«Пора раздвигать рамки»

19 августа 2013 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Александр Ивантер

Инфраструктура априори не особенно привлекательна для коммерческих банков, проекты ее развития более рискованны и рассчитаны на длительный срок. Поэтому ВЭБ ожидает смягчения нормативных ограничений на привлечение ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов.

Внешэкономбанк задает ориентиры доходности первому эшелону рынка рублевых облигационных займов и входит в десятку крупнейших российских эмитентов еврооблигаций. Почему рыночные займы так важны для ВЭБа, не слишком ли рискованно расширение присутствия нерезидентов на рынке госбумаг и в капитале госбанков и насколько удобен интерфейс системы поддержки российского экспорта — обо всем этом мы беседуем с заместителем председателя Внешэкономбанка Александром Ивановым.

В конце июля Внешэкономбанк разместил дебютный выпуск биржевых рублевых облигаций. Как прошло размещение? Почему вы выбрали именно этот инструмент?

Размещение прошло успешно. При открытии книги заявок мы планировали занять на три года 10 миллиардов рублей, однако спрос превысил 50 миллиардов, и мы решили удвоить объем размещения. Стоимость привлечения тоже оказалась весьма неплохой. Сейчас выпуск торгуется с доходностью около 7,7 процента годовых, с премией примерно 160 базовых пунктов к бумагам Минфина аналогичной срочности, и это очень неплохой показатель — один из лучших для корпоративных облигаций эмитентов первого эшелона.

Специфика этих биржевых облигаций связана с их более высокой ликвидностью, что определяется целым рядом ковенант (условий, при которых держателями бумаг могут быть начаты переговоры с эмитентом о досрочном погашении. — «Эксперт»), привлекательных для инвесторов и обеспечивающих бо́льшую их защиту. Кроме того, мы предусмотрели для них ряд дополнительных обязательств по раскрытию информации.

Нерезиденты проявили интерес к выпуску?

— Совокупный спрос зарубежных инвесторов составил около 7 миллиардов рублей. Это неплохой результат, так как ранее иностранцы входили в наши рублевые бумаги в гомеопатических объемах — как правило, через свои дочерние российские банки, просто в рамках казначейских операций. Планируется, что в нынешнем году нерезиденты получат возможность покупать бумаги российских эмитентов через централизованные торгово-расчетные системы Clearstream и Euroclear аналогично госбумагам. В результате ликвидность рынка облигаций, во всяком случае бумаг первого эшелона, заметно выросла уже на ожиданиях притока новых инвесторов. И мы в ходе нашего последнего размещения это почувствовали.

Меня недавно поразила информация Центрального банка: к середине года доля нерезидентов в размещенных рублевых облигациях Минфина достигла 30 процентов.

— Не ожидали?

Примерно такая же доля была у иностранцев в ГКО в 1997 году, накануне азиатского кризиса, и стремительный сброс бумаг нерезидентами стал одним из спусковых крючков, приведших к дефолту по госбумагам в августе 1998-го. Не наступаем ли мы сейчас на те же грабли? Не слишком ли либерализуем доступ на наш рынок?

— На самом деле оснований для паники нет. Во-первых, масштабы рынков не сопоставимы. Объем ГКО в обращении достигал на пике рынка 40 процентов ВВП, сейчас совокупный портфель ОФЗ составляет 3,3 триллиона рублей, это порядка 5 процентов ВВП. Во-вторых, состояние федерального бюджета и государственных финансов в целом сегодня кардинально лучше, чем в 1997-м и особенно в 1998 году.

А 44 процента голосующих акций Сбербанка в руках нерезидентов вас тоже не смущают?

— Нет, абсолютно. Ведь контрольный пакет Сбербанка по-прежнему находится в руках Центрального банка. И ключевые решения принимаются с учетом мнения основного акционера.

Якорными зарубежными инвесторами, скорее, может похвастать ВТБ. Кстати, у него совокупная доля нерезидентов в капитале тоже очень приличная, более 30 процентов.

И в Сбербанке, и в ВТБ в качестве акционеров присутствуют долгосрочные иностранные инвесторы. Ну и потом, знаете, рынок есть рынок. Сейчас капитал границ не имеет, переливается туда и сюда. Другое дело, что я убежден: контроль в системообразующих банках должен пока оставаться за государством. А вхождение иностранных инвесторов в капитал наших компаний и банков сопряжено не только с рисками. Они, как правило, приносят с собой лучшие практики корпоративного управления, дисциплинируют менеджмент.

Любопытно, что формат взятия на себя иностранцами российского риска меняется. Кризис привел к существенному снижению и общего количества, и долей банков, контролируемых иностранцами, на нашем рынке. В то же время присутствие нерезидентов в капитале крупнейших госбанков и в совокупном портфеле госбумаг существенно выросло. Вместо того чтобы «наслаждаться» несовершенствами российского рынка и бизнес-климата, можно несколькими щелчками мыши через Clearstream прикупить себе немного ОФЗ, Сбербанка и ВЭБа, не выходя из люксембургского или лондонского офиса, и прекрасно жить.

— Есть такая тенденция. Впрочем, ряд стран Центральной и Восточной Европы, где все командные высоты в банковских системах были в руках иностранцев еще с 1990-х, пострадал в кризис гораздо сильнее. Они испытали колоссальный отток капитала через банки на их материнские рынки, кредитование, особенно долгосрочное, просто схлопнулось. Поэтому структуру нашей банковской системы я бы оценил как сбалансированную. Да, открыт доступ иностранцев в формате дочерних банков, нет ограничений по движению их капитала, но в то же время госсектор играет доминирующую роль.

Вернемся к ВЭБу. Какова программа рыночных заимствований банка в текущем году?

— В 2013 году целевой объем привлечения ресурсов оставлен на уровне прошлого года и составляет порядка 7–8 миллиардов долларов. Из этой суммы примерно половина — публичный долг: еврооблигации и локальные облигации, а другая половина — непубличные инструменты, такие как синдицированные кредиты, двусторонние кредиты, торговое и связанное финансирование. Стоимость привлекаемых ресурсов играет для нас как для банка развития приоритетную роль, поэтому выбор инструментов привлечения финансирования и их объем во многом зависят от конъюнктуры рынка.

С начала 2013 года мы уже привлекли финансирование по этим направлениям в объеме около 3 миллиардов долларов. Недавно на Московской бирже мы зарегистрировали два выпуска внутренних облигаций, номинированных в евро. Это дебютный проект на российском рынке. Мы увидели достаточно сильный спрос со стороны внутренних инвесторов на такие инструменты. Сейчас совместно с Московской биржей активно работаем над реализацией этого проекта, проводим консультации с участниками рынка. Надеемся провести размещение до конца года.

Каковы долгосрочные целевые показатели облигационного фондирования ВЭБа?

Мы планируем довести долю рыночных облигационных заимствований до одной трети от общего объема привлеченных ресурсов. Цель эта будет достигаться в долгосрочной перспективе. По итогам прошлого года фактический показатель был вдвое меньше.

К сожалению, в отличие от многих зарубежных институтов развития Внешэкономбанк поставлен в своей работе в довольно сложные рамки. Мы не располагаем, согласно закону «О Банке развития», гарантиями государства по нашим обязательствам. К тому же ВЭБ лишен регулярного фондирования из бюджета на общекорпоративные цели — есть только целевые депозиты ЦБ, Министерства финансов и Фонда национального благосостояния, привязанные к ряду конкретных проектов. Запрещено ВЭБу привлекать депозиты от населения и компаний — за исключением тех случаев, когда это делается в рамках инвестпроектов. Поэтому в части привлечения средств ВЭБ вынужден работать в рынке и конкурировать за ресурсы как с другими институтами развития, так и, к сожалению, с российскими банками и корпорациями.

И с Минфином до какой-то степени?

— Мы ответственный заемщик и поэтому координируем с министерством свою деятельность на рынке публичного долга.

Как это происходит?

— Это регулярные рабочие консультации по телефону. Формального вмешательства правительства в операционную деятельность ВЭБа нет.

На июльской конференции, организованной недавно ВЭБом в Москве, глава бразильского банка развития BNDES Лусиано Кутинью заявил, что в нынешней непростой глобальной макроэкономической ситуации именно облигации банков развития с госгарантиями становятся важнейшим инструментом долгосрочного финансирования.

— Отрадно, что люди из разных стран мира думают одинаково и говорят одинаковые вещи, понимая, что в период кризиса инвестиции в инфраструктуру и обеспечение их долгосрочного финансирования — очень важная тема. Это занятость, это налоги. Это качество жизни населения. Это забота о будущих поколениях.

Отсутствие суверенной гарантии по займам — это действительно серьезное ограничение? Если представить себе, что оно снято, что изменилось бы для вас?

— Все элементарно: мы могли бы серьезно увеличить объемы и снизить стоимость заимствований. Хоть мы и квазисуверенный заемщик, но без формальной гарантии государства мы размещаемся заметно дороже, чем Минфин РФ. Те зарубежные банки развития, которые имеют гарантии своих государств, избавлены от таких премий.

Как, на ваш взгляд, повлияет на рынок международных облигационных заимствований ожидаемое сворачивание программы монетарного стимулирования (QE-3) в США?

— Такие ожидания уже оказывают давление на котировки американских казначейских облигаций (UST). Десятилетние казначейки c мая этого года по настоящее время выросли в доходности более чем на 40 процентов — с 1,8 до 2,6 процента годовых. Рост доходности американских госбумаг отражается на увеличении доходности долларовых еврооблигаций других участников международных долговых рынков.

Фактическое сворачивание программы QE-3 может вызвать краткосрочный негативный эффект на рынках капитала и распродажи в секторе рисковых активов, в том числе российских долговых бумаг, прежде всего эмитентов второго и третьего эшелонов. Непосредственных значительных угроз для стоимости заимствований Внешэкономбанка мы пока не видим.

Кроме того, необходимо отметить, что причиной обсуждения сроков сворачивания стимулирующей программы стало постепенное восстановление экономики США, в том числе рынков труда и недвижимости. Впоследствии позитивные макроэкономические данные из США могут оказать поддержку рынкам капитала. Тем более что базовые ставки ФРС США останутся на прежних исторических минимумах (0,0–0,25 процента годовых) до тех пор, пока уровень безработицы в стране не опустится до 6,5 процента (при текущих 7,6 процента), что будет ограничивать дальнейший рост доходности долговых инструментов.

Несмотря на этот позитив, все же есть вероятность, что российские банки используют ужесточение денежной политики в США как повод для повышения кредитных ставок для корпоративных заемщиков?

— Такой сценарий исключать нельзя. В определенной степени это будет естественной селекцией, как бы жестко это ни звучало. В условиях более ограниченного доступа к финансовым ресурсам будут выживать те проекты и заемщики, которые более конкурентоспособны и не слишком закредитованы. На первое место снова выйдет финансовая дисциплина, качество баланса, качество корпоративного управления.

Но хочу подчеркнуть, что к инфраструктурным проектам подходить со стандартными рыночными требованиями нельзя. Инфраструктура априори менее привлекательна для коммерческих банков, проекты ее развития более рискованны и рассчитаны на длительный срок. Поэтому у нас есть надежда, что государства и регуляторы в условиях ужесточения доступа к ликвидности пойдут на то, чтобы активизировать деятельность национальных институтов развития. Что касается ВЭБа, то мы рассчитываем на смягчение наших нормативных ресурсных ограничений.

Позвольте один вопрос в жанре фэнтези. Вот вы размещаете облигации, нормальный квазисуверенный инструмент, пусть даже и без формальных госгарантий. Почему бы не размещать в эти инструменты средства «молчунов», которыми управляет ВЭБ как государственная управляющая компания? Мне кажется, это не менее надежный инструмент, чем, скажем, инфраструктурные облигации РЖД, в которые ВЭБ недавно начал вкладывать пенсионные накопления.

— Принципиально не вижу здесь никаких проблем. Я этот вопрос давно задавал коллегам. Было бы логично, чтобы ВЭБ, будучи основным банком, который финансирует инфраструктуру в России, мог привлекать для этих целей на условиях возвратности и платности пенсионные накопления. Но вопрос лежит в юридической плоскости. Мы будем иметь дело с классическим конфликтом интересов — совмещения в одной структуре функций эмитента и инвестора.

Тем не менее расширение инвестиционной декларации банка как государственной управляющей компании происходит. Мы теперь можем инвестировать не только в госбумаги, ослабляются ограничения на инвестиции в корпоративные облигации.

Кроме того, президент Путин заявил об использовании до половины средств Фонда национального благосостояния (на начало августа размер средств в нем составлял 86,9 миллиарда долларов) на финансирование инфраструктурных проектов внутри страны. ВЭБ совместно с нашим дочерним Российским фондом прямых инвестиций во взаимодействии с Минэкономразвития сейчас разрабатывает механизм, который позволил бы с минимальными рисками использовать средства ФНБ для этих проектов.

В прошлом году приступило к работе Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), входящее в группу Внешэкономбанка. Каковы результаты его работы на сегодня?

— Агентство создано в 2011 году. С момента создания были выбраны два направления работы ЭКСАР — создание специальной нормативной базы по страхованию экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков и практическая работа в интересах отечественных экспортеров.

В конце декабря 2012 года при поддержке Внешэкономбанка была оформлена государственная гарантия России по обязательствам ЭКСАР сроком на двадцать лет. Фактически тогда ЭКСАР и стало полноценным государственным экспортным кредитным агентством России.

На сегодня страховая поддержка предоставлена более чем по 30 экспортным проектам и контрактам общей стоимостью свыше 16 миллиардов рублей, еще примерно по 20 проектам на сумму около 70 миллиардов рублей ведется детальная подготовительная работа.

Вот наиболее яркие примеры. В текущем году ЭКСАР поддержало сделку по поставкам секций конденсаторов паровых турбин на Украину. Кроме того, агентство покрывало риски по экспортному кредиту на поставку продукции компании «Ростсельмаш» в Казахстан. Отмечу также проект страхования поставки оборудования и запасных частей, произведенных концерном «Русэлпром» и предназначенных для модернизации кубинских теплоэлектростанций.

Можно ли говорить о синергии ЭКСАР, Росэксимбанка и самого Внешэкономбанка в деле поддержки российского несырьевого экспорта? Все ли необходимые институты поддержки экспорта в России созданы?

— На мой взгляд, сейчас все компоненты этой системы созданы. Есть Внешэкономбанк, который предоставляет экспортные кредиты и гарантии. Недавно мы создали специальный департамент финансирования экспорта, который целиком и полностью этой функцией занимается. Есть ЭКСАР, страховое агентство, которое предоставляет полисы по экспортным кредитам. Причем я подчеркну сразу, кредитам не только ВЭБа, но и всех банков, российских и иностранных, которые готовы российский экспорт финансировать. Есть Росэксимбанк, который предоставляет государственные экспортные гарантии как банк-агент Министерства финансов. Есть «ВЭБ-лизинг», ведущая лизинговая компания в России, принадлежащая Внешэкономбанку, которая участвует в ряде крупных международных лизинговых сделок.

Но есть одна проблема, к решению которой мы сейчас приступили. Речь идет о раздробленности институтов поддержки экспорта, отсутствии внятного интерфейса для отечественных компаний-экспортеров. Мы решили сделать интерфейс в формате «одного окна». Чтобы любой экспортер, независимо от того, какого он размера и что он экспортирует, мог обратиться во Внешэкономбанк в специально созданный департамент. Дальше заявка будет направлена по назначению в зависимости от его потребностей и специфики деятельности, и экспортер сможет получить доступ к полному набору продуктов господдержки экспорта, которыми мы сейчас располагаем.

Назад

Во Внешэкономбанке состоялось первое совместное заседание российско-шведского делового совета

16 августа 2013 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Во Внешэкономбанке состоялось первое совместное заседание Российско-Шведского делового совета c участием сопредседателей Совета - Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева и президента, генерального директора компании «Эрикссон» Ханса Вестберга.

В качестве почетных гостей в мероприятии приняли участие Министр промышленности и торговли Российской Федерации – Председатель Российской части Российско-Шведского Наблюдательного комитета по торговле и экономическому сотрудничеству Денис Мантуров, посол Швеции в Российской Федерации Вероника Бард Брингеус, представители российских и шведских министерств и ведомств. Заседание Совета посетил находящийся в России с частным визитом  Принц Шведский Даниэль.

В ходе мероприятия была отмечена обоюдная заинтересованность сторон в дальнейшем поступательном развитии российско-шведских отношений, продвижении многопланового практического сотрудничества двух стран и выстраивании конструктивного бизнес-диалога.

В рамках заседания был подписан Меморандум о сотрудничестве  между Российской частью и Шведской частью Российско-Шведского делового совета, фиксирующий основные принципы взаимодействия деловых кругов двух стран. Документ с российской стороны подписал  Владимир Дмитриев, с шведской  - Ханс Вестберг.

В Меморандуме закреплено намерение сторон оказывать всестороннее содействие российским и шведским организациям и компаниям в установлении и укреплении прямых деловых контактов,  а также стремление привлекать членов Совета к участию в совместных проектах, реализуемых на территории Российской Федерации и Швеции.

Стороны будут оказывать всестороннее содействие расширению и углублению взаимовыгодных торгово-экономических, научно-технических, гуманитарных связей между организациями и компаниями Российской Федерации и Швеции,  способствовать обоюдному росту инвестиций.

 Российско-Шведский деловой совет – негосударственная общественная организация. Деятельность Совета осуществляется на общественных началах, объединяя российские и шведские компании и организации вне зависимости от формы собственности. Внешэкономбанк и концерн «Ericsson» соответственно координируют работу российской и шведской частей Совета и осуществляют руководство его исполнительными органами.

Пресс-служба Внешэкономбанка
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru

Назад

Динамика основных финансовых показателей по итогам 2 квартала 2013 г. (по РСБУ)

14 августа 2013 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Активы* Внешэкономбанка на 01.07.2013 составили 2,82 трлн. рублей (на 01.01.2013 – 2,59 трлн. рублей, рост на 8,7%).

В структуре активов по итогам первого полугодия 2013 г. 42% (1 185,3 млрд. рублей) составляют кредиты, предоставленные некредитным организациям (39% или 1 002,2 млрд. рублей – на начало года).

Требования к банкам (без учета средств, размещенных на счетах НОСТРО) на 01.07.2013 составили 573,3 млрд. рублей, что на 3,7% выше значения на 01.01.2013 (552,8 млрд. рублей).

Объем портфеля ценных бумаг (без учета носящих инвестиционный характер вложений в акции и с учетом переоценки) по сравнению с началом года практически не изменился и на 01.07.2013 составил 520,0 млрд. рублей. В январе 2013 года были приобретены паи ЗПИФ «Российский фонд прямых инвестиций» на сумму 62,0 млрд. рублей за счет средств целевой субсидии. На 33,5 млрд. рублей снизился объем вложений в облигации и векселя (в результате продажи либо погашения части ранее приобретенных долговых обязательств). На 30,0 млрд. рублей уменьшилось сальдо переоценки ценных бумаг.  

Объем вложений инвестиционного характера в акции и доли в уставных капиталах организаций (с учетом переоценки) вырос c начала 2013 года на 19,4 млрд. рублей и на 01.07.2013 составил 313,8 млрд. рублей. В феврале 2013 года были приобретены акции ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» на сумму 2,0 млрд. рублей, в марте – ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» на 15,0 млрд. рублей (за счет средств целевой субсидии).

Объем привлеченных средств** за первое полугодие 2013 года вырос на 198,8 млрд. рублей или на 11,5% до величины 1 929,4 млрд. рублей. Наиболее существенное влияние - привлечение средств за счет размещения еврооблигаций (на общую сумму 1,5 млрд. евро).

Собственные средства (капитал) по итогам первого полугодия 2013 года составили 345,6 млрд. рублей, что выше значения на 01.01.2013 на 31,6 млрд. рублей (+10,1%). Увеличение капитала с начала года обусловлено, главным образом,  учетом в составе добавочного капитала средств целевых субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации на общую сумму 77,0 млрд. рублей. Указанное влияние было частично нивелировано уменьшением на 29,2 млрд. рублей сальдо переоценки ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, и ростом на 19,0 млрд. рублей объема уменьшающих капитал вложений в акции дочерних и зависимых компаний.

Достаточность капитала по состоянию на 01.07.2013 находится на уровне 10,9%.

По итогам первого полугодия прибыль Внешэкономбанка составила 9,9 млрд. рублей (за аналогичный период 2012 года прибыль – 1,8 млрд. рублей).

В отчетном периоде 2013 года объем процентных доходов вырос по сравнению с первым полугодием 2012 года на 7,0 млрд. рублей (+12,2%) до величины 64,5 млрд. рублей. На 9,1 млрд. рублей вырос объем процентных доходов по ссудам, предоставленным клиентам (некредитным организациям), что было вызвано значительным ростом объемов кредитования.

Процентные расходы по итогам первого полугодия 2013 года по сравнению с первым полугодием 2012 года выросли на 15,4% и составили 43,4 млрд. рублей. При этом процентные расходы по привлеченным средствам клиентов (некредитных организаций) выросли на 2,8 млрд. рублей (с 26,7 млрд. рублей до 29,5 млрд. рублей), что было связано с увеличением объемов привлеченных средств клиентов (в том числе депозитов, полученных за счет выпуска еврооблигаций). Выросли также процентные расходы по привлеченным средствам кредитных организаций (на 1,9 млрд. рублей до величины 10,1 млрд. рублей) и по выпущенным ценным бумагам (на 1,1 млрд. рублей до величины 3,8 млрд. рублей).

По совокупности указанных изменений чистые процентные доходы на конец отчетного периода составили 21,1 млрд. рублей, что на 6,2% выше значения по итогам первого полугодия 2012 года (19,9 млрд. рублей).

В первом полугодии 2013 года от операций с ценными бумагами (оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток, имеющимися в наличии для продажи и удерживаемыми до погашения) были отражены чистые доходы в размере 31,7 млрд. рублей, что значительно выше результата первого полугодия 2012 года (6,3 млрд. рублей). В основном рост связан с переоценкой финансовых инструментов и получением доходов от продажи ценных бумаг.

Чистые доходы от операций с иностранной валютой в отчетном периоде составили 0,6 млрд. рублей против 3,6 млрд. рублей по итогам первого полугодия 2012 года.

Чистые доходы от переоценки иностранной валюты в первом полугодии 2013 года составили 4,2 млрд. рублей против отрицательного результата в размере 1,0 млрд. рублей по итогам аналогичного периода 2012 года. Колебания финансового результата по данной статье связаны с динамикой курсов иностранных валют.

По итогам отчетного периода, как и по итогам первого полугодия 2012 года, сложилось отрицательное сальдо доходов и расходов на формирование резервов (-41,1 млрд. рублей и -21,3 млрд. рублей соответственно). Расходы на формирование резервов связаны  со значительным ростом кредитного портфеля и повышением рисков принятых к финансированию инвестиционных проектов, имеющих государственное значение.

Динамика показателей рентабельности*** определяется в основном динамикой прибыли, полученной за соответствующие периоды. В первом полугодии 2013 года рентабельность капитала составила 5,6%, рентабельность активов – 0,7% (по итогам первого полугодия 2012 года показатели рентабельности капитала и активов составили 1,0% и 0,2% соответственно).

 *Обращаем внимание, что ряд показателей рассчитан по внутренней методике Внешэкономбанка.

**Значения показателей привлечения средств приведены в соответствии с алгоритмом, используемым при раскрытии данных в Ежеквартальных отчетах эмитента.

***Показатели рентабельности активов/капитала определены как приведенное к процентам годовых соотношение балансовой прибыли, полученной за соответствующий период, и средней хронологической величины активов/капитала за этот период.

 

Назад

Внешэкономбанк вступил в Ассоциацию экспортно-импортных банков стран Северо-Восточной Азии

8 августа 2013 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Внешэкономбанк присоединился к Меморандуму о взаимопонимании Ассоциации экспортно-импортных банков стран Северо-Восточной Азии.

Ассоциация была создана в октябре 2012 года, входящими в проект «Расширенная Туманганская Инициатива (РТИ) -  Great Tumen Initiative», экспортно-импортными банками КНР, Республики Кореи и Банком развития Монголии. Данный проект действует при поддержке Программы развития ООН (ПРООН) с участием четырех стран: КНР, Республики Кореи, Монголии и России.

Меморандум направлен на углубление финансового сотрудничества экспортно-импортных банков Северо-Восточной Азии с другими финансовыми организациями, а также на финансирование проектов, поддерживаемых правительствами – членами РТИ.

Члены Ассоциации намерены разрабатывать, согласовывать и совместно реализовывать трансграничные региональные проекты; обмениваться информацией о региональной торговле, о приоритетных инвестиционных проектах.

По мнению сторон реализация меморандума будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, устойчивому экономическому и социальному развитию данного региона, а также его интеграции в мировую экономику. 

«Расширенная Туманганская инициатива» одобрена Программой развития ООН (ПРООН) в 1991 году  и  является продолжением одного из проектов помощи странам Северо-Восточной Азии (КНДР, КНР, Монголия и Республика Корея). Россия является полноправным членом в осуществляемом ПРООН региональном сотрудничестве с 1995 года. Основная задача РТИ – повышение привлекательности материковой части Северо-Восточной Азии для международных инвестиций, торговли и бизнеса с целью достижения устойчивого социально-экономического и экологически безопасного развития данного региона.

 

Пресс-служба Внешэкономбанка
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru

Назад

Опубликована финансовая отчетность Внешэкономбанка по МСФО по итогам 3 месяцев 2013 г.

2 августа 2013 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Внешэкономбанк публикует консолидированную финансовую отчетность по МСФО по итогам 3 месяцев 2013 года.

1. Динамика основных компонент активов и пассивов

(анализ на основе сравнения балансовых показателей на 31.03.2013 и 31.12.2012)

Активы составили на конец первого квартала 2013 года 2 972 млрд. рублей. По сравнению с началом 2013 года рост активов составил 53 млрд. рублей (+1,8%).

Наибольшее влияние на рост активов оказал рост портфеля кредитов клиентам – на 73,5 млрд. рублей (+4,9%) до величины 1 570,8 млрд. рублей. Доля объема кредитов клиентам в активах Группы за первый квартал 2013 года выросла с 51% до 53%.

Одновременно совокупный объем инвестиционных финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи и удерживаемых до погашения (включая инвестиционные финансовые активы, предоставленные в качестве обеспечения по операциям РЕПО) снизился на 31,5 млрд. рублей (6,1%) до величины 490,6 млрд. рублей (на 31.12.2012 – 522,1 млрд. рублей). Снижение было связано с погашением в январе 2013 года еврооблигаций иностранного эмитента, а также с реализацией участниками Группы части пакетов имеющихся ценных бумаг.

В ресурсной базе произошли следующие изменения.

Объем обязательств за первый квартал 2013 года снизился на 33 млрд. рублей (-1,4%) и на 31.03.2013 составил 2 354 млрд. рублей. При этом на 63,6 млрд. рублей (-60,3%) до величины 41,9 млрд. рублей снизился объем прочих обязательств. По данной статье по состоянию на 31.12.2012 были отражены, в том числе, полученные от Минфина России субсидии в общей сумме 77,0 млрд. рублей (62,0 млрд. рублей – на цели формирования РФПИ и 15,0 млрд. рублей – на реализацию приоритетных инвестиционных проектов по развитию промышленной, транспортной и энергетической инфраструктуры на территории Дальнего Востока и Байкальского региона). В связи с целевым использованием указанные средства по состоянию на 31.03.2013 отражены в составе добавочного капитала.

Задолженность перед Правительством РФ и Банком России снизилась на 40,5 млрд. рублей (-4,1%) до величины 941,3 млрд. рублей, в основном, в связи с погашением в феврале 2013 года краткосрочного депозита, привлеченного Внешэкономбанком от Банка России. Снизился объем средств кредитных организаций: на 26,8 млрд. рублей (-4,7%) с 569,9 млрд. рублей до 543,1 млрд. рублей.

В то же время на 89,8 млрд. рублей (+23,1%) до величины 478,7 млрд. рублей вырос объем выпущенных долговых ценных бумаг. В феврале 2013 года Внешэкономбанком были выпущены еврооблигации номинальной стоимостью 1,0 млрд. евро (эквивалент на дату размещения 40,3 млрд. рублей) и 0,5 млрд. евро (эквивалент на дату размещения 20,2 млрд. рублей).

Капитал группы Внешэкономбанка с начала 2013 года увеличился
на 86,0 млрд. рублей (+16,2%) и на 31.03.2013 составил 617,9 млрд. рублей. Кроме указанного выше отражения в составе добавочного капитала полученных от Минфина России субсидий на сумму 77,0 млрд. рублей, на 6,7 млрд. рублей увеличился капитал, приходящийся на неконтролирующие доли участия.

 2. Динамика основных компонент прибыли

(анализ на основе сравнения данных за первый  квартал 2013 года и первый квартал 2012 года, сравнение балансовых показателей производилось на основе средних хронологических значений за соответствующие периоды)

Чистый процентный доход составил 23,0 млрд. рублей, что на 4,2 млрд. рублей (+22,2%) выше результатов аналогичного периода прошлого года.

Процентные доходы по сравнению с первым кварталом 2012 года выросли на 9,5 млрд. рублей (+20%) и составили 57,2 млрд. рублей. Основная причина – рост доходов по кредитам клиентам на сумму 7,8 млрд. рублей, и финансовому лизингу на сумму 1,5 млрд. рублей, связанный с увеличением объемов указанных операций.

Процентные расходы выросли на 5,3 млрд. рублей (+18,5%) и составили 34,1 млрд. рублей.

Расходы по привлеченным средствам кредитных организаций и Банка России выросли на 3,3 млрд. рублей (+39,6%) до величины 11,6 млрд. рублей, что объясняется ростом по сравнению с первым кварталом 2012 года средних объемов привлечения (с 685,3 млрд. рублей до 858,7 млрд. рублей). Одновременно наблюдался рост средней ставки привлечения указанных средств: с 4,9% по итогам первого квартала 2012 года до 5,4% по итогам первого квартала 2013 года.

На 2,0 млрд. рублей (+39,8%) до величины 7,1 млрд. рублей выросли расходы по выпущенным долговым ценным бумагам, что связано с ростом средних объемов выпущенных долговых ценных бумаг с 290,9 млрд. рублей  в первом квартале 2012 года до 433,8 млрд. рублей в отчетном периоде.

Доходы за вычетом расходов по операциям в иностранной валюте в первом квартале 2013 года снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,2 млрд. рублей и составили 0,7 млрд. рублей.

Непроцентные расходы (кроме расходов на создание прочих резервов и резервов под обесценение прочих активов) по сравнению с первым кварталом 2012 года в отчетном периоде выросли на 3,6 млрд. рублей и составили 13,3 млрд. рублей.

Величина расходов на создание резервов и под обесценение активов в первом квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года выросла на 13,9 млрд. рублей и составила 16,0 млрд. рублей. Рост расходов на формирование резервов и под обесценение активов связан со значительным ростом кредитного портфеля и обусловлен консервативным подходом Внешэкономбанка к управлению рисками.

Прибыль по итогам первого квартала 2013 года составила 2,0 млрд. рублей.

Пресс-служба Внешэкономбанка
Телефон: +7 (495) 608-46-93, Факс: +7 (499) 975-21-34
E-mail: press@veb.ru

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.