Интервью Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева телеканалу "Россия 24"

16 сентября 2011 года
#Публикации
Назад

Телеканал "Россия 24",
16.09.2011, 16:47

 

ВЕДУЩИЙ: В Сочи сегодня проходит инвестиционный форум. Там работает наша выездная студия и в ней сейчас хозяйничает мой коллега Александр Кареевский.

КОРР.: Итак, мы действительно находимся сейчас в Сочи. Только что закончилось пленарное заседание и мы оперативно его комментируем и  соответственно, все, что происходит на форуме. У нас в гостях Владимир Дмитриев, глава Внешэкономбанка. Владимир Александрович, здравствуйте.

Владимир ДМИТРИЕВ, Председатель Внешэкономбанка: Добрый день.

ВЕДУЩИЙ: Итак, только что закрылось пленарное заседание. Очень много было сказано о макроэкономической ситуации в России - она, в общем-то, неплохая. Но очень много проблем в Европе сейчас, в Америке, в развитых странах. Есть угроза рецессии. Ваша оценка как банкира ситуации: так ли все страшно, как рисуют средства массовой информации сейчас?

Владимир ДМИТРИЕВ, Председатель Внешэкономбанка: На самом деле та картинка, о которой Вы говорите, это не плод живописного труда средств массовой информации - это реальность, с которой надо считаться, это реальность, в которой мы живем, это реальность, в которой мы были в ходе последнего кризиса, который неизбежно повлиял на условия экономической деятельности России. Тем не менее, я, по крайней мере, считаю, что запас прочности у России велик и с точки зрения золотовалютных запасов, и с точки зрения основных макроэкономических показателей: как дефицит бюджета, который, как сказал Председатель Правительства, скорее всего, будет бездефицитным в этом году. Это беспрецедентно низкая инфляция, это лучший среди крупнейших стран, крупнейших экономик показатель долга к валовому внутреннему продукту ниже 10 процентов внешнего долга, и того меньше по сравнению с показателями других стран, где долги превышают порой в два раза валовый внутренний продукт. Все это, конечно, создает достаточно позитивный фон...

ВЕДУЩИЙ: В этот раз мы не получим, как сказал Владимир Путин, двойной удар, то есть мы уже подготовлены. Вы очень хорошо знаете состояние банковского сектора. У меня следующий вопрос. Наши банки они действительно сейчас лучше готовы к ситуации, чем было в 2008 году, имеется в виду их чисто финансовое состояние?

Владимир ДМИТРИЕВ: Я считаю, что и банки, и российские корпорации извлекли серьезным образом уроки из предыдущего кризиса. И, кстати, надо сказать и о том, что государство тоже, во-первых, продемонстрировало серьезную политическую волю и готовность помогать и банковскому сектору, и корпорациям, и в этом смысле те инструменты, которые были задействованы в кризис, не дай Бог, конечно, но в случае ухудшения ситуации будут также мобилизованы. Тем более, что летом этого года государство уже предприняло тогда, наибольшим образом это относилось к ситуации в Европе,  приняло снова меры по задействованию бюджетных аукционов, потенциала Центрального Банка и так далее. И, конечно, важно отметить, что если в кризисе 2008-2009 годов российские корпорации и российские банки, имея краткосрочную долговую нагрузку, оказались под серьезным воздействием кризисных явлений или кризиса на международных рынках, то теперь эти долги реструктуризированы. И это обстоятельство дает возможность говорить о том, что наша банковская система в большей степени готова к серьезным потрясениям.

ВЕДУЩИЙ: Мы будем надеяться, что этого не произойдет, я имею в виду, серьезного кризиса. Пока и старый-то кризис, наверное, не кончился. Тем не менее, жизнь идет своим чередом, хотя, как было сказано на пленарном заседании, инвесторы в такие времена сидят на обочине и ждут лучших времен. Вы не ждете. Ваша корпорация - это институт развития. И, насколько мне известно, вы сейчас меняете свою стратегию. И два слова буквально, что вы хотите, что вас сейчас не устраивает, что вам мешает активней принимать участие в модернизации российской экономики? Или, может быть, это не мешает, но, может быть, те пути, которые вы себе намечаете. Как ВЭБ будет выглядеть в ближайшие несколько лет?

Владимир ДМИТРИЕВ: Вы совершенно правильно подвели к ответу на ваш вопрос. Нам сейчас ничего не мешает активно участвовать в модернизации экономики, в реализации государственно значимых проектов. Именно на это обстоятельство акцентирована наша новая стратегия, потому что принимавшаяся до кризиса стратегия, разумеется, была подвержена серьезной ревизии из-за того, что кризис многие стратегические установки поменял. Но теперь мы, по сути дела, на новом качественном уровне возвращаемся к той стратегии, которую нам из-за кризиса не удалось реализовать, поскольку вы знаете, что мы были обременены, в хорошем смысле, задачами в рамках антикризисных мероприятий. Теперь мы делаем акцент на серьезные прорывные проекты с точки зрения инвестиций в инфраструктуру, в крупные предприятия профильного для нас отраслевого характера. И, конечно же, мы усиливаем акцент на инновацию и модернизацию – несколько процентов  нашего кредитного портфеля будут составлять инновационные проекты. Я уже не говорю о том, что традиционные направления - такие, как поддержка малого и среднего предпринимательства, поддержка промышленного экспорта. Тем более, что создано уже Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, как наша дочерняя структура. Все эти механизмы тоже позволят в полной мере реализовать потенциал банка, заложенный и в законе о Банке развития, и в Меморандуме нашей финансовой политики.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, Вы недавно говорили о том, что ВЭБ не будет использовать фондирование из бюджета. С чем это связано, почему банк решается все-таки приобретать ресурсы не из государства, почему так?

Владимир ДМИТРИЕВ: На самом деле бюджетные источники нам были необходимы для того, чтобы запустить Банк развития. И, конечно, при той небольшой капитальной базе, с которой мы вышли на создание банка, а это собственные средства в размере 30 миллиардов рублей в 2007 году, невозможно было представить себе развертывание нашей серьезной работы как института развития. Поэтому на тот период бюджетные средства были необходимы. Они были необходимы и во время кризиса для решения антикризисных мероприятий и, кстати, финансирования целого ряда проектов. Не надо забывать, что финансирование олимпийских проектов или кредитования олимпийских проектов под ставки, по сути дела, ниже рыночных стало возможным благодаря задействованию, в том числе капитала банка, сформированного из бюджетных средств. Мы понимаем, что при нынешних бюджетных ограничениях, когда реализуется большое число мероприятий, связанных с социальной ответственностью государства, связанных с реализацией целевых программ, как-то совестно обращаться к бюджету. Тем более, что мы достаточно активно выходим на рынки и наш неизменно равный суверенному кредитный рейтинг позволяет нам брать дешевые и длинные ресурсы и в России, и за рубежом, и это основной источник фондирования наших кредитных операций.

ВЕДУЩИЙ: Кстати, о рынках. Как известно, из-за кризиса ВЭБ вольно, невольно стал активным участником фондового рынка. Были у вас большие пакеты акций, часть вы уже продали, это вы говорили. Ваша стратегия в связи с необходимостью финансирования, как вы сказали, долгосрочных проектов? Не изменится ли ваша стратегия на фондовом рынке - будете ли вы активно участвовать и дальше, будете ли продавать уже оставшиеся активы или, наоборот, докупать, может быть, что-то, если вдруг плохие времена на рынке настанут? И сейчас большая турбулентность, рынки растут, падают. И ваша оценка этого направления вашей деятельности.

Владимир ДМИТРИЕВ: Наша активность на фондовом рынке останется неизменной. Мы являемся традиционным участником и, более того, по некоторым инструментам маркет-мейкером. Наша политика и повседневная работа на фондовом рынке определяется положением об управлении ликвидности нашим банком. Именно с этой точки зрения мы работаем на фондовом рынке, у нас есть определенные лимиты, утвержденные Наблюдательным советом. Так что никаких серьезных изменений в нашей политике не будет, равно как и в подходе к тем или иным инструментам фондового рынка. Мы ведем достаточно консервативную политику, не связываем наши действия на фондовом рынке со спекулятивными операциями и с рискованными инструментами. Это, как правило, или даже исключительно, долговые инструменты серьезных игроков - "голубых фишек", что позволяет, с одной стороны, управлять ликвидностью и проводить безубыточные операции.

ВЕДУЩИЙ: Вернемся сюда, в Краснодарский край, вообще в реальный сектор экономики. Все-таки ваши основные проекты там, куда часто не идет обычный инвестор или ему нужен такой партнер, как вы. Насколько мне известно, вы здесь, на форуме, заключили достаточно много новых контрактов. Расскажите, пожалуйста.

Владимир ДМИТРИЕВ: прежде всего несколько слов о Краснодарском крае. Наша активность здесь прежде всего связана с реализацией программы подготовки к Олимпиаде 2014 года и общий объем проектов, которые финансируются Внешэкономбанком, это более 150 миллиардов рублей при нашем участии около 90 миллиардов, даже ближе к 100 миллиардам рублей. Это инфраструктура, аэропорт Сочи, теплоэлектростанции, это собственно олимпийские объекты - гостиницы, Олимпийская деревня, горнолыжный кластер, трамплины и так далее. Что же касается Северо-Кавказского федерального округа, к программе развития которого мы в полном объеме подключились, то да, большая часть сегодняшних соглашений относится именно к этому. Хотя опять-таки традиционные направления, такие, как инфраструктура, тоже становятся объектами нашего сегодняшнего взаимодействия. Мы подписали соглашение с РЖД по инвестиционному консультированию, по модернизации целого ряда железнодорожных вокзалов. Это на самом деле часть огромного проекта, который мы вместе с "Российскими железными дорогами" сейчас реализуем. Это соглашение об инвестиционном консультировании проектов, которые реализуются на принципах государственно-частного партнерства с Ингушетией, с Северной Осетией - Аланией, с Кабардино-Балкарией.

ВЕДУЩИЙ: А в Чечне есть  большие проекты?

Владимир ДМИТРИЕВ: Я вчера как раз находился в Чечне. Мы, можно сказать, инспектировали проекты, который финансирует Внешэкономбанк, но на самом деле получили огромное удовольствие от тех темпов, которые взяли инвесторы. Мы проехали по объектам "Чеченагрохолдинга", где создается крупное птицеводческое производство, животноводческое производство, парниковое хозяйство. Мы подписываем соглашение с Чеченской республикой о финансировании крупного кластера по производству строительных материалов. У нас в подписании сегодня соглашение кредитное о финансировании первого пускового комплекса и первого на самом деле из большого числа горнолыжных кластеров горнолыжного курорта "Архыз" в Карачаево-Черкесии. И целый ряд других соглашений, в том числе, кстати, сегодня подписали - это не относится к Северному Кавказу, хотя, я думаю, что продукция будет иметь спрос и здесь. Это крупное кредитное соглашение на 70 с лишним миллиардов рублей по созданию автомобильного производства «Форд-Соллерс». У нас был меморандум, но теперь мы вышли уже на конкретные договоренности о финансировании этого проекта. Это три крупные площадки - Всеволожск, Алабуга и Набережные Челны, где будут производиться до 350 тысяч автомобилей разный марок в год с целевым уровнем локализации не менее 60%, включая производство силовых агрегатов. Это серьезный такой, прорывной проект в области автомобилестроения. То есть для нас традиционно Сочинский форум - это площадка, где мы начинаем и через год информируем друг друга о тех или иных реализуемых проектах.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Владимир Александрович, что ответили на наши вопросы. Удачи вам в вашей работе.

Владимир ДМИТРИЕВ: Спасибо.

 

 

Назад

Интервью Директора Центра ГЧП Внешэкономбанка Александра Баженова Российской Бизнес-газете

12 июля 2011 года
#Публикации
Назад

Условия для роста
Развитие инфраструктуры невозможно без использования механизмов взаимодействия власти и бизнеса

"Российская Бизнес-газета" - Государственно-частное партнерство №805 (23)
12.07.2011, 00:47

В странах с развитым и развивающимся рынком проектов государственно-частного партнерства при участии государства работают специализированные центры ГЧП - организации, которые развивают инструменты ГЧП, стандартизируют их, оказывают поддержку региональным и местным органам власти по внедрению механизмов ГЧП для развития инфраструктуры. В России это Центр ГЧП Внешэкономбанка. Директор Центра ГЧП Внешэкономбанка Александр Баженов рассказал "РБГ" о том, какие проблемы решает Центр.

РГ: Александр Владиславович, расскажите, как работает ГЧП в стране.

Баженов: На сегодняшний день в России существует три категории центров государственно-частного партнерства. Первые - консультационные компании. Они, как правило, оказывают специализированные юридические или экономические услуги по подготовке проектов ГЧП, некоторые компании имеют такой опыт, другие - нет, но они пытаются найти для себя предмет для бизнеса на формирующемся рынке. Есть общественные организации, например, Центр развития ГЧП, задачей которого является понять, что сдерживает развитие ГЧП в России, какого рода национальная модель ГЧП должна развиваться, в чем ее особенности, как ее сформировать. У Внешэкономбанка есть практика участия в реализации инфраструктурных проектов, в том числе на условиях ГЧП. Для предоставления финансирования проекту ГЧП банку необходим корпоративный частный заемщик, который заключил с органом власти контракт на развитие инфраструктуры, который определяет права, обязанности, распределение рисков между сторонами. Поэтому формирование проектов ГЧП в первую очередь зависит от активности органов власти по организации проектов ГЧП. Чтобы региональные и муниципальные администрации могли формировать такие проекты, им необходимо развивать законодательство, собственные институты развития. Эти институты надо обеспечивать как квалифицированными кадрами, так и необходимым финансированием для подготовки проектов. Данной деятельности органов власти должна быть оказана поддержка. Внешэкономбанк как банк развития взял на себя задачу оказывать содействие регионам и муниципалитетам, а в отдельных случаях и федеральным органам власти по их деятельности по формированию долгосрочной политики и практики планирования, применения и реализации инструментов ГЧП. Такая деятельность не является российским изобретением. В странах с развитым и развивающимся рынком проектов ГЧП при участии государства работают специализированные центры ГЧП - организации, которые развивают инструменты ГЧП, стандартизируют их, оказывают поддержку региональным и местным органам власти по внедрению механизмов ГЧП для развития инфраструктуры. В Великобритании это Partnerships UK, во Франции - министерство экономики и финансов, в Германии - Partnerschaften Deutschland, в России - Центр ГЧП Внешэконом банка.

РГ: Вы полагаете, что в каждом регионе должен быть подобный филиал вашего центра?

Баженов: Мы не создаем филиалы. Мы считаем, что в каждом регионе должен существовать институт в составе органа власти, который занимался бы внебюджетным финансированием. К примеру, в Санкт-Петербурге работает комитет по инвестициям и стратегическим проектам, занимающийся подготовкой проектов, региональных законов, подзаконных актов. Фактически комитет развивает новый инструмент государственного управления - ГЧП. Мы же оказываем только содействие. В банк обращаются администрации с выражением заинтересованности в подготовке проекта ГЧП, но банк не ставит перед собой задачу во что бы то ни стало профинансировать этот проект. Финансировать будет та организация, к которой придет победитель конкурса, а победитель конкурса направится туда, где ему предложат наиболее привлекательные, выгодные условия.

РГ: Повезет тем территориям, где вменяемое руководство, где обученные кадры, где прислушаются к вашим советам. А что делать отсталым, дотационным регионам? Им ГЧП вообще никогда не светит?

Баженов: Если в дотационном регионе сильное политическое руководство, ничто не помешает развивать там государственно-частное партнерство. А мы готовы помогать. Конечно, в таком регионе сложнее формировать проекты ГЧП, потому что в нем совершенно другая экономика. Надо решать принципиальные проблемы, которые потребуют экспертизы, взаимодействия с федеральными органами власти. ГЧП предполагает, что государство и частный бизнес реализуют какой-то конкретный проект по развитию общественной инфраструктуры за счет внебюджетных источников, а потом государство ее выкупает. Откуда появляются средства на это? При реализации инфраструктурных проектов возникает дополнительная экономическая активность, возникают и дополнительные доходы бюджета, за счет которых можно рассчитаться за привлеченные средства.

РГ: Такой опыт есть?

Баженов: Да. Например, формируется проект комплексного развития в Тыве. Проект по развитию целого ряда месторождений, в том числе предполагающий строительство железной дороги, который собирались осуществить с использованием средств Инвестиционного фонда, сейчас перезапускается. Есть отличный проект ГЧП в Калужской области по созданию автокластера, который продемонстрировал эффективность данного подхода.

Кстати, на сегодняшний день Калужская область - один из лучших примеров регионов, которые демонстрируют успех в привлечении прямых иностранных инвестиций, развитии новых промышленных производств, создании дополнительных рабочих мест. Даже в условиях кризиса у производств, расположенных в автокластере, было порядка 20 тысяч вакансий и они искали способ построить дополнительные общежития для персонала. Очень часто российские депрессивные территории имеют конкурентные преимущества, но не могут их реализовать в силу того, что для этого нужно снять определенные ограничения, осуществить пилотный проект. Тот самый, который, наконец, продемонстрирует, что и в этом регионе можно заниматься развитием производства. Часто регионы не депрессивные, а недоинвестированные.

РГ: В ВЭБе наблюдательным советом принята программа финансового содействия подготовке проектов регионального и городского развития. Что туда входит?

Баженов: В программу входит не только коммунальная инфраструктура, мы вообще не придерживаемся принципа ЖКХ - не ЖКХ, важно, чтобы проекты соответствовали основным задачам модернизации страны. Необходимо решать экологические проблемы. Экология - это инфраструктура управления отходами, очистки сточных вод, в какой-то степени водоснабжения. Если для муниципалитета это ЖКХ, то для региона - экология. Мы содействуем решению проблем энергоэффективности - это проекты в сфере теплоснабжения и модернизации зданий, принадлежащих регионам и муниципалитетам. Третья задача - решение проблемы доступного жилья и промышленного роста, мы поддерживаем проекты по обеспечению инфраструктурой площадок под комплексную жилую или промышленную застройку. Четвертая задача - решение транспортных проблем. Пятая проблема - социальная инфраструктура: образование, здравоохранение, культура, спорт. И, наконец, шестая тема связана с инфраструктурой государственного управления. Чтобы оказывать эффективные государственные услуги, нужно создать многофункциональные административные центры, электронное правительство, в основе которых лежит инфраструктура широкополосного доступа в Интернет. Чтобы администрации подготовить качественные проекты и привлечь инвестиции, нужны средства. А денег в бюджете на подготовку проектов нет. Можно это сделать за счет внебюджетных средств, но как тогда быть с прозрачностью конкурса? Поэтому мы готовы поддерживать инициативы администраций по подготовке проектов. Решение наблюдательного совета банка заключается в выделении в течение пяти лет 10 миллиардов рублей на подготовку проектов, по 2 миллиарда в год. Причем это не грант, а инвестиция, предполагающая возврат затрат. Сейчас мы завершаем формирование механизма использования этих средств. В рамках недавно завершившегося Петербургского международного экономического форума банк подписал с рядом администраций соглашения о подготовке такого рода проектов, в которых зафиксированы наши намерения. Конкретные шаги должны делаться администрацией, например, по подготовке пилотных концессионных конкурсов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в Саратовской области, Красноярском крае, Свердловской области.

Хотя концессионная модель в российских условиях вещь недостаточно очевидная с точки зрения возможности привлечения инвестиций. Но если над ней не работать, то лучше она никогда не станет. Также мы подписали соглашение с Чеченской Республикой о подготовке проекта по строительству и модернизации инженерной инфраструктуры Грозного. Ведется работа по подготовке проекта по строительству железнодорожной магистрали Белкомур - это железнодорожная линия, которая должна связать север Урала с портами в Мурманске и Архангельске через Республику Коми. Ее реализация позволит более эффективно распределить грузопотоки, увеличить пропускную способность. В целом на сегодняшний день у нас в портфеле около 30-35 запросов администраций, по которым мы ведем работу.

РГ: И готовы дать деньги?

Баженов: Мы не даем рыбу, а предлагаем взять в руки удочку. Средства банка в рамках программы будут тратиться на приобретение консультационных услуг, связанных с формированием проекта. Это не означает, что мы подарим деньги и будем ждать, что же из этого получится. Обе стороны должны понимать, ради чего, что и в какие сроки должно быть осуществлено. Цель приобретения этих услуг не освоение денег, а формирование конкретного инвестиционно привлекательного проекта. Поэтому контроль за расходами на услуги ведем мы. Рассуждаем так: если вы хотите осуществить изменения в системе водоснабжения с привлечением частных инвестиций на условиях концессии, то давайте договоримся, какое техническое обследование должно быть сделано, и готовы его оплатить, если затраты к нам вернутся через 2-3 года или после проведения конкурса.

РГ: А у вас уже есть такие предложения?

Баженов: Такого рода запросы мы получаем от муниципальных и региональных администраций, дальше идет процесс согласования технических заданий, условий. Наша страна очень большая. С учетом того, что двадцать лет практически не велась деятельность по развитию инфраструктуры, тем более с привлечением внебюджетных инвестиций, то, безусловно, существует огромный пласт проблем. Но на сегодняшний день вопрос не столько в деньгах, сколько в том, что отсутствуют проекты, которые способны эти деньги принять, освоить, дать результат, вернуть инвестиции, заемные средства.

Кстати, во Франции родственная нам организация - Банк развития Франции - ежегодно предоставляет порядка 180 миллионов евро для региональных и муниципальных администраций на аналогичные цели. Наши два миллиарда рублей - это около 60 миллионов евро, в три раза меньше, чем во Франции, хотя потребности Франции в развитии инфраструктуры значительно меньше.

В России существует опыт Санкт-Петербурга, Всемирного банка, согласно которому предпроектная подготовка стоит 1-2% от стоимости проекта. Соответственно, когда мы говорим, что два миллиарда - это 1% от стоимости проектов, это означает, что мы содействуем подготовке проектов на 200 миллиардов в год. Учитывая, что средства возвратные, а программа носит револьверный характер, объем финансового содействия будет еще больше. Этих средств достаточно, чтобы придать существенный импульс региональному и городскому развитию. Поэтому данный инструмент де-факто формирует новый рынок - рынок инвестиционных проектов регионального и городского развития, который ранее ориентировался только на бюджетное финансирование.

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.