Принципы синдикации
"Время новостей", 27 февраля 2007 года.
«Мы продемонстрировали возможность привлекать значительные средства по рекордно низким ставкам»
Возможности такого финансового инструмента, как синдицированный кредит, становятся все интереснее – как для банков, так и для потенциальных заемщиков. Объемы российского рынка синдицированных кредитов для финансовых институтов активно растут: за период с 2004 по 2006 год вырос более чем втрое. «Плюсы» этого инструмента с точки зрения кредитора понятны: он позволяет снизить риски и диверсифицировать кредитный портфель в сочетании с достаточно высокой доходностью. Однако практика в этой сфере только накапливается.
Внешэкономбанк -- активный участник этого рынка, причем он выступает и как кредитор, и как заемщик. Дважды привлеченные им синдицированные кредиты становились знаковыми для рынка: в июле 2005 года банк получил кредит в размере 500 млн. долларов, а год спустя -- еще 800 млн. долларов на трехлетний срок по ставке LIBOR+0,35% годовых. В то же время, в 2006 году ВЭБ участвовал в 8 синдицированных кредитах, и общий объем его участия в этих сделках превысил 30 млн. долларов США.
Актуальные проблемы развития этого рынка обсуждались на организованном Внешэкономбанком корпоративном семинаре «Синдицированное кредитование. Теория и практика». Наряду с сотрудниками Внешэкономбанка в семинаре приняли участие представители 20 российских и иностранных банков, а также юридических фирм. Секции в виде мастер-классов провели представители Dresdner Kleinwort, Bank Austria Creditanstalt, Deutsche Bank, Raiffeisen Zentralbank Osterreich, Внешторгбанка, а также юридических фирм Bаker&McKenzie и Salans. Участники семинара отметили, что развитие операций синдицированного кредитования, будучи перспективным и активно развивающимся направлением банковской деятельности в России, по-прежнему сдерживается недостатком реального опыта проведения сделок, отсутствием специального регулирования и ограниченностью числа участников данного рынка. Директор департамента финансовых институтов Внешэкономбанка Александр ЗЕЛЕНОВ рассказал «Времени новостей» о том, как развивается в России сектор синдицированного кредитования.
-- В чем состоит специфика организации сделок синдицированного кредитования в России, достаточно ли развито законодательное и нормативное регулирование в этой сфере?
-- Специфика, действительно, существует. Как таковых отдельных законодательных актов в сфере регулирования рынка синдицированных кредитов нет. А в таких законодательных актах, как, например, Гражданский кодекс, такие сделки регулируются косвенно, так как они лишь устанавливают общие требования
Нормативное же регулирование достаточно противоречиво. Я имею в виду несоответствие нормативных актов Банка России и стандартной кредитной документации Loan Market Association, применяемой иностранными организаторами кредита. В результате в настоящее время на российском рынке синдицированных кредитов сложилась практика, когда заключаемые соглашения не во всем соответствуют нормам Банка России. При этом «внешние» юристы в своих заключениях отмечают, что сами нормы носят рекомендательный характер.
Помимо несовершенства нормативной базы в качестве специфики российского рынка синдицированных кредитов я бы также отметил отсутствие судебной практики, стандартной кредитной документации и общепринятых правил делового оборота.
-- Судя по существующим сделкам, российским банкам и компаниям легче привлечь синдицированный кредит от зарубежных синдикатов, с зарубежными организаторами. Чем это объясняется – только недостаточной практикой у российских финансовых институтов?
-- Ничего подобного. У российских финансовых институтов имеется, может и непродолжительная по времени, но достаточная практика организации синдицированных кредитов. Причем для заемщиков не только из России, но и из стран СНГ. В качестве примера могу отметить сделки, организаторами по которым выступили ВТБ, Международный Московский Банк, Банк Москвы. В последнее время и Внешэкономбанк стал активно участвовать в синдицированных кредитах.
Однако все же лидирующие позиции в организации таких сделок занимают зарубежные банки. Дело в том, что наибольшая доля участия в синдицированном кредите – у организаторов. Для иностранных организаторов доходность сравнительно высокая, что позволяет им участвовать в кредитах на уровне более традиционных десяти процентов от суммы кредита.
Для большинства российских банков доходность от участия в синдицированных кредитах достаточно низкая. А по синдицированным кредитам для таких банков как Внешэкономбанк, ВТБ и Сбербанк ставки настолько низкие, что остаются непривлекательными для российских банков, даже с учетом комиссий за организацию сделки.
-- В чем вы видите преимущества синдицированного кредитования сейчас, когда привлечение кредитных ресурсов от одного источника для российских участников рынка не является серьезной проблемой?
-- Применение нормативов максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, а также устанавливаемые банками лимиты не позволяют им выдавать средства в значительном объеме одному заемщику, что явилось одной из причин развития рынка синдицированного кредитования.
Но такой ответ был бы неполным, так как, в принципе, привлечь один кредит от 27 банков, как это сделал Внешэкономбанк в 2006 году, несмотря на относительную сложность этого процесса, все же проще, чем 27 отдельных кредитов на ту же сумму, да и расходы, связанные с привлечением, во втором случае будут выше.
Не стоит забывать и про публичность сделки. Двусторонний кредит остается незаметным для широкого круга инвесторов, тогда как синдицированный кредит – сделка публичная. В процессе синдикации организаторы кредита и заемщик приглашают большой круг потенциальных кредиторов, которые могут в итоге и не участвовать в кредите, но имя заемщика становится им более знакомым. Поэтому для многих банков синдицированный кредит является одним из первых шагов на пути к выпуску евробондов или IPO.
-- Как Внешэкономбанк видит свою роль в развитии практики синдицированного кредитования на российском рынке?
-- Внешэкономбанк в преддверии своего преобразования в национальный банк развития, а по существу уже являющийся таковым, видит это как возможность привлекать объемные ресурсы от иностранных, а может быть и от российских банков, и в то же время возможность доведения кредитных ресурсов до отдельных субъектов экономической деятельности путем участия в кредитовании российских финансовых институтов, когда цели привлекаемых этими банками кредитов совпадают с задачами Внешэкономбанка как банка развития.
Хотелось бы отметить, что Внешэкономбанк продемонстрировал возможность привлекать значительные средства по рекордно низким ставкам. Он первым из российских финансовых институтов привлек синдицированный кредит, маржа по которому составила менее 100 базисных пунктов. Отмечая успех дебютного синдицированного кредита, такой известный журнал как Global Trade Review, признал ее лучшей сделкой 2005 года.
В 2006 году Внешэкономбанк продолжил успешные заимствования на международном рынке: в соглашении о синдицированном кредите на 800 млн долларов США, подписанном в июле 2006 года, зафиксирована ставка LIBOR плюс 0,35% годовых, которая на тот момент была самой низкой для российских финансовых институтов, особенно с учетом отмечавшегося в период выхода Внешэкономбанка на рынок роста стоимости страхования рисков по долговым обязательствам российских банков. Надеюсь, что и эта сделка не останется без внимания авторитетных финансовых изданий.

Шанс не зарыть деньги
Идея создания в России полноценного банка развития, с которой год назад выступил Владимир Путин, близка к воплощению. В отличие от экспериментов 1990−х — начала 2000−х годов нынешняя попытка создать работающий институт развития имеет шансы на успех Александр Ивантер, Олег Солнцев Банк развития должен быть уникальным сооружением. Поэтому должен быть сразу создан правильный фундамент. Поставишь кривой фундамент, и будет там Баба Яга внутри: неизвестно, к кому лицом, а к кому чем. Из выступления 14 февраля Госдума одобрила в первом чтении законопроект «О Банке развития». Он будет создан на базе Внешэкономбанка, его дочернего Росэксимбанка и государственного Российского банка развития (РосБР). Уставный капитал нового финансового института составит не менее 70 млрд рублей. Зафиксированное в законопроекте положение о председательстве в наблюдательном совете главы правительства придает Банку развития (БР) весьма высокий политический статус. Правительство поддержало идею пополнения ресурсной базы банка средствами Инвестиционного фонда, что придаст ему значительную финансовую мощь. Необходимым условием успешной работы является широкое представительство в органах управления БР бизнеса, регионов и общественности. Только в этом случае удастся наладить эффективную селекцию поддерживаемых банком направлений развития. Если удастся это сделать, Банк развития может стать третьей (после Минфина и ЦБ) финансовой властью в стране, ориентированной, в отличие от первых двух, не на фискальные упражнения и тотальную стерилизацию ликвидности, а на финансирование долгосрочных, сопряженных с риском проектов с высокой общественной эффективностью. Парад полномочий
Главные задачи Банка развития — финансирование инфраструктурных проектов, поддержка малого и среднего бизнеса (через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта. По словам замминистра экономического развития и торговли Кирилла Андросова, представлявшего законопроект на пленарном заседании Госдумы, БР должен сыграть роль координатора всех новых институтов развития — особых экономических зон, Российской венчурной компании и Инвестиционного фонда. «Нам представляется очевидным, что в случае принятия закона “О Банке развития” действующий порядок работы Инвестиционного фонда должен будет подвергнуться перенастройке, — сказал “Эксперту” глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. — Мы считаем разумным закрепить за Банком развития естественные для него функции: участие в экспертизе инвестиционных проектов, их сопровождение, в том числе посредством вхождения в капитал и руководящие органы реализующих проект компаний». Объем всех госинвестиций в бюджете 2007 года превышает 1 трлн рублей. Сейчас их распределением через федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), федеральные целевые программы (ФЦП), Инвестфонд и механизм поддержки экспорта занимается исключительно МЭРТ. Законопроект «О Банке развития» напрямую наделяет банк агентскими полномочиями по господдержке экспорта и дополнен пунктом, разрешающим банку участвовать в реализации программ в рамках ФЦП и ФАИП. Таким образом, вполне вероятно, что уже в будущем году (год нынешний уйдет на принятие закона и организационное оформление новой структуры) БР будет проводить экспертизу, финансировать, гарантировать и сопровождать львиную долю проектов, привлекающих государственные инвестиции. Однако это не значит, что БР будет просто казначейским институтом, распределяющим бюджетные деньги. «В общественном сознании закрепилось, что БР должен быть проводником госинвестиций, — говорит генеральный директор консалтинговой группы “Банки. Финансы. Инвестиции” По оценкам Владимира Дмитриева, выступившего с докладом о Банке развития на IV Красноярском экономическом форуме, за пять лет активы Банка развития вырастут с 8,9 млрд до 41,8 млрд долларов, а капитал — с 3,3 млрд до 6 млрд долларов. До 2011 года банк вложит в инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство, ВПК около 35 млрд долларов. Поскольку большинство проектов
Однако глава ВЭБа довольно трезво оценивает возможности и наработки специалистов объединяемых госбанков и понимает, что они не всеобъемлющи. Так, если в части экспертизы и финансирования крупных промышленных проектов опыт ВЭБа чуть ли не уникальный (излюбленные примеры Дмитриева — строительство ВАЗа и КамАЗа), то в страховании подобной компетенцией ВЭБ похвастаться не может. «Напомню, что предложение включить в список функций Банка развития страхование, в том числе страхование крупных экспортных сделок, поступило от правительства в ходе обсуждения первой версии законопроекта “О Банке развития” в середине декабря, — пояснил “Эксперту” Владимир Дмитриев. — Эта функция и для ВЭБа, и для Росэксимбанка является новой, мы не можем похвастаться значительным опытом и компетенцией в этой деятельности. Поэтому не исключено, что страхованием экспорта займется отдельная структура, находящаяся “в орбите” Банка развития, но не являющаяся его подразделением. Кстати говоря, за рубежом подобные функции выполняют самостоятельные структуры, такие как агентство Hermes в Германии или SACE в Италии». Некоммерческий небанк
Банк развития, как и нынешний ВЭБ, не будет иметь банковской лицензии. Его статус — госкорпорация, что автоматически выводит БР из стандартного С юридической точки зрения статус госкорпорации предполагает некоммерческий характер деятельности нового финансового института. Однако совершенно ясно, что в своей практической работе БР будет действовать на принципах возвратности, срочности и платности предоставляемых им ресурсов, что подразумевает образование прибыли от его деятельности (либо убытков — в зависимости от качества работы). Другое дело, что предпринимательская деятельность — и это прямо записано в законопроекте (ст. 3, п. 2) — разрешена ему лишь постольку, поскольку «служит достижению целей, установленных настоящим законом» (повышение конкурентоспособности российской экономики, развитие инфраструктуры, инноваций, поддержка экспорта и малого предпринимательства). Полученная Банком развития прибыль не подлежит распределению между учредителями — ее предполагается полностью капитализировать. Хотя порядок налогообложения прибыли БР в законопроекте не прописан, МЭРТ, похоже, не настроен делать для
«Почему Вложим пенсии в ГЭС, дороги и порты
Согласно законопроекту, на переходный период (с открытой датой, его сроки еще предстоит определить правительству) у БР остаются и нынешние специфические функции ВЭБа — обслуживание внешнего долга бывшего СССР и части российского долга, а также доверительное управление средствами пенсионных накоплений. Сейчас под управлением ВЭБа около 280 млрд рублей пенсионных денег, доходность управления которыми составила в прошлом году лишь 5,67%, что почти вдвое ниже инфляции. «Мы получили очень маленький доход, так как можем инвестировать только в государственные бумаги», — сетовал ФальстартыЕще в 1992 году правительством был основан Российский банк реконструкции и развития (РБРР) с собственным капиталом 640 млн рублей. По замыслу этот банк должен был привлекать кредиты международных финансовых организаций и направлять их на проектное финансирование. Предполагаемые направления вложений — структурные реформы и развитие высокотехнологичных производств. Однако все эти смелые замыслы не были воплощены в жизнь. К 1995 году РБРР был преобразован в обычный коммерческий банк с небольшим государственным пакетом, который после серии конфликтов между частными акционерами и кризиса 1998 года был признан банкротом и ликвидирован.
Российский банк развития (РосБР), созданный в 2000 году, оказался существенно более жизнеспособным проектом. Среди его достижений — кредитование малого бизнеса в регионах (через Однако и в случае РосБР говорить об адекватности результатов первоначально задуманным целям не приходится. Прежде всего, масштабы деятельности РосБР невелики, поэтому ни о каком серьезном системном его воздействии на экономику не может быть и речи. Его активы составляют менее 1 млрд долларов (0,2% от совокупных активов) — по этому показателю банк замыкает пятый десяток крупнейших российских банков. Профиль деятельности РосБР в течение почти всего времени его существования не слишком отличался от профиля обычного коммерческого банка. Значительную часть своих активов банк размещает во вполне рыночные инструменты — на межбанковском рынке, в государственные, корпоративные и иностранные ценные бумаги. Основу аккумулируемых ресурсов вплоть до 2005 года составлял собственный капитал, полученный главным образом за счет взносов бюджета. В последние два года благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре появился новый значимый источник — привлечение средств за рубежом. Потеря темпа
Два года назад в нешуточной аппаратной схватке за инициативу в создании будущего банка развития и конфигурацию его полномочий вступило Минэкономразвития. Оно сделал ставку на РосБР. Весной 2005 года наблюдательный совет РосБР возглавил Виталий Савельев — заместитель Германа Грефа. А в декабре того же года на посту председателя правления банка Татьяну Рыскину, креатуру Михаила Касьянова, бессменно возглавлявшую банк с момента его основания, сменил другой зам Грефа — 33−летний амбициозный финансист Юрий Исаев, за десять лет прошедший путь РосБР активно лоббировал альтернативную ВЭБу концепцию Банка развития, которая предполагала создание БР как суммы трех обособленных юридических лиц — ВЭБа, РосБР и Росэксимбанка, управляемых единой компанией. При этом каждый из трех
Однако идея децентрализации государственных средств, собираемых в институт развития, в конце концов не получила поддержки. Летом прошлого года Юрий Исаев покинул банк и перешел на работу финансовым директором спортивного общества «Динамо». На пост главы РосБР был назначен Прозрачность, контроль, представительствоОбъективные предпосылки для начала эффективной деятельности крупного российского Банка развития в основном сложились. Действует механизм бюджетного Инвестиционного фонда. В пенсионной системе растет навес избыточных пенсионных накоплений, который не может быть поглощен относительно узким рынком государственных ценных бумаг. Это создает необходимость альтернативного долгосрочного размещения этих средств с приемлемым уровнем рисков. Макроэкономическая и финансовая стабильность российской экономики высока как никогда. Показатели внешнеэкономической, бюджетной и долговой сбалансированности — одни из лучших среди стран с развивающимися рынками. Существенно трансформировалась модель поведения бизнеса. Ведь эффективность использования ресурсов БР при финансировании инвестиционных проектов трудно обеспечить без разделения рисков с частными партнерами. Очень важно, что помимо этих базовых предпосылок за основу создания БР в России была взята модель банка «второго уровня», не конкурирующего с коммерческими банками ни в сфере привлечения, ни в сфере размещения средств и действующего в рамках особого Зарубежный опыт показывает, что банки развития — институт, требующий повышенного общественного и внутреннего контроля. Операционные риски (то есть риски ошибок и злоупотреблений) здесь не менее высоки, чем финансовые. Для борьбы с ними рекомендуются развитые службы внутреннего контроля, максимальное привлечение независимой экспертизы и аудита, оценка эффективности менеджеров и подразделений, проведение внешними по отношению к банку контролирующими органами совокупной оценки его деятельности на основе бенчмаркинга. В последнем случае речь идет о сопоставлении результатов и издержек деятельности банка с результатами и издержками зарубежных банков, решавших аналогичные задачи в близких условиях.
Предусмотренные проектом закона «О Банке развития» механизмы контроля, на наш взгляд, нуждаются в усилении — в части более четкого определения полномочий службы внутреннего контроля, а также возможности привлечения независимых экспертизы и аудита. «С целью повышения прозрачности работы Банка развития было бы неплохо, если бы он получал рейтинг корпоративного управления ведущих рейтинговых агентств», — считает Александр Хандруев из компании «Банки. Финансы. Инвестиции». Далее, мы считаем крайне важным создание организационных механизмов, обеспечивающих влияние общественности, бизнеса и регионов на выработку политики БР. Сегодня невозможно эффективно определять приоритеты отраслевой политики без постоянно работающей системы прямых и обратных связей с теми, ради кого эта политика проводится. Вряд ли такое представительство в высшем органе управления банка (наблюдательном совете) стоит закреплять законодательно. Скорее целесообразно формирование определенных «обычаев». Например, назначение ряда членов наблюдательного совета банка по рекомендации Государственного совета при президенте. Тем самым будет обеспечено представительство регионов. Другие члены наблюдательного совета могут назначаться по рекомендации совета по национальной конкурентоспособности, а также представительских объединений бизнеса — РСПП, ТПП, ОПОРы, «Деловой России», Ассоциации российских банков. В подготовке статьи принимала участие Екатерина Шохина
|
