Шанс не зарыть деньги
Идея создания в России полноценного банка развития, с которой год назад выступил Владимир Путин, близка к воплощению. В отличие от экспериментов 1990−х — начала 2000−х годов нынешняя попытка создать работающий институт развития имеет шансы на успех Александр Ивантер, Олег Солнцев Банк развития должен быть уникальным сооружением. Поэтому должен быть сразу создан правильный фундамент. Поставишь кривой фундамент, и будет там Баба Яга внутри: неизвестно, к кому лицом, а к кому чем. Из выступления 14 февраля Госдума одобрила в первом чтении законопроект «О Банке развития». Он будет создан на базе Внешэкономбанка, его дочернего Росэксимбанка и государственного Российского банка развития (РосБР). Уставный капитал нового финансового института составит не менее 70 млрд рублей. Зафиксированное в законопроекте положение о председательстве в наблюдательном совете главы правительства придает Банку развития (БР) весьма высокий политический статус. Правительство поддержало идею пополнения ресурсной базы банка средствами Инвестиционного фонда, что придаст ему значительную финансовую мощь. Необходимым условием успешной работы является широкое представительство в органах управления БР бизнеса, регионов и общественности. Только в этом случае удастся наладить эффективную селекцию поддерживаемых банком направлений развития. Если удастся это сделать, Банк развития может стать третьей (после Минфина и ЦБ) финансовой властью в стране, ориентированной, в отличие от первых двух, не на фискальные упражнения и тотальную стерилизацию ликвидности, а на финансирование долгосрочных, сопряженных с риском проектов с высокой общественной эффективностью. Парад полномочий
Главные задачи Банка развития — финансирование инфраструктурных проектов, поддержка малого и среднего бизнеса (через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта. По словам замминистра экономического развития и торговли Кирилла Андросова, представлявшего законопроект на пленарном заседании Госдумы, БР должен сыграть роль координатора всех новых институтов развития — особых экономических зон, Российской венчурной компании и Инвестиционного фонда. «Нам представляется очевидным, что в случае принятия закона “О Банке развития” действующий порядок работы Инвестиционного фонда должен будет подвергнуться перенастройке, — сказал “Эксперту” глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. — Мы считаем разумным закрепить за Банком развития естественные для него функции: участие в экспертизе инвестиционных проектов, их сопровождение, в том числе посредством вхождения в капитал и руководящие органы реализующих проект компаний». Объем всех госинвестиций в бюджете 2007 года превышает 1 трлн рублей. Сейчас их распределением через федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), федеральные целевые программы (ФЦП), Инвестфонд и механизм поддержки экспорта занимается исключительно МЭРТ. Законопроект «О Банке развития» напрямую наделяет банк агентскими полномочиями по господдержке экспорта и дополнен пунктом, разрешающим банку участвовать в реализации программ в рамках ФЦП и ФАИП. Таким образом, вполне вероятно, что уже в будущем году (год нынешний уйдет на принятие закона и организационное оформление новой структуры) БР будет проводить экспертизу, финансировать, гарантировать и сопровождать львиную долю проектов, привлекающих государственные инвестиции. Однако это не значит, что БР будет просто казначейским институтом, распределяющим бюджетные деньги. «В общественном сознании закрепилось, что БР должен быть проводником госинвестиций, — говорит генеральный директор консалтинговой группы “Банки. Финансы. Инвестиции” По оценкам Владимира Дмитриева, выступившего с докладом о Банке развития на IV Красноярском экономическом форуме, за пять лет активы Банка развития вырастут с 8,9 млрд до 41,8 млрд долларов, а капитал — с 3,3 млрд до 6 млрд долларов. До 2011 года банк вложит в инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство, ВПК около 35 млрд долларов. Поскольку большинство проектов
Однако глава ВЭБа довольно трезво оценивает возможности и наработки специалистов объединяемых госбанков и понимает, что они не всеобъемлющи. Так, если в части экспертизы и финансирования крупных промышленных проектов опыт ВЭБа чуть ли не уникальный (излюбленные примеры Дмитриева — строительство ВАЗа и КамАЗа), то в страховании подобной компетенцией ВЭБ похвастаться не может. «Напомню, что предложение включить в список функций Банка развития страхование, в том числе страхование крупных экспортных сделок, поступило от правительства в ходе обсуждения первой версии законопроекта “О Банке развития” в середине декабря, — пояснил “Эксперту” Владимир Дмитриев. — Эта функция и для ВЭБа, и для Росэксимбанка является новой, мы не можем похвастаться значительным опытом и компетенцией в этой деятельности. Поэтому не исключено, что страхованием экспорта займется отдельная структура, находящаяся “в орбите” Банка развития, но не являющаяся его подразделением. Кстати говоря, за рубежом подобные функции выполняют самостоятельные структуры, такие как агентство Hermes в Германии или SACE в Италии». Некоммерческий небанк
Банк развития, как и нынешний ВЭБ, не будет иметь банковской лицензии. Его статус — госкорпорация, что автоматически выводит БР из стандартного С юридической точки зрения статус госкорпорации предполагает некоммерческий характер деятельности нового финансового института. Однако совершенно ясно, что в своей практической работе БР будет действовать на принципах возвратности, срочности и платности предоставляемых им ресурсов, что подразумевает образование прибыли от его деятельности (либо убытков — в зависимости от качества работы). Другое дело, что предпринимательская деятельность — и это прямо записано в законопроекте (ст. 3, п. 2) — разрешена ему лишь постольку, поскольку «служит достижению целей, установленных настоящим законом» (повышение конкурентоспособности российской экономики, развитие инфраструктуры, инноваций, поддержка экспорта и малого предпринимательства). Полученная Банком развития прибыль не подлежит распределению между учредителями — ее предполагается полностью капитализировать. Хотя порядок налогообложения прибыли БР в законопроекте не прописан, МЭРТ, похоже, не настроен делать для
«Почему Вложим пенсии в ГЭС, дороги и порты
Согласно законопроекту, на переходный период (с открытой датой, его сроки еще предстоит определить правительству) у БР остаются и нынешние специфические функции ВЭБа — обслуживание внешнего долга бывшего СССР и части российского долга, а также доверительное управление средствами пенсионных накоплений. Сейчас под управлением ВЭБа около 280 млрд рублей пенсионных денег, доходность управления которыми составила в прошлом году лишь 5,67%, что почти вдвое ниже инфляции. «Мы получили очень маленький доход, так как можем инвестировать только в государственные бумаги», — сетовал ФальстартыЕще в 1992 году правительством был основан Российский банк реконструкции и развития (РБРР) с собственным капиталом 640 млн рублей. По замыслу этот банк должен был привлекать кредиты международных финансовых организаций и направлять их на проектное финансирование. Предполагаемые направления вложений — структурные реформы и развитие высокотехнологичных производств. Однако все эти смелые замыслы не были воплощены в жизнь. К 1995 году РБРР был преобразован в обычный коммерческий банк с небольшим государственным пакетом, который после серии конфликтов между частными акционерами и кризиса 1998 года был признан банкротом и ликвидирован.
Российский банк развития (РосБР), созданный в 2000 году, оказался существенно более жизнеспособным проектом. Среди его достижений — кредитование малого бизнеса в регионах (через Однако и в случае РосБР говорить об адекватности результатов первоначально задуманным целям не приходится. Прежде всего, масштабы деятельности РосБР невелики, поэтому ни о каком серьезном системном его воздействии на экономику не может быть и речи. Его активы составляют менее 1 млрд долларов (0,2% от совокупных активов) — по этому показателю банк замыкает пятый десяток крупнейших российских банков. Профиль деятельности РосБР в течение почти всего времени его существования не слишком отличался от профиля обычного коммерческого банка. Значительную часть своих активов банк размещает во вполне рыночные инструменты — на межбанковском рынке, в государственные, корпоративные и иностранные ценные бумаги. Основу аккумулируемых ресурсов вплоть до 2005 года составлял собственный капитал, полученный главным образом за счет взносов бюджета. В последние два года благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре появился новый значимый источник — привлечение средств за рубежом. Потеря темпа
Два года назад в нешуточной аппаратной схватке за инициативу в создании будущего банка развития и конфигурацию его полномочий вступило Минэкономразвития. Оно сделал ставку на РосБР. Весной 2005 года наблюдательный совет РосБР возглавил Виталий Савельев — заместитель Германа Грефа. А в декабре того же года на посту председателя правления банка Татьяну Рыскину, креатуру Михаила Касьянова, бессменно возглавлявшую банк с момента его основания, сменил другой зам Грефа — 33−летний амбициозный финансист Юрий Исаев, за десять лет прошедший путь РосБР активно лоббировал альтернативную ВЭБу концепцию Банка развития, которая предполагала создание БР как суммы трех обособленных юридических лиц — ВЭБа, РосБР и Росэксимбанка, управляемых единой компанией. При этом каждый из трех
Однако идея децентрализации государственных средств, собираемых в институт развития, в конце концов не получила поддержки. Летом прошлого года Юрий Исаев покинул банк и перешел на работу финансовым директором спортивного общества «Динамо». На пост главы РосБР был назначен Прозрачность, контроль, представительствоОбъективные предпосылки для начала эффективной деятельности крупного российского Банка развития в основном сложились. Действует механизм бюджетного Инвестиционного фонда. В пенсионной системе растет навес избыточных пенсионных накоплений, который не может быть поглощен относительно узким рынком государственных ценных бумаг. Это создает необходимость альтернативного долгосрочного размещения этих средств с приемлемым уровнем рисков. Макроэкономическая и финансовая стабильность российской экономики высока как никогда. Показатели внешнеэкономической, бюджетной и долговой сбалансированности — одни из лучших среди стран с развивающимися рынками. Существенно трансформировалась модель поведения бизнеса. Ведь эффективность использования ресурсов БР при финансировании инвестиционных проектов трудно обеспечить без разделения рисков с частными партнерами. Очень важно, что помимо этих базовых предпосылок за основу создания БР в России была взята модель банка «второго уровня», не конкурирующего с коммерческими банками ни в сфере привлечения, ни в сфере размещения средств и действующего в рамках особого Зарубежный опыт показывает, что банки развития — институт, требующий повышенного общественного и внутреннего контроля. Операционные риски (то есть риски ошибок и злоупотреблений) здесь не менее высоки, чем финансовые. Для борьбы с ними рекомендуются развитые службы внутреннего контроля, максимальное привлечение независимой экспертизы и аудита, оценка эффективности менеджеров и подразделений, проведение внешними по отношению к банку контролирующими органами совокупной оценки его деятельности на основе бенчмаркинга. В последнем случае речь идет о сопоставлении результатов и издержек деятельности банка с результатами и издержками зарубежных банков, решавших аналогичные задачи в близких условиях.
Предусмотренные проектом закона «О Банке развития» механизмы контроля, на наш взгляд, нуждаются в усилении — в части более четкого определения полномочий службы внутреннего контроля, а также возможности привлечения независимых экспертизы и аудита. «С целью повышения прозрачности работы Банка развития было бы неплохо, если бы он получал рейтинг корпоративного управления ведущих рейтинговых агентств», — считает Александр Хандруев из компании «Банки. Финансы. Инвестиции». Далее, мы считаем крайне важным создание организационных механизмов, обеспечивающих влияние общественности, бизнеса и регионов на выработку политики БР. Сегодня невозможно эффективно определять приоритеты отраслевой политики без постоянно работающей системы прямых и обратных связей с теми, ради кого эта политика проводится. Вряд ли такое представительство в высшем органе управления банка (наблюдательном совете) стоит закреплять законодательно. Скорее целесообразно формирование определенных «обычаев». Например, назначение ряда членов наблюдательного совета банка по рекомендации Государственного совета при президенте. Тем самым будет обеспечено представительство регионов. Другие члены наблюдательного совета могут назначаться по рекомендации совета по национальной конкурентоспособности, а также представительских объединений бизнеса — РСПП, ТПП, ОПОРы, «Деловой России», Ассоциации российских банков. В подготовке статьи принимала участие Екатерина Шохина
|
Назад
Финансы для Киотского протокола: программа к действию
"Российская газета", 20 февраля 2007 года.
ИЗМЕНЕНИЕ климата – ФАКТ, который нельзя больше игнорировать, особенно в свете прогнозов о грядущих климатических изменениях и их последствиях, становящихся в последнее время все более тревожными .Об участии Внешэкономбанка в практической реализации Киотского протокола «Российской газете» рассказал заместитель Председателя ВЭБ Алексей Смирнов.
Российская газета| Алексей Владимирович, как Внешэкономбанк участвует в этом мировом проекте?
Алексей Смирнов| Действительно, тема глобального потепления приобрела в последнее время особую актуальность Не случайно она стала предметом отдельного обсуждения на Давосском форуме в этом году. Мы все стали свидетелям аномально теплой зимы в России, различных природных катаклизмов во всем мире. Установлен факт сокращения ледовой поверхности в Арктике, Гренландии и Антарктиде. Ученые предупреждают о возможных катастрофических последствиях интенсивного таяния льда в этих районах. Данные процессы напрямую связаны с концентрацией парниковых газов в атмосфере, продуктов промышленной деятельности.
Ответом на этот вызов явилось решение мирового сообщества взять на себя обязательства по ограничению выбросов диоксида углерода в атмосферу, которые были зафиксированы в Киотском протоколе к Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 11 декабря 1997 г. Данный протокол был подписан Россией 11 марта 1999 года и ратифицирован Российской Федерацией 4 ноября 2004 года.
В течение 2006 г. Правительство Российской Федерации приняло ряд распоряжений о создании российского реестра углеродных единиц, а также о создании российской системы оценки объемов антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов. Предстоит принятие еще ряда нормативных и законодательных актов в отношении системы национальной инвентаризации общего регистра выбросов и порядка, определяющего процедуру одобрения принимающей страной проектов совместного осуществления со страной - инвестором. Учитывая, что наиболее активная работа по торговле квотами начнется с 2008 года, уже в текущем году необходимо завершить подготовку всей законодательной и нормативной базы для полноценного участия России в этом процессе.
РГ | Почему именно ВЭБ выступил с инициативой создания финансового механизма протокола со стороны России?
Смирнов| Общегосударственное значение формирования экологоориентированной экономики, вовлеченность в ее решение всех уровней государственного управления делает эту задачу одной из приоритетных для Внешэкономбанка.
Как нам представляется, право на торговлю квотами на выброс парниковых газов должно быть сосредоточено в руках государства. В этом случае потребуется создание финансового механизма и определение уполномоченного государственного финансового института управляющей компании, в ведении которой среди прочего должны быть сосредоточены международные расчеты между продавцами и покупателями.
Объективно для этих целей как нельзя лучше подходит Внешэкономбанк - агент правительства РФ по обслуживанию внешнего долга и внешних финансовых активов. ВЭБ также является государственной управляющей компанией по работе со средствами Пенсионного фонда.
Сознавая всю ответственность, мы подключились к разработке механизмов реализации Киотского протокола еще до его ратификации Российской Федерацией. Работа ведется в тесном взаимодействии со специалистами ключевых министерств и ведомств – Минэкономразвития России, Минфином РФ, Росгидрометом, Минпромэнерго России, МПР.
При этом ВЭБ, используя свой многолетний опыт работы на международном рынке и сложившиеся связи с крупнейшими западными финансовыми институтами, внимательнейшим образом изучает опыт наших партнеров в этом вопросе и предпринимает определенные практические шаги по установлению деловых контактов с западными бизнесменами именно в контексте использования механизмов , предусмотренных Киотским протоколом.
Так, в 2005 году в рамках подгруппы по финансовым и банковским вопросам российско-австрийской межправительственной комиссии ВЭБ провел семинар для российских и австрийских деловых кругов, на котором обсуждался широкий спектр вопросов по реализации совместных проектов, также были достигнуты предварительные договоренности. Данный семинар получил высокую оценку как со стороны деловых кругов, так государственных структур обеих стран.
Внешэкономбанк поддерживает контакты и с другими странами, заинтересованными в эффективном функционировании Киотского протокола.
Так, нашим давним и надежным партнером является банк КфВ - крупнейший государственный финансовый институт Германии. На его базе создан Углеродный фонд, главная цель которого – стимулирование инвестиций в проекты по сокращению выбросов СО2 и способствование трансферту современных технологий по защите климата.
КфВ действует исключительно как доверительный управляющий. Он от своего имени и за счет участвующих в фонде компаний и учреждений заключает с продавцами углеродных единиц долгосрочные соглашения на приобретение единиц сокращения выбросов, причем приобретаются они под конкретные проекты и для определенных покупателей.
В настоящее время мы готовим соглашение с КвФ о совместном отборе проектов, реализация которых возможна в рамках Киотского протокола.
РГ| А в других странах?
Смирнов | Несколько иная ситуация во Франции. Там банк Caisse des Depots разрабатывает концепцию создания углеродного фонда для французского правительства, предполагающую наличие торговой площадки для проведения среди прочих и арбитражных операций.
Как мы видим, единообразия в подходах нет, каждая страна идет своим путем и как нам представляется, очень важно сейчас, изучив опыт других стран, взять самое лучшее и разработать оптимальную структуру для России. Она должна быть работоспособной и эффективной.
РГ| Насколько выгодно это России в экономическом плане, мы будем только тратить деньги или что-то заработаем?
Смирнов| Россия с очевидностью будет нетто-экспортером квот, так как Киотским протоколом для России установлен допустимый объем выбросов на уровне 1990 года, а в настоящий момент он значительно ниже. По оценке Мирового банка, стоимость квоты сокращения 1 тонны диоксида углерода может достигнуть к 2012 году 50 долларов США, а по прогнозам российских независимых экспертов, объемы снижений выбросов и увеличения абсорбции парниковых газов могут составить от 30 до 100 миллионов тонн.
РГ| Как известно, США и Австралия, хоть и подписали протокол, но отказались его ратифицировать.
Смирнов| Американцы до сих пор продолжают его бойкотировать. Правда, есть надежда, что с приходом к власти демократов Вашингтон пересмотрит свое отношение к протоколу. Ведь природные катаклизмы, порожденные парниковым эффектом, довольно существенно затронули территорию Соединенных Штатов. Только сельское хозяйство Калифорнии уже потеряло от капризов погоды свыше миллиарда долларов.
РГ| Ваши прогнозы на будущее?
Смирнов| Новые перспективы открываются в свете решения Президента и Правительства Российской Федерации о создании в России института развития. Законопроект о создании Банка развития на базе Внешэкономбанка уже находится в Государственной Думе, и как мы надеемся, может быть принят в первой половине года.
Банк с уставным капиталом в размере 70 миллиардов рублей будет финансировать приоритетные для развития российской экономики проекты, в том числе экологические и энергосберегающие. Внешэкономбанк уже сейчас располагает портфелем проектов, отвечающих требованиям для допуска к их реализации в рамках механизмов, предусмотренных Киотским протоколом.
Этот портфель естественным образом перейдет в новый банк, как и команда высококвалифицированных специалистов, способных провести качественный анализ экономических показателей проектов, дать взвешенную оценку возможных рисков.
Таким образом, как нам представляется, Банк внешнеэкономической деятельности и развития является оптимальной площадкой для формирования национальной структуры, необходимой для реализации положений Киотского протокола.
Наличие опыта работы в этом направлении, обширные международные связи, огромное количество клиентов-партнеров внутри страны, хорошо подготовленные кадры и, наконец, солидная материальная база - вот те факторы, которые свидетельствуют об обоснованности этого тезиса.
Беседовал Владимир Богданов
Назад