Интервью Директора Центра ГЧП Внешэкономбанка Александра Баженова Российской Бизнес-газете

12 июля 2011 года
#Публикации
Назад

Условия для роста
Развитие инфраструктуры невозможно без использования механизмов взаимодействия власти и бизнеса

"Российская Бизнес-газета" - Государственно-частное партнерство №805 (23)
12.07.2011, 00:47

В странах с развитым и развивающимся рынком проектов государственно-частного партнерства при участии государства работают специализированные центры ГЧП - организации, которые развивают инструменты ГЧП, стандартизируют их, оказывают поддержку региональным и местным органам власти по внедрению механизмов ГЧП для развития инфраструктуры. В России это Центр ГЧП Внешэкономбанка. Директор Центра ГЧП Внешэкономбанка Александр Баженов рассказал "РБГ" о том, какие проблемы решает Центр.

РГ: Александр Владиславович, расскажите, как работает ГЧП в стране.

Баженов: На сегодняшний день в России существует три категории центров государственно-частного партнерства. Первые - консультационные компании. Они, как правило, оказывают специализированные юридические или экономические услуги по подготовке проектов ГЧП, некоторые компании имеют такой опыт, другие - нет, но они пытаются найти для себя предмет для бизнеса на формирующемся рынке. Есть общественные организации, например, Центр развития ГЧП, задачей которого является понять, что сдерживает развитие ГЧП в России, какого рода национальная модель ГЧП должна развиваться, в чем ее особенности, как ее сформировать. У Внешэкономбанка есть практика участия в реализации инфраструктурных проектов, в том числе на условиях ГЧП. Для предоставления финансирования проекту ГЧП банку необходим корпоративный частный заемщик, который заключил с органом власти контракт на развитие инфраструктуры, который определяет права, обязанности, распределение рисков между сторонами. Поэтому формирование проектов ГЧП в первую очередь зависит от активности органов власти по организации проектов ГЧП. Чтобы региональные и муниципальные администрации могли формировать такие проекты, им необходимо развивать законодательство, собственные институты развития. Эти институты надо обеспечивать как квалифицированными кадрами, так и необходимым финансированием для подготовки проектов. Данной деятельности органов власти должна быть оказана поддержка. Внешэкономбанк как банк развития взял на себя задачу оказывать содействие регионам и муниципалитетам, а в отдельных случаях и федеральным органам власти по их деятельности по формированию долгосрочной политики и практики планирования, применения и реализации инструментов ГЧП. Такая деятельность не является российским изобретением. В странах с развитым и развивающимся рынком проектов ГЧП при участии государства работают специализированные центры ГЧП - организации, которые развивают инструменты ГЧП, стандартизируют их, оказывают поддержку региональным и местным органам власти по внедрению механизмов ГЧП для развития инфраструктуры. В Великобритании это Partnerships UK, во Франции - министерство экономики и финансов, в Германии - Partnerschaften Deutschland, в России - Центр ГЧП Внешэконом банка.

РГ: Вы полагаете, что в каждом регионе должен быть подобный филиал вашего центра?

Баженов: Мы не создаем филиалы. Мы считаем, что в каждом регионе должен существовать институт в составе органа власти, который занимался бы внебюджетным финансированием. К примеру, в Санкт-Петербурге работает комитет по инвестициям и стратегическим проектам, занимающийся подготовкой проектов, региональных законов, подзаконных актов. Фактически комитет развивает новый инструмент государственного управления - ГЧП. Мы же оказываем только содействие. В банк обращаются администрации с выражением заинтересованности в подготовке проекта ГЧП, но банк не ставит перед собой задачу во что бы то ни стало профинансировать этот проект. Финансировать будет та организация, к которой придет победитель конкурса, а победитель конкурса направится туда, где ему предложат наиболее привлекательные, выгодные условия.

РГ: Повезет тем территориям, где вменяемое руководство, где обученные кадры, где прислушаются к вашим советам. А что делать отсталым, дотационным регионам? Им ГЧП вообще никогда не светит?

Баженов: Если в дотационном регионе сильное политическое руководство, ничто не помешает развивать там государственно-частное партнерство. А мы готовы помогать. Конечно, в таком регионе сложнее формировать проекты ГЧП, потому что в нем совершенно другая экономика. Надо решать принципиальные проблемы, которые потребуют экспертизы, взаимодействия с федеральными органами власти. ГЧП предполагает, что государство и частный бизнес реализуют какой-то конкретный проект по развитию общественной инфраструктуры за счет внебюджетных источников, а потом государство ее выкупает. Откуда появляются средства на это? При реализации инфраструктурных проектов возникает дополнительная экономическая активность, возникают и дополнительные доходы бюджета, за счет которых можно рассчитаться за привлеченные средства.

РГ: Такой опыт есть?

Баженов: Да. Например, формируется проект комплексного развития в Тыве. Проект по развитию целого ряда месторождений, в том числе предполагающий строительство железной дороги, который собирались осуществить с использованием средств Инвестиционного фонда, сейчас перезапускается. Есть отличный проект ГЧП в Калужской области по созданию автокластера, который продемонстрировал эффективность данного подхода.

Кстати, на сегодняшний день Калужская область - один из лучших примеров регионов, которые демонстрируют успех в привлечении прямых иностранных инвестиций, развитии новых промышленных производств, создании дополнительных рабочих мест. Даже в условиях кризиса у производств, расположенных в автокластере, было порядка 20 тысяч вакансий и они искали способ построить дополнительные общежития для персонала. Очень часто российские депрессивные территории имеют конкурентные преимущества, но не могут их реализовать в силу того, что для этого нужно снять определенные ограничения, осуществить пилотный проект. Тот самый, который, наконец, продемонстрирует, что и в этом регионе можно заниматься развитием производства. Часто регионы не депрессивные, а недоинвестированные.

РГ: В ВЭБе наблюдательным советом принята программа финансового содействия подготовке проектов регионального и городского развития. Что туда входит?

Баженов: В программу входит не только коммунальная инфраструктура, мы вообще не придерживаемся принципа ЖКХ - не ЖКХ, важно, чтобы проекты соответствовали основным задачам модернизации страны. Необходимо решать экологические проблемы. Экология - это инфраструктура управления отходами, очистки сточных вод, в какой-то степени водоснабжения. Если для муниципалитета это ЖКХ, то для региона - экология. Мы содействуем решению проблем энергоэффективности - это проекты в сфере теплоснабжения и модернизации зданий, принадлежащих регионам и муниципалитетам. Третья задача - решение проблемы доступного жилья и промышленного роста, мы поддерживаем проекты по обеспечению инфраструктурой площадок под комплексную жилую или промышленную застройку. Четвертая задача - решение транспортных проблем. Пятая проблема - социальная инфраструктура: образование, здравоохранение, культура, спорт. И, наконец, шестая тема связана с инфраструктурой государственного управления. Чтобы оказывать эффективные государственные услуги, нужно создать многофункциональные административные центры, электронное правительство, в основе которых лежит инфраструктура широкополосного доступа в Интернет. Чтобы администрации подготовить качественные проекты и привлечь инвестиции, нужны средства. А денег в бюджете на подготовку проектов нет. Можно это сделать за счет внебюджетных средств, но как тогда быть с прозрачностью конкурса? Поэтому мы готовы поддерживать инициативы администраций по подготовке проектов. Решение наблюдательного совета банка заключается в выделении в течение пяти лет 10 миллиардов рублей на подготовку проектов, по 2 миллиарда в год. Причем это не грант, а инвестиция, предполагающая возврат затрат. Сейчас мы завершаем формирование механизма использования этих средств. В рамках недавно завершившегося Петербургского международного экономического форума банк подписал с рядом администраций соглашения о подготовке такого рода проектов, в которых зафиксированы наши намерения. Конкретные шаги должны делаться администрацией, например, по подготовке пилотных концессионных конкурсов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в Саратовской области, Красноярском крае, Свердловской области.

Хотя концессионная модель в российских условиях вещь недостаточно очевидная с точки зрения возможности привлечения инвестиций. Но если над ней не работать, то лучше она никогда не станет. Также мы подписали соглашение с Чеченской Республикой о подготовке проекта по строительству и модернизации инженерной инфраструктуры Грозного. Ведется работа по подготовке проекта по строительству железнодорожной магистрали Белкомур - это железнодорожная линия, которая должна связать север Урала с портами в Мурманске и Архангельске через Республику Коми. Ее реализация позволит более эффективно распределить грузопотоки, увеличить пропускную способность. В целом на сегодняшний день у нас в портфеле около 30-35 запросов администраций, по которым мы ведем работу.

РГ: И готовы дать деньги?

Баженов: Мы не даем рыбу, а предлагаем взять в руки удочку. Средства банка в рамках программы будут тратиться на приобретение консультационных услуг, связанных с формированием проекта. Это не означает, что мы подарим деньги и будем ждать, что же из этого получится. Обе стороны должны понимать, ради чего, что и в какие сроки должно быть осуществлено. Цель приобретения этих услуг не освоение денег, а формирование конкретного инвестиционно привлекательного проекта. Поэтому контроль за расходами на услуги ведем мы. Рассуждаем так: если вы хотите осуществить изменения в системе водоснабжения с привлечением частных инвестиций на условиях концессии, то давайте договоримся, какое техническое обследование должно быть сделано, и готовы его оплатить, если затраты к нам вернутся через 2-3 года или после проведения конкурса.

РГ: А у вас уже есть такие предложения?

Баженов: Такого рода запросы мы получаем от муниципальных и региональных администраций, дальше идет процесс согласования технических заданий, условий. Наша страна очень большая. С учетом того, что двадцать лет практически не велась деятельность по развитию инфраструктуры, тем более с привлечением внебюджетных инвестиций, то, безусловно, существует огромный пласт проблем. Но на сегодняшний день вопрос не столько в деньгах, сколько в том, что отсутствуют проекты, которые способны эти деньги принять, освоить, дать результат, вернуть инвестиции, заемные средства.

Кстати, во Франции родственная нам организация - Банк развития Франции - ежегодно предоставляет порядка 180 миллионов евро для региональных и муниципальных администраций на аналогичные цели. Наши два миллиарда рублей - это около 60 миллионов евро, в три раза меньше, чем во Франции, хотя потребности Франции в развитии инфраструктуры значительно меньше.

В России существует опыт Санкт-Петербурга, Всемирного банка, согласно которому предпроектная подготовка стоит 1-2% от стоимости проекта. Соответственно, когда мы говорим, что два миллиарда - это 1% от стоимости проектов, это означает, что мы содействуем подготовке проектов на 200 миллиардов в год. Учитывая, что средства возвратные, а программа носит револьверный характер, объем финансового содействия будет еще больше. Этих средств достаточно, чтобы придать существенный импульс региональному и городскому развитию. Поэтому данный инструмент де-факто формирует новый рынок - рынок инвестиционных проектов регионального и городского развития, который ранее ориентировался только на бюджетное финансирование.

Назад

Интервью Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева информационному агентству «РИА Новости».

11 июля 2011 года
#Публикации
Назад

Северный Кавказ ждут крупные инвестпроекты - глава госкорпорации ВЭБ

© РИА Новости
15:42 11/07/2011

Госкорпорация Внешэкономбанк (ВЭБ) начала направленную деятельность по финансированию проектов на Северном Кавказе в 2010 году, создав для этого Корпорацию развития Северного Кавказа. За прошедшее время ВЭБ уже начал реализацию проектов в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане и Чечне на несколько десятков миллиардов рублей. О перспективах и дальнейших планах улучшения и расширения инвестиционной среды в округе рассказал в интервью РИА Новости председатель ВЭБ Владимир Дмитриев.


- Владимир Александрович, расскажите о проектах, которые Внешэкономбанк реализует в Северо-Кавказском федеральном округе. Интересно, в каком они состоянии, когда мы сможем увидеть реальные результаты усилий государства по развитию региона?

- Основная задача Внешэкономбанка на Северном Кавказе – быть одним из основных источников финансирования наиболее перспективных и востребованных проектов и содействовать привлечению в регион масштабных инвестиций. По сути, мы -  проводник государственной стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа, направленной на обеспечение  подъема местных производительных сил, стимулирование социально-экономического развития и гармоничную интеграцию в экономическое и гуманитарное пространство страны, а в конечном счете – улучшение качества жизни людей в регионе.

Для достижения этих целей у нас есть несколько инструментов, из которых я выделил бы три ключевых. Во-первых, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации мы создали дочернюю структуру – Корпорацию развития Северного Кавказа, ориентированную на ведение активной практической инвестиционной деятельности в регионе. Во-вторых, открыли  Представительство Внешэкономбанка в г. Пятигорске, работающее во всех субъектах СКФО. Наконец, Банк выступил соучредителем компании "Курорты Северного Кавказа", созданной для строительства туристического кластера.

В круг приоритетных задач региональных структур ВЭБа входит тесное взаимодействие с местными администрациями и инвесторами, оценка социально-экономической эффективности реализации инвестпроектов и их сопровождение при опоре на финансовый и экспертный потенциал Банка.

Хотел бы привести несколько примеров проектов, реализация которых идет с применением ресурсов Внешэкономбанка: в Кабардино-Балкарии в городе Тырныауз ВЭБ финансирует техническое перепрофилирование завода силикатного кирпича в завод по производству гипсовых вяжущих и изделий на их основе. Стоимость проекта 6,8 млрд. рублей, участие Внешэкономбанка 4,6 млрд. рублей. В Карачаево-Черкесии мы финансируем проект по модернизации оборудования на сахарном заводе. Очень интересный проект у нас есть в Дагестане. Это строительство завода по производству флоат-стекла. Такое стекло используют при производстве современных качественных стеклопакетов, при строительстве современных зданий и т.д. Выпускаемая продукция будет иметь улучшенные характеристики, в том числе хорошие энергосберегающие свойства. В будущем планируется продавать это стекло не только внутри России, но и на зарубежных рынках. Внешэкономбанк участвует в этом проекте в объеме 6,9 млрд. рублей.

В Чеченской Республике открыто финансирование проекта по созданию крупного агропромышленного комплекса, реализуемого ОАО "Чеченагрохолдинг". На эти цели будет предоставлено 2,25 млрд. рублей. В рамках проекта планируется развитие мясного животноводства, растениеводства, переработки сельхозпродукции. Это очень важный для Республики проект, потому что он направлен и на обеспечение продовольственной безопасности и на борьбу с безработицей в Чечне.

- Недавно Внешэкономбанк открыл Представительство в Пятигорске. Расскажите, какие задачи оно будет реализовывать, какие у него планы.

- Мы открыли Представительство для того, чтобы оно помогало искать и проводить предварительный отбор качественных инвестиционных проектов в СКФО, соответствующих Меморандуму о финансовой политике Банка. Также мы видим задачей Представительства оказание консультационной поддержки потенциальным участникам проектов в ходе подготовки пакета документов, необходимого для проведения экспертизы и оценки социально-экономической эффективности проекта. Мы очень часто сталкиваемся с проблемой: есть потенциально очень интересный, важный и нужный проект, но, к сожалению, он недостаточно проработан. Представительство будет помогать инициаторам проектов "доводить их до ума".

Несмотря на то, что Представительство работает меньше года, проделана значительная работа. Организованы и успешно функционируют совместные с администрациями всех субъектов, входящих в округ, рабочие группы по отбору приоритетных инвестпроектов. Для повышения эффективности подготовки инвестиционных проектов и формирования кадрового потенциала на "местах" Внешэкономбанк проводит конференции, семинары и совещания с органами исполнительной власти.

Вот один из последних примеров. Совещание в г. Кисловодске, проведенное в апреле 2011 г., было посвящено изучению потенциальных инвестиционных проектов СКФО, а также механизму подготовки проектов в соответствии с требованиями Внешэкономбанка.

С презентациями инвестиционных проектов округа выступили представители региона. Были представлены проекты в области инфраструктуры туризма, агропромышленного комплекса и производства строительных материалов. Эксперты Внешэкономбанка провели консультации по вопросам подготовки бизнес-планов и финансовых моделей проектов с учетом особенностей региона и специфики данных отраслей.

В настоящее время Представительство оказывает содействие в подготовке документов инициаторам порядка 60 инвестпроектов. Их общая стоимость – 350 млрд. рублей, а предполагаемое участие Внешэкономбанка - 300 млрд. рублей.

- То есть в ближайшее время в СКФО могут быть начаты новые крупные проекты? Расскажите, какие из них могут быть запущены в работу до конца года?

- В первую очередь это проекты, связанные с созданием масштабного туристического кластера в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея. В ближайшее время органы управления Внешэкономбанка рассмотрят вопрос о финансировании в объеме 5,1 млрд. рублей проекта строительства всесезонного горного курорта "Архыз". Этот проект уже начал строиться на самом деле за счет средств инвестора – "Архыз-Синара", мы можем также к нему подключиться.

Внешэкономбанк, заключив межакционерное соглашение, выступает в качестве соучредителя компании "Курорты Северного Кавказа". У нас пакет акций на 300 млн. рублей.

Также хотелось бы упомянуть еще один проект в Чеченской Республике, который в настоящее время находится на рассмотрении в Банке. Это создание первого в регионе инновационного строительного технопарка "Казбек", в рамках которого будет построен комплекс заводов по производству самых современных строительных материалов для жилищного строительства, таких как блоки и плиты из ячеистого автоклавного газобетона, фиброцементные плиты и т.д.

Планируемый объем участия Банка в финансировании проекта составляет 4,5 млрд. руб. Реализация проекта позволит не только значительно повысить объемы строительства жилья в республике, но и обеспечить весь Северный Кавказ качественными и доступными по цене строительными материалами, производимыми на базе собственных минерально-сырьевых ресурсов региона.

Если говорить о других проектах, то возможно участие Внешэкономбанка в финансировании инвестиционной программы ОАО "РусГидро", в рамках которой планируется строительство приплотинной ГЭС на реке Аварское Койсу в Дагестане, а также строительство каскада Зарамагских ГЭС в Северной Осетии и Зеленчукских ГЭС в Карачаево-Черкесской Республике.

- А каковы планы созданной ВЭБом Корпорации развития Северного Кавказа? Как она будет участвовать в инвестпроектах в СКФО?

- В  апреле 2011 года Советом директоров Корпорации утверждена "Стратегия деятельности ОАО "Корпорация развития Северного Кавказа" до 2016 года". На рассмотрении Корпорации находится в настоящий момент более 30 проектов, из которых некоторые претендуют на финансирование, другие на консультационную помощь по привлечению частных соинвесторов, долгового финансирования от банков или на получение государственной поддержки.

Наиболее проработанные из этого пула проекты, претендующие на финансирование Корпорации, были вынесены на рассмотрение ее Совета директоров в апреле этого года, сейчас Корпорация готовит сделки к подписанию. Общий бюджет этих проектов составляет примерно 63 млрд. рублей с объемом участия Корпорации в размере более 7 млрд. рублей. Среди этих проектов уже упоминавшийся мною "Архыз", разработка месторождения медно-колчеданных руд Кизил Дере в Дагестане, строительство горнолыжного курорта "Ведучи" в Чечне. Также стоит отметить проект по созданию национального аэрозольного кластера в Невинномысске совместно с ОАО "Арнест", в результате которого будет налажено производство комплектующих для изготовления аэрозольной упаковки, которые в настоящее время поставляются из-за рубежа. Кроме того, Корпорация готовит к реализации проект по развитию курортной зоны Кавказских Минеральных Вод с участием крупного частного инвестора.

До конца III квартала КРСК планирует вынести на рассмотрение Совета директоров еще 4-6 проектов c объемом участия Корпорации около 5 млрд. рублей, в том числе и проект создания инновационного строительного технопарка "Казбек", о котором я уже говорил. Проект полностью отвечает целям и задачам Стратегии развития СКФО и является по сути уникальным, так как предусматривает внедрение самых современных мировых технологий жилищного строительства. Поэтому участие КРСК в его реализации совместно с Банком, на мой взгляд, не только придаст проекту соответствующий высокий статус, но и при относительно небольших финансовых вложениях КРСК в сумме не более 50 млн. рублей расширит практическое участие Корпорации в решении самых насущных социально-экономических проблем развития Северного Кавказа.

- Известно, что существуют проблемы недоиспользования регионами округа выделяемых средств на поддержку малого и среднего предпринимательства. Каковы, на Ваш взгляд, причины этого?

- Масштабы проблемы недоиспользования в СКФО кредитных ресурсов на поддержку малого бизнеса, с моей точки зрения, преувеличены. Наш дочерний Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства – МСП Банк (бывший банк ОАО "РосБР"), который сейчас является нашим основным каналом поддержки малого бизнеса, регулярно обновляет лимиты кредитования по регионам. В настоящее время на регионы СКФО установлены лимиты в размере 6 млрд. рублей, из которых банками-партнерами распределены уже 68%. А в Северо-Западном округе, например, который у нас достаточно хорошо развит, распределен 61%. По Дальнему Востоку распределено 48% лимита. Поэтому, повторюсь, проблема, конечно, существует, ее причина - в недостаточной развитости банковской системы в округе, и в недостаточном присутствии крупных федеральных банков на Северном Кавказе.

Специально для решения этой проблемы и стимулирования банков расширять кредитование малых и средних компаний в рамках нашей программы по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства разработан кредитный продукт "Рефинансирование – Регион", предполагающий предоставление финансирования по ставкам, уровень которых существенно ниже, чем в среднем по программе.

Назад

Интервью Директора Департамента инфраструктуры Внешэкономбанка Михаила Полубояринова журналу «СНИП»

23 июня 2011 года
#Публикации
Назад

«Наша задача – обеспечивать равномерное развитие страны»

Бизнес считает сферу инфраструктурного строительства непонятной, в большинство ее сег­ментов идет неохотно, механизмы по стимулированию инвестиций в нашей стране рабо­тают слабо. Решить ее проблемы без участия государства в настоящий момент невозможно. О механизмах этого участия «СНИПу» рассказал директор Департамента инфраструктуры Внешэкономбанка Михаил Полубояринов.

 - Михаил Игоревич, расска­жите о принципах участия Внешэ­кономбанка в инвестиционных проектах в сфере строительства инфраструктуры.

— Начну с того, что инфраструктура — это основа и двигатель экономического роста. Создавая ее, мы получаем колоссальный мультипликативный эффект: не только новые крупные инвестпроекты, но и развитие малого бизнеса, сферы услуг и в итоге — качественное улучшение жизни людей. Вот что для нас важно, и вот почему во Внешэкономбанке так много внимания уделяется модернизации и развитию инфраструктуры.

При этом как институт развития мы не имеем права конкурировать с занимающимися инфраструктурой коммерческими организациями. Впрочем, этого и не происходит ввиду того, что они финансируют более рентабельные и зачастую менее социально значимые проекты. Чаще всего это проекты с небольшим сроком окупаемости. Мы же, прежде всего, выбираем те, которые нужны для комплексного развития целых городов и регионов и опять-таки потенциально несут в себе мультипликативный эффект.

Реализация инвестиционных проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, включая развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а также туризма, согласно Меморандуму о финансовой политике Внешэкономбанка, является одним из основных направлений нашей инвестиционной деятельно­сти. В целом наша задача — помогать обеспечивать равномерное развитие страны. Есть даже такой негласный принцип, что Внешэкономбанк должен обязательно поучаствовать в одном или нескольких инфраструктурных проектах в каждом субъекте РФ. При этом приоритет отдается слаборазвитым территориям: в богатые и успешные регионы, в которых достаточно качественных и прибыльных инфраструктурных проектов, мы идем в последнюю очередь.

 - Какие проекты ВЭБа наиболее значимы?

— Из того, что сейчас на слуху, это, конечно же, стройки предолимпийского Сочи. В частности, мы финансируем строительство первоклассного горнолыжного курорта Роза Хутор — при его общей стоимости 50,5 млрд рублей вкладываем 21 млрд. 4,9 млрд рублей Внешэкономбанк планирует инвестировать в строительство гостиницы для размещения представителей МОК в Имеретинской низменности. Еще 15,5 млрд составят вложения в создание основной Олимпийской деревни, а 11,8 млрд — в спортивно-туристический комплекс «Горная карусель». К Олимпиаде, как известно, возводится не только спортивная инфраструктура. Мы также финансируем завершение строительства аэропорта Сочи и грузового порта в устье реки Мзымта, инфраструктура которого со временем может быть переориентирована на яхтинг.

- «Когда у нас говорят об инфраструктуре, все обычно сводится к Сочи, саммиту АТЭС, футбольному ЧМ-2018… Вы же говорили, что цель Внешэкономбанка — обеспечивать равномерное развитие…

— Олимпиада сегодня — одна из важнейших государственных задач. Для нас дело чести довести финансирование ее строительства до конца. Поэтому я и начал перечисление с проектов в Сочи. На самом же деле — проектов море, и по самым разным направлениям.  Самые мощные, крупные — это строительство Западного скоростного диаметра (движение уже открыто) и новой автодороги Москва — Санкт­Петербург. Десятимиллиардный кредит выделен нами на 15 лет на реконструкцию аэропорта Пулково.  Если, например, говорить о жилых проектах, то мы участвуем в комплексной застройке микрорайона Академический в Екатеринбурге — там со временем поселятся 325 тыс. человек. Мы уже давно финансируем  проект строительства и реконструкции объектов водоснабжения в Ростове-на-Дону и рассматриваем аналогичные проекты в Краснодарском крае (участие банка — 4,2 млрд и 7,5 млрд рублей соответственно). Недавно открылся профинансированный нами транспортно-логистический центр «Янино» в Ленинградской области. 3,7 млрд рублей — объем участия банка в строительстве Орского вагонного завода в Оренбургской области. 2,7 млрд рублей будет вложено в реконструкцию предприятия по производству крупного вагонного литья на мощностях ООО «ВКМ­Сталь». Мы строим электростанции в Вологде, Астрахани, Великом Новгороде. Нашим стратегическим партнером является компания «РусГидро», с которой мы рассматриваем проекты в сфере малой гидроэнергетики. Сейчас прорабатывается вариант финансирования сети примерно из 60 малых гидростанций в Карелии и Ленинградской области. Финансируем и рекреационную инфраструктуру, в частности строительство гостиниц в Геленджике и курорта Золотое Кольцо в Ярославской области.

- Внешэкономбанк готов взять на себя финансирование нерентабельных, но социально значимых проектов, например дорожных?

— Нет. Безубыточность — один из принципов нашей работы, это прописано в Меморандуме финансовой политики банка. Поэтому любые проекты, в том числе дорожные, мы тщательно анализируем, строим их финансовые модели. Если мы видим какие-то перспективы, то дальше уже подбираем способ реализации: гдето требуется дополнительная господдержка, где-то подходит концессионное соглашение.

- Рассказажите об этом подробнее: какие схемы финансирования проектов использует ВЭБ, как он взаимодействует с партнерами: бизнес-структурами, властями ит.д.

— Наши схемы чаще всего предполагают прямое проектное финансирование. То есть во многих случаях баланс инициатора проекта напрямую не задействуется. Но одним из основных условий при этом является наличие у заемщика банка собственных средств в объеме не менее 30% от

стоимости проекта и опыт реализации аналогичных проектов. Ведь очень часто бывает так: приходит крупная компания, которая хочет построить гидроэлектростанцию (завод, дорогу), но, поскольку она уже перекредитована, ей непозволительно брать новые кредиты. А между тем проект может быть хорошим, нужным, имеющим высокий потенциальный спрос… В таких случаях мы проводим дополнительную экспертизу, и если проект действительно необходим государству, то для его реализации создается отдельное предприятие с чистым балансом. Акции этого предприятия передаются в залог ВЭБу, и все, что строится в процессе сотрудничества, также становится залоговой массой кредитора. В дальнейшем же мы просто следим за тем, чтобы в процессе работы, например, электростанция возвращала выделенные средства. У нас различные принципы приотборе проектов. Так, например, в сфере ЖКХ в качестве заемщикаможет выступить любое крупное хозяйство, например коммунальное. Так, под риск «Водоканала» в Ростове или Екатеринбурге мы вполне можем дать средства на строительство водоотведения, а компании-заемщики потом будут сами собирать тарифные платежи и надбавки к тарифам и за счет этого возвращать заемные средства. Второй принцип — мы можем открыть финансирование строительства инфраструктуры под поручительство солидной компании.

 Какие требования к экономическим критериям проекта предъявляются? Каким он должен быть, чтобы вписаться в инвестиционную модель банка? Каковы условия сотрудничества?

— Главный критерий любого инфраструктурного проекта — он должен соответствовать Меморандуму о финансовой политике Внешэкономбанка. Там очень много требований и по отраслям, в которых мы реализуем проекты, и по экономическимпараметрам: как я отмечал выше, срок окупаемости — не менее пяти лет, общая стоимость проекта не должна быть меньше 2 млрд рублей. Если предлагаемый проект соответствует Меморандуму, то мы проводим анализ, определяем его социальную значимость и важность для государства, смотрим на окупаемость, прорабатываем механизмы закрытия рисков. Если срок окупаемости — пять лет и меньше, то он, скорее всего, будет интересен коммерческим структурам, а мы, как я уже говорил, конкурировать с ними не должны. Поэтому мы берем проекты с более длинной возвратностью. У нас есть и 20-летние кредиты. Для нас также важны наличие собственных средств у заемщика, его способность вложить 30% от общего объема финансирования проекта. Остальное добавляет банк.

 - Можете назвать основные препятствия (правовые, организационные, технические, ментальные) для реализации планов банка по устранению инфраструктурных ограничений в масштабах страны, регионов, отдельных территорий?

— Пожалуй, главные препятствия вы уже сами назвали: правовые, организационные, технические, ментальные. В дополнение к этому приведу еще один пример: во многих сегментах ЖКХ нашим требованием является поддержка проекта муниципалитетами. Нужно и их бюджетное участие, в том числе в закрытии рисков тарифного регулирования, и установление долгосрочных линеек тарифов и/или надбавок к ним. Но необходимо понимать: большинство территорий не могут себе позволить ежегодного роста тарифов более чем на 15% — население не осилит. Особенно это касается дотационных регионов, где доходы у людей маленькие, а ситуация с состоянием ЖКХ наиболее плачевная, все нуждается в безотлагательной модернизации. Муниципалитету в эти 15% роста приходится закладывать все, что можно. Эффект от привлечения долгосрочных кредитов в модернизацию инфраструктуры оказывается наиболее заметным именно для таких регионов, которые, снижаянагрузку на тарифы, позволяют на несколько лет растягивать тарифную нагрузку от инвестиций и заменять единовременное включение в тариф т. н. инвестиционной составляющей на надбавку, идущую на погашение кредита и процентов по нему. И чем дольше срок кредита, тем ниже давление на тарифы. Мы, естественно, ни в коем случае не выступаем за опережающий рост тарифов на услуги ЖКХ, но проблема, тем не менее, есть, и муниципалитеты должны быть готовы направлять на ее решение бюджетные ассигнования.

 - Можете ли Вы охарактеризовать нынешний инвестиционный потенциал разных инфраструктурных направлений? Какова их приблизительная емкость?Сколько готов вложить ВЭБ?

— На 1 мая 2011 года органами управления Внешэкономбанка приняты решения по его участию в финансировании различных инфраструктурных проектов в размере 57,8 млрд рублей. При этом их общая стоимость составляет 176,2 млрд рублей. Если по направлениям — то на финансирование транспортной инфраструктуры будет направлено 38,6 млрд рублей, 7,2 млрд пойдет на энергетическое машиностроение и 12 млрд рублей — на энергетическую инфраструктуру. Общая стоимость инфраструктурных проектов, по которым на 1 мая текущего года Внешэкономбанком открыто/завершено финансирование (с момента создания государственной корпорации) составляет 540,9 млрд рублей, участие Внешэкономбанка — 322,8 млрд рублей.

В рамках поддержки экспорта ВЭБ участвует в финансировании проекта модернизации электрических сетей Республики Армения. Общая стоимость проекта составляет 2,2 млрд рублей, участие банка —918,2 млн рублей. Как видите, все проекты, которые финансирует ВЭБ, имеют принципиальное значение для развития страны. С нашей помощью государство решает архиважные задачи, которые в условиях рыночной экономики никто другой решать не может.

Назад

Интервью Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева информационному агентству «РИА Новости».

2 июня 2011 года
#Публикации
Назад

© РИА Новости
18:08 02/06/2011



УК Российского фонда прямых инвестиций получила прописку

МОСКВА, 2 июн - РИА Новости. Управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) в четверг была зарегистрирована ФНС, рассказал в интервью РИА Новости глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев.

РФПИ создается по поручению президента РФ. Глава государства заявил о намерении создать фонд еще на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе. РФПИ создается на базе ВЭБа с объявленным капиталом в 10 миллиардов долларов. Через механизм соинвестиций предполагается привлечь в ключевые сектора российской экономики до 50 миллиардов долларов прямых инвестиций.

"Сегодня в налоговой инспекции зарегистрировали управляющую компанию. Мы идем с опережением графика", - отметил глава ВЭБа.

Следующим этапом станет регистрация фонда в ФСФР, добавил Дмитриев.

По его словам, отрасли, в которые будет инвестировать фонд, определены: биотехнологии, телекоммуникации, агросектор, инфраструктура, инновационная энергетика и другие.

Вместе с тем фонд не будет ограничиваться только приоритетными отраслями, уточнил глава ВЭБа. Это должно развеять опасения потенциальных инвесторов в ориентированности РФПИ на стратегические государственные проекты в ущерб доходности.

Инвестиционные сделки могут быть инициированы как РФПИ, так и иностранным инвестором. В обоих случаях соинвесторы получают доступ к due diligence РФПИ, но проводят самостоятельный анализ инвестиционной возможности и принимают решения независимо от РФПИ.

В случае с РФПИ большая часть средств, порядка 80%, пойдет в российские проекты, а 20% - в зарубежные, но только в те, которые дают встречную синергию, трансфер технологий, имеющие российскую направленность, сказал глава ВЭБа.

Ожидаемый срок выхода из инвестиций - через пять-семь лет.

"Я уверен, что до конца года фонд сделает первые инвестиции", - отметил Дмитриев.

Финансирование

В этом году на формирование фонда будет выделено 62 миллиарда рублей из бюджета. "На этот счет есть соответствующее правительственное решение", - объясняет Дмитриев.

"Мы исходим из того, что взнос в фонд будет осуществлен ближе к сентябрю, и к этому времени мы должны отработать все механизмы с Минфином", - отметил глава ВЭБа.

РФПИ будет работать с двумя типами соинвесторов: долгосрочными финансовыми (суверенные инвестфонды, пенсионные и страховые компании, фонды прямых инвестиций с активами под управлением свыше 1 миллиарда долларов) и стратегическими (ведущие отраслевые компании с рыночной капитализацией свыше 1 миллиарда долларов).

Инвестиции будут осуществляться только при наличии соинвестора или группы соинвесторов в пропорции не менее один к одному (соинвестор/РФПИ).

"Требуемый минимальный уровень доходности (проектов) мы еще не обсуждали", - говорит глава ВЭБа.

Временно свободные средства РФПИ будут размещаться в высоколиквидные зарубежные ценные бумаги.

Управление

"Сейчас уже начался тот этап, когда можно формировать команду, наполнять
уставный капитал и презентовать фонд инвесторам", - сообщил глава ВЭБа.

Уставный капитал управляющей компании (УК) РФПИ составляет 300 миллионов
рублей.

Управление фондом будет трехуровневым. Наблюдательный совет, в частности, вырабатывает инвестиционную стратегию и одобряет крупные сделки. В функции инвестиционного комитета входят рассмотрение и принятие инвестиционных решений, а также детальное обсуждение предложений исполнительного менеджмента. На третьем уровне - гендиректор и правление фонда.

Гендиректором РФПИ назначен Кирилл Дмитриев из фонда прямых инвестиций Icon Private Equity.

"На нынешнем этапе важно сформировать наблюдательный совет, в компетенции которого будет утверждение инвестиционных сделок с определенного порога, который еще не установлен. Это прерогатива наблюдательного совета", - рассказал глава ВЭБа.

Уникальный фонд

Как говорит Дмитриев, создаваемый в России фонд - уникальный.

"РФПИ лишь тогда финансирует проект, когда есть соинвесторы. В этом его уникальность. Это представление разделяется большинством из тех, кто имеет отношение к фонду, в конечном итоге мы должны стремиться к тому, чтобы инвестор приходил без поддержки государства", - отметил глава ВЭБа.

"Мы пока вынуждены идти таким путем, понимая, что в России не все еще до конца понятно (иностранному) инвестору с точки зрения разделения рисков, сопровождения проектов. Квазигосударственные структуры иностранным инвесторам нужны", - признал он.

"Как правило, суверенные фонды создаются для инвестирования за рубежом, либо, и это характерно для стран Персидского залива, часть средств идет на формирование фондов, ориентированных на инфраструктуру внутри страны. Но в этих странах для реализации проектов соинвесторы не привлекаются", - пояснил Дмитриев.

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.