Банк развития. Вне конкуренции
Прямые инвестиции
Дата: 2 июня 2008 г., Город: Москва
Автор: ВЕНЕРА КАРПИНСКАЯ,
Банк развития не конкурент российским кредитным организациям. В основном участвуя в проектах государственно-частного партнерства, он сталкивается с теми же проблемами, что и его коммерческие коллеги по цеху, утверждает заместитель председателя, член правления Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) Анатолий Балло.
— Возможна ли уже сегодня оценка совокупного объема инвестирования российского Банка развития в экономику страны, а также его влияния на рост ВВП?
— Во всех странах степень влияния банков развития на динамику ВВП различна. Думаю, что создание российского Банка развития обусловит еще более высокие темпы роста в нашей стране, поскольку мы идем в отрасли, в которые коммерческие банки, как правило, не шли. Кроме того, Банк развития будет способствовать формированию новых отраслевых производств. Так, финансирование строительства железнодорожных веток на удаленных территориях даст возможность осваивать расположенные там месторождения. Мы также участвуем в проектах, финансируемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Как правило, такое партнерство дает синергетический эффект и стимулирует экономический рост.
Так, Банк развития финансирует два проекта с использованием механизмов ГЧП, которые уже реализуются. Это создание лесоперерабатывающего комплекса в Богучанском районе Красноярского края, развитие городской инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Ростовской области. Среди перспективных проектов (их более 15) по результатам проведенной экспертизы можно выделить такие, как строительство железнодорожной ветки Кызыл—Курагино— Элегест в Республике Тыва, один из элементов комплексного проекта "Урал Промышленный — Урал Полярный", а тажке ряд проектов жилищно-коммунальной инфраструктуры общей стоимостью более 70 млрд. руб. В список перспективных, по результатам концессионных конкурсов, входят: строительство в Санкт-Петербурге Орловского туннеля под рекой Невой, скоростной автомобильной дороги "Москва — Санкт-Петербург" на участке 15-й км — 58-й км, автомагистрали "Западный скоростной диаметр" и платной автомобильной дороги "Объезд г. Одинцово".
Роль Банка развития в ускорении инвестиционного процесса в стране особенно повышается в условиях финансового кризиса и неготовности многих участников рынка идти в долгосрочные проекты. Банк развития своим вхождением в проект (финансируя, как правило, 25—30% его стоимости) дает сигналы другим инвесторам. Аналогичную роль выполняет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Надо сказать, что на долю участия в размере 25—30% от стоимости проекта нас нацеливает МЭРТ. Однако организацию синдикатов с участием российских банков тормозит несовершенство банковского законодательства в сфере регулирования залогов (в частности, распределения обеспечения между кредиторами) и появление налоговых проблем. Так, при финансировании строительства крупномасштабного объекта, скажем, аэропорта, в качестве обеспечения может выступать единый имущественный комплекс, который невозможно "поделить" между кредиторами (в отличие от пакета акций). Таким образом, залог "переходит" одному из кредиторов. Возникают так называемые залоги "первой " и "второй руки" (или последующие залоги). В случае дефолта заемщика, залогодержатель реализует имущественный комплекс и распределяет доход между участниками синдиката. Но при этом он должен отразить доход на своем балансе и уплатить налог, несмотря на соглашение с другими кредиторами. Сейчас банк готовит свои предложения по решению этой задачи.
—Определены приоритетные отрасли инвестирования для Банка развития. В какие вы уже вкладываете средства, и в какие намерены в ближайшей и среднесрочной перспективе?
— Меморандум определяет отраслевые приоритеты Банка развития и внешнеэкономической деятельности. В то же время, основные направления инвестиционной деятельности нашего банка предполагают реализацию проектов по устранению инфраструктурных ограничений экономического роста. Иными словами, мы можем финансировать проекты, которые дают возможность динамично развивать те или иные регионы и действовать, таким образом, не только в рамках названных отраслевых приоритетов. Кроме того, мы можем участвовать в реализации проектов, направленных на эффективное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и улучшение экологической обстановки.
Напомню, что де-юре мы выступаем в качестве Банка развития почти год (Федеральный закон "О банке развития" от 17 мая 2007 года №82-ФЗ вступил в силу с 4 июня 2007 года — "ВЕСТИ"), но де-факто выполняли его функции уже в течение двух лет до создания корпорации, т. е. рассматривали долгосрочные инфраструктурные проекты и не кредитовали краткосрочные.
Уже сегодня 70% нашего кредитного портфеля, сформированного из портфелей "старого" и "нового" банков, приходится на ссуды со средним сроком более трех лет. Для сравнения: по всей банковской системе, по данным МЭРТ, объем долгосрочных ссуд (со сроком свыше трех лет) не превышает 20% совокупного кредитного портфеля. Раз в месяц на каждом заседании Наблюдательного совета банка рассматривается от трех до шести проектов. Уже с декабря — напомню, что тогда уставный капитал банка увеличился до 180 млрд. руб. — Наблюдательный совет (НС) принял положительное решение по 15 проектам общей стоимостью 271,5 млрд. руб. Объем участия ВЭБа — 235,6 млрд. руб. Отраслевая структура принятых НС решений следующая: инфраструктура — 30%, авиастроение —11%, микроэлектроника — 26%, лесопромышленный комплекс — 12%, оборонно-промышленный комплекс — 19%, агропромышленный комплекс — 2% За время работы Банка в качестве института развития (июнь 2007 года — февраль 2008 года) сформирован перспективный портфель проектов общей стоимостью 1 трлн. руб., предполагаемый объем финансирования которых со стороны Банка составит порядка 0,5 трлн. рублей.
Отраслевая структура перспективного портфеля Банка развития следующая: деревообработка — 24%, транспорт (включая инфраструктуру) — 25%, энергетика (включая инфраструктуру) — 17%, ЖКХ (включая инфраструктуру технопарков иОЭЗ) — 7%, авиастроение — 7%, оборонная промышленность — 8%, прочие проекты — 12%.
Реализацию некоторых проектов банк уже начал финансировать, например строительство целлюлозно-бумажного комбината в Красноярском крае. Размеры кредитных линий утверждены на сумму 41,4 млрд. руб. Финансирование проекта осуществляется совместно с Инвестфондом. За последние 30 лет это первый ЦБК, который строится в нашей стране (см. справку).
При реализации таких крупных проектов, как строительство Богучанского ЦБК, помимо технологических и финансовых проблем возникают и другие: утрата отраслевой компетенции, нехватка специалистов, способных работать на таком предприятии, причем не только инженерно-технических, но и рабочих. Квалифицированные кадры — большая проблема сегодня. Насколько я знаю, Союз машиностроителей принимает меры по созданию специальных образовательных центров. Банк развития участвует в проектах, реализуемых в сфере АПК, несмотря на то что меморандум не предусматривает вложения в эту отрасль.
Кроме того, Наблюдательный совет рекомендовал финансировать проекты в таких сферах, как малая авиация, глубокая переработка древесины, чистая вода, глубокая переработка рыбы. Россия отличается очень низким потреблением рыбы, занимая одну из последних позиций по этому показателю в группе промышленно развитых стран. Проблема этой отрасли в большом количестве частных производителей, экспортирующих большую часть добываемой рыбы. Я недавно был на совещании полпреда в Дальневосточном федеральном округе. Вся рыба с Дальнего Востока "уходит" в Японию.
—Бразильский банк развития называют реаниматором авиастроения Бразилии и соавтором промышленного чуда 90-х годов — среднемагистрального самолета Еmbraer. Этот бизнес-проект был признан ключевым, способствующим повышению отраслевой и страновой конкурентоспособности. Финансирование базировалось на принципе ГЧП. Насколько способен ваш банк выполнить аналогичную роль, реаниматора авиастроения? Известно, что Внешэкономбанк намерен потратить до 30 млрд. руб. на приобретение допэмиссии "Объединенной авиастроительной корпорации", получив до 20% в капитале корпорации, и завершение сделки запланировано к середине этого года.
— Бразильский банк развития оказался в нужное время в нужном месте. Успех обусловлен совпадением подготовки проекта с деятельностью банка развития. Возможно, чуда не случилось бы без бразильского банка развития, сформировавшего грамотную команду с правильной политикой и выбравшего подходящую нишу.
Мы также участвуем в проектах, связанных с поддержкой авиапромышленности. Недавно Наблюдательный совет банка установил на 2008 год кредитно-документарный лимит на ОАК в сумме 24,69 млрд. руб. Кредитные средства будут направлены, в частности, на создание научно-производственного авиастроительного кластера на базе ЦАГИ (г. Жуковский). Лимит предусматривает также финансирование ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой " для реализации программы по строительству и оснащению воздушных судов нового типа SSJ 100, их сертификации и запуску в серийное производство, создание системы послепродажного обслуживания на территории России и за рубежом. Предусмотрено также финансирование работ и инвестиционных проектов в рамках программы поставок новых российских самолетов до 2015 года, утвержденной ОАК.
Мы открыли несколько кредитных линий не только на разработку самолета, но и на закупку импортных деталей. Кредиты, выданные три года назад прежним Внешэкономбанком, позволили запустить все программы компании "Гражданские самолеты Сухого". Но мы поддерживаем этот проект не только финансово.
В рамках создания национального агентства по страхованию экспортных кредитов мы уже сейчас вместе с экспортными агентствами Франции и Италии прорабатываем программу продаж этого самолета. Известно, что программа по его созданию международная — импортные компоненты занимают достаточно большой удельный вес в списке деталей Sukhoi Super Jet-100. В дальнейшем все большая их часть будет производиться в России. В то же время, изготовление различных частей самолета в других странах позволяет привлекать агентства в Италии и Франции для успешной его продажи за рубежом. Практика показывает, что успех проекта по изготовлению летательных аппаратов зависит не только от самого производства, но также от умения их продавать. Как правило, покупатели лайнеров рассчитывают на лизинговые схемы или долгосрочный кредит при покупке. По этой причине готовится программа финансирования, предусматривающая оптимальную продажу самолета. Мы будем предоставлять так называемый экспортный кредит, т. е. финансировать покупателей российской авиационной техники на срок восемь—десять лет.
—Программа станет первым опытом банка в качестве экспортного агентства?
— Внешэкономбанк в составе синдиката российских банков финансировал поставки воздушных судов Ил-96-300 и Ту-204-100 на Кубу под госгарантии Кубинского правительства и контргарантию Минфина РФ. Программа финансирования, которую мы сейчас готовим, коммерческая, без госгарантий.
—Намерены ли вы выступить соавтором какого-либо другого промышленного чуда?
— Мы рассчитываем на финансирование скоростных железных дорог, но это вопрос не завтрашнего дня. Процесс финансирования строительства объектов транспортной инфраструктуры — артерии экономики — тормозит неоптимизированное концессионное законодательство.
Мы также рассчитываем финансировать энергетические проекты, в частности в атомной промышленности. На строительство энергоблоков в этой сфере уходит не менее трех—четырех лет.
—Меморандум предусматривает ваше участие в проектах, финансируемых с привлечением средств Инвестфонда, а также связанных с созданием инфраструктуры особых экономических зон (ОЭЗ).
— Банк активно обсуждает эти вопросы с МЭРТ и Минрегионразвитием. Мы договариваемся так: если входим в проекты, финансируемые в рамках Инвестфонда, то совокупное участие Банка развития и Инвестфонда, не должно превышать 75%. Многие спрашивают: как же так, с одной стороны, Инвестфонд, с другой — вы (как, например, по проекту в Нижнем Приангарье)? Я не вижу ничего плохого в такой схеме софинансирования, поскольку средства Инвестфонда — это субсидии, т. е. безвозвратные. Наши кредиты предоставляются на коммерческих условиях. Они, конечно, имеют льготные сроки, в течение трех лет строительства мы можем не взимать с заемщиков проценты, и основной долг возвращается после того, как проект начнет функционировать и генерировать денежные потоки. Но кредиты выдаются под процентную ставку и под обеспечение. Если через Инвестфонд государство стимулирует инвесторов, то мы помогаем синхронизировать субсидии с частными инвестициями. С другой стороны, мы готовы финансировать инфраструктуру ОЭЗ. Я хотел бы привести следующий пример. В Калуге развивается автомобильный кластер, формируется несколько технопарков. В этом регионе уже присутствуют такие корпорации, как "Фольксваген " и "Пежо". Наблюдательный совет банка одобрил наше предложение по участию в инвестиционной программе Калужской области. Мы намерены с местной администрацией создавать инфраструктуру технопарков. Кроме того, запланировано создание корпорации развития в Калужской области. Банк намерен на паритетных началах с администрацией области войти в уставный капитал корпорации. Средства банка развития пойдут на формирование инфраструктуры технопарков. По нашим подсчетам, на каждый рубль, вложенный Банком и администрацией в рамках инвестпрограммы области, от частных инвесторов придет не менее 10—15 рублей.
—Какие проблемы при финансировании крупных проектов в отраслях, требующих опережающего развития, выходят на первый план?
— Это низкое качество подготавливаемых проектов. Очень часто их разработчики приходят к нам за кредитными средствами без бизнес-планов или большого объема информации и представляют лишь бизнесидею.
Даже некоторые министерства рекомендуют профинансировать неподготовленные проекты. Это обуславливает длительное время — до полугода — от принятия проекта к рассмотрению до начала его финансирования. Подготовленных или профинансированных на первой стадии программ очень мало. Поскольку при оптимальном соотношении собственных и заемных средств по проекту, его инициаторы обращаются за финансированием в коммерческие банки. Мы не конкурируем с коммерческими банками и играем значительную роль в подготовке проектов к финансированию. Проводится комплексная экспертиза. Как правило, информационноаналитическое обеспечение инвестиционной деятельности находится на низком уровне. Нет исходных для анализа материалов, например маркетинговой части. Отсутствие навыков в структурировании проектов и работы на принципах проектного финансирования особенно сильно проявляется на периферии. Мы намерены организовать цикл семинаров для обучения специалистов администраций всех областей. Необходимо, чтобы в каждом регионе знали наши подходы и критерии.
—Вы намерены создать представительства по опыту Банка развития Китая, который имеет 35 филиалов по всей стране?
— Мы же не можем создать представительства во всех восьмидесяти субъектах Федерации. Поэтому в первую очередь, пойдем по "болевым" точкам, например в Дальневосточный округ. Банк исторически обслуживал внешние экономические связи, поэтому наши представительства находятся за рубежом — в Лондоне, Франкфурте, Милане, Нью-Йорке, Китае, Индии, даже в ЮАР, в России же — только в Санкт-Петербурге. Они нам, конечно, пригодятся, поскольку мы намерены формировать положительный имидж России для привлечения инвестиций в российскую экономику. Наши представительства будут выполнять также разъяснительные функции и расширять операции Банка развития (так называемый business-development), т. е. искать интересные проекты.
—По какому принципу вы идете в отрасли — по рекомендации МЭРТ или на основании проводимых вами исследований?
— Министерство не может вмешиваться в нашу деятельность. Для нас важно понимать, может ли этот проект профинансировать другой банк? По моему мнению, постулат отсутствия конкуренции с коммерческими банками, на практике трудно реализуем. Я с большим уважением отношусь к таким крупным банкам, как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, и считаю, что эти участники рынка могут профинансировать любой проект в нашей стране.
Почему в Германии банк развития KwF не конкурирует с банками? Он имеет особый статус — все его заимствования гарантирует федеральное правительство ФРГ. Банк развития в России занимает средства на общих основаниях. Поэтому с точки зрения длинных пассивов мы в целом испытываем те же самые проблемы, какие испытывают крупнейшие российские банки. Нам даже труднее, чем коммерческим банкам, которые в отличие от нас имеют диверсифицированную базу привлечения ресурсов. Мы не можем привлекать ресурсы населения.
—Вам необходимы законодательные изменения?
— Государство уже ограничило нас. Мы идем в проекты с горизонтом финансирования более пяти лет. Стоимость проекта не может быть меньше 2 млрд. руб. Таким образом, отсекается большой пласт проектов — мы не можем их финансировать..
Проектов в стране много, хватит всем. Но они требуют длинных средств — на 5—7— 10 лет. А сегодня многие банки, даже крупные, не могут предоставить такие кредиты.
— Значительно ли отличается ваша модель от модели немецкого банка KwF?
— Мы досконально изучили опыт банков развития многих стран. Модель российского базируется на основе KwF, который внес большой вклад в восстановление немецкой экономики после Второй мировой войны. С ним мы имеем соглашение о сотрудничестве. Основное отличие нашего банка от немецкого, повторю, в том что его заимствования гарантирует федеральное правительство ФРГ.
Интересен опыт китайского банка развития, не имеющего ограничений в проведении своих операций. В Поднебесной вопрос конкуренции с коммерческими банками не стоит вовсе. Конкуренция в любой сфере приветствуется, поскольку экономика от этого только выигрывает, считают в Китае. Она обусловит процветание банков. Банк развития Китая также имеет гарантии правительства по своим заимствованиям. Он может поддерживать любые отрасли. И сейчас финансирует Олимпиаду, которая будет проходить в Пекине. Этот банк может выдать экстренный кредит в размере всего $10 тыс. для ликвидации последствий стихии в каком-нибудь населенном пункте. Я не призываю к тому, чтобы и в России было так же. Но вопрос конкуренции с комбанками гипертрофируется. По моему мнению, конкуренция только улучшит положение заемщика. Если коммерческие банки дадут лучшие условия, клиенты пойдут к ним.
—Сказались ли каким-либо образом операции Банка развития Китая на росте инфляции в этой стране?
— Нет, действия Банка развития Китая были незначительными на фоне таких факторов, как перегрев экономики страны и искусственное сдерживание курса юаня против доллара США.
—На каких принципах строится ваша процентная политика?
— Она определяется кредитной политикой банка, которую утверждает Наблюдательный совет. Многие думают, что мы выдаем льготные кредиты. У нас кредиты не льготные. При формировании процентной ставки мы исходим из того, что определенная часть кредитного портфеля (но не более 20%) формируется за счет капитала банка. Ставки по нашим кредитам чуть меньше, чем в коммерческих банках по причине отличия в уровне рентабельности капитала. В банках этот показатель составляет 10—15% (в банках капитал является самым дорогим пассивом — акционеры вкладываются в капитал с доходностью не менее 10%).
Стратегия Банка развития, утвержденная Наблюдательным советом 3 апреля предусматривает рентабельность капитала не ниже 5% (ориентиром по рентабельности является доходность по длинным ОФЗ).
—Как вы учитываете в своей политике планы правительства по перекраиванию экономической карты страны и созданию 7—10 макрозон?
— Мы очень плотно работаем с Минрегионразвитием.
Более того, глава этого министерства входит в Наблюдательный совет Банка развития. Очевидно, что мы будем отдавать приоритет проектам, реализуемым в этих зонах. Банк развития — составная часть единой системы проведения государственной политики по поддержке инвестиционной деятельности. Инвестфонд, политика регионов по стимулированию зон опережающего роста, Банк развития, Российский венчурный фонд — составные части этой системы. Государственные программы в той или иной зоне для нас — приоритетны.
—Как развиваются партнерские отношения с региональными банками?
— Я вижу в них партнеров, если они готовы брать на себя финансирование начальных этапов инвестиционных проектов.
Им легче проводить такие операции. А Банк развития не может начать финансирование проекта, не проведя комплексной экспертизы. Именно начальный этап финансирования проекта, когда у инициаторов есть только бизнес-идея, отсутствует бизнес-план, нет проектно-сметной документации, наиболее сложен.
—Но по вашим же словам, неподготовленный проект коммерческий банк не возьмется финансировать....
— Если коммерческие банки знают своих клиентов и готовы (хоть это и рискованная операция) профинансировать начальный этап, мы, в свою очередь, будем готовы предоставить финансирование на реализацию подготовленного проекта. Таким образом, мы не конкуренты региональным банкам, поскольку не занимаемся расчетнокассовым обслуживанием, не открываем счета сотрудникам предприятия, не занимаемся карточным бизнесом. Наоборот, мы готовы подхватить начатые ими проекты и вывести их на более высокий уровень. Кроме того, мы можем задействовать региональные банки по финансируемым проектам в такой деятельности, как мониторинг за ходом развития проекта. Нам также необходима их помощь в расчетнокассовом обслуживании предприятия, проект которого мы финансируем, в пополнении оборотных средств и т. д. Мы могли бы дополнять друг друга. Но наибольший эффект от нашего сотрудничества я вижу в развитии программ поддержки малого и среднего бизнеса. В то же время, мы будем придирчивы в процессе финансирования или рефинансирования региональных банков, поддерживающих средний и малый бизнес.
—Какие из банков стали вашими партнерами при финансировании крупных проектов? Или речь пока идет о партнерстве в кредитовании малого и среднего бизнеса?
— Пока только среднего и малого бизнеса. Сейчас РосБР, который в дальнейшем будет интегрирован в наш банк, развивает программу поддержки среднего и малого бизнеса.
Объем установленного лимита РосБР по кредитам (гарантиям, поручительствам) в 2008 году — 9 млрд. руб., в т. ч. кредиты (гарантии, поручительства) юрлицам, осуществляющим поддержку малого и среднего бизнеса — 2,5 млрд. руб. Наш прогноз объема портфеля по кредитам, выданным малому и среднему бизнесу на 2012 год — 42 млрд. рублей.
***
Консалтинговая группа БФИ провела среди банков исследование на тему, какие отрасли нуждаются в финансовой поддержке Банка развития. Были названы транспортное, специальное и энергетическое машиностроение (63% анкет) и электронная промышленность (52%). В числе прочих банки обратили внимание на потребность в поддержке обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства.
***
П. 7. Меморандума о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 июля 2007 года
Основными отраслевыми приоритетами инвестиционной деятельности Внешэкономбанка на 2007—2010 годы являются: а) авиастроение и ракетно-космический комплекс; б) судостроение; в) электронная промышленность; г) атомная промышленность, в том числе атомная энергетика; д) транспортное, специальное и энергетическое машиностроение; е) металлургия (производство специальных сталей); ж) деревообрабатывающая промышленность; з) оборонно-промышленный комплекс.
***
О недостатках концессионного законодательства
В соответствии с ФЗ "О концессионных соглашениях" концедент, в лице которого выступают органы государственного или муниципального управления, оформляет в свою собственность вновь построенные концессионером объекты инфраструктуры сразу по завершении строительства.
Концессионер окупает свои затраты в результате коммерческой эксплуатации объектов инфраструктуры. С точки зрения банка, принципиальный дефект российской конструкции концессии возникает на стыке российского концессионного и бюджетного законодательства, законодательства о закупках, законодательства о конкуренции и естественных монополиях.
Во-первых, легко представить случай, когда объект инфраструктуры является социальным и не генерирует достаточно прямых коммерческих доходов, например метрополитен. Финансирование ускоренного строительства здесь возможно, если за результаты инвестиций бюджет, условно говоря, расплачивается в рассрочку. Однако бюджетное законодательство и законодательство о государственных закупках не позволяет реализовать такую схему без оформления бюджетных гарантий по оплате такой рассрочки.
Во-вторых, регулирование коммерческой деятельности концессионера осуществляется третьими лицами — государственными органами — независимо от контрактных обязательств концедента. Очевидно, что концессионер хотел бы гарантий по долгосрочному экономическому регулированию своей деятельности, а концедент не может их предоставить из-за отсутствия таких полномочий. Иными словами, ни одна из сторон по контракту концессии не управляет риском регулирования. Наконец, в случае досрочного завершения контракта концессии по тем или иным причинам, когда инвестиции концессионера еще не полностью возвращены, единственным способом возврата его средств остается получение компенсаций из бюджета.
С точки зрения банка, финансирующего проект, для покрытия этого риска необходимо получение бюджетной гарантии концессионеру по контрактным обязательствам концедента, включая порядок урегулирования вопросов досрочного расторжения. Учитывая, что капиталоемкость инфраструктурных проектов сопоставима с бюджетами регионов и муниципалитетов, а также то, что Бюджетный Кодекс ограничивает региональные и муниципальные органы власти в объемах и сроках предоставления гарантий, финансирование строительства новых инфраструктурных объектов на условиях концессий проблематично.
***
Стратегия Банка развития и внешнеэкономической деятельности (ВЭБ) предусматривает к концу 2012 года увеличить объем кредитного портфеля до 850 млрд. руб., объем участия в капитале — до 120 млрд. руб., объем гарантий — до 100 млрд. рублей.
***
К числу наиболее значимых Банк развития и внешнеэкономической деятельности относит следующие проекты, реализация которых либо началась, либо начнется в самое ближайшее время:
1. Проект создания первого в России производства субмикронных полупроводниковых компонентов с топологическими нормами 0,1—0,13 мкм, реализуемый компанией ОАО "Ангстрем-Т" в Зеленограде. Его реализация направлена на развитие отечественной электронной промышленности, продукция которой имеет двойное назначение, способна внести существенный вклад в ускорение развития всех высокотехнологичных отраслей и обеспечить существенное повышение ВВП страны. Банком принято решение об открытии кредитной линии для финансирования проекта в размере 815 млн. евро сроком на девять лет (микроэлектроника).
2. Проекты, реализуемые компаниями, входящими в ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация"(ОАК). Банком принято решение об установлении на 2008 год кредитно-документарного лимита в сумме 24,69 млрд. руб., цель которого— участие Банка в том числе в финансировании создания научно-производственного авиастроительного кластера на базе ЦАГИ (г. Жуковский), финансировании ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" для реализации программы, направленной на строительство и оснащение воздушных судов нового типа "SSJ 100", их сертификацию и запуск в серийное производство, создание системы послепродажного обслуживания как на территории России, так и за рубежом, а также финансирование работ и инвестиционных проектов в рамках Программы поставок новых российских самолетов до 2015 года, утвержденной ОАО "ОАК".
3. Проект создания лесоперерабатывающего комплекса в Богучанском районе Красноярского края в рамках инвестиционного проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" (деревообработка), инициатором которого стало ОАО "Корпорация развития Красноярского края". Корпорация создана при участии администрации Красноярского края, ОАО "Гидро-ОГК" и Банка с целью организации качественных преобразований в экономике Красноярского края через реализацию на территории региона крупных инвестиционных проектов, основанных на принципах ГЧП.
В рамках проекта Банк финансирует строительство лесоперерабатывающего комплекса, включающего создание собственной лесосырьевой базы и производство мощностью 800 тыс. т целлюлозы, 250 тыс. куб. м МДФ, 500 тыс. т крафт-картона и 700 тыс. куб. м пиломатериалов в год в Богучанском районе Красноярского края в объеме 41,4 млрд. руб. Этот проект — один из первых в целлюлозно-бумажной промышленности за последние 30 лет, ему присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
4. Проекты, входящие в инвестиционную программу ОАО "РЖД", включая проект модернизации участка железнодорожной линии Кузбасс — Дальневосточный транспортный узел (стоимость проекта — 40 млрд. руб., срок окупаемости — 10 лет, ожидаемый объем финансирования проекта Внешэкономбанком в 2008 году — 6,3 млрд. рублей).
5. Проект развития городской инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Ростовской области в рамках Комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения (жилищно-коммунальная инфраструктура), инициатором которого выступает ОАО "Евразийский". Это первый проект, реализуемый на концессионной основе при участии администраций Ростовской области и города Ростова-на-Дону. Программа инвестиций по проекту рассчитана до 2021 года и включает три пятилетних этапа. Его общая стоимость в ценах 2006 года составляет 22,1 млрд. руб., а в сегодняшних — 41,5 млрд. руб., в том числе вложения частного инвестора — 32,7 млрд. руб., Инвестиционного фонда РФ — 6,6 млрд. руб., Ростовской области и города Ростова-на-Дону — 2,2 млрд. рублей.
Врамках финансирования инвестиционной программы частного инвестора по проекту (ОАО "Евразийский") Банк участвует в капитале проектной компании (19,99% акций ОАО "Евразийский"), предоставит кредитную линию в размере 4,5 млрд. руб. сроком на 14 лет для реализации первого этапа проекта, осуществляемого на территории Ростова-на-Дону.
6. Проекты в секторе транспортной инфраструктуры, претендующие на средства Инвестиционного фонда Российской Федерации (условия своего участия в которых Банк определит по результатам проводимых концессионных конкурсов):
— строительство в Санкт-Петербурге Орловского тоннеля под рекой Невой;
— строительство скоростной автомобильной дороги "Москва— Санкт-Петербург" на участке 15-й км — 58-й км;
— строительство автомагистрали "Западный скоростной диаметр" в Санкт-Петербурге;
— строительство платной автомобильной дороги "Объезд г. Одинцово" (в рамках проекта по строительству нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу (МКАД) с федеральной автомобильной дороги M l "Беларусь" Москва — Минск").

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Источник: Бизнес и банки
Дата: 14 марта 2008 г., Город: Москва
Создание Банка развития и внешнеэкономической деятельности на базе существующего Внешэкономбанка, в состав которого вошли, кроме того, ОАО "Росэксимбанк" и ОАО "Российский банк развития", следует рассматривать как новый этап развития финансово-кредитной системы страны. Основными целями Банка провозглашаются: обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, стимулирование инвестиционной деятельности, реализация в России и за рубежом проектов, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, на защиту окружающей среды, поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, малого и среднего бизнеса.
Для решения перечисленных задач, ускорения развития российской экономики необходимо изыскание дополнительных инвестиционных ресурсов, что сопряжено с определенным изменением как характера, так и организации финансово-кредитной системы. Действующая система сложилась в 90-е годы, когда основной задачей реформирования экономических отношений, в том числе и финансово-кредитных, был их форсированный переход на рыночную основу. При этом предполагалось, что конкуренция обеспечит необходимые стимулы для развития экономики, позволит активизировать перераспределительные процессы.
Однако ни резкое увеличение числа коммерческих банков в 90-е годы, ни либеральные условия их деятельности не оказали позитивного влияния на развитие экономики, ее реального сектора. Не удалось сконцентрировать финансовые ресурсы и направить их на развитие приоритетных отраслей. Напротив, деятельность российской банковской системы способствовала вывозу капитала за рубеж и неоправданному росту государственного долга. Это в значительной мере обострило финансовый кризис 1998 г.
При этом финансово-кредитная политика была сориентирована таким образом, чтобы не допустить использования централизованных финансовых ресурсов для стимулирования развития реальной экономики. Этим можно объяснить игнорирование изучения и применения зарубежного опыта создания банков развития с государственным участием, хотя такой опыт широко используется как развитыми, так и развивающимися странами.
Подсчитано, что в настоящее время в мире функционирует около 750 институтов развития, преимущественно банков. Заметную роль играют банки развития в реструктуризации экономик даже таких крупных стран, как Германия, Япония, Китай, Италия, Индия, Бразилия. Это означает, что добиваться оптимальных пропорций в экономике только рыночными методами зачастую недостаточно продуктивно. Особенно эффективны, полезны банки развития в условиях восстановления, переустройства, модернизации экономики, когда необходима концентрация ресурсов для решения ключевых задач.
Именно в таком состоянии находится в настоящее время российская экономика. Накопление значительных финансовых ресурсов, с одной стороны, и необходимость ускорения развития экономики — с другой, требует структурных изменений как банковской системы в целом, так и создания институтов развития в частности.
Сложность и многообразие задач, поставленных перед Банком развития в России, требует тщательной проработки целого ряда вопросов, начиная с определения перечня его функций и задач и кончая выработкой критериев оценки его эффективности. В мире накоплен значительный опыт функционирования государственных институтов развития, который мог бы быть с пользой применен при организации деятельности российского банка.
Особое место и роль банков развития в рамках единой банковской системы страны определяются такими их отличительными признаками, как:
-
специфический механизм мобилизации долгосрочных ресурсов;
-
особый механизм долгосрочного инвестирования в основные фонды реального сектора (прямой долгосрочный и облигационный кредиты, вложения в акционерный капитал, эмиссионные и фондовые операции);
-
специфический механизм краткосрочного кредитования реального сектора (в оборотные средства и расчеты), исключающий утечку кредитных ресурсов в финансовые операции, и т. п.;
-
система институциональных привилегий, обеспечивающих осуществление вышеназванных задач.
Широкое распространение банков развития обусловливает разнообразие их организации и функций. В мировой практике к категории банков развития относят инвестиционные институты, занимающиеся долгосрочным кредитованием (в основном на льготных условиях) отдельных отраслей и сфер хозяйства. В отличие от коммерческих банков эти институты обычно не принимают депозиты от вкладчиков, не осуществляют расчетных и платежных операций и, как правило, почти не предоставляют краткосрочных ссуд. Несмотря на различия в организационных схемах и выполняемых ими функциях, государственные институты развития в развивающихся и развитых странах нацелены прежде всего на облегчение финансовых проблем предприятий и отраслей, имеющих ограниченный доступ к ресурсам коммерческих банков на обычных рыночных условиях.
В целом можно выделить две принципиальные модели их деятельности. В индустриальных странах с развитым денежным рынком и достаточно диверсифицированной кредитно-банковской системой операции государственных финансовых институтов изначально стали ориентироваться на создание условий, обеспечивающих равные возможности доступа к коммерческим кредитам со стороны экономических субъектов. В этих рамках их основная функция заключалась в предоставлении дополнительных гарантий по коммерческим кредитам с повышенной степенью риска и субсидий заемщикам с ограниченной платежеспособностью (малый и средний бизнес).
В развивающихся странах на банки развития были возложены более широкие функции. В большинстве стран они играли по существу одну из главных ролей в политике государства по становлению и развитию базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры. В современной финансовой стратегии развивающихся стран значение государственных институтов развития несколько снизилось (в том числе и в силу повышения потенциала и совершенствования деятельности частных коммерческих банков). Однако в большинстве случаев они сохранили свое значение в решении как народнохозяйственных, так и социальных проблем.
К основным направлениям деятельности банков развития относятся:
-
аккумулирование финансовых ресурсов из внешних и внутренних источников для реализации государственной инвестиционной политики;
-
экспертиза проектов, предлагаемых к реализации за счет средств бюджета развития и иных источников;
-
преимущественно "точечное" финансирование и кредитование высокоэффективных инвестиционных проектов в реальном секторе экономики, в том числе производства и поставок на экспорт высокотехнологичной продукции;
-
кредитование предприятий реального сектора экономики, испытывающих временный недостаток оборотных средств с одновременным осуществлением расчетно-кассового обслуживания этих предприятий;
-
поддержка инвестиционных и иных проектов реального сектора экономики путем выдачи гарантий по привлеченным кредитам зарубежных или российских финансовых организаций;
-
размещение промышленных государственных займов и открытие гарантированных государством депозитов для привлечения средств населения на инвестиционные цели;
-
консультирование предприятий по их реструктуризации и развитию, привлечению кредитных ресурсов, эмиссии акций и облигаций.
Функции банков развития могут выполнять различные кредитно-банковские институты: финансовые корпорации, индустриальные банки, отраслевые и многоотраслевые корпорации промышленного развития, банки и фонды промышленного и сельскохозяйственного развития, специальные кредитные учреждения, финансирующие мелких и средних предпринимателей, и т. д.
Опыт послевоенной Японии, Южной Кореи, а также рыночного формирования экономики в развивающихся странах и странах Восточной Европы показывает, что важным фактором восстановления экономики и стимулирования экономического роста является селективная государственная кредитная политика, осуществляемая банками развития при наличии действенных механизмов рефинансирования и контроля. В Японии существенное увеличение доли кредитов, предоставляемых промышленным компаниям государственными и полугосударственными финансовыми учреждениями в послевоенный восстановительный и реконструктивный период, в определенной степени обусловили существенные темпы развития японской экономики. Льготные долгосрочные кредиты этих учреждений составляли в тот период более половины всех долгосрочных кредитов,
причем особенно высоким был их удельный вес в приоритетных, но капиталоемких отраслях — горнорудной, химической, металлургической, транспортном машиностроении.
И в настоящее время институты развития играют большую роль. Так, деятельность Японского банка развития, учрежденного в конце 1999 г., сосредоточена на льготном кредитовании отраслей экономики (как правило, сроком менее одного года) и на выдаче кредитов, в предоставлении которых не заинтересованы частные банки. Важную роль банк играет и в реализации крупномасштабных зарубежных проектов.
Банк обеспечивает проекты практическими рекомендациями, а также доступ к ресурсам через частные инициативы финансирования, проектное и другие способы финансирования. Как "банк знаний" он способен объединить услуги по финансированию с дополняющими их консультационными и организационными услугами. Основные сферы деятельности банка включают поддержку региональных городских центров и модернизацию транспортной инфраструктуры, развитие самых современных информационных технологий и систем коммуникаций. В числе приоритетов — инициативы по защите окружающей среды (развитие энергетики с использованием природных факторов — ветра, приливов и т. п.). Учреждения — предшественники Банка развития Японии — в своей работе также учитывали оба аспекта — национальный и региональный, но для них это было скорее исключение, чем правило.
Кроме того, значительную роль в экономике Японии играют государственные финансовые корпорации. Через них правительство Японии проводит государственные программы поддержки и развития экономики. В Японии действуют восемь государственных корпораций. В их числе: Корпорация жилищного кредитования, Корпорация финансирования сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства, Японская финансовая корпорация для малого бизнеса, Японская корпорация малых и средних предприятий, а также Ассоциация кредитных гарантий.
В странах Восточной Европы в период рыночных реформ с начала 90-х годов широко использовались льготные ставки процента для производственного сектора, в первую очередь на реструктуризацию предприятий и развитие экспортных производств. Например, в Венгрии целевые долгосрочные кредиты на рефинансирование предоставлялись в доле до 50% от расходов на мероприятие.
Деятельность государственных институтов развития имела большое значение для модернизации экономики развивающихся стран. И хотя резкое ограничение бюджетных дотаций и льготных кредитов со стороны центрального банка, переход преимущественно на рыночные механизмы формирования фондов1 в последнее десятилетие предопределили снижение льготности выделяемых займов, в целом уровень применения рыночных критериев и принципов остается у них ниже, чем у частных банков.
Льготность кредитования приоритетных сфер экономики проявляется в более длительных сроках погашения предоставляемых кредитов, менее жестких требованиях в отношении гарантий, облегченной процедуре пролонгации ранее предоставленных кредитов в случае временных затруднений дебитора, совмещении льготных кредитов и кредитов на рыночных условиях и т. д. Так, кредиты банков развития во многих странах Латинской Америки предоставляются в зависимости от характера проекта на срок до 20 лет с трехлетним льготным периодом. В случае социальной важности того или иного проекта процентные ставки могут устанавливаться на преференциальном уровне.
Сохранилась и тенденция к предоставлению средне— и долгосрочных кредитов. На последние в конце 90-х годов приходилось 38% суммы всех активов 53 наиболее крупных латиноамериканских банков развития (на краткосрочные — 12%). Преобладающими сферами кредитования остались сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (21%), обрабатывающая промышленность (13%), образование, здравоохранение и другие базовые услуги (8%), внешняя торговля (6%).
Изучение деятельности банков развития в различных странах позволяет выделить некоторые закономерности, которые могут быть учтены при такой модернизации финансово-кредитной системы в России.
В частности, существует прямая зависимость между количеством задач, стоящих перед институтами (банками) развития, и числом таких банков. Обширный перечень направлений инвестиций, названный в Законе "О Банке развития", позволяет сделать вывод о том, что осуществить все эти функции для одного банка будет сложно. Очевидно, что эффективность инвестиционной деятельности по различным направлениям неодинакова. Кроме того, сосредоточение всех ресурсов в общей массе может лишить некоторые направления инвестиций необходимых источников средств. Поэтому полезно, на наш взгляд, использовать зарубежный опыт создания ряда специализированных банков (или финансовых корпораций), обеспечивающих полнокровное финансирование приоритетных задач экономического развития.
Во многих странах, где функционируют банки развития, признано целесообразным создание сети банков, которые специализируются на поддержке определенной отрасли или сферы деятельности. Широко практикуется такая система организации банков развития в Мексике, Бразилии, Чили и ряде других стран. Крупнейший немецкий банк развития KfW организован в форме холдинга из пяти специализированных банков.
В условиях интернационализации экономики и открытия внешних рынков в деятельности банков развития усиливается акцент на развитие экспортного сектора. От простого кредитования внешнеторговых операций они перешли к более диверсифицированной политике, направленной на повышение конкурентоспособности экспортоориентированных отраслей и предприятий, охватывая не только непосредственно кредитование внешнеторговых операций, но и производственных процессов на той или иной стадии выпуска экспортной продукции, включая кредиты на пополнение оборотного капитала. Основная цель — повышение конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.
Помимо непосредственного финансирования экспорта, включая производство экспортной продукции и ее реализацию на зарубежных рынках, банки развития предоставляют гарантии по кредитам, выдаваемым коммерческими институтами мелким предприятиям, участвующим в производстве экспортной продукции.
Не менее значима деятельность специализированных внешнеторговых банков развития по таким направлениям, как изучение и предоставление информации о состоянии зарубежных рынков с выделением специфических требований, предъявляемых в той или иной стране; финансирование затрат по организации выставок и ярмарок, программ повышения квалификации для представителей малого и среднего бизнеса.
В последние годы банки развития активизируют свою деятельность по таким направлениям, как:
-
оптимизация действующих схем и механизмов кредитования, обеспечивающих возможность ускоренного развития отраслей и регионов, включая мелкий бизнес;
-
совершенствование системы анализа и разработки новых проектов общенационального значения;
-
укрепление связей с коммерческими банками в области кредитных и расчетно-платежных отношений, повышение доли ресурсов коммерческих банков в финансовых программах институтов развития;
-
развитие финансовых институтов небанковского типа, управление и контроль за коммерческими рисками;
-
развитие внутреннего рынка ценных бумаг, содействие выходу на внутренний денежный рынок мелким и средним предприятиям;
-
повышение доли кредитов, предоставляемых на технологическую модернизацию, финансирование программ по повышению квалификации управленческого персонала предприятий, совершенствование систем управления и повышения производительности труда, особенно на мелких и средних предприятиях.
Одним из принципиальных вопросов организации и функционирования банков (институтов) развития является участие государства в организации и управлении этими банками. Этот вопрос особенно остро воспринимается финансовыми властями России. Неприятие какого-либо усиления роли государства в экономической жизни препятствует рациональному сочетанию государственных и частных интересов, эффективной организации деятельности банковской системы и корпораций. Показательно, что за рубежом при существенном изменении за последние годы выполняемых банками развития функций и основных направлений деятельности они остались под контролем государства. В 8 из каждых 10 действующих в настоящее время банков развития доля государства в капитале остается полной и преобладающей, что не только не противоречит, но и способствует достижению наиболее оптимальных результатов в финансово-хозяйственной деятельности, особенно в странах с переходной экономикой.
Участие государства не исключает широкого привлечения коммерческих банков к процессу финансирования и кредитования определенных правительством направлений. Сотрудничество с банками развития создает для коммерческих банков благоприятные условия для привлечения дополнительных ресурсов, не только государственных, но и частных. Доверие к уполномоченным коммерческим банкам, как показывает практика, выше, чем к остальным.
Кроме того, такие уполномоченные банки повышают и уровень своего маркетинга, осуществляя по поручению банков развития различного рода экспертные и консалтинговые услуги в целях отбора наиболее эффективных объектов кредитования.
Зарубежный опыт свидетельствует о гибкости организации государственных банков развития, возможности их существенной реорганизации, приспособления к рыночным условиям хозяйствования, расширения привлечения частных ресурсов.
Помимо бюджетных средств и займов, привлеченных на рынках ценных бумаг, одним из направлений мобилизации долгосрочных капиталов банками развития является использование на эти цели части резервов коммерческих банков. Для этого могут осуществляться следующие меры:
-
размещение центральным банком части обязательных резервов коммерческих банков в облигации банков развития с выплатой фиксированного процента;
-
привлечение центральным банком части обязательных резервов коммерческих банков облигациями банков развития;
-
размещение части добровольных резервов коммерческих банков в облигациях банков развития, для чего необходимы государственные гарантии этих облигаций, налоговые льготы на доходы от них, возможность (полностью или частично) выплаты процентов по этим облигациям государством.
Так же как и в мировой практике, потенциальным источником финансовых ресурсов для банков развития в России могут быть и сбережения населения. Помимо прямого привлечения индивидуальных сбережений путем размещения облигаций Банка развития как непосредственно среди населения, так и через Сбербанк РФ, следует учитывать возможность использования на эти цели ресурсов пенсионных фондов.
В Японии, например, поступления со специального счета Бюро доверительного фонда Министерства финансов, оперирующего средствами государственных пенсионных и страховых учреждений, составляют до 70% общего объема ресурсов Банка развития.
На национальный пенсионный фонд Швеции вплоть до недавнего времени приходилось около 40% предложения кредитных ресурсов на финансовом рынке этой страны.
Диверсификация источников финансирования проектов позволяет снизить риски при кредитовании малорентабельных проектов и повысить общую эффективность деятельности банков развития.
Деятельность российского Банка развития, наряду с использованием основополагающих принципов функционирования зарубежных банков развития, должна быть построена с учетом особенностей российской экономики, где актуальным остается поиск путей повышения эффективности взаимодействия реального сектора и российской банковской системы с целью стимулирования инновационного пути развития экономики.
Прежде всего особая роль институтов развития в вовлечении в процесс финансирования отраслей и проектов, не представляющих интерес для частного бизнеса, в России становится еще более значимой. Российским коммерческим банкам не удается, несмотря на улучшение ситуации в банковском секторе, в частности положительную динамику ряда основных показателей деятельности российских коммерческих банков, полноценно выполнять функции трансформации привлеченных средств в инвестиции. В основном банки все еще специализируются на перераспределении средств между предприятиями (главным образом в сфере обращения).
Несмотря на значительный абсолютный объем кредитов, предоставленных нефинансовым организациям (8,1 трлн. руб. на 01.10.2007 г.), их доля в активах банковского сектора практически не увеличивается (в 2006 г. она составляла 43,8, а на 01.10.2007 г. — 44,4%). Основная доля кредитов концентрируется в отраслях, ориентированных на экспорт, а перелив капитала из сырьевых секторов в обрабатывающие сдерживается низкой (в том числе ниже ставки рефинансирования) рентабельностью в этих отраслях (см. таблицу).
По данным Годового отчета Банка России за 2006 г., количество банков со значением показателя достаточности капитала менее 12% возросло в 1,7 раза. С другой стороны, только за 9 месяцев 2007 г. совокупная величина рисков банковского сектора, учитываемых при расчете достаточности собственных средств, возросла на 37,4%, в том числе 95,3% составила доля кредитного риска. А прирост просроченной задолженности по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам (46,2%) превысил рост объема кредитования (36,8%)2.
По-прежнему незначительным остается удельный вес долгосрочных пассивов банковского сектора в общей сумме пассивов. Хотя к началу 2007 г. существенно (до 46%) увеличилась доля депозитов, привлеченных на срок от одного года до трех лет, удельный вес депозитов на срок свыше трех лет составил лишь 6,3%, что явно недостаточно для осуществления долгосрочного кредитования.
Кроме того, наблюдалось дальнейшее расширение присутствия иностранного капитала на рынке банковских услуг. Если на начало 2007 г. количество контролируемых нерезидентами банков составляло 65, то к сентябрю 2007 г. оно увеличилось до 83, в том числе 18 из них входят в число 50 крупнейших по размеру активов российских банков. Вряд ли стоит ожидать от иностранного капитала серьезного участия в модернизации российской экономики.
С другой стороны, на фоне заметной разницы в уровнях процентных ставок в России и на международных финансовых рынках усиливается тенденция к росту займов, привлекаемых российскими организациями за рубежом. По данным Банка России, к сентябрю 2007 г. долг банков перед нерезидентами составил 147,7 млрд. долл., увеличившись с начала года на 45,9%, а задолженность прочих секторов экономики — 230,4 млрд. долл. Возросший приток иностранного капитала в условиях падения роста производительности труда (отмеченного в последних обзорах МЭРта), скорее влияет на рост цен, чем на экономический рост, и вряд ли может рассматриваться в качестве надежного источника решения структурных проблем экономики. В этих условиях создание банков развития с государственным капиталом может быть направлено на более активное участие государства в проведении структурной экономической политики путем масштабных инвестиций в приоритетные отрасли российской экономики.
Значение деятельности банков развития будет определяться не только существенными объемами инвестиций (по расчетам экспертов, они могут достичь 3 трлн. руб., что составляет около четверти всего объема обязательств организаций и населения перед российскими коммерческими банками на 1 сентября 2007 г.), но и направлением их под контролем государства в сектора экономики, имеющие стратегическое значение для дальнейшего ее развития (авиация, космонавтика, нанотехнологии, информационные технологии и др.), что способствовало бы прогрессивной структурной перестройке национального хозяйства. Учитывая высокий износ основного капитала практически во всех отраслях экономики (в металлургии — 50%, машиностроении — 45%, легкой промышленности — 54%), значительный спад в высокотехнологичных производствах с глубокой степенью обработки исходного сырья, следует дополнить этот список стратегических приоритетов другими отраслями, прежде всего машиностроения (в том числе сельскохозяйственного) и станкостроения.
Субъектами спроса на оборудование, машины и приборы могут стать сельское хозяйство, здравоохранение (на решение проблем которых направлены и национальные проекты), легкая и пищевая промышленность. В свою очередь, для их производства нужны современные станки и технологии, особенно востребованные в настоящее время, когда Россия с 3-го места в мире по производству и 2-го места по потреблению станкостроительной продукции в 1990 г. опустилась соответственно на 22-е и 19-е, а ее доля в сегменте высоких технологий сократилась до 0,5%.
Инвестиции в машиностроение способны оказать значительно большее воздействие на совокупный промежуточный и потребительский спрос, усилить мультиплицирующий эффект, вызываемый ростом производства, занятости и дохода в конкретной отрасли в зависимости от трудоемкости и материалоемкости данной отрасли. Чем выше трудоемкость и материалоемкость, доля заработной платы в добавленной стоимости, тем больше это воздействие. Если учесть то обстоятельство, что эта доля сильно варьируется по отраслям промышленности (от 4% в газовой промышленности до 80% в машиностроении), а подавляющая доля инвестиций направляется в добывающие отрасли, очевидно, что мультипликатор инвестиций в российской экономике остается на низком уровне.
Кроме того, негативное влияние на этот процесс оказывает сложившаяся структура российского импорта, в котором удельный вес машин и оборудования в январе—ноябре 2007 г. составил 54% (в 2006 г. — 51,3%), а порождаемый инвестициями потребительский спрос также в значительной степени удовлетворяется за счет импорта предметов потребления. Так как в российской экономике доля импорта составляет на протяжении последних лет 43—44% в общем объеме конечного потребления домашних хозяйств, мультиплицирующий эффект инвестиций существенно снижается.
Для стимулирования развития и повышения технологического уровня машиностроительных производств необходимо участие государства в создании соответствующих интегрированных (науки с производством) структур, программах подготовки и обновления кадров, поощрении импорта современных технологий, снижении трансакционных затрат и издержек финансовых секторов путем удешевления кредитов. В связи с этим очень важна финансовая поддержка со стороны Банка развития новой госкорпорации "Ростехнологии".
Целесообразно сосредоточить средства и усилия на реализации национального проекта по развитию аграрного сектора путем:
-
предоставления кредитов предприятиям сельскохозяйственного машиностроения для дальнейшей реализации их продукции сельхозпроизводителям по лизинговым схемам;
-
оказания Россельхозбанком кредитной помощи сельхозпредприятиям при приобретении техники, произведенной при поддержке средств Банка развития, по лизингу.
Такая схема позволит задействовать всю цепочку технологических связей с целью достижения продовольственной безопасности России, угрозой которой является стремительное увеличение импорта продуктов питания: так, по данным Росстата, за январь—ноябрь 2007 г. импорт мяса из стран дальнего зарубежья вырос на 8,9% (а из стран СНГ — на 33% (50%) , рыбы — на 26,3% (9,7%), сахара — на 38,9% (54,1% соответственно).
Для максимального снижения возможного отрицательного воздействия селективной кредитной политики на решение задач финансовой стабилизации необходимо соблюдение двух условий: во-первых, ограничение как числа приоритетных отраслей или программ, так и временного периода их финансовой поддержки и, во-вторых, наличие четких юридических процедур, обеспечивающих своевременное погашение ссуд.
Международный опыт организации государственных институтов развития подтверждает, что потребность в таких институтах (банках) наиболее велика у капиталоемких отраслей промышленности (металлургия, химия, машиностроение), а также сельского хозяйства, которые для обычных коммерческих банков малопривлекательны, хотя национальные экономики остро нуждаются в их развитии.
Банки развития обеспечили техническое перевооружение ряда отраслей японской промышленности, прежде всего в области энергетики, автомобилестроения, рыбной промышленности. Эти банки способствовали созданию новых отраслей в Латинской Америке, а также ускорению развития отстающих регионов различных стран (Бразилия, Мексика, Япония и др.).
Выбор приоритетов для банков развития в зарубежных странах зависит не только от важности отрасли или направления затрат, но и от степени развития частных финансовых институтов. В целях предотвращения нежелательной и неравноправной конкуренции государственных банков развития и частных финансовых институтов предпочтение отдается последним, так как такая конкуренция может подавлять частный финансовый сектор и способствовать появлению финансовой напряженности в экономике. Чем более в какой-либо стране развиты, диверсифицированы и устойчивы частные финансовые институты, тем меньше потребность в государственном участии. Поэтому в последние годы в развитых индустриальных и некоторых развивающихся странах происходит сужение среды деятельности банков развития.
Эффективность функционирования банков развития во многом зависит от оптимального формирования их ресурсной базы, сочетания различных ее источников. Сотрудничество банков развития с коммерческими банками позволяет не только предоставлять уполномоченным коммерческим банкам дополнительные кредитные ресурсы, но и использовать их собственные для осуществления кредитования запланированных мероприятий. Кроме того, банки развития могут приобретать ресурсы посредством операций на финансовых рынках. По данным зарубежной отчетности, этот источник ресурсов набирает силу. Поскольку экономическая природа этих ресурсов неодинакова, поэтому режим их использования должен быть различным.
В зарубежной литературе принято делить банки развития в зависимости от порядка формирования ресурсов:
-
на банки "первого уровня", которые имеют право использовать все виды привлечения средств,
-
и банки "второго уровня", у которых ресурсы могут быть образованы на основе бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, займов зарубежных институтов, а также выпуска собственных долговых обязательств.
В последние годы за рубежом отдается предпочтение банкам второго уровня, которые не составляют конкуренцию коммерческим банкам.
В России эволюция банков развития в первое время может привести к использованию как первого, так и второго вариантов формирования ресурсов.
Слабость организационной структуры банков развития делает необходимым более тесное их сотрудничество с коммерческими банками. Для России в настоящее время особенно востребован второй вариант формирования ресурсов. Необходимость изыскания финансовых средств для развития российской экономики не согласуется с действиями российских финансовых властей по размещению их в зарубежных активах. Стремление выводить ресурсы за рубеж свидетельствует не о заботе об их сохранности, а о неуверенности и неумении эффективно их использовать. Ведь использование этих ресурсов через банки развития целиком находится в компетенции самих финансовых властей.
Заслуживает также внимания вопрос о целесообразности разделения фондов финансирования инвестиционных проектов, по аналогии, например, с латиноамериканскими многосторонними банками развития, на:
-
фонд специальных операций, сформированный из бюджетных средств и относительно дешевых привлеченных источников (включая средства фонда национального благосостояния и резервного фонда, пенсионные накопления), средства из которого следует направлять на кредитование низкорентабельных и долгосрочных проектов в отрасли реального сектора экономики;
-
фонд основных ресурсов, пополняемый за счет привлечения средств на финансовых рынках и используемый для финансирования относительно высокорентабельных и быстроокупаемых проектов (например, строительство платных автодорог на условиях государственно-частного партнерства). Такое разделение источников кредитования позволит существенно снизить процентные риски при решении общегосударственных задач, но может потребовать внесения соответствующих изменений в организационную структуру нового банка.
В то же время нельзя забывать, что бюджетная эффективность инвестиций может выражаться в косвенных показателях и через достаточно длительный период времени. Так, развитие транспортной, информационной, институциональной инфраструктуры будет способствовать расширению хозяйственной деятельности как в смежных отраслях, так и непосредственно предприятий, использующих соответствующие объекты инфраструктуры для развития производства, что в конечном итоге приведет к расширению налогооблагаемой базы и росту бюджетных доходов.
Большое положительное значение банков развития состоит в том, что по мере укрепления своей капитальной базы и расширения объемов операций они будут оказывать благотворное влияние на банковскую систему в целом путем использования механизма двухуровнего финансирования, что может привлечь коммерческие банки-партнеры к кредитованию реального сектора, усилив при этом их ресурсную базу и повысив прибыльность деятельности.
При этом должны быть согласованы основные критерии отбора банков-агентов госкорпорации, в числе которых может стать требование раскрыть своих основных бенефициаров для определения ответственности за действия банка-агента; недопущение в число агентов Банка развития кредитных организаций с высокой зависимостью ресурсной базы от рынка межбанковских кредитов, а также имеющих просроченную задолженность по кредитному портфелю выше 1%; ограничение доступа в систему банков-агентов с размером собственного капитала ниже установленного уровня (например, 100 млн. долл.) в том случае, если он претендует на участие в финансировании крупного инфраструктурного проекта. В то же время для банков-агентов, участвующих в программе Банка развития по кредитованию малого и среднего бизнеса, такие ограничения излишни.
Привлечение государством коммерческих банков к финансированию общественно значимых объектов необходимо осуществлять с применением арсенала таких рыночных инструментов, как: гарантии государства, предоставляемые организациям, обеспечивающим банки кредитными ресурсами; бесплатные или льготные гарантии государства банкам развития, страхующие их от невозврата кредитов; бесплатное или на льготных условиях предоставление государственных средств в качестве источников финансирования конкретных инвестиционных объектов и т. п.
Сказываются на характере, функциях, структуре банков развития и процессы глобализации, усиление интеграционных тенденций в экономиках как развитых, так и развивающихся стран. В последнее время наиболее крупные банки развития, в том числе и в развивающихся странах, расширяют сеть своих филиалов и представительств за рубежом. Таким путем они расширяют привлечение инвестиционных ресурсов на рынки своих стран и продвигают свои компании на зарубежные рынки.
Активно развиваются и специализированные экспортно-импортные банки. В настоящее время в мире насчитывается более 70 подобных институтов. Такие банки могут быть и государственными, и частными, действующими под патронатом государства или объединений национальных компаний. Особенно активно они действуют в развивающихся странах, особенно в сфере поддержки малого бизнеса. Банки не только финансируют непосредственно экспортеров, но и помогают экспортному производству по всей производственной цепочке.
Экспортно-импортные банки по своей природе близки к различного рода международным банкам. Такие институты развития особенно важны для установления производственных связей на территории бывшего СССР. Политическое разобщение советских республик нарушило производственную кооперацию у многих предприятий различных отраслей. Создание банков развития (в том числе и международных) способствовало бы восстановлению таких связей, дало толчок интеграционным процессам, что позитивно отразилось бы на экономике этих стран.
