ОТ СБЕРЕЖЕНИЙ К ИНВЕСТИРОВАНИЮ

30 июня 2008 года
#Публикации
Назад

Эксперт, N26, 30.06.2008, с. 42
Экономика и финансы

Владимир Дмитриев - Председатель государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", доктор экономических наук

Использование накоплений государства и граждан для финансирования долгосрочных инвестиций внутри страны - магистральный путь развития российской финансовой системы. Решение текущих задач борьбы с инфляцией требует налаживания контроля над бюджетными расходами и повышения их эффективности

Кризис на зарубежных финансовых рынках показал уязвимость современной финансовой системы. Проявившиеся риски - это плата за потенциальный выигрыш в экономической эффективности, которую несет в себе усложнение финансовых продуктов, совершенствование бизнес-моделей участников рынка и дальнейшее развитие финансовой системы в целом.

Россия оказалась относительно изолированной от финансового кризиса, который оказал лишь косвенное влияние через каналы сужения зарубежного кредитования. Высокорискованная ипотека, непосредственно ставшая причиной потерь в банковском секторе США и других зарубежных стран, имеет ограниченное распространение в России. Общий объем выданных ипотечных кредитов у нас в стране составляет менее 30 млрд долларов. Почти столько же составили прямые кредитные потери крупнейших зарубежных банков, а объем списаний их убытков был на порядок больше (примерно 380 млрд долларов.). Объем ипотеки в РФ составляет 1,9% ВВП, в США более 75%, в ЕС - до 50%. Секьюритизация ипотечных кредитов пока имеет только малочисленные примеры на российском рынке, так же как пока ограниченным является в целом распространение сложных финансовых инструментов.

Однако произошедший кризис - предостережение на будущее. Регулятор и участники рынка должны осознавать, что при возникновении аналогичных текущему зарубежному кризису проблем защищенность российского рынка в перспективе может быть гораздо меньше. Это произойдет из-за ожидаемого роста объемов кредитования, которое в прогнозе увеличится с 36% ВВП в 2007 году до 70-75% ВВП в 2015 году, а также ожидаемого усложнения применяемых инструментов и новых заимствований из-за рубежа.

Потенциальный рост внешних рисков повышает требования к качеству выстраивания российской финансовой системы и делает необходимым поиск новых механизмов мобилизации внутренних сбережений в качестве источника долгосрочного финансирования. Для обеспечения необходимого экономического роста потребуется уменьшить разрыв между уровнем сбережений в экономике (около 30% ВВП) и накоплением основного капитала (примерно 20% ВВП), а также обеспечить стимулирование роста частных сбережений. Без этого финансовая система может оказаться завязана на иностранный капитал в масштабах, превосходящих разумные рамки международной интеграции.

Нестабильность зарубежных источников финансирования отчетливо проявилась при возникновении мирового кризиса ликвидности, в результате которого объемы кредитования уменьшились, а ставки выросли. Любые финансовые институты, использующие или рассматривающие возможность внешнего финансирования, в том числе Внешэкономбанк, могут столкнуться с ростом стоимости привлечения капитала, что неизбежно увеличивает стоимость предоставляемых кредитов для заемщиков.

Мобилизация внутренних финансовых ресурсов требует реализации как минимум двух условий: во-первых, сохранения благоприятного эволюционного, фонового роста накоплений, прежде всего через снижение инфляции, и, во-вторых, структурных мер по развитию долгосрочного кредитования через расширение активов и долгосрочные обязательства.

Инфляция и эффективность госрасходов

Высокая инфляция и слабая предсказуемость ее изменений - одна из ключевых причин недостаточности частных сбережений. Вне привязки к отдельным социальным слоям, отличающимся по уровню доходов, потребительскому поведению, финансовой грамотности, финансовым вложениям и в конечном счете - восприятию инфляции, рост цен дестимулирует сбережения и уверенность в стабильности финансовых институтов. Увеличивающаяся неопределенность тоже приводит к уменьшению инвестиционных планов российских компаний, задержкам в их реализации и более короткому горизонту бизнес-планирования.

Одной из причин инфляции в России в настоящий момент является опережающий рост госрасходов и их недостаточная эффективность. Федеральный бюджет за последние три года вырос почти в полтора раза в реальном выражении, а в номинальном - практически удвоился. Это происходило с опережением темпов роста ВВП: доля федерального бюджета увеличилась с 15,8% ВВП в 2004 году до 18,8-19,1% в 2008 году. В нынешнем году только за первый квартал бюджетные расходы федерального уровня увеличились на один процентный пункт ВВП. Согласно прогнозным оценкам, наблюдавшийся в 2007 году профицит бюджета в 5,4% ВВП должен в ближайшие три года практически исчезнуть.

Традиционно считалось, что на инфляцию наряду с ограничением бюджетных расходов можно воздействовать через курсовую политику и укрепление курса рубля, которое вызывает дополнительный приток импорта. С 2003 года, когда начался номинальный рост курса рубля, импорт вырос в три раза. Сейчас масштабы влияния этого канала минимальны - избыточное укрепление рубля негативно сказывается на внутренних производителях, а среднесрочное уменьшение сальдо торгового баланса в перспективе ведет к стабилизации и возможному ослаблению курса рубля уже к 2010-2011 году.

Скачок цен на продовольствие на мировых рынках, возникший из-за бурного увеличения спроса в развивающихся странах, приводит к импорту зарубежной инфляции. За последний год мировые цены на продовольствие поднялись более чем в полтора раза, а на зерно - почти вдвое, причем ожидается, что увеличение производства не приведет к возврату цен на прежние уровни. При заданной траектории регулируемых тарифов, определяющей еще одну составляющую инфляции, растущие госрасходы выступают на настоящий момент ее главным фактором.

Вместе с тем бороться с инфляцией нужно не простым урезанием бюджетных смет, а разбором эффективности расходов и оценкой конечных результатов в расчете на потраченный рубль. Бюджетные расходы неинфляционны, если они направляются на сокращение высоких производственных затрат и обеспечивают ускорение экономического роста.

Сейчас финансовые власти скорее отдают приоритет правильности механизмов администрирования расходов, а не тому, какие именно конкретные результаты и какую пользу приносят эти траты. Предприняты важные шаги по повышению прозрачности бюджетных процедур, учету и обоснованию расходных обязательств, но они не выявляют эффективность госрасходов. Попытка увязать финансирование ведомств с результатами их деятельности пока приносит лишь незрелые плоды, которые не улучшатся без изменения системы финансового управления. В своей основе эти изменения должны поменять систему персональной ответственности внутри ведомств, которая на настоящий момент консолидирована на уровне отдельных министерств. Таким образом, в реформировании и бюджетной системы, и секторов-получателей предстоит большая работа, в конечном итоге имеющая целью снижение избыточных расходов и инфляции.

Длинное кредитование: роль накопительной пенсионной системы

Контроль над расходами бюджета и их результативностью позволит сделать более устойчивым профицит бюджета и пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ), который сейчас составляет 2,3% ВВП. Формирование ФНБ, целью которого является стабилизация пенсионной системы, укладывается в мировые тенденции. Уже сейчас в мировой экономике объем национальных фондов, организованных для поддержки пенсионных систем, превышает объем суверенных фондов, аккумулирующих бюджетные профициты, включая доходы от сырьевого экспорта, а также частично международные резервы. По оценке на 2007 год, объемы таких фондов в мире оценивались 4,4 и 2,6 трлн долларов соответственно.

Бюджетный кодекс предусматривает возможное использование средств ФНБ на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации и софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Эти два возможных направления использования средств фонда по-разному достигают целей стабилизации исполнения пенсионных гарантий и повышения уровня пенсионного обеспечения, которые входят в основные приоритеты экономической политики.

Использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита Пенсионного фонда - краткосрочное решение, которое может привести к быстрому истощению средств ФНБ, особенно при неблагоприятной внешней конъюнктуре цен на нефть. Финансирование текущего дефицита страховой пенсионной системы не способствует устойчивому решению, а только частично сглаживает проблемы, вызванные изменением возрастной структуры населения и разбалансированностью поступлений и обязательств Пенсионного фонда.

Направление средств ФНБ на софинансирование индивидуальных добровольных пенсионных накоплений граждан запускает принципиально другой механизм - в этом случае финансируется не текущая выплата пенсии, а формирование индивидуальных пенсионных накоплений, которые будут работать на человека до его выхода на пенсию и обеспечат дополнительную прибавку в будущем. В этом случае пенсионные накопления действуют не только в интересах граждан, но и являются источником длинных денег - недостающих в экономике средств, которые необходимы для финансирования крупных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости. Использованные таким образом средства ФНБ будут содействовать расширению объемов и увеличению сроков кредитования национальной экономики, критически важных, например, для финансирования инвестиций в инфраструктуру.

Таким образом, необходимость развития долгосрочного кредитования экономики и актуальность проблемы пенсионного обеспечения в России делают обоснованным использование средств Фонда национального благосостояния для капитализации накопительной части пенсионной системы. Сейчас в России инвестированные пенсионные резервы составляют пока незначительную величину - около 1,5% ВВП, в то время как в ряде стран этот показатель превышает 70% ВВП, например в США или Великобритании. Достижение даже относительного уровня таких европейских стран, как Германия или Италия (3-4%), потребует увеличения пенсионных накоплений в России в разы.

Рост финансовой емкости накопительной пенсионной системы позволит обеспечить существенные выигрыши для экономики и граждан. В этом случае часть национальных сбережений, инвестированная сейчас в составе международных резервов, через механизмы национального финансового рынка будет обеспечивать долгосрочные инвестиции в России. По сравнению с альтернативным использованием - расходованием этих средств через бюджет или покрытием дефицита Пенсионного фонда - эффективность их вложения через посредничество накопительной пенсионной системы, включая частные управляющие компании, гораздо выше. Поступление средств будет происходить на индивидуальные счета граждан, увеличивая их собственные пенсионные накопления. Фактически это единственный адекватно действующий способ персонифицированного и прозрачного распределения средств. Причем заложенные при расчете актуарные принципы начисления дают выигрыш людям пожилого возраста.

Принятые в этом году решения о софинансировании дополнительных пенсионных накоплений граждан с 1 января 2009 года создают важный прецедент в использовании средств ФНБ. Масштабы участия в предложенной схеме позволят выявить реальный интерес граждан к увеличению пенсионных накоплений и степень доверия к накопительной пенсионной системе. Это ценный практический опыт. Тем не менее предложенные объемы софинансирования будут достаточно ограничены, а при сдержанном объеме участия граждан - сопоставимы просто с процентным доходом, получаемым ФНБ.

Необходимо предусмотреть дальнейшие возможности расширения финансирования пенсионных накоплений за счет средств ФНБ. Поступление этих средств на российский финансовый рынок должно быть постепенным, чтобы не искажать складывающуюся оценку российских активов и процентные ставки. В случае правильной реализации эффект предлагаемой реформы будет содействовать как улучшению пенсионного обеспечения граждан, так и росту привлекательности российского фондового и долгового рынка и реальному становлению России в качестве мирового финансового центра.

Новый класс долгосрочных финансовых инструментов

Расширение долгосрочных вложений потребует создания новых механизмов и инструментов инвестирования, имеющих длительную срочность, сопоставимую со срочностью пенсионных обязательств. Среди долговых инструментов в такой класс активов попадают, например, инфраструктурные облигации, активно использующиеся, например, в США. Уже сейчас видно, что спрос на эти виды вложений при расширении пенсионных накоплений будет расти, и проработкой их выпуска надо заниматься заблаговременно.

Существует несколько возможностей выпуска инфраструктурных облигаций. Они могут быть выпущены в виде долговых обязательств отдельных или синдицированных инвестиционных проектов с гарантией государства, региона РФ или крупного финансового института. Эти бумаги могут также представлять собой целевые государственные обязательства, увеличивающие инвестиционные ресурсы федерального или регионального бюджета. Второй способ - безальтернативный для инвестиций в инфраструктуру, не предполагающую платного использования, например в сфере образования. Первый способ применим для объектов, где такая плата предусмотрена. Это большая часть инфраструктуры, включая энергетику, транспорт, ЖКХ, связь.

Интерес частных инвесторов к инфраструктурным облигациям будет определяться уровнем качества подготовки и выполнения инвестиционных проектов, для которых привлекается финансирование. Это означает понятную бизнес-модель и организационно-правовую форму проекта, уверенность в окупаемости проекта, стабильности установленных тарифных условий, в итоге - в гарантии возвратности и доходности вложений инвестора.

Ясно, что, запуская ряд новых и уникальных проектов в различных инфраструктурных сегментах, мы только начинаем процесс масштабного инвестирования. Вопросы организации таких инвестиций, включая привлечение финансирования, напрямую соответствуют задачам деятельности Банка развития, и нарабатываемый сейчас банком опыт в данном секторе создаст основу для качественной проработки и распространения перспективных долгосрочных финансовых инструментов, включая инфраструктурные облигации. Этот опыт Банка развития будет необходимым условием привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов и адекватного представления инфраструктурных проектов на развивающемся финансовом рынке.

Назад

КАДРЫ В РАЗВИТИИ

26 июня 2008 года
#Публикации
Назад

КАРЬЕРА №7-8 (114) ИЮЛЬ-АВГУСТ 2008
БИЗНЕС-РАБОТА

Владимир Емельяненко

 

В РОССИИ СОЗДАН УНИКАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ — ГОСКОРПОРАЦИЯ «БАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНЕШЭКОНОМБАНК)». ПЕРЕД ЕГО КАДРОВОЙ СЛУЖБОЙ ПОСТАВЛЕНЫ ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. РАССКАЗЫВАЕТ ГЛАВА ДИРЕКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕШЭКОНОМБАНКА СЕРГЕЙ НОСКОВ.

— Сергей Юрьевич, как изменение статуса Внешэкономбанка повлияло на деятельность кадровой службы банка? Ведь набор функций кадровых служб ограничен, и вряд ли можно придумать что-то кардинально новое.
— В соответствии со стратегическими планами развития банка меняются и приоритеты кадровой службы. Перед нами встают новые задачи, которые требуют от сотрудников особых знаний и навыков, способности перестроиться и действовать в нестандартных ситуациях. Стратегические планы Внешэкономбанка — реализация инвестиционных проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, на развитие инноваций, на поддержку малого и среднего предпринимательства, экспорта промышленной продукции и услуг. Переход на принципиально новый качественный уровень приводит к появлению более сложных задач и требует высококвалифицированных специалистов. Их всегда не хватает, а решение вопроса требует времени, но специалисты нужны здесь и сейчас. Поэтому на данном этапе инвестиции в человека, в интеллект — наш главный приоритет. На этом направлении мы концентрируем серьезные финансовые и административные ресурсы. Речь идет не только о персонале банка, но и о персонале компаний-партнеров, включая кадры государственных и муниципальных структур, а также персонал коммерческого сектора, участвующий в совместной реализации проектов. Мы должны готовить востребованные кадры под конкретные проекты.
— Вы полагаете, бизнес, который старается по возможности избегать взаимодействия с властью, пойдет на такое сотрудничество?
— Сейчас Внешэкономбанк совместно с Минобрнауки, Минэкономразвития и другими заинтересованными министерствами рассматривает вопрос о включении программы подготовки квалифицированных кадров для машиностроительного комплекса в число приоритетов банка. Если мы хотим иметь профессионалов, нужно инвестировать в их обучение, а не ждать «готовых профессионалов». То же самое с инвестиционными проектами. Можно долго сетовать на то, что механизмы взаимодействия государства и бизнеса еще не до конца отработаны, регионам не хватает опыта. А можно взять и научить, что мы и собираемся делать.
— Как?
— Практика подсказала, что нужна корректировка традиционных подходов к образованию. Когда реализовывались разные проекты, мы заметили, что нам с партнерами необходимо как минимум выработать единый понятийный аппарат, а в идеале — подготовить специалистов «под себя», под каждый планируемый инвестпроект. Окончательно эти идеи оформились в проект после стажировки руководителей Внешэкономбанка в Государственном банке развития Китая. В ГБРК был создан специальный департамент, который занимается оценкой и обучением персонала партнеров — от технических специалистов до менеджеров. ГБРК старается воздерживаться от инвестиционных рисков, если у потенциального партнера нет команды грамотных управленцев, способных решать нестандартные задачи. Часть обучающих мероприятий передается на аутсорсинг, а основное обучение проводится силами департамента и за счет средств ГБРК. Несмотря на то, что в ГБРК — это новое подразделение и вложения в обучение персонала носят долгосрочный характер, технология обучения персонала партнеров позволяет ГБРК минимизировать инвестиционные риски за счет повышения качества трудовых ресурсов, вовлеченных в реализацию инвестиционных проектов.
— Вы уверены, что китайский опыт может быть использован в российских условиях?
— Конечно, нужно учитывать различия в менталитете, структуре и особенностях государственного регулирования. Но посмотрите, какими темпами развивается Китай! Причем ГБРК в этом процессе играет далеко не последнюю роль. Китайцы, как губка, впитывают все передовые технологии, и в этом смысле россиянам можно многому у них научиться. Вместе с тем Внешэкономбанк в работе с персоналом всегда ориентируется на лучшие мировые стандарты. Также нам самим есть чем поделиться. Для обмена опытом мы совсем недавно организовали серию круглых столов с участием банков–членов Межбанковского объединения Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Обсуждение вопросов, связанных с управлением персоналом, мы продолжили на III Международной межбанковской конференции, организованной нашим банком совместно с Газпромбанком и ММФБШ, и пришли к выводу о необходимости разработки новых стандартов управления персоналом, учитывающих специфику банковского бизнеса.
— Повышение квалификации персонала неизбежно приводит к его переманиванию конкурентами.
— Согласитесь, что довольствоваться плохо подготовленными кадрами, будучи уверенным, что их никуда не переманят, не лучший вариант. Вспоминается старый рекламный ролик. В нем российский император гуляет у пруда, где плавают белые лебеди, и спрашивает смотрителя: «Почему лебеди не улетают?» — «А мы им крылья подрезаем», — отвечает тот. Император дает указание впредь крылья не резать, и вскоре видит, что лебедей в пруду нет. Смотритель в растерянности разводит руками: «Улетели, батюшка!» На что император произносит: «Нужно было лучше кормить, тогда бы не улетели». Так вот эта рекомендация актуальна, пока все лебеди не разлетелись.
— Кто непосредственно будет заниматься обучением? Преподавателей, особенно в сфере государственно-частного партнерства, — единицы.
— Мы планируем привлечь специалистов крупнейших российских и западных консалтинговых компаний. А также преподавателей государственных вузов, на базе которых можно осуществить более глубокую проработку проблемы и разработать структурированную систему обучения. Координацией работы будет заниматься отдел по подготовке и социальному развитию кадров в регионах. Как видно из названия отдела, в его функции входит социальное развитие кадров в регионах. На сегодняшний день это одна из наиболее важных задач. Поскольку, оказывая содействие реализации федеральных инвестиционных проектов, Внешэкономбанк влияет на социальное развитие целых регионов: способствует решению инфраструктурных проблем, созданию рабочих мест, повышению уровня занятости и росту доходов населения, что в конечном счете ведет к улучшению качества жизни и позволяет сохранить высокие темпы экономического роста.
— Как правило, социальная сфера — компетенция самостоятельных подразделений. Почему Внешэкономбанк решил передать ее в ведение кадрового департамента?
— Сделать социальную ответственность задачей кадрового департамента было крайне важно. Во многих российских компаниях социальная политика и социальные проекты традиционно относились преимущественно к ведению кадровой службы. Дело не только в ответственности за выполнение обязательств перед своими сотрудниками, что относится к компетенции кадровой службы и является одной из составляющих корпоративной социальной ответственности. Разрабатывается как социальная политика банка, так и механизмы трансляции принципов социальной ответственности перед партнерами. Конечно, социальная ответственность — это, скорее, этические принципы. Тем не менее она должна стать философией существования каждого человека и компании. Пока не будет конкуренции между компаниями в области социальной ответственности бизнеса, пока социальная сфера будет относиться исключительно к обязанностям государства, не будет шагов вперед.
— Не кажется ли вам, что такая остросоциальная мотивация чем-то напоминает покупку индульгенции — попытку бизнеса, в недавнем прошлом извлекавшего сверхприбыли, хотя бы частично искупить грехи перед обществом?
— Забавная, но не совсем уместная, на мой взгляд, ассоциация. По крайней мере, в нашем случае. Допускаю, что глубинная мотивация коммерческих организаций часто продиктована стремлением снизить риск неблагоприятного воздействия со стороны государственных структур и многие компании вынуждены под давлением государства внедрять практику социальной ответственности. Например, в связи с необходимостью использовать социально значимые программы как компенсацию деятельности, связанной с производством, например, загрязняющим территории, отрицательно влияющим на здоровье людей и т.п.
В нашем случае ситуация противоположная. Внешэкономбанк сам инициирует социальную деятельность, является инструментом реализации социальной ответственности государства перед гражданами. В отличие от коммерческих структур, цель которых – зарабатывание денег, нашей стратегической задачей является финансовое содействие социально-экономическому развитию страны. Мы осуществляем социально-ответственное инвестирование — поддерживаем только те проекты, которые направлены на повышение благополучия общества.
— Как вы намерены внедрять принципы корпоративной социальной ответственности перед партнерами? И что это за направление работы?
— Оно совершенно новое. Пока Внешэкономбанк, принимая решение о возможности и условиях финансирования того или иного проекта, не учитывает такой критерий, как соблюдение партнером принципов корпоративной социальной ответственности. В ближайшей перспективе экспертиза всех проектов будет проводиться с учетом социального эффекта от их внедрения. Важно оценить, соответствует ли деятельность потенциального партнера социальным потребностям общества? Как расходуются природные ресурсы, как используется труд работников, как влияет бизнес на развитие региона? Цель такого подхода — не увеличить процент отказов, а, напротив, поднять общий уровень эффективности инвестиционных проектов за счет повышения уровня жизни в регионе, создания новых рабочих мест, повышения мер по обеспечению безопасности труда.

 

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.