Интервью Директора Департамента инфраструктуры Внешэкономбанка Михаила Полубояринова журналу «СНИП»

23 июня 2011 года
#Публикации
Назад

«Наша задача – обеспечивать равномерное развитие страны»

Бизнес считает сферу инфраструктурного строительства непонятной, в большинство ее сег­ментов идет неохотно, механизмы по стимулированию инвестиций в нашей стране рабо­тают слабо. Решить ее проблемы без участия государства в настоящий момент невозможно. О механизмах этого участия «СНИПу» рассказал директор Департамента инфраструктуры Внешэкономбанка Михаил Полубояринов.

 - Михаил Игоревич, расска­жите о принципах участия Внешэ­кономбанка в инвестиционных проектах в сфере строительства инфраструктуры.

— Начну с того, что инфраструктура — это основа и двигатель экономического роста. Создавая ее, мы получаем колоссальный мультипликативный эффект: не только новые крупные инвестпроекты, но и развитие малого бизнеса, сферы услуг и в итоге — качественное улучшение жизни людей. Вот что для нас важно, и вот почему во Внешэкономбанке так много внимания уделяется модернизации и развитию инфраструктуры.

При этом как институт развития мы не имеем права конкурировать с занимающимися инфраструктурой коммерческими организациями. Впрочем, этого и не происходит ввиду того, что они финансируют более рентабельные и зачастую менее социально значимые проекты. Чаще всего это проекты с небольшим сроком окупаемости. Мы же, прежде всего, выбираем те, которые нужны для комплексного развития целых городов и регионов и опять-таки потенциально несут в себе мультипликативный эффект.

Реализация инвестиционных проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, включая развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а также туризма, согласно Меморандуму о финансовой политике Внешэкономбанка, является одним из основных направлений нашей инвестиционной деятельно­сти. В целом наша задача — помогать обеспечивать равномерное развитие страны. Есть даже такой негласный принцип, что Внешэкономбанк должен обязательно поучаствовать в одном или нескольких инфраструктурных проектах в каждом субъекте РФ. При этом приоритет отдается слаборазвитым территориям: в богатые и успешные регионы, в которых достаточно качественных и прибыльных инфраструктурных проектов, мы идем в последнюю очередь.

 - Какие проекты ВЭБа наиболее значимы?

— Из того, что сейчас на слуху, это, конечно же, стройки предолимпийского Сочи. В частности, мы финансируем строительство первоклассного горнолыжного курорта Роза Хутор — при его общей стоимости 50,5 млрд рублей вкладываем 21 млрд. 4,9 млрд рублей Внешэкономбанк планирует инвестировать в строительство гостиницы для размещения представителей МОК в Имеретинской низменности. Еще 15,5 млрд составят вложения в создание основной Олимпийской деревни, а 11,8 млрд — в спортивно-туристический комплекс «Горная карусель». К Олимпиаде, как известно, возводится не только спортивная инфраструктура. Мы также финансируем завершение строительства аэропорта Сочи и грузового порта в устье реки Мзымта, инфраструктура которого со временем может быть переориентирована на яхтинг.

- «Когда у нас говорят об инфраструктуре, все обычно сводится к Сочи, саммиту АТЭС, футбольному ЧМ-2018… Вы же говорили, что цель Внешэкономбанка — обеспечивать равномерное развитие…

— Олимпиада сегодня — одна из важнейших государственных задач. Для нас дело чести довести финансирование ее строительства до конца. Поэтому я и начал перечисление с проектов в Сочи. На самом же деле — проектов море, и по самым разным направлениям.  Самые мощные, крупные — это строительство Западного скоростного диаметра (движение уже открыто) и новой автодороги Москва — Санкт­Петербург. Десятимиллиардный кредит выделен нами на 15 лет на реконструкцию аэропорта Пулково.  Если, например, говорить о жилых проектах, то мы участвуем в комплексной застройке микрорайона Академический в Екатеринбурге — там со временем поселятся 325 тыс. человек. Мы уже давно финансируем  проект строительства и реконструкции объектов водоснабжения в Ростове-на-Дону и рассматриваем аналогичные проекты в Краснодарском крае (участие банка — 4,2 млрд и 7,5 млрд рублей соответственно). Недавно открылся профинансированный нами транспортно-логистический центр «Янино» в Ленинградской области. 3,7 млрд рублей — объем участия банка в строительстве Орского вагонного завода в Оренбургской области. 2,7 млрд рублей будет вложено в реконструкцию предприятия по производству крупного вагонного литья на мощностях ООО «ВКМ­Сталь». Мы строим электростанции в Вологде, Астрахани, Великом Новгороде. Нашим стратегическим партнером является компания «РусГидро», с которой мы рассматриваем проекты в сфере малой гидроэнергетики. Сейчас прорабатывается вариант финансирования сети примерно из 60 малых гидростанций в Карелии и Ленинградской области. Финансируем и рекреационную инфраструктуру, в частности строительство гостиниц в Геленджике и курорта Золотое Кольцо в Ярославской области.

- Внешэкономбанк готов взять на себя финансирование нерентабельных, но социально значимых проектов, например дорожных?

— Нет. Безубыточность — один из принципов нашей работы, это прописано в Меморандуме финансовой политики банка. Поэтому любые проекты, в том числе дорожные, мы тщательно анализируем, строим их финансовые модели. Если мы видим какие-то перспективы, то дальше уже подбираем способ реализации: гдето требуется дополнительная господдержка, где-то подходит концессионное соглашение.

- Рассказажите об этом подробнее: какие схемы финансирования проектов использует ВЭБ, как он взаимодействует с партнерами: бизнес-структурами, властями ит.д.

— Наши схемы чаще всего предполагают прямое проектное финансирование. То есть во многих случаях баланс инициатора проекта напрямую не задействуется. Но одним из основных условий при этом является наличие у заемщика банка собственных средств в объеме не менее 30% от

стоимости проекта и опыт реализации аналогичных проектов. Ведь очень часто бывает так: приходит крупная компания, которая хочет построить гидроэлектростанцию (завод, дорогу), но, поскольку она уже перекредитована, ей непозволительно брать новые кредиты. А между тем проект может быть хорошим, нужным, имеющим высокий потенциальный спрос… В таких случаях мы проводим дополнительную экспертизу, и если проект действительно необходим государству, то для его реализации создается отдельное предприятие с чистым балансом. Акции этого предприятия передаются в залог ВЭБу, и все, что строится в процессе сотрудничества, также становится залоговой массой кредитора. В дальнейшем же мы просто следим за тем, чтобы в процессе работы, например, электростанция возвращала выделенные средства. У нас различные принципы приотборе проектов. Так, например, в сфере ЖКХ в качестве заемщикаможет выступить любое крупное хозяйство, например коммунальное. Так, под риск «Водоканала» в Ростове или Екатеринбурге мы вполне можем дать средства на строительство водоотведения, а компании-заемщики потом будут сами собирать тарифные платежи и надбавки к тарифам и за счет этого возвращать заемные средства. Второй принцип — мы можем открыть финансирование строительства инфраструктуры под поручительство солидной компании.

 Какие требования к экономическим критериям проекта предъявляются? Каким он должен быть, чтобы вписаться в инвестиционную модель банка? Каковы условия сотрудничества?

— Главный критерий любого инфраструктурного проекта — он должен соответствовать Меморандуму о финансовой политике Внешэкономбанка. Там очень много требований и по отраслям, в которых мы реализуем проекты, и по экономическимпараметрам: как я отмечал выше, срок окупаемости — не менее пяти лет, общая стоимость проекта не должна быть меньше 2 млрд рублей. Если предлагаемый проект соответствует Меморандуму, то мы проводим анализ, определяем его социальную значимость и важность для государства, смотрим на окупаемость, прорабатываем механизмы закрытия рисков. Если срок окупаемости — пять лет и меньше, то он, скорее всего, будет интересен коммерческим структурам, а мы, как я уже говорил, конкурировать с ними не должны. Поэтому мы берем проекты с более длинной возвратностью. У нас есть и 20-летние кредиты. Для нас также важны наличие собственных средств у заемщика, его способность вложить 30% от общего объема финансирования проекта. Остальное добавляет банк.

 - Можете назвать основные препятствия (правовые, организационные, технические, ментальные) для реализации планов банка по устранению инфраструктурных ограничений в масштабах страны, регионов, отдельных территорий?

— Пожалуй, главные препятствия вы уже сами назвали: правовые, организационные, технические, ментальные. В дополнение к этому приведу еще один пример: во многих сегментах ЖКХ нашим требованием является поддержка проекта муниципалитетами. Нужно и их бюджетное участие, в том числе в закрытии рисков тарифного регулирования, и установление долгосрочных линеек тарифов и/или надбавок к ним. Но необходимо понимать: большинство территорий не могут себе позволить ежегодного роста тарифов более чем на 15% — население не осилит. Особенно это касается дотационных регионов, где доходы у людей маленькие, а ситуация с состоянием ЖКХ наиболее плачевная, все нуждается в безотлагательной модернизации. Муниципалитету в эти 15% роста приходится закладывать все, что можно. Эффект от привлечения долгосрочных кредитов в модернизацию инфраструктуры оказывается наиболее заметным именно для таких регионов, которые, снижаянагрузку на тарифы, позволяют на несколько лет растягивать тарифную нагрузку от инвестиций и заменять единовременное включение в тариф т. н. инвестиционной составляющей на надбавку, идущую на погашение кредита и процентов по нему. И чем дольше срок кредита, тем ниже давление на тарифы. Мы, естественно, ни в коем случае не выступаем за опережающий рост тарифов на услуги ЖКХ, но проблема, тем не менее, есть, и муниципалитеты должны быть готовы направлять на ее решение бюджетные ассигнования.

 - Можете ли Вы охарактеризовать нынешний инвестиционный потенциал разных инфраструктурных направлений? Какова их приблизительная емкость?Сколько готов вложить ВЭБ?

— На 1 мая 2011 года органами управления Внешэкономбанка приняты решения по его участию в финансировании различных инфраструктурных проектов в размере 57,8 млрд рублей. При этом их общая стоимость составляет 176,2 млрд рублей. Если по направлениям — то на финансирование транспортной инфраструктуры будет направлено 38,6 млрд рублей, 7,2 млрд пойдет на энергетическое машиностроение и 12 млрд рублей — на энергетическую инфраструктуру. Общая стоимость инфраструктурных проектов, по которым на 1 мая текущего года Внешэкономбанком открыто/завершено финансирование (с момента создания государственной корпорации) составляет 540,9 млрд рублей, участие Внешэкономбанка — 322,8 млрд рублей.

В рамках поддержки экспорта ВЭБ участвует в финансировании проекта модернизации электрических сетей Республики Армения. Общая стоимость проекта составляет 2,2 млрд рублей, участие банка —918,2 млн рублей. Как видите, все проекты, которые финансирует ВЭБ, имеют принципиальное значение для развития страны. С нашей помощью государство решает архиважные задачи, которые в условиях рыночной экономики никто другой решать не может.

Назад

Интервью Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева информационному агентству «РИА Новости».

2 июня 2011 года
#Публикации
Назад

© РИА Новости
18:08 02/06/2011



УК Российского фонда прямых инвестиций получила прописку

МОСКВА, 2 июн - РИА Новости. Управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) в четверг была зарегистрирована ФНС, рассказал в интервью РИА Новости глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев.

РФПИ создается по поручению президента РФ. Глава государства заявил о намерении создать фонд еще на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе. РФПИ создается на базе ВЭБа с объявленным капиталом в 10 миллиардов долларов. Через механизм соинвестиций предполагается привлечь в ключевые сектора российской экономики до 50 миллиардов долларов прямых инвестиций.

"Сегодня в налоговой инспекции зарегистрировали управляющую компанию. Мы идем с опережением графика", - отметил глава ВЭБа.

Следующим этапом станет регистрация фонда в ФСФР, добавил Дмитриев.

По его словам, отрасли, в которые будет инвестировать фонд, определены: биотехнологии, телекоммуникации, агросектор, инфраструктура, инновационная энергетика и другие.

Вместе с тем фонд не будет ограничиваться только приоритетными отраслями, уточнил глава ВЭБа. Это должно развеять опасения потенциальных инвесторов в ориентированности РФПИ на стратегические государственные проекты в ущерб доходности.

Инвестиционные сделки могут быть инициированы как РФПИ, так и иностранным инвестором. В обоих случаях соинвесторы получают доступ к due diligence РФПИ, но проводят самостоятельный анализ инвестиционной возможности и принимают решения независимо от РФПИ.

В случае с РФПИ большая часть средств, порядка 80%, пойдет в российские проекты, а 20% - в зарубежные, но только в те, которые дают встречную синергию, трансфер технологий, имеющие российскую направленность, сказал глава ВЭБа.

Ожидаемый срок выхода из инвестиций - через пять-семь лет.

"Я уверен, что до конца года фонд сделает первые инвестиции", - отметил Дмитриев.

Финансирование

В этом году на формирование фонда будет выделено 62 миллиарда рублей из бюджета. "На этот счет есть соответствующее правительственное решение", - объясняет Дмитриев.

"Мы исходим из того, что взнос в фонд будет осуществлен ближе к сентябрю, и к этому времени мы должны отработать все механизмы с Минфином", - отметил глава ВЭБа.

РФПИ будет работать с двумя типами соинвесторов: долгосрочными финансовыми (суверенные инвестфонды, пенсионные и страховые компании, фонды прямых инвестиций с активами под управлением свыше 1 миллиарда долларов) и стратегическими (ведущие отраслевые компании с рыночной капитализацией свыше 1 миллиарда долларов).

Инвестиции будут осуществляться только при наличии соинвестора или группы соинвесторов в пропорции не менее один к одному (соинвестор/РФПИ).

"Требуемый минимальный уровень доходности (проектов) мы еще не обсуждали", - говорит глава ВЭБа.

Временно свободные средства РФПИ будут размещаться в высоколиквидные зарубежные ценные бумаги.

Управление

"Сейчас уже начался тот этап, когда можно формировать команду, наполнять
уставный капитал и презентовать фонд инвесторам", - сообщил глава ВЭБа.

Уставный капитал управляющей компании (УК) РФПИ составляет 300 миллионов
рублей.

Управление фондом будет трехуровневым. Наблюдательный совет, в частности, вырабатывает инвестиционную стратегию и одобряет крупные сделки. В функции инвестиционного комитета входят рассмотрение и принятие инвестиционных решений, а также детальное обсуждение предложений исполнительного менеджмента. На третьем уровне - гендиректор и правление фонда.

Гендиректором РФПИ назначен Кирилл Дмитриев из фонда прямых инвестиций Icon Private Equity.

"На нынешнем этапе важно сформировать наблюдательный совет, в компетенции которого будет утверждение инвестиционных сделок с определенного порога, который еще не установлен. Это прерогатива наблюдательного совета", - рассказал глава ВЭБа.

Уникальный фонд

Как говорит Дмитриев, создаваемый в России фонд - уникальный.

"РФПИ лишь тогда финансирует проект, когда есть соинвесторы. В этом его уникальность. Это представление разделяется большинством из тех, кто имеет отношение к фонду, в конечном итоге мы должны стремиться к тому, чтобы инвестор приходил без поддержки государства", - отметил глава ВЭБа.

"Мы пока вынуждены идти таким путем, понимая, что в России не все еще до конца понятно (иностранному) инвестору с точки зрения разделения рисков, сопровождения проектов. Квазигосударственные структуры иностранным инвесторам нужны", - признал он.

"Как правило, суверенные фонды создаются для инвестирования за рубежом, либо, и это характерно для стран Персидского залива, часть средств идет на формирование фондов, ориентированных на инфраструктуру внутри страны. Но в этих странах для реализации проектов соинвесторы не привлекаются", - пояснил Дмитриев.

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.