ВЕДУЩИЙ: И мы вновь возвращаемся на площадку Гайдаровского форума. На этот раз на прямую связь выходит моя коллега Александра Суворова с последними подробностями и эксклюзивными комментариями. Саша, вновь тебе слово.
Репортаж Александры Суворовой
КОРР.: Сережа, еще раз здравствуй. Сейчас в студии со мной рядом гость - это Андрей Клепач, заместитель председателя Внешэкономбанка. Андрей Николаевич, добрый день.
Андрей КЛЕПАЧ, заместитель Председателя Внешэкономбанка (главный экономист) – член Правления : Добрый.
КОРР.: Первый вопрос у меня связан с повесткой, которая сегодня очень активно обсуждается на форуме. Была сессия по тому, что сейчас происходит в Китае, вы в ней принимали участие. Я напомню, что в 2015 году был самый низкий рост ВВП, на 7 процентов. Как вы считаете, какие дальнейшие действия могут быть у Китая, чтобы восстановить свое положение на мировом рынке и как в данной ситуации взаимодействовать России с этой страной? Ведь в последнее время мы видели вектор именно на АТР.
Андрей КЛЕПАЧ: Действительно, Китай переживает некоторую корректировку или, как они говорят, ребалансировку экономики. Темпы роста замедлились. Они ожидают, что в этом году рост будет порядка 6,8 или 6,9 процентов. Эксперты ожидают, что рост будет даже ниже, и я, скорее, с их оценками согласен. Связано это с тем, что действительно Китай вынужден проводить такую серьезную структурную перестройку. Старая модель не может давать тех оборотов роста, которые были раньше. И связано это, в первую очередь, с общим проседанием мировой торговли. Она существенно сократилась у всех стран, и у стран ОЭСР в первую очередь, где и для Китая главные рынки. Поэтому экспорт Китая сократился на 2 с лишним процента в 2015 году. А в 2016-м тоже вряд ли возможен существенный рост, несмотря на снижение курса. Поэтому, как говорят сами китайцы, не дай бог жить во время перемен. Китай сейчас живет во время перемен. Не думаю, что это будет означать жесткую посадку китайской экономики - это не спад, не стагнация. Китай сохранит рост, но он будет сложным и по-видимому будет ниже, чем они сейчас ожидают.
КОРР.: Как вы считаете, какие отраслевые рынки будут интересны для российских игроков в Китае? И есть ли все-таки шансы для России привлечь тот капитал, который сейчас уходит из Китая?
Андрей КЛЕПАЧ: Нам непросто, действительно, прорваться на китайские рынки, потому что наш удельный вес там достаточно маленький. Я думаю, что помимо традиционного рынка, допустим, связанного с поставками и строительством атомных станций и атомного оборудования, есть серьезные и потенциальные ниши в авиационной промышленности, в том числе связанные с совместными проектами и по широкофюзеляжному самолету, по возможному проекту развертывания производства в Китае регионального самолета Sukhoi Superjet 100. Но это очень сложные проекты, которые пока обсуждаются. Думаю, что риски того, что они останутся на бумаге или в планах, велики. Есть серьезное продвижение по продовольственным товарам, потому что начинает расти экспорт российского продовольствия, оно качественное, по сравнению с китайским. И многие китайские, особенные среднеобеспеченные слои населения, начинают предпочитать российские товары. Думаю, что у нас есть возможности для сотрудничества по поставкам в Китай и наших приборов. Но нужен серьезный технологический рывок самим российским предприятиям для того, чтобы расширить палитру продукции, которую мы туда готовы предоставлять. При этом, действительно, справедливо поставили этот вопрос. Для нас очень важна не только продажа товаров Китаю, но и привлечение китайских инвестиций. Из Китая деньги начали уходить, но Китай сам на государственном уровне давно уже скупает активы за рубежом, в первую очередь сырьевые. Важно, что сейчас частные китайские инвесторы стали вкладываться, есть сделки в России, например, Быстринский ГОК "Норникеля", куда вошли китайские частные инвесторы. Под китайские кредиты обсуждаются проекты, связанные с "Ямал СПГ", проект высокоскоростной магистрали "Москва-Казань", где тоже основной расчет идет на китайское финансирование. Поэтому возможности для привлечения инвестиций здесь есть. Но Китай - партнер сложный, и требуется серьезное время для того, чтобы даже эти планы, по которым уже идут переговоры, воплотились в жизнь. Тем не менее, я считаю, что это серьезное окно возможностей, и речь может идти о миллиардах долларах не только в сырьевом секторе, в проектах, связанных с развитием сырьевых отраслей в России, но и в инфраструктурных проектах. Китай и раньше кредитовал "Роснефть"...
КОРР.: Говоря о Китае, многие эксперты сейчас сходятся во мнении, что то, что мы видели на торговых площадках по всему миру, конечно, есть влияние Китая. Как вы считаете, какие-то все-таки главные факторы повлияли на котировки, и есть ли спекулятивная составляющая в этом?
Андрей КЛЕПАЧ: Тема обсуждается активно, можно сказать, каждый день или чуть ли не каждый час. Все-таки ключевую роль здесь играет действительно борьба Саудовской Аравии за свои позиции на рынке нефти. И отсюда конкуренция с производителями той же нефти из альтернативных источников - из Соединенных Штатов, из других стран. Потому что активным в данном случае конкурентом выступаем и мы, мы начинаем сталкиваться с ними и на наших традиционных рынках в Западной и Центральной Европе. Поэтому ключевые базовые факторы, связанные с перепроизводством нефти и с борьбой по сути дела на вытеснение независимых производителей, восстановление позиций в первую очередь Саудовской Аравии. Поэтому я думаю, что этот процесс продолжится. Спекулятивная составляющая здесь, на мой взгляд, такой большой роли уже не играет - в том виде как это было раньше, когда был именно финансовый пузырь, связанный с вложениями различных фондов в нефтяные финансовые инструменты. Это тогда разгоняло цену на нефть до ста с лишним долларов. Сейчас этого нет. Но я думаю, что все равно ситуация в нефтяной промышленности придет к необходимости восстановления нефтяных котировок, потому что запас прочности у Саудовской Аравии не безграничный, есть разные оценки, сколько выдержит их финансовая система - от полутора до двух лет, потому что дефицит бюджета около 20 процентов. С другой стороны, неизбежно сокращение добычи нефти и в Соединенных Штатах и в целом ряде стран ОПЕК и других независимых производителей. Поэтому мир может столкнуться как раз с достаточно большой волатильностью цен на нефть. Но в целом все-таки мы вступили в период, когда средний уровень цен на нефть будет существенно ниже, чем в последние годы. И я думаю, что оценки, которые доминируют - от 50 до 70 долларов - это тот уровень, который будет в среднесрочной перспективе реалистичен и вероятен.
КОРР.: Если говорить про российскую уже повестку, Центральный банк. Как вы считаете, есть ли тенденция для снижения ключевой ставки, или все же нет?
Андрей КЛЕПАЧ: Я думаю, что сейчас, в условиях как раз такого давления на курс рубля из-за падения цен на нефть, условий для снижения ставки нет. Может быть, скорее, есть риски и предпосылки для ее повышения. Для того, чтобы сдержать дальнейшее снижение курса рубля. Думаю, что во втором полугодии, если котировки на нефть пойдут вверх, приток валюты возрастет, условия для укрепления и курса рубля и, значит, для снижение процентной ставки реализуются. При этом инфляционные риски здесь, я думаю, все-таки ниже, чем считают многие эксперты. Снижение курса рубля, естественно, окажет такое воздействие на цены, но из-за ограниченности потребительского спроса, доходов населения все-таки инфляция будет замедляться, особенно во втором полугодии.
КОРР.: То есть вы делаете прогноз - все-таки меньше двухзначных цифр по инфляции?
Андрей КЛЕПАЧ: Я думаю, что инфляция будет меньше двухзначных цифр.
КОРР.: И последний у меня вопрос. Как вы считаете, девальвация в этом году возможна или нет?
Андрей КЛЕПАЧ: Девальвацию мы уже видим, в начале года снижение курса рубля.
КОРР.: Еще большая возможна или все-таки нет?
Андрей КЛЕПАЧ: Если цена на нефть не будет обваливаться дальше, - опять же, не думаю, что будет дальнейшее снижение цен на нефть. Скорее, в первое полугодие около 30 долларов за баррель. Не исключаю, что переход во втором полугодии к ее росту или даже к большим скачкам может вызывать, то есть вызовет укрепление курса рубля. Тем более что отток капитала сократился, и сейчас мы не наблюдаем существенного его роста.
КОРР.: К сожалению, наше время подходит к концу. Большое спасибо, что нашли время для беседы здесь, на Гайдаровском форуме.
Андрей КЛЕПАЧ: Спасибо вам.
КОРР.: Спасибо.

Постановления от 30 декабря 2015 года №1491 и №1495, распоряжение от 30 декабря 2015 года №2750-р. Утверждён порядок размещения средств федерального бюджета на депозитах во Внешэкономбанке. Внесены изменения в требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, позволяющие увеличить на пять лет сроки депозитов, размещённых ранее во Внешэкономбанке в целях обеспечения достаточности его капитала, при одновременном снижении процентной ставки и установлении льготного периода по уплате процентов на срок до трёх лет.
Справка
Внесены Минфином России.
Документы
Постановлением Правительства от 19 января 2008 года №18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» утверждены Требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния (далее – Требования).
В целях создания правовых оснований принятия Правительством решений об изменении условий договоров о размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах во Внешэкономбанке для снижения его долговой нагрузки постановлением №1491 внесены изменения в подпункт «в1» пункта 12 Требований.
Внесённые изменения позволят увеличить на пять лет сроки депозитов, размещённых ранее во Внешэкономбанке в целях обеспечения достаточности его капитала, при одновременном снижении процентной ставки и установлении льготного периода по уплате процентов на срок до трёх лет. Это позволит Внешэкономбанку получить дополнительную прибыль и увеличить за счёт неё свой капитал.
В соответствии с подпунктом «в1» пункта 12 Требований распоряжением №2750-р Минфину России поручено обеспечить внесение в условия договоров о размещении средств Фонда национального благосостояния в долларах США на депозиты во Внешэкономбанке, в том числе снижение процентной ставки до 0,25% годовых, увеличение срока возврата депозитов до 20 лет и установление льготного периода по уплате процентов продолжительностью до трёх лет, в течение которого проценты начисляются, не капитализируются и не уплачиваются. Уплата процентов, начисленных за льготный период, производится по его окончании, затем проценты уплачиваются ежегодно.
Внесение изменений в условия размещения депозитов окажет постепенное положительное влияние на капитал Внешэкономбанка за счёт снижения процентных расходов и соответствующего улучшения финансового результата.
Изменение условий депозитов будет также способствовать улучшению ситуации с ликвидностью Внешэкономбанка.
Кроме того, принятое решение позволит увеличить стоимость чистых активов Внешэкономбанка с 3,0 до 6,6 млрд долларов США, что превосходит уровень, предусмотренный ковенантами.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года №406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточняются положения статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 41 статьи 3 Федерального закона от 17 мая 2007 года №82-ФЗ «О банке развития», в соответствии с которыми Внешэкономбанк вправе привлекать на депозиты средства федерального бюджета в порядке, который определяется Правительством.
Постановлением №1495 утверждены Правила размещения средств федерального бюджета на депозитах в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее – Правила).
В соответствии с Правилами средства будут размещаться Федеральным казначейством на основании отдельных решений Правительства.
Принятое решение позволит расширить для Федерального казначейства круг участников операций по размещению на депозитах средств федерального бюджета, а также создать для Внешэкономбанка дополнительный источник привлечения ресурсов и увеличить финансирование инвестиционных проектов.
Источник: Интернет-портал Правительства РФ
