О развитии инфраструктуры рынка ценных бумаг в сфере взаимодействия между регистраторами и депозитариями
Значительные изменения, произошедшие в инфраструктуре российского фондового рынка за последние несколько лет, коснулись, главной образом, депозитарной деятельности и в меньшей степени, регистраторской деятельности. Указанное обстоятельство может быть объяснимо следующими причинами.
Высокий уровень предлагаемых депозитариями услуг был продиктован стремлением депозитариев расширить клиентскую базу, привлечь на обслуживание клиентов со значительными объемами ценных бумаг и обеспечить рост числа операций по счетам депо. Являясь, как правило, дополнительным бизнесом к основным услугам на рынке ценных бумаг (брокерской, дилерской и др. деятельности), депозитарная деятельность развивалась в тесной связи с ростом активности участников торговых операций, адаптируясь к изменяющимся потребностям участников рынка. Депозитарии развивали круг проводимых операций, осваивали новые рынки, снижали тарифы, совершенствовали используемые технологии. Технологические платформы, построенные на базе SWIFT и других систем передачи информации, позволяют депозитариям проводить сделки с ценными бумагами в течение нескольких минут, в отличие от сделок в системе ведения реестра, которые могут занимать у регистраторов несколько дней.
По своей природе регистраторский бизнес, находясь на верхнем уровне учетной системы в отношении ценных бумаг российских эмитентов, стоит ближе чем депозитарный к фиксации права собственности на указанные ценные бумаги и, в основном, не нацелен на обслуживание торговых операций профессиональных участников фондового рынка с данными ценными бумагами. Круг операций регистраторов с ценными бумагами ограничен, максимальный уровень тарифных ставок определяется нормативными документами. Запрет на совмещение регистраторской и иной деятельности на рынке ценных бумаг также не способствует развитию данного бизнеса. Основной источник дохода для регистраторов обеспечивают эмитенты, которые в первую очередь заинтересованы в подконтрольности регистратора, надежности и конфиденциальности ведения реестра и в развитии технологической базы данной деятельности лишь в той степени, которая необходима для достижения основных целей.
В конечном счете инвесторы сталкиваются напрямую или опосредованно с целым рядом проблем при взаимодействии с регистраторами. Выделим ключевые из них.
Для приобретения акций или облигаций российских корпораций инвестор должен открыть счет в системе ведения реестра напрямую, или, как это часто бывает, через своего брокера, который, в свою очередь, может открыть счет номинального держателя на свое имя или воспользоваться услугами другого депозитария, уже имеющего счет номинального держателя в реестре. В случае если инвестор находится в Москве, а регистратор в регионе, процесс открытия счета затягивается, что связано с пересылкой всех необходимых документов по почте или самостоятельной доставкой документов регистратору. При этом ряд регистраторов обуславливают открытие счета одновременным зачислением на него ценных бумаг.
После открытия лицевого счета регистратор рассматривает передаточное распоряжение и либо в течение трех рабочих дней переводит ценные бумаги на счет покупателя, либо в течение десяти дней готовит отказ в приеме документов. При этом обязанности регистратора, в отличие от депозитария, не предусматривают направление в адрес зарегистрированного лица уведомления о том, что ценные бумаги зачислены на его счет. В связи с этим часто возникают ситуации, когда депозитарии, обслуживающие своих клиентов, узнают о зачислении бумаг на свой счет номинального держателя по истечении значительного времени. Так как перевод в системе ведения реестра происходит только на основании поручения передающей стороны, зачастую получатель ценных бумаг со значительной задержкой получает информацию об изменении состояния своего счета. Задержка в уведомлении номинальных держателей о движении по счету влечет за собой неопределенность даты фиксации прав инвесторов на ценные бумаги, так как существуют две даты фиксации прав – в реестре и в депозитарии, и возникает вопрос какую из них считать правильной.
Дополнительные сложности возникают вследствие предъявления отдельными регистраторами индивидуальных требований к типовым формам документов (анкеты зарегистрированного лица, передаточного распоряжения). Зачастую регистратор не принимает документы, оформленные произвольно, хотя и с соблюдением всех необходимых реквизитов, ссылаясь на собственные стандарты. В этом случае инвестор, не имеющий возможности оперативно контактировать с регистратором, повторно подготавливает и направляет регистратору документы; время, благоприятное для приобретения или реализации ценных бумаг может быть упущено. Кроме того, при наличии сети активных счетов у ряда регистраторов депозитарий вынужден поддерживать одновременно несколько стандартов, что повышает операционную нагрузку.
В целях ускоренного обмена документами некоторые крупные депозитарии организовали трансфер-агентскую сеть с рядом региональных регистраторов, однако, список реестров, в которых можно проводить операции с использованием услуг трансфер-агента достаточно ограничен, а высокая стоимость услуг трансфер-агента затрудняет широкое использование данной услуги.
Для большинства российских и западных инвесторов взаимодействие с регистраторами представляет собой проблему, которая затрудняет приток средств на национальный фондовый рынок и снижает активность внебиржевого рынка. На наш взгляд, построение более технологичной модели взаимодействия с регистраторами лежит в области выработки единых стандартов передачи информации, использования современных технических решений и централизации взаимодействия с регистраторами через единую организацию, обеспечивающую полный комплекс соответствующих услуг. Речь идет о создании национального аналога международной системы SWIFT.
Данная организация (назовем ее Центр организации электронного обмена информацией между регистраторами и депозитариями, далее Центр) могла бы обеспечить для инвесторов единую точку входа для проведения операций в любом реестре путем установления Центром договорных отношений со всеми присутствующими российскими регистраторами. На основании заключенных договоров Центр принимает обязательства по выполнению ряда функций по поручению регистраторов. Основной функцией данного Центра являлась бы передача поручений от депозитариев к регистраторам для проведения операций в системе ведения реестра и передача отчетности при завершении операции по лицевым счетам от регистратора депозитариям. Использование современной технологической базы позволило бы провести весь процесс перерегистрации, начиная от получения Центром поручения клиента и заканчивая направлением клиенту отчетности о проведенной операции, в течение нескольких минут. Клиентами Центра могли бы стать только профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые проводят операции как в рамках заключенных со своими клиентами договоров, так и по собственному портфелю. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, намеренные воспользоваться услугами Центра по ускоренной процедуре проведения операций в реестрах владельцев именных ценных бумаг, заключают с Центром договор на обслуживание.
Клиенты Центра смогли бы проводить ускоренную перерегистрацию в реестрах за счет установления и поддержания Центром электронного документооборота с использованием стандартных форм передаваемых сообщений. Получив от клиента исходное поручение, Центр осуществлял бы стандартный набор технических функций: проверку подписи клиента, формирование на основе поручения клиента электронного сообщения, шифрование его, с использованием современных криптографических систем и направление сообщения для проведения операции регистратору. Регистратор, получив от Центра поручение на проведение операции, мог бы исполнить его в установленные договором сроки и выслать документ, подтверждающий выполнение операции. При получении электронного документа от регистратора полученное сообщение обрабатывалось бы и передавалось клиенту.
При взаимодействии с регистраторами Центр мог бы использовать существующее программное обеспечение, которое применяется некоторыми крупными расчетными и кастодиальными депозитариями, или разработать новые стандарты передачи, приема и обработки информации. При разработке нового программного обеспечения необходимо предусмотреть условие интеграции этого продукта в существующее программное обеспечение по ведению реестра или создания дополнительного модуля на базе уже имеющихся автоматизированных систем.
В целях комплексного обслуживания клиентов, Центр мог бы также взять на себя функции по передаче регистраторам документов на бумажном носителе, необходимых для открытия и модификации счетов в реестрах. Отметим, что в связи со вступлением в силу закона «О электронно-цифровой подписи» необходимость обмена некоторыми документами в бумажном виде вообще отпадает. В идеальном варианте, электронный документооборот между Центром, клиентами и регистраторами должен стать вполне достаточным, по аналогии с применением в банковских операциях системы SWIFT, не предусматривающей обмена документами в бумажной форме.
В развитии процесса совершенствования документооборота с регистраторами сочетаются интересы собственно инфраструктурных институтов, обеспечивающих проведение клиринга и расчетов (расчетные и кастодиальные центры), их клиентов, представляющих широкий круг инвесторов, и регистраторов. Рассмотрим, какие преимущества по сравнению с существующим порядком смогли бы получить участники, представляющие каждую из вышеуказанных категорий, с точки зрения стоимости, условий и сроков проведения операций, в случае реализации предложенной модели.
Основным мотивом расчетных и кастодиальных центров для установления централизованного электронного документооборота с регистраторами является их стремление к снижению себестоимости услуг, которая складывается из следующих основных типов затрат: постоянных и переменных. Снижение постоянных затрат заключается в сокращении расходов, связанных с обслуживанием и улучшением интерфейсов взаимодействия с различными регистраторами, а также почтовых и транспортных расходов. Операционные (переменные) затраты могут быть снижены за счет сокращения количества посредников, обеспечивающих трансфер-агентские услуги при проведении сделок в системе ведения реестра, каждый из которых взимает свою комиссию исходя из базовой ставки регистратора и нормы собственной прибыли. Кроме того, за счет повышения уровня надежности системы и использования единых стандартов передачи информации снизится количество операций, по которым регистраторы оформляют отказы в их проведении.
Немаловажным мотивом для депозитарных институтов также является освоение новых, в частности, региональных рынков за счет прямого и быстрого доступа к любым реестрам. Ускорение процедуры перерегистрации позволит активизировать деятельность профессиональных участников с ценными бумагами второго эшелона, что придаст дополнительный импульс развитию внутреннего внебиржевого рынка акций и облигаций.
Инвесторы, являющиеся клиентами профессиональных участников, заинтересованы не только в снижении себестоимости услуг последних, обусловленном причинами, указанными выше, но и в тех выгодах от установления централизованного электронного документооборота, которые не имеют прямого стоимостного выражения (возможность в режиме реального времени приобретать и реализовывать ценные бумаги любых российских эмитентов, а не только ограниченное количество наиболее торгуемых бумаг). Если же говорить о снижении издержек, то для этой группы, как и в случае с профессиональными участниками, оно коснется постоянных и переменных затрат, а также затрат, связанных с управлением ликвидностью и рисками.
Наконец, регистраторы также получат безусловные выгоды от установления централизованного электронного документооборота. Ускорение процедуры перерегистрации и облегчение доступа к региональным реестрам повлечет за собой оживление внебиржевого рынка, что в свою очередь приведет к увеличению количества сделок, проводимых через регистраторов и повышению их прибыли.
Реализация проекта приведет к очевидным выгодам в целом для государства, так как обеспечит иностранным и российским инвесторам максимальные удобства при работе с финансовыми инструментами, обращающимися на национальном рынке, снижение рисков работы на российском фондовом рынке и низкую стоимость услуг в сфере клиринга и расчетов. Повышение эффективности и прозрачности учетной системы послужит важным фактором привлечения капитала на финансовые рынки России. В связи с этим роль государственных институтов в осуществлении данного проекта видится весьма значимой. Очевидно, что государство должно контролировать деятельность Центра, не допускать необоснованного повышения его тарифов, а также принимать все меры, способствующие развитию данного направления. С учетом этого, целесообразно организовать данный Центр как государственное унитарное предприятие или как акционерное общество с передачей контрольного пакета акций Центра на начальном этапе в государственную собственность. Вместе с тем, следует отметить, что процесс установления централизованного электронного документооборота с регистраторами обусловлен исключительно экономическими интересами и выгодами для участников и исключают директивный характер его проведения.
Отметим, что правовое поле для деятельности Центра уже заложено Указом Президента РФ от 16.09.1997 г. № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации».
Учитывая, что реализация данного проекта соответствует целям, поставленным в Концепции развитии фондового рынка Российской Федерации, и является задачей общенационального характера, предполагается, что на этапе становления данный проект потребует бюджетного финансирования с возможным привлечением финансов заинтересованных лиц. В последующем при выходе проекта на самоокупаемость финансирование может осуществляться за счет взносов участников Центра.
Вопросы резервирования в рамках Федерального закона 173-ФЗ
Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон 173-ФЗ), который был опубликован 17 декабря 2003 года и вступит в силу 18 июня 2004 года (по истечении 6 месяцев с даты опубликования) содержит новый подход к административному регулированию валютных операций в Российской Федерации. Пытаясь сделать закон более либеральным, законодатели отказались от прямого запрета на большинство валютных операций, а в качестве инструмента, способного, при необходимости, ограничить объем отдельных валютных операций (Например, в соответствии со статьей 6 Закона 173-ФЗ «...в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.».), ввели резервирование резидентами и нерезидентами денежных средств на счетах в уполномоченных банках ( Кроме резервирования, Закон 173-ФЗ предусматривает также такие инструменты регулирования, как: запрет на осуществление валютной операции, осуществление валютной операции с использованием специального счета, предварительная регистрация счета в банке за пределами территории Российской Федерации и предварительная регистрация ввоза и пересылки в Российскую Федерацию или вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.).
В общем виде схема резервирования в соответствии с Законом 173-ФЗ выглядит следующим образом (детальный порядок резервирования и возврата суммы резервирования будет установлен Банком России в соответствии с частью 1 статьи 16 Закона 173-ФЗ):
1. До выполнения валютной операции определяется необходимость внесения суммы резервирования. В частности, в соответствии с частью 6 статьи 7 Закона 173-ФЗ изучается возможность неприменения требования о резервировании в связи с наличием обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом.
2. Рассчитывается конкретная дата или период времени для внесения суммы резервирования, которые, в зависимости от валютной операции, предусматривающей резервирование, могут устанавливаться Законом 173-ФЗ следующим образом:
а) день истечения определенного срока, характерного для валютной операции;
б) период времени до осуществления валютной операции;
б) дата не позднее дня совершения валютной операции.
3. В соответствии с рассчитанной датой внесения суммы, резидент или нерезидент, осуществляющий операцию, вносит сумму резервирования на отдельный счет в уполномоченном банке в размере и на срок, которые определены соответствующим органом валютного регулирования (Правительством Российской Федерации или Банком России).
4. Сумма резервирования вносится при соблюдении следующих условий:
а) сумма вносится в валюте Российской Федерации;
б) расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения исходя из устанавленной органом валютного регулирования ставки (в процентах) и суммы соответствующей валютной операции;
в) при расчете суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте используется официальный курс, устанавленный Банком России на день внесения суммы резервирования;
г) при расчете суммы резервирования по валютной операции с внешними ценными бумагами и (или) внутренними ценными бумагами используется рыночная стоимость ценных бумаг (для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг) или фактическая цена реализации (для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг).
5. Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня со дня внесения резидентом или нерезидентом суммы резервирования вносит равную ей сумму в валюте Российской Федерации на счет в Банке России.
6. На суммы резервирования, зачисленные на счета как в уполномоченных банках, так и в Банке России, проценты не начисляются. Кроме того, на суммы резервирования, внесенные на счет в уполномоченном банке, не может быть обращено взыскание по обязательствам уполномоченного банка, а при банкротстве уполномоченного банка суммы резервирования не включаются в конкурсную массу.
7. В зависимости от вида операции, резидент или нерезидент осуществляет валютную операцию, по которой исполнено требование о резервировании:
а) до истечения срока резервирования (общий порядок);
б) после истечения срока резервирования (такой порядок установлен для ограниченного круга операций).
При этом необходимо отметить, что часть 7 статьи 16 Закона 173-ФЗ (о совершении валютной операции до истечении срока резервирования) несколько противоречит смыслу валютных операций, указанных в частях 1-5 статьи 7 Закона 173-ФЗ, в связи с чем можно предположить, что некоторые из валютных операций могут выполняться после истечения срока резервирования, хотя они и не перечислены во втором абзаце части 7 статьи 16 Закона 173-ФЗ. Ниже, в Таблице 1 знаком (*) отмечены пункты, к которым относится данное замечание.
8. Сумма резервирования возвращается Банком России уполномоченному банку, а уполномоченным банком – резиденту или нерезиденту в день истечения срока резервирования. При этом в части 12 статьи 16 Закона 173-ФЗ предусмотрены ситуации, когда осуществляется досрочный возврат полной суммы или части суммы резервирования:
а) после исполнения обязательств нерезидентом - в сумме, пропорциональной сумме исполненного нерезидентом обязательства (в случаях, указанных в частях 1-5 статьи 7 Закона 173-ФЗ);
б) после возврата нерезидентом резиденту платы или иного встречного предоставления, полученного ранее от этого резидента за исполнение нерезидентом своих обязательств - в сумме, пропорциональной сумме возвращенного нерезидентом предоставления (в случаях, указанных в частях 1-5 статьи 7 Закона 173-ФЗ);
в) в случае полного отказа лица, внесшего сумму резервирования, от проведения валютной операции - в сумме, равной сумме резервирования;
г) в случае отказа лица, внесшего сумму резервирования, от частичного проведения валютной операции - в сумме, пропорциональной сумме, на которую уменьшена валютная операция;
д) в случае невозможности исполнения резидентом или нерезидентом своих обязательств вследствие обстоятельств непреодолимой силы - в сумме, пропорциональной сумме неисполненного обязательства;
е) в случае признания лица, внесшего сумму резервирования, несостоятельным (банкротом) - в сумме, пропорциональной сумме резервирования;
ж) в случае принятия соответствующим органом валютного регулирования решения об отмене требования о резервировании или решения об уменьшении размера резервирования - в соответствующей сумме.
9. В соответствии с частью 13 статьи 16 Закона 173-ФЗ досрочный возврат Банком России полной суммы резервирования или ее части уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту осуществляется не позднее двух рабочих дней со дня представления резидентом или нерезидентом документов, подтверждающих наличие оснований для досрочного возврата полной суммы резервирования или ее части.
10. За просрочку возврата суммы резервирования, произошедшую по вине уполномоченного банка, последний обязан уплатить резиденту или нерезиденту пени, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России (пени начисляются за каждый календарный день просрочки).
Более подробная информация о параметрах резервирования в отношении конкретных валютных операциях, приведена в Таблице 1. Из таблицы видно, что в Законе 173-ФЗ перечислены двадцать одна валютная операция (скорее даже – двадцать одна группа валютных операций), при выполнении которых может быть предусмотрено внесении суммы резервирования на счета в уполномоченных банках. При этом большая часть из перечисленных валютных операций подлежит регулированию Банком России, а к компетенции Правительства Российской Федерации в основном отнесено регулирование процедуры резервирования по расчетам в рамках внешнеторговых контрактов, связанных с экспортом и импортом товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности ( Заметим, что в Законе 173-ФЗ не используются термины «экспорт работ, услуг» и «импорт работ, услуг». По мнению автора, не в последней степени это связано с некорректным определением указанных терминов в Федеральном законе от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».).
В заключение отметим, что хотя по некоторым группам валютных операций процедуры резервирования предусмотрены несколькими пунктами статей закона, для конкретной валютной операции (внутри группы) резервирование по разным пунктам осуществляться не будет. Например, по группе «осуществление операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами)» резервирование предусмотрено пунктами 1 и 2 части 5, а также пунктами 1 и 2 части 6 статьи 8 Закона 172-ФЗ. Но в соответствии с частью 7 статьи 8 Банк России не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 8.
Таблице 1 (rtf, 73кб)
АвторЛопатин Валерий Алексеевич