Интервью Председателя Внешэкономбанка В.А. Дмитриева телеканалу "Россия 24"
Телеканал "Россия 24", ИНТЕРВЬЮ, 22.01.2016, 13:04
ВЕДУЩИЙ: Сейчас переносимся в Швейцарию. Сегодня на экономическом форуме в Давосе день России, делегаты обсуждают ситуацию в нашей экономике и делятся своим видением ее развития. На прямую связь со студией из Давоса выходит моя коллега Наиля Аскер-Заде. У нее в гостях Председатель Внешэкономбанка, также находящийся на форуме. Наиля, приветствую вас и передаю вам слово.
Ведущая Наиля Аскер-Заде
ВЕДУЩИЙ: Екатерина, здравствуйте. Сейчас гость нашего эфира Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. Владимир Александрович, здравствуйте.
Владимир ДМИТРИЕВ, Председатель Внешэкономбанка: Добрый день.
ВЕДУЩИЙ: Давайте прежде всего поговорим про повестку Давосского форума, какие темы обсуждаются здесь в кулуарах? У вас здесь проходили встречи с вашими зарубежными партнерами, что их волнует, что их интересует и проявляют ли они интерес к России?
Владимир ДМИТРИЕВ: Как всегда, повестка Давосского форума обширна и акценты в этой повестке, как правило, соответствуют вызовам, которые стоят перед глобальным сообществом и перед отдельными странами. И в этой связи вызовы, связанные с четвертой технологической революцией или индустриальной революцией, имеют отношение практически ко всем областям нашей жизни. И, как ни странно, это, безусловно, имеет отношение к нашей финансовой индустрии, к развитию экономики, как к центрам и приоритетам, которые должны стоять перед правительствами и экономиками стран. Для нас, Внешэкономбанка, как института развития, разумеется, важны и те акценты в повестке дня Давосского форума, которые имеют отношение непосредственно к финансовому сектору и банкам развития, в частности. И в этой связи очень интересной была вчерашняя сессия лидеров финансовых институтов, где речь шла, и это то, что для нас, для института развития, является приоритетом, о долгосрочных финансовых ресурсах, которые должны быть направлены на финансирование крупных проектов, дорогостоящих по объему и долгосрочных по срокам возврата. Эта тема актуальна для всех инвесторов и институтов развития, поскольку многие из них следуют рекомендациям Базеля, и существует совершенно определенный разрыв между короткими ресурсами, которыми банк фондирует свои операции, и долгосрочными средствами, которые выделяются на финансирование крупных, прежде всего инфраструктурных проектов. Эта тема адресована и правительствам, и регуляторам, и инвесторам. Конечно, важное место в повестке занимает ситуация в отдельных странах, поэтому сегодняшняя панельная дискуссия относительно перспектив, стоящих перед экономикой России, была исключительно интересной и полезной, вскрыты достаточно актуальные вопросы повестки дня, стоящей перед российской экономикой и российским правительством. Присутствовали не только российские члены делегации, но и большое число иностранных представителей, бизнесменов… Как мне кажется, повестка дня и сама дискуссия вызвала оживленный интерес. Вы задавали вопрос и относительно наших двусторонних встреч. Безусловно, мы используем площадку Давоса для того, чтобы максимально охватить переговорным процессом наших партнеров по двусторонним отношениям, и наши беседы с ними приводят к выводу о том, что и мы как банк развития, и Россия, в целом, по-прежнему интересны для наших иностранных партнеров. Да, безусловно, некоторые из них по причине санкций не поддерживают деловых отношений с нами, не финансируют наши проекты, но контакты продолжаются на разных уровнях, и речь идет не только о национальных финансовых институтах, но и о международных финансовых учреждениях, таких, как Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Европейский инвестиционный банк. Так что процесс не прекращался, но главный вывод, который мы делаем из этих бесед, - это не только живой интерес к тому, что происходит в России, но и готовность, как только санкционные ограничения будут сняты, приступить к реализации совместных инвестиционных проектов вместе с Внешэкономбанком в России.
ВЕДУЩИЙ: Какими должны быть действия российского правительства? Сейчас разрабатывается стратегия среднесрочного и долгосрочного развития, она сейчас будет обновляться. На ваш взгляд, какие меры должен включать этот новый антикризисный план?
Владимир ДМИТРИЕВ: Я думаю, что ничего нового, радикального здесь придумать нельзя. Мы многие годы говорим о необходимости структурных реформ. Мне думается, сейчас самое подходящее время для того, чтобы от слов приступить к делу, заняться переформатированием бюджета в соответствии с возможностями, которыми мы располагаем, адаптироваться к нынешним условиям, связанным с волатильностью цен на нефть, снижением цен на нефть, соответствующей волатильностью курса рубля, что важно для экономики, для предпринимателей, для инвесторов, - это предсказуемость и уверенность в устойчивости в экономике и последовательности реформ. Мне думается, что государство, и я уверен, что именно на этом пути находимся, должно определить приоритеты, должно, когда я говорю о переформатировании бюджета, посмотреть, насколько правильно реализуется расходная часть бюджета по части различных федеральных целевых и адресных программ. Мы настаиваем на том, что часть из этих программ может финансироваться на возвратной основе через институты развития, обеспечивая не только возврат в бюджет и контроль за целевым использованием, технологический контроль и финансовый аудит. Мне думается, над этой задачкой мы все должны поработать с тем, чтобы оптимизировать бюджетные расходы и повысить их эффективность.
ВЕДУЩИЙ: Сегодня утром в ходе дискуссии европейские журналисты спрашивали про олимпийские кредиты. На ваш взгляд, они должны компенсироваться за счет инвесторов, которые их брали, либо за счет господдержки?
Владимир ДМИТРИЕВ: Безусловно, мы смотрим на олимпийскую программу, которую мы финансировали, как на проект государственной значимости. Это действительно колоссальные затраты и бюджета, и инвесторов, которые привели к тому, что сейчас мы на юге страны имеем соответствующий всем мировым стандартам первоклассный горнолыжный курорт и хорошо оснащенные стадионы и места отдыха в Имеретинской низменности на побережье Черного моря. Другое дело, что финансирование этих проектов осуществлялось за счет заемных средств, причем мы брали кредиты за рубежом в валюте, выдавали их в рублях и теперь, естественно, образовался разрыв между возможностью погашать эти кредиты и нашей возможностью рассчитываться по долгам с иностранными кредиторами. Изначально государство, по сути дела, подтвердило, что оно несет солидарную ответственность с Внешэкономбанком за предоставленные заемные средства нашим инвесторам, выдав Внешэкономбанку поручительство Олимпстроя. Когда речь зашла о ликвидации Олимпстроя, шли разговоры вполне серьезные на высоком уровне о том, что поручительство Олимпстроя должно быть заменено гарантией российского правительства. Но сейчас мы не имеем ни Олимпстроя, ни его поручительства, ни гарантий. Поэтому мы считаем, что надо вернуться к тому состоянию, когда государство признавало опосредованно свою ответственность за финансирование этих строек. Мы рассчитываем, что в этом смысле мы на правильном пути в диалоге с правительством, но, безусловно, мы должны создать такие комфортные условия для инвесторов, чтобы их не расслаблять, но делать возможным возврат этих кредитов Внешэкономбанку либо государству, если будет реализован план передачи прав требований по этим активам в казну государства с соответствующей компенсацией Внешэкономбанку тех кредитов, которые были предоставлены, а мы, в свою очередь, направим их на погашение нашей внешней задолженности, связанной с олимпийскими стройками.
ВЕДУЩИЙ: А в цифрах это сколько примерно сегодня, порядок?
Владимир ДМИТРИЕВ: Порядок цифр 220 миллиардов рублей - это тот объем, который мы профинансировали по Олимпиаде. Что же касается нашей задолженности по иностранным кредитам, в этом году мы ее оцениваем в размере 2 миллиардов долларов.
Это такие крупные проекты, как "Роза Хутор", "Красная Поляна", проекты в Имеретинской низменности - это все проекты достаточно серьезные в размерах от 20 до 80 миллиардов рублей.
ВЕДУЩИЙ: А зарубежные кредиты - перед кем?
Владимир ДМИТРИЕВ: Это кредиты, в основном, перед иностранными банками и инвесторами, которые покупали облигации, выпускаемые Внешэкономбанком.
ВЕДУЩИЙ: Когда может быть принято решение о господдержке ВЭБа?
Владимир ДМИТРИЕВ: Я бы сказал, и с благодарностью к Министерству финансов, что меры государственной поддержки уже реализованы, - это пересмотренный в конце прошлого года субординированный валютный депозит, предоставленный из средств ФНБ. Ставки по нему и сроки были пересмотрены таким образом, чтобы существенным образом улучшить балансовые показатели Внешэкономбанка. Мы сейчас имеем договоренности с министерством финансов о том, чтобы средства федерального казначейства в существенных объемах - до 50 миллиардов рублей - размещались на достаточно привлекательных по срокам размещения условиям во Внешэкономбанке, что даст нам возможность закрывать вопросы текущей ликвидности. Но комплексные меры поддержки, я уверен, будут реализованы до середины февраля этого года. Безусловно, Внешэкономбанк, и эта тема не обсуждается, остается ключевым финансовым институтом развития, он будет выполнять свои функции, но одновременно государство окажет Внешэкономбанку поддержку для того, чтобы вовремя и в полном объеме рассчитываться с иностранными и российскими кредиторами. Но при этом надо подчеркнуть, что и мы сами понимаем, что внутри банка существуют серьезные резервы, связанные и с сокращением издержек по нашим административно-хозяйственным расходам, с оптимизацией нашего кредитного портфеля, с существенным улучшением качества работы с кредитным портфелем и управлением нашими активами. То есть эти все ресурсы мы будем использовать для того, чтобы минимизировать расходы бюджета, но в полной мере выполнять функции, которые предназначены Внешэкономбанку как институту развития.
ВЕДУЩИЙ: И последний вопрос. Сейчас мы видим существенные колебания на валютном рынке. На ваш взгляд, такая волатильность в ближайшее время сохранится?
Владимир ДМИТРИЕВ: Я думаю, и текущая ситуация это подтверждает, что, несмотря на то, что волатильность нефтяная, цены на энергоносители существенней или более очевидны, чем волатильность рубля, но, безусловно, корреляция присутствует. И думаю, что в обозримой перспективе эта взаимосвязь сохранится. Но также безусловна реализация государственной антикризисной программы, реализация мер структурных реформ в российской экономике самым позитивным образом скажется на нашем будущем и на ситуации с корреляцией курса рубля в зависимости от цен на энергоносители. Мы должны в конце концов приступить к реализации этих программ и решить задачу ухода от безусловной зависимости от цен на энергоносители.
ВЕДУЩИЙ: На ваш взгляд, есть ли какой-то предельный уровень снижения российской валюты?
Владимир ДМИТРИЕВ: Я боюсь ответить корректно на этот вопрос, пока сохраняется безусловная зависимость курса рубля от цен на энергоносители.
ВЕДУЩИЙ: Владимир Александрович, спасибо большое, что нашли время ответить на наши вопросы.
Владимир ДМИТРИЕВ: Спасибо.

О платеже по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в соответствии с условиями выпуска еврооблигаций, по поручению Министерства финансов Российской Федерации перевела в Citibank N.A., London Office средства на сумму 26 млн 250 тыс. долларов США.
Данные средства переведены в рамках погашения государственного внешнего долга Российской Федерации в счет оплаты процентов по облигационному займу, выпущенному в 2013 году на сумму 1,5 млрд долларов США сроком на 6 лет.
Платеж осуществлен в одной валюте.
Управление по взаимодействию cо СМИ
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru
