Интервью Директора Департамента инфраструктуры Внешэкономбанка Михаила Полубояринова журналу «СНИП»

23 июня 2011 года
#Публикации
Назад

«Наша задача – обеспечивать равномерное развитие страны»

Бизнес считает сферу инфраструктурного строительства непонятной, в большинство ее сег­ментов идет неохотно, механизмы по стимулированию инвестиций в нашей стране рабо­тают слабо. Решить ее проблемы без участия государства в настоящий момент невозможно. О механизмах этого участия «СНИПу» рассказал директор Департамента инфраструктуры Внешэкономбанка Михаил Полубояринов.

 - Михаил Игоревич, расска­жите о принципах участия Внешэ­кономбанка в инвестиционных проектах в сфере строительства инфраструктуры.

— Начну с того, что инфраструктура — это основа и двигатель экономического роста. Создавая ее, мы получаем колоссальный мультипликативный эффект: не только новые крупные инвестпроекты, но и развитие малого бизнеса, сферы услуг и в итоге — качественное улучшение жизни людей. Вот что для нас важно, и вот почему во Внешэкономбанке так много внимания уделяется модернизации и развитию инфраструктуры.

При этом как институт развития мы не имеем права конкурировать с занимающимися инфраструктурой коммерческими организациями. Впрочем, этого и не происходит ввиду того, что они финансируют более рентабельные и зачастую менее социально значимые проекты. Чаще всего это проекты с небольшим сроком окупаемости. Мы же, прежде всего, выбираем те, которые нужны для комплексного развития целых городов и регионов и опять-таки потенциально несут в себе мультипликативный эффект.

Реализация инвестиционных проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, включая развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а также туризма, согласно Меморандуму о финансовой политике Внешэкономбанка, является одним из основных направлений нашей инвестиционной деятельно­сти. В целом наша задача — помогать обеспечивать равномерное развитие страны. Есть даже такой негласный принцип, что Внешэкономбанк должен обязательно поучаствовать в одном или нескольких инфраструктурных проектах в каждом субъекте РФ. При этом приоритет отдается слаборазвитым территориям: в богатые и успешные регионы, в которых достаточно качественных и прибыльных инфраструктурных проектов, мы идем в последнюю очередь.

 - Какие проекты ВЭБа наиболее значимы?

— Из того, что сейчас на слуху, это, конечно же, стройки предолимпийского Сочи. В частности, мы финансируем строительство первоклассного горнолыжного курорта Роза Хутор — при его общей стоимости 50,5 млрд рублей вкладываем 21 млрд. 4,9 млрд рублей Внешэкономбанк планирует инвестировать в строительство гостиницы для размещения представителей МОК в Имеретинской низменности. Еще 15,5 млрд составят вложения в создание основной Олимпийской деревни, а 11,8 млрд — в спортивно-туристический комплекс «Горная карусель». К Олимпиаде, как известно, возводится не только спортивная инфраструктура. Мы также финансируем завершение строительства аэропорта Сочи и грузового порта в устье реки Мзымта, инфраструктура которого со временем может быть переориентирована на яхтинг.

- «Когда у нас говорят об инфраструктуре, все обычно сводится к Сочи, саммиту АТЭС, футбольному ЧМ-2018… Вы же говорили, что цель Внешэкономбанка — обеспечивать равномерное развитие…

— Олимпиада сегодня — одна из важнейших государственных задач. Для нас дело чести довести финансирование ее строительства до конца. Поэтому я и начал перечисление с проектов в Сочи. На самом же деле — проектов море, и по самым разным направлениям.  Самые мощные, крупные — это строительство Западного скоростного диаметра (движение уже открыто) и новой автодороги Москва — Санкт­Петербург. Десятимиллиардный кредит выделен нами на 15 лет на реконструкцию аэропорта Пулково.  Если, например, говорить о жилых проектах, то мы участвуем в комплексной застройке микрорайона Академический в Екатеринбурге — там со временем поселятся 325 тыс. человек. Мы уже давно финансируем  проект строительства и реконструкции объектов водоснабжения в Ростове-на-Дону и рассматриваем аналогичные проекты в Краснодарском крае (участие банка — 4,2 млрд и 7,5 млрд рублей соответственно). Недавно открылся профинансированный нами транспортно-логистический центр «Янино» в Ленинградской области. 3,7 млрд рублей — объем участия банка в строительстве Орского вагонного завода в Оренбургской области. 2,7 млрд рублей будет вложено в реконструкцию предприятия по производству крупного вагонного литья на мощностях ООО «ВКМ­Сталь». Мы строим электростанции в Вологде, Астрахани, Великом Новгороде. Нашим стратегическим партнером является компания «РусГидро», с которой мы рассматриваем проекты в сфере малой гидроэнергетики. Сейчас прорабатывается вариант финансирования сети примерно из 60 малых гидростанций в Карелии и Ленинградской области. Финансируем и рекреационную инфраструктуру, в частности строительство гостиниц в Геленджике и курорта Золотое Кольцо в Ярославской области.

- Внешэкономбанк готов взять на себя финансирование нерентабельных, но социально значимых проектов, например дорожных?

— Нет. Безубыточность — один из принципов нашей работы, это прописано в Меморандуме финансовой политики банка. Поэтому любые проекты, в том числе дорожные, мы тщательно анализируем, строим их финансовые модели. Если мы видим какие-то перспективы, то дальше уже подбираем способ реализации: гдето требуется дополнительная господдержка, где-то подходит концессионное соглашение.

- Рассказажите об этом подробнее: какие схемы финансирования проектов использует ВЭБ, как он взаимодействует с партнерами: бизнес-структурами, властями ит.д.

— Наши схемы чаще всего предполагают прямое проектное финансирование. То есть во многих случаях баланс инициатора проекта напрямую не задействуется. Но одним из основных условий при этом является наличие у заемщика банка собственных средств в объеме не менее 30% от

стоимости проекта и опыт реализации аналогичных проектов. Ведь очень часто бывает так: приходит крупная компания, которая хочет построить гидроэлектростанцию (завод, дорогу), но, поскольку она уже перекредитована, ей непозволительно брать новые кредиты. А между тем проект может быть хорошим, нужным, имеющим высокий потенциальный спрос… В таких случаях мы проводим дополнительную экспертизу, и если проект действительно необходим государству, то для его реализации создается отдельное предприятие с чистым балансом. Акции этого предприятия передаются в залог ВЭБу, и все, что строится в процессе сотрудничества, также становится залоговой массой кредитора. В дальнейшем же мы просто следим за тем, чтобы в процессе работы, например, электростанция возвращала выделенные средства. У нас различные принципы приотборе проектов. Так, например, в сфере ЖКХ в качестве заемщикаможет выступить любое крупное хозяйство, например коммунальное. Так, под риск «Водоканала» в Ростове или Екатеринбурге мы вполне можем дать средства на строительство водоотведения, а компании-заемщики потом будут сами собирать тарифные платежи и надбавки к тарифам и за счет этого возвращать заемные средства. Второй принцип — мы можем открыть финансирование строительства инфраструктуры под поручительство солидной компании.

 Какие требования к экономическим критериям проекта предъявляются? Каким он должен быть, чтобы вписаться в инвестиционную модель банка? Каковы условия сотрудничества?

— Главный критерий любого инфраструктурного проекта — он должен соответствовать Меморандуму о финансовой политике Внешэкономбанка. Там очень много требований и по отраслям, в которых мы реализуем проекты, и по экономическимпараметрам: как я отмечал выше, срок окупаемости — не менее пяти лет, общая стоимость проекта не должна быть меньше 2 млрд рублей. Если предлагаемый проект соответствует Меморандуму, то мы проводим анализ, определяем его социальную значимость и важность для государства, смотрим на окупаемость, прорабатываем механизмы закрытия рисков. Если срок окупаемости — пять лет и меньше, то он, скорее всего, будет интересен коммерческим структурам, а мы, как я уже говорил, конкурировать с ними не должны. Поэтому мы берем проекты с более длинной возвратностью. У нас есть и 20-летние кредиты. Для нас также важны наличие собственных средств у заемщика, его способность вложить 30% от общего объема финансирования проекта. Остальное добавляет банк.

 - Можете назвать основные препятствия (правовые, организационные, технические, ментальные) для реализации планов банка по устранению инфраструктурных ограничений в масштабах страны, регионов, отдельных территорий?

— Пожалуй, главные препятствия вы уже сами назвали: правовые, организационные, технические, ментальные. В дополнение к этому приведу еще один пример: во многих сегментах ЖКХ нашим требованием является поддержка проекта муниципалитетами. Нужно и их бюджетное участие, в том числе в закрытии рисков тарифного регулирования, и установление долгосрочных линеек тарифов и/или надбавок к ним. Но необходимо понимать: большинство территорий не могут себе позволить ежегодного роста тарифов более чем на 15% — население не осилит. Особенно это касается дотационных регионов, где доходы у людей маленькие, а ситуация с состоянием ЖКХ наиболее плачевная, все нуждается в безотлагательной модернизации. Муниципалитету в эти 15% роста приходится закладывать все, что можно. Эффект от привлечения долгосрочных кредитов в модернизацию инфраструктуры оказывается наиболее заметным именно для таких регионов, которые, снижаянагрузку на тарифы, позволяют на несколько лет растягивать тарифную нагрузку от инвестиций и заменять единовременное включение в тариф т. н. инвестиционной составляющей на надбавку, идущую на погашение кредита и процентов по нему. И чем дольше срок кредита, тем ниже давление на тарифы. Мы, естественно, ни в коем случае не выступаем за опережающий рост тарифов на услуги ЖКХ, но проблема, тем не менее, есть, и муниципалитеты должны быть готовы направлять на ее решение бюджетные ассигнования.

 - Можете ли Вы охарактеризовать нынешний инвестиционный потенциал разных инфраструктурных направлений? Какова их приблизительная емкость?Сколько готов вложить ВЭБ?

— На 1 мая 2011 года органами управления Внешэкономбанка приняты решения по его участию в финансировании различных инфраструктурных проектов в размере 57,8 млрд рублей. При этом их общая стоимость составляет 176,2 млрд рублей. Если по направлениям — то на финансирование транспортной инфраструктуры будет направлено 38,6 млрд рублей, 7,2 млрд пойдет на энергетическое машиностроение и 12 млрд рублей — на энергетическую инфраструктуру. Общая стоимость инфраструктурных проектов, по которым на 1 мая текущего года Внешэкономбанком открыто/завершено финансирование (с момента создания государственной корпорации) составляет 540,9 млрд рублей, участие Внешэкономбанка — 322,8 млрд рублей.

В рамках поддержки экспорта ВЭБ участвует в финансировании проекта модернизации электрических сетей Республики Армения. Общая стоимость проекта составляет 2,2 млрд рублей, участие банка —918,2 млн рублей. Как видите, все проекты, которые финансирует ВЭБ, имеют принципиальное значение для развития страны. С нашей помощью государство решает архиважные задачи, которые в условиях рыночной экономики никто другой решать не может.

Назад

Интервью Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева информационному агентству «РИА Новости».

2 июня 2011 года
#Публикации
Назад

© РИА Новости
18:08 02/06/2011



УК Российского фонда прямых инвестиций получила прописку

МОСКВА, 2 июн - РИА Новости. Управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) в четверг была зарегистрирована ФНС, рассказал в интервью РИА Новости глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев.

РФПИ создается по поручению президента РФ. Глава государства заявил о намерении создать фонд еще на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе. РФПИ создается на базе ВЭБа с объявленным капиталом в 10 миллиардов долларов. Через механизм соинвестиций предполагается привлечь в ключевые сектора российской экономики до 50 миллиардов долларов прямых инвестиций.

"Сегодня в налоговой инспекции зарегистрировали управляющую компанию. Мы идем с опережением графика", - отметил глава ВЭБа.

Следующим этапом станет регистрация фонда в ФСФР, добавил Дмитриев.

По его словам, отрасли, в которые будет инвестировать фонд, определены: биотехнологии, телекоммуникации, агросектор, инфраструктура, инновационная энергетика и другие.

Вместе с тем фонд не будет ограничиваться только приоритетными отраслями, уточнил глава ВЭБа. Это должно развеять опасения потенциальных инвесторов в ориентированности РФПИ на стратегические государственные проекты в ущерб доходности.

Инвестиционные сделки могут быть инициированы как РФПИ, так и иностранным инвестором. В обоих случаях соинвесторы получают доступ к due diligence РФПИ, но проводят самостоятельный анализ инвестиционной возможности и принимают решения независимо от РФПИ.

В случае с РФПИ большая часть средств, порядка 80%, пойдет в российские проекты, а 20% - в зарубежные, но только в те, которые дают встречную синергию, трансфер технологий, имеющие российскую направленность, сказал глава ВЭБа.

Ожидаемый срок выхода из инвестиций - через пять-семь лет.

"Я уверен, что до конца года фонд сделает первые инвестиции", - отметил Дмитриев.

Финансирование

В этом году на формирование фонда будет выделено 62 миллиарда рублей из бюджета. "На этот счет есть соответствующее правительственное решение", - объясняет Дмитриев.

"Мы исходим из того, что взнос в фонд будет осуществлен ближе к сентябрю, и к этому времени мы должны отработать все механизмы с Минфином", - отметил глава ВЭБа.

РФПИ будет работать с двумя типами соинвесторов: долгосрочными финансовыми (суверенные инвестфонды, пенсионные и страховые компании, фонды прямых инвестиций с активами под управлением свыше 1 миллиарда долларов) и стратегическими (ведущие отраслевые компании с рыночной капитализацией свыше 1 миллиарда долларов).

Инвестиции будут осуществляться только при наличии соинвестора или группы соинвесторов в пропорции не менее один к одному (соинвестор/РФПИ).

"Требуемый минимальный уровень доходности (проектов) мы еще не обсуждали", - говорит глава ВЭБа.

Временно свободные средства РФПИ будут размещаться в высоколиквидные зарубежные ценные бумаги.

Управление

"Сейчас уже начался тот этап, когда можно формировать команду, наполнять
уставный капитал и презентовать фонд инвесторам", - сообщил глава ВЭБа.

Уставный капитал управляющей компании (УК) РФПИ составляет 300 миллионов
рублей.

Управление фондом будет трехуровневым. Наблюдательный совет, в частности, вырабатывает инвестиционную стратегию и одобряет крупные сделки. В функции инвестиционного комитета входят рассмотрение и принятие инвестиционных решений, а также детальное обсуждение предложений исполнительного менеджмента. На третьем уровне - гендиректор и правление фонда.

Гендиректором РФПИ назначен Кирилл Дмитриев из фонда прямых инвестиций Icon Private Equity.

"На нынешнем этапе важно сформировать наблюдательный совет, в компетенции которого будет утверждение инвестиционных сделок с определенного порога, который еще не установлен. Это прерогатива наблюдательного совета", - рассказал глава ВЭБа.

Уникальный фонд

Как говорит Дмитриев, создаваемый в России фонд - уникальный.

"РФПИ лишь тогда финансирует проект, когда есть соинвесторы. В этом его уникальность. Это представление разделяется большинством из тех, кто имеет отношение к фонду, в конечном итоге мы должны стремиться к тому, чтобы инвестор приходил без поддержки государства", - отметил глава ВЭБа.

"Мы пока вынуждены идти таким путем, понимая, что в России не все еще до конца понятно (иностранному) инвестору с точки зрения разделения рисков, сопровождения проектов. Квазигосударственные структуры иностранным инвесторам нужны", - признал он.

"Как правило, суверенные фонды создаются для инвестирования за рубежом, либо, и это характерно для стран Персидского залива, часть средств идет на формирование фондов, ориентированных на инфраструктуру внутри страны. Но в этих странах для реализации проектов соинвесторы не привлекаются", - пояснил Дмитриев.

Назад

Интервью Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева телеканалу «Россия 24».

19 мая 2011 года
#Публикации
Назад

Телеканал "Россия 24",
ИНТЕРВЬЮ,
19.05.2011, 10:35

 

ВЕДУЩИЙ: Для развития государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций в России делается немало - укрепляется законодательная база, выделяются деньги. Однако государство и предприниматели еще недостаточно компетентны в вопросах совместной работы, считает Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. Как сделать совместную работу государства и частных компаний действительно эффективной и как реализуются меры по повышению инвестиционной привлекательности России, на эти и другие вопросы руководитель ВЭБа ответил в интервью, которое дал моей коллеге Эвелине Закамской.

КОРР.: Здравствуйте, Владимир Александрович. Спасибо, что нашли для нас время. Владимир Александрович, одним из ключевых условий построения новой, современной модернизационной экономики России является государственно-частное партнерство, то есть паритетное соотношение и сотрудничество бизнеса и государства. Внешэкономбанк - это как раз та структура, которая призвана выступать посредником между государством и бизнесом  в реализации разных проектов. В какой стадии, как Вы оцениваете сейчас развитие государственно-частного партнерства и какие условия необходимо соблюсти для того, чтобы оно развивалось?

Владимир ДМИТРИЕВ, Председатель госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)": Мне кажется, за последнее время сделано немало с точки зрения создания законодательной инфраструктуры для того, чтобы государственно-частное партнерство в нашей стране заработало. Разумеется, одних законодательных инициатив на федеральном и на региональном уровне недостаточно для того, чтобы проекты в рамках государственно-частного партнерства реализовывались. Мы во Внешэкономбанке  уже несколько лет эту тему серьезно развиваем, у нас создан Центр государственно-частного партнерства и этот центр занимается не только поиском проектов, которые могли бы реализовываться на принципах государственно-частного партнерства, но и поддерживает тесные связи с региональными, муниципальными властями, работает с частным бизнесом, проводит различного рода обучающие программы и внедряет продукты по обучению участников проектов в сфере государственно-частного партнерства для того, чтобы ликвидировать и преодолеть совершенно очевидную во многих случаях некомпетентность в реализации проектов.

КОРР.: Мне интересно, с какой стороны здесь большая некомпетентность, - со стороны государства или предпринимательского сообщества?

Владимир ДМИТРИЕВ: Я думаю, что примерно в равной степени участники процесса не имеют адекватного представления о том, как и чем им заниматься с тем, чтобы обеспечить, с одной стороны, бюджетную эффективность, с другой стороны, чтобы проект стал привлекательным для частного бизнеса. Это хождение по мукам привело нас к тому, что, конечно, надо консолидировать работу, связанную с формированием национальных компетенций в сфере ГЧП.

КОРР.: То есть учиться, учиться и учиться.

Владимир ДМИТРИЕВ: Учиться и внедрять в практику тот багаж, который мы формируем.

КОРР.: Где и как вы предлагаете это делать?

Владимир ДМИТРИЕВ: Поначалу мы рассчитывали, что справимся самостоятельно с этой серьезной задачей. Мы устраивали телеконференции, мы устраивали семинары на базе Внешэкономбанка, на базе Академии государственной службы, на базе Финансового университета, мы организовывали выездные совещания в регионы, устраивали межрегиональные совещания. Это, конечно, исключительно трудоемкий затратный процесс. И в конечном итоге мы пришли к выводу, что нашим естественным, в этом смысле партнером с точки зрения формирования и научной базы, и профессиональных компетенций должен стать Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации. Было подписано дополнение к уже существующему соглашению о сотрудничестве между Финансовым университетом и госкорпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности", предусматривающее создание кафедры государственно-частного партнерства в Финансовом университете и формирование на этой кафедре серьезных компетенций как для государственных участников различных проектов, так и для частного бизнеса.

КОРР.: Вы тем самым помогаете себе сами, да? Повышая уровень тех, с кем вам предстоит сотрудничать в будущем?

Владимир ДМИТРИЕВ: Безусловно, этот процесс имеет исключительно важное значение для нашей практической деятельности. Надо сказать, что Наблюдательный совет Внешэкономбанка, осознавая необходимость поддержки проектов различных ипостасей инфраструктуры региональной и муниципальной, принял ряд серьезных решений. Ежегодно Внешэкономбанк будет выделять 2 миллиарда рублей, которые будут распределяться на поддержку проектов инфраструктуры региональной, муниципальной в виде финансирования проектных компаний, работающих на предпроектной стадии, формирование соответствующих проектов, которые могут публично выставляться на конкурсы для привлечения частных инвестиций. Только для Москвы помимо этих 2 миллиардов в этом году выделяется 900 миллионов рублей для предпроектной работы и формирования проектов, которые могут быть привлекательны для частного бизнеса в сфере московской инфраструктуры.

КОРР.: Владимир Александрович, что еще важно для развития ГЧП? Может быть, законодательные инициативы, законодательные пробелы по-прежнему существуют? И мы знаем немного положительных примеров государственно-частного партнерства. Какие Вы бы могли выделить?

Владимир ДМИТРИЕВ: У нас создано, на мой взгляд, неплохое законодательство, позволяющее двигать проекты в сфере государственно-частного партнерства: это закон о концессиях, это создание такого института, как инвестиционный фонд, это, в конце концов, создание институтов развития, которые призваны работать в этой сфере. Мы имеем в ряде регионов весьма продвинутое законодательство, напрямую имеющее отношение к государственно-частному партнерству, - это Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск. Более чем в 30 регионах приняты соответствующие региональные законы, позволяющие бизнесу и власти взаимодействовать в государственно-частном партнерстве. Но, к сожалению, из, наверное, сотни, если не больше, проектов, которые могли бы быть реализованы, мы видим, что большая их часть пока находится на уровне "хотелок". Это неполноценные проекты, их нельзя публично представлять на конкурсы, они не являются привлекательными для частного бизнеса. И поэтому, конечно, роль кафедры, роль институтов развития состоит в том, чтобы и частный бизнес, и власти на различных уровнях готовить к компетентному, профессиональному формированию проектов, к совершенствованию законодательства.

КОРР.: И все-таки, наверное, нужно напомнить отрасли, которые могут быть интересны для государственно-частного партнерства, и те проекты, которые сейчас реализуются, в том числе с помощью Внешэкономбанка, - инфраструктурные проекты.

Владимир ДМИТРИЕВ: Говоря о проектах, первые два крупных проекта, основанные на принципах государственно-частного партнерства в таких масштабных секторах, - это инфраструктурные проекты - это платная дорога Москва - Санкт-Петербург, это обход Одинцово, это проекты здравоохранения и образования, которые в скором времени начнут реализовываться в Ханты-Мансийске, это инфраструктурные проекты в Санкт-Петербурге - Орловский тоннель, Северо-Западный диаметр. Это, кстати, масштабный проект, который реализуется в Ростове-на-Дону - "Вода Ростова", где участвует инвестиционный фонд, где участвуют региональные власти и частный инвестор, это проект, связанный с водоканалом, с водоотводом, с водообеспечением. И в конечном итоге он даст возможность построить целый микрорайон на лучших принципах государственно-частного партнерства и международных практик.

КОРР.: Для реализации всех этих проектов необходимы существенные средства. Внешэкономбанк, кроме того, что активно эти средства выделяет, прибегает и к заимствованиям. В этом направлении вы создали сразу несколько прецедентов, я имею в виду рекордно синдицированный кредит почти в 2,5 миллиарда долларов и рублевый кредит, привлеченный из-за рубежа английским банком HSBC, в 160 миллионов евро. Для чего? Закончились свои деньги, как их отдавать, на что их тратить? Вот сразу несколько вопросов возникает в этой связи.

Владимир ДМИТРИЕВ: К сожалению, но это является известной международной практикой. Институты развития свою работу и финансирование инвестиционных проектов базируют либо на уставном капитале, либо на заемных средствах. Дешевых средств клиентов в пассивах Внешэкономбанка нет, в отличие от других банков с государственным участием. Поэтому для нас любой ресурс - это платный, причем платный рыночный, поэтому те привлечения, о которых Вы упомянули, являются примером такой работы с нашими кредиторами. Синдицированный займ в размере 2 миллиардов 450 миллионов трехлетний, по своим финансовым условиям он беспрецедентен для российского рынка и по своему объему, и по ставке - это либор плюс 130 базисных пунктов. По таким благоприятным условиям никто из российских заемщиков до сих пор не размещался. Средства пойдут на финансирование наших проектов, в том числе в сфере государственно-частного партнерства, хотя, конечно же, мы говорим и о проектах более масштабных в различных отраслях экономики.

КОРР.: Вы по конкретному списку еще не определились?

Владимир ДМИТРИЕВ: Дело в том, что все это вливается в общую кассу и бюджет и идентифицировать конкретно проекты, которые будут финансироваться из этого источникам, конечно, не представляется возможным. Но у нас, как говорится, "пай плэн" достаточно большой - это более триллиона рублей и, разумеется, часть из этих проектов начнут реализовываться, я имею в виду, финансирование откроется уже в этом году, поэтому, конечно, мы задействуем этот источник. Другой проект, о котором Вы сказали, - заимствование в размере 160 миллионов евро. В целом, проект больше 600 миллионов евро. Эти 160 миллионов были привлечены в рублях, эквивалент, я сказал, в евро. Это первая сделка подобного рода, когда иностранный банк при поддержке страхового агентства - речь идет о банке HSBC и о датском страховом агентстве, мы подписали это соглашение во время визита Председателя Правительства нашей страны Владимира Владимировича Путина в Данию. Это первый уникальный проект и направлен он будет, эти средства будут направлены на финансирование строительства крупного - более 3 миллионов тонн производства - цементного завода в Калужской области.

КОРР.: А выдавать кредиты в рублях зарубежным партнерам сейчас, наверное, выгодно с учетом тенденции укрепляющегося рубля. Сейчас может быть эта практика продолжена в дальнейшем?

Владимир ДМИТРИЕВ: Это так, особенно, когда у банков есть рублевая ликвидность, и они охотно идут на предоставление кредитов в рублях. Но привлекательность этой сделки состоит в том, что в новом сегменте рынка заимствований создаются условия для более масштабного использования рубля в наших взаимоотношениях с иностранными банками для финансирования проектов внутри страны. Это лишь часть той работы, которая связана с формирование в Москве международного финансового центра, регионального финансового центра, и превращения рубля в региональную валюту расчетов.

КОРР.: По поводу синдицированного кредита хотела уточнить, Владимир Александрович. Три года - все-таки маленький срок. Как его отдавать?

Владимир ДМИТРИЕВ: Практика предоставления синдицированных кредитов такова, что поскольку синдикация предполагает наличие множества иностранных партнеров и договоренности, как правило, не распространяются на горизонт свыше 3-х, максимум 5 лет. Для этого существует рынок капиталов, совершенно другой сегмент инвесторов, которые готовы играть в «длинную». И в этом смысле наш пример, когда в прошлом году мы разместили облигации 5-ти, и 7-и, и 10-и, и 15-летние, говорит о востребованности российского рынка и о готовности инвесторов вкладываться в «длинную».

КОРР.: И в продолжение темы стимулирования инвестиционной привлекательности России. А в какой стадии сейчас идея о создании Агентства по страхованию экспортных инвестиций?

Владимир ДМИТРИЕВ: Правительство внесло в думу законопроект о внесении поправок в закон о "Банке развития" с тем, чтобы на базе этого закона и поправок к нему, было создано в качестве стопроцентной "дочки" Внешэкономбанка Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. В данном случае мы говорим об экспортных кредитах и инвестициях, направленных на продвижение российского промышленного экспорта и поддержание инвестиционных устремление российских компаний за рубежом. Так вот, профильный комитет Государственной Думы рассмотрел этот законопроект. Есть надежда на то, что в самые ближайшие дни он пройдет первое чтение. И, мне кажется, все участники этого процесса, по крайней мере, насколько мне известно из бесед и постоянных контактов и в Думе, и Совете Федерации, все участники этого процесса заинтересованы в том, чтобы в весеннюю сессию этот закон прошел все слушания и был внесен президенту на подпись.

КОРР.: Владимир Александрович, и степень готовности Фонда прямых инвестиций.

Владимир ДМИТРИЕВ: Российский Фонд прямых инвестиций, мы рассчитываем, будет создан к Петербургскому экономическому форуму. На этот счет приняты соответствующие решения Наблюдательного совета, которые принимались в соответствии с поручениями, данными Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Решения эти имеют отношение, во-первых, к руководителю управляющей компании этого фонда - им становится Кирилл Дмитриев, известный в инвестиционных кругах специалист, профессионал, имеющий, во-первых, хорошее зарубежное образование, - у него за плечами два американских университета, во-вторых, это человек, отвечающий тем требованиям, которые мы согласовывали и с иностранными инвесторами для того, чтобы фигура во многом соответствовала работе на таком профессиональном уровне. Мы на Наблюдательный совет вынесли и согласовали инвестиционную декларацию и остальные документы, необходимые для того, чтобы управляющая компания была зарегистрирована, и мы могли формировать соответствующие органы корпоративного управления. Исходим из того, что этот фонд, а точнее управляющая компания будет работать, основывая свою деятельность на лучших международных практиках, будет функционировать инвестиционный комитет, Совет директоров, Наблюдательный совет. Во все эти органы будут приглашаться специалисты, известные рынку. По нашему глубокому убеждению, и эта позиция поддерживается иностранными партнерами создаваемого фонда. Фонд должен быть изолирован от какого-то бы  ни было административного влияния. Он должен работать, исходя из принципов надежности инвестиций, окупаемости и, что тоже поддерживается иностранными партнерами, его направления деятельности должны соответствовать основным направлениям модернизации и инновационного развития российской экономики. Самое главное, что идея, изначально заложенная в фонде, об участии фонда в проектах, привлекательных для иностранных инвесторов, при соотношении рубль из фонда - минимум 2-3 рубля из иностранных фондов, но идеальное соотношение 1 к 5. Будь то суверенные либо фонды прямых инвестиций, - эта идея поддерживается нашими потенциальными партнерами. Сейчас в Москве находится представительная команда и руководство суверенных фондов зоны Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Китая, фондов прямых инвестиций, известных фондов прямых инвестиций из Америки и Великобритании. У нас максимальное понимание, мы говорим на одном общем языке - на профессиональном языке, и это вселяет дополнительный оптимизм в то, что фонд не только будет создан к Петербургскому форуму, но уже в этом году он начнет свою активную работу.

КОРР.: И тогда у меня последний вопрос, Владимир Александрович. Каждый год в середине июня в Петербурге вы говорите, вы и участники Петербургского экономического форума, говорят о деловом климате и инвестиционной привлекательности России. Если сравнить 2008 и 2011 годы, как Вы оцениваете ситуацию сейчас?

Владимир ДМИТРИЕВ: Говоря о России июня 2008 года, конечно же, инвесторы и мы понимали, что, будучи частью глобального рынка, глобальной экономики, глобальных финансовых рынков, Россия неизбежно окажется под влиянием уже в то время очевидного для Запада кризиса, финансового, в том числе. Сейчас есть уверенность в том, что по прошествии трех лет мы из этого кризиса выходим. Хотя экономика восстановилась не полностью, но, что называется, по своей кафедре  я могу сказать, что деловой климат оживает, безусловно. Мы видим нарастающее число очень интересных проектов.

КОРР.: Если дорога выбрана правильно, главное с нее не сворачивать. Я благодарю Вас за это интервью и желаю успеха.

Владимир ДМИТРИЕВ: Спасибо.

Назад

Интервью Председателя Внешэкономбанка В.А. Дмитриева телеканалу "Россия 24". (Москва, "Неделя Российского бизнеса 2011")

21 апреля 2011 года
#Публикации
Назад

Телеканал "Россия 24",
МНЕНИЕ,
21.04.2011, 23:21

 

ВЕДУЩИЙ: Вас ждет интервью с главой Внешэкономбанка Владимиром Дмитриевым о Фонде прямых инвестиций, который планируется запустить уже этим летом, и его задачах.

Эвелина ЗАКАМСКАЯ: Здравствуйте, Владимир Александрович, спасибо, что нашли нас время.

Владимир ДМИТРИЕВ, председатель ГК "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)": Добрый день.

Эвелина ЗАКАМСКАЯ: В диалоге власти и бизнеса наметилась в последнее время устойчивая тенденция: государство ждет прямых инвестиций и ждет повышения деловой активности. На Ваш взгляд, что может способствовать этому, какие шаги со стороны государства, со стороны бизнеса? И как в этом участвует Внешэкономбанк?

Владимир ДМИТРИЕВ: Для нас тема инвестиционной привлекательности России и привлечения инвестиций является одной из ключевых в основных направлениях нашей деятельности. Поэтому, конечно, мы вовлечены в этот процесс. Из того, что в последнее время предлагается сделать, и на наш взгляд, существенно должно привлекательность инвестиционную России увеличить, это конечно же, создание Фонда прямых инвестиций. Президентская инициатива, которая была и в прошлом году озвучена, и в этом году, получила новые импульсы, в том числе в ходе выступления Дмитрия Анатольевича Медведева в Давосе. В конечном итоге выросло в поручение Внешэкономбанку, правительству, рабочей группе по созданию Международного финансового центра в Москве, к Международному экономическому форуму в Санкт-Петербурге, реализовать практически все мероприятия по созданию такого Фонда прямых инвестиций. Мы считаем, что вполне реально добиться привлечения существенных средств иностранных, да и российских инвесторов в российскую экономику под флагом того, что государство берет на себя ответственность по разделению рисков с частным инвестором. Причем соотношение 1:5 как минимум. А те проекты, в которые Фонд будет инвестировать, то есть один рубль фонда - пять рублей частных инвестиций, иностранных и российских, причем в те сектора экономики, - и в этом смысле наши переговоры с инвесторами показали, что они для них также являются привлекательными, - в те сектора экономики, которые являются приоритетными с точки зрения модернизации и инновационного развития России.

Эвелина ЗАКАМСКАЯ: Что можно ответить на критику о том, что фонд слишком маленький, слишком маленькие суммы туда закладываются?

Владимир ДМИТРИЕВ: Я думаю, что те, кто относится пока скептически к этому, ну наверное, не совсем понимают специфику работы фонда прямых инвестиций, поскольку речь идет в общей сложности о 10 миллиардах, которые государство готово в течение пяти лет выделить на формирование этого фонда. Разумеется, это проекты, каждый из которых не менее 100-150 миллионов долларов, требуют серьезной подготовки. И конечно, в одночасье мы не сформируем так называемый пайплайн, который будет понятен для инвесторов и в который они готовы будут инвестировать большие ресурсы. Но тем не менее мы рассчитываем, что до конца этого года фонд в размере порядка 2 миллиардов долларов будет сформирован, и мы начнем до конца года представлять на рассмотрение инвестиционного комитета управляющей компании соответствующие предложения. Говоря о том, что "мы", я имею в виду прежде всего управленцев этого фонда, управляющие компании. Потому что ни государство, ни Внешэкономбанк не намерены администировать этим фондом, он должен структурирован быть таким образом, чтобы у инвесторов была полная уверенность в самостоятельном принятии решения. Но разумеется, будут и другие формы управления этим фондом. Я сказал об инвестиционном комитете, мы намерены и серьезный Наблюдательный совет предложить, и международный экспертный совет с тем, чтобы работа фонда была прозрачной и понятной для частных инвесторов.

Эвелина ЗАКАМСКАЯ: Посмотрите, какое уникальное положение у Внешэкономбанка. С одной стороны, ВЭБ сам инвестор и ищет проекты, куда можно вкладывать деньги внутри страны. С другой стороны, Вы привлекаете инвестиции из-за рубежа. Поэтому Вы можете оценить ситуацию со всех сторон. Что Вы можете сказать?

Владимир ДМИТРИЕВ: В этом есть большая доля правды. Мы скорее не инвестор, а предоставляем кредитное плечо крупным инвестиционным проектам. Хотя в отдельных ситуациях мы выступаем и в качестве инвестора, и участвуем в капитале компаний. Действительно, для нас эта позиция во многом уникальна. Но уникальность связана с преимущественной такой позицией. Мы все-таки организация государственная, у нас Наблюдательный совет, возглавляемый по закону председателем правительства и формируемый из вице-премьеров и министров профильных для нашей деятельности министерств, по сути дела определяет политику Внешэкономбанка. И она, разумеется, реализуется в русле основных направлений экономической политики государства. И конечно же, наличие в качестве партнера Внешэкономбанка для иностранных и российских инвесторов дает серьезную уверенность в том, что сопровождая проекты, мы во многом будем помогать инвесторам в непростой инвестиционной среде, в совместном выборе приоритетных проектов, которые бы отвечали не только настроениям инвесторов, но и были бы привлекательны и важны для российской экономики. Разумеется, мы имеем в виду проекты, которые с точки зрения привлекательности для инвесторов приносили бы им существенный доход. Мы ориентируемся на доходность в размере 15-20 процентов, что на самом деле...

Эвелина ЗАКАМСКАЯ: Это немало.

Владимир ДМИТРИЕВ: Вполне, вполне серьезны для инвесторов, вкладывающихся в развивающиеся рынке, это серьезные параметры.

Эвелина ЗАКАМСКАЯ: Сегодня активно развивается дискуссия о присутствии государства в бизнесе. Я бы хотела Вас спросить о возможностях и перспективах государственно-частного партнерства. Потому что очевидно, что сейчас для инвесторов все-таки присутствие государства - это некая гарантия стабильности.

Владимир ДМИТРИЕВ: Для нас тема государственно-частного партнерства тоже не нова и является одной из приоритетных в основных направлениях нашей деятельности. Мы с Вами и по этой теме неоднократно разговаривали, и Вы в курсе, что в ВЭБе создан центр, центр государственно-частного партнерства, который стал по сути дела квазифедеральной структурой, помогающей региональным, муниципальным властям в структурировании прежде всего инфраструктурных проектов, проектов на принципах государственно-частного партнерства. Совсем недавно мы пошли дальше в реализации этого направления. Мы создали специальный фонд поддержки проектов, которые реализуются в рамках государственно-частного партнерства. Решением набсовета на эти цели ежегодно ВЭБ будет выделять 2 миллиарда рублей, и они будут направляться на предпроектные работы, разработку проектно-сметной документации, с тем чтобы заместить региональные и муниципальные бюджеты, испытывающие определенные бюджетные напряжения. С тем, чтобы сформировать проект и потом выставить его на конкурс для потенциального инвестора, компенсировав за счет последующих инвестиций затраты Внешэкономбанка. Мы уже сформировали пакет первых проектов в отдельных регионах. Дополнительно, кстати, к этим 2 миллиардам на 2011 год для Москвы выделены 900 миллионов рублей. Мы входим в специально созданную у нас при Московском правительстве рабочую группу, где проходит селекция проектов в рамках государственно-частного партнерства. Ну и с другой стороны, в целом идея государственно-частного партнерства пусть медленно, но достаточно уверенно пробивает себе дорогу. Мы видим, как реализуются крупные инфраструктурные проекты, основанные на государственно-частном партнерстве. Это платная дорога Москва - Санкт-Петербург на участке 1558, обход Одинцова, это Пулковский аэропорт ну и целый ряд других проектов. Поэтому идея исключительно правильная, есть достаточно много примеров в других странах, где многие инфраструктурные проекты реализуются именно на этих принципах.

Эвелина ЗАКАМСКАЯ: Ну и наверное, перспективны венчурные, инновационные проекты именно для этой формы сотрудничества?

Владимир ДМИТРИЕВ: Безусловно, безусловно. И вот в этой сфере, конечно, важно отметить наше соглашение о сотрудничестве с ведущими государственными и частными организациями, работающими в венчурной и инновационной среде. В прошлом году подписано было соглашение о сотрудничестве, где участвуют Внешэкономбанк, Роснано, Российская Венчурная компания, Фонд поддержки малых форм предпринимательства в инновационной сфере, и еще целый ряд организаций являются членами, участниками этого соглашения. Буквально несколько недель назад к нему подключился фонд "Сколково". И здесь мы пошли по примерно такому же пути, как и в плане поддержки инфраструктурных проектов, основанных на государственно-частном партнерстве в муниципальной, региональной сфере. Мы собираемся представить на Наблюдательный совет предложение о создании специального фонда, который бы занимался поддержкой венчурных проектов на предпроектных стадиях. То есть это стадия проработки соответствующей документации и финансирования проектно-сметной документации с тем, чтобы потом обеспечить коммерциализацию того или иного инновационного проекта. Эти проекты связаны исключительно со "Сколково", и мы считаем, что для частных предпринимателей, работающих в инновационной сфере, вот такая поддержка на нулевой стадии окажется исключительно важной.

Эвелина ЗАКАМСКАЯ: Ну и последний вопрос, Владимир Александрович. А Вы верите в идею Международного финансового центра в Москве? Казалось бы, нет видимых преимуществ Москвы по сравнению с Лондонской или Гонконгской биржей. Каким компаниям мы можем быть интересны...

Владимир ДМИТРИЕВ: Ну если бы я не верил в эту идею, то конечно бы, не являлся одним из проводников ее. И здесь у нас в стране, и за рубежом. Ряд сотрудников нашего банка входят в соответствующие подразделения рабочей группы по созданию Международного финансового центра. И наша деятельность, в том числе та, о которой я говорил, по созданию современной инфраструктуры и механизмов ее финансирования, направлены в том числе, если мы говорим о Москве, в том числе на формирование Международного финансового центра. Конечно, нужно многое еще сделать. Речь идет не только о транспорте, о социальных аспектах, о финансово-экономических аспектах - таких как создание единого депозитария, объединения бирж, создание привлекательного финансово-инвестиционного климата, и другие аспекты исключительно важны. И мне в общем достаточно комфортно в этом смысле, потому что то, что нужно делать для создания Международного финансового центра, во многом совпадает с приоритетными направлениями деятельности Внешэкономбанка.

Эвелина ЗАКАМСКАЯ: Спасибо.

Владимир ДМИТРИЕВ: Спасибо.

 

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.