Интервью Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева Российскому информационному каналу «Вести»
ВЕДУЩИЙ: В этом году в России зарегистрировано около 116 тысяч новых коммерческих организаций. Это почти вполовину меньше прошлогодних показателей. Кроме того, почти четверть миллиона коммерсантов свои предприятия закрыли. Кризис больно ударил по малому и среднему бизнесу, - подводят итог эксперты. И добавляют: государственная поддержка, как-то: снижение налогов, льготное кредитование - пока не работает. Как помочь частному предпринимательству? Об этом моя коллега Эвелина Закамская говорит сегодня с руководителем Внешэкономбанка Владимиром Дмитриевым. Я передаю слово Пятой студии. Эвелина, здравствуйте.
Репортаж Эвелины Закамской
КОРР.: Да, Дмитрий, здравствуйте, спасибо. Как раз сейчас идет отбор заявок от банков, которые хотят принимать участие в программе Внешэкономбанка по кредитованию малого бизнеса. ВЭБ должен предоставить банкам ресурсы под завидные по нынешним временам проценты, порядка 10,5 процентов годовых. Ну а банки, в свою очередь, будут предоставлять кредиты уже субъектам малого и среднего предпринимательства. О готовности работать с ВЭБом сообщили уже 75 банков. По какой цене деньги в итоге достанутся бизнесу, сколько малых и средних предприятий может охватить новая программа, все постараемся выяснить в ближайшие двадцать минут.
КОРР.: Владимир Александрович, здравствуйте. Спасибо, что сегодня пришли в нашу студию.
Владимир ДМИТРИЕВ: Добрый вечер.
КОРР.: Вот "75 банков" мы сказали, а вы уже поправили: 160 российских банков готовы сотрудничать по новой программе Внешэкономбанка. Понятно, что в желающих сотрудничать с вами недостатка никогда не было. Другое дело, что в итоге получат предприятия малого и среднего бизнеса, сумеет ли Внешэкономбанк помочь им выправить ситуацию в кризисное время. Чем новая программа отличается от старой, почему понадобилось ее переделывать, изменять? Что она из себя представляет?
Владимир ДМИТРИЕВ: Да, действительно, мы приступили к реализации новой программы поддержки малого и среднего бизнеса, и смысл ее состоит в том, что она более объемная по своему размеру. Это не 9 миллиардов, которые выделялись в прошлом году, хотя освоено было более 10 миллиардов рублей. Это уже 30 миллиардов рублей. Но новая схема позволит мультиплицировать эффект этой программы. Мы рассчитываем, что порядка ста миллиардов рублей дойдет до субъектов малого и среднего предпринимательства. Новизна этой программы состоит в том, что мы кредитуем, точнее Российский банк Развития, через который выделяются эти средства, он кредитует региональные банки под уже существующий пакет, кредитный портфель кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства. Более того, кредиты, предоставляемые региональным банкам, Российский банк Развития, и на этот счет есть договоренность с Центральным банком, может использовать в качестве обеспечения под получение нового рублевого ресурса в Центральном банке, который также будет направляться на кредитование региональных банков под существующий пакет.
КОРР.: То есть, проще говоря, вы выделяете деньги Российскому банку Развития, а тот в свою очередь распределяет их между региональными банками.
Владимир ДМИТРИЕВ: Совершенно верно.
КОРР.: А под какой процент вы даете деньги?
Владимир ДМИТРИЕВ: Мы даем средства под тот же процент, под который мы их получаем из Фонда национального благосостояния, под 8,5 процентов. И есть договоренность с Российским банком Развития, согласованная с Министерством экономического развития, о том, что банкам региональным кредиты выдаются по ставке ниже ставки рефинансирования. То есть мы исходим из того, что в среднем ставка будет составлять 10,5 процентов. И конечные заемщики будут получать кредиты по ставке в среднем на уровне 17 процентов.
КОРР.: 17 процентов, это гарантированная ставка, то есть не выше.
Владимир ДМИТРИЕВ: Да, это ставка, которую жестко отслеживать будет и Российский банк Развития, и соответственно отчитываться перед нами об этом контроле.
КОРР.: Здесь должен быть выдержан некий баланс по регионам, чтобы деньги равномерно распределялись по стране. Существуют ли такие региональные лимиты, как они действуют?
Владимир ДМИТРИЕВ: Да, действительно, из тех заявок, которые поступили по новой схеме финансирования малого и среднего предпринимательства, существуют региональные лимиты. Мы сейчас имеем заявки от региональных банков, которые находятся в 75 регионах нашей страны. Региональные лимиты устанавливаются в соответствии со степенью социально-экономического развития региона, плотностью охвата банками кредитования малого и среднего предпринимательства, собственно самой степенью развитости этого бизнеса, малого и среднего бизнеса. И существует ряд других критериев, по которым собственно и устанавливается лимит, региональные лимиты.
КОРР.: И каким регионам повезло больше?
Владимир ДМИТРИЕВ: Я уже сказал о том, что 75 регионов оказались в числе тех, кто вправе претендовать на масштабное финансирование малого и среднего предпринимательства. Причем у нас есть регионы, где объем заявок в разы превышает установленные региональные лимиты. Как правило, это те регионы, которые уже и самостоятельно, и с помощью федеральных программ поддержки, с помощью финансовых ресурсов, которые выделялись Российским банком Развития, активно работают с малым и средним бизнесом. Это Поволжье, где Татарстан - явный лидер. Это Центральный регион, это Уральский федеральный округ. Пилотные проекты мы сейчас запускаем на Камчатке и в ряде других областей Дальневосточного федерального округа. Так что, в принципе, нашей программой охвачена практически вся страна.
КОРР.: А вы следите за тем, в каких направлениях кредитуются предприятия, какого рода эти предприятия, в какие отрасли?
Владимир ДМИТРИЕВ: Вы исключительно правильный вопрос задали. Связан он с тем, что как бы приоритеты отраслевые - это то, что отличает программу поддержки малого и среднего бизнеса нашей корпорации и Российского банка Развития от коммерческих банков. Порядка 60 процентов средств, выделяемых на поддержку малого и среднего бизнеса, это исключительно производственная сфера. Сфера транспорта, сфера связи, сфера услуг. И менее двадцати процентов - это торговля. В то время как еще пять лет назад соотношение было прямо противоположное: порядка 60 процентов приходилось на торговлю, то есть там, где средства быстро окупаются. Там, где деятельность предпринимателей в малом и среднем бизнесе не связана с инновационной сферой, с промышленной, производственной сферой. Сейчас этот перекос нам удалось изменить.
КОРР.: То есть банки, получается, перед вами должны отчитываться за то, кому они дали деньги и на что?
Владимир ДМИТРИЕВ: Да, безусловно. Это жесткое требование. Это один из критериев, по которым наши ресурсы выделяются. И кстати, это понимают не только банки и предприниматели, но, поскольку к нашей программе подключились уже и наши зарубежные партнеры, они тоже ставят в качестве необходимого условия соблюдение малым и средним бизнесом этих приоритетных направлений своей деятельности.
КОРР.: Каким образом будет осуществляться контроль все-таки? Что он из себя представляет: отчеты, годовые, полугодовые? Присутствие ваших представителей?
Владимир ДМИТРИЕВ: Мы построили достаточно жесткую и, на наш взгляд, весьма эффективную систему контроля, мониторинга за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. И соответственно кредитами, которые выделяют региональные банки. Это дистанционный мониторинг, основанный на отчетности ежеквартальной, которую предоставляют региональные банки. И это выезды на места, где мы общаемся непосредственно с субъектами малого и среднего предпринимательства, смотрим на кредитный портфель банков, проводим методологическую работу с ними. Так что, в полной мере контролируем приоритетные направления кредитования малого и среднего бизнеса.
КОРР.: Владимир Александрович, вы неоднократно подчеркивали, что Внешэкономбанк - это не коммерческая организация, и многие воспринимают Внешэкономбанк как большой кошелек, откуда можно пойти и взять и еще всем похвастаться, рассказать, что вот мы взяли деньги во Внешэкономбанке, значит, нам верят. А вам вообще-то деньги отдают? И рассчитываете ли вы на возврат этих средств, именно из этой сферы, из малого и среднего бизнеса?
Владимир ДМИТРИЕВ: Вы знаете, как ни странно, а может быть, наоборот, и весьма симптоматично, что процент невозврата - это относится не только к портфелю, сформированному Российским банком Развития, но и относится к региональным банкам, крупным коммерческим банкам. Так вот, процент невозврата кредитов, предоставленных малому и среднему бизнесу, гораздо ниже, нежели обычные кредитные портфели, связанные с реализацией промышленных проектов, кредитованием строительства, торговли и так далее. И в принципе, что касается вот такого инновационного направления в деятельности малого и среднего предпринимательства, здесь процент невозврата еще меньше. Другое дело, что особенно в нынешнее непростое время, когда кризис охватил, в том числе и предприятия малого и среднего бизнеса, конечно, требуется повседневная и постоянная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
КОРР.: Сто миллиардов рублей, которые выделены под эту программу, какой процент предпринимателей они могут охватить? Эксперты подсчитали и называли сумму, совсем мизерную, порядка одного процента предпринимателей.
Владимир ДМИТРИЕВ: Мне сложно говорить в таких относительных цифрах и показателях. Скорее упомяну цифру о том, что предыдущая программа, реализованная в объеме порядка десяти миллиардов рублей, охватила четыре тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства. Мы считаем, что новая программа будет гораздо эффективнее с точки зрения охвата и территориального, и собственно, самих малых и средних предпринимателей.
КОРР.: И еще некоторые данные экспертов. Всего двадцать процентов российских предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса, знают о том, что государство их готово поддерживать. И видимо, им нужно об этом подробно и долго рассказывать. Вот каким образом Внешэкономбанк собирается популяризировать свою программу?
Владимир ДМИТРИЕВ: Мы вот этому пиар-элементу придаем исключительно важное значение. Вы знаете, что весной мы провели совместно с Министерством экономического развития общероссийскую конференцию, посвященную проблемам малого и среднего предпринимательства. Она привлекла внимание не только самих предпринимателей малого и среднего бизнеса, но и правительство. На ней выступил председатель правительства Владимир Владимирович Путин. Выступил достаточно жестко в том смысле, что необходимы барьеры, прежде всего административные и бюрократические, снести на пути развития малого и среднего предпринимательства. Ну и, конечно же, была поддержана программа кредитования малого и среднего бизнеса через региональные банки путем дальнейшего рефинансирования этих кредитов в Центральном банке и наращивания объемов кредитования. Конечно, здесь существуют и недоработки. И мы прежде всего связываем их с тем, что даже заглянув на сайты региональных банков, мы видим отсутствие какой бы то ни было информации о их готовности через Российский банк Развития, через Внешэкономбанк реализовывать программу поддержки малого и среднего бизнеса. Мы в этом смысле продвинулись далеко, совместно со Всемирным банком мы разработали специальный сайт, сайт Российского банка Развития, где изложена и методология, основные принципы и подходы, возможности, которые открываются через программу поддержки малого и среднего бизнеса со стороны Российского банка Развития. И чувствуем по числу посещений этого сайта, что интерес к этому, конечно же, есть. Но работа еще предстоит немалая.
КОРР.: Назовите, пожалуйста, адрес этого сайта.
Владимир ДМИТРИЕВ: Я на память не помню, но достаточно зайти просто в сайт Российского банка Развития, РосБР, там есть специальный раздел, посвященный поддержке малого и среднего предпринимательства.
КОРР.: Все-таки, Владимир Александрович, вам не кажется, что вот эта цепочка - Внешэкономбанк, РосБР, и региональные банки, - она несколько длинна для того, чтобы нам в кратчайшие сроки успеть поддержать малый и средний бизнес? Для чего она нужна, для чего нужен этот посредник?
Владимир ДМИТРИЕВ: К сожалению, закон «О Банке Развития» и финансовый меморандум гласят о том, что сам Внешэкономбанк как государственная корпорация не вправе кредитовать непосредственно субъектов малого и среднего предпринимательства. И, наверное, пока преждевременно говорить о том, чтобы ВЭБ взял на себя в полной мере миссию Российского банка Развития, кредитуя региональные банки. Дело в том, что у Российского банка Развития эта миссия уже сформировалась до того, как была создана Государственная корпорация Банк Развития и внешнеэкономической деятельности, до реализации вот той программы, о которой я вам сказал, 9 миллиардов рублей. Российский банк Развития уже выполнял по сути дела эксклюзивную миссию поддержки малого и среднего предпринимательства, когда под государственные гарантии он привлек порядка 300 миллионов долларов на рынки, и за счет этих средств кредитовал малый и средний бизнес. То есть там сложилась уже инфраструктура, сложилась технология поддержки малого и среднего бизнеса. Поэтому, наверное, не резонно на переправе менять лошадей. Как говорится, лучшее - всегда враг хорошего. Мы считаем, что та система, которая существует, в нынешней ситуации оптимальна для поддержки малого и среднего предпринимательства.
КОРР.: С другой стороны, если бы это помогло сократить процент ставки?
Владимир ДМИТРИЕВ: Я думаю, что это тема, над которой надо работать. Но, по крайней мере, в нынешней программе Внешэкономбанк, получая средства из Фонда национального благосостояния под 8,5 процентов, под такой же процент предоставляет ресурсы Российскому банку Развития. То есть материнская компания на малом и среднем бизнесе не наживается.
КОРР.: Внешэкономбанк тем не менее занялся поисков инвесторов, кроме государства, которые могли бы кредитовать российский малый и средний бизнес.
Владимир ДМИТРИЕВ: Да, это так. Это так. Я думаю, что этот процесс носил в общем-то характер такого взаимного интереса. Первыми, кто откликнулся на масштабную программу поддержки малого и среднего предпринимательства, оказались национальные и международные финансовые организации развития.
КОРР.: Вообще очень приятно слышать, что к нашему малому и среднему бизнесу есть интерес там.
Владимир ДМИТРИЕВ: Вы знаете, я бы сказал даже более того, интерес не только есть, но он и нарастает, несмотря на кризис. Нарастает и интерес к России. И с точки зрения инвестиций, и с точки зрения поддержания и развития нормальных торгово-экономических, финансовых и инвестиционных отношений. Так вот, возвращаясь к инвесторам, мы первое соглашение о поддержке со стороны зарубежных партнеров малого и среднего бизнеса подписали с немецким банком развития KfW. Это наш давний партнер, мы с ним десятилетия уже сотрудничаем. Сотрудничали, правда, при реализации в России крупных инвестиционных проектов. Но он партнер Внешэкономбанка и с точки зрения поддержки малого и среднего бизнеса, которая, кстати, является тоже профильной деятельностью для этого немецкого банка. Так вот, на поддержку малого и среднего бизнеса наш немецкий партнер выделил 200 миллионов евро. Схема кредитования такова, что банк предоставляет кредиты российским региональным банкам под гарантию Внешэкономбанка. Средства выделяются исключительно на цели поддержки инновационных направлений в малом и среднем бизнесе, энергосберегающих технологий и других приоритетных, в том числе для нас, направлений деятельности. Первое такое соглашение буквально две недели назад было подписано с российским Промсвязьбанком на сумму порядка 30 миллионов евро под гарантию Внешэкономбанка. И здесь мы тоже, осознавая вместе с нашим немецким партнером необходимость жесткого мониторинга, наладили систему контроля за целевым использованием этих средств.
КОРР.: То есть это деньги помимо тех ста миллиардов, это дополнительные средства?
Владимир ДМИТРИЕВ: Да, разумеется, это новые средства. Мы ведем сейчас переговоры о реализации аналогичной схемы с Европейским банком реконструкции и развития. С их стороны был заявлен объем порядка одного миллиарда евро, которые ЕБРР был готов предоставить на поддержку малого и среднего бизнеса. Подобного же рода переговоры у нас ведутся с Международной финансовой корпорацией. Это одна из структур Всемирного банка. Так что интерес к тому, чтобы российский малый и средний бизнес поднимался, не только у нас, не только у нашего правительства, но и у наших международных партнеров.
КОРР.: Дорогие деньги на западе? И как это в конечном итоге может сказаться на процентной ставке кредитования уже непосредственно предпринимателей?
Владимир ДМИТРИЕВ: Это на самом деле ключевой вопрос, который тормозит быстрое завершение...
КОРР.: Получение денег?
Владимир ДМИТРИЕВ: И получение денег, и быстрое завершение переговоров. Потому что, конечно же, международные финансовые организации, прежде всего, подчеркиваю, международные финансовые организации сталкиваются с проблемой валютного риска. В то время, как девальвационные ожидания...
КОРР.: Всегда присутствуют.
Владимир ДМИТРИЕВ: Всегда присутствуют. И, к сожалению, но это факт, - поведение рубля не всегда соответствует нашим желаниям иметь надежную, крепкую, устойчивую национальную валюту. Но я думаю, что монетарные власти все-таки справятся с этой ситуацией, и отношение к рублю западных партнеров изменится. Но, так или иначе, это вопрос, который нельзя обходить стороной. И, разумеется, оценивая высокие валютные риски, соответственно завышенную процентную ставку наши зарубежные партнеры закладывают в свой валютный ресурс. Хотя, говоря о наших зарубежных партнерах, я, тем не менее, хотел бы сказать, что в отношениях с немецким банком развития мы вышли на вполне приемлемые для конечных заемщиков параметры, в целом соответствующие той программе, которая сейчас реализуется через Российский банк Развития.
КОРР.: Что за параметры?
Владимир ДМИТРИЕВ: Это те самые 17 процентов годовых, которые конечный заемщик платит региональному банку.
КОРР.: Там есть условия, кредитование в валюте или в национальной валюте, в рублях?
Владимир ДМИТРИЕВ: Ресурс предоставляется в валюте, по крайней мере, то, о чем я говорил в отношении немецкого банка развития. Соответственно, предпочтение отдается тем предприятиям, которые в состоянии нести валютные риски, имея соответствующую рентабельность и адекватную возможность рассчитываться по валютному кредиту.
КОРР.: То есть это не очень малые предприятия уже получаются, и не самые слабые.
Владимир ДМИТРИЕВ: Ну, по крайней мере, это если не малые, то уж средние наверняка. Так что вот мы говорим о тридцатимиллионном кредите, конечно же, он предназначен не для одного заемщика, а для целого ряда предприятий, работающих в инновационной сфере.
КОРР.: Кстати, существует, что по программе Российского банка Развития, что по программе с немецким банком, максимальная сумма кредитования?
Владимир ДМИТРИЕВ: Да, мы предусмотрели. По крайней мере, в нашей 30-миллиардной программе. Мы говорим о 30 миллиардах, но в принципе рассчитываем, что она превратится в конечном итоге в сто миллиардов, а может быть, и больше за счет возможности мультипликативного эффекта. Да, мы снизили существенным образом максимальный порог со 150 миллионов до 60 миллионов рублей, полагая, что тем самым мы расширим число участников нашей программы. И в этом смысле для привлечения большего числа предпринимателей, мы снизили срок предоставления кредита. Сейчас минимальный срок - это полгода.
КОРР.: Учитывая ваши активные переговоры с Европейским банком развития, с немецким банком, - означает ли это, что Внешэкономбанк в свою очередь проявляет интерес к немецкому бизнесу и к бизнесу на западе? Вы туда вкладываете что-то?
Владимир ДМИТРИЕВ: Мы работаем активно с зарубежными партнерами, причем из реального сектора. Пока еще не можем похвастаться тем, что эта работа связана...
КОРР.: С многомиллионными вливаниями?
Владимир ДМИТРИЕВ: Малый и средний бизнес. А вот как раз по поводу многомиллионных вливаний, тут нам есть, о чем отчитаться. По крайней мере, последний государственный визит в Германию и переговоры, и в рамках визита подписанные соглашения говорят как раз о том, что немецкие предприятия, немецкие банки готовы и поставлять современное оборудование, и что касается банков, кредитовать эти сделки. Мы подписали опять-таки с нашим партнером, немецким банком развития KfW кредитное соглашение на 500 миллионов евро, которое связано с финансовой поддержкой со стороны этого банка поставок современного немецкого оборудования для ряда проектов, которые финансируются Внешэкономбанком. Это Тобольский крупный завод по утилизации попутного нефтяного газа, это первый за последние тридцать с лишним лет целлюлозно-бумажный комбинат, который будет построен в Нижнем Приангарье, и ряд других проектов, где востребовано зарубежное, в том числе, германское оборудование.
КОРР.: Внешэкономбанк вступает в "клуб долгосрочных инвесторов", что это такое? Для чего это?
Владимир ДМИТРИЕВ: Внешэкономбанк действительно совсем недавно был приглашен впервые поучаствовать в конференции "Клуба долгосрочных инвесторов", и ему было предложено вступить в этот клуб как институту развития, как банку, который предпочтение отдает долгосрочным и масштабным инвестициям в экономику нашей страны. Участниками клуба являются наши партнеры, банки развития во Франции, в Германии, в Италии. Их намерение развивать этот бизнес в сфере долгосрочных инвестиций поддерживают государственные страховые агентства, и участие в этом престижном клубе мы рассматриваем как, во-первых, существенный признак доверия к Внешэкономбанку как к институту развития в Российской Федерации, и, во-вторых, как возможность через наше участие привлекать масштабные зарубежные инвестиции в нашу экономику. Самое главное, и я еще раз хочу это подчеркнуть, у нас есть совершенно понятная, основанная на наших партнерских отношениях убежденность в том, что такие инвестиции в нашу страну идут.
КОРР.: У меня последний вопрос, Владимир Александрович, он связан с недавним расширением инвестдекларации Внешэкономбанка и новыми возможностями, которые появились у банка для управления пенсионными средствами, деньгами так называемых "молчунов". Что "молчунам" делать сейчас можно, как формируется портфель, и как еще можно повлиять на управление этими средствами?
Владимир ДМИТРИЕВ: "Молчунам" нужно определиться, прежде всего, хотят ли они остаться в консервативной декларации, либо оставаться "молчунами".
КОРР.: Рискнуть?
Владимир ДМИТРИЕВ: Рисковать умеренно. Потому что основной принцип нашей работы состоит в том, чтобы соотношение риска и доходности находилось на оптимальном уровне. Но помимо всего этого, нам думается, что "молчуны", уж, по крайней мере, сознательные "молчуны", конечно же, будут заинтересованы не только в том, чтобы доходность по их вложениям была на уровне уж не ниже инфляции, хотя и в этом смысле, конечно, упреки надо адресовать не Внешэкономбанку, а...
КОРР.: Ну мы поняли, кому. Хорошо бы, чтобы инфляция была меньше.
Владимир ДМИТРИЕВ: Совершенно верно. Но второе обстоятельство, которое, на мой взгляд, должно также посещать умы наших "молчунов", состоит в том, что, расширяя нашу инвестиционную декларацию, правительство, в том числе расширяет возможности для масштабного и долгосрочного кредитования нашей экономики. Мы полагаем, что с ноября месяца, когда, собственно, может быть сформирован уже такой, скажем так, не консервативный инвестиционный портфель, порядка 80-90 миллиардов рублей окажутся свободными для финансирования реальной экономики. Это облигации, выпускаемые надежными российскими заемщиками, это субфедеральные облигации, субъектов федерации, которые также выпускаются для реализации региональных инвестиционных проектов. Это и депозиты в коммерческих банках, которые позволят и решать проблемы с ликвидностью, и расширять ресурсную базу наших банков, опять-таки для кредитования реального сектора нашей экономики.
КОРР.: Но вы эти инструменты все-таки не относите к группе высокого риска?
Владимир ДМИТРИЕВ: Безусловно. Мы не только не относим, а сама декларация, и суть закона сводится к тому, что расширяя нашу инвестиционную декларацию, власти тем не менее исходят из того, что критерии, которыми должны руководствоваться мы при отборе заемщиков, должны все-таки сводить к минимальному риску инвестирования средств будущих пенсионеров.
КОРР.: Ну а тем, кто все-таки хочет поберечься и сохранить консервативную политику, ему что, нужно обратиться с заявлением?
Владимир ДМИТРИЕВ: Совершенно верно. Мы рассчитываем, что будущие пенсионеры, желающие остаться в прежней консервативной сфере инвестирования накопительной части пенсионных средств, должны формализовать свое волеизъявление и написать соответствующие заявления о их намерении остаться в прежней консервативной декларации. Ну и соответственно те, кто по другим причинам не продемонстрирует своего явного волеизъявления, будут объектом уже расширенной инвестиционной декларации.
КОРР.: Опять приходится выбирать между синицей и журавлем.
Владимир ДМИТРИЕВ: По крайней мере, Внешэкономбанк все эти годы демонстрировал максимальную эффективность в рамках той декларации, которой предписывалось инвестирование пенсионных средств. И мы полагаем, что на самом деле и синица может с одной стороны быть в руках, а с другой стороны летать так же высоко, как и журавль.
КОРР.: Я благодарю вас за то, что вы сегодня пришли в нашу студию. Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев отвечал сегодня на наши вопросы. Спасибо.

У «молчунов» есть август и сентябрь
![]() |
ТЕКСТ: Ольга Танас |
Пенсионные накопления «молчунов» с ноября могут быть вложены в бумаги российских компаний и зарубежных финансовых институтов. О том, какие выгоды и риски это принесет гражданам, «Газете.Ru» рассказал директор департамента доверительного управления Внешэкономбанка Александр Попов.
Разговоры о том, чтобы разрешить инвестирование средств «молчунов» в более доходные инструменты, чем госбумаги, идут давно. Почему решение было принято именно сейчас, когда финансовые рынки ведут себя непредсказуемо?
– У нас, как обычно, долго запрягают. Мы говорим об этом уже пять лет, с того времени, как начали управлять пенсионными накоплениями. Очевидно, что в начале пенсионной реформы из осторожности установили слишком жесткие ограничения для инвестирования. В нашем случае совсем переборщили: ведь когда в портфеле находится всего один инструмент, как он себя ведет, так ведет себя и портфель. И никаких возможностей как-то бороться против снижения цен на ОФЗ в прошлом году у нас не было.
К тому же пенсионные накопления – это большая ресурсная база для экономики. Весной 2008 года, когда о кризисе никто и не думал, мы вынесли этот вопрос на заседание нашего наблюдательного совета. И получили поддержку премьер-министра – председателя наблюдательного совета. Так что принципиальные решения об увеличении перечня инструментов ГУК были приняты раньше, чем в России начался кризис.
А может быть, был смысл переждать кризис или хотя бы дождаться, пока ситуация в экономике стабилизируется?
– Самые лучшие инвестиции делаются в момент кризиса.
Тем более что один из основных способов преодоления кризиса – это реализация инфраструктурных проектов. Их можно финансировать и за счет бюджета, и за счет пенсионных накоплений. Разница лишь в том, что нам обязательно нужна возвратность и доходность.
Таких проектов очень много: они дорогостоящие, долгосрочные, но при этом обладают очень большим потенциалом отдачи. Например, строительство трассы Москва – Санкт-Петербург. Вроде бы просто дорога, но во всем мире дорожные концессии – это очень прибыльное дело. Есть множество других примеров – трубопроводы, нефтепроводы, газопроводы, аэропорты. В кризис вкладывать в такие проекты очень неплохо, поскольку можно попытаться зафиксировать высокую доходность.
А если кризис затянется?
– Трудно, конечно, сказать, сколько кризис будет длиться. Но для пятилетнего проекта ничего страшного в кризисе нет. Естественно, при должном контроле и анализе проекта, а также понимании его экономической составляющей. Безусловно, мы не будем хвататься и вкладываться в первый попавшийся проект. Мы будем опираться на аналитическую и проектную базу Внешэкономбанка, потому что большинство крупных инфраструктурных проектов так или иначе проходят через Внешэкономбанк как Банк развития.
Пенсионные накопления, конечно, долгосрочный ресурс. Однако он не бесплатный и предоставляется на возвратной основе. Если предприятия хотят получать эти ресурсы, то они должны соответствовать большому количеству весьма жестких требований, должны научиться формулировать свои проекты, формировать их и обосновывать.
Сколько сейчас денег в накопительной системе?
– Всего в накопительной части, переданной в доверительное управление, около 511–520 млрд рублей. Точную цифру назвать довольно трудно, поскольку у ПФР нет информации о доходах НПФ. Есть только данные о суммах, которые были переданы в НПФ.
Сколько средств находится в управлении Внешэкономбанка?
– У нас сейчас 445 млрд рублей, это где-то 85%. Это очень большие деньги.
По сути, это единственный долгосрочный ресурс экономики кроме бюджетных средств.
Конечно, по сравнению с масштабами экономики эти средства малы. Помню, как в 2005–2006 годах все ужасались и говорили: как мы с такими деньгами выйдем на рынок? Я и сейчас удивляюсь возобновившимся разговорам про «слона в посудной лавке». Лавка – уже давно не лавка, а огромное поле.
Опишите, пожалуйста, порядок принятия решения гражданами по выбору портфелей.
– Самое главное новшество – это деление портфелей: портфель госбумаг (включает ценные бумаги РФ, корпоративные облигации, гарантированные государством, и счета в банках) и расширенный портфель.
Последний формируется на базе существующего портфеля, но расширяется список инструментов, появляются корпоративные и ипотечные облигации, облигации международных финансовых организаций, а также депозиты в рублях и валюте в банках.
У нас в портфеле находятся деньги «молчунов» и тех граждан, которые сознательно выбрали государственную компанию. Последние автоматически уходят в портфель госбумаг. Им для этого ничего делать не надо. «Молчунам», чтобы оказаться в расширенном портфеле, тоже ничего делать не надо, они остаются в нем.
Однако
если молчуны захотят продолжить инвестировать только в госбумаги, у них есть август и сентябрь, чтобы написать соответствующее заявление в ПФР. И тогда их средства ни единой минуты не будут инвестироваться в новые инструменты.
Аналогично могут поступить и те, кто автоматически оказался в портфеле госбумаг, но хочет диверсифицировать инструменты: им надо написать заявление.
В случае поступления вышеуказанных заявлений в Пенсионный фонд Российской Федерации до 30 сентября 2009 года они будут рассмотрены и удовлетворены в срок до 30 октября 2009 года.
Какова будет структура расширенного портфеля?
– Преимущественную долю расширенного портфеля все равно будут составлять государственные ценные бумаги. Никоим образом мы не хотим увеличивать риски. Остальное – бумаги самых надежных российских эмитентов. Также будут ипотечные ценные бумаги. Правда, пока их в России мало, но уже на 28 млрд рублей ипотечных выпусков есть.
Будут бумаги международных финансовых организаций, их больше 20 млрд рублевых выпусков. Речь идет в первую очередь о Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), бумаги которого пользуются довольно большим спросом, а для нас это неплохая возможность вкладывать в инструмент с рейтингом гораздо выше суверенного российского, но обладающего сопоставимой доходностью. Этот инструмент для нас очень интересен и очень важен.
Депозиты – возможность больше конъюнктурная. Когда на рынке с ликвидностью ситуация напряженная, ставки по депозитам растут, здесь мы можем что-то разместить.
Но чтобы просто какую-то часть портфеля в жесткой форме обязательно инвестировать в депозиты, такого не будет.
Еще раз подчеркиваю, мы не собираемся выходить и с нашими объемами что-то скупать на вторичном рынке. Это не наша цель. Мы будем ориентироваться на первичные крупные размещения с неплохой доходностью.
А в какой пропорции?
– Все максимальные доли будут установлены правительством в инвестиционной декларации. Проекты деклараций недавно опубликовал Минфин на своем интернет-сайте. Однако это пока проекты, которые будут министерствами и ведомствами обсуждаться и согласовываться. В пределах установленных долей мы и будем варьировать портфель, проводить корректировки.
От чего эти пропорции будут зависеть?
– От ситуации на рынке, от наличия инструментов. Многое, например, будет зависеть от ипотечного рынка, как дальше все пойдет. Потому что на данном этапе единственным эмитентом выступает АИЖК. Потом, думаю, банки начнут дальше секьюритизировать свои ипотечные кредиты. Конечно, мы будем смотреть и на доходность инструментов, что лучше, что выгоднее.
Некоторые представители частных управляющих компаний опасаются, что расширение инвестиционной декларации Внешэкономбанка приведет к появлению на рынке мощного монополиста.
– Мы на «поле» частных УК и НПФ играть не будем. У нас совершенно не те объемы и не те цели, и, самое главное, у нас нет акций, которые могут составлять большую часть портфеля у частников и на чем можно заработать большую доходность.
У нас совершенно разные секторы рынка. С нашими объемами нам не интересно на вторичном рынке скупать существующие разрешенные облигации, потому что это приведет к моментальному росту цен на них, позволит заработать биржевым спекулянтам, а реального эффекта для застрахованных граждан не принесет. Наш интерес в первую очередь в том, чтобы содействовать реализации крупных доходных проектов, что не только обеспечит реальную сохранность накоплениям граждан, но и позволит российской экономике быстрее вернуться к устойчивому росту.
У вас в портфеле нет акций из-за высоких рисков при инвестировании в них?
– Это одна из причин.
Не наша это цель – много заработать, нам главное – сохранить. И потом, акции – это все-таки собственность. Зачем нам, государственной компании, их покупать?
Немаловажно, что держатели облигаций в случае банкротства компании все-таки смогут получить какую-то компенсацию, хотя бы частично, за счет имущества компании. А акционеры всегда стоят в последнюю очередь, и, как правило, они уже ничего не получают.
Но все же расширенный портфель более рискованный?
– Безусловно, кредитный риск здесь выше. В портфеле госбумаг – только государственные ценные бумаги и корпоративные облигации, гарантированные государством. А в расширенном портфеле появляются инструменты с кредитным риском.
Даже если это «Газпром», все равно корпоративный кредитный риск выше суверенного.
С ипотечными бумагами то же самое, хотя эти бумаги обеспечены залогом. Но в России ситуация не такая, как в Европе и в США. На Западе – переизбыток жилья, поэтому цена действительно определяется рынком и может сильно меняться. Безусловно, в России тоже происходит некоторое снижение цен на жилье, но это не те масштабы, как в Европе и США.
С учетом нашей цели – сохранить средства, нам нет смысла очертя голову бросаться в корпоративные ценные бумаги. Мы потихонечку будем инвестировать в расширенный набор инструментов и не собираемся сразу бросать госбумаги. Тем более что доходность по ним сейчас даже выше инфляции, прогнозируемой на этот год.
Более того, правительство установит нам определенные ограничения и требования по инструментам, в которые мы можем вкладываться. Это самые надежные бумаги самых надежных эмитентов, рейтинги которых незначительно отличаются от рейтингов Российской Федерации.
Это бумаги госкомпаний?
– Не только их. По проекту инвестдекларации, мы сможем покупать корпоративные облигации тех компаний, которым присвоен рейтинг не более чем на одну ступень ниже суверенного. А таких компаний и регионов более сотни.
На что вы бы посоветовали гражданам обратить внимание при выборе портфеля?
– Если доход вам не важен и для вас главное, чтобы номинальная сумма осталась точно такой же и ни в коем случае не упала, тогда это портфель государственных ценных бумаг. В этом портфеле выплата номинальной стоимости облигаций и купонов гарантирована государством, подчеркиваю, исключительно в силу характера инструментов, входящих в портфель.
В расширенном портфеле, помимо гарантий государства на подавляющую часть портфеля, есть еще и высокая надежность эмитентов, и залог в виде недвижимости по ипотечным бумагам. Ничего не буду говорить про доходность инвестирования, как она может измениться. Но, безусловно, эффективность управления расширенным портфелем вырастет, этот портфель более гибкий. Банальный пример: доходность к погашению по высоконадежным корпоративным бумагам по сравнению с ОФЗ на 2–3% выше.
Может получиться так, что сейчас те или иные бумаги считаются надежными и высокодоходными, а на тот момент, когда нужно будет выходить на пенсию, они обесценятся, и получится, что ничего не заработано?
– Еще раз подчеркну, что у нас не будет даже возможности вкладываться в рискованные бумаги, у которых есть какая-то вероятность дефолта и высокий кредитный риск. И ограничения, установленные правительством, работают хорошо. Из всего списка А1, который был установлен для частных управляющих компаний и НПФ, всего два дефолта из более чем 60 эмитентов. И это с учетом серьезности кризиса!
Требования и ограничения помогают существенно снизить именно кредитные риски, потому что от рыночных никто не застрахован.
В течение 15, 20, 30 лет, пока инвестируются пенсионные накопления, цена может меняться очень сильно. В качестве примера приведу доходность по ОФЗ. В 2003 году, когда мы еще не инвестировали накопительную часть пенсии, доходность была 15–17%. Потом она опустилась до 6,5%, а сейчас выросла до 12–13%. Вот какие движения, а это всего 5–6 лет. Поэтому для долгосрочных инвестиций самое главное – это низкий кредитный риск. Тем и хороши государственные и высоконадежные корпоративные и ипотечные облигации, что и номинал, и купон свой вы получите в любом случае.
Более того, кроме различных ограничений и требований со стороны правительства, списков ФСФР, есть наша собственная внутренняя система управления рисками, она очень жесткая и не допускает каких-то отклонений. Если с точки зрения кредитного риска возникают какие-то вопросы, бумага будет немедленно выведена из состава портфеля.
В случае отрицательной динамики по доходности размещений, кто будет оплачивать неудачные инвестиции?
– Временная отрицательная динамика по доверительному управлению – это нормальное явление.
Как правило, управляющая компания за убытки не отвечает. Так выстроена система. У частных управляющих компаний уже не первый год убытки, мы в прошлом году впервые вышли близко к нулю. Возможно, проблема в том, что, конечно, все накопления персонифицированы, они отражаются на персональных счетах граждан, но не являются их собственностью. По 111-му закону (федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ». – «Газета.Ru») пенсионные накопления – это собственность РФ.
Если бы накопительная часть пенсии была в собственности граждан, то и отношение к ней было бы другое, более внимательное. И права у граждан были бы другие.
То есть гражданин может получить эти деньги, лишь когда выйдет на пенсию. И то не все разом?
– Закон о выплатах накопительной части пенсии только готовится. Первые выплаты начинаются только в 2013 году, поэтому этот закон к этому времени должен быть готов. В нем должны быть определены права граждан по накопительной части, а также возможности ПФР, НПФ по условиям выплаты накопительной части пенсии.
Можно ли будет поменять инвестиционный портфель?
– Конечно, можно. Никто ничего не отменял. Каждый год гражданин может выбрать любой портфель, любую управляющую компанию – государственную, частную или НПФ. Ограничений никаких нет.
Что изменится для Внешэкономбанка?
– Ничего, кроме усложнения работы. Управлять двумя портфелями всегда сложнее, чем одним.
Штат сотрудников увеличится?
– Конечно. Мы и так работаем в сверхкомпактных условиях. Обязательно потребуется увеличение штата сотрудников.
Каким будет вознаграждение Внешэкономбанка от инвестирования накопительной части пенсии?
– По договору о доверительном управлении, у всех управляющих компаний стоит максимальная сумма в 10% от доходов от инвестирования. Частные управляющие фактически получают эти 10%. Однако по закону вознаграждение должно снижаться по мере роста средств в управлении. У Внешэкономбанка средства и так большие, если бы мы еще и 10% от доходов получали, сумма была бы впечатляющей уже на второй год.
Согласно нашему договору с ПФР, в случае наличия доходов от инвестирования за год мы получаем 0,2% от стоимости активов в управлении до 100 млрд рублей и 0,02% от стоимости активов в управлении, превышающих 100 млрд рублей. Получается фактически фиксированное, не зависящее от доходов вознаграждение 200 млн рублей с копейками. Если у нас убыток, то просто ничего не получаем. Поэтому мы активно добивались расширения перечня инструментов инвестирования пенсионных накоплений отнюдь не ради увеличения собственных доходов. Для Внешэкономбанка управление пенсионными накоплениями – это одновременно и большая ответственность по исполнению функций государственной управляющей компании, и большая честь, что именно Внешэкономбанк был выбран правительством для исполнения этого поручения.
