Состоялось очередное заседание наблюдательного совета Внешэкономбанка
На заседании обсуждались стратегические бизнес-ориентиры деятельности банка на период до 2020 года.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Заседание наблюдательного совета Внешэкономбанка
Добрый день! Сегодня у нас заключительное заседание наблюдательного совета. Год, как и обычно, для банка был насыщенным. Хочу всех поблагодарить за совместную работу, коллективу Внешэкономбанка пожелать, естественно, дальнейших успехов, потому как то, чем мы с вами занимаемся, действительно самым серьёзным образом отражается на инвестиционных планах страны и развитии экономики.
Сегодня мы, кстати, рассмотрим стратегические бизнес-ориентиры деятельности банка на период до 2020 года. Речь идёт о серьёзном увеличении участия банка в целом ряде инвестиционных проектов, я имею в виду выполнение основной миссии банка как института развития. Естественно, для банка это было, есть и будет главным назначением. Разумеется, увеличение кредитного портфеля, расширение направлений работы потребует от государства, от Правительства адекватных решений по укреплению капитальной базы самого банка.
Теперь несколько слов о повестке. Мы будем говорить об экспортном портфеле ВЭБа. Банком принят целый ряд организационных решений, образовано профильное структурное подразделение, сформирована необходимая нормативная база, также есть продуктовая линейка, но с учётом географии российского промышленного экспорта нам нужно выработать такой инструментарий, который будет учитывать страновые риски и обеспечивать доступность для отечественных производителей длинных денег. В этом смысле, к сожалению, здесь медленнее всё развивается, чем нужно. Это абсолютно очевидно, и работа в этом плане требует явной интенсификации. Надеюсь, что всё, о чём мы говорим, в следующем году состоится.
У нас есть целый ряд других вопросов, включая некоторые олимпийские вопросы. Я недавно проводил совещание на тему строительства олимпийских объектов и соответствующих решений, которые касаются будущих результатов работы, завершения подготовки к Олимпийским играм. Высказывался целый ряд идей со стороны участников этих проектов. Понятно, что они находятся в довольно сложных условиях. В этом контексте мы, конечно, должны рассмотреть и некоторые вопросы, связанные с выплатами по кредитам, которые ВЭБ предоставил на строительство олимпийских объектов, но не в режиме подарков, а в режиме того, каким образом лучше сбалансировать интересы государства и бизнеса и сделать всё, чтобы Игры принесли не только успех нашим спортсменам, но и в конечном счёте пользу региону и всей стране.
У нас есть целый ряд других традиционных вопросов, связанных с одобрением различных видов кредитов. Естественно, мы эти вопросы тоже сегодня с вами рассмотрим.
<…>
***
По итогам заседания наблюдательного совета Внешэкономбанка председатель ВЭБа Владимир Дмитриев провёл брифинг для журналистов
В.Дмитриев: Итак, закончилось очередное и, очевидно, последнее в этом году заседание наблюдательного совета Внешэкономбанка. Как всегда, под конец года много накопившихся вопросов, из них целый ряд вопросов, которые имеют для Внешэкономбанка исключительную значимость. Это вопрос о бюджете, вопрос о стратегии банка, о финансировании олимпийских проектов, наша благотворительная и спонсорская деятельность, поддержка целого ряда инвестиционных проектов и дочерних организаций банка.
Прежде всего хотелось бы сказать, что в целом были одобрены предложенные подходы к стратегии и бизнес-ориентиры, стратегические бизнес-ориентиры деятельности Внешэкономбанка, на базе которых будет сформирована и представлена наблюдательному совету в следующем году, во II квартале следующего года, стратегия Внешэкономбанка, стратегия развития до 2020 года, с 2015 по 2020 год. Стратегия весьма амбициозна. Особое значение, помимо традиционных направлений нашей деятельности, будет уделено поддержке промышленного экспорта с учётом принятых Правительством решений о льготном финансировании импортёров и отечественных производителей. Эта поддержка будет распространяться как на собственно кредитование, так и на гарантийный бизнес. Внешэкономбанку предложено здесь существенно поднять планку и поставить перед собой серьёзные, амбициозные планы на этом направлении. Хотя было признано или было констатировано одновременно то, что Внешэкономбанк уже сейчас выстроил комплексную систему поддержки экспорта, которая распространяется и на деятельность Внешэкономбанка, и на деятельность Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), которое серьёзно развернуло свою деятельность и является уже надёжным партнёром целого ряда российских предприятий, работающих на рынках СНГ и стран дальнего зарубежья. Это относится и к Росэксимбанку, деятельность которого ориентирована на гарантийную поддержку малого и среднего предпринимательства, которое в свою очередь работает на внешние рынки.
Также было обращено внимание на необходимость серьёзного поворота к малому и среднему предпринимательству как усилиями дочернего банка Внешэкономбанка – МСП Банка, так и собственно самого банка. Были поддержаны новые формы содействия развитию малого и среднего предпринимательства, которые распространяются не только на кредитную и гарантийную поддержку, но и создание специальных фондов, которые будут инвестировать в субъекты среднего предпринимательства, работающие в неторговой сфере. Этот фонд создан нами вместе с банком развития Германии KfW. К участию в этом фонде проявляют интерес другие потенциальные зарубежные инвесторы, в том числе международные финансовые организации. Одним словом, мы рассчитываем на то, что управляющая компания, которую нам в ближайшее время предстоит создать (сам фонд создан, он учреждён в Люксембурге), управляющая компания, которая будет работать здесь, должна быть создана в первой половине следующего года, и мы рассчитываем, что этот фонд станет дополнительным стимулом к развитию малого и среднего предпринимательства в нашей стране.
В бизнес-ориентирах было обращено внимание на динамичное развитие нашего кредитного портфеля, увеличение активов Внешэкономбанка, в том числе за счёт вхождения в капитал компании «Ильюшин Финанс», где Внешэкономбанку будет принадлежать контрольный пакет. За счёт выкупа доли ОАК выручка от этой операции пойдёт на поддержку реализации программы «Сухой Суперджет», собственно, как и конверсия долга ВЭБа в капитал этой компании.
Бюджет банка тоже был рассмотрен, его ключевые показатели согласованы. Мы во II квартале следующего года, как и положено, после завершения аудиторской проверки и публикации аудированного отчёта представим результаты деятельности банка за 2013 год. И понятно уже, что основные показатели нашей деятельности на следующий год будут превышать показатели деятельности текущего года, в том числе и прогнозируемая прибыль, рост кредитного портфеля, рост активов и пассивов банка, участие в фондировании этих операций как за счёт размещения облигационных займов внутри нашей страны и за рубежом, так и за счёт операций на межбанковском рынке, в том числе имею в виду и связанное кредитование под импорт иностранного оборудования.
Что, естественно, очень важно в этой связи подчеркнуть: эти амбициозные планы, разумеется, должны быть адекватно поддержаны государством с точки зрения укрепления капитальной базы ВЭБа. Рассматриваются различные сценарии, начиная от формы прямого денежного взноса, имущественного взноса… Госгарантии, взнос в виде облигаций федерального займа, конверсия части депозитов в капитал второго уровня, гарантии под операции Внешэкономбанка. В этой связи в качестве параллели можно провести практику деятельности Банка развития Германии, где все его заимствования обеспечены государственными гарантиями. И другие меры государственной поддержки институтов развития или нашего института развития не являются чем-то экзотическим, но в разных странах применительно к национальным институтам применяются различные схемы государственной поддержки. Это и льготное фондирование, как это имеет место в Бразилии, и специальные формы, в том числе и прямые имущественные взносы в капитал, как это имеет место в Китае. Поэтому мы ничего нового не придумываем и не рекомендуем, мы исходим из существующей практики, а также из особенностей деятельности банков развития, которые, как правило, не являются акционерными обществами, соответственно, не могут рассчитывать на дополнительный выпуск эмиссии своих акций и привлечение сторонних акционеров в свой капитал, увеличивая таким образом свою ресурсную базу.
Так что все эти меры поддержки признаны обоснованными и достойными обсуждения. Но в качестве одного из приоритетных сценариев рассматривается, естественно, вопрос о конверсии части депозитов в капитал второго уровня либо такое решение, которое, по сути, засчитывает этот депозит в качестве капитала второго уровня. Для этого необходимы некие изменения в существующее законодательство, но есть ощущение того, точнее, понимание того, что в январе следующего года эта работа будет завершена.
Сейчас банк работает и в ближайшие месяцы следующего года будет работать по реализации основных направлений своей деятельности, которые в немедленном порядке не потребуют увеличения капитала. Но прогноз следующего года состоит в том, что коэффициент достаточности капитала Внешэкономбанка будет на уровне, который не представляет серьёзных проблем и рисков для наших кредиторов, то есть на уровне выше верхней планки в 10%, ниже которой мы не вправе опускаться в связи с ковенантами в наших соглашениях по заимствованиям, будь то облигационные займы либо межбанковское кредитование. Кстати, этот уровень установлен и меморандумом о финансовой политике Внешэкономбанка.
Олимпийские проекты. Мы приняли решение по некоторым из них, и они касаются увеличения бюджета, но без увеличения со стороны самого Внешэкономбанка, а за счёт средств заёмщика. Но в целом было признано, что финансирование олимпийских объектов осуществляется динамично, в соответствии с условиями кредитных соглашений, в том числе и с отлагательными условиями, которые заёмщики обязаны соблюдать.
Мы рассматривали также вопрос по целому ряду инвестиционных проектов – это поддержка компании «Сатурн», это пересмотр финансовых условий кредита, выданного «Тобольск-Полимер» на строительство крупного комбината по производству полипропилена в Тобольске на 0,5 млн т в год. Изменения связаны с тем, что проект из инвестиционной стадии перешёл в стадию эксплуатационную. Недавно с участием Президента Российской Федерации предприятие было торжественно открыто, поэтому с учётом выхода на производственную мощность и наличие рынков сбыта риски по проекту значительно ниже, поэтому мы сочли возможным предложить набсовету (и наше обращение было поддержано) снизить процентную ставку и отказаться от целого ряда обеспечений, перейдя к обеспечению со стороны «Сибура».
Что касается инвестиционных проектов, направленных на поддержку промышленного экспорта, важно отметить решения, принятые по выделению кредита в размере 500 млн долларов Правительству Республики Беларусь в лице министерства финансов этой страны. Этот кредит предоставляется на финансирование авансовых платежей, связанных со строительством атомной электростанции в этой стране, на которое выделен государственный кредит Российской Федерации до 10 млрд долларов. Кредит начал использоваться. Республика Беларусь за счёт бюджетных средств часть авансовых платежей оплатила, но с учётом напряжённого состояния с бюджетом и в интересах поддержки российского промышленного экспорта Внешэкономбанк в соответствии с решением наблюдательного совета выделит 500 млн долларов на финансирование со стороны министерства финансов Республики Беларусь авансовых платежей.
Мы приняли решение об увеличении капитала нашего дочернего банка – Росэксимбанка, переведя субординированный кредит в размере 1 млрд 700 млн рублей в капитал первого уровня, то есть эти средства будут направлены на выкуп дополнительной эмиссии. Это связано с тем, чтобы банк, наращивая свою активность, соответствовал нормативу Центрального банка, оказывал в первую очередь гарантийную поддержку экспортно ориентированным субъектам среднего предпринимательства.
Мы также рассмотрели сегодня вопрос о спонсорской и благотворительной помощи Внешэкономбанка на 2014 год. Основные направления этой работы остались неизменными, это прежде всего социально важные проекты в сфере медицины, образования, культуры, спорта, науки – вот эти основные направления. И бюджет по сравнению с бюджетом нынешнего года остаётся, по сути, неизменным.
Вот, пожалуй, весь перечень вопросов, которые сегодня обсуждались на наблюдательном совете.
Вопрос: Газета «Ведомости». Вы позволите вопрос про докапитализацию? Вы перечислили некоторые из возможных форм финансовой помощи ВЭБу. Верно ли я вас понял, что в данный момент на ближайшее время рассматривается вариант с конвертацией этих депозитов ФНБ, а всё, что вы перечисляли до этого, – докапитализация прямая из бюджета, госгарантии – это некая работа на перспективу, то есть сейчас депозиты 200 млрд, а всё остальное уже потом..?
В.Дмитриев: Да, совершенно правильно. Мы до сих пор общественность, в том числе и средства массовой информации, не будоражили, потому что необходимости в мерах государственной поддержки не было. Но сейчас мы приблизились, имея в виду рост наших активных операций, рост наших активов, прежде всего кредитного портфеля, приблизились к тому состоянию, когда государству действительно нужно принимать определённые меры для того, чтобы динамично растущая профильная деятельность Внешэкономбанка была адекватно поддержана капиталом, и я объясню почему: потому что мы банк некоммерческий и не можем опираться на традиционные способы укрепления капитальной базы.
Вопрос: Принято решение о покупке из ФНБ украинских облигаций на 15 млрд. И Силуанов вчера сказал, что, возможно, не все средства будут потрачены из ФНБ, из каких-то других источников. ВЭБ для себя рассматривает возможность, я так сформулирую, какой-то финансовой помощи Украине, в том числе покупки украинских бондов?
В.Дмитриев: Бонды в повестке дня деятельности Внешэкономбанка не стоят, но мы, как вы знаете, являемся, во-первых, инвестором в банковский сектор Украины. Мы рассчитываем (и на этот счёт сегодняшнее решение тоже имеет отношение к Украине) усиливать капитальную базу нашего дочернего банка – Проминвестбанка, прежде всего с учётом нынешнего состояния и перспектив развития российско-украинских торгово-экономических отношений, инвестиционных отношений. Рассчитываем на то, что этот банк будет играть весомую и более активную роль в обеспечении торгово-экономических связей, в обеспечении торговых контрактов и интеграционных связей российских и украинских предприятий. Для этого ему нужен капитал, и это как раз тот самый случай, когда акционер участвует в укреплении капитальной базы банка.
Кроме того, если говорить об инвестициях, мы поддерживаем (и намереваемся это делать и впредь в соответствии с решениями наблюдательного совета) российских инвесторов, которые в своё время приобрели металлургические активы – это «Запорожсталь», это «Индустриальный союз Донбасса»... У украинских акционеров ограниченные возможности, и мы собираемся поддерживать российский бизнес в том, чтобы укреплять свои позиции в Украине, в том числе в металлургической области.
Вопрос: Агентство «ИТАР-ТАСС». У меня вопрос по олимпийским стройкам. Какие объекты принято решение дофинансировать? В частности, в этот понедельник, когда было совещание у премьера в Сочи, «Базэл» там, прямо скажем, плакался, что ему нужны деньги на Олимпийскую деревню и прочие объекты. Этот вопрос решён?
В.Дмитриев: Мы приняли решение об увеличении бюджета компании «Топ проджект» на более чем 2 млрд рублей, и это увеличение будет профинансировано за счёт возвращаемого НДС. Что касается «РогСибАла», по нему действует нынешнее кредитное соглашение. И мы ждём (и об этом я сказал, в данном случае говорю это применительно к компании) от компании выполнения целого ряда некоторых весьма существенных отлагательных условий, которые позволят нам положительно рассмотреть вопрос об увеличении и бюджета, и финансовой поддержки со стороны Внешэкономбанка.
Вопрос: «Топ проджект» за счёт инвесторов, за счёт самого инвестора увеличит..?
В.Дмитриев: Да, средства Внешэкономбанка не увеличиваются.
Вопрос: Агентство «Прайм». Хотела уточнить по основным показателям работы банка, которые вы планируете. Не могли бы вы сказать: какую вы прибыль планируете в этом году, в следующем, и какой, соответственно, рост кредитного портфеля? И по докапитализации. Идёт ли речь о сумме именно 200 млрд рублей или обсуждаются какие-то другие варианты? И когда примерно по срокам она может произойти?
В.Дмитриев: Давайте я с последнего вопроса.
Та сумма, которую вы назвали, в целом соответствует нашим ожиданиям. Поскольку у нас речь идёт о депозите валютном, стало быть, всё будет зависеть от курса. Прибыль мы рассчитываем в этом году получить не менее 10 млрд рублей – это по МСФО прибыль. Следующий год – мы исходим из того, что прибыль будет примерно на таком же уровне, но опять-таки всё будет зависеть от рыночной конъюнктуры. Как вы понимаете, фиксация в этом году серьёзной прибыли связана с продажей пакета EADS и, соответственно, увеличением на соответствующую сумму нашего дохода и прибыли в целом.
Вопрос: Кредитный портфель?
В.Дмитриев: Кредитный портфель у нас растёт динамично. В этом году он вырос на 31%, притом что, собственно, портфель банка развития вырос на 34%. И примерно схожую динамику мы закладываем, с несколько меньшими параметрами, на 2014 год. Кредитный портфель вырастет на конец 2014 года на 163 млрд рублей и достигнет величины в 1 трлн 475 млрд рублей. Соответственно, посчитайте в процентном отношении, сколько это составит.
Рост инвестиционных вложений за счёт прежде всего приобретения бумаг – «Ильюшин Финанс» и, соответственно, ГСС.
Вопрос: «Интерфакс». Я всё-таки хотела бы уточнить: вы сказали, что в I квартале эта работа будет завершена, когда говорили о неких поправках, которые потребуются в законодательстве. Имеется в виду, что будет завершена работа по подготовке таких поправок, чтобы можно было сделать такую конвертацию депозита в капитал второго уровня, или что-то другое?
В.Дмитриев: Да. Я думаю, что в I квартале и законодательно будут приняты соответствующие поправки.
Спасибо.
Источник: Интернет-портал Правительства Российской Федерации

A report on the work associated with settling debts of Trartornye Zavody Concern to VEB was submitted to Vnesheconombank’s Supervisory Board.
At a meeting VEB’s Supervisory Board discussed the current situation on a project “Completion of the Investment Program and Restoration of OJSC Amurmetall’s Financial Stability”.
VEB’s Supervisory Board made a decision to provide additional charitable support for the Russian bid campaign for promoting the city of Yekaterinburg as a candidate city to host World EXPO 2020.
VEB’s Supervisory Board also approved a decision on transferring charitable funds in the amount of 70 million rubles to liquidate the consequences of the flood in the Far East to the regional state health institution “The Lenin Central District Hospital”. This hospital rendered first medical sanitary and special assistance during a severe flood situation in the Amur region and now requires capital repairs.
A number of other issues relating to Vnesheconombank’s day-to-day activities were also discussed.
Press Office of Vnesheconombank
Phone: +7 (495) 608-46-93, Fax: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru
