Интервью заместителя Председателя Внешэкономбанка Михаила Копейкина телеканалу «Россия 24»
«РОССИЯ 24»,
ИНТЕРВЬЮ,
12.07.2010, 21:42
ВЕДУЩИЙ: Почему в России так слабо развит малый и средний бизнес, почему банки дают кредиты предпринимателям под такие высокие проценты, как государство будет поддерживать бизнесменов - об этом заместитель Председателя Внешэкономбанка Михаил Копейкин рассказал в интервью моей коллеге Ирине Матюшенко.
Репортаж Ирины Матюшенко
КОРР.: Сейчас в России доля малого и среднего бизнеса в экономике страны явно недостаточна. Если сравнивать, например, с европейскими странами, то там доходы в бюджет от предпринимательства могут достигать 60 процентов или даже 80 в ряде стран. Скажите, почему у нас так плохо развит малый и средний бизнес, в чем причины?
Михаил КОПЕЙКИН, заместитель Председателя Внешэкономбанка: Основная причина, связана с тем, что малому бизнесу у нас всего 22 года. Я напомню, что только в 1988 году был принят закон о кооперативах, который, в общем-то, и дал возможность развиваться кооперативному движению, а затем и малому и среднему предпринимательству. За эти 22 года количество малых и средних предприятий и индивидуальных предприятий достигло более 5 миллионов 600 тысяч. Таким образом, общее количество их увеличилось более чем в 40 раз. И я считаю, что за этот период это довольно хорошая динамика.
КОРР.: Внешэкономбанк направляет деньги на поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе это деньги Фонда национального благосостояния. Скажите, а в 2010-м какая это будет сумма?
Михаил КОПЕЙКИН: Начну с 2009-го года, потому что считаю, что в этом плане он был переломным, и государство направило значительную часть средств на реализацию государственной поддержки программ предпринимательства. В частности, 30 миллиардов рублей Внешэкономбанк получил из Фонда национального благосостояния, и еще 10 миллиардов рублей Внешэкономбанк направил в уставной капитал Российского банка развития. 30 миллиардов были также предоставлены Российскому банку развития на реализацию программы поддержки предпринимательства. Таким образом, только вот по этим двум источникам сумма средств, которая была направлена на поддержку предпринимательства, составила 40 миллиардов рублей.
КОРР.: А если говорить о 2010-м?
Михаил КОПЕЙКИН: Мы планируем, что только по программе государственной поддержки предпринимательства к концу 2010-го года будет направлено порядка 55 миллиардов рублей. Если посмотреть на всю сумму средств, которая будет предоставлена по этому направлению, то к концу 2010-го года мы планируем выйти на сумму 100 миллиардов рублей.
КОРР.: Вот эта сумма, вы сказали 100 миллиардов - это много или мало, если посчитать, скажем, в масштабах страны?
Михаил КОПЕЙКИН: Вы знаете, по сравнению с тем, что было, как я уже говорил, в позапрошлом году или два, три года назад - это очень много, в разы больше, чем было ранее. Если говорить, конечно, вообще о поддержке малого и среднего бизнеса, то эта сумма небольшая. По разным оценкам, это порядка 2-3 процента от той суммы средств, которая идет на финансирование субъектов малого предпринимательства. Мне кажется, что цель института развития как раз заключается не в том, чтобы весь рынок занять, или значительную часть рынка занять, а, например, простимулировать именно те сектора развития малого бизнеса, которые не совсем интересны коммерческим банкам и где риски более высокие. Поэтому одно из основных направлений в последнее время - это, конечно, поддержка малого и среднего бизнеса, который выпускает продукцию инновационного характера и работает в сфере высоких технологий и так далее.
КОРР.: А кому предназначены эти деньги, в конечном счете? Вот вы говорили про инновационный бизнес. А если говорить в общем, какие малые предприниматели могут получить деньги, прежде всего? Кто это у нас в стране, торговля или, может быть, строительные компании?
Михаил КОПЕЙКИН: Если говорить о малом и среднем бизнесе в целом, то основная доля - это оптовая торговля и торговля. В последние годы порядка 40-42 процентов от общих объемов кредитования направляются в этот сектор. При этом я хочу подчеркнуть, здесь работают все-таки 3,5 миллиона человек. Таким образом, обеспечивается рабочими местами, доходами вот такое количество людей. Обрабатывающий сектор занимает порядка 10 процентов. Там работает 2 миллиона человек. Вот такая структура несколько лет уже является постоянной, и она кредитуется банками.
КОРР.: А под какой процент предприниматели получают кредиты?
Михаил КОПЕЙКИН: Я могу сказать, что если 2 года назад ставка для конечного заемщика была порядка 19 процентов, в прошлом году это было 17 процентов, в этом году по ряду регионов, не по отдельным заемщикам, эта ставка составляет от 13 до 15 процентов. При этом мы понимаем, что наибольшие риски возникают у тех малых предприятий, которые либо начинают новое дело, либо реализуют проекты, связанные с инновациями, высокими технологиями или сопровождением этих проектов. В этой связи часть средств мы направляем именно на эти цели. Подготовлено несколько банковских продуктов. Один из них называется: "Инновация и модернизация". Это очень привлекательный, на мой взгляд, банковский продукт. Средства конечному заемщику по нему представляются в пределах 10 процентов годовых. Я хочу обратить внимание, что это действительно востребованный ресурс, потому что срок предоставления кредитов - до 5 лет. Это - значительный срок, на который предоставляются средства, в настоящий момент это - привлекательные условия для того, чтобы малые предприятия развивались в инновационной сфере.
КОРР.: 15 процентов - это же очень много, вам не кажется?
Михаил КОПЕЙКИН: Мне кажется, что 15 процентов - это немало. Но я могу сказать, очень многое зависит не только от Внешэкономбанка, но и от региона, заемщика, и многих других условий. Со своей стороны, во-первых, мы рекомендуем Российскому банку развития устанавливать минимальную маржу, которая связана в основном с сопровождением кредитного продукта. С другой стороны, мы ограничиваем маржу региональных банков-партнеров при предоставлении им заемных средств по линии финансовой поддержки малого предпринимательства в диапазоне порядка 3-4 процентов.
КОРР.: У бизнес-сообщества свой взгляд на кредитование. Например, такие организации как "Деловая Россия" или ОПОРА РОССИИ не раз говорили о том, что коммерческие банки, если говорить в данном случае о коммерческих банках, очень плохо кредитуют малый бизнес, а если и кредитуют, то под грабительские проценты, и что, может быть, имеет смысл не выделять такие огромные суммы на кредитование, а создать мягкий налоговый режим, налоги снижать для предпринимателей?
Михаил КОПЕЙКИН: В значительной степени очень многое зависит от состояния заемщика. Вы вот высказали точку зрения ОПОРЫ и точку зрения "Деловой России", потому что они являются выразителями интересов малого и среднего бизнеса. А я могу высказать точку зрения банков. Они с удовольствием бы прокредитовали на очень хороших условиях значительное количество заемщиков. Только они считают, что заемщиков хороших нет. И речь зачастую идет не о том, что какой-то банк устанавливает какую-то маржу, хочет под 25 - 30 процентов, скорее всего, это говорит о качестве самого заемщика. Если непонятно, вернет он деньги или не вернет, то понятно, что ему откажут. А если вероятность есть, что он не вернет, ему, конечно, могут дать, но при этом будет установлен высокий процент.
КОРР.: То есть банки считают, что риски очень высокие и деньги могут не вернуться?
Михаил КОПЕЙКИН: Да. Особенно в кризисный период риски достаточно высокие. Более того, то, что связано с модернизацией и большей частью с инновациями, тоже связано с высокими рисками. Кредиты даются, как я сказал уже, до 5 лет, и не всегда понятно, что будет с этим проектом через 3-4 года, и будет ли спрос в конечном итоге на ту продукцию, которую это инновационное предприятие будет выпускать.
КОРР.: А когда у нас уже будут такие проценты по кредитам, как, например, в Европе - 3-4 процента? И какие условия для этого нужно создать?
Михаил КОПЕЙКИН: Я думаю, когда у нас будут такие условия, как в Европе, тогда и кредиты будут именно по тем же процентам, которые сейчас выдаются малому и среднему бизнесу в Европе.
КОРР.: Михаил Юрьевич, спасибо вам большое за это интервью.
Михаил КОПЕЙКИН: Спасибо вам.

Финансирование для инноваций и модернизации
Журнал DF, июль 7 (44),
2010
Задачи программ поддержки инновационных проектов Внешэкономбанка в соответствии с приоритетами государственной политики
Обращение к деятельности Внешэкономбанка по вопросам инвестиционной и инновационной политики уместно не только в связи с тем, что банк занимает ведущие рейтинговые рыночные позиции. ВЭБ сейчас – один из государственных институтов развития, официально ставший таковым несколько лет назад, когда в соответствии с Федеральным законом «О банке развития» был наделен особым статусом и стал именоваться как Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Программы поддержки малых и средних предприятий (МСП) при посредничестве дочерней структуры Внешэкономбанка – Российского банка развития (РосБР) – успешно осуществляются уже несколько лет. Недавно стало известно о новых программах банка по поддержке инновационных проектов. Было заявлено также о создании в структуре ВЭБа нового департамента по инновациям и высоким технологиям. Для комментариев по вопросам инновационной политики банка редакция DF обратилась к члену правления – заместителю председателя Внешэкономбанка Михаилу Копейкину.
– Благодаря реализуемой программе поддержки малого и среднего бизнеса Внешэкономбанк стал еще полнее отвечать задачам банка развития, реально подтверждая такой статус. ВЭБ воспринимается сейчас не только институтом, связанным с крупными инвестиционными проектами, межгосударственными экономическими соглашениями, но и антикризисным инструментом поддержки отечественной экономики вообще, включая и субъектов МСП. Готовы ли Вы подвести итоги такой деятельности по линии поддержки МСП за прошедший 2009 год и уточнить планы на текущий 2010-й? Какой общий объем произведенного и планируемого финансирования, какова статистика субъектов МСП, профинансированных через схемы, выстроенные Внешэкономбанком при посредничестве дочерних структур и региональных партнеров?
–Активнее всего работа шла по нашему традиционному направлению: поддержка субъектов МСП через банки-партнеры Российского банка развития. За год к нашей Программе присоединился 91 банк, в результате чего было заключено соглашений на общую сумму в 25,3 млрд. рублей. К настоящему моменту субъектам МСП через банки выдано 3 278 кредитов.
По новому для ОАО «РосБР» направлению поддержки субъектов МСП через организации инфраструктуры были достигнуты хорошие результаты: 66 организаций инфраструктуры стали нашими партнерами, сумма заключенных соглашений составляет 8,7 млрд. рублей. Благодаря активной совместной работе организациями инфраструктуры было заключено 1 390 договоров с субъектами МСП.
Принимая во внимание поставленные Правительством Российской Федерации задачи по развитию инновационной сферы экономики, в 2010 году планируется увеличение объемов Программы финансовой поддержки МСП до 100 млрд рублей и дальнейшее совершенствование инструментов оказания поддержки в целях перехода на инновационный и модернизационный путь развития экономики страны.
– Как стало известно, в новой стратегии, которую Внешэкономбанк принимает на 2010–2014 годы, коренным образом пересмотрено отношение к проектам, которые носят модернизационный и инновационный характер. Планируется уделить особое внимание не только проектам, связанным с модернизацией производств и импортозамещением, но и имеющим прямое отношение к инновациям. Имеются в виду также субъекты малого и среднего бизнеса, но задействованные в инновационной сфере? Каким образом ВЭБ собирается выстраивать схемы финансирования таких проектов – используя уже существующие каналы при посредничестве дочерних структур и региональных партнеров, наработанные при финансировании программы МСП, или предусмотрена иная схема?
– В этом году дочерним банком Внешэкономбанка – ОАО «РосБР» – была запущена программа «Финансирование для инноваций и модернизации». По данной программе будет обеспечено кредитование как инновационных проектов (связанных с коммерциализацией собственных разработок МСП), так и модернизационных (предусматривающих усовершенствование или обновление машин, оборудования и технологических процессов).
Программа будет реализовываться по двухуровневой схеме – через сеть банков-партнеров Российского банка развития. Информация о программе еще в марте доведена до сведения 97 банков-партнеров, в настоящее время идет анализ поступивших от банков-партнеров предложений по реализации конкретных проектов.
На сегодняшний день ответы получены от 40% банков, при этом только 46% из ответивших заявили о наличии у них на рассмотрении соответствующих проектов или готовности их представить в ближайшее время. Большую часть из представленных проектов (всего получена 71 проектная заявка) представляют модернизационные проекты, для которых банки-партнеры хотели бы получить льготные условия рефинансирования. Только 8 проектов имели признаки инновационных, то есть соответствующих критериям отбора в виде действующих патентов. Это выявляет важную проблему российских коммерческих банков – они пока не обладают достаточными клиентскими и кредитными технологиями для финансирования инновационных проектов.
– Каковы главные задачи программы «Финансирование для инноваций и модернизации»? О каких условиях финансирования инновационных проектов идет речь?
– Программа «Финансирование для инноваций и модернизации» ориентирована на поддержку малых и средних предприятий, деятельность которых соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники или приоритетным направлениям модернизации экономики.
Чтобы не финансировать «вечные двигатели» и разного рода «прожекты», отбираются проекты, как минимум переходящие со стадии раннего развития (стартап) на стадию расширения и роста. При этом критерием инновационности выступают наличие действующих патентов, данные испытаний, доказывающих экономичность, экологичность, энергоэффективность, безопасность технологии или продукции.
Двухуровневая система финансирования предполагает доведение средств РосБР до МСП через банки-партнеры, которым РосБР предоставляет финансовые ресурсы по ставке, равной ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ (сейчас – чуть менее 6% годовых) на срок до семи лет. При этом пилотные инновационные проекты могут рассчитывать даже на ½ ставки рефинансирования.
Структура финансирования проекта выглядит так. РосБР предоставляет банку-партнеру 100-процентное рефинансирование его кредита МСП, при условии, что софинансирование проекта за счет собственных средств МСП должно составить не менее 15%, что является дополнительной гарантией серьезности намерений заемщика.
РосБР при этом работает на будущее: российские банки, привыкшие принимать в залог прежде всего недвижимость, постепенно приучаются работать с более сложным обеспечением, например таким, как интеллектуальная собственность.
Банковское кредитование важно для инновационных МСП тем, что позволяет значительно ускорить вывод их продукции на рынок, что в условиях значительного сокращения цикла разработки новых продуктов в мире может оказаться критически важным не только для установления приоритетов, но и для выживания предприятия.
– Заслуживает большого внимания и другая инициатива Российского банка развития – создание фонда прямых инвестиций, когда РосБР сам будет входить в проекты малого и среднего бизнеса в инновационной сфере, тем самым минимизируя риски и создавая привлекательность этим проектам со стороны других инвесторов. Какие ресурсы планируется привлечь в фонд и как планируется организовать его работу?
– Создание фонда предусмотрено Стратегией ОАО «РосБР» в целях дополнительной, некредитной поддержки инновационных МСП через специально создаваемый Фонд прямых инвестиций. Конкурентным преимуществом данного Фонда является тесное взаимодействие в поиске и сопровождении проектов для инвестирования с сетью банков-партнеров РосБР. Фонд будет осуществлять долгосрочные вложения в инновационные и модернизационные проекты, в рамках действующего (развивающегося) бизнеса, в том числе для формирования капитала второго уровня. Срок инвестирования составляет 5–7 лет. По условиям продукта банк-партнер предоставляет заемное финансирование клиенту Фонда на всем протяжении инвестиций (до момента выхода Фонда из капитала инновационного МСП) в размере до 60% от объема проекта. При этом структура финансирования проекта включает инвестиции со стороны Фонда в размере до 25% от объема проекта; доля собственных средств, инвестируемых инициатором проекта, – не менее 15%. ОАО «РосБР» может рассмотреть вопрос об одновременном вхождении в капитал и предоставлении банку-партнеру ресурса для долгосрочного кредитования инновационного МСП.
Планируется, что размер Фонда составит 600 млн рублей, в том числе РосБР инвестирует 260 млн рублей. Завершение организационных мероприятий и начало деятельности Фонда состоится до конца 2010 года.
– Какие области инноваций являются приоритетными для Российского банка развития? Каковы требования к проектам предъявляет банк при кредитной схеме финансирования и при финансировании со стороны Фонда прямых инвестиций?
– На данном этапе реализации программы жестких отраслевых ограничений устанавливать мы не планируем. Основным критерием отнесения проекта к инновационным, как я говорил выше, является наличие у предприятия действующих патентов, на базе использования которых планируется организация серийного производства. Для модернизационных проектов приоритет отдается проектам, которые направлены на приведение технологических процессов и оборудования к общемировым техническим стандартам и показателям качества, например стандартам ISO или GMP (Good Manufacturing Practice).
Цели кредитования – финансирование организации серийного производства, покупки нового оборудования, технологий, а также сертификации технологических процессов на предмет соответствия упомянутым стандартам.
Предпочтительная стадия реализации проекта – переход со стадии раннего развития (стартап) на стадию расширения и роста. Средний объем финансирования проекта – 70–100 млн рублей, при этом инициатор проекта должен инвестировать не менее 15% собственных средств от общей стоимости проекта.
На текущую дату РосБР приступил к реализации первых пилотных проектов инновационных и модернизационных клиентов ряда средних региональных банков в Воронеже, Чувашии, Якутии, Тольятти, Нижнем Новгороде, Башкортостане и Татарстане. В настоящее время одобрено для финансирования 3 первых проекта, еще 16 находятся на рассмотрении.
– Какой кредитной ставки следует ожидать в итоге для конечных пользователей кредитом?
– Кредитная ставка для конечного заемщика, как мы ожидаем, будет не выше 10% годовых в рублях. Однако для достижения такого результата должен быть решен вопрос о стоимости фондирования операций в рамках Программы. Программа «Финансирование для инноваций и модернизации» создает условия для повышения качества труда и роста производительности в реальном секторе МСП. Таким образом, МСП вступают в конкуренцию с иностранными производителями – импортерами. Чтобы стимулировать проекты, РосБР должен представлять финансирование по минимальным ставкам, так как инновационные проекты очень чувствительны к стоимости фондирования.
– Также известно, что в вопросах поддержки инновационного сектора Внешэкономбанк взаимодействует с другими институтами развития, как финансовыми, так и профильными. Среди них «Роснано», Российская венчурная компания, Фонд поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, Федеральное агентство по делам молодежи, Московская межбанковская валютная биржа, а также «ОПОРА России» – все они в той или иной степени задействованы в поддержке малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. В чем суть подписанного соглашения о взаимодействии между этими организациями? Какие задачи предполагается решать в рамках заседаний рабочих групп по реализации соглашения о взаимодействии этих институтов, первое из которых состоялось в мае текущего года?
– Суть подписанного соглашения – в создании организационного механизма, который позволит оперативно осуществлять обмен информацией по реализуемым проектам и выбирать для каждого проекта инструмент поддержки, наиболее подходящий для данной стадии развития инновационной компании.
Подобное взаимодействие осуществляется и сейчас – многие из участников соглашения сотрудничают друг с другом на двусторонней основе. Соглашение позволит систематизировать эту работу, выстроить оптимальные процедуры взаимодействия и сформировать единые подходы к отбору, экспертизе и структурированию инновационных проектов.
Рабочая группа создана из числа представителей организаций – участников соглашения для оперативной координации действий сторон. На первом заседании рабочей группы были рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением оперативного информационного обмена по реализуемым проектам между организациями – участниками соглашения. Также была достигнута договоренность о формировании перечня пилотных проектов, которым может быть оказана финансовая поддержка в рамках реализации соглашения.
Планируется, что на заседаниях рабочей группы, которые будут проходить ежемесячно, будут рассматриваться в том числе вопросы «передачи» конкретных проектов от одного института развития к другому с учетом имеющихся инструментов поддержки, а также вопросы совместного участия в реализации проектов.
