"Связь-банк и Глобэкс находились в откровенно неважном состоянии"

19 июня 2009 года
#Публикации
Назад
    N°106, 19 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   

Время новостей

 

"Связь-банк и Глобэкс находились в откровенно неважном состоянии"Анатолий Тихонов: "Надо не только помочь проблемным банкам, но и получить дополнительный эффект для развития экономики"С наступлением кризиса ресурсы Внешэкономбанка понадобились для поддержки российской банковской системы, в частности для стабилизации финансового положения проблемного Связь-банка. О результатах этой работы и о дальнейшей судьбе банка в интервью «Времени новостей» рассказал первый заместитель председателя госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), председатель совета директоров Связь-банка Анатолий ТИХОНОВ.

-- Как получилось, что Внешэкономбанк занялся санацией Связь-банка?

-- Связь-банк стал первой ласточкой, попавшей в круговорот кризиса. Решение об участии ВЭБа в его поддержке принималось в соответствии с поручением президента, премьера и наблюдательного совета. Нельзя было допустить обрушения банка, на обслуживании которого находилось более 15 млн (счетов) пенсионеров. За несколько месяцев нам удалось преодолеть разбалансированность между пассивами и активами, расчистить кредитный портфель, провести комплексный анализ состояния банка. Наши профильные подразделения изучили ситуацию, предложили план мероприятий по оздоровлению. В апреле ВЭБ выкупил дополнительную эмиссию акций банка на 70 млрд руб. Его уставный капитал в результате был увеличен в 15 раз, до 75,1 млрд руб. И сегодня банк работает в нормальном режиме.

-- Проблемы Связь-банка, вызвавшие необходимость экстренного вмешательства государства, порождены исключительно кризисом?

-- Не только. Главный источник проблем -- огромная проблемная задолженность. По нашим оценкам, она составляет не менее 40 млрд руб. И основной причиной ее возникновения стала не ситуация на рынке, а низкое качество кредитного портфеля. Кризис в этом случае как лакмусовая бумага проявил проблемы. Ссуды выдавались без должного обеспечения, по непонятным схемам, причем не только российским, но и зарубежным компаниям. В связи с этим наблюдательный совет ВЭБа решил создать межведомственную рабочую группу с участием представителей правоохранительных органов, которая тщательно изучит ситуацию с проблемными активами. Мы рассчитываем, что удастся найти решение как в рамках возможных уголовных дел, так и по взысканию долгов через суд.

-- Каков был отток клиентов у Связь-банка, удалось ли его приостановить после вмешательства ВЭБа?

-- В сентябре 2008 года, когда ВЭБ согласовал с Банком России программу финансовой помощи Связь-банку, по многим депозитам заканчивались сроки размещения, и корпоративные клиенты их забирали. В октябре этот процесс продолжился, хотя уже не так активно. В общей сложности объем средств на корпоративных счетах уменьшился со 104 до 58 млрд руб. (за сентябрь--ноябрь). Основной отток по клиентской базе пришелся на компании, связанные с прежними акционерами банка, а также рядом организаций, не относящихся к отрасли связи (строительство, промышленность).

«Связные» компании, с которыми у банка исторически сложились понятные и надежные взаимоотношения (ФГУП «Почта России», «Связьинвест») остались в нем на обслуживании, хотя доля их средств сократилась: средний остаток, рассчитанный за первый квартал 2009 года, по ФГУП «Почта России» снизился с 17 до 14,4 млрд руб. по сравнению с тем же периодом 2008 года, по «Связьинвесту» -- с 17,8 до 16 млрд руб. Начиная с ноября 2008 года банк проводит активную политику, направленную на сохранение клиентской базы, а также на привлечение ресурсов от новых корпоративных клиентов, прежде всего за счет размещения остатков на расчетных счетах и депозитах и реализации собственной вексельной программы. Фактор государственной гарантии и надежности, который обеспечивает банку ВЭБ, делает этот процесс эффективнее. Доверие клиентов возвращается. Кроме того, в этом году банк старается делать акцент на диверсификацию портфеля за счет предприятий других отраслей промышленности.

-- Изменилась ли за последние месяцы структура корпоративных клиентов?

-- Практически нет. Наиболее крупные депозиты по-прежнему приходятся на компании отрасли связи: «Мегафон», «Ростелеком», «Вестелком», МТТ, «Гипросвязь». Завершается крупная сделка по размещению средств «Центртелекома». Значительные остатки на расчетных счетах, кроме «Почты России» и «Связьинвеста», имеют «Ангстрем», УК «Достояние», «Синтерра».

В структуре пассивов на текущий момент преобладают «короткие» депозиты (от одного до шести месяцев), которые клиенты пролонгируют по мере необходимости. С января банк начал активно работать с новыми клиентами, в числе которых горно-металлургическая группа «Евраз», девелоперская компания «Инвест-Групп».

-- А что происходило с вкладами физических лиц?

-- В начале 2008 года портфель вкладов физических лиц на 95% состоял из вкладов в рублях -- 7,1 млрд руб., из них 70% принадлежало VIP-клиентам. К началу сентября портфель уменьшился до 5,2 млрд руб., а доля VIP-клиентов -- до 26%. С сентября по декабрь объем пассивов сократился еще на 2,4 млрд руб. в основном за счет снятых вкладов VIP-клиентов, доля которых уменьшилась до 5,8%. В начале нынешнего года ситуация изменилась в лучшую сторону: вкладчики стали вновь приносить свои средства в банк. В период с января по май прирост вкладов составил 1,1 млрд руб., а их объем достиг 3,8 млрд руб. Структура вкладов также претерпела изменения: доля депозитов в рублях снизилась до 48,2%, а в долларах и евро -- увеличилась в два раза и составила соответственно 21,2 и 28,6% от общего портфеля. Стоит отметить, что практически все имеющиеся в банке вклады розничные, а доля VIP-клиентов сократилась до 1,6%.

-- Потребовалось ли проводить кадровые перестановки в банке?

-- Мы сразу же сменили руководящий состав, назначив на все ключевые посты профессиональных банкиров. Позже занялись оптимизацией расходов банка, связанных с его управлением, стремясь при этом максимально сохранить кадровый потенциал в регионах. Это примерно 3 тыс. человек, и среди них много настоящих профессионалов.

-- Аналогичные проблемы были и с «Глобэксом»?

-- Нет, в «Глобэксе» ситуация была несколько иной. Его кредиты в основном сосредоточены в одной отрасли, и потому расчистка балансов не заняла так много времени. Сейчас активы банка переданы специально созданному дочернему предприятию Внешэкономбанка -- компании «ВЭБ-инвест».

-- Сколько денег потрачено на санацию Связь-банка?

-- Общая сумма 87 млрд руб. -- это депозит Банка России и собственные средства ВЭБа. Но Связь-банк для нас -- проект инвестиционный. На первом этапе стоит задача решить все текущие проблемы, развить филиальную сеть, предложить качественные услуги. А в течение трех-пяти лет мы сможем выйти из проекта, продав его стратегическому инвестору. Кстати, такие предложения уже поступают. Так, недавно к нам обратился один крупный иностранный инвестиционный банк, выразивший готовность войти в капитал Связь-банка, пока, правда, с небольшим пакетом акций.

-- В рамках антикризисной политики правительства ВЭБ занялся не свойственной ему прежде деятельностью -- спасением проблемных банков. Как это соотносится с уставными задачами банка как института развития?

-- Безусловно, и Связь-банк, и "Глобэкс" находились откровенно в неважном состоянии, когда перешли под юрисдикцию ВЭБа. Однако корректнее говорить не о спасении, а о поддержке банковского сектора. Мы пытаемся объединить эти две, казалось бы, несовместимые задачи -- поддержку и развитие. И хотя проблема действительно сложная, решить ее можно. Причем так, чтобы в итоге не только помочь проблемным банкам подняться на ноги, но и получить дополнительный эффект для развития всей экономики.

Всего один, причем даже не самый показательный пример. В законе о Банке развития и меморандуме о его финансовой политике четко предписано финансировать только большие проекты в определенных областях экономики и с длительным сроком окупаемости. Но на практике получается, что вокруг крупных инвестиционных проектов, прежде всего инфраструктурных, часто появляются небольшие проекты, которые решают сопутствующие задачи. Отказываться от их поддержки было бы неправильно: они важны для развития экономики страны и особенно регионов. А вот если использовать возможности двух дочерних структур ВЭБа -- Связь-банка и «Глобэкса», -- проблема решается. У этих банков сформирована в регионах хорошая филиальная сеть. Это поможет нам довести деньги до тех мест, куда крупные московские банки пока не пришли. Связь-банк уже задействован в реализации наших региональных проектов. Он является оператором по олимпийским объектам, которыми занимается ВЭБ. Мы сейчас расширяем его филиал в Сочи, чтобы тот мог полноценно обслуживать компании -- участницы олимпийской стройки.

-- То есть фронт работ для Связь-банка вы уже определили?

-- Не совсем. Этот вопрос еще изучается. Причем речь идет не только о Связь-банке. Мы формируем концепцию и просчитываем варианты для возможных направлений работы всей группы Внешэкономбанка, в которую входят Связь-банк, «Глобэкс», РосБР и Росэксимбанк. Мы привлекли финансовых консультантов -- компанию «Эрнст энд Янг», которая на днях завершила подготовку нескольких вариантов концепции реорганизации дочерних банков. Правление банка изучит эти предложения, придет к согласованному решению и вынесет его на утверждение наблюдательного совета.

-- Включены ли в эту концепцию белорусский Белвнешэкономбанк и украинский Проминвестбанк, в капитале которых участвует Внешэкономбанк?

-- Нет. Такой задачи не ставилось.

-- А какие варианты обсуждаются, что рекомендуют консультанты?

-- Предполагается, что Росэксимбанк будет ориентирован на поддержку экспорта. Тем более что ВЭБу поручено вплотную заняться этим вопросом. «Глобэкс» сейчас работает как универсальный коммерческий банк. Не исключено, что эта специализация сохранится и в дальнейшем. Очень интересный вариант существует для Связь-банка. Мы считаем, что он может стать сильным отраслевым банком, работающим в сфере связи, возможно, с функциями так называемого «почтового банка». Связь-банк давно и плотно работает с «Почтой России», «Связьинвестом», у него на обслуживании находятся счета других телекоммуникационных компаний. Объединив усилия, мы сможем создать опорный банк, который позволит сделать прорыв в реструктуризации, развитии и финансировании одной из самых быстро растущих, передовых отраслей экономики. Эту идею поддержали Минсвязи, «Связьинвест» и «Почта России». Мы создали совместную комиссию, которая и должна выработать окончательное решение.

-- Если такой опорный банк будет создан, он будет обслуживать только предприятия конкретной отрасли?

-- Не только. Сегодня более 70% населения в России не имеет банковских счетов. И не в последнюю очередь такая ситуация сложилась из-за того, что у многих людей нет доступа к банковским услугам. Как я уже говорил, Связь-банк хорошо представлен в регионах -- у него 49 филиалов, более 160 дополнительных офисов. Но сейчас детально говорить о будущей специализации Связь-банка преждевременно, как и о судьбе группы Внешэкономбанка в целом. Произойдет ли консолидация активов банков или каждый из них будет развиваться самостоятельно, станет ясно несколько позже. Хочу лишь подчеркнуть, что пока ни один из вариантов не является приоритетным. Планируется, что окончательный сценарий будет представлен наблюдательному совету ВЭБа в июле.

ВЭБ приобрел Связь-банк и «Глобэкс» в конце прошлого года в рамках мер по стабилизации банковского сектора. Финансовую поддержку при этом оказал ЦБ, разместив в ВЭБе депозиты на 2,5 млрд долл. в рамках сделки по покупке Связь-банка и 2 млрд -- банка "Глобэкс".

Назад

Чек-аут. Премьер разрешил мелким торговцам отказаться от кассовых аппаратов.

23 апреля 2009 года
#Публикации
Назад

"Российская газета"
Центральный выпуск №4895 от 23 апреля 2009 г.
Елена Кукол, Пьер Сидибе

 

Перед тем как приехать на Всероссийский форум по малому и среднему предпринимательству, организованный минэкономразвития, ВЭБ и Опорой России, во вторник вечером на закрытом совещании Владимир Путин одобрил меры поддержки бизнесу. На следующий день главе Белого дома было чем поделиться с участниками мероприятия.

Правда, сначала Путин пояснил значение этой "разновидности" бизнеса для государства - "гибкий, мобильный, способный быстро перестраиваться под запросы рынка и являющийся солидной частью российской экономики". А главное, именно индивидуальные предприниматели, по мнению премьера, сформируют массовый и устойчивый средний класс. "Очевидно, чтобы сохранить и развить этот существенный потенциал, мы должны оказать вам эффективную поддержку", - председатель правительства тянул до последнего. Прежде чем раскрыть все антикризисные карты, Путин напомнил об увеличении финансовой помощи малому бизнесу: по линии Внешэконом банка - 30 миллиардов рублей плюс 10,5 миллиарда рублей из федерального бюджета. Были отменены избыточные полномочия органов внутренних дел, а также принят закон о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля, который начнет действовать не с 1 июля, как планировалось, а с 1 мая. Эта инициатива родилась, кстати, во время отчета Путина перед Думой, причем от него самого.

Первой и одной из самых эффективных мер, вызвавших аплодисменты зала, стало решение предоставить право использовать упрощенную систему налогообложения предприятиям с доходами до 60 млн рублей. Сейчас "упрощенка" действует в отношении годового дохода в 30 млн рублей. "Понятно, что это связано с определенными потерями для бюджета - около 100 млрд рублей. Кроме того, возникает опасность дробления предприятий. И все же мы должны пойти на этот шаг", - произнес Владимир Путин. Повышение порога, по его мнению, компенсирует бизнесу издержки, которые появятся в результате перехода с 2011 года от ЕСН к страховым взносам с повышением ставки до 34 процентов с нынешних 26 процентов.

Ко всему прочему предпринимателей, уплачивающих налог на вмененный доход, освободят от необходимости использования контрольно-кассовой техники. "А то у нас бывает, что кассовый аппарат стоит дороже, чем продаваемый товар", - считает Путин, добавляя, что права потребителей можно защитить, если использовать более простую технику или вообще выписывать чеки вручную. Работу над этим законопроектом правительство вкупе с Думой завершит до 1 июля.

Глава правительства призвал ускорить размещение госзаказа на электронных аукционах и снизить с 5 до 2 процентов требования по обеспечению заявки на участие в них малых предприятий. "Будут существенно пересмотрены стандарты закупочной деятельности естественных монополий и госкорпораций. При этом преференции получат поставщики российских товаров", - отметил премьер. Одновременно правительство отдаст не эффективно используемые ГУПами помещения в аренду предприятиям по доступным ставкам. Въехав на новую площадь, бизнесмены получат льготные тарифы на присоединение своего оборудования к электросетям. Согласно подписанному Путиным накануне постановлению при подключении мощности до 100 кВт разрешается вносить только авансовый платеж в размере 5 процентов от стоимости услуги с правом беспроцентной рассрочки на 3 года. Причем подключать должны будут в течение полугода.

Впрочем, на этом перечень проблем не заканчивается. Пожалуй, главным препятствием для развития малого предпринимательства по-прежнему остается слабая доступность кредитных ресурсов. Причина такого положения вещей кроется в нехватке залоговой базы, убежден Путин. Поэтому правительство решило дополнительно к прежним 3,5 млрд рублей направить еще 15 млрд рублей на пополнение региональных гарантийных фондов. Помимо этого более 1,5 млрд рублей пойдут на субсидирование процентной ставки по кредитам малым предприятиям. А в целом воспользоваться займами до 1 млн рублей каждый, обозначенными программой микрофинансирования, смогут в этом году около 20 тыс. предприятий. В довершение всего власти впервые намерены выдать гранты, или, как назвал их Путин, безвозмездные субсидии, 15 тысячам стартующих предпринимателей - по 300 тыс. рублей каждому.

Владимир Путин также обратил внимание на то, что высокие ставки по займам толкают малый бизнес на невозврат денег. Хотя в банковской сфере неразрешимых проблем нет, считает премьер, все же объем невозвращенных кредитов будет только возрастать. Поэтому правительство будет настаивать на снижении ставок, особенно теми банками, которые получают госпомощь. И конечно, речь ни о каких 25 процентах идти не может. "В конечном счете мы должны построить целостную систему финансовой поддержки предпринимателей - от грантов до банковских кредитов",- заявил Владимир Путин, пообещав подумать над новыми налоговыми послаблениями для малого бизнеса через 3 года. Зал зааплодировал.

подробности

Некоторые меры по поддер жке малого бизнеса будут запущены даже раньше, чем планировалось. Уже с 1 мая, а не с 1 июля фактически нач нет работать закон, регламентирующий проверки малых предприятий, обещал первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Вчера к диалогу с бизнесом на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству подключились практически все руководители экономического блока правительства. Многие вопросы, поставленные предпринимателями, решались, что называется, с ходу. Например, представители малого и среднего бизнеса теперь смогут войти в конкурсные комиссии, которые занимаются распределением государственных и муниципальных заказов. Это предложение предпринимателей вчера поддер жали глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина и руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Такое сотрудничество бизнеса и власти снизит коррупционность и келейность в работе комиссий и увеличит шансы предпринимателей получить заказ. А деньги на кону стоят немалые. По подсчетам Набиуллиной благодаря доступу к государст венному и муниципальному заказу ежегодно малые предприятия смогут зарабатывать до 1 триллиона рублей.

Закон, напомним, предусматривает, что на них должно приходиться не менее 20 процентов заказа.

А по оценке Артемьева малый бизнес сможет выиграть до 80 процентов таких контрактов. Не исключено, что уже в этом году будет принята и еще одна норма, открывающая малому бизнесу доступ к заказам. В том же режиме, что и госзакупки, будут проводиться конкурсы на заказы естественных монополий. На них, считает директор департамента госрегулирования в экономике минэкономразвития Андрей Шаров, малый бизнес сможет заработать еще один триллион рублей.

Что касается проверок, то по закону визиты контрольных органов на малые предприятия не должны быть чаще одного раза в три года, а внеплановые проверки - только с санкцией прокуратуры. Бизнес ждет вступления в силу этого документа с нетерпением и уже сейчас завалил прокуратуру жалобами на многочисленных контролеров. Поэтому прокуратура и решила приступить к реализации своих функций по санкционированию проверок уже в мае. В регионах уже созданы специальные рабочие группы, отслеживающие ситуацию, рассказал первый заместитель генпрокурора Александр Буксман. И добавил, что со следующего года прокуратура будет вести еще и реестр всех проверок.

Сигналы, что ситуация для малых предприятий действительно улучшилась, должны появиться уже в ближайшие месяцы, надеется Игорь Шувалов. А для нерадивых чиновников, которые своими действиями либо бездействием наносят урон бизнесу, существуют административные меры воздействия, напомнил первый вице-премьер. Чиновников просто дисквалифицируют, причем запрет занимать кресло может быть введен на несколько лет, предостерег Шувалов.

Но не все так безоблачно. "Все хотят поддержать малый бизнес. Но ситуация развивается не так, как ожидается. И эти желания не трансформируются в быстрый рост малого и среднего бизнеса", - обострил дискуссию ведущий сессии Андрей Шаронов. И задал этот вопрос помощнику президента Аркадию Дворковичу. Тот в свою очередь четко выделил четыре направления, которые, по его мнению, тормозят развитие малого бизнеса и не дают работать уже принятым хорошим законам.

Первый недостаток: большое количество в законодательстве так называемых отсылочных норм. То есть законы приняты вроде бы хорошие, но существует еще множество нормативных актов, инструкций, которые не дают реализовать их в полной мере. Вторая проблема, считает Дворкович, это реакция на сигналы, которые посылает власть. После того как президент призвал надзорные органы "не кошмарить" бизнес, ситуация на какое-то время улучшилась, привел пример Дворкович. Но время прошло, и, видимо, об этом сигнале забыли. Третье направление - стимулирование бизнеса, у которого должны быть хорошие мотивы расти и развиваться. Сейчас, как только предприятие подрастает до определенного уровня, налоговая база на него сразу увеличивается. Кстати, президент уже дал поручение разработать переходный период и компенсационные меры для малого бизнеса, работающего по упрощенным режимам налогообложения, при замене единого соцналога страховыми выплатами, сообщил Дворкович. И наконец, последнее направление - это контроль за реализацией принятых решений. Здесь тоже уже идет работа над ошибками. Буквально на днях президент дал поручение проверить деятельность органов исполнительной власти, занимающихся контролем бизнеса, на предмет наличия у них коррупционных связей. А в ближайшее время, добавил Дворкович, должны быть внесены предложения по оптимизации функций контролирующих органов, чтобы они не дублировали друг друга и не создавали лишних проблем бизнесу.

Но в любом случае, для того чтобы малый бизнес развивался, нужны деньги, заметили предприниматели. В этом году их поддержка по программе Внешэкономбанка увеличена против прошлогодней в три раза и составит 30 миллиардов рублей. Но пока эти деньги в ВЭБ не пришли. Но и тут, как оказалось, готовится решение, которое поможет предпринимателям, рассказал глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. По его словам, не дожидаясь перечисления денег из федерального бюджета, ВЭБ обратится за этими средствам в Центробанк. Как рассчитывает Дмитриев, предприниматели смогут получать кредиты из этих средств по ставке 16-17 процентов годовых. Всего же в этом году объем поддержки малого и среднего бизнеса с участием ВЭБа может составить 100 миллиардов рублей.

Итог дискуссий подвел первый вице-премьер Игорь Шувалов. В последнее время, заметил он, была проделана большая работа по поддержке малого и среднего бизнеса. Но взятые темпы, сориентировал он чиновников, не надо терять. Правительство будет следить, как работают уже принятые решения. И, постоянно отслеживая ситуацию, определять, какие еще шаги должны быть сделаны навстречу бизнесу, обещал Шувалов.

Налоговая тема, судя по всему, тоже найдет свое продолжение. Шувалов, правда, не стал обнадеживать предпринимателей планами по снижению фискального бремени. Здесь задача состоит в следующем: с одной стороны, фискальная система должна стать более прозрачной и универсальной, а с другой - параллельно следует расширять перечень видов деятельности для работы по патенту. К тому же в перспективе, по словам Шувалова, России надо будет переходить к таким общепринятым в мире формам поддержки малого бизнеса, как субсидирование процентной ставки по кредитам и предоставление грантов.

Елена Кукол

Назад

Светлое настоящее

23 апреля 2009 года
#Публикации
Назад
Время новостей
N°70, 23 апреля 2009
Вера СИТНИНА, Вера КУЗНЕЦОВА
 
 
Малый бизнес обещают постепенно приравнять по налогам к большому
 
 
Всероссийский форум по малому и среднему предпринимательству, организованный при поддержке Внешэкономбанка -- Банка развития, Минэкономразвития и общественной организации ОПОРА, стал настоящим праздником малого бизнеса. И начался он с поздравлений бессменному президенту ОПОРЫ Сергею Борисову, который указом президента награжден орденом Дружбы.

На встречу к представителям малого и среднего бизнеса приехали самые высокие гости -- премьер-министр Владимир Путин, его первый заместитель Игорь Шувалов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, помощник президента Аркадий Дворкович и мэр Москвы Юрий Лужков. В период борьбы с последствиями мирового экономического кризиса именно на малый бизнес возлагаются особые надежды как в деле поддержания экономики на плаву, так и в борьбе с безработицей.

Общее настроение выразил г-н Дворкович. «Малому бизнесу никогда не бывает легко, тем более в период кризиса. Но у него в отличие от крупного бизнеса есть привычка преодолевать трудности», -- заявил он. «Времена, когда малый бизнес был лишь факультативным приложением к экономике, должны закончиться. И это должно произойти сейчас», -- заявил Сергей Борисов. «Поддержка малого бизнеса -- это приоритет из приоритетов», -- поддержала его г-жа Набиуллина. Мы готовы корректировать законодательство, если в этом есть необходимость, заявила она.

По словам г-на Дворковича, работа должна вестись по четырем направлениям -- нужно добиваться того, чтобы в законодательстве преобладали нормы прямого действия. «Количество норм, оставляющих решение на усмотрение чиновника, по-прежнему очень высоко», -- полагает кремлевский чиновник. Второе -- это сигналы. Аркадий Дворкович напомнил, каким успехом пользовался слоган президента «не кошмарить малый бизнес». «Он вначале хорошо воспринимался, но потом как-то подзабылся. Если надо, президент может напомнить», -- заверил он собравшихся. Третья мера -- это стимулирование. Президент велел предусмотреть переходный период при переходе на страховые выплаты для предприятий, применяющих особые режимы налогообложения. «Рассчитываем, что правительство это выполнит», -- передал он присутствовавшим в зале членам кабинета волю Кремля. И, наконец, четвертое -- контроль. Можно принимать много законов и давать много сигналов, но если чиновники на местах по-прежнему будут чувствовать свою вседозволенность, то ничего не изменится.

Помощник президента сообщил, что Дмитрий Медведев распорядился провести проверку «органов исполнительной власти всех уровней, обладающих контрольно-надзорными функциями, и их возможных коррупционных связей с организациями, оказывающими услуги в соответствующих сферах, в том числе услуги по подготовке и экспертизе необходимых документов». А мэр Москвы Юрий Лужков сообщил, что в 2009 году в Москве запрещены любые проверки малого бизнеса.

Но главные подарки участникам форума, да и всему малому бизнесу принес премьер-министр Владимир Путин. Первое же его предложение -- повысить порог применения упрощенной системы налогообложения с 30 млн до 60 млн руб. годового оборота -- было встречено бурными аплодисментами.

Сегодня переходить на упрощенную систему могут предприятия, оборот которых не превышает 30 млн руб. в год. По подсчетам Минфина, которые привел премьер, потери бюджета составят порядка 100 млрд руб. Кроме того, существует угроза дробления бизнеса. Однако правительство все же решилось пойти на эту меру, но без последующей индексации. «Сейчас у нас пасхальные дни. Так вот дорого яичко к Христову дню», -- улыбнулся г-н Путин.

Другая новация, встреченная в зале бурными продолжительными аплодисментами, связана с отменой обязательного использования кассовых машин для малых предприятий, уплачивающих единый налог на вмененный доход. Соответствующий закон должен быть готов к 1 июля 2009 года. «А то у нас бывает, что кассовый аппарат стоит дороже, чем продаваемый товар», -- пояснил премьер. По его словам, предприниматели малого и среднего бизнеса используют около 2 млн кассовых аппаратов стоимостью 30 млрд руб. и еще 10 млрд тратят на их обслуживание. Г-н Путин сказал, что можно использовать технику попроще или выписывать чеки вручную. Правда, строго-настрого предупредил бизнесменов: «Права потребителей должны быть при этом учтены полностью. Если покупатель хочет чек -- он должен его получить».

Премьер также сообщил, что со средств, представляемых предприятиям в рамках региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, не надо будет платить налог на прибыль. Чтобы облегчить доступ к государственному и муниципальному заказу, с 5 до 2% будут снижены требования по обеспечению заявки на участие малых предприятий в конкурсах и аукционах. «По оценкам экспертов, это позволит малому бизнесу сэкономить около 24 млрд руб.», -- добавил премьер.

Помимо налоговых послаблений малый бизнес получит и дополнительное финансирование. Правительство выделит 15 млрд руб. в региональные гарантийные фонды в дополнение к уже выделенным 3,5 млрд. По 300 тыс. руб. получит каждый из 15 тыс. отважных предпринимателей, решивших начать бизнес в этом году.

«Мы будем более жестко увязывать предоставляемые банкам кредитные ресурсы за счет государства с их участием в финансировании реального сектора экономики, включая малый бизнес», -- заявил премьер. «При выдаче субординированных кредитов будем не просто обращать внимание, как банки работают с реальным сектором, а заранее сформулируем условия предоставления кредитов», -- сказал он.

Малый и средний бизнес получит около 100 млрд руб. господдержки в 2009 году. С таким обещанием на форуме выступил глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. Порядка 30 млрд, напомнил он, будет выделено за счет федерального бюджета. По его словам, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Дойче-банк в этом году готовы выделить на эти цели под гарантии ВЭБ через региональные банки около 1 млрд евро. Еще порядка 200 млн евро на поддержку малого предпринимательства собирается направить германский KfW. Глава Сбербанка Герман Греф пообещал, что каждый случай отказа в кредите малому предприятию любым из 20 тыс. отделений будет рассматриваться индивидуально. Однако напомнил и об ответственности самих заемщиков. По его словам, за последние два месяца рост невозвращенных кредитов составил 30%. «Это не безвозмездные программы поддержки. Надо повышать ответственность малого бизнеса за возврат банковских кредитов», -- заявил г-н Греф.

На фоне всех этих громких заявлений слова Владимира Путина о том, что через три года правительство вернется к рассмотрению налоговой нагрузки на малый бизнес, прошли незамеченными. Тем более весь форум шла речь о том, что она и так высока. Как рассказала г-жа Набиуллина, 44% малых предпринимателей называют налоги "тяжелым бременем", в то время как среди крупного бизнеса такого мнения придерживаются только 22%.

Ясность первый вице Игорь Шувалов внес в самом конце, когда и участники, и журналисты уже не столь внимательно слушали докладчиков. «Через три года мы должны перейти к поддержке малых предприятий за счет субсидирования процентных ставок и предоставления грантов. Необходимо найти механизм, по которому мы не будем создавать большие фискальные обязательства, и принять универсальные правила налогообложения для всех», -- заявил он. Такова, по его словам, мировая практика.

Так что малым предприятиям следует готовиться к тому, что через три года они, возможно, будут облагаться налогами так же, как и гиганты индустрии. По словам г-на Шувалова, российская налоговая система не предопределена на долгие годы вперед, а еще устанавливается. Впрочем, повышения налогового бремени следует ожидать абсолютно всем, а не только «малышам». Игорь Шувалов напомнил, что когда было принято решение о понижении ЕСН, государство надеялось, что будет создана более прозрачная система налогообложения и что большинство предпринимателей не будут уклоняться от уплаты налогов. «Но этого не произошло. В ближайшие годы придется обсуждать и эти проблемы», -- предупредил он.
 
 
Назад

Интервью Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева телеканалу "ВЕСТИ". (Всероссийскийский форум по малому и среднему предпринимательству)

23 апреля 2009 года
#Публикации
Назад

Телеканал "Вести-24", ВЕСТИ
22.04.2009, 13:35

 

ВЕДУЩАЯ: И сейчас мы вновь возвращаемся к одной из главных тем, и у нас есть возможность послушать, о чем говорят на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству. Я напомню, сегодня члены правительства, руководители профильных министерств и ведомств обсуждают финансовые, законодательные и организационные проблемы вместе с предпринимателями и представителями общественных организаций. Сейчас на прямой связи со студией председатель "Внешэкономбанка" Владимир Дмитриев. Владимир Александрович, здравствуйте!

Владимир ДМИТРИЕВ, председатель "Внешэкономбанка": Добрый день, Маргарита!

ВЕДУЩАЯ: Владимир Александрович, государство выделяет большие деньги на поддержку малого бизнеса. Вопрос кредитования сейчас один из самых больных вопросов. Ваш банк активно кредитует предпринимателей. И, тем не менее, сегодня не раз об этом говорили, маленькому предприятию все равно сложно получить заем. Почему?

Владимир ДМИТРИЕВ: Я думаю, что по-прежнему остались непреодоленными проблемы, связанные и с обеспечением, связанные с бюрократическими проволочками, связанные с другими препятствиями, мешающими порой представителям малого и среднего бизнеса получить необходимый кредитный ресурс. Но именно поэтому сейчас актуализирована и увеличена по объемам программа государства по поддержке малого и среднего предпринимательства, в том числе реализуемой через "Внешэкономбанк". Мы рассчитываем, что всё больше и больше предпринимателей смогут получить этот ресурс, по крайней мере, региональные банки, с которыми мы работаем, а в рамках программы предыдущего года было выделено 9 миллиардов рублей на поддержку малого и среднего бизнеса через региональные банки. Так вот, в общей сложности в этой программе участвовало порядка 70 региональных банков. Мы рассчитываем, что в этом году программа 30 миллиардов рублей кредитования малого и среднего бизнеса, которая реализуется через систему "Внешэкономбанка", сможет быть направлена на еще большее число региональных банков. Мы рассчитываем, что порядка 130-ти банков по всей стране будут вовлечены в эту программу кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

ВЕДУЩАЯ: Владимир Александрович, сегодня активно обсуждали проблему ставок в коммерческих банках, они очень высокие, и порой настолько, что брать кредит мелкому бизнесмену не то что невыгодно, а может быть, даже невозможно. Можно ли сегодня что-то сделать для того, чтобы банки начали снижать ставки, или пока эта ситуация не имеет никакого разрешения и решения?

Владимир ДМИТРИЕВ: К сожалению, ситуация на рынке в нынешний момент действительно не обещает каких-либо серьезных подвижек, по крайней мере, в ближайшие месяцы. Но для того и сформирована, и реализуется программа государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что она реализуется на весьма льготных для субъектов малого и среднего бизнеса ставках. Так как в целом программа 9-миллиардная, которая была направлена на поддержку малого и среднего бизнеса в прошлом году, реализовывалась по ставкам в целом на уровне 16-17 процентов, и мы уверены, что такой же уровень мы сможем выдержать и по увеличенной программе в размере 30 миллиардов долларов, 30 миллиардов рублей, извините, в 2009 году.

ВЕДУЩАЯ: То есть вы будете держать уровень 16-17 процентов по кредитам, правильно я поняла?

Владимир ДМИТРИЕВ: Мы будем стараться выдерживать этот уровень для конечного заемщика. И залогом, во-первых, увеличения этого ресурса и, во-вторых, сохранения ставок на приемлемом для малого и среднего бизнеса уровне является решение правительства увеличить капитал "Внешэкономбанка" и внести в качестве имущественного взноса дополнительные средства, позволяющие в объеме 30 миллиардов рублей кредитовать субъектов малого и среднего предпринимательства.

ВЕДУЩАЯ: Владимир Александрович, а что касается самих банков, им тоже нужны кредиты. Как облегчить ситуацию на межбанковском рынке, и какие там сейчас сложности?

Владимир ДМИТРИЕВ: К сожалению, общей проблемой для коммерческих банков является отсутствие длинных денег в экономике. Но я убежден, что эта проблема, с заостренным вниманием к которой подходит руководство нашей страны, в скором времени должна найти свое разрешение, и я весьма серьезно отношусь к заявлениям руководителей нашей страны о необходимости снижения ставок кредитования реального сектора нашей экономики и выдерживания параметров, которые позволяют обеспечить и рентабельность, и возвратность кредитов.

ВЕДУЩАЯ: Владимир Александрович, а что сейчас можно делать еще на уровне государства, чтобы развивать кредитование в России, помимо того, помимо тех мер, которые уже предпринимаются?

Владимир ДМИТРИЕВ: Я считаю, что государство достаточно предприняло усилий для того, чтобы обеспечить кредитование реального сектора экономики. Но одновременно я, представляющий интересы "Внешэкономбанка", который не только является институтом развития, но и государственной управляющей компанией по управлению накопительной частью пенсионных средств, полагаю, что этот ресурс практически не задействован с точки зрения кредитования реального сектора, причем по ставкам, которые заметно отличаются от ныне рыночных. И в этой связи я и многие компании реального сектора, прежде всего компании с государственным участием, с большим нетерпением ждем внесения поправок в закон, расширяющий инвестиционную декларацию "Внешэкономбанка" и дающий возможность пенсионным средствам работать на реальный сектор экономики в том случае, если компании, реализующие крупные проекты, которые требуют большого ресурса и на длительный срок, будут выпускать облигации, в которые "Внешэкономбанк" как государственная управляющая компания будет вкладывать пенсионные средства. Мы рассчитываем, что доходность по этим облигациям будет на уровне выше инфляционного, и таким образом будущие пенсионеры могут надежно размещать свободные средства от накопительной части пенсионного ресурса.

ВЕДУЩАЯ: Владимир Александрович, спасибо вам за ваши ответы, я напомню, мы беседовали с главой "Внешэкономбанка" Владимиром Дмитриевым, он находится на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству, мы не раз еще вернемся в течение дня к этой теме.

 

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.