О платежах по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте

16 июля 2015 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в соответствии с условиями выпуска еврооблигаций, по поручению Министерства финансов Российской Федерации перевела в Citibank N.A., London Office, средства на сумму 26 млн 250 тыс. долларов США.

Данные средства переведены в рамках погашения государственного внешнего долга Российской Федерации в счет оплаты процентов по облигационному займу, выпущенному в 2013 году на сумму 1 млрд 500 млн долларов США сроком на 6 лет.

Платеж осуществлен в одной валюте.

Назад

Раскрытие информации о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам 2 квартала 2015 года

14 июля 2015 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Внешэкономбанк принял участие в мероприятиях саммитов БРИКС и ШОС

13 июля 2015 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Российская Федерация в 2015 году председательствует в объединении БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества.

В этом году Внешэкономбанк является банком – председателем Механизма межбанковского сотрудничества БРИКС и председателем Межбанковского объединения ШОС. Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев является Председателем Совета Межбанковского объединения ШОС и Механизма межбанковского сотрудничества БРИКС.

Делегация Внешэкономбанка приняла участие в следующих мероприятиях в рамках саммитов БРИКС и ШОС (8-10 июля 2015 года, г.Уфа):

- Заседание Делового совета БРИКС (8 июля 2015 г.). Выступая на заседании Председатель Внешэкономбанка сказал: "Мне отрадно и приятно информировать вас о том, что вице-президентом от Российской Федерации в банке будет сотрудник Внешэкономбанка, и целый ряд сотрудников Нового банка развития будет рекрутирован из Внешэкономбанка".

- Ежегодная встреча глав банков - участников Механизма межбанковского сотрудничества БРИКС (8 июля 2015 г.). В качестве специального гостя на встрече присутствовал Президент Нового банка развития Кундапур Ваман Каматх.

В этом году Сотрудничеству исполняется пять лет. По мнению Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева, «перед банками, входящими в Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС, и Новым банком развития стоят схожие задачи, поэтому наше взаимодействие окажет плодотворное влияние на развитие экономик стран БРИКС».

- Важным событием деловой программы саммитов стал организованный ВЭБом Финансовый форум БРИКС и ШОС (8 июля 2015 г.) Форум был включен в перечень основных мероприятий председательства России в БРИКС, утвержденный Президентом РФ Владимиром Путиным.


Представители крупных финансовых институтов и инвестиционных компаний стран БРИКС, ШОС, «Группы двадцати» (G20), представители бизнеса, академических кругов, федеральных и региональных органов власти обсудили роль финансовых институтов в содействии региональному развитию и инновациям, поддержке устойчивого роста и социальной стабильности.

В перерыве Форума Владимир Дмитриев и Кундапур Ваман Каматх ответили на вопросы журналистов.


Национальные банки развития, включая ВЭБ, будут отбирать проекты для Нового банка развития, когда он начнет работать. Об этом журналистам заявил глава ВЭБа Владимир Дмитриев. "Проекты будут отбирать как Новый банк развития, так и национальные банки развития, которые будут представлять проекты для рассмотрения новым банком развития", - сказал Дмитриев, подчеркнув, что ВЭБ делегирует ряд своих сотрудников на менеджерские позиции в новом банке.

Он отметил, что банк БРИКС начнет работать к концу нынешнего года, рассмотрение проектов может начаться весной 2016 года. "Мы исходим из того, что к концу года полноценно заработает механизм нашего взаимодействия, тем более, что завтра мы подписываем меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству национальных банков с новым банком развития. Я думаю, что весной следующего года вернуться к этому вопросу", - сказал глава ВЭБа.

УФА, 8 июля. / ТАСС

- Встреча глав государств БРИКС с членами Делового совета БРИКС (9 июля 2015 г.)

Владимир Дмитриев принял участие во встрече глав государств БРИКС с членами Делового совета БРИКС.

Руководители банков-участников БРИКС в ходе саммита в присутствии глав государств - членов объединения заключили Меморандум о намерениях по сотрудничеству с Новым банком развития.


Со стороны Внешэкономбанка документ подписал Председатель Владимир Дмитриев. Документ декларирует намерение банков - участников Механизма межбанковского сотрудничества БРИКС взаимодействовать с Новым банком развития и закладывает возможные параметры и направления такого взаимодействия.

«Меморандум о намерениях по сотрудничеству с Новым банком развития, подписанный госбанками Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, направлен на то, чтобы финансирование Новым банком развития конкретных проектов началось уже к весне 2016 года», - сообщил глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев.

Из интервью телеканалу «Россия 24»

- XI заседание Совета Межбанковского объединения ШОС (9 июля 2015 г.)

Председатель Совета Владимир Дмитриев рассказал о результатах работы в 2015 году. В рамках заседания Совета было подписано Решение о присвоении статуса банка-партнера МБО ШОС «Хабиб Банк Лимитед» (Пакистан). Главы банков подписали Совместное заявление по случаю 10-летия МБО ШОС. Документ подводит итоги совместной деятельности банков-членов МБО ШОС за прошедший период, а также определяет направления и приоритеты дальнейшего сотрудничества.


- Заседание Совета глав государств – членов ШОС с участием глав банков МБО ШОС (10 июля 2015 г.)

В рамках мероприятий саммитов в Уфе Председатель Внешэкономбанка провел также встречи с Председателем Государственного банка развития Китая Чжен Чжицзе, с Президентом BNDES Лусиано Коутиньо, с Президентом Фонда «Шелковый путь» Вангом Янджи.

Интервью В.Дмитриева телеканалу "Россия 1"

Владимир Дмитриев: "Как ВЭБ участвует в развитии ШОС и БРИКС"
Интервью В.Дмитриева телеканалу "Россия 24"

Зампред ВЭБа: банк БРИКС может стать центром расчетов в нацвалютах
Интервью заместителя Председателя Внешэкономбанка Сергея Васильева РИА Новости

Кундапур Ваман Каматх: развивающиеся рынки взрослеют, мы можем сами
привлекать капитал

Интервью Президента Нового банка развития Кундапур Ваман Каматха


Назад

Комментарии к консолидированной финансовой отчетности государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и ее дочерних организаций за первый квартал 2015 года

13 июля 2015 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Динамика основных компонент активов и пассивов

(анализ на основе сравнения балансовых показателей на 31.03.2015 и 31.12.2014)

Объем активов Внешэкономбанка за первый квартал 2015 года вырос на 28,6 млрд рублей (+0,7%) и достиг 3 914,5 млрд рублей.

Наиболее существенный рост продемонстрировал портфель кредитов клиентам, увеличившийся за первый квартал 2015 года на 80,5 млрд рублей (+3,1%) до величины 2 712,5 млрд рублей. Доля кредитов клиентам в активах Группы по сравнению с началом 2015 года выросла с 68% до 69%.

Объем денежных средств и их эквивалентов, напротив, значительно уменьшился по сравнению с началом 2015 на фоне общего снижения ликвидности в банковской системе. За отчетный период их объем сократился на 71,2 млрд рублей (-21,8%) и составил 254,8 млрд рублей. Снижение в равной мере затронуло как объемы средств на корреспондентских счетах в кредитных организациях (за счет банков-нерезидентов, что частично компенсировано ростом объемов средств в российских банках), так и объемы краткосрочных (до 90 дней) процентных ссуд и депозитов в кредитных организациях.

Увеличение в первом квартале 2015 года объема инвестиционных финансовых активов (на 24,0 млрд рублей или +6,2%) и практически симметричное снижение объема финансовых активов, переданных по договорам займа и предоставленных в качестве обеспечения по соглашениям «репо» (на 24,4 млрд рублей или -23,5%) связаны, в первую очередь, с обратной покупкой ценных бумаг по сделкам прямого «репо».

В ресурсной базе произошли следующие изменения.

Объем обязательств за первый квартал 2015 года увеличился на 17,6 млрд рублей (+0,5%) и составил 3 524,9 млрд рублей.

Объем выпущенных долговых ценных бумаг вырос за отчетный период на 17,7 млрд рублей (+1,8%) до величины 1 000,9 млрд рублей в основном за счет выпуска Группой облигаций на внутреннем рынке.

Рост курса доллара США к рублю за первый квартал 2015 года привел к увеличению рублевого эквивалента субординированных депозитов, размещенных во Внешэкономбанке за счет средств ФНБ в целях докапитализации Внешэкономбанка, на 16,1 млрд рублей (+5,3%) до величины 319,1 млрд рублей.

Задолженность перед Правительством РФ и Банком России выросла на 10,5 млрд рублей (+1,9%) до величины 569,8 млрд рублей. Рост указанной задолженности в том числе связан с увеличением объема привлеченных Внешэкономбанком кредитов Банка России, которое частично нивелировано уменьшением задолженности в рамках соглашений «репо» с Банком России, а также с привлечением дочерними банками депозитов внебюджетных фондов.

Объем средств банков снизился за отчетный период на 34,8 млрд рублей (-3,4%) до величины 975,7 млрд рублей, что связано в том числе со снижением средств на корреспондентских лоро-счетах российских банков, а также с уменьшением объема средств, размещенных во Внешэкономбанке в качестве покрытия по аккредитивам, в результате исполнения аккредитивов.

Капитал Внешэкономбанка за первый квартал 2015 года вырос на 11,0 млрд рублей (+2,9%) и на 31.03.2015 составил 389,6 млрд рублей. Положительная динамика капитала обусловлена изменением нереализованной переоценки инвестиционных финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи. Если по итогам 2014 года величина данного показателя была отрицательной (-13,9 млрд рублей), то к концу первого квартала 2015 года нереализованная переоценка таких активов достигла положительного значения 21,5 млрд рублей. Указанное изменение нереализованной переоценки (на 35,5 млрд рублей) обусловлено не только ростом рыночной стоимости активов, но и, в значительной мере, переклассификацией нереализованной отрицательной переоценки ценных бумаг в размере 18,1 млрд рублей из состава капитала с одновременным отражением убытка от обесценения указанных бумаг в составе отчета о прибылях и убытках. С учетом данной переклассификации Внешэкономбанком по итогам 1 квартала 2015 г. отражен убыток в размере 9,5 млрд рублей. Наряду с отражением убытка негативное влияние на капитал оказало снижение на 14,8 млрд рублей фонда пересчета иностранных валют, вызванное падением курса украинской гривны по отношению к российскому рублю на 30%.

Динамика основных компонент прибыли

(анализ на основе сравнения данных за первый квартал 2015 года и первый квартал 2014 года)

В первом квартале 2015 года группой Внешэкономбанка был признан убыток в размере 9,5 млрд рублей, в первом квартале 2014 года – убыток составил 11,8 млрд рублей.

Величина чистого процентного дохода составила 19,0 млрд рублей, что на 4,1 млрд рублей (-17,8%) ниже результатов аналогичного периода прошлого года (23,1 млрд рублей).

Процентные доходы по сравнению с первым кварталом 2014 года выросли на 16,1 млрд рублей (+25,2%) и составили 79,7 млрд рублей. Основное влияние – рост процентных доходов по кредитам клиентам на 17,1 млрд рублей (+43,8%) до величины 56,1 млрд рублей, обусловленный ростом объема портфеля таких кредитов.

Процентные расходы выросли на 20,2 млрд рублей (+49,8%) и составили 60,7 млрд рублей. Рост обусловлен главным образом увеличением процентных расходов по привлеченным средствам банков и Банка России (на 8,9 млрд рублей) и по выпущенным долговым ценным бумагам (7,0 млрд рублей), что объясняется ростом средних объемов и стоимости привлечения указанных ресурсов.

По итогам первого квартала 2015 года расходы по операциям с инвестиционными финансовыми активами, имеющимися в наличии для продажи, составили 18,6 млрд рублей, что на 15,3 млрд рублей больше объема соответствующих расходов за первый квартал 2014 года. Значительная величина расходов в отчетном периоде практически полностью обусловлена отражением убытка от обесценения ценных бумаг в результате переклассификации части нереализованной отрицательной переоценки ценных бумаг из состава капитала.

В первом квартале 2015 года, как и в первом квартале 2014 года, сложилось отрицательное сальдо доходов/расходов по операциям в иностранной валюте в размере 0,5 млрд рублей и 5,9 млрд рублей соответственно. Существенная величина отрицательной переоценки валютных статей в первом квартале 2014 года в размере 6,2 млрд рублей связана в основном с динамикой курсов иностранных валют, в которых номинированы инвестиционные финансовые активы.

В первом квартале 2015 года чистые доходы от первоначального признания финансовых инструментов, изменения договорных условий и досрочного погашения составили 11,9 млрд рублей. В аналогичном периоде 2014 года по данной статье отражен чистый убыток в размере 0,2 млрд рублей. Значительная величина дохода в отчетном периоде связана главным образом с признанием дохода от пролонгации депозита Федерального казначейства сроком на 10 лет под ставку ниже рыночного уровня, предназначенного для финансирования через дочерний банк АО «МСП Банк» банков и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства.

Непроцентные расходы (кроме расходов на создание прочих резервов и резервов под обесценение прочих активов) по сравнению с первым кварталом 2014 года выросли за отчетный период на 3,3 млрд рублей и составили 16,1 млрд рублей.

Расходы на создание резервов под обесценение активов и прочих резервов в первом квартале 2015 года составили 10,0 млрд рублей против 16,3 млрд рублей в аналогичном периоде 2014 года.

Назад

Длинные, эмиссионные, меченые

13 июля 2015 года
#ВЭБ.РФ
Назад

«Эксперт» №29 (952)
Александр Ивантер


Зампред, главный экономист—
член правления Внешэкономбанка Андрей Клепач

Центральному банку надо активнее использовать нетрадиционные методы рефинансирования — выкупать проектные облигации банков и институтов развития, выпущенные под конкретные инвестпроекты, а затем методами надзора блокировать нецелевые утечки средств

Ровно год назад Андрей Клепач покинул пост замминистра экономического развития. В МЭРе он отработал в общей сложности десять лет и за это время заслужил репутацию одного из самых сильных в стране прикладных макроэкономистов. До этого карьера Клепача развивалась по научной стезе: после окончания экономического факультета МГУ в 1981 году десять лет преподавал на кафедре политэкономии альма-матер, защитил диссертацию. Затем работал в академическом Институте народнохозяйственного прогнозирования и неправительственном аналитическом Центре развития.

Интеллигентные манеры, мягкий голос, внимательный взгляд — все черты ученого человека по-прежнему при нем. Но они не должны вводить в заблуждение. Во всем, что касается принципов и убеждений, это человек жесткий и бескомпромиссный. В дискуссиях и аппаратных сшибках по ключевым вопросам экономической политики последних как минимум десяти лет Клепач — стойкий приверженец активизации роли государства в экономике, пересмотра господствующей парадигмы фискального и денежного зажима.

На своем нынешнем посту зампреда, главного экономиста — члена правления Внешэкономбанка Андрей Клепач, продолжая заниматься анализом и прогнозированием макроэкономической ситуации, приобрел несколько большую свободу в оценках экономической политики ЦБ и правительства, что стало дополнительным стимулом для организации этого интервью.

За прошедшие в новой должности месяцы Клепач вполне погрузился и в собственную кухню работы банка развития, сохранив определенную свежесть взгляда человека со стороны. Поэтому его оценки некоторых чувствительных вопросов функционирования ВЭБа также очень любопытны. Но начали мы беседу с животрепещущего разговора о текущем состоянии экономики.

— Андрей Николаевич, помесячный мониторинг динамики российского ВВП, который вы ведете в ВЭБе, по итогам мая фиксирует углубление спада в экономике и изменение его профиля. Прокомментируйте, пожалуйста, подробнее.

— Сейчас траектория цены нефти идет чуть выше наших ожиданий. Если средняя цена по году будет около 60, то мы увидим спад ВВП в диапазоне минус 3,5 — минус 3,8 процента.

Нынешний кризис менее резкий,
чем кризис 2008-2009 годов, но
и выход из него будет,
более медленным

Увеличить

Если говорить о профиле спада, то видно, что, с одной стороны, он менее резкий, чем во время прошлого кризиса семь лет назад, но и выход из него будет, по-видимому, более медленным. Конечно, если не принимать дополнительных стимулирующих мер.

Содержательно нынешний кризис имеет много различий по сравнению с кризисом 2008–2009 годов. Прошлый кризис был частью мирового, нынешний развивается на фоне ускорения роста мировой экономики, по крайней мере ключевых ее хозяйственных зон, за исключением Китая. Нынешний кризис у нас был спровоцирован рядом обстоятельств. Прежде всего это резкое и глубокое падение цен на нефть плюс эффект санкций, обрезавших доступ к основным зарубежным рынкам заимствований и усиливших отток капитала.

Вообще, сжатие спроса сегодня сильнее. В прошлом кризисе огромную роль играло уменьшение запасов. В нынешнем кризисе нет такого избыточного накопления запасов, а их уменьшение в значительной степени определяется сокращением импорта.

По другим составляющим спада тоже прослеживается много различий. Скажем, по динамике потребительского спроса, розничной торговли мы имеем сегодня существенно более глубокий провал, чем во время прошлого кризиса. В целом по году розница может свалиться на 8,5–9 процентов. И понятно почему. В отличие от ситуации 2008–2009 годов мы имеем существенное сокращение реальных доходов населения. Тогда этого не допустили, пойдя на значительное увеличение зарплат в бюджетном секторе и пенсий.

— Наращивание социальных расходов в 2008–2009 годах было фактически главной антикризисной мерой. Она поддержала социальную стабильность в стране, а либеральные экономисты довольны ею еще и потому, что социальные расходы, в отличие от бюджетных инвестиций, труднее коррумпировать. Почему государство не прибегает к испытанному рычагу сейчас? У нас нет ресурсов или это принципиальное политическое решение?

— Повышение зарплат в бюджетном секторе продолжалось и после завершения прошлого кризиса, в ходе исполнения майских указов президента 2012 года. Это в значительной степени долгосрочный социальный маневр, стратегически правильный. Но, возможно, мы несколько перегнули палку и повышение зарплат опережало наши возможности. Сейчас мы здесь откатываемся назад. Решения еще не приняты, но есть позиция Минфина по поводу конструкции федерального бюджета 2016–2018 годов, в соответствии с которой индексация будет минимальной. В реальном выражении доходы бюджетников и пенсионеров снизились уже в прошлом году, снизятся существенно и в нынешнем, и на компенсацию этого падения понадобится несколько лет. Разумно ли это? Ведь работники бюджетной сферы и пенсионеры формируют значительную часть потребительского спроса. Думаю, тут надо нащупать правильный баланс. Важно еще, чтобы рост производительности труда не сильно отставал от роста зарплат, хотя обеспечить его значительное опережение при продолжении структурного маневра в пользу бюджетников вряд ли возможно.

Пока что значительное увеличение зарплат в бюджетном секторе в 2009–2014 годах не транслировалось в соответствующее увеличение объемов и качества услуг, предоставленных в сферах здравоохранения и образования. А переключиться на платную медицину и образование население в условиях снижения реальных доходов по большей части тоже не может. Фактически люди вынуждены экономить на своем здоровье и уровне образования членов своей семьи.

— А как обстоят дела в инвестиционной сфере?

— Ситуация с инвестициями сегодня сложнее и острее, чем в прошлый кризис. По нашим оценкам, инвестиции в основной капитал в 2015 году сократятся примерно на 15 процентов, раньше мы ожидали даже еще большего снижения, до минус 19 процентов. Сжатие потребительского спроса и розничной торговли пришлось в основном на первый квартал и на апрель, а в дальнейшем, с учетом сезонного фактора, сжатие приостанавливается, и уже в третьем квартале мы, скорее всего, увидим небольшой рост (в годовой оценке будет все равно минус из очень высокой базы конца 2014 года).

С инвестициями картина прямо противоположная. Первый квартал тут не показателен, основные инвестиции приходятся на конец года, фактически только тогда мы увидим истинную глубину инвестиционной ямы. При этом государственные инвестиции сжимаются существенно сильнее частных. Это касается и региональных бюджетов, и федерального.

Экспорт и оборонка держат промышленность

— Вплоть до марта-апреля сравнительно неплохую динамику демонстрировала промышленность. В отличие от резкого сброса объемов производства во втором полугодии 2008 года промышленный выпуск в течение нескольких месяцев в целом держался на плато, с поправкой на сезонный фактор. На фоне кризисных анклавов в производстве стройматериалов и транспортном машиностроении наблюдался импортозамещающий рост в пищевой промышленности и частично в металлургии и химии. А вот майские данные показали ухудшение ситуации в промышленном секторе. Что там происходит?

— Ситуация в промышленности сегодня все еще существенно лучше, чем в 2008–2009 годах, прежде всего за счет экспортных отраслей (здесь, несмотря на все еще низкие цены на нефть и сырье, позитивную роль сыграла девальвация рубля) и оборонной промышленности. Если бы не оборонка, мы имели бы промышленный спад уже по итогам прошлого года. И сегодня ОПК серьезно поддерживает динамику машиностроения и всего промышленного выпуска. А в целом экономику в нынешнем году поддержит сельское хозяйство: оно, я надеюсь, покажет рост, виды на урожай хорошие. К тому же весьма эффективны меры государства по субсидированию затрат сельхозпроизводителей, как процентных, так и, хотя и в несколько меньшей степени, инвестиционных.

В то же время спад капитальных вложений сильно бьет по производителям инвестиционных товаров — металлургической продукции, машин и оборудования, стройматериалов. Вдобавок в ряде отраслей, это касается прежде всего производства автомобилей и вагонов, мы имеем ярко выраженный структурный, а не конъюнктурный кризис. Рынок грузовых вагонов затоварен, а легковые автомобили не распродаются в условиях резкого падения реальных доходов семей и даже номинального сжатия потребительского кредита.

Драматическая ситуация с кредитом — важный тормоз не только для потребительского рынка, но и для инвестиционного. По нашим оценкам и оценкам ЦМАКП, в ряде промышленных отраслей и в сельском хозяйстве до половины прибыли и более у предприятий уходит на обслуживание долгов. Фактически промышленность работает на банки, чтобы выжить. В этих условиях нужны дополнительные, не чисто рыночные меры поддержки. И роль Внешэкономбанка здесь очень важна. Доля нашего банка в национальном корпоративном кредитовании составляет около 7 процентов, а в долгосрочном кредитовании — 13 процентов. В отличие от коммерческих банков ВЭБ не так резко повышал кредитные ставки зимой по действующим договорам и продолжает кредитование предприятий по ставкам существенно ниже среднерыночных, по сути дела, себе в убыток.

Надо думать, как погашать эти убытки. Потому что внешний рынок заимствований в условиях санкций для ВЭБа закрыт. В этой ситуации государство должно пойти на докапитализацию ВЭБа и покрытие его убытков. Не ради самого банка, а чтобы ВЭБ продолжал выполнять свою долгосрочную стабилизирующую роль в инвестиционном процессе. ВЭБ пока получил 30 миллиардов рублей, однако пока не урегулирован вопрос их использования для покрытия убытков.

Принято принципиальное решение об инвестировании средств Фонда национального благосостояния в размере до 300 миллиардов рублей через ВЭБ. Однако чрезвычайно важна скорость отбора проектов и запуска их поддержки. Очень важно не потерять для инвестиций следующий год. Из инвестиционного провала выйти чрезвычайно тяжело. Нужны проекты, которые создадут рабочие места и спрос внутри страны, будут ориентироваться на импортозамещение, а не на ввоз технологий.

Источник длинных денег — Центробанк

— Да и масштаб не тот. Вычет инвестиционных ресурсов из экономики в нынешнем году в связи с кризисом достигнет 1400 миллиардов рублей, 90–100 миллиардов долларов составит отток капитала. Чем эта дыра может быть закрыта?

— Нам придется идти на существенно более широкое использование средств ФНБ, если мы не хотим застрять в этой инвестиционной паузе еще на несколько лет. А по большому счету, конечно, и ФНБ, да и бюджетные ресурсы не способны кардинально решить вопрос с предложением длинных денег в экономике. Я считаю, что Центральному банку надо активнее использовать нетрадиционные методы рефинансирования инвестпроектов. Шаг навстречу, который сделал ЦБ в рамках механизма проектного финансирования, неадекватен потребности ни по процедуре, которая сейчас избыточно сложна, ни по лимитам операций: 50 или даже 100 миллиардов рублей — это ничтожные величины в макроэкономическом смысле. Да и сам механизм, задействованный по постановлению о проектном финансировании номер 1044, бюрократический, не банковский.

Более эффективным представляется покупка Банком России по льготной ставке облигаций, выпущенных ВЭБом, другими банками и институтами развития для финансирования инвестиционных проектов. При этом ЦБ должен будет использовать имеющиеся у него инструменты надзора и контроля, чтобы заблокировать возможность нецелевого использования средств для этого узкого круга банков, в частности — направления их на валютный рынок. Кроме того, по крайней мере в том, что касается ВЭБа и Россельхозбанка, ЦБ мог бы регулировать предельную ставку для конечных заемщиков и выставлять индикативные потолки желательного прироста кредитных портфелей. Потребность в таком льготном долгосрочном финансировании — не менее 500–700 миллиардов рублей в год.

— С точки зрения руководства ЦБ, вы предлагаете абсолютную крамолу. Речь идет ни много ни мало об изменении парадигмы денежного предложения в стране. О запуске целевой эмиссии рублей с управляемыми инфляционными рисками. Вы отдаете себе в этом отчет?

— Если мы хотим добиться серьезного прорыва в экономической динамике, надо делать именно это, а не успокаивать себя разговорами о необходимости улучшения инвестиционного климата, судебной реформы и так далее. Все это правильно и нужно, но это не про ситуацию шока, кризиса и санкций. Нужны достаточно мощные терапевтические, но пока еще не хирургические средства, чтобы переломить ситуацию с инвестициями.

Еще одна проблема, на мой взгляд, недооцененная государством. Сегодня требует докапитализации не только банковский сектор и АСВ. Требуется докапитализация и оздоровление многих системообразующих предприятий реального сектора. Они вышли «хромыми» из кризиса 2009 года, многие из них генерировали новые убытки, накапливали новые долги. Это авиационный комплекс, это двигателестроение, это космическая отрасль. Рыночное оздоровление по нынешним банковским ставкам 14–17 процентов годовых невозможно. Принято решение о государственной поддержке ОАК в размере 100 миллиардов рублей, но эти деньги стопроцентно уйдут банкам. В ближайшие годы гражданское авиастроение будет генерировать убытки, пока ключевые проекты — SSJ100 и МС-21 — не выйдут на рентабельную траекторию. Но остановить или заморозить эти проекты сейчас было бы недальновидно. Мы потеряем надежды на возрождение отрасли, останутся только долги. Поэтому нужно продолжать вкладывать, имея в виду горизонт возврата денег семь-десять лет. Это можно сделать, используя Внешэкономбанк, задействовав средства ФНБ. Деньги вернутся, это не черная дыра.

ВЭБ как прораб промышленной политики

— По итогам 2014 года ВЭБ показал шокирующий консолидированный убыток в размере почти 250 миллиардов рублей. Основные причины — отчисления в резервы по олимпийским и украинским проектам банка, негативная переоценка ценных бумаг. Выражаясь бытовым языком, складывается впечатление, что банк надорвался, не выдержав обилия фактически невозвратных политических проектов. Два года назад ВЭБ начал предпринимать усилия по формированию регламента работы со специальными проектами, включая процедуру компенсации государством убытков банка по таким проектам. Обсуждалось даже введение квот, фиксирующих предельный годовой объем директивных проектов ВЭБа. В каком состоянии сейчас находится эта работа?

— Спецпроекты сейчас составляют около трети кредитного портфеля ВЭБа. Это проекты с повышенным риском, с проблемами возврата и обслуживания. Но это не означает, что другие проекты, не имеющие такого формального статуса, не являются проблемными. Тут трудно провести четкую черту. В «Стратегии развития ВЭБа до 2020 года» мы исходим из того, что стратегически рост нашего кредитного портфеля будет осуществляться в основном не за счет спецпроектов, а за счет кредитования проектов более рыночного характера. Возвратность средств — необходимое требование и для спецпроектов.

— Мне кажется, чтобы ВЭБ смог сосредоточиться на долгосрочных приоритетах в своей кредитной политике и существенно ограничить объем принимаемой от государства работы со спецпроектами, требуется кардинальная управленческая реформа. Сегодня председатель банка назначается президентом по представлению премьер-министра, а сам премьер по должности становится председателем наблюдательного совета банка. Это чересчур жесткая конструкция, которая превращает ВЭБ фактически в «финансовый SPV» правительства, по определению не обладающий правом вето. Возможно, ВЭБу необходимо повысить степень своей операциональной независимости. Конечно, не до уровня независимости ЦБ, но все же. Что вы думаете по этому поводу?

— Если брать опыт зарубежных банков развития, то организационно-управленческая связка с правительством там действительно существенно менее жесткая, чем в случае Внешэкономбанка, и они менее зависимы. Но вот что касается направлений кредитования, то национальные правительства задают их банкам развития даже еще более жестко, чем у нас. Нынешний меморандум Внешэкономбанка достаточно размыт и позволяет кредитовать почти все. Так что, скорее, более важное условие повышения эффективности ВЭБа не реформа его управленческой модели, а проработка направлений кредитования в соответствии с приоритетами государственной промышленной политики и активное вовлечение Внешэкономбанка в реализацию и даже в разработку государственных программ и финансирование предусматриваемых ими стратегических проектов.

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.