногородов. Также ФРМ занимается повышением компетенций менеджмента городов, чтобы они развивали диверсификацию, занимались благоустройством территорий.

«Теперь периметр деятельности нового фонда охватит не только моно-, но и остальные города и агломерации. Это будет новая история создания современной экономики городов, которые сегодня являются драйверами развития экономики всей страны. Конечно, моногорода по-прежнему останутся в периметре работы Фонда и в фокусе нашего внимания», — отметила заместитель председателя ВЭБ.

Планируется, что наблюдательный совет нового фонда возглавит министр экономического развития Максим Орешкин.

Ирина Макиева
Заместитель председателя Внешэкономбанка, руководитель приоритетной Программы «Комплексное развитие моногородов»
«Это обеспечит постоянную связь между фондом, Правительством и ВЭБ, позволит использовать синергетический эффект для развития городов»

Назад

ВЭБ: Фабрика проектного финансирования заработает до конца года

11 июля 2018 года
#Публикации
Назад

МОСКВА, 11 июл — ПРАЙМ. ВЭБ до конца текущего года планирует осуществить первые инвестиции в рамках фабрики проектного финансирования, заявил в интервью агентству "Прайм" первый зампред правления госкорпорации Николай Цехомский.

По его словам, ВЭБ видит большой интерес участников рынка к данному инструменту. "Мы подписали на ПМЭФ-2018 соглашения о намерениях рассмотреть возможность реализации в рамках фабрики по восьми проектам на общую сумму более 700 миллиардов рублей", — сказал Цехомский.

О необходимости скорейшего создания в России фабрики проектного финансирования заявил в июне прошлого года президент РФ Владимир Путин. После этого началось формирование "дорожной карты" и стартовал отбор проектов.

"Мы сейчас с партнерами завершаем обсуждение всех условий по ряду проектов. Ожидаем, что все необходимые решения и согласования завершатся в третьем-четвертом квартале, и до конца года мы планируем открыть финансирование. В настоящее время у нас в проработке 12 проектов под фабрику, пять проектов находятся на предварительном рассмотрении", — сообщил он.

СИНДИКАТ КАК ИНВЕСТИЦИИ

Цехомский напомнил, что для участия в фабрике отбираются проекты с объемом инвестиций более 3 миллиардов рублей, сроком окупаемости – до 20 лет, при этом инициатор или инициаторы проектов должны вложить не менее 20% собственных средств. Таким образом, реализуется стандартная для проектного финансирования пропорция 80 на 20.

В синдикате ВЭБ, являющийся оператором фабрики, берет на себя роль кредитного управляющего. "Механизм синдикации позволяет распределять риски проекта между кредиторами, и на каждый рубль инвестиций ВЭБа привлечь 3-4 рубля дополнительных инвестиций в экономику России за счет рыночных источников", — пояснил собеседник агентства.

Первый зампред ВЭБа уверен, что фабрика проектного финансирования не может являться единственной формой стимулирования роста инвестиций в экономику России.

"Это хорошее дополнение к частной инициативе отдельных форм господдержки в виде субсидий, которые позволяют либо заемщикам, либо банкам снизить процентные риски, и в форме госгарантии, которая позволит направить средства институциональных инвесторов на финансирование новых проектов", — полагает он.

Вместе с тем, как и любой другой инструмент, по итогам реализации пилотных проектов, механизм фабрики, возможно, потребует корректировки, чтобы сделать его использование более эффективным, не исключил Цехомский.

ВХОДНОЙ БИЛЕТ НА ФАБРИКУ

Доля участия ВЭБа в проектах фабрики может отличаться, это всегда предмет договоренностей с партнерами.

"Наш базовый принцип — мы не стремимся максимизировать свою долю в синдикатах. Наша задача как Банка развития через свое участие стимулировать увеличение доли коммерческих банков в проектном финансировании. Так, если в рамках фабрики формируется синдикат, минимальное участие группы Внешэкономбанка в синдикате может составить 10%", — пояснил Цехомский.

ВЭБ готов рассматривать предоставление в рамках синдиката как более "длинных" траншей, так и траншей на выплату процентов участникам синдиката на период инвестиционной фазы. В рамках фабрики готов также предоставлять резервные транши, которые могут быть использованы в случаях превышения сметной стоимости проекта, либо на покрытие кассовых разрывов при выплате обязательных платежей кредиторам по другим траншам.

Но для того, чтобы синдицирование в России стало по-настоящему распространенной формой финансирования новых проектов, предстоит еще проделать большую работу.

"В частности, для инициаторов проектов крайне важно удобство работы с пулом банков, при котором организация работы участников синдиката не будет требовать от инициатора взаимодействовать со всеми банками одновременно. Должен соблюдаться принцип "одного окна" и четкое распределение основных функций между участниками синдиката", — заключил он.



Назад

ВЭБ создаст крупнейшую в России экспертную платформу для своих проектов

14 июня 2017 года
#Публикации
Назад


МОСКВА, 13 июн — РИА Новости. ВЭБ создаёт крупнейшую в России платформу для получения российской и зарубежной отраслевой экспертизы своих проектов в экономике, которая объединит десятки тысяч экспертов, сообщил РИА Новости старший вице-президент, руководитель экспертно-аналитической дирекции ВЭБа Дмитрий Иванченко.

"Для получения оперативной первоклассной российской и зарубежной отраслевой экспертизы ВЭБ создает экспертную платформу, которая объединит десятки тысяч экспертов и станет самой большой площадкой в России", — сказал Иванченко, уточнив, что с помощью этой платформы можно будет проверить и оценить рыночные риски, предпосылки финансовой модели, законодательные риски проекта и многое другое.

Экспертная оценка потребуется ВЭБу на этапе предварительной и комплексной экспертизы проектов в соответствии с приоритетами стратегии в промышленности, инфраструктуре, поддержке несырьевого экспорта, содействия процессу перевода оборонных технологий в гражданские, поддержка инноваций и проектов Национальной технической инициативы (НТИ), для получения экспертизы по текущему портфелю проектов.

Первым же шагом при создании экспертной платформы, по словам Иванченко, стало подписанное соглашение с Российской академией наук (РАН), которое предусматривает оказание аналитической и экспертной поддержки деятельности Внешэкономбанка, а именно, возможность привлечения экспертов из Института независимой экспертизы РАН.

"В данный момент прорабатываются технические вопросы и алгоритм взаимодействия с РАН. В июле-августе ВЭБ планирует запустить экспертизу на базе пилотного проекта из портфеля банка", — сказал Иванченко.

Институт независимой экспертизы РАН насчитывает 7,265 тысячи экспертов, которые представляют 79 регионов РФ. На сегодняшний день это самая большая в РФ экспертная панель, заключил старший вице-президент ВЭБа.

Назад

Что Путин пообещал инвесторам

2 июня 2017 года
#Публикации
Назад

Ведомости, 02 июня 16:08, ПМЭФ2017

Президент не обещал денег, зато предложил госгарантии и новые механизмы поддержки инвестиций.


В начале пленарной сессии вышли участники в порядке выступления - президент России Владимир Путин, премьер Индии Нарендра Моди, федеральный канцлер Австрии Кристиан Керн и президент Молдовы Игорь Додон. «Вольно!» - пошутил Путин, обращаясь к ним.

Свою речь президент России начал с плюсов российской экономики. Инвестиции превышают рост ВВП. Сейчас стоит цель выйти на темпы выше среднемировых уже к 2019-2020 гг. Россия за прошедшие годы сильно выросла в рейтинге Doing Business, Путин также упомянул региональный рейтинг инвестклимата. В этом году лидеры - Татарстан, Московская, Калужская и Тульская области. После президент приступил уже к перечислению мер, которые должны стимулировать рост инвестиций в России.

На этот раз Путин не был особенно щедр: никаких прямых бюджетных вливаний и новых налоговых льгот. Но зато пообещал расширить госгарантии (это формально увеличит российский госдолг и в будущем может привести к расходам бюджета в случае исполнения гарантий), также пообещал усовершенствовать уже существующие механизмы поддержки и ввести новые.

Во-первых, надо усовершенствовать те различные инструменты налоговых льгот, которые уже есть сейчас. Например, специнвестконтракты. Срок их можно увеличить с 10 до 20 лет, с гарантиями спроса на продукцию и неизменностью условий по налогам, придумал Путин. Еще одна мера - льготы по налогам можно продлить до 2025 гг.

Специнвестконтракт заключается на срок выхода проекта на операционную прибыль, плюс 5 лет, не более 10 лет. Условия - вложения не меньше 750 млн руб.; создание или модернизация промышленного производства и создание рабочих мест (минимальная доля приобретаемого в ходе реализации проекта оборудования - не менее 25% стоимости модернизируемого или расконсервируемого) оборудования. Получатели контрактов имеют льготы по налогам на прибыль (регион может снизить ставку до 0%), а также повышающий коэффициент амортизации не больше 2 в отношении основных средств. Также регион может снизить ставку по налогу на имущество плюс ввести любые другие преференции, ввести льготы по уплате арендной платы за пользование гос- и муниципальным имуществом, в том числе землей.

На российско-американской сессии, которую посетил Путин, просили расширить и улучшить этот механизм. Из недостатков СПИК - ограничение по перечню отраслей; непроработанный механизм предоставления льгот (все зависит от желания региона); слишком большой размер вложений.

Также Путин рассказал об инфраструктурной ипотеке (описанный им механизм при этом был очень похож на уже существующий режим концессий) и о механизме проектного финансирования. Последний механизм будет запускаться на базе ВЭБа. Путин пообещал сопровождение на каждой стадии проекта: от его поиска и запуска до привлечения финансирования и реализации. А чтобы в проекты могли одновременно вкладывать деньги различные инвесторы, инвестфонды и пенсионные фонды, необходимо побыстрее принять в Госдуме поправки о синдицировании кредитов, призвал Путин: только вчера об этом до вечера говорили. Накануне, 1 июня, президент встречался с представителями мировых инвестфондов, под управлением которых $11 трлн.

Синдицирование позволяет консорциуму банков инвестировать в один проект на одинаковых условиях, под единый залог. В России банки уже синдицируют кредиты, однако в суде эти договоренности рассыпаются, так как это понятие не сформулировано в законе о синдицировании долгов, говорил председатель ВЭба Сергей Горьков, концепцию проектного финансирования придумал министр экономического развития Максим Орешкин совместно с ВЭБом.

Выдача длинных денег ВЭБом и будет сопровождаться госгарантиями - о такой поддержке уже просил ВЭБ. Однако Минфин сейчас отрицательно относится к госгарантиям. Текущий размер выданных гарантий уже несет системные риски, указывало министерство в «Основных направлениях долговой политики».

Путин предложил продумать процесс возврата капиталовложений за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодополучателей и выгодоприобретателей инфраструктурных объектов, - это бюджеты разных уровней, инфраструктурные монополии, другие пользователи инфраструктуры.

«Речь идет о внедрении своеобразной инфраструктурной ипотеки, когда инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит», - описал Путин.

Это развитие идеи концессии, я бы сказал - умная концессия, поясняет высокопоставленный чиновник. Он перечислил ее преимущества. Во-первых, собирание пула инвесторов. Во-вторых, единые нормативные подходы, чтобы не было повторения башкирского и прочих кейсов. В-третьих, в целом стандартизация всех этапов по всем направлениям. В-четвертых, переработка всех инфраструктурных расходов государства с целью повысить мультипликатор инфраструктурных расходов к бюджетному финансированию.

Таким образом, Путин фактически вступился за рынок государственно-частного партнерства, оказавшийся под угрозой после решения Арбитражного суда Москвы, вынесенного накануне. Суд согласился с ФАС в том, что концессии, где все затраты частного инвестора компенсируются из бюджета, - лишь имитация концессий, а по сути - госзакупка, которая должна проходить по другим правилам. Спор возник между ООО «Башкирдорстрой», выигравшим конкурс госкомитета Башкирии по транспорту на строительство автомобильной дороги Стерлитамак – Магнитогорск, и Федеральной антимонопольной службой, которая в январе предписала этот конкурс аннулировать за то, что все расходы концессионера должны были покрываться государством. Дело сочли прецедентом, который может вызвать вопросы к 40 действующим проектам, в том числе к «Платону», платной трассе Москва – Петербург и ЦКАДу.

Президент считает возможным, что затраты инвестора возмещает именно государство - как раз то, что сочли спорным ФАС и суд, подчеркивает вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Может быть, это развитие идеи инфраструктурных фондов, которые сейчас обсуждаются правительством и экспертным сообществом, когда налоговые и иные поступления от объекта будут поступать в специальный фонд, из которого будут компенсироваться расходы частных инвесторов, говорит Чичканов. Такая система позволяет сглаживать госрасходы - государство тратит деньги не сначала и много, а потом, когда новая инфраструктура начинает генерировать экономический и социальный эффект, замечает он. Но важно, чтобы риски расчета и сбора поступлений взяло на себя государство, иначе инвесторам будут неинтересны такие проекты, предупреждает Чичканов. На практике для инвесторов это ничем не будет отличаться от концессий с платой концедента, поставленных под сомнение ФАС, но будет разница с точки зрения госрасходов, объясняет он.

Путин уделил внимание развитию цифровой экономики - этой теме на форуме было посвящено несколько сессий, об этом на свой панели говорил и американский бизнес. Путин показал, что погрузился уже сам в тему: упомянул термин Big Data, призвал к ликвидации цифровой безграмотности. Накануне его помощник Андрей Белоусов говорил, что это должно быть сродни ликвидации безграмотности в начале XX в.

Путин сказал, что дал поручение правительству в сфере цифровой экономики. Тем самым слова первого вице-премьера Игоря Шувалова о том, что Путин «заболел» цифровой экономикой, подтвердились.

«Добро пожаловать к реальной работе в России», - закончил выступление президент.

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.