Интервью Председателя Внешэкономбанка В.А. Дмитриева телеканалу «Россия 24»

23 апреля 2014 года
#Публикации
Назад

Телеканал "Россия 24",
ИНТЕРВЬЮ,
23.04.2014, 11:27

 

ВЕДУЩИЙ: Эфир нашего телеканала продолжит интервью с главой Внешэкономбанка Владимиром Дмитриевым.

Мария БОНДАРЕВА: Владимир Александрович, здравствуйте.

Владимир ДМИТРИЕВ, председатель государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)": Добрый день, Маша.

Мария БОНДАРЕВА: Владимир Александрович, мы с вами встречаемся накануне собрания Ассоциации финансовых институтов Азиатско-Тихоокеанского региона. Внешэкономбанк стал полноправным членом этой Ассоциации в прошлом году. Уже в этом году встреча проводится здесь, в Москве. Для России этот год начался не совсем просто. В связи с этим, какие основные темы будут затронуты на этой встрече?

Владимир ДМИТРИЕВ: По крайней мере, подтверждено участие 90 институтов из различных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Причем, из многих стран финансовые институты развития будут представлены на уровне руководства. Одновременно мы констатируем, что европейские страны, международные финансовые организации направляют своих представителей на уровне среднего управленческого звена. Но, тем не менее, это тот рабочий уровень, который позволяет нам не только поддерживать партнерские отношения, но и решать многие серьезные задачи из сферы бизнеса.

Мария БОНДАРЕВА: А на тематике дискуссий та геополитическая ситуация, которая сейчас складывается, как-то отразится?

Владимир ДМИТРИЕВ: Посмотрим, как будут развиваться дискуссии в ходе заседаний рабочих групп, пленарного заседания, которое запланировано на четверг. Но наши контакты с нашими партнерами говорят о том, что, прежде всего, мы сконцентрируемся на обсуждении вопросов, относящихся неизменно к главной повестке дня институтов развития. Это финансирование инфраструктурных проектов, фондирование наших активных операций, поддержка малого и среднего бизнеса. Тема малого и среднего бизнеса актуальна абсолютно для всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На сессии, которая будет посвящена этой теме, мы сконцентрируемся на обсуждении темы поддержки малого и среднего бизнеса в странах Центральной Азии.

Мария БОНДАРЕВА: Вот как раз на фоне санкционного режима сейчас и Россия смотрит в сторону Азии. И мы видим масштабные делегации правительства Российской Федерации, которые сейчас планируют ехать в Китай. Запланирован визит Владимира Путина. Насколько, скажем, для Внешэкономбанка этот рынок сейчас перспективен, интересен в плане сотрудничества? Есть ли какие-то планы на этот рынок?

Владимир ДМИТРИЕВ: Для нас этот рынок и сотрудничество с банками развития в этом регионе представляет и представлял неизменный интерес. И важно подчеркнуть, что, например, с Банком развития Китая у нас сложились традиционные, десятилетиями проверенные, тесные отношения. То же самое можно сказать и о сотрудничестве с нашими южнокорейскими партнерами. С китайскими банками неизменно тесные отношения, позволяющие, в том числе финансировать крупные индустриальные проекты в нашей стране. И неслучайно, если возвращаться к сотрудничеству с Китаем и его финансовыми институтами, одной из первых инициатив, после создания Российского фонда прямых инвестиций, было создание с Китайской инвестиционной корпорацией совместного фонда в размере 2 миллиардов долларов, который будет ориентирован на инвестиционную поддержку проектов, реализуемых в Дальневосточном регионе нашей страны. Я думаю, что одним из главных вопросов в ходе визита нашего президента в Китайскую Народную Республику будет инвестиционное сотрудничество и кредитно-финансовые операции, которые российские банки проводят со своими китайскими партнерами.

Мария БОНДАРЕВА: Мы с вами говорим про Азию, как про альтернативный рынок в сложных условиях для ведения бизнеса с западными партнерами. И у меня к вам вопрос по поводу санкционного режима, о котором мы с вами говорили. Вот сейчас появилась информация, что, например, ВЭБ не может реструктурировать кредит у американских и европейских банков на 2,5 миллиарда долларов. Вообще, насколько сейчас в условиях политической и экономической нестабильности российским банкам будет трудно обслуживать свои внешние долги и привлекать, соответственно, с Запада новые средства?

Владимир ДМИТРИЕВ: Действительно, мы столкнулись с ситуацией, когда синдицированный кредит, привлеченный три года назад у большого числа международных банков, и европейских, и американских, и японских, кредит, который мы должны были гасить в конце апреля этого года, но рассчитывали на его рефинансирование, будет погашен в полном объеме. Это не вынужденная мера, а наша реакция на то, что условия, которые нам предложили банки, нас не устраивают. Ряд банков вовсе отказался от рефинансирования, очевидно, реагируя на введенные санкции. Мне думается, что кто-то из них вовсе побежал впереди паровоза. И в этой ситуации мы сочли целесообразным погасить кредит и не создавать ни у кого неоправданных иллюзий по поводу того, что мы любой ценой готовы взять деньги на зарубежных рынках банковского финансирования.

Параллельно с этим мы сталкиваемся с тем, что многие банки, в том числе и участвующие в этом синдикате, активно выходят на нас, предлагают финансирование не на клубной, а на двусторонней основе, в том числе предлагая связанные кредиты, зная, какие проекты мы реализуем.

Мария БОНДАРЕВА: А какие это банки?

Владимир ДМИТРИЕВ: Это и европейские банки, прежде всего, это японские банки, это международные финансовые организации. В данном случае я хочу привести в качестве последнего свидетельства того, что тема взаимодействия и сотрудничества жива, и мы намереваемся дальше ее развивать, выводя на конкретные договоренности, - подтверждение готовности со стороны Европейского инвестиционного банка, а это крупнейший инвестиционный банк Евросоюза, развивать с нами сотрудничество не только в инфраструктурной сфере, поддержке малого и среднего бизнеса, но идти и дальше на реализацию совместных проектов в России в индустриальной сфере. Это неизменность наших отношений с крупнейшим мировым банком развития. И с национальным, KfW в Германии. Мы рассчитываем на то, что Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства России, о котором мы договорились, будет запущен. Но одновременно мы дали понять нашим партнерам, что даже в отсутствие финансирования со стороны немецкого банка развития мы свои обязательства, собственные обязательства Внешэкономбанка, будем выполнять, наполним фонд соответствующим капиталом. И он будет работать в интересах акционерной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Мы также рассчитываем на то, что в мае ежегодная встреча, или ежегодное собрание, Европейского банка реконструкции и развития станет хорошей площадкой для того, чтобы, с одной стороны, объяснить нашим коллегам ситуацию в России и вокруг России, наше видение этих процессов, а с другой стороны, выйти на договоренности, которые бы воплощались в конкретные дела и сферы нашего взаимоотношения с нашими партнерами на Западе.

Мария БОНДАРЕВА: Также еще шла речь, что в докапитализации ВЭБа будет принимать участие и российский Центробанк.

Владимир ДМИТРИЕВ: Мы на эту тему речь не ведем. Тем более что российский Центробанк для нас не является регулятором. Учредитель нашего банка - это правительство. Поэтому, если вести речь о докапитализации, то основной ресурс - это бюджетные и иные источники. Сейчас основная тема, которая находится на обсуждении в достаточно продвинутом состоянии, - это конверсия депозита размещенных средств ФНБ в капитал второго уровня. Мы рассчитываем, что в конечном итоге получим средства в размере около 200 миллиардов рублей, что позволит нам, прежде всего, с той же динамикой развивать наши активные операции, кредитовать российский бизнес, участвовать в капитале, инвестировать в ключевые секторы российской экономики.

Мария БОНДАРЕВА: А также появлялась еще информация о том, что ВЭБ будет закладывать какие-то инвестпроекты и нерыночные активы…

Владимир ДМИТРИЕВ: Если вернуться к вашему вопросу по поводу Центробанка, то мы действительно, как и, впрочем, другие банки, в том числе и с государственным участием, ведем практический диалог с Центробанком о том, чтобы кредитный портфель, который у нас существует, и кредиты, которые мы выдаем под государственные гарантии, могли бы быть обеспечением в получении средств у Центрального банка. Центральный банк объявил, что он не будет ограничиваться кредитами до года, а инвестиционные проекты, которые предлагают для рефинансирования российские банки, будут рефинансироваться на срок до трех лет. И мы рассчитываем, что станем тоже участником вот этой программы поддержки со стороны Центрального банка.

Мария БОНДАРЕВА: Если говорить о поддержке российской экономики, Внешэкономбанк вместе с Минпромторгом решили создать фонд на 30-50 миллиардов рублей для кредитования российских промышленников по ставке не выше 5%. Как продвигается эта работа сейчас?

Владимир ДМИТРИЕВ: Эта идея вытекает из предложенного нами нового подхода к использованию бюджетных средств на реализацию федеральных целевых программ, федеральных адресных и инвестиционных программ, где, по нашему мнению, есть серьезные источники для повышения эффективности. Мы - не единственные, кто говорит о том, что целый ряд программ неэффективно реализуются, средства используются не всегда целевым образом, завышаются сметы, мы становимся свидетелями "недостроев" или вовсе отсутствия даже технико-экономических обоснований тех или иных программ. Поэтому мы предлагаем Внешэкономбанк... И в данном случае мы ничего нового не изобретаем. В свое время "Промстройбанк" работал в той же логике. Мы предлагаем Внешэкономбанк как главный финансовый инструмент инвестиционной политики, как банк развития, для того, чтобы провести инвентаризацию ряда подобных программ. У нас есть глубокое убеждение в том, что мы можем обеспечить их реализацию на возвратной основе. Но для этого вместо того, чтобы тратить в огромных количествах бюджетные средства... Я условные цифры называю. Скажем, программа стоит 100 миллиардов рублей, а мы говорим: дайте 20 миллиардов рублей в капитал Внешэкономбанка и мы поднимем заемные средства, обеспечим вам и целевое использование, и технический, и финансовый аудит, и качество исполнения, реализации того или иного проекта в рамках программы. Отсюда родилась идея создания вот этого фонда. То есть, Внешэкономбанк получает бюджетные средства, они дают возможность за счет увеличения капитала поднимать дополнительные ресурсы с рынка. Но поскольку для нас эти средства бесплатные, мы можем в рамках выделяемых нами заемных средств минимизировать процентную ставку до того уровня, который становится конкурентоспособным и с иными возможностями, которыми обладают российские промышленные предприятия. В частности, привлечение средств из-за рубежа. То есть, мы вполне становимся конкурентными. И самое главное, мы обеспечиваем необходимую себестоимость для российских предприятий в ключевых отраслях экономики. Вот в этом, собственно, и замысел формирования подобного фонда - обеспечивать льготное финансирование приоритетных государственных промышленных программ.

Мария БОНДАРЕВА: Поговорим о показателях самого Внешэкономбанка. Накануне банк отчитался за 2013 год. Активы выросли почти на 14%, кредитный портфель - на 23%, чистый процентный доход - на 23 % также. Но при этом чистая прибыль сократилась вдвое. Как вы объясните такие результаты? И в связи с ситуацией, которую мы сейчас наблюдаем, какие планы на 2014-й?

Владимир ДМИТРИЕВ: В данном случае мы ведем речь о финансовой отчетности по международным стандартам - это МСФО, где консолидируются балансовые показатели всех структур, входящих в Группу Внешэкономбанка. Соответственно, кто-то сработал хорошо, кто-то - плохо. Либо рыночная ситуация изменилась, и например, наши дочерние банки вынуждены были в больших объемах создавать резервы под кредиты, которые они вынуждены были рефинансировать или реструктурировать. Но, тем не менее, прибыль у нас 8,5 миллиарда, что мы считаем вполне успешным итогом нашей работы. Важно, что при непростой макроэкономической, при непростой глобальной экономической ситуации банку и нашим структурам удалось наращивать кредитный портфель. Мы серьезно продвинулись в том, чтобы отношение в наших активах кредитных операций и операций с другими средствами все-таки формировалось в пользу выдаваемых кредитов. И теперь это практически 60%, если говорить в целом по группе. Мы серьезным образом повысили эффективность нашей совместной с дочерними структурами деятельности в области ликвидности, в сфере управления рисками таким образом, чтобы на корпоративном уровне эта деятельность подчинялась единым стандартам. А отсюда и такие результаты.

Понятно, что мы живем в той ситуации, в которой живут все. Понятно, что она непростая. И мы сталкиваемся, и я думаю, что экономически мы будем испытывать на себе давление рынка, с проблемами обслуживания кредитов, что неизбежно ведет к созданию резервов и ухудшению отдельных балансовых показателей. Но в целом я считаю, что результаты, которые были обнародованы, вполне адекватно отражают динамику развития Внешэкономбанка и его дочерних структур.

Мария БОНДАРЕВА: Спасибо вам большое за это интервью.

Владимир ДМИТРИЕВ: Спасибо.


Назад

Интервью Председателя Внешэкономбанка В.А. Дмитриева телеканалу "Россия 24"

13 декабря 2013 года
#Публикации
Назад

Телеканал "Россия 24",
ИНТЕРВЬЮ,
13.12.2013, 12:54

 

ВЕДУЩИЙ: Вернемся к одной из главных тем этого дня - лицензий лишились еще три российских банка и достаточно крупных. Моя коллега Наиля Аскер-заде сейчас находится во Внешэкономбанке. Все вопросы по поводу происходящего в банковском секторе она задаст главе ВЭБа Владимиру Дмитриеву. Наиля, здравствуйте, передаю вам слово.

Интервью

КОРР.: Сейчас все самые актуальные темы и, в том числе и деоффшоризацию, которая вчера обсуждалась после послания президента Федеральному собранию, мы обсудим с главой Внешэкономбанка Владимиром Дмитриевым. Владимир Александрович, здравствуйте.

Владимир ДМИТРИЕВ, председатель Внешэкономбанка: Добрый день.

КОРР.: В первую очередь, конечно, хочется поговорить о ситуации в банковской системе, потому что сегодня было отозвано сразу три лицензии у российских банков, в том числе у такого крупного банка, как "Инвестбанк", объем вкладов населения в котором порядка 40 миллиардов рублей. На ваш взгляд, насколько оправдана нынешняя политика Центробанка, не является ли она слишком жесткой?

Владимир ДМИТРИЕВ: Я думаю, что надо только приветствовать решительность Центробанка по поводу санации банковской системы и отзыва лицензий у банков, которые не справляются со своими задачами. Существует банковский надзор, существуют нормативы - их надо соблюдать. И очищение банковской системы от недобросовестных менеджеров и собственников банков, на мой взгляд, идет на пользу как банковской системе, так и населению нашей страны, в целом. Надо доверять надежным, серьезным банкам, средства хранить там, где, безусловно, гарантирована надежность. И в данном случае, разумеется, наше население должно выбирать - надежность либо высокие проценты, которые не гарантируют сохранность размещения вклада. В этом смысле банки с государственным участием такие, как Сбербанк, банк ВТБ и те коммерческие банки, которые находятся в орбите Внешэкономбанка (банк «ГЛОБЭКС», Связь – банк), частные банки, которые имеют высокую репутацию, - это те финансовые институты, где гарантирована надежность, где обслуживаются и юридические, и физические лица, и есть высокая степень доверия к менеджменту этих банков.

КОРР.: То есть, на ваш взгляд, вкладчикам все-таки не стоит опасаться и забирать деньги из банков и массово хранить их под подушкой, а доверять стоит государственным банкам?

Владимир ДМИТРИЕВ: Я не говорю только о государственных банках - я говорю о том, что население, прежде чем вкладывать средства в тот или иной банк, должно изучить его историю, сравнить ставки по депозитам с другими банками и делать выбор осознанно, опираясь прежде всего на надежность, а не на получение максимальной прибыли, которая, как показывает практика, не всегда гарантирует сохранность вкладов.

КОРР.: Но все-таки главная тема этой недели - это послание президента Федеральному собранию. И в центре этого выступления была тема деоффшоризации. Как вы оцениваете меры, предложенные Владимиром Путиным и, на ваш взгляд, насколько реально всё претворить в жизнь?

Владимир ДМИТРИЕВ: Я считаю, что эти меры своевременны, мы об этом давно говорили, и президент в течение нескольких лет призывает к тому, чтобы вывести из оффшорных зон бизнес, работающий в России. И на этот счет очень много сделано. В этом смысле я всегда вспоминаю его фразу, ставшую уже крылатой: "Замучаетесь пыль глотать, бегая в иностранных судах". Это такое серьезное предостережение. Но для нас оно уже стало нормой жизни, поскольку еще в то время, когда Владимир Владимирович Путин, будучи премьер-министром, возглавлял наблюдательный совет Внешэкономбанка, уже тогда Внешэкономбанк ввел жесткие меры по селективному отбору клиентов. И большая часть клиентов у нас зарегистрирована в российской юрисдикции. Даже если собственником является оффшорная компания, мы начинаем работать с заемщиками только тогда, когда вся конечная цепочка бенефициаров раскрыта перед Внешэкономбанком. И, разумеется, те меры, которые были предложены президентом в его послании, направлены исключительно на то, чтобы поддерживать на высоком уровне инвестиционный климат в России и делать его привлекательным. Также они направлены на то, чтобы и для банковской системы облегчить условия работы с заемщиками. Мы, например, на собственном опыте знаем, насколько сложно было в случае кредитования авиационной компании в Венгрии "Малев" истребовать залоги. С той же проблемой мы столкнулись и при работе с концерном "Тракторные заводы", который зарегистрирован в голландской юрисдикции. Кроме того, важно, что, будучи зарегистрированными в российской юрисдикции, компании находятся под серьезным надзором и налоговых органов, и органов финансового мониторинга, что также для нас - для банковской системы, для Внешэкономбанка, в частности, является серьезным подспорьем. Одним словом, мы давно перешли к практике работы с компаниями, которые зарегистрированы в российской юрисдикции, и если бенефициары находятся не в России, мы требуем от наших заемщиков раскрыть цепочки вплоть до конечного бенефициара. И, насколько мне известно, по крайней мере компании и банки с государственным участием придерживаются той же самой практики.

КОРР.: Но все-таки одно из предложений Владимира Путина напрямую касалось господдержки и Внешэкономбанка - это предложение о том, чтобы компании, зарегистрированные в иностранных юрисдикциях, не смогли претендовать на господдержку и на кредиты Внешэкономбанка. На ваш взгляд, по каким секторам экономики это может ударить?

Владимир ДМИТРИЕВ: Я не думаю, что наши нынешние клиенты и те компании, которые собираются кредитоваться во Внешэкономбанке, столкнутся с какими-то проблемами, поскольку мы работаем с надежными заемщиками, с теми компаниями, которые участвуют в реализации крупных государственных программ или программ государственной значимости. И, как я уже сказал, для нас важно, чтобы вся цепочка бенефициаров была раскрыта. Если мы видим, что сталкиваемся с непониманием со стороны заемщика, мы с ним просто не работаем. И я уверен, что те сектора экономики, которые для нас являются приоритетными, которые определены и законом о Банке развития, и меморандумом о нашей финансовой политике, никоим образом не пострадают от жестких и совершенно своевременных мер, которые были предложены президентом Российской Федерации. Мы смотрим на приоритетные направления нашей деятельности и не видим каких-либо угроз ни для реализации уже существующих программ, ни для тех заемщиков, которые потенциально готовы прийти во Внешэкономбанк.

КОРР.: Если позволите, последний вопрос. В последнее время активно обсуждается возможная докапитализация Внешэкономбанка, в частности, Шувалов сделал ряд заявлений по этой теме. И говорили о том, что обсуждается возможность конвертации тех средств ФНБ, которые находятся на депозитах во Внешэкономбанке, в субординированные кредиты. Даже называлась сумма - порядка 200 миллиардов рублей. Как вы оцениваете такие инициативы, хватит ли таких средств?

Владимир ДМИТРИЕВ: Начнем с того, что инициативу выдвинул Внешэкономбанк и выдвинул ее своевременно в связи с тем, что перед банком стоят серьезные задачи. В нашей стратегии мы ведем речь о том, чтобы доля Внешэкономбанка в валовом внутреннем продукте с точки зрения финансирования проектов в 2020 году дошла до 3 процентов. Это серьезный вызов, но реализовать эту программу и нарастить кредитный портфель мы в состоянии только в том случае, если наша капитальная база будет адекватна увеличена. Поэтому вопрос о докапитализации или мерах господдержки Внешэкономбанка вполне очевиден, поскольку мы не коммерческая структура, организация, не являющаяся акционерным обществом. Если для банков с госучастием и, вообще, для коммерческих банков источником увеличения капитала является либо взнос акционера, либо размещение акций на рынках, у нас единственный источник увеличения капитала, главный источник увеличения нашего капитала - взнос нашего собственника - государства. Об этом и идет речь. Поэтому адекватное наращивание нашего кредитного портфеля адекватно увеличению нашей роли в кредитовании ключевых секторов нашей экономики. Должен нарастать и наш капитал. Это требование и "Базеля-3", это и норматив, который мы обязаны соблюдать с точки зрения наших обязательств перед внешними кредиторами. Несмотря на то, что мы не являемся банком, подотчетным Центральному Банку, мы подотчетны правительству, так или иначе ключевые нормативы банковской деятельности мы должны соблюдать. И это прекрасно понимают в правительстве, и именно в этой связи сейчас мы активно обсуждаем возможные меры поддержки, в том числе и те, о которых вы сказали.

КОРР.: Спасибо вам большое, Владимир Александрович.

Владимир ДМИТРИЕВ: Спасибо.


Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.