Синергический эффект участия
Аналитический банковский журнал
12 (151)
28 декабря 2007 г.
В 2007 году (после нескольких неудачных попыток) на базе Внешэкономбанка создан Банк развития, который призван финансировать развитие стратегически важных для страны отраслей экономики и ее инфраструктуры. На днях Банк развития получил, наконец, значительные бюджетные ресурсы и может начать свою деятельность. О том, что планируется предпринять в первую очередь, и о технологии этой проблемы попросили рассказать Сергея Васильев заместителя председателя правления Внешэкономбанка.
- Несмотря на длительное обсуждение необходимости создания Банка развития в нашей стране и даже некоторый имеющийся, хотя и не слишком успешный, опыт в этой области, создан он именно сейчас, в 2007 году, и на базе Внешэкономбанка. Во многих других развитых и развивающихся странах такие банки уже существуют на протяжении длительного времени. Почему же мы так отстаем ?
Сергей Васильев: Создание Банка развития на базе Внешэкономбанка действительно стало одним из важнейших событий уходящего года в нашей стране. Именно в 2007 году наша экономика вышла на предкризисный уровень экономического развития 1990 года. И это существенно поменяло требования к условиям экономического развития. На первый план выходят инфраструктурные ограничения экономического роста. Та инфраструктура, которая была создана в советское время, была вполне достаточной для страны, когда происходило падение производства, а затем и его постепенный восстановительный рост. Инвестиции в инфраструктуру в последние 15 лет осуществлялись в весьма ограниченных масштабах, и это стало ограничителем экономического роста. В ответ на вызовы времени и был создан Банк развития.
— Каковы источники финансирования развития инфраструктуры?
Сергей Васильев: Развитие инфраструктуры может финансироваться разными средствами. Прежде всего - за счет бюджетных ресурсов. Но, к сожалению, бюджетных денег, с одной стороны, не хватает на все объекты, а с другой - нынешние механизмы инвестирования показали себя как достаточно громоздкие и неэффективные. То решение, которое недавно было предложено для крупных инфраструктурных проектов - создание инвестиционного фонда, - очень разумное, но позволяет работать одновременно с небольшим количеством крупных инвестиционных проектов, в то время как стране таких проектов нужны сотни. Основной причиной, по которой именно сейчас создан Банк развития, является возрастание потребности в таком институте, как инструмент масштабного финансирования инфраструктуры.
- С кого следует брать пример, на чьих ошибках учиться ?
Сергей Васильев: При создании Банка развития на базе Внешэкономбанка основными странами, чей опыт был для нас наиболее интересен и где эти банки очень успешны, стали такие страны: Германия, где был создан такой институт еще в период послевоенного восстановления; Корея, где подобный институт сыграл важную роль в индустриализации страны; Бразилия, где такой институт тоже был очень эффективен и до сих пор остается эффективным.
Из стран СНГ, на мой взгляд, наиболее интересен опыт Казахстана. Мы внимательно его изучаем. Там Банк развития был создан сравнительно недавно, но работает уже достаточно успешно. Более того, при разработке собственной документации мы в значительной степени опирались на казахстанские нормативные документы, поскольку эта страна является очень близкой нам и по структуре экономики, и по институциональной культуре.
— Каковы, на ваш взгляд, преимущества российского Банка развития ?
Сергей Васильев: Одно из принципиально важных преимуществ Банка развития заключается в том, что он обеспечивает очень высокий мультипликативный эффект от вложения бюджетных денег. Недавно в уставный капитал нашего банка из бюджета перечислено 180 млрд руб. С учетом собственных средств капитал Банка сейчас составляет 200 млрд. Это сумма не маленькая. Но ею не исчерпываются будущие возможности банка. На 200 млрд собственных средств банк может привлечь финансирование с международных рынков на сумму порядка 800 млрд руб. Таким образом, валюта баланса Внешэкономбанка в течение короткого срока (ближайшие 3-4 года) достигнет триллиона рублей. Тем самым на один рубль бюджетных вложений в уставный капитал банка мы можем привлечь 4 рубля с рынка. Но и это еще не все.
Финансирование проектов осуществляется, как правило, не в объеме нашего 100% участия, а на основе долевого участия Банка развития и других инвесторов. Мы ориентируемся на то, что в перспективе банк будет финансировать только 30% от инвестиций в крупные проекты. Еще 30% должен обеспечивать заемщик своими собственными средствами и активами. Оставшиеся суммы могут поступать из других источников. Мы рассчитываем, что это могут быть и бюджетные ресурсы, и средства международных финансовых организаций, и деньги сторонних инвесторов. Тут важен синергический эффект участия нескольких инвесторов в крупных проектах: в отдельности ни один инвестор такой крупный проект не потянет, зато инициатива Банка развития снижает риски и делает вложения более выгодными и для региональных бюджетов, и для частных инвесторов. При таком подходе оказывается, что валовый объем инвестиций на рубль вложений денег из бюджета дает соотношение 8:1. Иными словами, на рубль вложений из бюджета в уставный капитал Внешэкономбанка будет мобилизовано восемь рублей валовых инвестиций. Это очень хорошо. Если теперь подсчитать общую сумму, которую возможно привлечь в экономику в среднесрочной перспективе через Банк развития, то получается 1,5 трлн руб. Это немалая сумма - около $60 млрд, хотя понятно, что все потребности развития инфраструктуры она не закроет.
— И все-таки Банк развития — это государственный банк ? Каков его официальный статус ?
Сергей Васильев: Банк развития создан как организация с особым статусом. Это госкорпорация, которая функционирует на основе особого Федерального закона. Более того, на него не распространяется регулирование Банка России, у нас нет фондов обязательных резервов, нет налога на прибыль. Все финансовое регулирование осуществляется на основе Меморандума о финансовой политике банка, где установлены нормативы его деятельности.
— Какова структура управления Банка развития?
Сергей Васильев: Наблюдательный совет возглавляет премьер-министр, а состоит он из руководителей ключевых министерств. Это - высший коллегиальный орган, который определяет основные правила функционирования банка. Оперативная работа осуществляется председателем и правлением Внешэкономбанка. Председатель правления Банка назначается Президентом России, а члены правления утверждаются решением наблюдательного совета. Меморандумом о финансовой политике установлено также, что банк финансирует преимущественно длинные проекты, срок окупаемости которых - не менее пяти лет. Другой важный показатель - масштаб проекта - должен быть не менее 2 млрд руб., что отсекает от банка маленькие проекты.
— Вы сказали, что прибыль банка не облагается налогом. Каких финансовых результатов вы ожидаете от своей деятельности?
Сергей Васильев: В Меморандуме сформулирован принцип безубыточности деятельности Банка развития. Исходя из этого принципа Банк развития обязательно должен видеть окупаемость проекта, хотя в Законе, регулирующем нашу деятельность, прямо сказано, что "прибыль не является целью деятельности Банка развития". В то же время мы не ориентированы на максимизацию прибыли. Это означает, что наша процентная ставка будет существенно ниже рыночной. Она будет равна стоимости привлечения средств плюс маржа банка, определяемая нашими накладными расходами.
— Каковы основные направления деятельности Банка развития ?
Сергей Васильев: Инфраструктура, инновации, рациональное использование природных ресурсов, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка промышленного экспорта. Это традиционные направления деятельности для большинства национальных банков развития. Плюс к этому нам утверждены определенные отраслевые приоритеты. Это отрасли преимущественно тяжелой промышленности, такие как авиация, космическая отрасль, судостроение, энергетическое и транспортное машиностроение, производство специальных сталей, атомная промышленность и атомная энергетика, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Надо сказать, что Внешэкономбанк традиционно работает с этими отраслями. Эти отрасли в принципе достаточно трудны для частных инвесторов.
В настоящее время по заданию наблюдательного совета разрабатывается стратегия банка, где отраслевые направления его деятельности разрабатываются уже более конкретно. Скажем, не просто транспорт, а его определенные отрасли, к примеру, строительство федеральных дорог на условиях государственно-частного партнерства, реконструкция и строительство морских портов и портового хозяйства, развитие внутренних водных путей. Речь идет практически обо всех крупных отраслях, где нужны масштабные инвестиции. Примерно так же расписано по энергетике, по жилищно-коммунальному хозяйству.
— Получается, что Инвестиционный фонд финансирует крупные проекты. Банк развития также финансирует крупные проекты, связанные с развитием инфраструктуры, но несколько меньшего масштаба, т. е. те, до которых у федерального бюджета, федерального центра "руки не доходят", — проекты региональной составляющей. В то же время банк включается в финансирование проектов на конкурентном рынке на условиях соинвестирования с частным бизнесом, в том числе банковским. Тогда такое партнерство усилит конкуренцию и приведет к перераспределению рыночных сил.
Сергей Васильев: Меморандумом нам официально запрещено конкурировать с частными банками. Если какой-то проект даже в инфраструктурной сфере может быть профинансирован участниками рынка, к примеру коммерческими банками, то мы в такие проекты в принципе входить не должны. Иными словами, мы не должны создавать конкуренции для банков. Скорее наоборот, поскольку Внешэкономбанк не имеет филиалов, многие проекты в регионах будут осуществляться через региональные коммерческие банки, которые смогут взять на себя функцию доведения средств до заемщиков, а также осуществление контроля за эффективностью расходования средств. Эти банковские функции Внешэкономбанк не будет осуществлять. Его задача - провести оценку и фондирование проектов.
Поскольку региональная проблематика выходит на передний план, в банке создан специальный департамент по региональному развитию. В ближайшее время будут создаваться представительства в регионах. Задача представительств Внешэкономбанка - на местах изучать особенности и детали проектов, оценивать риски, связанные с ними, и предлагать проекты руководству.
Среди направлений, наиболее важных для регионального развития, на мой взгляд, можно выделить финансирование инфраструктуры малого и среднего бизнеса, создание технопарков, бизнес-инкубаторов. С точки зрения технологии финансирования мы будем отбирать на конкурсной основе региональные банки, которые и станут операторами ряда проектов. Эти банки и будут предоставлять кредиты малому и среднему бизнесу за счет кредитных линий Внешэкономбанка. Но технопарки и бизнес-инкубаторы Банк развития будет финансировать напрямую.
Второе направление, которое также связано с региональным развитием, - это создание инфраструктуры особых экономических зон, которое для Банка развития представляет существенный приоритет. Но я думаю, что мы будем вкладывать инвестиции в региональную инфраструктуру и в развитие также тех регионов, которые экономическими зонами не являются. Объекты приложения инвестиций во многом будут зависеть от того, какие проекты нам смогут предложить региональные администрации. Если будут интересные, хорошо проработанные проекты, то я уверен, что не будет никаких ограничений по тем регионам, куда банк будет вкладывать деньги.
Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев: "Банк развития — это не гарантия, а шанс"
Известия
24 декабря 2007 г., Москва
АНДРЕЙ РЕУТ
"Инфраструктура — наиболее уязвимое место экономики" Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев — "Известиям"
Созданный в России Банк развития позволит возродить то, что когда-то называлось у нас "стройками века". По масштабу они превзойдут и строительство БАМа, и даже индустриализацию 1930-х годов. В разных регионах России появятся пояса освоения месторождений, новые заводы, транспортная инфраструктура и т. п. Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев рассказал в интервью корреспонденту "Известий" Андрею Реуту об амбициозных планах своего детища.
вопрос: Как получилось, что Внешэкономбанк был преобразован в Банк развития, но свой исторический бренд не потерял?
ответ: Так бывает только в исключительных случаях. Полгода назад Внешэкономбанк приобрел статус государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности". Принимая закон о Банке развития, Госдума не упустила из виду многолетний опыт, международную репутацию и высокий инвестиционный рейтинг Внешэкономбанка. Согласитесь, если у банка за плечами 83 года безупречной службы, это дорогого стоит. Вот собственно поэтому наш бренд и был сохранен.
в: Почему вы стали Банком развития?
о: Мы три года продвигали идею и примеряли на себя роль такого банка. Привлекали за рубежом недорогие займы, финансировали в России инфраструктурные проекты и высокотехнологичный экспорт. Две трети выданных нами кредитов долгосрочные. Едва ли не первым Внешэкономбанк стал воплощать принцип государственночастного партнерства, войдя в проект развития Нижнего Приангарья.
в: На что рассчитывает государство, создав новый финансовый институт?
о: Наполнив Банк развития уставным капиталом в 180 млрд руб., государство сделало большую ставку. Оно рассчитывает, что каждый рубль наших инвестиций потянет за собой поток капитала предпринимателей. Что экономика преодолеет сырьевую однобокость, а стержнем экономического роста станут инновации. Что Россия будет на равных конкурировать с мировыми лидерами и войдет в первую пятерку по ВВП.
в: Какой круг задач очерчен перед банком?
о: Прежде всего инфраструктура, в которую государство по-крупному не вкладывалось лет двадцать. Бизнес готов осваивать целые пояса месторождений, строить заводы и горно-обогатительные комбинаты, тепловые и гидростанции. Таких проектов в планах компаний до 2015 года набралось на 700 млрд долл. Они сосредоточены главным образом в Сибири и на Дальнем Востоке. Но чтобы подступиться к запасам недр и промышленным площадкам, нужно еще вложиться в железные дороги, мосты, трубопроводы, линии электропередачи, коммунальные сети. Без инвестиций в инфраструктуру 90% проектов останутся просто на бумаге. Однако дополнительные затраты в десятки миллиардов рублей сделают проект нерентабельным и отобьют у частной компании желание инвестировать. Выход очевиден — инфраструктурные расходы возьмут на себя Инвестфонд и на коммерческих условиях Внешэкономбанк. Так сходятся в одной точке интересы государства и бизнеса, проекты государства и бизнеса, инвестиции государства и бизнеса. Наш банк — мост между ними.
в: Какие козыри есть у Банка развития по сравнению с коммерческими банками?
о: Кредиты под инфраструктурные проекты мы можем предоставить на много лет. К примеру, на дороги М4 "Дон" или Западный скоростной диаметр — на 25—30 лет. Может быть, самое важное тут для инвесторов и заемщиков, что быстрая и максимальная прибыль вовсе не цель Банка развития. Главный козырь Внешэкономбанка — это крупные займы, на долгий срок, под сравнительно низкий процент.
в: Кроме инфраструктуры у Внешэкономбанка ведь немало других приоритетов.
о: Точно. В их числе авиастроение и ракетнокосмический комплекс, атомная промышленность, судостроение, оборонка, машиностроение, деревообрабатывающая промышленность. По сути мы автоматически включаемся в инновационные проекты в этих отраслях. Скажем, в авиапроме банк будет финансировать создание истребителя пятого поколения, в судостроении — строительство судов для освоения северных месторождений. Отдельной строкой идут поддержка малого и среднего бизнеса, страхование высокотехнологичного экспорта.
в: Помимо закона о Банке развития правительство приняло Меморандум о финансовой политике. Для чего он банку?
о: А в нем правительство и закрепило наши приоритеты. Меморандум — это своего рода инвестиционный путеводитель банка. Меморандум зафиксировал, что проекты, в которых мы участвуем, должны быть не дешевле 2 млрд руб. и окупаться не раньше чем на шестой год. Среднесрочных и долгосрочных проектов в портфеле банка будет не меньше 80%. Иными словами, распыляться банку не положено.
Меморандум установил систему контроля за работой банка — наблюдательный совет во главе с председателем правительства, отчет по международным стандартам, внутренний и внешний аудит.
Работа банка и правительства над меморандумом была поиском тонкого баланса между оперативной самостоятельностью менеджмента и необходимым контролем государства, между стремлением банкиров отбирать наиболее "вкусные" проекты и интересами государства в долгосрочных, порой малорентабельных инвестициях в инфраструктуру и инновации. При этом меморандум установил грань финансового риска, которую банк переступать не может.
в: Меморандум принят, что дальше?
о: Следующий шаг — это стратегия банка до 2012 года. Ее основные положения мы сейчас обсуждаем с правительством. В этом документе мы еще подробнее пропишем, чем Внешэкономбанк станет для национальной экономики. В пятилетней перспективе он превратится, образно говоря, в насос по перекачке ресурсов с международного и внутреннего рынка капитала в российскую экономику. В итоге наш кредитный портфель вырастет примерно с 200 млрд руб. до 750 млрд руб.
в: Не маловато для экономики?
о: Действительно, голод на инвестиции огромный. Но взгляните и на обратную сторону медали. Чтобы нарастить почти вчетверо портфель кредитов и при этом поддерживать финансовую устойчивость, Внешэкономбанк должен привлекать с рынка в среднем по 8 млрд долл. в год. Сколько найдется в России банков, которым под силу держать такой график пять лет подряд? в: Каков совокупный приток инвестиций? о: Если строго в цифрах, то как минимум 30% проектов, финансируемых банком, будут осуществляться на принципах государственно-частного партнерства. При этом инвестиции частных компаний и других инвесторов в каждом проекте составят не менее 70%. Таким образом, в наших проектах можно рассчитывать как минимум на удвоение потока стороннего капитала.
в: У частного инвестора на первом плане прибыль, у вас — интересы государства.
о: Мы в самом деле, как некоммерческая структура, прибыль во главу угла не ставим. Но никто не поймет нас, если большинство реализуемых проектов будут убыточны и банк просто начнет проедать капитал. Отсюда обязательный для Внешэкономбанка критерий — безубыточность. Этого от нас требуют закон, меморандум и наблюдательный совет. Поэтому мы должны не только с умом работать по каждому проекту, но и держать в голове все сделки банка, чтобы в целом не допустить убытка.
в: Что станет ядром инвестиционной политики банка?
о: Конечно, проекты развития территорий. Комплексное развитие Южной Якутии, Забайкалья, программа "Урал промышленный —Урал полярный" целиком базируются на ГЧП и имеют поддержку Инвестфонда. Для нас это как отмашка государства — включайтесь. И в той или иной форме мы уже интегрируемся в эти проекты. Их общая стоимость более 1,2 трлн рублей, доля государства — 239 млрд рублей. По опыту работы с проектом Нижнего Приангарья мы понимаем, что именно такие "освоенческие" проекты способны качественно изменить экономику регионов и существенно ускорить ее рост. Постройка Богучанской ГЭС, предприятий металлургии, лесопереработки, цементного завода не просто займут делом еще 12 650 жителей, они дадут людям современные профессии на самых передовых производствах. Они дадут новое самоощущение жизни в России.
в: Названные проекты, в общем-то, на слуху. А что у вас нового на подходе?
о: В перечисленных проектах Внешэкономбанк играет, что называется, вторым номером, присоединяясь к уже вышедшим на федеральный уровень и завязанным на Инвестфонд проектам. Однако мы не стоим на месте. Банк намерен стать инициатором проекта "Развитие территории Севсиба", коренным образом затрагивающего экономику Ханты-Мансийского округа, Томской и Иркутской областей, Красноярского края. Речь идет о строительстве железной дороги протяженностью 2 тысячи километров и реализации на прилегающих пространствах не менее 20 инвестиционных проектов — добыча и переработка газа, черная и цветная металлургия, атомная и гидроэнергетика, химия и лесопромышленный комплекс. Стоимость Севсиба, по разным схемам освоения, от 30 до 50 млрд долларов. Партнерство государства и бизнеса предопределено здесь самой сутью проекта.
О Севсибе говорили месяц назад в Красноярске. Там на заседании президиума Госсовета во главе с президентом Владимиром Путиным обсуждали, как нам дальше развивать транспортную инфраструктуру.
Применительно к Севсибу, чтобы скоординировать деятельность банка, ОАО "РЖД" и администраций четырех регионов, территорию которых пересечет железная дорога, Внешэкономбанк готов профинансировать самый ранний этап — структурирование проекта. В первую очередь это затронет финансирование подготовки бизнес-планов промышленных предприятий и финансирование оценки стоимости строительства объектов инфраструктуры.
в: Когда мы поименно узнаем проекты, которые банк будет поддерживать?
о: Думаю, в ближайшие три месяца Внешэкономбанк согласует с министерствами предметный перечень финансирования проектов в энергетике и металлургии, ракетнокосмической промышленности, авиапроме и судостроении, транспортном и энергетическом машиностроении, деревообработке и оборонной промышленности. Полагаю, организовать финансирование ряда проектов мы сможем без задержки. Такой опыт у Внешэкономбанка есть, и, к примеру, сейчас мы имеем открытые кредитные линии иностранных банков на 2,4 млрд долларов. Будет также согласован список предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию, чьи экспортные амбиции поддержат государство и Внешэкономбанк.
в: Государственно-частное партнерство возможно только в инфраструктуре?
о: Я уверен, что и в отраслевых проектах найдется место ГЧП и место это не будет последним. Просто инфраструктура сегодня — наиболее уязвимое место экономики. Чем больше сюда придет частных и госбанковских капиталов, тем лучше. В инфраструктурных проектах места хватит всем — частным компаниям и банкам, зарубежным институтам развития.
У нас есть замысел создать Национальный центр государственно-частного партнерства. Понятно, что здесь должна идти работа по совершенствованию законодательства в сфере ГЧП. Чтобы партнерство заработало на полную мощность, необходимо, по оценке экспертов, внести изменения в уже существующие нормативные акты и заново принять еще 128. Центр будет предлагать модели привлечения российского и зарубежного капитала в проекты ГЧП.
в: Когда деньги, вложенные в Банк развития, начнут приносить реальную пользу?
о: Сегодня в России складывается национальная система институтов развития — Инвестфонд, особые экономические зоны, госкорпорации, включая Внешэкономбанк. Государство уже инвестировало в институты развития более 1 трлн рублей. И это не благотворительность. Это трезвый расчет и понимание того, что мы получим от каждого из них, — в тысячах километрах дорог и ЛЭП, в новых производствах и рабочих местах, процентах роста ВВП. Наконец, в той атмосфере, в которой живет страна с преображенной экономикой.
Что касается Банка развития, то ряд экспертов сокрушаются по поводу утраты госсобственности, перешедшей в его уставный капитал. Но разве эта собственность размывается? Она не может быть потеряна государством, потому что госкорпорацию нельзя ни приватизировать, ни искусственно обанкротить. Эта собственность работает и приумножается в России.
Мне представляется беспочвенным скепсис тех, кто сомневается в перспективах Банка развития. Впрочем, спор тут разрешит время. Куда хуже, по-моему, ожидание чуда и немедленного результата. Надо ясно понимать, что Банк развития не краткосрочный, а стратегический инструмент. Первые годы банк будет в основном вкладываться в "длинные" проекты. Зримый эффект, реальная отдача от его деятельности появятся через несколько лет. Банк развития — это не гарантия, а шанс.