Экспорт без риска

23 апреля 2014 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Российская газета,
Москва, 23 апреля 2014
Лидия Захарова

 

Финансовых инструментов поддержки высокотехнологичных предприятий становится больше.

Со второй половины 2013 года Внешэкономбанку удалось значительно увеличить объемы финансовой поддержки экспорта. Так, с начала 2013 года по март 2014 года ВЭБ в 3,2 раза нарастил объем экспортного финансирования до 160 млрд рублей, объем кредитного портфеля увеличился более чем в 8,5 раза, объем гарантийного портфеля вырос почти в три раза. Банк поддержал экспортные контракты российских предприятий общим объемом 728,3 млрд рублей. Сейчас на рассмотрении банка находятся несколько десятков крупных и средних экспортных проектов с предполагаемым объемом участия банка на общую сумму более 300 млрд руб. На 2014 год планы более амбициозные - портфель экспортных контрактов группа ВЭБа надеется нарастить до триллиона рублей. Каким образом, "РГ" рассказал директор департамента финансирования экспорта Внешэкономбанка Даниил Алгульян.

В нынешней экономической ситуации триллион рублей реальная цифра?

Даниил Алгульян: Конечно, многое будет зависеть от общей экономической ситуации как в России, так и на зарубежных рынках. Однако дело не только в объеме контрактов. Мы стремимся к тому, чтобы существенно увеличить количество поддерживаемых экспортеров и экспортных сделок. Одновременно расширяется и географический охват экспортного финансирования. Сейчас проекты с нашей поддержкой реализуются в более чем 40 странах. Ключевыми регионами для нас являются СНГ, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия и Африка.

В прошлом году национальная система поддержки российского промышленного экспорта заработала в полную силу: действует ВЭБ, Росэксимбанк, Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), "ВЭБ-Лизинг". Заработают ли в этом году дополнительные механизмы? Не секрет, что спрос на поддержку экспорта со стороны бизнеса сегодня гораздо выше, чем предлагает государство.

Даниил Алгульян: Вы совершенно правильно упомянули термин "система поддержки экспорта". В ее рамках мы можем предложить экспортерам весь комплексный набор инструментов финансирования: от кредитов, гарантий, страхования до лизинговых структур. Являясь материнской компанией, ВЭБ выполняет функции координатора и "единого окна". Общий портфель группы по непосредственной поддержке экспорта превысил 210 млрд рублей, из которых 160 млрд рублей составляют экспортные кредиты (предоставляются иностранным покупателям российской экспортной продукции) и гарантии, предоставляемые самим ВЭБом. ВЭБ как институт развития участвует в финансировании ряда крупных инвестпроектов в таких приоритетных отраслях промышленности, как нефте- и газохимия, металлургия, производство строительных материалов, деревообработка, транспортное машиностроение, авиация. Портфель поддержки российских проектов, имеющих экспортную ориентированность, составляет более 250 млрд рублей. Речь идет о финансировании российских предприятий, продукция которых будет направлена на экспорт.

Мы активно работаем над дальнейшим институциональным развитием системы поддержки экспорта и повышением синергии от деятельности ее отдельных элементов. Речь идет о Росэксимбанке, ЭКСАРе, "ВЭБ-Лизинге", зарубежных дочерних банках и финансовых компаниях ВЭБа. Основная цель заключается в том, чтобы обеспечить российских экспортеров как индивидуальными решениями в сфере финансирования при реализации сложных структурированных проектов, так и массовыми поточными кредитными продуктами, прежде всего в секторе МСП. Сейчас разрабатываются новые совместные платформы ЭКСАРа и Росэксимбанка по поддержке экспорта малых и средних предприятий.

Вступив в ВТО, Россия отказалась от всех мер финансовой поддержки экспорта за исключением тех, которые разрешены в рамках ОЭСР. Так, в 2013 году экспортеры остались без такого вида поддержки как субсидирование процентных ставок по целевым кредитам. Сейчас процесс вступления РФ в ОЭСР остановлен. Могут ли быть в связи с этим пересмотрены меры поддержки экспортеров?

Даниил Алгульян: Существует целый ряд мер государственной финансовой поддержки экспорта, включая отдельные виды субсидий, которые не противоречат международным обязательствам РФ и успешно используются для поддержки российских экспортеров. Только за последние месяцы мы одобрили более 20 кредитов зарубежным покупателям отечественной высокотехнологичной продукции с использованием подобных инструментов. При этом нашей задачей является не ценовой демпинг, а создание в сфере финансирования для российских экспортеров справедливых и равных условий с их зарубежными конкурентами.

Как санкции против РФ отразились на поддержке экспорта? Приостановлена ли реализация каких-либо экспортных проектов, в частности, в Европе?

Даниил Алгульян: Осложнение международной обстановки не привело к прекращению реализации экспортных проектов, над которыми мы сейчас работаем, в том числе и в Европе. Однако основными рынками российского несырьевого экспорта являются СНГ, Азия, Африка и Латинская Америка.

Экспортные контракты в каких отраслях сегодня преобладают (авиастроение, ракетно-космическая промышленность, электроэнергетика, машиностроение, ОПК)?

Даниил Алгульян: Ключевыми экспортными секторами по итогам прошлого года для нас стали авиастроение, машиностроение и электроэнергетика. В сфере поддержки экспорта российских гражданских воздушных судов важнейшим направлением работы является и будет оставаться в ближайшем будущем финансирование экспортных поставок самолетов "Сухой Суперджет 100". Мы одобрили экспортное кредитование поставок 26 таких самолетов различным авиакомпаниям в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии. Фактически на базе ВЭБа создается национальный центр компетенции авиационного экспортного финансирования. Мы работаем со всеми сегментами несырьевого экспорта, и в большинстве из них очевиден огромный, еще не реализованный потенциал. Мы ведем самую активную работу по ряду проектов в сфере двигателестроения, железнодорожного и автомобильного машиностроения, информационных технологий.

Каким образом ВЭБ планирует увеличить количество поддерживаемых производителей - экспортеров и кредитных сделок?

Даниил Алгульян: Во-первых, мы стараемся значительно повысить информированность экспортеров о нашей системе поддержки и существующих финансовых инструментах. К сожалению, российские производители часто даже не подозревают о тех возможностях, которые есть в сфере содействия экспорту. Для нас это существенная проблема и сигнал о необходимости усиливать работу на информационном направлении. Важную роль играют проведение семинаров, конференций, особенно в регионах, работа со средствами массовой информации. Помимо этого немаловажное значение мы придаем и оказанию консультационных услуг. Во-вторых, идет интенсивная работа над повышением эффективности наших внутренних процессов принятия решений, мы разрабатываем новые финансовые продукты с тем, чтобы адекватно реагировать на потребности российских экспортеров. За последние месяцы нам удалось существенно сократить средний срок рассмотрения заявок и увеличить количество обрабатываемых и одобряемых сделок. Мы проводим гибкую политику по отношению к поддерживаемым проектам и обеспечиваем финансирование широкого спектра несырьевых экспортных поставок стоимостью от нескольких сотен тысяч до миллиардов долларов.

Какие новые продукты финансового сопровождения экспортных сделок с учетом потребностей российского экспорта будут в ближайшее время разработаны?

Даниил Алгульян: Особенное внимание мы уделяем разработке стандартизованных продуктов и программ финансирования, которые позволят значительно повысить доступность и оперативность поддержки экспорта для российских производителей. В качестве примера можно привести систему рамочных соглашений с зарубежными банками по целевому кредитованию российского экспорта, над созданием которой мы сейчас активно работаем. Подобные структуры финансирования существенно снижают время обработки заявок.

Согласно законопроекту минэкономразвития, ВЭБу дадут право предоставлять гарантии уплаты налогов за налогоплательщиков. Какие задачи, стоящие сейчас перед банком, позволит решить право на предоставления гарантий уплаты НДС?

Даниил Алгульян: Сейчас российское законодательство не предусматривает возможность предоставления ВЭБом гарантий возврата возмещенного НДС в пользу налоговых органов и гарантий в пользу таможенных органов. Подобные гарантии применяются российскими налогоплательщиками для сокращения сроков возмещения из федерального бюджета налога НДС, а также для обеспечения своих обязательств по уплате таможенных пошлин. Мы подготовили пакет поправок в федеральное законодательство, предусматривающий наделение банка правом выдачи гарантий возврата возмещенного НДС и гарантий в пользу таможенных органов РФ. Предоставление полномочий по их выдаче позволит повысить эффективность комплексной финансовой поддержки, снизить затраты клиентов и будет способствовать успешной реализации новых проектов, в которых нуждается российская экономика.

Назад

О проведении тендеров

22 апреля 2014 года
#ВЭБ.РФ
Назад

2 и 16 июня 2014 г. Внешэкономбанк проведет тендеры по реализации средств в индийских рупиях (код С45) и сирийских фунтах (код Е36).

По вопросам, связанным с проведением тендеров, организации и банки могут обращаться в Дирекцию государственных и корпоративных финансовых активов и обязательств.

Контактные телефоны +7 (495) 604–65–12, +7 (495) 782-94-93, +7 (495) 604–64–15.

Назад

Комментарии к консолидированной финансовой отчетности Внешэкономбанка по МСФО за 2013 год

21 апреля 2014 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Внешэкономбанк публикует консолидированную финансовую отчетность по МСФО по итогам 2013 года.

Динамика основных компонент активов и пассивов

(анализ на основе сравнения балансовых показателей на 31.12.2013 и 31.12.2012)

По итогам 2013 года активы составили 3 314,0 млрд. рублей. По сравнению с началом 2013 года активы выросли на 394,9 млрд. рублей (+13,5%).

Наибольшее влияние на рост активов оказало увеличение портфеля кредитов клиентам – на 349,8 млрд. рублей (+23,4%) до величины 1 847,0 млрд. рублей. Доля объема кредитов клиентам в активах Группы за 2013 год выросла с 51% до 56%.

Прочие активы по сравнению с началом 2013 года выросли на 45,4 млрд. рублей (+66,2%) до величины 113,9 млрд. рублей. Рост произошел главным образом за счет отражения активов организации, контрольная доля в которой была приобретена участником Группы с целью участия в инвестиционных проектах по строительству и реализации объектов недвижимости. Выросла сумма авансов, выданных поставщикам лизингового оборудования.

Объем денежных средств и их эквивалентов увеличился по сравнению с началом 2013 года на 36,0 (+15%) млрд. рублей и составил 276,0 млрд. рублей.

Совокупный объем инвестиционных финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи и удерживаемых до погашения (включая инвестиционные финансовые активы, предоставленные в качестве обеспечения по операциям РЕПО), снизился на 63,6 млрд. рублей (-12,2%) до величины 458,5 млрд. рублей (на 31.12.2012 – 522,1 млрд. рублей). Снижение объема указанных активов в 2013 году связано с погашением еврооблигаций иностранного эмитента, реализацией Внешэкономбанком и участниками Группы пакетов ценных бумаг, а также уменьшением справедливой стоимости ценных бумаг.

В ресурсной базе произошли следующие изменения.

Объем обязательств за 2013 год увеличился на 349,9 млрд. рублей (+14,7%) и на 31.12.2013 составил 2 737,1 млрд. рублей.

Объем выпущенных долговых ценных бумаг вырос на 214,4 млрд. рублей (+55,1%) до величины 603,3 млрд. рублей, что связано с привлечением как Внешэкономбанком, так и другими участниками Группы, средств за счет выпусков долговых ценных бумаг.

В течение 2013 года объем средств кредитных организаций вырос на 116,6 млрд. руб. (+20,5%) до величины 686,5 млрд. руб., что связано, главным образом, с привлечением долгосрочного финансирования от кредитных организаций стран ОЭСР.

Средства клиентов на конец 2013 года составили 403,3 млрд. рублей, что на 67,5 млрд. рублей (+20,1%) превышает величину указанных средств на 31.12.2012. Рост связан с увеличением остатков средств на текущих счетах и счетах срочных депозитов, открытых в банках – участниках Группы.

На 49,7 млрд. рублей (-47,1%) до величины 55,8 млрд. рублей снизился объем прочих обязательств. По состоянию на 31.12.2012 в составе прочих обязательств Внешэкономбанка учитывались в том числе предоставленные Минфином России субсидии в общей сумме 77,0 млрд. рублей (62,0 млрд. рублей – на цели формирования РФПИ и 15,0 млрд. рублей – на реализацию приоритетных инвестиционных проектов по развитию промышленной, транспортной и энергетической инфраструктуры на территории Дальнего Востока и Байкальского региона). В связи с целевым использованием указанные средства отражены в 2013 году составе добавочного капитала.

Капитал группы Внешэкономбанка увеличился в течение 2013 года на 45,0 млрд. рублей (+8,5%) и на 31.12.2013 составил 576,9 млрд. рублей. При этом добавочный капитал вырос на 75,6 млрд. рублей, что связано с отражением в его составе указанных выше субсидий. Вместе с тем на 51,6 млрд. рублей снизилась нереализованная переоценка инвестиционных финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи, и достигла отрицательной величины в размере 10,5 млрд. рублей. Это связано с прекращением учета переоценки реализованных инвестиционных ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, в составе капитала, а также со снижением за отчетный период рыночной стоимости ценных бумаг.

Динамика основных компонент прибыли

(анализ на основе сравнения данных за 2013 год и за 2012 год, сравнение балансовых показателей производилось на основе средних хронологических значений за соответствующие периоды)

По итогам 2013 года прибыль составила 8,5 млрд. рублей, что на 9,0 млрд. рублей ниже прибыли по итогам 2012 года (17,5 млрд. рублей).

Чистый процентный доход составил 99,0 млрд. рублей, что на 18,5 млрд. рублей (+23,0%) выше результатов прошлого года (80,5 млрд. рублей).

Процентные доходы по сравнению с итогом 2012 года выросли на 39,6 млрд. рублей (+19,4%) и составили 243,7 млрд. рублей. Основное влияние – рост процентных доходов по кредитам клиентам и финансовому лизингу: на 30,9 млрд. рублей и 6,3 млрд. рублей соответственно, что связано с увеличением объемов указанных операций.

Процентные расходы выросли на 21,1 млрд. рублей (+17,1%) и составили 144,8 млрд. рублей.

Процентные расходы по привлеченным средствам кредитных организаций и Банка России выросли на 13,4 млрд. рублей (+36,1%) до величины 50,4 млрд. рублей, что объясняется как ростом по сравнению с 2012 годом средних объемов привлечения (с 747,7 млрд. рублей до 921,2 млрд. рублей), так и ростом средней ставки привлечения указанных средств (с 5,0% по итогам 2012 года до 5,5% по итогам 2013 года).

На 7,9 млрд. рублей (+34,3%) до величины 30,9 млрд. рублей выросли расходы по выпущенным долговым ценным бумагам, что связано с ростом средних объемов выпущенных долговых ценных бумаг с 337,5 млрд. рублей за 2012 год до 491,0 млрд. рублей в отчетном периоде при одновременном снижении средней ставки с 6,7% до 6,4%.

По итогам 2013 года совокупные чистые доходы по операциям с финансовыми инструментами, переоцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток, и операциям с инвестиционными финансовыми активами, имеющимися в наличии для продажи, составили 69,7 млрд. рублей против отрицательной величины в размере 3,9 млрд. рублей по итогам 2012 года. Получение чистого дохода обусловлено реализацией ценных бумаг.

По результатам 2013 года сложилось отрицательное сальдо доходов/расходов по операциям в иностранной валюте в размере 7,9 млрд. рублей. По итогам 2012 года чистый доход от указанных операций составил 14,6 млрд. рублей.

Непроцентные расходы (кроме расходов на создание прочих резервов и резервов под обесценение прочих активов) по сравнению с итогами 2012 года выросли за 2013 год на 7,6 млрд. рублей и составили 57,1 млрд. рублей.

Расходы на создание резервов под обесценение активов и прочих резервов в 2013 году составили 127,1 млрд. рублей против 48,8 млрд. рублей в 2012 году.

 

Пресс-служба Внешэкономбанка
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru

Назад

Состоялось очередное заседание наблюдательного совета Внешэкономбанка

17 апреля 2014 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Повестка: о новых методиках расчёта основных финансовых показателей ВЭБа, о реструктуризации кредитов по олимпийским объектам.

 

Вступительное слово Д.Медведева:

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании наблюдательного совета ВЭБ

Добрый день! У нас второе заседание наблюдательного совета Внешэкономбанка в этом году. Подведены итоги, в том числе итоги консолидированной финансовой отчётности банков по МСФО за предыдущий год. Естественно, и по группе Внешэкономбанка такие итоги подведены – чистая прибыль составила более 8,5 млрд рублей, капитал группы ВЭБа вырос почти на 45 млрд рублей, достигнув размера 577 млрд рублей, то есть определённое приращение произошло. Но есть, конечно, и свои проблемы. Обо всём этом, я надеюсь, мы сегодня поговорим.

Один из вопросов, которые мы сегодня обсудим, касается реструктуризации кредитных соглашений по олимпийским проектам. ВЭБ стал основным кредитором целого ряда олимпийских строек. Олимпиада прошла, прошла на высоком уровне, все довольны, но нужно деньги посчитать теперь. Нужно заняться постолимпийскими вопросами. У ряда инвесторов сейчас сложная ситуация, они ко мне обращались. В качестве одной из мер, которые были рассмотрены, мы выбрали реструктуризацию кредитов, которые были выданы заёмщикам со стороны Внешэкономбанка. Она будет осуществляться с помощью переноса сроков погашения процентов и основного долга. ВЭБом подготовлены соответствующие предложения. Нужно будет принимать отдельные решения по каждому кредитному соглашению, которое связано со строительством олимпийских объектов.

В определённой ситуации ВЭБ, безусловно, самым существенным образом помог нашим застройщикам, помог инвесторам. Но сейчас нужно понять, каким образом этим постолимпийским наследством нам, соответственно, было бы правильно распорядиться, рачительно распорядиться, для того чтобы и инвесторы были живы, что называется, и в то же время интересы ВЭБа как специализированного кредитного института тоже были соблюдены.

Кроме того, мы утверждаем сегодня новые методики расчёта основных финансовых показателей Внешэкономбанка, целый ряд других вопросов. Поговорим и об одной из тем, которая касается экспорта, его кредитования. Этот вопрос поднимался сегодня на заседании Правительства, хочу сразу же об этом сказать. Я считаю, что поднимался справедливо, поэтому в дополнение к тем вопросам, которые обсуждаются, я не знаю, с какими конкретно решениями, но, я думаю, нам придётся его сегодня обсудить.

Такова повестка дня. Давайте приступим к работе.

<…>

Источник: Интернет-портал Правительства Российской Федерации

Назад

О нерабочих днях 18 и 21 апреля в еврозоне и Великобритании

16 апреля 2014 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Уважаемые клиенты,

Информируем Вас о том, что 18 и 21 апреля 2014 года являются нерабочими днями в странах еврозоны и в Великобритании.

В этой связи поручения на проведение операций с ценными бумагами с расчетами в евро и фунтах стерлингов и с датами валютирования 18 и 21 апреля 2014 года просим предоставлять в Депозитарий Внешэкономбанка не позднее 13:00 17 апреля 2014 года, а также обеспечить к указанному времени наличие денежных средств в евро и фунтах стерлингов, необходимых для осуществления расчетов в международных расчетно-клиринговых центрах Euroclear Bank и Clearstream Banking.

Одновременно сообщаем, что 18 и 21 апреля 2014 года расчеты по ценным бумагам и операции с денежными средствами на локальных рынках еврозоны и Великобритании производиться не будут, переводы денежных средств по операциям поставки ценных бумаг против платежа и выплата доходов по ценным бумагам в евро и фунтах стерлингов будут осуществляться начиная с 22 апреля 2014 года.

Режим работы международных расчетно-клиринговых центров Euroclear Bank и Clearstream Banking в указанные праздничные дни остается без изменений.

За дополнительной информацией по данному вопросу Вы можете обращаться в Депозитарий Внешэкономбанка по тел. (495) 604-68-76, 604-67-27.

Назад

Запущена первая очередь производства инновационного комплекса «ФОРТ»

16 апреля 2014 года
#ВЭБ.РФ
Назад

В Рязанской области состоялась церемония открытия инновационного комплекса по разработке, внедрению и производству лекарственных средств на базе биотехнологий.

В церемонии приняли участие Губернатор Рязанской области Олег Ковалев, Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Цыб, заместитель Председателя Внешэкономбанка Анатолий Балло.

Целью проекта является создание фармацевтического производства, отвечающего стандартам GMP. На предприятии будет организован полный цикл производства оригинальных инновационных препаратов, начиная со стадии производства субстанций до стадии выпуска готовых лекарственных средств. Будет создано более 700 рабочих мест. В течение прогнозного периода 2010-2020 г.г. бюджетные доходы составят 4,995 млрд. рублей

Объем инвестиций составляет 4,8 млрд. рублей, участие Внешэкономбанка в проекте – 4,3 млрд. рублей.

В рамках проекта планируется производство 14-ти видов продукции, среди которых вакцины, бактериофаги, препараты для лечения рассеянного склероза, почечной недостаточности, дегенеративных заболеваний суставов, лейкозов, гепатитов В и С и др. Часть препаратов, которые будут выпускаться, являются отечественными аналогами соответствующих дорогостоящих импортных. В основе большинства лекарственных форм лежит либо принципиально новая технология производства, либо сам препарат является инновационным по своему составу и фармакологическому действию.

Установленные мощности первой очереди завода позволят осуществить производство более 40 млн. доз вакцины для сезонной профилактики гриппа, а при необходимости – до 120 млн. доз вакцины на основе пандемических штаммов, 20 млн. доз других противовирусных вакцин, 500 млн. доз специальных лекарственных форм биопрепаратов.

Создание данного производства медицинских биотехнологических препаратов на основе передовых технологий и при соблюдении международных стандартов качества производства будет способствовать развитию отечественного рынка и позволит обеспечить безопасность страны в части импортозамещения лекарственных препаратов.

В соответствии с Меморандумом о финансовой политике Внешэкономбанка медицинская техника и фармацевтика являются одним из отраслевых приоритетов деятельности Банка.

 

Пресс-служба Внешэкономбанка
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru

Назад

Директор департамента доверительного управления Внешэкономбанка Александр Попов: «Чем более диверсифицированы ваши вложения, тем меньше риск все потерять и больше шанс увеличить накопления»

15 апреля 2014 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Информационно-аналитический портал 
«Лаборатория Пенсионной Реформы»

 

Итоги 2013 года и планы на 2014 год озвучил в интервью «Лаборатории Пенсионной Реформы» директор департамента доверительного управления Внешэкономбанка (государственной управляющей компании, которая управляет накоплениями «молчунов») Александр Попов. Он рассказал читателям портала о том, чем стала новая пенсионная реформа для рынка инвестиций России и для простых граждан, и дал совет – как не остаться на пенсии полностью в руках государства.

В России в конце прошлого года принято новое пенсионное законодательство, запущен механизм третьей по счету пенсионной реформы. Как вы оцениваете это событие?

Прежде всего, на мой взгляд, произошедшее в 2013 году все-таки нельзя назвать пенсионной реформой. Я бы назвал то, что случилось, контрреформой, уходом от изменений, которые были сделаны в 2002 году. Сначала сократили возраст граждан, которые имеют право на накопительную пенсию, а сейчас идет процесс уничтожения накопительной части пенсии.

Вы полагаете, накопительную пенсию в России вообще отменят?

Трудно сказать, но опасность такого поворота событий, по моему мнению, очень велика. С учетом текущей экономической ситуации в условиях роста бюджетных расходов велик соблазн «заморозить» накопительную пенсию и в следующем году. Кстати, мне не очень понятна цифра, которая фигурирует в прессе, – 240 млрд. руб. Накопительные взносы в целом даже за 2013 год составили больше 400 млрд. руб. Ничто не указывает на то, что в 2014 году они были бы меньше, тем более что зарплаты в 2014 году вырастут, и, следовательно, вырастут отчисления в накопительную часть.

В 2002 году, когда в нашей стране приступили к проведению пенсионной реформы, ее авторы обосновывали необходимость введения накопительной части следующим образом. По расчетам того времени предполагалось, что уже в середине 20-х годов XXI века в России соотношение пенсионеров и работающих будет один к одному, и накопительная часть в значительной степени должна была снять нагрузку на государство. Каким образом? Накопительная компонента должна была увеличиваться, распределительная компонента – сокращаться, а вместе с ней, как предполагалось, уменьшалась бы роль государства как распределителя пенсионных средств и его ответственность перед гражданами.

Но теперь представители Минтруда говорят, что, по их расчетам, соотношения «один к одному» мы достигнем только в 40-х годах, а то и в 50-х годах, и поэтому еще долго сможем существовать за счет распределительной части. Я не ставлю под сомнение эти расчеты. Но, все же, доля странности в этом есть. Демографическая ситуация, конечно, улучшилась... но не на столько же! Так что, думаю, это все же попытка поправить бюджет за счет пенсионных накоплений.

Но ведь это краткосрочная помощь!

Да, и Минфин об этом говорит. Ситуация нисколько не изменилась и не изменится. «Триллионные» трансферты из бюджета в ПФР как были, так и есть, так они и будут.

Каковы, на ваш взгляд, последствия реформы 2013 года (давайте для краткости так будем называть происходящее на пенсионном рынке)?

Момент был выбран очень удачно. Еще не так много людей озаботилось вопросом формирования своей будущей пенсии. Большинство как рассчитывало на государство, так и рассчитывает, не понимая, что размер будущей пенсии зависит, в первую очередь, от них самих. Очевидно, что когда обязательные отчисления в накопительную часть занимают меньше трети от всех отчислений в ПФР, они вряд ли сформируют хорошую пенсию. Но запущенная в 2002 году накопительная система была своего рода демонстрационной моделью. Люди начали принудительно откладывать на пенсию. И поначалу, когда остатки на счетах были небольшими, большинству было все равно: приходили «письма счастья» с информацией, что на счете всего 500 рублей... А когда в этих письмах появилась информация об остатках в размере 20 или даже 50 тысяч рублей, то тут интерес заметно повысился.

А ведь в наших условиях тотальной финансовой безграмотности населения эти обязательные накопления должны были играть очень важную образовательную роль. Люди видели, что система работает, накопления никуда не исчезают и даже прирастают. И именно это в последствии и начало вызывать интерес уже к добровольным пенсионным накоплениям. И если бы мы в этой системе поработали бы еще пять-шесть лет, это стало бы огромным стимулом для роста добровольных накоплений и базой для страхования жизни. Сейчас же этот фактор убрали.

Я считаю, что для будущих пенсионеров, которые не сделали никакого выбора, реформа 2013 года – крайне негативное событие, которое фактически оставляет их полностью в руках государства. А государство – правительство – принимает решения в первую очередь исходя из состояния государственных финансов, а не личных финансов будущих пенсионеров.

Какими могут быть последствия для рынка инвестиций?

На самом деле, для рынка инвестиций последствия будут гораздо более тяжелыми.

Пенсионные накопления всегда были, есть и будут единственным источником долгосрочных инвестиций, особенно в России. Возможно, к нему через несколько лет прибавилось бы страхование жизни, но сейчас – только пенсионные накопления. В результате реформы рынок долгосрочных инвестиций в России практически умрет.

На ВЭБ как на долгосрочном инвесторе можно ставить крест. С 2014 года мы на этом рынке фактически отсутствуем. Что касается НПФ и частных УК, то здесь еще надо наблюдать за ситуацией. Смогут ли они стать источником долгосрочных инвестиций? Пока что экономических условий для этого я не вижу. Известно, что чем больше срок обращения облигации, ее дюрация, тем сильнее влияние изменения доходности на цену облигации. То есть при росте рыночной доходности на 1% цена десятилетней облигации упадет гораздо больше, чем цена трехлетней облигации. Таким образом, чем больше дюрация облигаций, тем выше риск получения отрицательной переоценки. Если ранее НПФы обязаны были ежегодно компенсировать всем клиентам убытки от инвестирования за счет ИОУД (имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности НПФ), то сейчас, с вступлением в силу системы гарантирования накопительных взносов, НПФ по-прежнему должен обеспечить компенсацию клиентам сначала за счет своих ресурсов, и только потом прибегнуть к помощи гарантийного фонда. Правда теперь это касается не всех клиентов, а только тех, кто решил перейти в другой фонд или тех, кому уже назначаются выплаты накопительной части. При этом по итогам компании 2013 года видно, что риски значительного оттока клиентов весьма высоки, соответственно высоки и риски долгосрочного инвестирования.

Конечно, и портфели ГУК «открыты всем ветрам» в плане влияния рыночной переоценки. Но у нас есть непереоцениваемые инструменты, те же ГСО (государственные сберегательные облигации), которые по условиям эмиссии не имеют вторичного обращения на рынке. Такие инструменты в некоторой степени нивелируют влияние рынка, безусловно, не дают расти доходности, но и не дают ей «проваливаться». Расширенный портфель очень большой и в достаточной степени диверсифицирован, поэтому мы могли позволить себе долгосрочные вложения.

В чем основной риск 2014 года для ВЭБ?

Как я уже сказал, на нас как на долгосрочном инвесторе можно ставить крест. Притока пенсионных накоплений уже не будет. Конечно, какая-то часть населения выберет наши портфели. Но это уже не те цифры. Ежегодно мы получали почти 300 млрд. руб., теперь не будем получать практически ничего. Наоборот, объем средств пенсионных накоплений, который по итогам 2013 года у нас «уйдет» в НПФ и частные УК, составит как минимум 200 млрд. руб. То есть, с 2014 года притока накоплений не будет, а отток будет значительный. Так пойдет и дальше. А ведь именно за счет новых средств мы и могли делать долгосрочные инвестиции.

Таким образом, основной риск, с которым мы будем бороться в этом году, – это риск ликвидности. Мы уже сейчас заняты сокращением дюрации портфелей, уходим в краткосрочное инвестирование и создаем значительную подушку ликвидности.

Как могут измениться инвестпортфели ВЭБ к концу текущего года? И реально ли изменение инвестиционных деклараций?

Расширенный портфель уже в значительной мере диверсифицирован и в высокой степени стрессоустойчив. Менять что-либо пока нет необходимости. По этому портфелю с точки зрения ликвидности значимую угрозу представляет лишь наличие ограничений по минимальной доле государственных ценных бумаг. Пока мы с этим ограничением справляемся. Регуляторы – Минфин, Банк России - в курсе этой проблемы, с их помощью ее и удается решать, а дальше – поживем-увидим.

ВЭБ что-то делает для привлечения «молчунов» на свою сторону – чтобы они выбрали ВЭБ в качестве УК?

ВЭБ очень жестко ограничен законодательно утвержденными стандартами раскрытия информации в своей возможности, скажем так, себя «подавать», я даже не говорю – рекламировать. Тем более что с НПФ и частными УК мы никогда и не конкурировали. У нас разные цели, соответственно разные инвестдекларации, разные возможности. Если у негосударственных УК или фондов цель – это доходность, то у нас – сохранность пенсионных накоплений. И мы в данном случае с ними не конкурируем. Более того, мы, что называется, не знаем своего клиента, не работаем с ним – в отличие от НПФ с их сетью агентов, рекламой и пр. Мы – хоть и самая крупная, но просто одна из управляющих компаний государственного пенсионного фонда.

Как вы оцениваете доходность инвестирования ВЭБ и среднюю по рынку за последние три года? Она была в основном выше (или, как в прошлом году, на уровне) инфляции. Отмечают, что это были хорошие для российской экономики годы. Можно ли было добиться еще более хороших результатов?

Лично я больше доволен 2013 годом, чем 2012-м, хотя в 2012 году у нас доходность была на уровне 9%, а инфляция составила 6,2%. Казалось бы, мы показали результаты гораздо выше инфляции, но здесь надо понимать причины такого результата: заработать на росте рынка – дело нехитрое. Сложнее показать достойный результат на «падающем» рынке (а в 2013 году он таким и был, рост цен облигаций прекратился в середине 1 квартала 2013 года). То, что мы в этих условиях смогли показать доходность выше инфляции, радует нас больше всего.

В 2013 году две трети частных УК показали доходность выше, чем ВЭБ.

И молодцы! Но не будем забывать, что у нас разные инвестиционные цели – ВЭБ за сохранность накоплений, УК и НПФ – за доходность! Но даже с учетом этого мы продемонстрировали достойный результат.

Я убежден, что в 2013 году мы смогли показать достойный результат в первую очередь за счет инвестирования средств в долгосрочные бумаги так называемых инфраструктурных компаний (РЖД, ФСК, Газпром), и очень жаль, что теперь мы теряем эту возможность. Ведь это эмитенты с международным кредитным рейтингом, равным рейтингу России, доходность облигаций гарантированно превышает инфляцию, поэтому такие облигации очень хорошо подходят именно для долгосрочного вложения пенсионных накоплений. В 2013 году мы инвестировали в такие ценные бумаги около 280 млрд. руб., и если бы ничего не менялось, мы могли бы за пять лет увеличить вложения в них до одного триллиона рублей.

Кстати, когда речь идет о некоем бенчмарке для рынка инвестиций пенсионных накоплений, то наш расширенный портфель вполне можно рассматривать как бенчмарк. Как правило, профессиональные управляющие показывают доходность выше, чем мы, так как у них инвестдекларации более гибкие, чем наши.

Можете ли вы спрогнозировать среднюю доходность пенсионных накоплений на текущий год?

Мы не можем давать прогнозы по таким показателям – здесь ВЭБ ограничен условиями раскрытия информации. Но я не уверен, что сейчас мы найдем на рынке эксперта, который бы дал такой прогноз. Это практически нереально.

Что касается первого квартала – боюсь, что при такой рыночной ситуации, сильнейшем падении рынка в марте, хороших цифр мы не увидим ни у кого. При этом показатель инфляции начал расти, так что по итогам 1-го квартала показатели нашей доходности будут сильно ниже инфляции. Однако это объективные, внешние обстоятельства, на которые мы оказать влияние не в состоянии.

Доходность, которую регулярно озвучивает ВЭБ и другие УК, среди ряда экспертов не считается «чистой» доходностью – ведь на счета клиентов НПФ в результате перечисляется доход в процентном соотношении ниже, чем то, что озвучивают управляющие компании по итогам отчетного периода. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

Есть доходность инвестирования средств, которая является относительным, усредненным показателем, считается в процентах годовых и отражает эффективность УК. А есть расчетный коэффициент прироста, который служит для определения суммы в рублях (т.е. абсолютного значения), зачисляемой на лицевой счет застрахованного гражданина по итогам года. Но страховые взносы поступают в ПФР и передаются им в управление в течение всего года. Чем ближе к концу года сумма взноса поступила в УК, тем меньше времени она инвестируется и приносит доход. То есть, если основная сумма взносов за конкретного гражданина поступила в УК в четвертом квартале года, то у УК очень мало возможностей по времени управлять ими. И тогда коэффициент прироста, который в результате видит клиент, может быть очень маленьким. А на среднегодовой доходности УК это почти никак не сказывается. Поэтому доходность и коэффициент, по которому разносятся средства по счетам клиентов, – это совершенно разные вещи, и по доходности невозможно оценить свой конкретный доход.

Но люди-то так и делают!

Так надо это объяснять нашим согражданам! Кроме того, чем больше остаток на счете и, соответственно, чем меньше относительно остатка новые ежегодные поступления (например, остаток 100 тыс. руб., а поступления – 10 тыс. руб.), тем больше будут коррелировать цифры коэффициента прироста и доходности УК.

С 2012 года ВЭБ формирует «выплатные» портфели для инвестирования тех средств, который ПФР передает в управление за лиц, вышедших на пенсию. С каждым годом эти средства будут значительно возрастать. Как бы вы охарактеризовали инвестстратегию ГУК в отношении этих средств? Какие особенности и проблемы вы видите в отношении связанных с ними инвестпроцессов? Удовлетворены ли вы уже имеющимися результатами?

Выплатными портфелями мы управляем уже полтора года. У нас сформировалось четкое понимание ликвидности этих портфелей. По объемам портфели небольшие, на рынок они такого влияния не оказывают, как «триллионные» портфели пенсионных накоплений, управлять ими гораздо легче и проще. Один портфель срочных выплат – 160 млн. руб., объем второго – 1,7 млрд. руб. Для обеспечения реальной сохранности средств портфелей выплатного резерва необходимо активное управление.

Однако пока инвестдекларации этих портфелей практически полностью совпадают с декларацией расширенного портфеля, в том числе имеется и ограничение минимальной доли гособлигаций, и, по нашему мнению, слишком жесткое ограничение доли корпоративных бумаг. При этом совокупно оба выплатных портфеля составляют лишь 0,1% от объема расширенного портфеля!

Поэтому ВЭБ выступил с инициативой по изменению инвестиционных деклараций выплатных портфелей с тем, чтобы полностью отменить минимальную долю государственных бумаг и увеличить долю корпоративных облигаций. В частности, в этом году мы направили соответствующие предложения в Министерство финансов РФ, сопроводили их расчетами. Вопрос рассматривается. Мы надеемся к середине года получить одобрение регуляторов.

Имеющимися результатами управления выплатными портфелями мы, безусловно, пока недовольны. Но понимаем, что они в значительной степени объективны. Когда мы только начинали работу с ними, никто не мог прогнозировать ликвидность, и мы вынуждены были держать ее на уровне мгновенной. Доходность в связи с этим была довольно низкая. И, по сути, мы начали с достаточной отдачей работать с этими портфелями только во втором полугодии 2013 года, но до инфляции все-таки не дотянули. Доходность по портфелю выплатного резерва – 5,52%, по портфелю срочных пенсионных выплат – 5,51%.

Как вы относитесь к идее ЦБ сделать разные портфели для граждан разного возраста?

Идеологически это правильное направление, но решение о том, какой портфель выбрать, каждый человек должен принимать самостоятельно. Не требуется феноменальной грамотности и рыночной интуиции, чтобы понять простую арифметику: когда ты молод, у тебя много лет работы впереди, а накопления пока не слишком значительны, лучше выбирать более рисковую стратегию инвестирования; а вот если ты уже близишься к пенсионному возрасту, то лучше не рисковать.

Но решать здесь за конкретного человека абсолютно невозможно. Если он с молодых лет решает, что его устраивают госбумаги, зачем его принудительно заставлять рисковать? Или, например, если человек, которому до выхода на пенсию осталось несколько лет, потерял из-за кризиса часть своих накоплений, – почему он должен быть лишен возможности «отыграть» потерянное?

Думаю, оптимальное решение – это если бы каждый фонд, в том числе и ПФР, в обязательном порядке предлагал клиентам три-четыре инвестиционные стратегии, от максимально консервативной до агрессивной. При этом каждую стратегию реализовывали бы одна-две управляющие компании. А гражданин сам мог выбрать стратегию инвестирования своих накоплений, а не просто НПФ или управляющую компанию ПФР.

Среди читателей «Лаборатории Пенсионной Реформы» много будущих пенсионеров. Что бы вы посоветовали им как специалист рынка инвестиций – какие шаги стоит предпринимать для того, чтобы получать пенсию побольше?

Трудно предложить универсальную стратегию: в значительной степени она зависит от уровня доходов будущего пенсионера. Именно поэтому для нашей страны с невысокими пока что доходами демонстрационная версия в виде обязательных накоплений была крайне важна.

Единственное, что я точно посоветую – обязательную накопительную часть надо оставлять. Можно сравнивать две системы, доказывать состоятельность или, наоборот, несостоятельность одной или другой... но это все будет в сослагательном наклонении. Есть один принцип – диверсификация. Чем более диверсифицированы ваши вложения, тем меньше риск все потерять. И больше шанс увеличить накопления.

Назад

Раскрытие информации о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам 1 квартала 2014 года

14 апреля 2014 года
#ВЭБ.РФ
Назад

О платежах по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте

4 апреля 2014 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в соответствии с условиями выпуска еврооблигаций, по поручению Министерства финансов Российской Федерации перевела в Citibank N.A., London Office, средства на общую сумму 161 млн. 875 тыс. долларов США.

Данные средства переведены в рамках погашения государственного внешнего долга Российской Федерации в счет оплаты процентов по облигационным займам, выпущенным в 2012 году, в том числе:

  • на сумму 2 млрд. долларов США со сроком погашения в 2017 году;
  • на сумму 2 млрд. долларов США со сроком погашения в 2022 году;
  • на сумму 3 млрд. долларов США со сроком погашения в 2042 году.

Платежи осуществлены в одной валюте.

Назад

Во Внешэкономбанке состоялась Российско-Шведская конференция по транспортной инфраструктуре и организации дорожного движения

3 апреля 2014 года
#ВЭБ.РФ
Назад

В рамках деятельности Российско-Шведского делового совета Внешэкономбанк совместно со Шведским советом по торговле и инвестициям провел двустороннюю конференцию по транспортной инфраструктуре и организации дорожного движения.

В работе конференции приняли участие представители ведущих российских и шведских компаний отрасли, органов государственной и муниципальной власти, научных кругов, посольства Швеции в Российской Федерации, торгового представительства Российской Федерации в Швеции, а также представители профильных подразделений Внешэкономбанка.

В числе российских участников – представители Министерства транспорта Российской Федерации, Московской административной дорожной инспекции, Федерального агентства «Росавтодор», ГК «Автодор», МОО «Координационный совет по организации дорожного движения», ФГУП «РОСДОРНИИ» и др.

В рамках конференции были представлены новейшие шведские технологии, используемые при создании объектов транспортной инфраструктуры, энергоэффективные подходы к дорожному строительству, инновационные системы организации дорожной безопасности.

В своем приветственном слове к участникам конференции Директор Департамента финансирования экспорта Внешэкономбанка Даниил Алгульян отметил важность изучения мировых технологий и практик с целью создания в России комплексной транспортной инфраструктуры на основе международных стандартов.

В ходе конференции участники обсудили практические вопросы, связанные с формированием современной транспортной системы, и выразили заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве с целью возможной реализации совместных российско-шведских проектов.

Российско-Шведский деловой совет негосударственная общественная организация. Деятельность Совета осуществляется на общественных началах, объединяя российские и шведские компании и организации вне зависимости от формы собственности. Внешэкономбанк и концерн Ericsson соответственно координируют работу российской и шведской частей Совета и осуществляют руководство его исполнительными органами.

Шведский совет по торговле и инвестициям (Business Sweden) образован 1 января 2013 года после слияния Шведского экспортного совета и Агентства по привлечению инвестиций. Деятельность Совета заключается в продвижении интересов шведских экспортеров и привлечении зарубежных инвестиций в Швецию. Особое внимание отводится поддержке малых и средних предприятий на внешних рынках. Совет осуществляет консультирование шведских экспортеров, организует мероприятия с целью создания совместных проектов.

 

Пресс-служба Внешэкономбанка
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru

Назад

Председатель Внешэкономбанка встретился с Губернатором Владимирской области

2 апреля 2014 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Во Внешэкономбанке состоялась рабочая встреча Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева с Губернатором Владимирской области Светланой Орловой. В ходе встречи обсуждались перспективные направления сотрудничества региона с Группой Внешэкономбанка, в том числе приоритетные для области инвестиционные проекты.

Стороны подтвердили готовность осуществлять взаимодействие в рамках реализации мероприятий, направленных на комплексное развитие территории Владимирской области, укрепление ее социально-экономического и промышленного потенциала.

В настоящее время органами управления Внешэкономбанка одобрено участие в 2 инвестиционных проектах Владимирской области общей стоимостью 7,21 млрд. рублей с объемом участия Внешэкономбанка 5,50 млрд. рублей. В результате реализации указанных инвестиционных проектов предполагается создание более 570 новых рабочих мест, бюджетный эффект составит 3118 млн. рублей.

 

Пресс-служба Внешэкономбанка
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.