ВЭБ подставил плечо Связь-банку

9 октября 2008 года
#Публикации
Назад

Пенсии будут выплачиваться вовремя

Комсомольская правда
Экономика
Валерий БУТАЕВ — 09.10.2008

Связь-банк будет сохранен, никаких проблем ни для частных вкладчиков, ни для корпоративных клиентов, ни для тех, кто получает зарплату через Связь-банк, не было и не будет. С таким заявлением выступил вчера председатель Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимир ДМИТРИЕВ.

Напомним, помимо коммерческих и телекоммуникационных компаний, Связь-банк обслуживает счета федеральной почты, через него проходят пенсии для 14 млн. российских пенсионеров, а 400 тысяч работников «Почты России» получают зарплаты по картам Связь-банка. И вот около двух недель назад у банка начались проблемы.

Как пояснил Владимир Дмитриев, они связаны с тем, что Связь увлекся игрой на падающем фондовом рынке, а также выдавал длинные кредиты, в то время как средства для этого привлекались на короткий срок. Пока «связисты» могли перехватывать деньги на межбанковском рынке, все было нормально, но из-за кризиса этот источник финансирования закрылся...

Учитывая социальную значимость Связь-банка, власти приняли меры для его поддержки и оздоровления. Теперь уже 98% акций банка принадлежит ВЭБу. Любопытно, что Связь-банк, до последнего времени входивший в тридцатку крупнейших кредитных организаций страны, достался ВЭБу за символическую сумму... 5 тысяч рублей. Что в общем-то и неудивительно. Ведь для урегулирования текущих долгов Связь-банка ВЭБ уже потратил 59 млрд. рублей, взяв для этого годовой депозит в Центробанке.

Теперь специалистам ВЭБа предстоит разобраться, кому и зачем Связь-банк выдавал кредиты, чем они обеспечены, и взыскать эту задолженность. Как образно выразился Владимир Дмитриев, «хотелось бы, чтобы они были предоставлены не кооперативу «Незабудка», а серьезным организациям». Впрочем, уже есть предварительные оценки: от 20 до 25% выданных займов взыскать будет сложно. И тут ВЭБ надеется не только на свой опыт, но и на помощь правоохранительных органов.

Тем временем клиентам Связь-банка, вкладчикам, почтовикам, получающим здесь зарплату, беспокоиться не о чем. Сейчас уже приняты все необходимые меры, чтобы банк стабильно выполнял свои функции и проводил платежи.

Назад

Владимир Дмитриев: Россия извлекает хорошие уроки из мирового кризиса

19 сентября 2008 года
#Публикации
Назад

Председатель Внешэкономбанка В.А. Дмитриев выступил в прямом эфире телеканала «Вести-24» в ходе Форума Сочи-2008

Падение рынков - обычное цикличное явление, считает глава госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк, ВЭБ) Владимир Дмитриев. Растущий профицит бюджета, высокие цены на энергоносители, третий по величине в мире золотовалютный запас и устойчивая социально-экономическая ситуация позволят России выйти из глобального финансового кризиса с наименьшими потерями, сказал он в интервью "Вестям".

- Владимир Александрович, здравствуйте.

- Добрый день.

- "Банк развития" специально создавался для реализации долгосрочных проектов государственного значения. Эти проекты аккумулировали как бюджетные деньги, так и средства частных инвесторов. Сейчас на фоне мирового финансового кризиса ощущается ли дефицит капиталовложений?

- Я бы не сказал, что ситуация на мировых финансовых рынках затрагивает деятельность "Банка развития" как ключевого финансового института в реализации крупных инвестиционных проектов государственной значимости. Буквально на этой неделе в понедельник мы провели очередной наблюдательный совет, который, как известно, возглавляется председателем правительства Российской Федерации. На нем было утверждено несколько проектов общей стоимостью порядка 100 миллиардов рублей. Это проекты, в том числе, связанные с развитием инновационных производств, с развитием инфраструктуры и к конкретных отраслей, связанных с инновационным производством. Я хотел бы, прежде всего, сюда отнести авиацию. Это строительство совершенно нового самолета малой авиации в Ульяновске. Это модернизация производства крупной компании ВСМПО "Ависма", основанная на современных технологиях и на современных инновационных технологиях в области материаловедения. Это крупный проект инновационного свойства стоимостью порядка миллиарда долларов с Татарстане, где будет производиться на базе поступающего в городе Менделеевск газа. Крупное производство химическое. И по производству так необходимых для российского сельского хозяйства минеральных удобрений. Так что, недостатка в ресурсах у нашего банка не хватает. Мы чувствуем себя вполне устойчиво. И я думаю, если говорить в целом о ситуации в финансово-банковском секторе Российской Федерации, то нет фундаментальных предпосылок для того, чтобы ситуация на нем не была контролируема. И в этом смысле, конечно, следует отметить своевременное вмешательство наших финансовых и денежных властей, сделавших максимально для того, чтобы решить существующие проблемы и выправить ситуацию на фондовом рынке.

- Ну, вот, все-таки правительство России направило крупные средства на укрепление финансовой системы страны. Аналитики утверждают, что существенного эффекта от этой помощи ощутят только банки, так называемого "первого эшелона". А вот для средних и мелких банков деньги не дойдут и их положение окажется шатким. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Я думаю, что с этим тезисом можно поспорить. Во-первых, оказание помощи крупным, прежде всего, государственным банкам, связано ни с тем, чтобы выправить их собственную ситуацию, а с тем, чтобы опираясь на инфраструктуру банковскую, которой обладают крупные государственные финансовые институты, оказать содействие тем банкам, которые, действительно, находятся в серьезном положении и оказать помощь участникам фондового рынка. Что касается банков второго и третьего эшелона, региональных банков, они опираются, в первую очередь, на ресурсы внутри страны. И в меньшей степени задействованы в международных финансовых операциях и в поддержке международных финансовых институтов. Поэтому, я считаю, что ситуация контролируемая и сегодняшнее поведение фондового рынка, поведение на межбанковском рынке очередное тому доказательство.

- Владимир Александрович, все политики сейчас и экономисты признают, в общем, что Россия лучше остальных защищена от мирового финансового кризиса, причем это звучало и сегодня на инвестфоруме. Что именно в данный момент, какие экономические показатели и факторы делают ее сильной, на ваш взгляд?

- Я думаю, что уместно нынешнюю ситуацию сравнивать с ситуацией кризиса 98-го года. И именно сравнивая фундаментальные показатели того периода и нынешнее состояние российской экономики, следует с абсолютной уверенностью признать, что эти показатели отличаются в лучшую сторону, точнее, кардинально от ситуации 98-го года. И если сравнивать с условиями, в которых развивается кризис в США, в отдельных странах Западной Европы, то и здесь Россия демонстрирует устойчивый рост. Это и растущий профицит нашего бюджета, это устойчиво высокие цены на энергоносители, это третий по величине в мире золотовалютный запас. Это устойчивая социально-экономическая, в целом, ситуация в нашей стране, устойчивый экономический рост, выражающийся и в росте валового внутреннего продукта, и в росте промышленного производства. И, действительно, есть ключевые опорные отрасли российской экономики, которые демонстрируют, что опираясь на все более растущий внутренний спрос, наша экономика находится в хорошем устойчивом положении. И в меньшей степени подвержена таким кризисным явлениям, которые сейчас захлестнули Соединенные Штаты Америки и ряд стран Западной Европы.

- Как, по вашему мнению, как отразиться на общем инвестиционном климате в мире и внутри России падение фондовых рынков? Насколько сильно подорвано доверие кредиторов и заемщиков друг к другу?

- Я бы не стал абсолютизировать значение этой ситуации, в целом, на настроение кредиторов и заемщиков. Это обычное явление цикличности на фондовых и денежных рынках. И поэтому те экономики, которые в большей степени подготовлены к подобного рода колебаниям, они неизбежны в странах, которые входят в систему глобальных экономик. Я думаю, что, если экономики устойчивы и готовы выдержать подобного рода испытания, если они и задевают эти страны, но у них достаточно возможностей для того, чтобы сгладить пиковое напряжение, которое, прежде всего, касается экономик в меньшей степени готовых к подобного рода потрясениям. Но, разумеется, мы не должны строить иллюзий и не считаться с тем фактором, что Россия является частью мировой глобальной экономики. И поэтому выстраивание систем раннего предупреждения, а именно на это настроены российские власти, руководство нашей страны, денежные и финансовые власти, демонстрирует, что мы извлекаем хорошие уроки из той ситуации, в которой оказываются, прежде всего, наши партнеры по взаимоотношениям на уровне финансовых институтов.

- Сейчас активно развивается частно-государственное партнерство и многие рассчитывают на получение денег. Как в этой связи, чтобы не допустить промаха, проходит отбор проектов для инвестиций? Что совершенствуется в этой связи?

- Я, в данном случае, могу опираться только на практический опыт нашего банка. И хочу с уверенностью сказать, что система отбора проектов, их подготовки, их вынесения на органы корпоративного управления нашего банка, а это кредитный комитет правления, Наблюдательный совет нашего банка, эта система выстроена весьма тщательно. Она соответствует лучшим международным стандартам. И мы знаем, каков печальный опыт тех проектов и тех строек, которые в свое время пытались реализовать за счет кредитов иностранных государств и под гарантией российского правительства, но которые не проходили столь тщательного анализа и экспертизы. Мы уверены в том, что та система, которую мы выстроили, та экспертиза, которую проходят наши проекты, эти проекты призваны реализовывать идеи государственного и частного партнерства. И тот факт, что ряд структур, корпоративных процедур, которые проходят, проекты приходящие во Внешэкономбанк, реализуются при тщательном отборе не только с нашей стороны, со стороны наших экспертов и экспертов регионального уровня, но и со стороны заинтересованных министерств и ведомств, которые тщательно следят за тем, чтобы проекты носили не только экономическую эффективность для их инициаторов, но и имели серьезную социально-экономическую составляющую в виде занятости населения, налогов и, в целом, макроэкономического роста российских регионов.

- Ну, еще один вопрос по этой же теме. Какие крупные проекты уже финансирует "Банк развития"? И какие контракты могут быть заключены в Сочи, где проходит инвестфорум?

- Я еще раз хочу подчеркнуть, что лишь на этой неделе в ходе заседания Наблюдательного совета, наш главный орган управления принял решение о финансировании проектов общим объемом порядка 100 миллиардов долларов. Это, в основном, проекты инновационного свойства и на модернизацию развитию инфраструктуры. Сейчас кредитный портфель нашего банка составляет порядка 200 миллиардов рублей. Мы рассчитываем, и это четко прописано в стратегии развития Внешэкономбанка до 2012 года. Мы рассчитываем, что эти проекты достигнут объема порядка 850 миллиардов рублей. И порядка 30 процентов утверждаемых нашими органами корпоративного управления проектов должны иметь направленность, связанную с реализацией идей государственно-частного партнерства. Мы уверены в реальности достижения этих целей.

 

Источники:  Vesti.ru,  Телеканал "ВЕСТИ-24"

Назад

У нас не клиентский, а проектный подход

18 сентября 2008 года
#Публикации
Назад

Интервью заместителя Председателя Внешэкономбанка Анатолия Балло газете "Время новостей"

Источник: ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ
Номер выпуска: 172 (2054)
Дата выпуска: 18.09.2008
Автор: Беседовала Юлия МИРОНОВА

Созданная на базе Внешэкономбанка государственная корпорация "Банк развития" продолжает наращивать свой портфель инвестиционных проектов. На днях наблюдательный совет ВЭБа под председательством премьер-министра Владимира Путина одобрил участие банка в нескольких проектах на общую сумму более 2 млрд долл. Долгосрочное кредитование инвестпроектов не прекращается даже в условиях ухудшения ситуации на рынках капитала, когда частным банкам все сложнее получать ресурсы, подчеркивает заместитель председателя правления Банка развития Анатолий БАЛЛО. В интервью "Времени новостей" он рассказал о том, что главные критерии для ВЭБа при выборе проектов для финансирования - значимость для государства и эффект для экономического роста.

-- Анатолий Борисович, вы курируете инвестиционный блок, это направление появилось в банке относительно недавно. Каковы основные виды и параметры деятельности банка и какое место принадлежит инвестиционным проектам?

-- Каждое из направлений нашей деятельности находится на различной стадии своего динамического развития. Например, управление пенсионными средствами банк осуществляет с 2003 года, сейчас на доверительном управлении находятся 360 млрд руб. пенсионных накоплений. На учете во Внешэкономбанке находятся государственные активы на сумму 65,5 млрд долл. и долговые обязательства в размере 39,4 млрд долл. Банк также занимается урегулированием проблемной задолженности российских заемщиков перед федеральным бюджетом по кредитам, взятым под госгарантии, объем средств на урегулировании -- 16,7 млрд долл. Есть направление, связанное с кредитованием малого бизнеса, пока оно осуществляется в рамках соответствующей программы дочернего Российского банка развития.

Что касается собственно инвестиционной деятельности, то наш кредитный портфель формировался еще до создания банка развития в 2007 году. В течение предыдущих двух лет Внешэкономбанк уже работал как банк для крупных инвестиционных проектов, и наша кредитная политика уже была ориентирована на них. Как результат сейчас около 70% кредитов банка выданы на срок свыше трех лет, то есть являются долгосрочными. В банковском же секторе доля таких кредитов не превышает 20%.

На 1 января 2008 года наш кредитный портфель составил 197,5 млрд руб. Процесс выдачи новых кредитов и погашения старых идет одновременно, поэтому наиболее показательным является не текущий кредитный портфель, а портфель перспективных проектов. С начала своей деятельности в качестве Банка развития, а это всего лишь чуть больше года, был сформирован перспективный портфель проектов общей стоимостью около 1 трлн руб., с предполагаемой долей участия банка более 0,5 трлн рублей.

За указанный период была создана методологическая основа инвестиционной работы банка -- кредитная политика, критерии отбора и экспертизы инвестиционных проектов, процедурные вопросы, параллельно шло строительство организационной структуры банка и укрепление кадрового состава.

-- Какие конкретные результаты текущего года вы можете назвать?

-- Наблюдательным советом банка с декабря 2007 года утверждено более 20 проектов общей стоимостью 602,6 млрд руб. с долей участия Внешэкономбанка в них 322,6 млрд руб. В большинстве случаев мы предоставляем долгосрочные кредиты, но в некоторых проектах мы входим и в капитал. Причем наша работа идет, несмотря на то, что ухудшается ситуация на рынке капитала и российским банкам все сложнее получать долгосрочные ресурсы.

-- Формально Банк развития начал работу только год назад. Какие цели стоят перед ним?

-- Мы проводник государственной инвестиционной политики и его стратегических интересов в инвестиционной области. Приоритеты нашей деятельности определены правительством и сформулированы в меморандуме о финансовой политике банка. Основная цель нашей работы -- это стимулирование инвестиционной деятельности, связанной с поддержкой стратегически значимых отраслей российской экономики, поддержкой экспорта промышленной и высокотехнологичной продукции, содействием развитию регионов. Главный смысл создания Банка развития, его миссия состоит в том, чтобы обеспечить инвестиции в те отрасли и направления, в которых ощущается дефицит долгосрочных ресурсов, в те проекты, которые частный капитал считает для себя слишком рискованными. Нельзя также не учитывать, что осуществлению многих серьезных инвестиционных проектов препятствует серьезный дефицит транспортной и энергетической инфраструктуры. Помимо инфраструктуры банк работает в таких отраслях, как энергетика (включая атомную), авиастроение, судостроение, металлургия, ВПК, электронная промышленность.

"Изъяны", малопривлекательность этих секторов с точки зрения интересов частного бизнеса очевидны -- проекты в них, как правило, чрезвычайно капиталоемкие, при этом с длительным сроком окупаемости, низкой рентабельностью и высокими рисками. Например, проекты со сроком финансирования 25--30 лет. А ведь именно такие сроки предусмотрены проектами, софинансируемыми Инвестиционным фондом, по строительству платной автодороги Москва -- Санкт-Петербург, Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге. Еще одна наша задача и важнейшая функция состоит в том, чтобы привлечь бизнес в реализацию подобных проектов, создать условия для притока частных инвестиций, объединить совокупные ресурсы всех сторон, вовлекаемых в проект, чтобы достигнуть синергетического, мультипликативного эффекта для развития бизнес-проекта.

-- Почему государство не может напрямую выдавать предприятиям деньги на цели развития, дотировать их инвестпроекты, зачем нужен специальный государственный институт в лице Внешэкономбанка?

-- С точки зрения реализации государственно значимых проектов есть два пути:

первый -- за счет бюджета в виде безвозвратных субсидий, второй -- за счет привлечения кредитов банка развития, то есть финансовые ресурсы на условиях платности и возвратности. По первому пути страна шла много лет, и все мы видим его, мягко говоря, невысокую эффективность. Бюджетное финансирование зачастую развращает руководителей -- во Внешэкономбанке есть подразделение, которое занимается возвратом кредитов, выданных под государственные гарантии еще в начале 90-х годов. Хорошо, что сейчас государство отказалось от такой схемы, когда руководители предприятий практически не несли ответственности за результаты освоения средств.

-- Не останется ли тогда Внешэкономбанк единственным источником финансирования государственно значимых, но не привлекательных для частного бизнеса отраслей?

-- Надеюсь, что нет. Мы стараемся создавать предпосылки и условия для вхождения в такие отрасли частного бизнеса, обеспечивать так называемый "сигнальный эффект" для частных инвесторов. Это как "цепная реакция": благодаря нашему финансированию предприятие начинает оживать, платить зарплаты, размещать субподряды, поставщики формируют у себя портфель заказов, обращаются за финансированием. В итоге в отрасль приходят коммерческие банки, в оборот вовлекаются все новые частные предприятия. И еще один важный момент. Уже одним своим вхождением в проект, участием в предпроектной проработке, а иногда и обязательством дальнейшего сопровождения проекта банк минимизирует риски частного бизнеса, делает проект более привлекательным для инвестора.

-- А может, и вовсе не надо какие-то отрасли поднимать, есть же международное разделение труда -- будем покупать у других стран?

-- Дело в том, что отрасли, в которые мы приходим, стратегически важные для обеспечения экономической независимости государства. Да, на каком-то этапе можно разрешить нашим компаниям покупать, например, самолеты западного производства, аналоги которых не производятся в стране, но, полностью отказываясь от собственного авиационного производства, мы потеряем статус супердержавы.

-- Есть ли какие-либо различия между Внешэкономбанком и коммерческими банками с точки зрения инвестора, желающего осуществить инвестпроект, в плане доступа к кредитным ресурсам?

-- Да, и принципиальные. Прежде всего, в отличие от коммерческого банка у нас не клиентский, а проектный подход. Обычно банк пытается по максимуму продать свои услуги, он в комплексе рассматривает эффективность работы с клиентом, например, кроме кредита предлагается полное банковское обслуживание предприятия. Мы же в первую очередь смотрим, чтобы проект соответствовал нашей инвестиционной декларации, меморандуму о финансовой политике, в котором определяются количественные и качественные критерии. Разумеется, мы также оцениваем и самого потенциального клиента с точки зрения его способности успешно реализовать крупный инвестиционный проект.

Правительство с самого начала деятельности Банка развития заложило такие ограничения, которые не позволяют нам конкурировать с коммерческими банками, и это правильно. При этом нужно отметить, что мы заинтересованы в организации софинансирования с другими банками, региональными в том числе. У нас в этом случае возникает четкое разделение сфер ответственности -- мы предоставляем долгосрочные ресурсы, а частные банки могут софинансировать или финансировать предварительный этап проекта, где мы не можем участвовать, потому что там еще не требуется больших затрат. То есть коммерческие банки могут профинансировать предпроектную подготовку, а потом уже взять клиента на расчетно-кассовое обслуживание, осуществлять документарный бизнес -- зарабатывать на клиенте, в то время как Внешэкономбанк будет финансировать сам инвестиционные затраты. Таким образом, вместо конкуренции с коммерческими банками мы получаем перспективное сотрудничество.

-- Но разве клиентам не выгоднее сразу обращаться во Внешэкономбанк -- ведь ваши кредиты дешевле?

-- Действительно, еще одно наше отличие от коммерческих банков заключается в том, что во главу угла мы ставим не извлечение прибыли от реализации проекта, а государственные интересы при его осуществлении. Мы уверены, что идеология государственных инвестиций должна рассматриваться не в категории "доходность--возвратность", а как катализатор создания новых производств и, следовательно, экономического роста в стране, повышения конкурентоспособности отечественных производителей. Но, разумеется, принцип безубыточности является основополагающим и для нашего банка. Да, наши кредиты дешевле, но это не означает, что они льготные. Разница получается за счет того, что, во-первых, у коммерческих банков закладывается гораздо большая прибыль на акционерный капитал, у нас этот показатель находится на уровне доходности ОФЗ. Во-вторых, стоимость нашего фондирования ниже и на внутреннем, и на внешнем рынке. Но кредиты все равно не льготные, у нас есть четкая кредитная политика, которая регламентирует порядок установления процентных ставок.

Кроме того, мы все-таки ограничены в выборе клиентов. Целесообразность участия банка в том или ином проекте основывается прежде всего на уже упоминавшихся критериях, заложенных в нашем меморандуме.

Но, повторюсь, в своей деятельности мы руководствуемся не столько соображениями коммерческой эффективности и целесообразности, сколько ожидаемой макроэкономической отдачей. Для этого, в частности, в банке разработана методика, которая позволяет рассчитать бюджетную эффективность, есть интегральные показатели, которые характеризуют такие параметры, как, например, создание новых рабочих мест, социальный и макроэкономический эффекты, проистекающие от реализации финансируемых нами проектов.

-- Перечень приоритетных отраслей -- непреодолимый барьер для проектов, не подпадающих под критерии профильности, они не имеют никаких шансов на получение инвестиций банка?

-- Вовсе нет. Мы рассматриваем все заявки, которые поступают в банк. Список не является закрытым, и наличие отраслевых приоритетов не означает, что мы не можем заниматься проектами в других сферах. Даже если какой-то проект не вписывается в отраслевой приоритет, но соответствует направлениям нашей деятельности, то есть способствует внедрению инновационных технологий, импортозамещению, рациональному использованию природных ресурсов, развитию региона и т.п., то банк может рассматривать и такие вопросы. Тем более что многие отрасли естественным образом взаимосвязаны с нашими приоритетными направлениями. Например, в настоящее время банк рассматривает проекты создания заводов строительных материалов, работающих по уникальным инновационным технологиям, несмотря на то, что эта отрасль не входит в число приоритетных. Или, скажем, проекты по строительству социального жилья -- мы можем финансировать инфраструктуру ЖКХ, в том числе на принципах ГЧП. Я не исключаю, что правительство может расширить число отраслевых приоритетов, но и существующий сегодня формат дает нам возможность работать на много лет вперед. Да и вообще, деление проектов на "профильные" и "прочие" в какой-то мере условно -- как бы высокопарно это ни звучало, но для нас проекты разнятся не по отраслевому признаку, а по степени их государственной значимости: у кого она выше, те и становятся автоматически приоритетными.

-- На какой стадии банк начинает участвовать в проекте -- вы помогаете с предпроектной подготовкой или включаетесь, когда проект уже запущен и нужны только деньги, а не советы?

-- Изначально подразумевалось, что Внешэкономбанк будет рассматривать не просто бизнес-идеи, а проекты на более продвинутых стадиях. Это общепринятая банковская практика -- работа над кредитной заявкой начинается при условии наличия концепции проекта, бизнес-плана, технико-экономического обоснования, всей исходно-разрешительной, проектной и контрактной документации, оформленных прав собственности или долгосрочной аренды на земельные участки под строительство капитальных объектов, разрешений на строительство. Но вся беда в том, что уровень и качество проработки поступающих на рассмотрение в банк инвестиционных проектов очень низкие, не соответствующие этим требованиям. Причем данная ситуация характерна для всех регионов. Это в том числе связано с утерей отраслевых компетенций профильными проектными институтами и отсутствием отечественных компаний, которые обладали бы опытом проектирования крупных объектов. Устранение же инициатором проекта недостатков, идущее параллельно рассмотрению заявки, существенным образом увеличивает процедуру принятия решения о возможности финансирования проекта -- до шести--девяти месяцев. Столкнувшись с нехваткой качественно подготовленных инвестпроектов, банк был вынужден приняться за решение этой проблемы. Мы стали оказывать консультационную поддержку участникам проекта, включая органы исполнительной власти, и даже занялись подготовкой кадров (обучение и повышение квалификации) путем создания в опорных для нас регионах так называемых центров капитализации человеческих ресурсов.

Так что, повторюсь, вопреки первоначальному замыслу банку приходится "подставлять плечо" еще на предынвестиционной фазе. В любом случае мы не можем позволить себе инвестировать в "сырой" проект, каким бы гипотетически перспективным, соответствующим нашим отраслевым установкам и нацеленным на макроэффект он ни был.

-- Как банк работает с регионами и муниципальными образованиями при реализации проектов, каковы цели и принципы региональной политики банка?

-- Как я говорил выше, содействие развитию регионов -- одна из наших стратегических задач. В самой общей форме региональная инвестиционная политика банка направлена на повышение сбалансированности территориального развития экономики страны и устранение инфраструктурных ограничений экономического роста регионов. Активизация деятельности по участию банка в реализации региональных программ и проектов предполагает тесное взаимодействие с региональными властями и компаниями. Это предопределяет необходимость повышения физической доступности банка для потенциальных клиентов, а значит, создание региональной сети (исторически у банка не было представительств в регионах). Такой шаг диктуется масштабностью задач, всей логикой и динамикой развития бизнеса банка в регионах, в том числе необходимостью поиска крупных перспективных проектов, их экспертизы, контроля целевого использования выделяемых средств и т.п. Например, в Китае, территория которого несравненно меньше территории России, действует 35 филиалов Банка развития Китая. Поэтому уже принято решение наблюдательного совета об открытии трех представительств Внешэкономбанка -- в Дальневосточном, Сибирском и Южном федеральных округах, то есть в регионах, испытывающих острую нехватку инвестиционных ресурсов.

Банк ориентируется на долгосрочное сотрудничество (сроки реализации масштабных проектов составляют, как правило, более десяти лет) и качество привлекаемых инвестиций: при работе с крупными инвестиционными проектами большое внимание уделяется не только процессу привлечения инвесторов, но и работе с ними на последующих стадиях реализации проекта. На наш взгляд, такой подход наиболее эффективен для обеспечения экономического роста регионов.

Исходя из необходимости социально-экономического развития регионов и активизации инвестиционных процессов на их территории, банк договаривается с субъектами предпринимать совместные действия для организации финансирования инвестиционных проектов в реальных секторах экономики. Нами заключены и активно наполняются реальными проектами соглашения о сотрудничестве с 29 регионами. Практическим результатом такого взаимодействия стало привлечение частных компаний и международных финансовых организаций к участию в ряде перспективных инвестиционных проектов. Одним из основных инструментов стали создаваемые при участии банка региональные корпорации развития, которые призваны формировать пул перспективных инвестиционных проектов, предусматривающих участие Внешэкономбанка. В рамках реализации конкретных проектов уже функционируют корпорации развития Красноярского края и Калужской области, в создании и работе которых активное участие принимают региональные администрации и Внешэкономбанк.

В своей региональной инвестиционной политике банк реализует целый комплекс разнообразных программ. Один пример для пояснения. Из-за различий в географическом местоположении, обеспеченности инфраструктурой, трудовыми, природными и финансовыми ресурсами каждый субъект федерации обладает набором собственных уникальных конкурентных преимуществ. Правильное определение этих преимуществ поможет осуществить выбор инвестиционной стратегии отдельно взятого региона с последующим выбором инструментария ее реализации. Банк готов оказать поддержку регионам в выработке индивидуальных подходов к привлечению инвестиций, основанных на имеющихся конкурентных преимуществах, а также целенаправленно проводить политику по привлечению инвесторов. Это позволит решить задачи по снятию инфраструктурных ограничений для развития региона, поддержанию темпов экономического роста, увеличению доходов населения и доходной базы бюджетов всех уровней, развитию и диверсификации производств, в том числе новых и конкурентоспособных. И это не пустая декларация. Например, проект "Урал промышленный -- Урал Полярный" предусматривает, что каждый рубль госинвестиций в инфраструктуру сгенерирует 3,5 руб. инвестиций бизнеса в объекты промышленности.

-- Большинство этих проектов будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства?

-- Да. Банк использует и развивает различные формы государственно-частного партнерства (ГЧП) для привлечения капитала и экспертизы частного бизнеса к выполнению проектов развития, осуществляемых органами государственного и муниципального управления. Инструменты ГЧП позволяют государству задавать вектор, указывающий частному бизнесу приоритетные сферы для инвестиций.

Для повышения эффективности использования инструментов и механизмов ГЧП банк создал Центр ГЧП, который призван оказывать услуги инвестиционного консультирования органам государственного и муниципального управления по выбору формы ГЧП, организации процесса подготовки контракта ГЧП, привлечения частных партнеров, сопровождения проекта.

-- Насколько активен частный бизнес?

-- Если не говорить про ВПК, то большинство проектов -- это инициатива частного бизнеса. Но, учитывая, что мы отдаем приоритет государственно значимым проектам, мы будем сотрудничать и с госкорпорациями. Уже подписано соглашение с "Ростехнологиями", мы видим огромный потенциал этой корпорации. Мы работаем и с Объединенной судостроительной корпорацией, и с Объединенной авиастроительной корпорацией -- это связано с тем, что, несмотря на прошедшую приватизацию, в эти отрасли пока не пошли масштабные частные инвестиции.

-- Какие проекты уже реализуются, что ожидается?

-- Наблюдательным советом утвержден лимит финансирования ОАК в размере порядка 25 млрд руб. Еще до создания Банка развития Внешэкономбанк финансировал работы по созданию истребителя Су-34, поддерживал экспорт российских самолетов на Кубу. C самого начала мы участвуем в проекте создания самолета Superjet-100. Это очень показательный проект, в таких случаях и нужны государственные структуры, которые помогают поднять конкретные отрасли, чтобы туда устремился частный бизнес. Без государственной поддержки этот проект вряд ли был бы запущен.

В ближайшее время планируем подписать соглашение о сотрудничестве с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК). Сейчас ОСК только формируется, и мы оказываем ей активную консультационную и организационную поддержку, помогаем разобраться с делами, ведем аудит. В частности, прорабатываем лизинговые механизмы, которые раньше не применялись в судостроении.

30 лет в стране не строились целлюлозно-бумажные комбинаты, мы начали первый такой проект в Нижнем Приангарье.

-- Как вы оцениваете инвестиционный климат в стране, позволяет ли он осуществлять долгосрочные проекты?

-- Одна из задач Внешэкономбанка -- содействие формированию положительного инвестиционного климата в стране. За последние годы инвестклимат значительно изменился в лучшую сторону. Улучшилась налоговая составляющая, потенциал нашего рынка огромен. Наглядный пример масштабных долгосрочных проектов -- Калужская область, где мы формируем инфраструктуру для автомобильного кластера. Впоследствии там будет сразу несколько заводов, построенных уже иностранными компаниями. Так реально достигается мультипликативный эффект, когда на рубль государственных вложений приходит 15 руб. частных инвестиций, автомобильные гиганты идут не в Китай или страны Восточной Европы, а в Россию.

Разумеется, макроэкономические условия в России и в мире отражаются и на нас, но вектор развития все равно остается неизменным. За последние три-четыре года сделан огромный шаг вперед -- созданы такие институты развития, как Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Внешэкономбанк, принят закон о концессиях. Это все звенья одной цепи -- они обеспечивают комплексную и целенаправленную инвестиционную политику государства. Сейчас в России происходит революция в инвестиционном процессе, которая, несомненно, через несколько лет принесет свои существенные плоды.

Назад

У России мало возможностей заставить нефтедоллары работать

3 июля 2008 года
#Публикации
Назад

Wall Street Journal US
Автор: Грегори Уайт
03.07.2008

 

В конце прошлого года Кремль предоставил государственному банку 7,5 млрд. долларов и широкие полномочия для их срочного инвестирования в восстановление обветшалой российской инфраструктуры и модернизацию устаревшей промышленности.

Однако пока глава государственного "Внешэкономбанка" Владимир Дмитриев не спешит тратить большую часть этих денег. В чем же проблема? Слишком мало выгодных вариантов.

"Хорошо подготовленных инвестиционных проектов недостаточно", – жалуется Дмитриев в интервью. Десятилетиями в России не было крупных инвестиций, говорит он, и исчезли основы, необходимые для капитального строительства – нет ни проектных организаций, ни кадров. "Это серьезно тормозит реализацию крупных проектов".

На сегодняшней день "Внешэкономбанк" вложил около 4 млрд. нефтяных долларов, предоставленных в прошлом году правительством, на краткосрочные вклады, чем помог местной банковской системе удержаться на фоне мирового кредитного кризиса. Несколько других крупных государственных компаний, созданных прошлой осенью для стимулирования инвестиций, также сидят на деньгах и ждут, когда появятся строительные проекты, куда можно вложить имеющиеся миллиарды.

Нехватка проектов – лишь один из барьеров, с которыми Россия сталкивается в попытке восстановить дороги, мосты, порты и электростанции. В дефиците все: от квалифицированных управленцев до цемента.

Масштабы кремлевских планов колоссальны. Обогатившись за счет экспорта нефти и газа, Россия намерена в ближайшие десять лет потратить на развитие инфраструктуры триллион долларов, сообщает правительство. А поскольку в последние годы Кремль усиливает государственную роль в экономике, большая часть этих денег поступит из бюджета – некоторые экономисты опасаются, что это еще больше увеличит влияние власти на экономику. Кроме того, участие правительства заставляет беспокоиться, насколько эффективно будут расходоваться средства.

Чтобы привлечь частных инвесторов к своим проектам, "Внешэкономбанк" намерен использовать механизмы государственно-частного партнерства и предоставлять часть денег из собственного кармана, чтобы привлечь дополнительный капитал. "Роль банка состоит в том, чтобы поднять знамя, за которым последуют частные инвесторы", – объясняет 54-летний Дмитриев, бывший советский дипломат, в 1990-е годы сотрудник министерства финансов, а затем работник государственных банковских структур.

В России сотрудничество государства с частными инвесторами в новинку. Правительственные чиновники обычно хотят, чтобы частные инвесторы брали на себя все риски, и не предоставляют взамен никаких гарантий, сетуют банкиры.

"Это один из самых дорогих способов финансирования инфраструктуры", поскольку договоры очень сложны, предупредила на конференции в Москве этой весной Наталья Ханженкова из Европейского банка реконструкции и развития.

По словам Дмитриева, его банк работает над созданием национального центра по развитию подобного партнерства, и "Внешэкономбанк" надеется на каждый вложенный рубль привлечь еще 4-5 рублей частных инвесторов.

В июне премьер-министр Владимир Путин, председатель наблюдательного совета "Внешэкономбанка", поддержал его "амбициозный" план по увеличению портфеля кредитов до 850 млрд. рублей (около 36,3 млрд. долларов) к 2012 году – сейчас он составляет немногим более 200 млрд. рублей. Дмитриев говорит, что банк намерен получить дополнительные средства от правительства, а также получить кредиты в России и за рубежом, чтобы оплатить свою масштабную экспансию.

Один из последних проектов на сумму 1,7 млрд. долларов – строительство целлюлозного комбината в недостаточно развитой части Сибири недалеко от города Ангарска. Правительство строит железную и автомобильные дороги, а также обеспечивает поставки электричества. По словам Дмитриева, новый целлюлозный комбинат строится в России впервые за 30 лет, при том, что в стране больше лесов, чем у любого другого государства. До сих пор, отмечает он, большинство предприятий, перерабатывающих сибирскую древесину, строилось вдоль северной границы Китая.

Дмитриев рассказывает, что подготовительные работы заняли два года и потребовали создания специальной строительной компании. Теперь, когда проект запущен, банк ищет внешних инвесторов, которые бы подключились к нему. Пока банк в основном ведет дела с государственными компаниями.

Как обещает Дмитриев, наблюдательный совет банка, куда входят высшие правительственные чиновники, не допустит его участия в политизированных проектах, которые могут оказаться рискованными.

Однако "Внешэкономбанк" уже принял участие в ряде важных с политической точки зрения сделок. В конце прошлого года он потратил около 1 млрд. евро (1,58 млрд. долларов) из выделенных государством средств на покупку акций аэрокосмического концерна EADS, которому принадлежит Airbus. Акции были выкуплены у государственного банка ВТБ.

ВТБ приобрел эти акции в 2006 году, чем вызвал в Европе тревогу – чиновники забеспокоились, что Кремль пытается вмешаться в работу стратегически важной франко-германской компании, и запретили Москве играть более важную роль в работе EADS. ВТБ, акции которого, в отличие от акций "Внешэкономбанка", торгуются на бирже, избавился от ценных бумаг, которые росли медленнее ожидаемого. По словам Дмитриева, его банк планирует осенью обменять акции EADS на долю в новой аэрокосмической компании Кремля.

Кроме того, российское правительство поручило "Внешэкономбанку" помогать российским компаниям, стремящимся выйти на международный рынок – это еще одна важнейшая для Кремля задача. Пока что банк выдал кредит в 350 млн. евро  государственной нефтяной компании на реконструкцию нефтеперерабатывающего завода в сербской части Боснии. Банк планирует вложить около 20 млрд. рублей в покупку 25% акций ИнтерРАО  – государственной компании, которая скупает электроэнергетические предприятия на территории бывшего СССР и за его пределами.

 

Назад

ОТ СБЕРЕЖЕНИЙ К ИНВЕСТИРОВАНИЮ

30 июня 2008 года
#Публикации
Назад

Эксперт, N26, 30.06.2008, с. 42
Экономика и финансы

Владимир Дмитриев - Председатель государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", доктор экономических наук

Использование накоплений государства и граждан для финансирования долгосрочных инвестиций внутри страны - магистральный путь развития российской финансовой системы. Решение текущих задач борьбы с инфляцией требует налаживания контроля над бюджетными расходами и повышения их эффективности

Кризис на зарубежных финансовых рынках показал уязвимость современной финансовой системы. Проявившиеся риски - это плата за потенциальный выигрыш в экономической эффективности, которую несет в себе усложнение финансовых продуктов, совершенствование бизнес-моделей участников рынка и дальнейшее развитие финансовой системы в целом.

Россия оказалась относительно изолированной от финансового кризиса, который оказал лишь косвенное влияние через каналы сужения зарубежного кредитования. Высокорискованная ипотека, непосредственно ставшая причиной потерь в банковском секторе США и других зарубежных стран, имеет ограниченное распространение в России. Общий объем выданных ипотечных кредитов у нас в стране составляет менее 30 млрд долларов. Почти столько же составили прямые кредитные потери крупнейших зарубежных банков, а объем списаний их убытков был на порядок больше (примерно 380 млрд долларов.). Объем ипотеки в РФ составляет 1,9% ВВП, в США более 75%, в ЕС - до 50%. Секьюритизация ипотечных кредитов пока имеет только малочисленные примеры на российском рынке, так же как пока ограниченным является в целом распространение сложных финансовых инструментов.

Однако произошедший кризис - предостережение на будущее. Регулятор и участники рынка должны осознавать, что при возникновении аналогичных текущему зарубежному кризису проблем защищенность российского рынка в перспективе может быть гораздо меньше. Это произойдет из-за ожидаемого роста объемов кредитования, которое в прогнозе увеличится с 36% ВВП в 2007 году до 70-75% ВВП в 2015 году, а также ожидаемого усложнения применяемых инструментов и новых заимствований из-за рубежа.

Потенциальный рост внешних рисков повышает требования к качеству выстраивания российской финансовой системы и делает необходимым поиск новых механизмов мобилизации внутренних сбережений в качестве источника долгосрочного финансирования. Для обеспечения необходимого экономического роста потребуется уменьшить разрыв между уровнем сбережений в экономике (около 30% ВВП) и накоплением основного капитала (примерно 20% ВВП), а также обеспечить стимулирование роста частных сбережений. Без этого финансовая система может оказаться завязана на иностранный капитал в масштабах, превосходящих разумные рамки международной интеграции.

Нестабильность зарубежных источников финансирования отчетливо проявилась при возникновении мирового кризиса ликвидности, в результате которого объемы кредитования уменьшились, а ставки выросли. Любые финансовые институты, использующие или рассматривающие возможность внешнего финансирования, в том числе Внешэкономбанк, могут столкнуться с ростом стоимости привлечения капитала, что неизбежно увеличивает стоимость предоставляемых кредитов для заемщиков.

Мобилизация внутренних финансовых ресурсов требует реализации как минимум двух условий: во-первых, сохранения благоприятного эволюционного, фонового роста накоплений, прежде всего через снижение инфляции, и, во-вторых, структурных мер по развитию долгосрочного кредитования через расширение активов и долгосрочные обязательства.

Инфляция и эффективность госрасходов

Высокая инфляция и слабая предсказуемость ее изменений - одна из ключевых причин недостаточности частных сбережений. Вне привязки к отдельным социальным слоям, отличающимся по уровню доходов, потребительскому поведению, финансовой грамотности, финансовым вложениям и в конечном счете - восприятию инфляции, рост цен дестимулирует сбережения и уверенность в стабильности финансовых институтов. Увеличивающаяся неопределенность тоже приводит к уменьшению инвестиционных планов российских компаний, задержкам в их реализации и более короткому горизонту бизнес-планирования.

Одной из причин инфляции в России в настоящий момент является опережающий рост госрасходов и их недостаточная эффективность. Федеральный бюджет за последние три года вырос почти в полтора раза в реальном выражении, а в номинальном - практически удвоился. Это происходило с опережением темпов роста ВВП: доля федерального бюджета увеличилась с 15,8% ВВП в 2004 году до 18,8-19,1% в 2008 году. В нынешнем году только за первый квартал бюджетные расходы федерального уровня увеличились на один процентный пункт ВВП. Согласно прогнозным оценкам, наблюдавшийся в 2007 году профицит бюджета в 5,4% ВВП должен в ближайшие три года практически исчезнуть.

Традиционно считалось, что на инфляцию наряду с ограничением бюджетных расходов можно воздействовать через курсовую политику и укрепление курса рубля, которое вызывает дополнительный приток импорта. С 2003 года, когда начался номинальный рост курса рубля, импорт вырос в три раза. Сейчас масштабы влияния этого канала минимальны - избыточное укрепление рубля негативно сказывается на внутренних производителях, а среднесрочное уменьшение сальдо торгового баланса в перспективе ведет к стабилизации и возможному ослаблению курса рубля уже к 2010-2011 году.

Скачок цен на продовольствие на мировых рынках, возникший из-за бурного увеличения спроса в развивающихся странах, приводит к импорту зарубежной инфляции. За последний год мировые цены на продовольствие поднялись более чем в полтора раза, а на зерно - почти вдвое, причем ожидается, что увеличение производства не приведет к возврату цен на прежние уровни. При заданной траектории регулируемых тарифов, определяющей еще одну составляющую инфляции, растущие госрасходы выступают на настоящий момент ее главным фактором.

Вместе с тем бороться с инфляцией нужно не простым урезанием бюджетных смет, а разбором эффективности расходов и оценкой конечных результатов в расчете на потраченный рубль. Бюджетные расходы неинфляционны, если они направляются на сокращение высоких производственных затрат и обеспечивают ускорение экономического роста.

Сейчас финансовые власти скорее отдают приоритет правильности механизмов администрирования расходов, а не тому, какие именно конкретные результаты и какую пользу приносят эти траты. Предприняты важные шаги по повышению прозрачности бюджетных процедур, учету и обоснованию расходных обязательств, но они не выявляют эффективность госрасходов. Попытка увязать финансирование ведомств с результатами их деятельности пока приносит лишь незрелые плоды, которые не улучшатся без изменения системы финансового управления. В своей основе эти изменения должны поменять систему персональной ответственности внутри ведомств, которая на настоящий момент консолидирована на уровне отдельных министерств. Таким образом, в реформировании и бюджетной системы, и секторов-получателей предстоит большая работа, в конечном итоге имеющая целью снижение избыточных расходов и инфляции.

Длинное кредитование: роль накопительной пенсионной системы

Контроль над расходами бюджета и их результативностью позволит сделать более устойчивым профицит бюджета и пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ), который сейчас составляет 2,3% ВВП. Формирование ФНБ, целью которого является стабилизация пенсионной системы, укладывается в мировые тенденции. Уже сейчас в мировой экономике объем национальных фондов, организованных для поддержки пенсионных систем, превышает объем суверенных фондов, аккумулирующих бюджетные профициты, включая доходы от сырьевого экспорта, а также частично международные резервы. По оценке на 2007 год, объемы таких фондов в мире оценивались 4,4 и 2,6 трлн долларов соответственно.

Бюджетный кодекс предусматривает возможное использование средств ФНБ на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации и софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Эти два возможных направления использования средств фонда по-разному достигают целей стабилизации исполнения пенсионных гарантий и повышения уровня пенсионного обеспечения, которые входят в основные приоритеты экономической политики.

Использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита Пенсионного фонда - краткосрочное решение, которое может привести к быстрому истощению средств ФНБ, особенно при неблагоприятной внешней конъюнктуре цен на нефть. Финансирование текущего дефицита страховой пенсионной системы не способствует устойчивому решению, а только частично сглаживает проблемы, вызванные изменением возрастной структуры населения и разбалансированностью поступлений и обязательств Пенсионного фонда.

Направление средств ФНБ на софинансирование индивидуальных добровольных пенсионных накоплений граждан запускает принципиально другой механизм - в этом случае финансируется не текущая выплата пенсии, а формирование индивидуальных пенсионных накоплений, которые будут работать на человека до его выхода на пенсию и обеспечат дополнительную прибавку в будущем. В этом случае пенсионные накопления действуют не только в интересах граждан, но и являются источником длинных денег - недостающих в экономике средств, которые необходимы для финансирования крупных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости. Использованные таким образом средства ФНБ будут содействовать расширению объемов и увеличению сроков кредитования национальной экономики, критически важных, например, для финансирования инвестиций в инфраструктуру.

Таким образом, необходимость развития долгосрочного кредитования экономики и актуальность проблемы пенсионного обеспечения в России делают обоснованным использование средств Фонда национального благосостояния для капитализации накопительной части пенсионной системы. Сейчас в России инвестированные пенсионные резервы составляют пока незначительную величину - около 1,5% ВВП, в то время как в ряде стран этот показатель превышает 70% ВВП, например в США или Великобритании. Достижение даже относительного уровня таких европейских стран, как Германия или Италия (3-4%), потребует увеличения пенсионных накоплений в России в разы.

Рост финансовой емкости накопительной пенсионной системы позволит обеспечить существенные выигрыши для экономики и граждан. В этом случае часть национальных сбережений, инвестированная сейчас в составе международных резервов, через механизмы национального финансового рынка будет обеспечивать долгосрочные инвестиции в России. По сравнению с альтернативным использованием - расходованием этих средств через бюджет или покрытием дефицита Пенсионного фонда - эффективность их вложения через посредничество накопительной пенсионной системы, включая частные управляющие компании, гораздо выше. Поступление средств будет происходить на индивидуальные счета граждан, увеличивая их собственные пенсионные накопления. Фактически это единственный адекватно действующий способ персонифицированного и прозрачного распределения средств. Причем заложенные при расчете актуарные принципы начисления дают выигрыш людям пожилого возраста.

Принятые в этом году решения о софинансировании дополнительных пенсионных накоплений граждан с 1 января 2009 года создают важный прецедент в использовании средств ФНБ. Масштабы участия в предложенной схеме позволят выявить реальный интерес граждан к увеличению пенсионных накоплений и степень доверия к накопительной пенсионной системе. Это ценный практический опыт. Тем не менее предложенные объемы софинансирования будут достаточно ограничены, а при сдержанном объеме участия граждан - сопоставимы просто с процентным доходом, получаемым ФНБ.

Необходимо предусмотреть дальнейшие возможности расширения финансирования пенсионных накоплений за счет средств ФНБ. Поступление этих средств на российский финансовый рынок должно быть постепенным, чтобы не искажать складывающуюся оценку российских активов и процентные ставки. В случае правильной реализации эффект предлагаемой реформы будет содействовать как улучшению пенсионного обеспечения граждан, так и росту привлекательности российского фондового и долгового рынка и реальному становлению России в качестве мирового финансового центра.

Новый класс долгосрочных финансовых инструментов

Расширение долгосрочных вложений потребует создания новых механизмов и инструментов инвестирования, имеющих длительную срочность, сопоставимую со срочностью пенсионных обязательств. Среди долговых инструментов в такой класс активов попадают, например, инфраструктурные облигации, активно использующиеся, например, в США. Уже сейчас видно, что спрос на эти виды вложений при расширении пенсионных накоплений будет расти, и проработкой их выпуска надо заниматься заблаговременно.

Существует несколько возможностей выпуска инфраструктурных облигаций. Они могут быть выпущены в виде долговых обязательств отдельных или синдицированных инвестиционных проектов с гарантией государства, региона РФ или крупного финансового института. Эти бумаги могут также представлять собой целевые государственные обязательства, увеличивающие инвестиционные ресурсы федерального или регионального бюджета. Второй способ - безальтернативный для инвестиций в инфраструктуру, не предполагающую платного использования, например в сфере образования. Первый способ применим для объектов, где такая плата предусмотрена. Это большая часть инфраструктуры, включая энергетику, транспорт, ЖКХ, связь.

Интерес частных инвесторов к инфраструктурным облигациям будет определяться уровнем качества подготовки и выполнения инвестиционных проектов, для которых привлекается финансирование. Это означает понятную бизнес-модель и организационно-правовую форму проекта, уверенность в окупаемости проекта, стабильности установленных тарифных условий, в итоге - в гарантии возвратности и доходности вложений инвестора.

Ясно, что, запуская ряд новых и уникальных проектов в различных инфраструктурных сегментах, мы только начинаем процесс масштабного инвестирования. Вопросы организации таких инвестиций, включая привлечение финансирования, напрямую соответствуют задачам деятельности Банка развития, и нарабатываемый сейчас банком опыт в данном секторе создаст основу для качественной проработки и распространения перспективных долгосрочных финансовых инструментов, включая инфраструктурные облигации. Этот опыт Банка развития будет необходимым условием привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов и адекватного представления инфраструктурных проектов на развивающемся финансовом рынке.

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.