«Задача Внешэкономбанка -- сделать кредиты доступными»
Время новостей,
N°31, 25 февраля 2009
Заместитель председателя Внешэкономбанка Михаил Копейкин о программе поддержки малого и среднего бизнеса
-- Михаил Юрьевич, Внешэкономбанк обычно воспринимают как институт, который связан с крупными инвестиционными проектами, межгосударственными экономическими соглашениями, а в последнее время он превратился в антикризисный инструмент поддержки отечественной экономики в принципе. При этом направление, которое вы курируете -- малый и средний бизнес, -- выделено в отдельное «производство» и числится в приоритетах банка. С чем связано такое внимание?
-- Когда банк в нынешнем его статусе создавался, то предполагалось, что он будет выполнять в основном функции развития, реализовывать крупные инвестиционные, в первую очередь инфраструктурные проекты. Но по мере нарастания глобального кризиса правительству стало ясно, что Внешэкономбанк может стать также важным антикризисным финансовым институтом. Через него стали проходить существенные государственные средства и для поддержки банковской системы и предприятий реального сектора, включая их задолженность перед иностранными кредиторами.
Что касается выделения среди его приоритетов поддержки малого и среднего бизнеса, то это всерьез и надолго: и в кризис, и не в кризис. Технически поддержка «малышей» осуществляется через 100-процентную «дочку» Внешэкономбанка -- Российский банк развития (РосБР). Только в 2008 году через РосБР выделено 9 млрд руб. кредитов. У нас появились по воле нынешних сложных финансовых перемен и новые «дочки» -- это «Связь-банк», банк «Глобэкс». Эти банки, а также Национальный торговый банк с учетом объемов выделенных средств в совокупности прокредитовали малый и средний бизнес в прошлом году на 20 млрд руб. В 2009 году мы ожидаем, что будет выделено 30 млрд руб. (это решение правительства) на государственную поддержку малого бизнеса, и как канал их выдачи будут задействованы перечисленные наши структуры. В итоге суммарная поддержка «малышей» через указанные дочерние общества составит в общей сложности более 50 млрд рублей.
-- 30 млрд руб., выделенных правительством на поддержку малого и среднего бизнеса, -- разве это много?
-- Конечно, это немного. Просто в данном случае речь идет о деньгах, которые должны помочь этому сектору именно сейчас, в этот конкретный момент на фоне уже задействованных правительством долгосрочных программ поддержки малого и среднего бизнеса, а также те проекты, которые осуществляются через Сбербанк, ВТБ. Если же говорить о желании бизнеса, то, конечно, эту цифру нужно было бы увеличить в десятки раз.
-- Какие кредиты сейчас пользуются спросом у «малышей»?
-- Как правило, порядка 30 млн руб. Для этого сектора экономики кредит вполне серьезный.
-- Но, с другой стороны, 30 млрд -- это серьезный объем, если представить, что его нужно разбить на множество относительно небольших кредитов. Сможет ли Внешэкономбанк чисто технически обеспечить такой крупный поток мелких займов, да еще в разных регионах, или вступит для его организации в кооперацию с другими банками?
-- Эти деньги целевые. За ними будет организован специальный государственный контроль. А техника движения будет такова: 30 млрд не будут числиться на счетах Внешэкономбанка. Они пойдут в РосБР, в том числе частично и на его докапитализацию. Далее будут установлены критерии, согласно которым РосБР будет выдавать кредиты региональным банкам предположительно под 12%, а уж они и направят эти средства желающим малым и средним предприятиям. В итоге кредиты малому и среднему бизнесу могут выдаваться под 16--17%, что в нынешних условиях можно считать очень низкой ставкой, так как коммерческие банки кредитуют теперь под ставку почти в полтора раза выше. В случае если наш банк-партнер в регионе будет иметь небольшую маржу около 4%, бизнес получит кредит, который значительно дешевле обычного коммерческого.
-- То есть РосБР полностью будет опираться на региональные банки?
-- Как известно, РосБР оказывает поддержку не непосредственно самим предприятиям малого и среднего бизнеса, а как раз региональным банкам. Совсем недавно, 5 февраля, на заседании наблюдательного совета Внешэкономбанка был изменен порядок поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. Из выделяемых государством 30 млрд каждому региону будет выделен лимит. После чего среди банков-претендентов в соответствии со специально разработанными требованиями будет объявлен конкурс. Выигравшие этот конкурс и будут непосредственно финансировать субъекты малого бизнеса. Региональные банки, выдав конкретную сумму тому или иному предприятию, смогут под эти деньги перекредитоваться под залог прав требования в РосБР. После чего РосБР им предоставит новые кредиты. А РосБР будет, в свою очередь, перекредитовываться в Центральном банке. Такая револьверная схема. Грубо говоря, у региональных банков в наличии деньги будут постоянно.
Второй важный момент -- РосБР будет финансировать организации инфраструктуры -- лизинговые компании, микрофинансовые организации, венчурные фонды, компании, предоставляющие факторинговые услуги.
-- Этот новый порядок -- «последнее слово» в деле поддержки малого бизнеса?
-- Порядок разработан совместно с Министерством экономического развития. При этом ориентировались на международный опыт, ведь его эффективность очевидна. Мы обеспечиваем региональным банкам целевое фондирование по низким ставкам, одновременно помогаем «малышам» доступными деньгами.
-- Считаете, схема живучая?
-- Эту схему только утвердили, и по ней еще никто не работал. Чтобы сказать, живуча ли она, нужно иметь какую-то практику. Но лично мне эта схема нравится. Я считаю, она технологична, понятна, прозрачна и позволяет рефинансировать такого рода кредиты под залог прав требования. А у регионов появляется возможность, сохраняя и банки, и малые предприятия, снять социальную напряженность, сохранить рабочие места.
-- От чего будут зависеть размеры лимитов для субъектов федерации?
-- От социально-экономического положения региона, уровня занятости, количества работающих на их территории предприятий малого и среднего бизнеса, состояния коммерческих банков и позиции самих региональных властей, которые считают или, напротив, не считают для себя приоритетом поддержку малого бизнеса.
-- А что, «отсталые» регионы вообще ничего не получат?
-- Безусловно, поддержка малого бизнеса направлена в том числе и на то, чтобы снять социальную напряженность. Так что задача Минэкономразвития вместе с нами провести этот достаточно сложный анализ «болевых точек»: предстоит определить не только те регионы, где малый бизнес чувствует себя уверенно и набирает обороты, но и те, где малый бизнес может в какой-то степени занять высвобождающуюся рабочую силу. К тому же сам я участвую в заседаниях правительственной комиссии по устойчивому развитию экономики. Там в постоянном режиме мониторится состояние нашей промышленности, в частности крупных системообразующих предприятий. Поэтому есть возможность «держать руку на пульсе», увязывая проблемы того или иного региона с пониманием, где и в каком объеме выделять региону кредитные лимиты.
-- Кому будете выделять деньги в первую очередь?
-- Это будут те малые и средние предприятия, которые работают в реальном секторе: предприятия, работающие в сферах инноваций, транспорта, производства промышленной продукции. И только во вторую очередь мы будем кредитовать сферу услуг и торговли. Кстати, это всерьез отличает политику Внешэкономбанка от коммерческих банков, которые сосредоточены как раз на кредитовании данных сфер, дающих быструю прибыль.
-- Схема вроде бы понятная, но не короткая. Прохождение денег займет какое-то время. Как скоро их реально увидят предприниматели?
-- У региональных банков уже практически сформированы «пакеты спроса и предложений». И они уже знают, на какую сумму могут претендовать, чтобы через РосБР получить эти кредиты. Как только нам будут выделены деньги Минфином, регионы сразу их получат. Думаю, это произойдет в ближайший месяц-два.
-- На заседании президиума правительства премьер-министр Владимир Путин потребовал, чтобы до конца года все деньги, положенные «малышам», были на 100% использованы.
-- Трудно потратить то, что еще не выделено. Что касается нас как структуры, то мы полностью готовы.
-- Вы уверены, что все средства будут востребованы?
-- Да, я думаю, они будут востребованы достаточно быстро.
-- Ясно, что кризис не обошел стороной малый и средний бизнес. В чем им сегодня труднее, а может быть, и легче?
-- Легче в том, что малые предприятия наиболее гибкие и наиболее живучие. Они восприимчивее к вызовам рынка, быстрее реагируют на смену конъюнктуры. А сложнее им именно в получении кредитных ресурсов. Плюс в кризисные времена, как правило, увеличиваются и без того многочисленные административные барьеры, которые оправдываются возрастающими рисками.
-- Какую отдачу вы ждете от этой государственной финансовой помощи?
-- Если в условиях кризиса вклад малого бизнеса по крайней мере не уменьшится -- это будет хорошо, если он сократится лишь на доли процента -- тоже неплохо. А если увеличится, то это, можно сказать, победа. Кстати, нашей стране, конечно, предстоит очень многое сделать для увеличения вклада малого бизнеса в ВВП. По разным оценкам, у нас он составляет около 15% ВВП. А в развитых странах этот показатель достигает более 70%. И еще стоило бы кризис использовать для диверсификации экономики и расширения сферы влияния малого и среднего бизнеса.
-- При каких условиях государственные кредиты должны стать дешевле, чем сегодня?
-- Я бы не назвал нынешние государственные ресурсы дорогими, они уже достаточно дешевые. Посмотрите, ставка рефинансирования ЦБ -- 13% и инфляция -- выше 13%. Когда банки получают деньги под 12--13%, это значит, что государство их практически субсидирует. Чтобы еще удешевить кредитные ресурсы, экономика должна стабилизироваться, национальная валюта «прийти в себя», снизиться инфляция, соответственно и ЦБ снизит ставки.
Подчеркну еще раз принципиальнейшую вещь для нас: мы, как Банк развития, проводим государственную политику, в данном случае поддержки малого бизнеса. И наше дело -- сделать кредиты доступными.
-- Кризис когда-нибудь закончится. Чего вы ждете от малого бизнеса?
-- Чтобы его доля в ВВП страны не когда-то, а уже в близкой перспективе достигла 50%. И чтобы из сфер «потребления» малые предприятия переместились также в сферы высоких технологий и промышленного производства. Будущее малого и среднего предпринимательства -- очень важная тема. Ей будет посвящена специальная конференция в рамках предстоящего Красноярского экономического форума. Я надеюсь, что участники дискуссии предложат новые пути и свежие идеи по всему комплексу вопросов, связанных с поддержкой и развитием малого бизнеса в России.
Беседовала Вера КУЗНЕЦОВА

Интервью Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева Российскому информационному каналу «Вести»
Телеканал "Вести", ИНТЕРВЬЮ, 29.12.2008
Ведущий Екатерина Гринчевская
ВЕДУЩИЙ: Несмотря на сложную экономическую ситуацию, объем поддержки малого и среднего бизнеса в этом году превысил запланированные 9 миллиардов рублей. В следующем году эта отрасль экономики также не будет оставлена без поддержки. Об этом и многом другом в интервью нашему телеканалу рассказал председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев.
Корреспондент Эвелина Закамская.
КОРР.: Владимир Александрович, здравствуйте. Спасибо, что нашли для нас время. В последние месяцы Внешэкономбанку пришлось взять на себя значительную часть нагрузки по стабилизации финансовой системы, в то время как изначально Внешэкономбанк - это институт развития, в ведении которого находятся крупные инвестиционные проекты. Скажите, как вы справляетесь с теми и другими функциями и чего в уходящем году все-таки было больше?
Владимир ДМИТРИЕВ, председатель государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»: Разумеется, в уходящем 2008 году больше было позитивного, и позитив состоял в том, что в этом году Банк как Банк развития, как крупнейший финансовый институт развития в руках государства, в руках правительства начал реализовывать себя в том формате, который был задан законом о Банке развития и меморандумом о нашей финансовой политике. Наблюдательный совет нашего банка сделал очень много для рассмотрения и принятия конкретных решений по крупным инвестиционным проектам, к ряду из которых в этом году приступил к финансированию.
КОРР.: Что это за проекты?
Владимир ДМИТРИЕВ: Это серьезные проекты, отвечающие профильной деятельности Внешэкономбанка как института развития, это инфраструктурные проекты, в том числе, в сфере инфраструктуры ЖКХ. Достаточно сказать о проекте кардинального улучшения водоснабжения, водоотводов, строительства очистных сооружений в Ростовской области, который позволит обеспечить жильем, за счет строительства нового, порядка 150 тысяч человек. Это, в целом, работа по находящимся в критическом состоянии очистным сооружениям юга России (Новороссийск, Анапа, Геленджик). Это проекты в области микроэлектроники.
Конечно, я обязан упомянуть проект, стоимость которого составляет несколько сотен миллионов евро. Это строительство под Москвой, в Зеленограде, крупного производства по выпуску микроэлектронных компонентов, причем с разрешающей способностью порядка 130 нанометров, что в нынешней ситуации ни одно из российских предприятий не производит, и с перспективой улучшения качественных характеристик производимой продукции.
Это инфраструктура "Шереметьево", строительство третьего терминала. Это работа в сфере энергетики. "ИнтерРАО" - одна из крупнейших российских компаний, которая работает и в России, и за рубежом, участие в ее инвестиционных проектах. Это поддержка экспорта, поставка самолетов на Кубу. Это поддержка перспективного экспорта, имея в виду, сотрудничество с компанией "Сухой" - "Суперджет" - по производству и последующему экспорту среднемагистральных самолетов. И целый ряд других проектов.
Всего, в общей сложности, речь идет о проектах стоимостью порядка 750 миллиардов рублей.
КОРР.: Какие дополнительные полномочия необходимы на сегодняшний день Внешэкономбанку, что нужно сделать для того, чтобы повысить уставный капитал Внешэкономбанка? Это, я понимаю так, освободит определенные средства и даст больше рычагов влияния вашему институту.
Владимир ДМИТРИЕВ: Мы, действительно, и с Минэкономразвития, и с Министерством финансов, с аппаратом правительства рассматриваем вопрос о дополнительной капитализации Внешэкономбанка. Во-первых, принято и реализовано решение о выделении Внешэкономбанку 75 миллиардов рублей в этом году, которые будут использованы на поддержку финансовой устойчивости, в том числе, российских коммерческих банков. Принято решение о том, чтобы в следующем году в капитал Внешэкономбанка были направлены 30 миллиардов рублей для реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства. И мы рассчитываем на то, что нам удастся, думаю, для этого технологических проблем не существует, минимизировать проблемы, возникающие у нас в балансе. Это чисто балансовая ситуация из-за уменьшения капитала в связи с проведением операций по выдаче субординированных кредитов, создания резервов по программе рефинансирования внешнего долга российских компаний и банков, работы на фондовом рынке. Негативные последствия этого можно минимизировать либо за счет передачи некоторых функций через механизм доверительного управления, либо через механизм государственных гарантий. Но мы сейчас, рассматривая все эти вопросы, близки уже к окончательному формированию согласованной позиции по тому, что если капитал Банка и будет увеличен, он будет увеличен ровно настолько, насколько не хватает средств для реализации проектов, по которым приняты решения, которые не терпят отсрочек, и по проектам, по которым открыто финансирование. В связи с нехваткой ликвидности и на российском, и на внешних рынках заимствований мы не в состоянии покрыть этот дефицит за счет внешних источников.
КОРР.: Я все-таки уточню. Формальное решение по повышению уставного капитала Внешэкономбанка необходимо?
Владимир ДМИТРИЕВ: Да, разумеется, потому что он должно идти через необходимые процедуры, в том числе, и бюджетные.
КОРР.: Расскажите поподробнее о поддержке малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком.
Владимир ДМИТРИЕВ: В этом году уверенно можно сказать: мы реализовали проектов поддержки малого и среднего бизнеса в размере, намного превышающем те 9 миллиардов рублей, которые были направлены через Российский Банк развития.
КОРР.: Намного - насколько?
Владимир ДМИТРИЕВ: В разы. Дело в том, что по закону мы не имеем права работать непосредственно с субъектами малого и среднего предпринимательства, но создавать инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса - есть наша задача. Поэтому в Москве за счет нашего кредитного ресурса мы реализуем крупный инфраструктурный проект - строительство технопарка и бизнес-инкубатора в Нагатинской пойме.
КОРР.: Что под этой инфраструктурой понимается, что в нее входит?
Владимир ДМИТРИЕВ: Под инфраструктурой мы понимаем те самые технопарки, бизнес-инкубаторы, которые обеспечивают рабочими местами и, самое главное, обеспечивают систему инфраструктурной поддержки. Это здания, телекоммуникации, администрирование, это все то, что необходимо для захода малых и средних предпринимателей и работы на местах, что является исключительно важным, иначе приходилось бы искать через аренду, через выкуп. Я имею в виду, условно говоря, систему одного окна - он приходит, он регистрируется, он работает.
КОРР.: И ему дают место работы?
Владимир ДМИТРИЕВ: Ему дают место, ему дают льготные условия с точки зрения арендной платы и ряд других преференций, которые иначе на рынке было бы чрезвычайно сложно найти.
КОРР.: В будущем году финансирование этих проектов останется в прежнем, запланированном объеме?
Владимир ДМИТРИЕВ: Во-первых, объем поддержки малого и среднего бизнеса через Российский Банк развития, а теперь и через ряд других дочерних банков Внешэкономбанка, которые нам пришлось поддержать по поручению правительства, будет увеличен. Вместо 9 миллиардов рублей мы рассчитываем, за счет увеличения нашего уставного капитала, использовать 30 миллиардов рублей. Но уверенно можно сказать, что эта сумма будет гораздо больше, как и в этом году.
КОРР.: Еще один момент, где Внешэкономбанк оперативно реагирует. Насколько я знаю, Внешэкономбанк получает возможность кредитовать агропромышленный комплекс, вернее, агропромышленный комплекс получает возможность кредитоваться через Внешэкономбанк.
Владимир ДМИТРИЕВ: Совершенно верно. Более того, я хочу сказать, что агропромышленный комплекс стал тем полигоном, на котором правительство отрабатывает согласованные действия государственных и коммерческих банков. Уже месяц назад была принята программа (мы встречались с первым вице-премьером Зубковым Виктором Алексеевичем, проводили встречи с банкирами, с агропромышленниками, представителями объединения агропромышленного комплекса), согласованы меры поддержки агропромышленного комплекса через банковскую систему на следующей год в объеме порядка 800 миллиардов рублей. Здесь участвует и Россельхозбанк, и банк ВТБ, и Сбербанк, и Газпромбанк, и МДМ, и, естественно, Внешэкономбанк. Тем более что в конце нынешнего года правительством было принято решение о внесении дополнений в нашу финансовую декларацию или меморандум нашей финансовой политики. В числе отраслевых приоритетов теперь уже фигурирует и агропромышленный комплекс.
КОРР.: Это происходит одновременно с тем, как региональные банки сворачивают свои кредитные линии в сфере агропромышленного комплекса. Означает ли это, что, работая напрямую с крупными институтами, деньги будут аграриям доставаться чуть дешевле?
Владимир ДМИТРИЕВ: Мы кредитуем не только сельхозпроизводителей, а в целом реальный сектор по ставкам в соответствии с кредитной политикой, которая определяет, что Внешэкономбанк не является институтом, нацеленным на получение прибыли. Мы работаем на маленькой марже, которая обеспечивает покрытие наших административно-хозяйственных расходов и, соответственно, учитывает риск на заемщика. Но, в целом, ставки, по которым кредитует Внешэкономбанк, надо еще учитывать, что законом мы освобождены от налога на прибыль, ниже среднерыночных.
КОРР.: Владимир Александрович, давайте поговорим о тех предприятиях, которые сейчас называют системообразующими. По решению правительства планируется 1,5 тысячи, сейчас пока 500 предприятий. Каким образом в цепочке поддержки этих компаний будет представлен Внешэкономбанк?
Владимир ДМИТРИЕВ: Мы самым непосредственным образом участвуем в программе поддержки системообразующих предприятий, тем более, со многими из них у нас уже сформированы устойчивые отношения. Они являются нашими заемщиками, реализуют через нас свои инвестиционные проекты. А руководители трех крупных государственных банков - Сбербанка, Банка ВТБ, Внешэкономбанка входят в комиссию, возглавляемую Игорем Ивановичем Шуваловым. Именно в рамках этой комиссии мы разрабатываем меры поддержки системообразующих предприятий. Конечно же, наша миссия должна сводиться (и мы согласовали подобный подход) к тем предприятиям, тем проектам, которые отвечают уставной деятельности Внешэкономбанка. Это - инвестпроекты, это те проекты, остановка или заморозка которых может иметь негативные последствия и для предприятий, и для отраслей с точки зрения макроэкономического эффекта. Кстати, к мерам поддержки подключены и другие государственные банки - Газпромбанк, целый ряд коммерческих банков, потому что все эти предприятия являются клиентами, как правило, крупных коммерческих, в том числе, государственных, а, может быть, прежде всего, государственных банков. Мы работаем на базе консолидированного подхода, то есть каждый определяет согласованную со всеми свою определенную нишу, если нужно подставить плечо, это делают другие банки, но с уверенностью могу сказать, что настрой весьма позитивный и креативный. И в этом смысле мы, работая на площадке Минэкономразвития, в его лице имеем надежных партнеров.
КОРР.: А какую нишу предпочитает Внешэкономбанк?
Владимир ДМИТРИЕВ: Собственно здесь предпочтений никаких особых нет, кроме тех, которые уже определены законом и меморандумом о нашей финансовой политике.
КОРР.: Планируете ли вы поддержать отечественную инфраструктуру пенсионными средствами?
Владимир ДМИТРИЕВ: Сейчас в Думу внесен законопроект, дополняющий нашу финансовую декларацию и расширяющий 101-ый закон о государственной управляющей компании. В соответствии с этими поправками мы сможем инвестировать средства в субфедеральные облигации, корпоративные, в ипотечные облигации, не гарантированные государством. И поэтому, если государство будет своими гарантиями поддерживать выпускаемые облигации под конкретные проекты, в том числе, инфраструктурные, это даст возможность, через механизм согласования с правительством, государственной управляющей компании, каковой является Внешэкономбанк, вернуть эти средства в экономику.
КОРР.: А насколько себя оправдывает консервативная политика управления пенсионными средствами? Расскажите об итогах года, есть там прибыль?
Владимир ДМИТРИЕВ: Мы, к счастью, по итогам года оказались в числе немногих управляющих компаний из числа 60, которые управляют накопительной частью, которые закончили 9 месяцев или 3 квартала этого года с положительным результатом. Для нас он невелик, но, еще раз подчеркиваю, если мы обеспечивали доходность порядка 2 процентов, большинство управляющих компаний показали отрицательный результат. В такие кризисные периоды, периоды резких колебаний котировок фондового рынка, разумеется, консервативный подход оправдывает себя.
КОРР.: Внешэкономбанк намерен продолжить политику поддержания фондового рынка, насколько она целесообразна, на ваш взгляд, в дальнейшем, может, лучше, чтобы рынок уже достиг дна?
Владимир ДМИТРИЕВ: На самом деле это не сверхзадача. Единственная цель - управление Фондом национального благосостояния. Миссия Банка, которая была ему поручена, по управлению средствами Фонда национального благосостояния через размещение их на российском фондовом рынке, в основном, сводилась к тому, чтобы деверсифицировать портфель, вывезти его из-за рубежа и размещать на рынке, в том числе, выполняя и задачу поддержки котировок российских "голубых фишек". В отдельные периоды действительно присутствие банка было весомым и позитивно влияло не только на котировки "голубых фишек", но и, в целом, на настроения инвесторов и на ситуацию на фондовом рынке. На эти цели предусмотрено выделить 175 миллиардов рублей. Существенную часть этих средств мы уже разместили на фондовом рынке. Мы считаем, что когда рынок отыграет, разумеется, Фонд национального благосостояния увеличится. Доходность будет соответствующая и объем средств, возвращаемых в Фонд национального благосостояния, будет больше того, что нам поручено размещать на фондовом рынке.
КОРР.: У вас есть прогноз, сколько времени еще можно будет поддерживать, а потом когда уже нужно, чтобы возвращали?
Владимир ДМИТРИЕВ: Мы и здесь проводим достаточно консервативную политику и не играем на котировках. То есть нам выделяется 175 миллиардов рублей. Выделены они были в критический момент, когда действительно возникала угроза обвального падения котировок. К счастью, мы не единственный игрок на этом рынке, и рынок реагирует не только на присутствие серьезного игрока, но и на ситуацию макроэкономическую, ситуацию в окружающей среде, цены на нефть, курс доллара и прочее. Пока решений об увеличении этого объема из Фонда национального благосостояние не принято. Я думаю, что все будет адекватно ситуации, которая нас ожидает в следующем году.
КОРР.: Владимир Александрович, скажите, есть лекарство от кризиса?
Владимир ДМИТРИЕВ: Да, это Новый год.
КОРР.: А если серьезно?
Владимир ДМИТРИЕВ: Эффективно на каникулах отдохнуть и с новыми силами - к решению новых задач и проблем.
КОРР.: Главное, у вас есть уверенность, что все закончится хорошо?
Владимир ДМИТРИЕВ: По крайней мере, исторический опыт показывает, что из кризиса все в той или иной степени, с различными временными горизонтами выбирались, а некоторые использовали кризис для радикального обновления экономики и проведения структурных реформ.
КОРР.: С Новым годом вас!
Владимир ДМИТРИЕВ: Спасибо. Взаимно. Всего доброго.
КОРР.: Спасибо.
