Интервью Председателя Внешэкономбанка В.А. Дмитриева телеканалу Вести 24. (Давос, Всемирный экономический форум)

24 января 2008 года
#Публикации
Назад

Телеканал "Вести-24",
ВЕСТИ/СЕЙЧАС,
23.01.2008, 21:05
Ведущий Олег Обухов

ВЕДУЩИЙ: Событие дня: сегодня в Давосе открылся Всемирный экономический форум. На прямой связи со студией моя коллега Екатерина Гринчевская. Катя, здравствуйте.

КОРР.: Здравствуйте, Олег.

ВЕДУЩИЙ: День уже практически завершен. Какие вопросы удалось обсудить его участникам?

КОРР.: Да, действительно, первый день Всемирного экономического форума в Давосе подходит к концу. Этот день был очень активным. В эти минуты проходит торжественная церемония открытия форума, она проходит в Конгресс-холле. Эту церемонию открыл председатель Форума Шварц Клапп, и вы эту церемонию наблюдали. Итак, какие же темы сегодня были главными, которые обсуждали в Давосе? Темы дискуссий: это мировой финансовый кризис, развивающиеся рынки и их роль в мировой экономике, а также глобальные риски, которые возможны для мировой экономики. Всего в форуме приняли участие 2 тысячи 500 человек, хотя кажется, что охраны и полиции здесь намного больше.

Итак, среди участников форума - главы государств, министры, а также топ-менеджеры ведущих крупных мировых компаний. И сейчас рядом со мной здесь находится председатель "Банка развития" Владимир Александрович Дмитриев. Владимир Александрович, здравствуйте. Ну, и расскажите, пожалуйста, с какой целью вы приехали в Давос и в каких дискуссиях вы собираетесь принимать участие.

Владимир ДМИТРИЕВ, председатель "Банка развития": Наш банк и я, в частности, - частый гость и участник форума в Давосе. Наша делегация приехала сюда, естественно, для того, чтобы активно поработать, имея в виду, что это уникальная площадка, где можно, во-первых, держа руку на пульсе, понять, что же волнует мировое экономическое сообщество, какие социальные и политические проблемы являются актуальными для политиков, бизнеса и банковского сообщества. Поэтому мы, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы обсудить с нашими иностранными партнерами текущую ситуацию на мировых фондовых рынках, обвал фондовых рынков, ситуацию, связанную с резким снижением учетной ставки Федеральной резервной системы, и возможности привлечения инвестиций в российскую экономику, в том числе в контексте деятельности нашего банка как основного финансового института развития нашей страны.

КОРР.: Одна из главных тем, которая обсуждается на форуме, - это мировой финансовый кризис. Также в центре внимания форума находится Россия. Вот как вы считаете, Владимир Александрович, какое место отводят России в решении проблемы мирового кризиса?

Владимир ДМИТРИЕВ: Да, действительно, Россия вновь становится в центре внимания и участников форума, и в целом, в перспективе, мирового экономического сообщества, с учетом того, что наша страна пока еще достаточно надежно защищена от резкого воздействия на ее экономику тех негативных процессов, которые в последние, скажем, полгода, если не больше, потрясают, прежде всего, Соединенные Штаты Америки и Западную Европу. Но это не означает, что наши экономические, финансовые, гуманитарные власти не должны внимательно смотреть за тем, что происходит в окружающем мире и не предпринимать адекватных, серьезных шагов. Я являюсь сторонником того, что происходящее в окружающем Россию мире должно стать предметом серьезного осуждения у нас в стране, в том числе с участием и частного бизнеса, и иностранных инвесторов, с тем чтобы не повторилась ситуация 1998 года, когда огромный поток иностранных инвестиций, до этого активно работавших в России, вдруг в одночасье из России был выведен, и последствия этого кризиса мы все хорошо и знаем, и помним, и опасаемся повторения событий. Но я уверен в том, что наша страна вполне в состоянии адекватно отреагировать на происходящее в нашем окружении. И, самое главное, у нас созданы серьезные заделы для того, чтобы инвестиции, как российские, так и зарубежные, шли в реальный сектор нашей экономики, шли в инфраструктуру, в строительство крупных предприятий и объектов, прежде всего, связанных с глубокой переработкой продукции, с производством товаров, ориентированных на экспорт, - то есть, с тем, что мы называем структурной перестройкой российской экономики.

ВЕДУЩИЙ: В этом году форум проходит в те дни, когда на мировом финансовом рынке сложилась очень непростая ситуация. Аналитики говорят, что кризис на фондовых рынках за последние полвека самый значительный. Вот как вы оцениваете нынешнее положение мирового и отечественного рынков?

Владимир ДМИТРИЕВ: Действительно, ситуация не то что непростая - она весьма сложная. И я не берусь проводить параллели с 50-летней давностью. Но то, что рынок не только лихорадит, но и мы отчетливо видим и ощущаем кризисные явления в экономике зарубежных стран, - это, конечно же, заставляет серьезно задуматься и о дальнейшем пути развития нашей экономики, наших финансовых рынков, наших фондовых рынков. Поскольку Россия - это часть глобального мира, и, разумеется, все, что происходит вовне, так или иначе влияет на положение и в нашей стране. Но, к счастью, говоря о банковском рынке и о ситуации в российских банках, можно уверенно сказать, что в целом мы смогли предотвратить те же серьезные обвальные, негативные процессы, которые потрясли крупные зарубежные банки. Уж таких серьезных потрясений и такого серьезного снижения прибылей и фиксирования убытков в российской банковской системе, к счастью, не произошло.

КОРР.: То есть, с уверенностью можно сказать, что проблемы в мировом финансовом секторе никак не отразились на финансовом секторе России?

Владимир ДМИТРИЕВ: Нет, я бы как раз с такой уверенностью не... Я такой уверенностью не заряжен. Я считаю лишь, что мы пока еще относительно благополучно переживаем ситуацию, которая складывается на зарубежных рынках и которая потрясла зарубежную банковскую систему, но считаю, что, тем не менее, находясь в глобальном мире и серьезно завися от ситуации на фондовых рынках и ситуации с банковской системой в других странах, поскольку российские банки являются и серьезными заемщиками на иностранных рынках капитала, российские компании, их акции активно торгуются на зарубежных площадках, я считаю, что не учитывать это и не реагировать адекватно на происходящее вовне мы не можем.

КОРР.: "Банк развития" ощутил как-то на себе последствия проблем в финансовом секторе мировом?

Владимир ДМИТРИЕВ: Нет, мы, к счастью, оказались вне серьезного воздействия. Во-первых, мы не такие активные заемщики на иностранных рынках капитала, и погашение кредитов, которые у нас имеются, которые мы в свое время брали на зарубежных рынках банковского капитала, наступает нескоро. Мы хеджируем свои валютные рынки, поэтому мы в целом оказались в весьма благоприятном положении, особенно учитывая то, что в конце прошлого года капитал нашего банка был увеличен на 180 миллиардов рублей, и эти средства в том числе, оказавшиеся временно свободными, были размещены на межбанковском рынке и тем самым сыграли, как мне кажется, позитивную роль в стабилизации в целом ситуации на российском рынке межбанковского кредитования.

КОРР.: На ваш взгляд, как может мировой финансовый кризис повлиять на инвестиционный климат в России? И какова стратегия инвестирования тех средств, которыми распоряжается "Банк развития"?

Владимир ДМИТРИЕВ: Я полагаю, что ситуация в России пока еще, к счастью, предсказуемая. И что касается воздействия внешних факторов, я об этом уже говорил, мы не можем не считаться с ними, но это вполне контролируемая ситуация. И что касается средств, которые имеются у нас, - мы рассчитываем их, прежде всего, инвестировать в реальный сектор российской экономики.

КОРР.: Владимир Александрович, я благодарю вас за то, что вы нашли для нас время. Я желаю вам интересных дискуссий! Олег?

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Катя! Ждем от вас новостей. Из Давоса - моя коллега Екатерина Гринчевская. Мы следим за развитием событий, оставайтесь с нами.

 

Назад

«Мы обязаны укреплять позиции России»

23 января 2008 года
#Публикации
Назад

Die Presse
23.01.2008
Йенс Хартманн

 

ДИ ПРЕССЕ: На Всемирном экономическом форуме в Давосе кроме прочих тем  будет обсуждаться и вопрос об опасности государственных фондов. Что бы Вы ответили тем критикам, которые опасаются, что Россия и Китай отправятся на Запад скупать активы?

Дмитриев: ВЭБ не управляет российскими госфондами. За это у нас отвечают Министерство финансов и в некоторой степени Центробанк.

Вопрос: Тем не менее, в конце прошлого года вы приобрели пять процентов пакета акций авиакосмического концерна EADS.

Дмитриев: ВЭБ имеет право приобретать иностранные акции и участвовать в качестве инвестора в иностранных корпорациях. В случае EADS речь шла не о том, чтобы нам приобрести западный актив, как если бы мы выступали в качестве госфонда.

Вопрос: В чистом виде финансовая инвестиция?

Дмитриев: Этот пакет акций мы позже собираемся безубыточно обменять на пакет акций Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК)…

Вопрос: … государственный холдинг, в котором объединены все российские самолетостроители…

Дмитриев: … который появится на рынке после дополнительной эмиссии. ОАК должно принять соответствующее решение. Обмен, на наш взгляд, поможет интеграции российской и европейской авиакосмической индустрии – к выгоде обеих сторон. EADS, как Вы знаете, держит акции российской самолетостроительной компании Иркут, которая входит в ОАК.

Вопрос: Китайский банк развития стал акционером британского банка Barclays. Когда Вы купите себе кусок западного банка?

Дмитриев: Я бы не хотел исключать возможности того, что когда-нибудь, когда наша деятельность приобретёт более серьёзные масштабы, и мы будем приобретать (зарубежные) активы. Однако в настоящий момент для нас гораздо важнее вывести на старт крупные инвестиционные проекты в России.

Вопрос: Вам понятны причины, по которым, например, ЕС пытается ввести правовую защиту от таких инвесторов, как Вы?

Дмитриев: Я считаю всю дискуссию о правовых ограничениях для иностранных инвестиций в странах ЕС преувеличенной. Принудительное регулирование стало бы серьезным препятствием для деловой активности предпринимателей из Восточной Европы и в конечном счете ударило бы по зачинателям этих ограничений. Тот, кто препятствует конкуренции, вредит потребителю. Я хотел бы напомнить о том, что нефтяные шейхи, которые в 70е годы усиленно инвестировали на Западе и столкнулись с ожесточенным сопротивлением, стали теперь желанными партнерами по бизнесу.

Вопрос: Значит, Запад не должен Вас бояться?

Дмитриев: В русской революционной песне есть такая строка: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути» (смеется). Мы ведь не только банк для развития российской экономики внутри нашей страны, но также и банк, помогающий российским компаниям активно выходить на рынки третьих стран. А это, в том числе, предполагает приобретение ими производственных активов. Например, мы финансировали приобретение нефтеперерабатывающего завода в Боснии одной из российских компаний.

Ошибается тот, кто видит в этом опасность. Мы просто обязаны укреплять позиции России в странах СНГ, а также в юго-восточной Азии, а Африке, Латинской Америке – в тех регионах, где традиционно был силен Советский Союз.

«Банки в России находятся сейчас действительно в стабильной ситуации».

Вопрос: Бывший министр экономики Герман Греф назвал цифру в триллион долларов, которые должны до 2020 года быть вложены в инфраструктуру. Какую роль при этом будет играть ВЭБ?

Дмитриев: Мы, если хотите, закачиваем ресурсы международных и российских финансовых рынков в нашу экономику. Мы поднимаем российскую экономику на качественно новый уровень, преодолевая одностороннюю зависимость от сырья. Мотором роста станут инновации. Мы поддерживаем ключевые отрасли, нуждающиеся в поддержке государства: транспорт, энергетику, коммуникации, авиа- и судостроительство, высокие технологии. Для того, чтобы добраться до сырья и производственных площадок, должны быть построены линии железной дороги, мосты, трубопроводы, ЛЭП, коммунальные сети. Частный сектор экономики не в состоянии все это обеспечить. Единственный выход – государство и ВЭБ возьмут на себя расходы на эти инфраструктурные проекты. 

Вопрос: Что может делать частный бизнес?

Дмитриев: Мы рассчитали, что до 2012 года за каждым рублем, который инвестируется государством, пойдут от трех до пяти рублей частных инвестиций.

Вопрос: В чём главное отличие ВЭБа от коммерческих банков?

Дмитриев: Мы реализуем те проекты, которые для коммерческих банков или не по силам или недостаточно привлекательны с финансовой точки зрения. Цель коммерческих банков – это генерировать прибыль. Наша цель – это решение социальных и экономических задач.

Вопрос: А имеет ли смысл банку отказываться от достижения прибыли?

Дмитриев: Мы не филантропы. Хоть в наших уставных документах и записано, что достижение прибыли не является ведущим принципом, но там же стоит и то, что мы должны работать безубыточно. Нашим преимуществом является, например, то что нам не надо платить налог на прибыль. Это даёт нам возможность занимать деньги на более выгодных условиях нежели другие банки и давать взаймы на условиях ниже рыночных.

Вопрос: Это уже похоже на демпинг.

Дмитриев: Нет, с демпингом здесь нет ничего общего – ведь мы же не конкурируем с коммерческими банками. Ведь в России только 18% всех коммерческих кредитов выдано на срок более трёх лет. А в нашем кредитном портфеле эти займы составляют 65%.

Вопрос: Одной из главных тем предстоящей дискуссии в Давосе будет кризис ипотечной системы США. Как этот кризис, с Вашей точки зрения, отразился на российских банках?

Дмитриев: ВЭБ эта проблема не затронула, так как мы не брали какие-либо крупные займы на международных рынках. Конечно, в целом стоимость заимствований будет выше, но мы сможем себе позволить брать новые кредиты – ведь у нас есть и суверенный рейтинг и такие преимущества, как освобождение от налога за прибыль

Вопрос: Приходится ли другим  российским банкам бояться сейчас за своё будущее?

Дмитриев: По-моему, ситуация в российской банковской системе в общем и целом вполне стабильная. Безусловно, российские банки были активными участниками международного межбанковского рынка, однако, в значительной степени, они не прибегали к использованию финансовых инструментов с высокой степенью риска. Если же какие-то трудности будут возникать, то они будут решаться либо за счет обычных заимствований, либо за счет консолидации, слияний или поглощений в банковском секторе.

Вопрос: В Давосе Вы – часть всемирной деловой элиты. Есть ли у Вас, как у российского банкира, ощущение, что Ваши зарубежные коллеги приняли Вас в свой круг?

Дмитриев: Несомненно. Десять лет тому назад нас, конечно, рассматривали с повышенным интересов. Вы же знаете все те стереотипы, которые связаны с Россией: медведи, водка, чёрная икра. А сегодня на нас, россиян, смотрят уже точно так, как и на немцев и на британцев.

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.