Александр Ивантер
«Эксперт» №35 (912)
25 авг 2014, 00:00
![]() |
Фото: Виктор Зажигин |
Соратник Егора Гайдара Сергей Васильев считает, что эмиссионная модель Центрального банка РФ должна быть радикально изменена: долгосрочные инвестиционные проекты должны финансироваться за счет выкупа ЦБ проектных облигаций
Выпускник Ленинградского финэка, активный участник легендарной московско-ленинградской экономической школы, в дискуссиях и семинарах которой вытрясались взгляды команды, рулившей рыночными реформами в России в начале 1990-х, Сергей Васильев является одним из опытнейших российских экономистов-практиков.
Подвижный, поджарый, совсем не тянущий на свои 57, Васильев говорит быстро, но думает, кажется, еще быстрее. Едва заметная досада скользит в мягких чертах его интеллигентного лица в ответ на пожелания проговорить подробнее вброшенные скороговоркой тезисы.
В бурные 1991–1994 годы Васильев возглавлял реформаторский «штаб» — Рабочий центр экономических реформ, в дальнейшем успел поработать и в правительстве на посту замминистра экономики, а в 2001–2007 годах был сенатором от Ленинградской области. Богатый разнообразный опыт, вполне достойный книги воспоминаний. Наша догадка оказалась верной. Васильев работает над монографией, правда, работа идет медленно — слишком много текущих дел на посту зампреда Внешэкономбанка.
Не дожидаясь выхода мемуаров, мы попросили Сергея Александровича поделиться оценками некоторых ключевых сюжетов экономической политики 1990-х и 2000-х годов, но в фокусе беседы предсказуемо оказались актуальные вопросы экономической повестки дня.
— Двадцать восьмого июля Банк России в третий раз за этот год поднял базовую ставку, через три дня ЕС объявил о новом пакете секторальных санкций против нашей страны. Какое из этих решений более болезненно для российской экономики?
— Вопрос звучит несколько провокационно. Я скажу так: процентная политика ЦБ РФ в нынешнем году является достаточно проциклической, она тормозит инвестиции — последний резерв оживления экономики. Два предыдущих источника роста — экспорт и потребление — уже исчерпаны.
— А какие контрциклические меры экономической политики были бы сейчас уместны?
— Нужно открыть закрома Центрального банка. Начать печатать деньги и финансировать за счет них долгосрочные инвестпроекты.
— Крайне неожиданно звучат эти слова в устах старожила гайдаровской команды, приоритетом которой всегда считалась макроэкономическая стабильность.
— Сейчас угроза рецессии больше, чем угроза инфляции. Кроме того, нам надо развивать инфраструктуру — автодороги, железные дороги, региональную авиацию. Без этой базы никакого устойчивого экономического роста нам не добиться.
— Двумя руками «за». Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Если ВСМ Москва—Санкт-Петербург явно нужна, то необходимость железнодорожной трассы Якутск—Магадан уже куда менее очевидна. У нас отсутствует институт комплексной экспертизы инфраструктурных проектов, а без него мы рискуем закопать в землю эмиссионные деньги.
— Без всякой экспертизы понятно, что трасса Якутск— Магадан будет очень дорогой и неэффективной.
— А вот глава РЖД Владимир Якунин так не считает. К тому же эта дорога значится в утвержденной правительством «Стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года».
— Магадан прекрасно снабжается по морю, население Колымы немногочисленно и не в состоянии обеспечить хоть сколько-нибудь значимый пассажиропоток. Я не предвижу и большого роста экономической активности в этом регионе.
— Но есть и менее очевидные примеры инфраструктурных проектов, которые требуют всесторонней экспертизы.
— Конечно. Скажем, есть альтернатива ВСМ Москва—Казань — это высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва—Краснодар, с потенциальными выходами на Адлер и Севастополь. На мой взгляд, этот так называемый южный ход гораздо эффективнее казанской трассы. Такая дорога дала бы колоссальный импульс роста для экономики воронежско-елецкой и ростовско-краснодарской агломераций. В то время как между Нижним Новгородом и Казанью и дальше до Екатеринбурга нет сопоставимых очагов экономической активности.
— А можно ли надежно прогнозировать потоки пассажиров и грузов по новой инфраструктуре?
— Редко когда такие прогнозы сбываются. Когда запускали «Сапсан», пассажиропоток между Москвой и Питером был сильно недооценен. Дело в том, что новая инфраструктура не просто перераспределяет имеющиеся, но и создает новые потоки людей и грузов, генерирует новую экономическую активность и повышает мобильность населения. Предвосхитить и количественно оценить такие эффекты способны лишь очень профессиональные экономгеографы и социологи.
— С экономгеографами у нас, похоже, не меньшая пустота, чем экономическая пустота между Нижним и Казанью.
— В противном случае все наши инфраструктурные решения будут суммой векторов лоббистских усилий заинтересованных групп. Так, сегодня решения о реконструкции и строительстве новых аэропортов принимаются или, точнее, пробиваются губернаторами пропорционально их лоббистской мощи.
— И все же принципы экспертизы инфраструктурных проектов хотя бы более или менее понятны. А вот правильно организовать эмиссию — это, на мой взгляд, куда более сложная задача. За двадцать с лишним лет политики «денежного зажима» специалистов вообще не осталось.
— В Центральном банке есть прекрасная модель для макропрогнозирования, хорошие специалисты, так что это чисто технический вопрос. Один из каналов такой эмиссии — покупка ЦБ облигаций ВЭБа, выпущенных для финансирования конкретных проектов. Инфляционный эффект от этого будет очень небольшой, и, самое главное, эти деньги точно не попадут на валютный рынок, так как в рамках проектного финансирования их прохождение заранее строго прописано по направлениям.
— Значит, дело только за политической волей?
— В контексте нынешнего резкого сужения доступа российских банков и компаний на зарубежные рынки капитала сама жизнь нас подталкивает к такому решению. Альтернатива — сваливание в полномасштабную рецессию, то есть самоподдерживающееся сжатие экономической активности. Мне кажется, уже этой осенью политическое решение о кардинальной смене парадигмы денежно-кредитной политики будет принято.
— Далеко не факт. Даже кризис 2009 года ни на йоту не изменил денежную политику. Точнее, изменил: вместо эмиссии под покупку валюты ЦБ взял на вооружение концепцию инфляционного таргетирования, в рамках которой и обменный курс, и денежная масса не целевые, а побочные, эндогенные переменные.
— Кризис 2009 года — это был такой легкий испуг, на самом деле. К тому времени, когда лица, принимающие решения, готовы были осознать необходимость смены парадигмы, все уже рассосалось.
— По вашим ощущениям, сейчас будет другая ситуация?
— Совершенно! Жизнь под санкциями потребует нестандартных решений. Здесь есть тонкий момент: стоит ли Центральному банку использовать свои резервы на рефинансирование внешних долгов наших банков и корпораций, подобно тому как это было сделано осенью 2008 года. Я считаю, что, если нужна какая-то помощь, пускай Центральный банк помогает рублями, а компании сами решают вопрос покупки валюты на рынке для закрытия своих долгов. Не надо тратить валютные резервы на затыкание дыр.
— Шесть лет назад у решения рефинансировать международными резервами внешние долги рыночных игроков был серьезный мотив — избежать уступки иностранцам контроля над крупными корпорациями и банками. Сегодня вам такой риск кажется несущественным?
— В том-то и дело, что сегодня активы никуда не уйдут — степень обременения внешних займов акциями существенно меньше. Девальвация рубля в начале года и торможение в экономике привели к заметному улучшению платежного баланса, так что наши банки и компании вполне могут, не напрягая внутренний валютный баланс, купить валюту на рынке для обслуживания долга.
— Макроэкономически это разумно. Другое дело, что лоббистские силы могут опять воспроизвести «эскимо» 2008 года.
— Надо бережнее относиться к накопленным резервам. Такой подарок, как кратный рост цен на нефть в 2004–2008 годах, мы в ближайшее десятилетие вряд ли получим.
— Как вы вообще относитесь к институту бюджетных фондов, к «бюджетному правилу»?
— Весьма позитивно. Единственный упрек: надо было использовать накопленные средства Фонда национального благосостояния для капитализации пенсионной системы. Сегодня будущее нашей пенсионной системы выглядит совершенно незавидным. У нас опять произойдет то, что произошло в 1990-е годы: сжатие шкалы пенсий до уровня, близкого к прожиточному минимуму, никакой реальной дифференциации пенсий не будет. Сейчас на самом деле тоже ситуация неважная: человек мало работал — получает четыре тысячи, много — 12 тысяч. Ни та ни другая сумма не соответствует принципам социальной справедливости.
Перипетии лет минувших
— В одном из летних интервью «Эху Москвы» ваш соратник по московско-ленинградской экономической школе Андрей Илларионов хвастался, что именно он еще в начале 2001 года выдвинул идею создания стабилизационного фонда. Тогдашние премьер Касьянов и министры экономики и финансов Греф и Кудрин были категорически против, а президент Путин, по словам Илларионова, горячо поддержал идею и буквально заставил Кудрина в 2003 году принять решение о создании фонда с 1 января 2004 года. Насколько правдива эта версия событий?
— Илларионов был активным лоббистом идеи стабфонда, но основная заслуга в его создании все же принадлежит Алексею Кудрину.
— А вы с Илларионовым сейчас как-то общаетесь?
— Я очень редко вижусь с ним, да Андрей и нечасто бывает в России. Раньше у нас были хорошие отношения, но после той критики, которую развернул Илларионов в адрес Гайдара, мое отношение к нему изменилось. Он мог бы это делать при жизни Егора Тимуровича, никто не мешал. А сейчас столь жесткие и не во всем справедливые «наезды» на бывшего коллегу и соратника — это выходит за рамки приличий.
— В вашей вкусной мемуарной статье, посвященной истории московско-ленинградской экономической школы, старожилом ленинградского крыла которой вы являетесь, есть любопытный эпизод. На одном из семинаров школы в 1987 году Виталий Найшуль изложил концепцию приватизации с использованием ваучеров, которая вызвала категорически негативную реакцию Чубайса. Не вспомните, что не понравилось тогда Анатолию Борисовичу?
— Про Чубайса не помню. Но хорошо помню, что Гайдар отреагировал на эту идею отрицательно. Егор сказал, что довольно наивно считать, будто финансовый рынок может служить ориентиром для принятия решений о направлениях инвестирования. Даже в первой программе Гайдара 1991 года он выступает как противник ваучерной приватизации. Последняя стала политической необходимостью после того, как в бытность Михаила Малея главой Госкомимущества России летом 1991 года был принят Закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». Единственное, что удалось сделать, — заменить именные счета на ваучеры, хотя, возможно, эта замена была ошибочной. Система именных счетов, как в Чехии, существенно более прозрачна. Я не исключаю, что тут было некоторое лукавство: необходимо было иметь ликвидный ваучер, чтобы можно было создавать чековые инвестиционные фонды.
— Чешская модель тем не менее не помешала концентрации активов в руках иностранцев посредством негосударственных пенсионных фондов, которые вели эти самые именные счета.
— Наши реформаторы отказались от денежной приватизации именно потому, что понимали: денежная приватизация реально будет в пользу западных инвесторов, которые так или иначе придут в страну. Ни у каких внутренних акторов достаточных средств для приобретения госактивов по сколько-нибудь справедливым ценам тогда просто не было. Хотя если бы тогда продали активы, за исключением ограниченного числа стратегических, иностранцам на открытых аукционах, возможно, сейчас мы имели бы более эффективную экономику.
— Какие еще ключевые развилки были в экономической политике России последних двух десятилетий?
— Потом была развилка при введении НДС. Авторы идеи — Сергей Шаталов и Александр Починок. Гайдар поддержал и реализовал решение в ноябре 1991 года, так как он знал, что нас ждет период высокой инфляции, а НДС устойчив к инфляции. Известный польский экономист Марек Домбровски сказал тогда: «Вы просто герои, что вводите НДС. Но, правда, если вы сейчас его не введете, вы не введете его никогда».
Следующая развилка — залоговые аукционы 1994–1995 годов. Поначалу на этом этапе предполагалась денежная приватизация, в том числе с участием иностранных инвесторов. Но концепция поменялась, с единственной целью: завязать олигархов на существующую власть, чтобы они на выборах 1996 года, не дай бог, не поддержали Геннадия Зюганова. Неотложных бюджетных резонов у проведенной операции не было: в то время еще исправно поставляла деньги пирамида ГКО, да и выручили-то совсем смешные деньги.
Следующая развилка — и последнее крупное решение в экономической политике — пенсионная реформа, начатая в 2002 году и спущенная на тормозах сегодня. Сама реформа была задумана разумно, но не был закрыт финансовый разрыв, неизбежный в переходный период от распределительной системы к накопительной. Как я уже упомянул, именно здесь пригодился бы Фонд национального благосостояния. Сейчас это делать уже поздно — пенсионная дыра разрослась до таких размеров, что ФНБ ее не покроет.
А дальше особых развилок я, честно говоря, не вижу. После 2003 года, когда поперли вверх цены на нефть и пошли большие нефтяные деньги, общественная потребность в реформах просто исчезла. Зачем реформировать, если все хорошо? Единственное, что сделали, — монетизацию льгот.
— Ну все же был введен институт стабфонда, продвигались реформы энергетики и железнодорожного транспорта. Как бы вы оценили сегодня их результаты?
— Очень позитивно. И энергетика, и железные дороги стали более рыночными, более эффективными.
— Еще одна развилка — выбранная модель антикризисной политики 2009 года. Акцент был сделан на социальные расходы, а не на инвестиции в инфраструктуру, как, например, в Китае.
— Да, и я не поддерживаю этот размен. Мы в бюджете полностью съели расходы на инфраструктуру.
— Сторонники этого решения, в частности Владимир Мау, утверждают, что социальные расходы более транспарентны, не несут в себе коррупционных рисков.
— Это распространенная точка зрения. Логика следующая: если я дам рубль врачу или учителю, этот рубль до него дойдет, а если я дам рубль на «стройку века», то я не знаю, сколько дойдет до стройки. В этом есть своя правда, но когда-то надо же навести порядок и в сфере инвестиций. Есть схемы, в том числе в рамках механизмов ГЧП, которые позволяют обеспечить большую прозрачность инвестиционного процесса.
Бразилия как пища для размышлений
— Вы слывете знатоком Бразилии, ее истории, социально-экономической модели. Чем вас так зацепила эта страна? Почему именно Бразилия, а не, скажем, Чили?
— Почему не Чили, могу сказать абсолютно точно. Большие страны похожи друг на друга, и маленькие тоже. То есть нельзя сравнивать большую страну с маленькой. А ведь один из мотивов моего интереса — извлечение уроков применительно к России. В этом смысле Бразилия имеет с нами много общего — это большая страна с федеральным устройством и близким уровнем развития.
— Какие модернизационные прорывы Бразилии произвели на вас наибольшее впечатление?
— Государству удалось за десять лет превратить отсталый, нищий северо-восток страны в быстрорастущий регион с заметным средним классом.
— Как удалось создать столько качественных рабочих мест? Речь идет о госсекторе?
— Сказалось несколько факторов. Первый — экспортный бум первой половины 2000-х. Второй — социальные программы помощи бедным. Например, была программа «Школьный кошелек»: пособие на ребенка платили, только если он ходил в школу, что очень жестко отслеживали. В свою очередь, масштабы социальных программ подтолкнули динамику спроса.
Сегодня, когда сливки экспортного бума в Бразилии уже сняты, темпы роста резко снизились. Непонятно, на что делать ставку дальше. Дальше должен идти хайтек, малый и средний бизнес, инновационные фирмы — вот где пойдет рост. А это уже совсем другой формат и экономики, и экономической политики. Как к нему перейти — вопрос открытый. И в России тоже. Бразилии легче: в отличие от нас эта страна пока не испытывает ограничений по трудовым ресурсам.
Форум БРИКС и его институты
— На саммите БРИКС в Бразилии в конце июля страны-участницы объявили о создании двух новых многосторонних институтов в рамках этого альянса: Нового банка развития и так называемого валютного пула для поддержки краткосрочной ликвидности. Что это за институты и зачем они понадобились?
— Вообще говоря, это двойники Мирового банка и Международного валютного фонда, только действующие в рамках БРИКС.
— Есть одна тонкость. Создаваемый валютный пул, на самом деле, не подразумевает стартовых отчислений стран-участниц, это лишь соглашение о взаимной поддержке валют стран пула в случае недостатка собственных резервов свободно конвертируемых валют. Похожая система многосторонних своп-соглашений, так называемая инициатива Чианг Май, была создана центральными банками стран АСЕАН, Японией, Китаем и Кореей в 2010 году, сейчас ее емкость составляет 240 миллиардов долларов. Условный валютный пул БРИКС формируется в размере 100 миллиардов долларов, при этом взнос Китая составляет 41 миллиард, Россия, Бразилия и Индия вносят по 18 миллиардов и ЮАР — пять.
— Да, это более мягкая схема, но экономическая сущность у нее такая же.
— А каковы будут направления инвестиций Нового банка развития?
— Уставный капитал банка будет формироваться в течение семи лет — это правильный срок для раскрутки большой международной бюрократической структуры. Затем банк сможет привлекать средства на международных рынках. Естественно, в большей части это будет использовано для проектов развития в странах-участницах, но, я думаю, в конечном счете он выйдет за их границы. Мне кажется, что проекты в Африке будут одним из очевидных инвестиционных приоритетов НБР.
— Учитывая интерес китайцев к ресурсам этого континента?
— Не только. Бразильцы тоже очень активны. ЮАР, само собой. Да и Россия с Индией не намерены оставаться в стороне.
— Накануне саммита в Форталезе президент Путин заявил, что в нынешнем виде международная валютно-финансовая система несправедлива в отношении стран БРИКС и в целом по отношению к новым экономикам. Что, по-вашему, имел в виду президент?
— Мне кажется, Путин имел в виду ту простую вещь, что голосующая сила Индии и Китая в Мировом банке и МВФ не соответствует сегодняшнему их весу в мировой экономике. Перераспределение квот и голосов в управляющих органах этих структур происходит крайне медленно и болезненно, не поспевает за сдвигами в ВВП стран-участниц. России просто повезло, что, когда мы присоединялись к МВФ в 1992 году, использовались данные ВВП 1990 года и мы получили почти трехпроцентную квоту, которая позволяет стране иметь свою дирекцию. В противном случае мы делили бы представительство еще с кем-либо, как, например, в ЕБРР, где у нас смешанная делегация: русский — глава, белорус — заместитель.
— Тем не менее принципы экспертизы и формирования кредитных программ НБР и Мирового банка будут схожи?
— Думаю, да. С той лишь разницей, что в последнее время Мировой банк в значительной степени фокусировался на решении социальных проблем: борьбе с бедностью, экологии, устойчивом развитии. Первоначальные приоритеты, в частности инвестиции в инфраструктурные проекты, отошли на задний план. А вот Новый банк развития будет значительное внимание уделять как раз инфраструктурным проектам, так как инфраструктура существенно недоразвита во всех странах БРИКС.
— Как бы вы охарактеризовали БРИКС сегодня? Из некоей аналитической конструкции, рожденной специалистами банка Goldman Sachs, за десять с лишним лет во что превратилась эта пятерка? Это блок? Альянс?
— Ни то ни другое. БРИКС — это форум. Площадка обмена разными точками зрения. Это очень полезно, но с созданием общих институтов пятерка вступает в качественно новый, более зрелый этап своего развития.
6 и 20 октября 2014 г. Внешэкономбанк проведет тендеры по реализации средств в индийских рупиях (код С45).
По вопросам, связанным с проведением тендеров, организации и банки могут обращаться в Дирекцию государственных и корпоративных финансовых активов и обязательств.
Контактные телефоны +7 (495) 604–65–12, +7 (495) 782-94-93, +7 (495) 604–64–15.
Ценные бумаги, обслуживаемые Депозитарием Внешэкономбанка, по которым ожидается выплата доходов в августе 2014 года
Код ЦБ | Наименование ЦБ | ISIN | Дата фиксации прав | Очередная дата платежа |
---|---|---|---|---|
06425 | ОБЛИГАЦИИ DZ BANK AG FLOAT 01/08/14 | DE000DZ9VAF1 | 31.07.2014 | 01.08.2014 |
06535 | ОБЛИГАЦИИ BARCLAYS BANK PLC VAR 01/08/14 | XS0928046233 | 31.07.2014 | 01.08.2014 |
06562 | ОБЛИГАЦИИ NATIXIS VAR 03/11/14 | XS0884329243 | 31.07.2014 | 01.08.2014 |
06616 | ОБЛИГАЦИИ STATE BANK OF INDIA LONDON BRANCH 4.12500 01/08/17 | USU85528AB04 | 31.07.2014 | 01.08.2014 |
10494 | ОБЛИГАЦИИ KINGDOM OF BAHRAIN 6.12500 01/08/23 | XS0956406135 | - | 01.08.2014 |
15771 | ОБЛИГАЦИИ CBOM FINANCE PLC 7.70000 01/02/18 | XS0879105558 | 31.07.2014 | 01.08.2014 |
06339 | ОБЛИГАЦИИ KFW BANKENGRUPPE 1.75000 04/08/14 | DE000A1DAML2 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
06427 | ОБЛИГАЦИИ BREMER LANDESBANK KREDITANSTAL FLOAT 03/02/15 | XS0209708634 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
06439 | ОБЛИГАЦИИ EUROPEAN INVESTMENT BANK FLOAT 15/01/18 | XS0484565709 | 25.07.2014 | 04.08.2014 |
10297 | ОБЛИГАЦИИ REPUBLIC OF BELARUS 8.75000 03/08/15 | XS0529394701 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
10443 | ОБЛИГАЦИИ LAND BERLIN FLOAT 02/02/17 | DE000A1MATF0 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
10489 | ОБЛИГАЦИИ KINGDOM OF BELGIUM VAR 02/05/18 | BE0000330390 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
15106 | ОБЛИГАЦИИ EDEL CAPITAL SA (SINEK CAP) 7.70000 03/08/15 | XS0225785962 | 18.07.2014 | 04.08.2014 |
15457 | ОБЛИГАЦИИ ROSNEFT FINANCE S.A. 7.25000 02/02/20 | XS0484209159 | 18.07.2014 | 04.08.2014 |
15459 | ОБЛИГАЦИИ ROSNEFT FINANCE S.A. 6.25000 02/02/15 | XS0484208771 | 18.07.2014 | 04.08.2014 |
15466 | ОБЛИГАЦИИ INTERPIPE LIMITED 10.25000 02/08/17 | XS0310283709 | 18.07.2014 | 04.08.2014 |
15547 | ОБЛИГАЦИИ MOZAIC STRUCTURED PRODUCTS BV 2.00000 02/08/15 | XS0479534728 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
15556 | ОБЛИГАЦИИ VIP FINANCE IRELAND LTD (VIMPELCOM) 7.74800 02/02/21 | XS0587031096 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
15557 | ОБЛИГАЦИИ VIP FINANCE IRELAND LTD (VIMPELCOM) 6.49300 02/02/16 | XS0587030957 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
15558 | ОБЛИГАЦИИ NOVATEK FINANCE LTD 6.60400 03/02/21 | XS0588433267 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
15559 | ОБЛИГАЦИИ NOVATEK FINANCE LTD 5.32600 03/02/16 | XS0588436799 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
15604 | ОБЛИГАЦИИ VIP FINANCE IRELAND LTD (VIMPELCOM) 144A 6.49300 02/02/16 | US918242AC23 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
15660 | ОБЛИГАЦИИ FMS WERTMANAGEMENT FLOAT 02/02/15 | DE000A1KQ8B3 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
15874 | ОБЛИГАЦИИ RSHB CAPITAL SA (RUSSIAN AGRICULTURAL BANK) 3.60000 04/02/16 | HK0000138237 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
15948 | ОБЛИГАЦИИ HEINEKEN NV 2.87500 04/08/25 | XS0811555183 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
15975 | ОБЛИГАЦИИ FAVOR SEA LIMITED 11.75000 04/02/19 | USG33353AA46 | 01.08.2014 | 04.08.2014 |
06484 | ОБЛИГАЦИИ TURKIYE HALK BANKASI AS REGS 3.87500 05/02/20 | XS0882347072 | 04.08.2014 | 05.08.2014 |
06614 | ОБЛИГАЦИИ ROYAL BANK OF CANADA VAR 06/05/15 | XS1055907254 | 04.08.2014 | 05.08.2014 |
10091 | ОБЛИГАЦИИ REPUBLIC OF TURKEY 7.37500 05/02/25 | US900123AW05 | 04.08.2014 | 05.08.2014 |
10370 | ОБЛИГАЦИИ REPUBLIC OF CHILE 3.87500 05/08/20 | US168863AV04 | 04.08.2014 | 05.08.2014 |
10371 | ОБЛИГАЦИИ REPUBLIC OF VENEZUELA 11.95000 05/08/31 | USP17625AD98 | 04.08.2014 | 05.08.2014 |
15618 | ОБЛИГАЦИИ CBOM FINANCE PLC 8.25000 05/08/14 | XS0655085081 | 18.07.2014 | 05.08.2014 |
06436 | ОБЛИГАЦИИ BAYERISCHE LANDESBANK FLOAT 06/11/15 | DE0005564827 | 05.08.2014 | 06.08.2014 |
15619 | ОБЛИГАЦИИ GRUPO ELEKTRA S.A. DE C.V. 7.25000 06/08/18 | XS0655700762 | 22.07.2014 | 06.08.2014 |
15773 | ОБЛИГАЦИИ GAZ CAPITAL SA (GAZPROM) 4.95000 06/02/28 | XS0885736925 | 22.07.2014 | 06.08.2014 |
15321 | ОБЛИГАЦИИ TRANSCAPITALINVEST LTD (TRANSNEFT) 8.70000 07/08/18 | XS0381439305 | 23.07.2014 | 07.08.2014 |
15648 | ОБЛИГАЦИИ SB CAPITAL SA (SBERBANK) 4.95000 07/02/17 | XS0742380412 | 23.07.2014 | 07.08.2014 |
15649 | ОБЛИГАЦИИ SB CAPITAL SA (SBERBANK) 144A 4.95000 07/02/17 | US78406JAA25 | 06.08.2014 | 07.08.2014 |
15650 | ОБЛИГАЦИИ SB CAPITAL SA (SBERBANK) 6.12500 07/02/22 | XS0743596040 | 23.07.2014 | 07.08.2014 |
15779 | ОБЛИГАЦИИ RSHB CAPITAL SA (RUSSIAN AGRICULTURAL BANK) 7.87500 07/02/18 | XS0884734343 | 06.08.2014 | 07.08.2014 |
15968 | ОБЛИГАЦИИ HAINAN AIRLINE HK 3.62500 07/02/20 | XS0881550684 | - | 07.08.2014 |
06458 | ОБЛИГАЦИИ COMMERZBANK AG 2.88000 10/11/14 | XS0852752756 | 07.08.2014 | 08.08.2014 |
06481 | ОБЛИГАЦИИ NORTHERN LIGHTS BULGARIA B.V.8.25000 08/08/14 | XS0834163601 | 07.08.2014 | 08.08.2014 |
15757 | ОБЛИГАЦИИ BCS FINANCE ONE B.V. 12.75000 08/11/15 | XS0849901672 | 07.08.2014 | 08.08.2014 |
15926 | ОБЛИГАЦИИ MACQUAIRE GROUP LTD 4.87500 10/08/17 | US55608KAC99 | 08.08.2014 | 10.08.2014 |
15941 | ОБЛИГАЦИИ ISRAEL ELECTRIC CORPORATION LTD 6.70000 10/02/17 | US46507NAC48 | 08.08.2014 | 10.08.2014 |
06142 | ОБЛИГАЦИИ STANDARD BANK PLC (PRIVATBANK) 5.79900 09/02/16 | XS0242939394 | 08.11.2014 | 11.08.2014 |
06268 | ОБЛИГАЦИИ CREDIT SUISSE INTERNATIONAL EXIM BANK OF UKRAINE) 8.40000 09/02/16 | XS0243733127 | 08.08.2014 | 11.08.2014 |
06586 | ОБЛИГАЦИИ UBS AG LONDON BRANCH VAR 10/08/15 | CH0234635040 | 08.08.2014 | 11.08.2014 |
10380 | ОБЛИГАЦИИ REPUBLIC OF LITHUANIA 7.37500 11/02/20 | XS0485991417 | 25.07.2014 | 11.08.2014 |
10441 | ОБЛИГАЦИИ LAND NORDRHEIN-WESTFALEN FLOAT 10/02/17 | DE000NRW0D85 | 08.08.2014 | 11.08.2014 |
10478 | ОБЛИГАЦИИ LAND NORDRHEIN-WESTFALEN FLOAT 09/11/16 | DE000NRW2046 | 08.08.2014 | 11.08.2014 |
15463 | ОБЛИГАЦИИ TMK BONDS SA 5.25000 11/02/15 | XS0484654040 | 31.07.2014 | 11.08.2014 |
15940 | ОБЛИГАЦИИ LOTTE SHOPPING BUSINESS MANAGEMENT 4.00000 09/02/15 | HK0000101086 | 08.08.2014 | 11.08.2014 |
15944 | ОБЛИГАЦИИ BERLIN HYP AG FLOAT 09/11/16 | DE000BHY1430 | 08.08.2014 | 11.08.2014 |
06341 | ОБЛИГАЦИИ KFW BANKENGRUPPE 4.75000 12/08/17 | XS0362054073 | 11.08.2014 | 12.08.2014 |
06587 | ОБЛИГАЦИИ UBS AG LONDON BRANCH VAR 12/08/15 | CH0235072003 | 11.08.2014 | 12.08.2014 |
15861 | 0БЛИГАЦИИ EUROPEAN BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT VAR 12/02/16 | XS0885892033 | 11.08.2014 | 12.08.2014 |
06465 | ОБЛИГАЦИИ BARCLAYS BANK PLC 2.83000 06/11/14 | XS0833499055 | 12.08.2014 | 13.08.2014 |
06588 | ОБЛИГАЦИИ HSBC BANK PLC 0.01000 13/08/15 | XS1032746726 | 12.08.2014 | 13.08.2014 |
15653 | ОБЛИГАЦИИ VEB FINANCE PLC VNESHECONOMBANK) 5.37500 13/02/17 | XS0719009754 | 12.08.2014 | 13.08.2014 |
15780 | ОБЛИГАЦИИ VIMPELCOM HOLDINGS BV REGS 5.95000 13/02/23 | XS0889401724 | 12.08.2014 | 13.08.2014 |
15781 | ОБЛИГАЦИИ VIMPELCOM HOLDINGS BV 5.20000 13/02/19 | XS0889401054 | 12.08.2014 | 13.08.2014 |
15782 | ОБЛИГАЦИИ PHOSAGRO BOND FUNDING LIMITED REGS 4.20400 13/02/18 | XS0888245122 | 12.08.2014 | 13.08.2014 |
15784 | ОБЛИГАЦИИ VIMPELCOM HOLDINGS BV REGS 9.00000 13/02/18 | XS0889402029 | 12.08.2014 | 13.08.2014 |
15797 | ОБЛИГАЦИИ AHML FINANCE LIMITED REGS 7.75000 13/02/18 | XS0886632685 | 12.08.2014 | 13.08.2014 |
06428 | ОБЛИГАЦИИ DEKABANK DEUTSCHE GIROZENTRALE FLOAT 14/08/15 | XS0174559665 | 13.08.2014 | 14.08.2014 |
10075 | ОБЛИГАЦИИ REPUBLIC OF TURKEY 8.00000 14/02/34 | US900123AT75 | 13.08.2014 | 14.08.2014 |
15563 | ОБЛИГАЦИИ METINVEST BV 8.75000 14/02/18 | XS0591549232 | 13.08.2014 | 14.08.2014 |
15786 | ОБЛИГАЦИИ RUSSIAN STANDARD FINANCE SA 8.00000 14/02/15 | XS0886631281 | 13.08.2014 | 14.08.2014 |
06449 | ОБЛИГАЦИИ LANDESBANK BERLIN AG FLOAT 15/05/15 | DE000LBB5MW9 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10040 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 5.37500 15/02/31 | US912810FP85 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10073 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 7.12500 15/02/23 | US912810EP94 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10087 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 4.25000 15/08/14 | US912828CT50 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10095 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 4.00000 15/02/15 | US912828DM98 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10105 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 4.25000 15/08/15 | US912828EE63 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10114 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 4.50000 15/02/16 | US912828EW61 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10117 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 4.50000 15/02/36 | US912810FT08 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10122 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 4.87500 15/08/16 | US912828FQ84 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10130 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 4.62500 15/02/17 | US912828GH76 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10131 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 4.75000 15/02/37 | US912810PT97 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10144 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 4.75000 15/08/17 | US912828HA15 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10157 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 4.37500 15/02/38 | US912810PW27 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10158 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 3.50000 15/02/18 | US912828HR40 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10182 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 4.00000 15/08/18 | US912828JH40 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10204 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 2.75000 15/02/19 | US912828KD17 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10207 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 3.50000 15/02/39 | US912810QA97 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10236 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 4.50000 15/08/39 | US912810QC53 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10269 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 4.62500 15/02/40 | US912810QE10 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10272 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 3.62500 15/02/20 | US912828MP29 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10300 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 2.62500 15/08/20 | US912828NT32 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10301 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 3.87500 15/08/40 | US912810QK79 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10327 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 3.62500 15/02/21 | US912828PX26 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10330 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 4.75000 15/02/41 | US912810QN19 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10374 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 3.75000 15/08/41 | US912810QS06 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10381 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 3.62500 15/08/19 | US912828LJ77 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10384 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 2.12500 15/08/21 | US912828RC60 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10401 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 2.00000 15/02/22 | US912828SF82 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10402 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 3.12500 15/02/42 | US912810QU51 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10428 | ОБЛИГАЦИИ LAND BERLIN FLOAT 15/02/16 | DE000A1MATE3 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10446 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 2.75000 15/08/42 | US912810QX90 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10447 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 1.62500 15/08/22 | US912828TJ95 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10476 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 2.00000 15/02/23 | US912828UN88 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10497 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 2.50000 15/08/23 | US912828VS66 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10506 | ОБЛИГАЦИИ BUNDESREPUBLIK DEUTSCHLAND 2.00000 15/08/23 | DE0001102325 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10507 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 3.62500 15/08/43 | US912810RC45 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
10539 | ОБЛИГАЦИИ UNITED STATES OF AMERICA 2.75000 15/02/24 | US912828B667 | 14.08.2014 | 15.08.2014 |
15932 | ОБЛИГАЦИИ SEVERSTAL COLUMBUS LLC 10.25000 15/02/2018 | USU81808AA21 | 15.08.2014 | 15.08.2014 |
10041 | ОБЛИГАЦИИ REPUBLIC OF BRAZIL 11.00000 17/08/40 | US105756AP53 | 15.08.2014 | 18.08.2014 |
10535 | ОБЛИГАЦИИ REPUBLIC OF SLOVENIA 4.12500 18/02/19 | XS0982708926 | 15.08.2014 | 18.08.2014 |
10536 | ОБЛИГАЦИИ REPUBLIC OF TURKEY 6.62500 17/02/45 | US900123CG37 | 15.08.2014 | 18.08.2014 |
15242 | ОБЛИГАЦИИ GAZ CAPITAL SA 7.28800 16/08/37 | XS0316524130 | 01.08.2014 | 18.08.2014 |
15561 | ОБЛИГАЦИИ AQUARIUS INVESTMENTS 8.25000 18/02/16 | XS0592514144 | 15.08.2014 | 18.08.2014 |
15577 | ОБЛИГАЦИИ CHINA ORIENTAL GROUP CO LTD 8.00000 18/08/15 | USG2108VAB74 | 15.08.2014 | 18.08.2014 |
15631 | ОБЛИГАЦИИ PETROLEOS DE VENEZUELA SA REGS 12.75000 17/02/22 | USP7807HAM71 | 15.08.2014 | 18.08.2014 |
15656 | ОБЛИГАЦИИ RSHB CAPITAL SA (RUSSIAN AGRICULTURAL BANK) 8.62500 17/02/17 | XS0748114005 | 01.08.2014 | 18.08.2014 |
15805 | ОБЛИГАЦИИ PETROPAVLOVSK LTD 4.00000 18/02/15 | XS0482875811 | 07.08.2014 | 18.08.2014 |
06590 | ОБЛИГАЦИИ UBS AG LONDON BRANCH 4.00000 19/08/15 | CH0235839369 | 18.08.2014 | 19.08.2014 |
15787 | ОБЛИГАЦИИ STEEL FUNDING LIMITED (NOVOLIPETSK STEEL) 4.45000 19/02/18 | XS0808632847 | 18.08.2014 | 19.08.2014 |
15876 | ОБЛИГАЦИИ BASF SE FLOAT 19/08/16 | XS0963402572 | 18.08.2014 | 19.08.2014 |
10290 | ОБЛИГАЦИИ HELLENIC REPUBLIC 5.50000 20/08/14 | GR0114022479 | 19.08.2014 | 20.08.2014 |
10340 | ОБЛИГАЦИИ HELLENIC REPUBLIC 6.10000 20/08/15 | GR0114023485 | 19.08.2014 | 20.08.2014 |
15790 | ОБЛИГАЦИИ NOVATEK FINANCE LTD 7.75000 21/02/17 | XS0885873322 | 20.08.2014 | 21.08.2014 |
06463 | ОБЛИГАЦИИ UBS AG LONDON BRANCH 3.20000 25/11/14 | XS0855293667 | 21.08.2013 | 22.08.2013 |
06464 | ОБЛИГАЦИИ UBS AG LONDON BRANCH 3.20000 25/11/14 | XS0855294475 | 21.08.2013 | 22.08.2013 |
06568 | ОБЛИГАЦИИ UBS AG LONDON BRANCH VAR 25/11/14 | CH0227096069 | 21.08.2014 | 22.08.2014 |
10403 | ОБЛИГАЦИИ REPUBLIC OF LATVIA 5.25000 22/02/17 | XS0747927746 | 07.08.2014 | 22.08.2014 |
10473 | ОБЛИГАЦИИ ROMANIA REGS 4.37500 22/08/23 | US77586TAC09 | 21.08.2014 | 22.08.2014 |
15200 | ОБЛИГАЦИИ ALFA BOND ISSUANCE PLC 6.30000 22/02/17 | XS0288690539 | 06.08.2014 | 22.08.2014 |
15562 | ОБЛИГАЦИИ VTB CAPITAL SA 6.31500 22/02/18 | XS0592794597 | 21.08.2014 | 22.08.2014 |
15796 | ОБЛИГАЦИИ GE CAPITAL EUROPEAN FUNDING FLOAT 22/02/16 | XS0245166367 | 21.08.2014 | 22.08.2014 |
10066 | ОБЛИГАЦИИ REPUBLIC OF COLOMBIA 11.75000 25/02/20 | US195325AU91 | 22.08.2014 | 25.08.2014 |
10391 | ОБЛИГАЦИИ REPUBLIC OF VENEZUELA 12.75000 23/08/22 | USP17625AC16 | 22.08.2014 | 25.08.2014 |
10524 | ОБЛИГАЦИИ NIEDERSACHSEN LAND FLOAT 25/05/18 | DE000A1YCTE4 | 22.08.2014 | 25.08.2014 |
15669 | ОБЛИГАЦИИ FMS WERTMANAGEMENT 1.87500 24/08/15 | DE000A1K0M44 | 22.08.2014 | 25.08.2014 |
06404 | ОБЛИГАЦИИ DZ BANK AG FLOAT 26/02/15 | DE000DZ1JHK8 | 25.08.2014 | 26.08.2014 |
06492 | ОБЛИГАЦИИ DEUTSCHE PFANDBRIEFBANK AG FLOAT 26/02/16 | DE000A1RFB97 | 25.08.2014 | 26.08.2014 |
10321 | ОБЛИГАЦИИ REPUBLIC OF VENEZUELA 5.75000 26/02/16 | USP97475AF73 | 25.08.2014 | 26.08.2014 |
10329 | ОБЛИГАЦИИ MINISTRY OF FINANCE OF UKRAINE REGS 7.95000 23/02/21 | XS0594390816 | 08.08.2014 | 26.08.2014 |
15809 | ОБЛИГАЦИИ SOVCOM FINANCE B.V.15.00000 25/05/15 | XS0783972929 | 22.08.2014 | 26.08.2014 |
15915 | ОБЛИГАЦИИ SB CAPITAL SA (SBERBANK) VAR 26/02/24 | XS1032750165 | 11.08.2014 | 26.08.2014 |
15950 | ОБЛИГАЦИИ GPB EUROBOND FINANCE PLC 4.00000 24/02/16 | XS0888100319 | 11.08.2014 | 26.08.2014 |
06403 | ОБЛИГАЦИИ DZ BANK AG FLOAT 27/02/15 | DE000DZ1JJQ1 | 26.08.2014 | 27.08.2014 |
15659 | ОБЛИГАЦИИ ESTIA MORTGAGE FINANCE II PLC VAR 27/08/54 | XS0311458052 | 26.08.2014 | 27.08.2014 |
06515 | ОБЛИГАЦИИ COMMERZBANK AG VAR 29/01/16 | XS0937827391 | 27.08.2014 | 28.08.2014 |
06543 | ОБЛИГАЦИИ BARCLAYS BANK PLC VAR 28/08/14 | XS0934763011 | 27.08.2014 | 28.08.2014 |
06548 | ОБЛИГАЦИИ LANDESBANK BADEN-WURTTEMBERG VAR 28/08/19 | DE000SHFM220 | 27.08.2014 | 28.08.2014 |
06571 | ОБЛИГАЦИИ COMMERZBANK AG VAR 28/11/14 | XS0997946313 | 27.08.2014 | 28.08.2014 |
06621 | ОБЛИГАЦИИ DEUTSCHE BANK LUXEMBOURG S.A. VAR 02/03/16 | XS0934368902 | - | 28.08.2014 |
15850 | ОБЛИГАЦИИ VOLKSWAGEN LEASING GMBH VAR 28/05/15 | XS0934153452 | 27.08.2013 | 28.08.2013 |
15917 | ОБЛИГАЦИИ UK SPV CREDIT FINANCE PLC 10.87500 28/02/18 | XS0896890315 | 27.08.2014 | 28.08.2014 |
06518 | ОБЛИГАЦИИ COMMERZBANK AG 2.85000 27/02/15 | XS0938895504 | 28.08.2013 | 29.08.2014 |
10484 | ОБЛИГАЦИИ LAND BERLIN FLOAT 29/05/18 | DE000A1PGND8 | 28.08.2014 | 29.08.2014 |
15841 | ОБЛИГАЦИИ BMW FINANCE NV FLOAT 29/05/16 | XS0938119764 | 28.08.2014 | 29.08.2014 |
Комментарий к отчетности Внешэкономбанка по РСБУ по итогам 2 квартала 2014 г.
Динамика основных финансовых показателей по итогам первого полугодия 2014 г. (по РСБУ)
Активы* Внешэкономбанка на 01.07.2014 составили 3,14 трлн. рублей (на 01.01.2014 – 2,96 трлн. рублей, рост на 6,0%).
Рост активов связан, главным образом, с ростом на 166,4 млрд. рублей (+12,6%) объема кредитов, предоставленных некредитным организациям, – с 1 318,7 млрд. рублей до 1 485,1 млрд. рублей. Доля кредитов, предоставленных некредитным организациям, в структуре активов выросла с 44,5% на 01.01.2014 до 47,3% на 01.07.2014.
Объем привлеченных средств** по итогам первого полугодия 2014 года вырос на 159,0 млрд. рублей (+7,9%) до величины 2 176,1 млрд. рублей. Наиболее существенное влияние оказал рост на 238,2 млрд. рублей (+50,5%) объема средств, привлеченных за счет выпусков ценных бумаг, при одновременном снижении объемов привлечения от Банка России на 101,0 млрд. рублей (-38,4%). Следует отметить, что Внешэкономбанком были возвращены (в том числе досрочно) годовые депозиты Банка России на сумму 212,6 млрд. рублей. При этом был осуществлен выпуск 7-летних облигаций на сумму 212,6 млрд. рублей, выкупленный в полном объеме Банком России.
Собственные средства (капитал) по итогам первого полугодия 2014 года составили 433,1 млрд. рублей, что выше значения на 01.01.2014 на 98,7 млрд. рублей (+29,5%). Увеличение капитала с начала года обусловлено, главным образом, изменением подхода к расчету капитала – переходом на расчет в соответствии с требованиями Базеля III. Так на 1 января 2014 в уменьшение капитала принималось 249,1 млрд. рублей (вложения в акции (доли) дочерних и зависимых организаций), на 1 июля – 150,3 млрд. рублей (сумма превышения объема существенных вложений в акции (доли) финансовых организаций над величиной, равной 10% от суммы базового капитала).
Достаточность капитала по состоянию на 01.07.2014 находится на уровне 11,4% (на 01.01.2014 – 10,4%).
По итогам первого полугодия 2014 года прибыль Внешэкономбанка составила 3,0 млрд. рублей (за аналогичный период 2013 года прибыль – 9,9 млрд. рублей).
В отчетном периоде 2014 года объем процентных доходов вырос по сравнению с первым полугодием 2013 года на 10,4 млрд. рублей (+16,1%) и составил 74,9 млрд. рублей. Рост был вызван увеличением на 10,4 млрд. рублей процентных доходов от ссуд, предоставленных клиентам, не являющимся кредитными организациями, что обусловлено увеличением объемов кредитования.
Процентные расходы по итогам первого полугодия 2014 года по сравнению с первым полугодием 2013 года выросли на 6,6 млрд. рублей (+15,1%) и составили 50,0 млрд. рублей. При этом на 3,7 млрд. рублей до величины 13,9 млрд. рублей выросли процентные расходы по привлеченным средствам кредитных организаций. Рост процентных расходов связан с увеличением объемов привлеченных средств кредитных организаций и ростом стоимости привлечения. На 2,2 млрд. рублей до величины 6,0 млрд. рублей вырос объем расходов по выпущенным долговым обязательствам.
В результате чистые процентные доходы на конец отчетного периода составили 25,0 млрд. рублей, что на 3,8 млрд. рублей (+18,1%) выше значения этого показателя на 01.07.2013.
Совокупные чистые доходы от операций с финансовыми активами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток, и ценными бумагами (имеющимися в наличии для продажи и удерживаемыми до погашения) в первом полугодии 2014 года составили 2,5 млрд. рублей, что ниже результата аналогичного периода 2013 года (31,8 млрд. рублей). Существенная величина дохода в первом полугодии прошлого года связана с переоценкой финансовых инструментов и получением доходов от продажи ценных бумаг.
В отчетном периоде 2014 года был получен чистый убыток от операций с иностранной валютой в размере 1,2 млрд. рублей против положительного результата от указанных операций в размере 0,6 млрд. рублей по итогам первого полугодия 2013 года.
В первом полугодии 2014 года был отражен отрицательный результат по статье «Чистые доходы от переоценки иностранной валюты» в размере 11,0 млрд. рублей, при этом в аналогичном периоде 2013 года чистые доходы от переоценки иностранной валюты составили 4,2 млрд. рублей. Колебания данного показателя связаны, главным образом, с динамикой курсов иностранных валют.
По итогам отчетного периода 2014 года сложилось отрицательное сальдо доходов и расходов на формирование резервов в размере 4,5 млрд. рублей, по итогам первого полугодия 2013 года – также отрицательное сальдо в размере 41,1 млрд. рублей.
Динамика показателей рентабельности***. В первом полугодии 2014 года рентабельность капитала составила 1,6%, рентабельность активов – 0,2% (по итогам первого полугодия 2013 года показатели рентабельности капитала и активов составили 5,6% и 0,7% соответственно).
*Обращаем внимание, что ряд показателей рассчитан по внутренней методике Внешэкономбанка.
**Значения показателей привлечения средств приведены в соответствии с алгоритмом, используемым при раскрытии данных в Ежеквартальных отчетах эмитента.
***Показатели рентабельности активов/капитала определены как приведенное к процентам годовых соотношение балансовой прибыли, полученной за соответствующий период, и средней хронологической величины активов/капитала за этот период.
"Внешэкономбанк активно развивает формы содействия российскому высокотехнологичному экспорту"
"...Программы субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам (interest rate support) применяются сейчас в ряде иностранных государств - в частности, во Франции, Италии, Испании, Японии, Германии, Финляндии, Чехии, Бельгии, Бразилии, Южной Корее и Беларуси. Как правило, данная субсидия распределяется через крупный государственный банк, предоставляющий (рефинансирующий) экспортные кредиты на льготных (некоммерческих) условиях.
В этой связи с конца 2012 года по 2013 год в Российской Федерации начался процесс разработки нормативной и методологической базы для функционирования подобного механизма компенсации процентной ставки по экспортным кредитам.
Учитывая колоссальный опыт в сфере организации экспортного финансирования и особое значение Внешэкономбанка в качестве базового института финансовой поддержки экспорта в Российской Федерации, ВЭБ был определен Правительством Российской Федерации в качестве единственного получателя субсидии по компенсации процентной ставки по экспортным кредитам".
Полный текст статьи в газете "Промышленный еженедельник" от 11.08.2014
Состоялась церемония запуска 1-ой линии комбината строительных материалов в г.Ульяновске
В г. Ульяновске состоялась торжественная церемония запуска производственной линии строительной керамики в рамках программы модернизации Ульяновского комбината строительных материалов, финансируемой ВЭБом.
В церемонии приняли участие Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, представители Внешэкономбанка, члены Правительства Ульяновской области и многие другие.
Общая стоимость Программы составляет 6 млрд. рублей, объем участия Внешэкономбанка – 4,2 млрд. рублей, собственные средства инициатора проекта ОАО «Ульяновский комбинат строительных материалов» - 1,8 млрд. рублей. Участие ВЭБа осуществляется на принципах торгового финансирования закупок высокотехнологичного оборудования.
В рамках программы модернизации Ульяновского комбината строительных материалов предусмотрено создание, в том числе производства специальной керамики, легких керамических наполнителей. Реализация Программы позволит обеспечить отечественные предприятия строительной индустрии, черной и цветной металлургии продукцией с высокой степенью переработки. Программа модернизации ориентирована как на импортозамещение, так и на экспорт продукции.
Реализация Программы способствует также социально-экономическому развитию Ульяновской области: планируется создание 1000 рабочих мест; налоговые поступления после выхода комбината на плановые операционные показатели составят не менее 300 млн рублей в год.
Согласно Меморандуму о финансовой политике Внешэкономбанка участие в реализации проектов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, энергоэффективности, является одним из основных направлений инвестиционной деятельности Банка.
Пресс-служба Внешэкономбанка
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru
Владимир Дмитриев: "Создание таких производств гарантирует населению нашей страны продовольственную безопасность и продовольственную независимость".
Телеканал "Россия 24", 07.08.2014, 13:11
ВЕДУЩИЙ: О возможностях импортозамещения продукцией отечественного производства расскажет мой коллега Сергей Батищев, он сейчас находится на прямой связи из Ярославской области. Сергей, здравствуйте, вам слово.
КОРР.: Ольга, здравствуйте. Действительно, те решения, которые приняты правительством России, не оставят наших граждан на голодном пайке. Мы находимся на одном из крупнейших в Европе молокопроизводственных комплексов и здесь он буквально за 4 года построен с нуля в чистом поле на деньги, частично предоставленные Внешэкономбанком. И председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев с нами сейчас на прямой связи. Владимир Александрович, здравствуйте.
Владимир ДМИТРИЕВ, Председатель Внешэкономбанка: Добрый день.
КОРР.: Владимир Александрович, расскажите о том, что здесь сделано на те средства, которые вы предоставили?
Владимир ДМИТРИЕВ: Сейчас мы находимся на первом комплексе молочно-товарного производства. Всего мы профинансировали два таких комплекса, общий бюджет составляет порядка 6 миллиардов рублей. Но это не все, что здесь задумано, - заложено еще два комплекса. Всего их будет порядка 8, но это не только молокотоварная продукция, но и комбикормовый завод, завод по переработке молока. Отрадно то, что мы выходим по показателям надоя на одну корову на хорошие мировые стандарты, то есть здесь в среднем корова дает порядка 32 килограмм молока в сутки, некоторые рекордсмены дают и более 60 килограмм. То есть, это уникальное по своей сути производство. Директор этого комбината говорил о том, что в 2008 году, когда пришли на эти площадки, здесь была старая ферма, 120 коров и надои едва дотягивали до 6-7 килограммов в сутки. Здесь мы имеем колоссальное преимущество и важно то, что это вертикально интегрированное производство. И, конечно же, в контексте президентских задач и решений правительства по поводу обеспечения продовольственной безопасности - это не только продовольственная безопасность, это продовольственная независимость. Поэтому такого рода комплексов по стране очень много и, в том числе те, которые финансируются Внешэкономбанком. Так вот, создание таких комплексов, таких производств, естественно, гарантирует населению нашей страны продовольственную безопасность и продовольственную независимость.
КОРР.: Владимир Александрович, давайте поговорим о финансовой безопасности, поскольку это тоже очень важно, особенно для инвесторов в такие комплексы. Насколько сейчас легко финансировать подобные проекты в России за счет средств, в том числе Внешэкономбанка?
Владимир ДМИТРИЕВ: Сейчас, как и в прошлом, это непростая задача. Она состоит, во-первых, в том, чтобы правильно оценить экономику проекта, вместе с инициаторами проекта сделать устойчивую финансовую модель. Во-вторых, важная задача состоит и в том, что такие проекты требуют «длинных» денег и хороших условий с тем, чтобы стоимость продукции на выходе была конкурентна по сравнению с аналогичной продукцией, импортируемой из-за рубежа. Конечно, в нынешней ситуации, когда западные страны наложили эмбарго на «длинное» кредитование ключевых российских банков с государственным участием, необходимо изыскать внутренние ресурсы. И в этом смысле мы работаем и с Правительством, и с Министерством финансов, с Министерством экономического развития, с Центральным Банком, встречаем понимание и готовность обеспечивать нас и другие банки с госучастием «длинными» рублевыми ресурсами.
КОРР.: Какие-то решения уже приняты в этом ключе?
Владимир ДМИТРИЕВ: Нам важно, что принято решение о докапитализации Внешэкономбанка. Мы рассчитываем, что основные технические задачи будут решены в самое ближайшее время. Это позволит нам обеспечить и дальнейшее устойчивое развитие, и достаточность капитала держать на соответствующем уровне. Мы сейчас обсуждаем с правительством и другие меры государственной поддержки. И в этом смысле, ни за финансы Внешэкономбанка и его готовность финансировать подобного рода проекты, ни за устойчивость финансовой системы, в целом, беспокоиться не стоит. Хотя есть определенное напряжение, но мы с ним справимся.
КОРР.: Владимир Александрович, можно поподробнее про докапитализацию, поскольку вопрос был поднят еще прошлой осенью и предполагалось использовать средства Фонда национального благосостояния, решение в этом ключе развивалось?
Владимир ДМИТРИЕВ: Исключительно в этом ключе. Необходимые поправки в закон были приняты, сейчас должны быть на правительственном уровне реализованы соответствующие дополнительные решения. Мы ожидаем, что осенью будет реализована конверсия наших депозитов в Фонд национального благосостояния в капитал второго уровня .
КОРР.: Отлично. Спасибо вам большое, Владимир Александрович.
ВЭБ планирует инвестировать в фонд «Da Vinci Private Equity Fund II L.P»
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и компания «Да Винчи Кэпитал Менеджмент Лимитед» («ДВК») подписали Меморандум о взаимопонимании.
Со стороны Внешэкономбанка документ подписал Председатель Владимир Дмитриев, со стороны «ДВК» – управляющий Партнер фонда Олег Железко.
Стороны планируют оказывать финансовую поддержку малому и среднему бизнесу, реализовывать инфраструктурные проекты, а также проекты в сфере технологий и инноваций, энергоэффективности и энергосбережении, здравоохранения и фармацевтики на территории Российской Федерации.
Согласно меморандуму ВЭБ намерен рассмотреть возможность участия в фонде «ДВК» «Da Vinci Private Equity Fund II L.P». Предполагаемый объем участия около 60 млн. долларов США. Средства планируется инвестировать в проекты стоимостью от 20 до 200 млн. долларов США, соответствующие требованиям Меморандума о финансовой политике и стратегии Внешэкономбанка. Участие в проектах может быть осуществлено за счет предоставления кредитов, гарантий.
Реализация Меморандума будет способствовать привлечению прямых инвестиций в Россию.
Да Винчи Капитал (ДВК) - один из ведущих независимых управляющих фондами прямых инвестиций в России и СНГ. ДВК запустила Фонд Прямых Инвестиций II («Фонд II»), целевой размер - 200 млн. долларов США. В проекте участвует Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), размер инвестиции которого 30 млн. долларов США, а также ряд крупных международных инвесторов, включая два глобальных фонда фондов. ДВК обладает обширной экспертизой, опытом создания стоимости портфельных компаний и видит значительные перспективы роста в секторе финансовой инфраструктуры. Инвестиции Фонда, в первую очередь, будут размещаться в России, а так же в Казахстане, с последующим доступом к другим странам ЕврАзЭс.
Пресс-служба Внешэкономбанка
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru
Подписано постановление Правительства РФ, позволяющее размещать на депозитах ВЭБа 7% средств Фонда национального благосостояния
Постановлением вносятся изменения в Требования к финансовым активам, в которых могут размещаться средства Фонда национального благосостояния.
Принятые решения направлены на создание правовых оснований для размещения Минфином России ограниченной части средств ФНБ (не более 7% объёма фонда) на депозиты во Внешэкономбанке на условиях, позволяющих учитывать их при расчёте собственных средств (капитала) Внешэкономбанка.
Текст постановления Правительства РФ
Санкции ЕС не окажут существенного воздействия на деятельность Группы Внешэкономбанка
ВЭБ выражает сожаление в связи с решением Европейского союза (ЕС) о включении Внешэкономбанка и его дочерних банков Связь-Банка и банка "ГЛОБЭКС" в санкционный лист ЕС.
Введенные санкции ограничивают доступ Внешэкономбанка к долгосрочным инструментам рынка капитала стран ЕС (со сроком до погашения более 90 дней) и являются по сути схожими с санкциями, введенными против Банка ранее со стороны США.
Внешэкономбанк подтверждает, что введенные ЕС санкции не окажут существенного воздействия на деятельность Группы ВЭБа.
Внешэкономбанк продолжит исполнять свои обязательства перед инвесторами, кредиторами и иными контрагентами в полной мере в обычном режиме.
Пресс-служба Внешэкономбанка
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru
Информационное сообщение о результатах размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
Минфин России информирует о результатах размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за период с 1 января по 31 июля 2014 г.
Резервный фонд
По состоянию на 1 августа 2014 г. совокупный объем Резервного фонда составил 3 095,21 млрд. рублей, что эквивалентно 86,63 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда составили:
-
38,08 млрд. долларов США;
-
29,40 млрд. евро;
-
5,40 млрд. фунтов стерлингов.
Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 июля 2014 г. составила 0,28 млрд. долларов США, что эквивалентно 9,83 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 января по 31 июля 2014 г. составила 235,49 млрд. рублей.
Фонд национального благосостояния
В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2013 г., в июле 2014 г. часть средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте на счетах в Банке России, а именно 0,04 млрд. долларов США, 0,03 млрд. евро и 0,01 млрд. фунтов стерлингов, была реализована за 3,06 млрд. рублей, а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета.
По состоянию на 1 августа 2014 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 3 088,79 млрд. рублей, что эквивалентно 86,46 млрд. долларов США, в том числе:
1) на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в Банке России размещено:
-
24,42 млрд. долларов США;
-
23,97 млрд. евро;
-
4,35 млрд. фунтов стерлингов;
2) на депозитах во Внешэкономбанке размещено 474,02 млрд. рублей и 6,25 млрд. долларов США;
3) в долговые обязательства иностранных государств на основании отдельного решения Правительства Российской Федерации, без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности, размещено 3,00 млрд. долларов США.
Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 июля 2014 г. составила 0,21 млрд. долларов США, что эквивалентно 7,45 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки средств фонда за период с 1 января по 31 июля 2014 г. составила 200,58 млрд. рублей, в том числе:
-
по остаткам средств на счетах в иностранной валюте в Банке России - 172,84 млрд. рублей;
-
по средствам, размещенным на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке - 18,75 млрд. рублей;
-
по средствам, размещенным в долговые обязательства иностранных государств на основании отдельного решения Правительства Российской Федерации, без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности - 8,99 млрд. рублей.
В июле 2014 г. в федеральный бюджет поступили доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния на депозиты во Внешэкономбанке в сумме 6,82 млрд. рублей, что эквивалентно 0,20 млрд. долларов США. Совокупный доход от размещения средств фонда на депозиты во Внешэкономбанке с января по июль 2014 г. составил 22,01 млрд. рублей, что эквивалентно 0,64 млрд. долларов США.
Показатели совокупного объема Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также расчетных сумм доходов от размещения средств фондов рассчитаны по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.
Подробная статистика по операциям со средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния содержится на сайте Минфина России в сети Интернет в разделах «Резервный фонд» и «Фонд национального благосостояния» в соответствующих подразделах на русском и английском языках и обновляется на регулярной основе.
Источник: Пресс-служба Минфина России