Актуально рейтингование или установление приоритетности проектов

26 декабря 2008 года
#Публикации
Назад
 
Зампред ВЭБ Анатолий Балло
Газета, № 247
26 декабря 2008 г.
 
ВЭБ одновременно является и крупнейшим институтом развития, и ведущим инструментом поддержки реального сектора в условиях кризиса. И острота кризиса не снимает с банка крупных инвестиционных и инновационных проектов. О том, как банку удается решать расширяющийся круг задач, заместитель председателя Внешэкономбанка Анатолий Балло рассказал редактору отдела экономической политики Константину Смирнову.

- В условиях финансового кризиса активное привлечение Внешэкономбанка к реализации мер по поддержке финансовой системы России не может не сказаться на деятельности банка как института развития. Как вы оцениваете результаты деятельности ВЭБа?

- Мне трудно объективно оценить результаты нашей работы. Внешэкономбанк еще до его преобразования в Банк развития уделял значительное внимание поддержке инвестиционных проектов, направленных на развитие важнейших секторов российской экономики. В статусе института развития, надеюсь, нам удалось зарекомендовать себя эффективным инструментом финансовой поддержки проектов, приоритетных для экономики.

Экономист, банкир, инвестор

Балло Анатолий Борисович родился 18 апреля 1961 года в Москве. В 1983 году окончил Московский финансовый институт по специальности "международные экономические отношения". В 1983--1991 годах - экономист, научный сотрудник ВНИИ научно-технической информации и экономики промышленности строительных материалов Минстройматериалов СССР. В 1991--1992 годах - ведущий эксперт Госбанка СССР.
В 1992 году - главный экономист Центрального банка России. В 1992--2000 годах - ведущий эксперт, менеджер, ответственный секретарь правления, исполнительный директор, финансовый директор АКБ "Российский банк проектного финансирования" (с 2000 года - Банк кредитования малого бизнеса).
В 2000--2002 годах - консультант Внешэкономбанка СССР.
В 2002--2005 годах - заместитель начальника управления ОАО "Банк внешней торговли".
В 2005--2007 годах - директор департамента, директор дирекции Внешэкономбанка СССР.
С 2007 года - член правления государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", заместитель председателя Внешэкономбанка.

Кредитный портфель Внешэкономбанка в рамках реализации положений Федерального закона «О банке развития» составил около 255 млрд рублей, свыше 80% - среднесрочные и долгосрочные кредиты (преимущественно долгосрочные - более трех лет). Если бы не кризис, мы бы не только вышли на планируемый показатель кредитного портфеля на 1 января 2009 года в 270 млрд рублей, но и с лихвой превысили бы данную цифру.

За полтора года с момента создания Банка развития более 70 инвестиционных проектов общей стоимостью около 750 млрд рублей с долей участия банка в размере, превышающем 400 млрд рублей, прошли экспертизу и получили одобрение Внешэкономбанка на предоставление финансирования. Большую часть этих проектов составляют инвестпроекты, направленные на развитие инноваций и инфраструктуры (свыше 80%). Среди них: проект ОАО «Терминал» по строительству аэровокзального комплекса «Шереметьево-3», проект ОАО РЖД по развитию инфраструктуры транспортного направления Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел, проект ОАО «Корпорация развития Калужской области» по развитию инфраструктуры индустриальных парков: формирование кластера производства автомобилей и автокомпонентов. С участием Внешэкономбанка реализуются инвестиционные программы ОАО «Интер РАО ЕЭС» и ОАО «Объединенная авиастроительная компания».

С нашей поддержкой ОАО «Ангстрем-Т» реализует создание первого в России производства субмикронных полупроводниковых компонентов, ОАО «Вертолеты России» приступило к созданию и организации серийного производства вертолета Ка-226Т.

- Как вы ищете новые проекты

Мы не клиентский, а проектный банк, мы не ищем клиентов на рынке. Опыт показывает, что заинтересованные в реализации проектов компании обращаются за поддержкой к региональным властям, в профильные министерства. Мы работаем с регионами, особенно там, где созданы региональные институты развития, призванные генерировать проекты и передавать нам на рассмотрение самые интересные и проработанные. Если администрация региона заинтересована в проекте, вкладывает средства в его подготовку, то все происходит быстро и эффективно. Лучший пример - Калужская область.

- Назовите самые интересные из недавно утвержденных банком проектов, которые пока не очень широко известны.

Мне кажется показательным проект строительства комплекса «Роза Хутор». В рамках его реализации в районе Красной Поляны будет создан крупный спортивно-туристический комплекс, который станет одним из центральных объектов зимней Олимпиады 2014 года. Создание и эксплуатация горнолыжного курорта будут реализованы на принципах государственно-частного партнерства в рамках программы строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта. Общая стоимость проекта -- около 38,5 млрд рублей. Внешэкономбанк намерен предоставить кредитные средства в рамках установленного лимита в размере 21 млрд рублей сроком на 15 лет, оставшийся объем инвестиций профинансирует частный инвестор.

Другой интересный проект - создание газохимического производства в Татарстане. В середине октября в Менделеевске президент Татарстана Минтимер Шаймиев и председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев заложили капсулу в фундамент уникального для России интегрированного комплекса по производству минеральных удобрений стоимостью $1,5 млрд. Завод планируется построить за 36 месяцев и запустить в эксплуатацию в первом квартале 2012 года. Период окупаемости - 6--7 лет. Комплекс станет первым в России и СНГ современным производством по выпуску аммиака за последние 25 лет. Завод характеризуется отсутствием выбросов углекислого газа и его полным использованием при выпуске карбамида и метанола. Подрядчиком по строительству выбрана японская компания Mitsubishi Heavy Industries, координатором проекта - также японская Sojitz Corporation. Инвесторами проекта выступают правительство Татарстана в лице Инвестиционно-венчурного фонда и Внешэкономбанк. Предполагается, что заемное финансирование по проекту составит $870 млн, которые в условиях кризиса будут полностью рефинансированы синдикатом японских банков.

- Расскажите о новых антикризисных функциях Внешэкономбанка. Насколько банк оказался готов к решению этой задачи?

Еще несколько месяцев назад мы не думали о возникновении у нас иных функций, чем финансирование крупных инвестиционных проектов. Однако правительство отвело нам активную, если не сказать ключевую, роль в деле стабилизации экономической и финансовой ситуации, и мы немедленно приступили к действиям. Накопленный опыт, профессионализм сотрудников помогли запустить процесс практически без промедления.

Я хочу напомнить: закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ" был принят 13 октября 2008 года, в тот же день уже был опубликован порядок реализации предусмотренных им мер, а первые денежные средства были предоставлены уже 30 октября!

Это при том, что процедура прохождения заявок по рефинансированию обязательств заемщиков перед иностранными финансовыми институтами предусматривает пять уровней принятия решений и значительный объем обязательных критериев и требований к документам. Банк оказался готов к быстрым и решительным действиям по преодолению кризисных явлений в экономике страны. Важным фактором, на мой взгляд, оказалось то, что мы разрабатывали технологию рассмотрения и экспертизы заявок не с нуля, у нас уже был апробированный порядок проведения экспертизы инвестиционных проектов. Мы понимали общую технологию и быстро адаптировали весь аппарат банка к решению новых задач. Иначе мы не смогли бы так оперативно отработать и реализовать всю систему антикризисных мер.

- Кризис вынуждает крупнейшие российские компании пересматривать инвестиционные планы. Собирается ли Внешэкономбанк что-либо менять в своей работе с точки зрения приоритетов и отбора проектов?

Да, ситуация требует внесения определенных корректив. Отвечая новым реалиям, мы, возможно, при согласовании с профильными министерствами и ведомствами временно приостановим рассмотрение некоторых проектов. При этом основные функции, связанные с содействием развитию экономики, естественно, никто не отменял. Все проекты, по которым идет финансирование и которые прошли точку невозврата, будут реализованы. Однако ряд проектов будет приостановлен. Вместе с тем количество поступающих предложений от компаний увеличивается. В результате актуальность приобретает рейтингование и установление приоритетности проектов. Внешэкономбанк инициировал расширение списка отраслевых инвестиционных приоритетов. Агропромышленный комплекс уже вошел в этот список. В стадии подготовки предложения по внесению изменений и дополнений в меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка, принятие которых позволит нам заниматься финансированием проектов, в частности, в фармацевтической промышленности, промышленности строительных материалов. Мы понимаем, что банк не может и не должен заниматься всеми направлениями и предлагаем включить стратегические отрасли экономики в список своих приоритетов. В частности, планируем сконцентрироваться на цементной промышленности. Правительство активно привлекает Внешэкономбанк к выработке мер государственной поддержки, в том числе направленных на предоставление возможности финансирования крупнейших инвестиционных проектов цементной отрасли. Это проекты по строительству цементных заводов в Калужской, Ленинградской, Пензенской и Тамбовской областях. В индустрии стройматериалов налицо дефицит мощностей и рост цен. Многие инфраструктурные проекты просто не могут быть реализованы, если рядом нет цементного или кирпичного завода. Получается парадоксальная ситуация, когда финансировать инфраструктуру можно, а завод, который нужен для ее создания и окупится, - нет.

Одним словом, у нас много предложений по новым направлениям, и мы готовы действовать. Однако открытым остается вопрос финансирования. Кризис привел к существенному уменьшению капитала Внешэкономбанка, причины понятны. Естественно, подвергся переоценке наш портфель ценных бумаг, часть средств была отвлечена на реализацию антикризисных мер. Несмотря на то, что в конце октября мы получили синдицированный кредит в размере 335 млн евро у пула крупнейших мировых банков по достаточно привлекательной ставке, приходится прогнозировать сложности в будущем с привлечением фондирования на международных рынках. Насколько мне известно, это была последняя кредитная синдикация, предоставленная российскому заемщику на внешнем рынке.

В этой ситуации очевидно, что для того, чтобы банк смог в полном масштабе продолжить свою деятельность по поддержке приоритетных для экономики и социально значимых проектов, необходимо существенно увеличить его капитал. На текущий момент сохраняется потребность в финансировании не только проектов, одобренных коллегиальными органами управления Внешэкономбанка и находящихся в стадии оформления кредитной документации, а это около 300 млрд рублей, но и проектов, находящихся на комплексной экспертизе. Речь идет о 60 проектах с предполагаемой долей участия банка в размере 600 млрд рублей.

Еще раз акцентирую внимание на том, что речь идет о возможности реализации крупнейших инфраструктурных и инновационных проектов. Что позволит сохранить заинтересованность частного бизнеса в инвестировании, а также создать предпосылки стимулирования экономического роста. Кстати, анализируя сегодняшний опыт наших зарубежных коллег, мы видим их стремление нарастить свою активность по финансированию инфраструктуры, других важнейших проектов развития. Думаю, опыт первого полного года работы Внешэкономбанка в качестве Банка развития подтверждает нашу готовность и умение решать сложнейшие вопросы, которые стоят перед нами.


Назад

Оптимистическое предложение

1 декабря 2008 года
#Публикации
Назад

Максим Рубченко, редактор отдела экономики журнала «Эксперт»

Со следующего года российские экспортеры несырьевой продукции смогут страховать политические и коммерческие риски своего бизнеса во Внешэкономбанке


Петр Фрадков
Фото: Олег Сердечников

Несмотря на кризис, в начале ноября правительство одобрило «Внешнеэкономическую стратегию Российской Федерации до 2020 года». Документ, в частности, предусматривает осуществление широкой программы государственной поддержки несырьевого экспорта. Основную роль в этом деле поручено выполнять ВЭБу. О том, какую именно помощь и на каких условиях смогут получить отечественные экспортеры, «Эксперту» рассказал член правления — заместитель председателя Внешэкономбанка Петр Фрадков.

— Внешэкономбанк сейчас фактически стал ключевой структурой по реализации антикризисных мероприятий правительства. Сохраняет ли ВЭБ при этом свою традиционную деятельность по финансированию долгосрочных проектов в экономике?

— Новые обязательства по поддержке экономики, возложенные на банк правительством, конечно же, требуют от нас больших временных и трудовых затрат. Но, несмотря на антикризисные задачи, мы продолжаем работать как банк развития, ни на минуту не останавливая нашу основную деятельность по инвестированию в инфраструктуру, промышленные проекты и прочее. Кризис кризисом, но эти направления как были, так и остаются для нас приоритетными.

В частности, есть ряд проектов в энергетическом машиностроении и в сфере транспорта, которые завязаны на европейских партнеров и требуют финансирования в евро для оплаты поставок оборудования из Европы. Чтобы обеспечить финансирование этих проектов, мы в начале ноября привлекли синдицированный кредит на 335 миллионов евро. В принципе это несколько необычно, поскольку раньше все синдикации в основном делались в долларах. Но в данном случае выбор валюты был продиктован нашей потребностью в финансировании упомянутых выше проектов именно в евро. Что касается суммы, мы не ставили перед собой задачи привлечь рекордный кредит, потому что деньги предназначались для конкретных проектов.

В последние годы, когда рынок был позитивным, привлечение синдикаций было достаточно распространено. Так, с началом кризиса одним из последних российских банков, кому удалось привлечь синдицированный кредит, был Сбербанк (около двух месяцев назад). Мы закрыли синдикацию в первых числах ноября, когда условия на рынках стали значительно жестче, что говорит о сохраняющемся за рубежом солидном запасе доверия к нашей стране в целом.

В синдикации участвовали несколько крупных банков из Европы, Японии и США. Так что она получилась очень интересной даже с точки зрения географии. Это крайне важно и как сигнал рынку — что он еще живой, что публичные сделки можно заключать даже в сегодняшних сложных условиях. Ставка — отдельная история. Кредит взят на три года по плавающей ставке — EURIBOR + 0,75 процента. Фактически это докризисный уровень ставок. Достаточно вспомнить, что в 2006 году мы привлекали синдикацию по ставке LIBOR + 0,35 процента, а в 2005 году была наша первая синдикация — LIBOR + 0,9 процента. Сейчас таких ставок просто нет, это уникальные условия для сегодняшней ситуации.

— Почему сейчас, в разгар кризиса, стала актуальной тема поддержки экспорта?

— Поддержка экспорта — это нормальная государственная политика, существующая во всем мире. И я уверен, что она должна становиться актуальнее именно в разгар кризиса. Тем более что речь уже давно шла о необходимости продвижения несырьевого экспорта, потому что развитие экономики независимо ни от чего все равно в значительной мере базируется на экспорте. Еще на стадии создания нашей корпорации вопрос о необходимости поддержки государством машинно-технического экспорта в разных формах встал достаточно остро как отдельная тема. Нюанс заключается в том, что если раньше у нас была монополия на внешнюю торговлю, то в условиях масштабной либерализации возобладала точка зрения, что ни поддерживать, ни стимулировать внешнюю торговлю не нужно, что, мол, бизнес сам со всем разберется. Но практика показала, что это не так, да и опыт даже самых демократических стран свидетельствует, что при либеральной внутренней экономике уровень протекционизма во внешней торговле, равно как и уровень административной и финансовой поддержки экспорта, только растет. Хотя внутри страны — да, пожалуйста, конкуренция и равные условия для всех.

Поддержка экспорта и с экономической, и с геополитической точки зрения очень важная вещь, государство должно здесь бизнесу всячески содействовать и многие вопросы помогать закрывать. В первую очередь финансово. Но не только. И поэтому при создании корпорации было понятно, что конкретными инструментами поддержки государством экспорта могут стать несколько направлений.

Помимо традиционных операций по предоставлению предэкспортного финансирования Внешэкономбанк осуществляет финансирование экспорта промышленных товаров, предоставляемое в форме «кредит покупателю» или «кредит банку покупателя», финансирование проектов с участием российских подрядчиков и поставщиков оборудования. Это дополняет уже существующий инструмент поддержки экспорта с использованием механизма государственных гарантий, предоставление которых осуществляется Росэксимбанком, входящим в группу Внешэкономбанк.

В дополнение к этому было принято решение создать более гибкий коммерческий механизм, а именно структуру, которая имела бы достаточные ресурсы для того, чтобы брать на себя часть страновых рисков заемщика. Вот так мы и начали работать. И, надо сказать, старт был достаточно тяжелым.

К настоящему времени Внешэкономбанком подписано рамочное соглашение на 300 миллионов долларов с Банком развития Казахстана. Мы кредитуем его под конкретные проекты по поставкам различных видов российской промышленной продукции — это в первую очередь машины, оборудование, то есть продукция с достаточно высокой степенью добавленной стоимости. Подобные соглашения у банка есть со странами СНГ, среди которых Белоруссия и страны Центральной Азии.

— Экспорт какой продукции вы поддерживаете?

— Согласно закону «О Банке развития» Внешэкономбанк осуществляет финансирование экспорта промышленных товаров и поддержку экспорта промышленной продукции. Сырьем мы не занимаемся — ни нефть, ни зерно, никакие другие биржевые товары под наше кредитование не подпадают. Наша зона ответственности — только продукция с существенной долей добавленной стоимости.

Второе направление нашей работы по поддержке экспорта — гарантии, которые выставляет не государство, а мы сами. Например, гарантии возврата аванса: экспортеру, как правило, предоставляется аванс в размере 15 процентов стоимости контракта, и, если заказчика что-то не устраивает и аванс не возвращается, мы берем эти издержки на себя. Или, например, принятая процедура, когда экспортер должен пройти тендер, выставив для этого тендерную гарантию. А если тендер им выигран, то предоставить гарантию исполнения контракта. Вот мы-то эти гарантии и предоставляем.

Замечу, что с чисто банковской точки зрения здесь ничего специфического нет, такие документарные операции делают любые банки. Но тут главный смысл не в инструменте как таковом, а в условиях. Если стандартная документарная операция — это срок в один год, ну два, то у нас есть сроки гарантий и на пять лет, и на десять. По сути, это серьезная альтернатива обычному долгосрочному кредитованию.

— В начале следующего года Внешэкономбанк планирует запустить еще один механизм поддержки экспорта. О чем идет речь?

— Это совершенно новый для нашей страны инструмент — страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков. До сих пор он в нашей стране не работал из-за отсутствия необходимой нормативной базы. Когда готовился закон «О Банке развития», было принято решение, что именно на его базе будет создана структура, призванная заниматься страхованием экспортных кредитов.

Мы начали разработку внутренней нормативной базы для страхования экспортных кредитов, но достаточно быстро поняли, что в рамках нашей нынешней структуры заниматься этой деятельностью очень сложно. Потому что банковская и страховая деятельность — это все-таки разные виды бизнеса, функционирующие во многом по разным законам и правилам, требующие совершенно разной методологии, подходов. Поэтому было принято решение, что работа по страхованию экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков будет вестись на базе дочерней банковской структуры — специализированного агентства. Что, кстати, соответствует зарубежной практике.

Задача создания агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций нашла свое отражение и в одобренной правительством на одном из недавних заседаний «Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 года». В начале следующего года мы планируем начать активные операции по страхованию экспортных кредитов.

Правда, чтобы механизм функционировал четко и эффективно, потребуется доработка и принятие новых законодательных и иных нормативных правовых актов. В настоящее время мы уже начали необходимую работу, но она требует времени, причем достаточно большого.

Уже принято постановление правительства, определяющее порядок и условия осуществления банком страхования экспортных кредитов. Там все достаточно четко регламентировано: страхуется риск российских экспортеров или банков, которые кредитуют зарубежное юрлицо и несут риск этого юрлица; страхуется также риск самого предприятия, если оно без привлечения банка поставляет на экспорт свои товары с рассрочкой платежа. Указано, что срок страхования может составлять от двух до пятнадцати лет, четко прописан перечень страхуемых коммерческих и политических рисков. Там также прописано, что страховая сумма по договорам страхования по коммерческим рискам не превышает 95 процентов суммы экспортного кредита, а по политическим рискам — 100 процентов суммы экспортного кредита. Внешэкономбанк возмещает экспортеру или банку-кредитору до 95 процентов убытков, возникших в результате наступления страхового случая. Сто процентов не возмещается, чтобы у предприятия или банка был экономический стимул самим адекватно оценивать риски, то есть для ответственного экономического поведения.

В соответствии с зарубежной практикой обязательства агентства по договорам страхования должны быть гарантированы средствами федерального бюджета. Данная практика будет взята на вооружение и в России.

— Сейчас у нас основа экспорта — сырье, а ваши планы подразумевают надежду на развитие несырьевого экспорта. Это реально в сегодняшних условиях?

— Это не столько надежда, сколько задача. Потому что все равно у нас несырьевой, машинотехнический экспорт есть. Я не говорю, что это какие-то прорывные, инновационные технологии. Это продукция металлургической промышленности, станкостроения, авиапрома, химической и лесоперерабатывающей промышленности, тяжелого и энергетического машиностроения — тех традиционных отраслей экономики, которые нельзя отнести к разряду инновационных, но которые всегда формировали и, я надеюсь, будут формировать основу нашей несырьевой экономики. Все равно мы имеем здесь устойчивые позиции.

Проблема не в том, что эта продукция изначально неконкурентоспособна. Просто сегодня на всех мировых рынках требования к техническим характеристикам предъявляются во вторую очередь. На первый же план выходят финансовые условия, которые предлагаются поставщиком. И только этот комплекс — сама продукция плюс условия поставки — создает конкурентоспособное предложение. Наша продукция на самом деле часто не хуже и дешевле зарубежных аналогов, но непроработанность финансовых условий ставит под вопрос наши победы на тендерах. Мы исходим из того, что спрос на такую продукцию однозначно есть, так что наша задача — правильно все скоординировать и организовать.

— А к заемщикам, российским экспортерам, какие вы предъявляете требования?

— Любая российская компания может получить такое страхование, причем объектом может быть не только разовая поставка товара, но и целый проект за рубежом, например строительный. По объемам тоже нет никаких ограничений. Мы просто смотрим экспортный контракт как таковой, сами оцениваем риск данной страны, реализуемость этого контракта. Нами уже подготовлены порядок и правила оценки рисков — три толстенных талмуда.

Эти правила и условия давно разработаны в рамках Организации экономического сотрудничества и развития — ОЭСР. В рабочую группу ОЭСР по экспортным кредитам и гарантиям входят экспортные агентства и банки крупнейших стран — членов организации, представители национальных министерств финансов или экономики. Россия, не являясь в настоящее время членом ОЭСР, входит в группу в качестве наблюдателя, и мы не так давно присутствовали на одном из ее заседаний вместе с представителями Минфина и Минэкономразвития РФ.

Документы, регулирующие гарантирование и страхование экспортных кредитов, разрабатывались годами, написаны целые тома, поэтому не надо изобретать велосипед — необходимо просто адаптировать их под свою специфику с учетом национального законодательства. Что мы делаем и будем делать в дальнейшем.

И сейчас в рамках страхования экспортных кредитов готовится первый проект, связанный с выходом на рынок нового гражданского самолета Sukhoi Superjet 100. Этот проект интернациональный: кроме российских компаний значительную долю там занимают итальянские и французские фирмы. Самолет имеет хорошие перспективы не только в России, но и в Европе, Америке, по всему миру. В рамках работы по поддержке гарантирования глобальных продаж этого самолета наш банк, французская компания страхования внешней торговли COFACE и итальянское экспортное кредитное агентство SACE подписали совместное трехстороннее заявление о сотрудничестве при создании интегрированной схемы финансирования и сострахования международных продаж гражданских самолетов нового поколения SSJ-100. Повторюсь, это будет первый практический шаг в работе нашего экспортного агентства.

— Как будут определяться ставки тарифов? Не станут ли эти ставки запретительными для некоторых компаний?

— Нет. Страхование экспортных кредитов — это коммерческая деятельность. Мы не собираемся через тарифы что-то регулировать — кто может экспортировать свою продукцию, а кто не может. Мы будем принимать решения, исходя исключительно из соображений финансовой целесообразности и оценивая контракт заемщика по многим факторам: куда он собирается поставлять свою продукцию, каково финансовое положение поставщика, способен ли он выполнять обязательства по контракту, каковы условия этого контракта, поможет ли этот контракт увеличить влияние той или иной российской компании на мировом рынке. И если с учетом всех этих условий и факторов расчеты покажут разумный уровень риска, то с какой стати мы будем отказывать в принятии риска на страхование?

При этом мы базируемся на реальных ставках, которые действуют в мире. Методики известны: берется стоимость контракта или проекта, математически оценивается риск, и потом применяются соответствующие поправочные коэффициенты, учитываются конъюнктурные моменты. На основе известных и апробированных методик определяется страховая премия. Ее итоговый размер согласовывается с клиентом.

Не зря считается, что в экспортных агентствах, как правило, работают самые мощные аналитики — не только специалисты по конкретным отраслям, но и политологи, и экономисты. В идеале экспортное агентство — это мощнейшая аналитическая структура, которая, даже будучи частной, уполномочена на осуществление своей деятельности государством.

— Вы уверены, что в связи с развитием кризиса ваши планы не потеряют актуальность?

— Абсолютно уверен в этом.


Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.