ВЭБ готов к регулярным заимствованиям на рынке капитала

13 июля 2010 года
#Публикации
Назад

РИА НОВОСТИ
14:58 13/07/2010

Внешэкономбанк, впервые среди российских эмитентов дебютировавший с 10-летними еврооблигациями на 1 миллиард долларов, готов продолжить заимствования на рынке капитала, сказал РИА Новости председатель ВЭБа Владимир Дмитриев.

ВЭБ разместил в начале июля первый выпуск евробондов из программы на 30 миллиардов долларов с доходностью US Treasuries плюс 4%, что соответствовало доходности примерно 393 базисных пункта к среднесрочным свопам.

"Одной из основных целей дебютного размещения было создание положительного имиджа Внешэкономбанка, как эмитента, планирующего дальнейшие регулярные заимствования на международных рынках капитала и выстраивающего долгосрочные стратегические взаимоотношения с инвесторами, - сказал Дмитриев. Он отметил, что на данный момент еврооблигации ВЭБа торгуются выше номинала", - сказал Дмитриев.

Глава госкорпорации напомнил, что ВЭБ, став первым среди российских заемщиков эмитентом 10-летних дебютных облигаций, выпущенных по правилу 144А, т.е. доступных американским инвесторам, "подтвердил свой статус государственного института развития, способного привлекать длинный ресурс под финансирование долгосрочных инвестиционных проектов".

ВЭБ сразу прирос доходностью

Традиционно еврооблигации - инструмент, который используют в своей работе банки развития, например KfW и Банк развития Китая.

"Наша база фондирования достаточно диверсифицирована. Мы, например, являемся лидерами по привлечению связанного финансирования. Но основной инструмент – еврооблигации - до сих пор использован не был. Он предполагает введение новых процедур, внедрения стандартов раскрытия информации и т.д. Этим выпуском мы делали benchmark, чтобы в дальнейшем иметь, от чего отталкиваться",- рассказал в интервью РИА Новости зампред ВЭБа Петр Фрадков.

"С самого начала 10-летние бонды были для нас приоритетом”, - рассказал Фрадков.

"Мы «не отжимали» инвесторов. И поэтому показательно, что через минуту после размещения, наши бумаги стали расти. По состоянию на пятницу, 9 июля, наши бумаги торговались на уровне 101, 5 от номинала", - добавил он.

Говоря о деталях программы, Фрадков сообщил, что она позволяет выпускать бумаги в пяти валютах – рублях, евро, долларах, йенах и швейцарских франках. "То, что мы использовали 144А, позволяет предлагать наши бумаги широкому кругу инвесторов – американским, европейским, азиатским, и не означает, что всю программу необходимо делать в США", - пояснил он.

Достойный спрос

Еще в январе глава ВЭБа Владимир Дмитриев говорил, что первый транш еврооблигаций может составить 1 миллиард долларов.

По словам Фрадкова, спрос на бумаги ВЭБа составил 2,4 миллиарда долларов. "Мы взяли 1 миллиард, оставили аппетит. Нашей задачей было создать имя. И нам удалось создать бенчмарк. Потенциал есть, будем продолжать работать по нашей стратегии", - заверил Фрадков. В госкорпорации будет создано подразделение по работе с инвесторами.

Как рассказал зампред ВЭБа, в структуре покупателей преобладали управляющие компании фондами - 50 %, страховые и пенсионные фонды - 16%, банки (включая private banking) и хедж фонды –по 14%, ритейл – 5%. В размещении приняли участие все основные группы инвесторов, всего порядка 150.

"При этом наряду с крупными инвесторами, есть счета по 500 и 100 тысяч долларов. Это правильная, настоящая ликвидная рыночная сделка", - сказал собеседник агентства.

Что касается географии размещения, то основной спрос пришелся на инвесторов из США- 40%, Великобритании – 29%, континентальной Европы - 14%, Швейцарии - 12%, на другие страны, включая Россию - 5%.

Небольшим объемом представлена и Азия. "Но азиатские страны обычно неохотно идут в дебютные выпуски, к тому же, волатильность была высокой", - объясняет Фрадков. Сейчас на вторичном рынке Азия представлена хорошо.

Давайте знакомиться. ВЭБ

По словам Фрадкова, Внешэкономбанк – новое имя для fixed-income инвесторов, несмотря на то, что банк – заметный игрок на международном рынке связанного и синдицированного кредитования, поэтому первое, что их интересовало на презентациях – статус банка, его цели и миссия, связь с государством.

Инвесторов в ходе презентаций интересовали показатели банка, в частности, чем будет обеспечен рост активов. "Наш ответ – за счет роста кредитного портфеля", - сказал Фрадков.

Кроме того, инвесторы спрашивали об объемах и сроках реализации антикризисных мер. Власти РФ наделили ВЭБ специальными полномочиями докапитализировать банковскую систему (госкорпорация выдала субординированные кредиты на 400 миллиардов рублей), а также рефинансировать российских заемщиков, не способных погасить внешние долги. В залоге у западных кредиторов были акции компаний и по margin call (требование довзноса активов) они требовали увеличить обеспечение, так как цена самого актива падала, а кредита – росла из-за девальвации рубля. Помимо этого ВЭБ получил 175 миллиардов рублей на поддержку фондового рынка, купил на них акции и потом вернул эти средства, заработав прибыль. Он также занялся санацией двух крупных российских банков – Связь-банка и "Глобэкса", сильно пострадавших в кризис.

Вопросы потенциальных покупателей евробондов касались также методики принятия решений в банке, объема непрофильных активов и планов в отношении них. "В целом была интересна логика принятия решений, можем ли мы принимать решения по потенциально убыточным проектам (loss- making project)", - рассказал Фрадков.

ВЭБ выполняет функции института развития, и инвесторы интересовались финансированием Олимпиады, трассы Москва - Санкт-Петербург, инфраструктурными проектами и т.д.

"Политических вопросов почти не было”,- сообщил Фрадков.

Во время роуд-шоу ВЭБа в России активно обсуждался вероятный дефолт Межпромбанка по евробондам на 200 миллионов евро. Фрадков говорит, что ВЭБу вопросы от инвесторов на тему банка сенатора Сергея Пугачева не поступали.

Следующий шаг

Отвечая на вопрос, когда ВЭБ может вновь выйти на рынок заимствований, Фрадков сказал, что госкорпорация с этим не торопится.

"Необходимо понять, что будет с кривой (доходности – ред.), с рынком, и в сентябре посмотреть. Надеюсь, что мы будем постоянным заемщиком и будем поддерживать свой статус партнера на зарубежных рынках", - добавил он.

Для размещения следующего транша, во-первых, нужна потребность самого банка в ресурсах, во-вторых, понятные условия рынка относительно российских заемщиков, и третье - понимание, где ВЭБ находится на вторичной торговле.

Отвечая на вопрос, рассматривает ли ВЭБ возможность выхода на рынок двух своих крупнейших "дочек" – Связь-банка и "Глобэкса", Фрадков сказал, что он находится в стадии обсуждения. "Согласовываются специальные подходы, которые должны будут соблюдаться в рамках Группы Внешэкономбанка при выходах на внутренние и зарубежные рынки заимствований", - пояснил он.

 

Назад

Интервью заместителя Председателя Внешэкономбанка Михаила Копейкина телеканалу «Россия 24»

12 июля 2010 года
#Публикации
Назад

«РОССИЯ 24»,
ИНТЕРВЬЮ,
12.07.2010, 21:42

 

ВЕДУЩИЙ: Почему в России так слабо развит малый и средний бизнес, почему банки дают кредиты предпринимателям под такие высокие проценты, как государство будет поддерживать бизнесменов - об этом заместитель Председателя Внешэкономбанка Михаил Копейкин рассказал в интервью моей коллеге Ирине Матюшенко.

Репортаж Ирины Матюшенко

КОРР.: Сейчас в России доля малого и среднего бизнеса в экономике страны явно недостаточна. Если сравнивать, например, с европейскими странами, то там доходы в бюджет от предпринимательства могут достигать 60 процентов или даже 80 в ряде стран. Скажите, почему у нас так плохо развит малый и средний бизнес, в чем причины?

Михаил КОПЕЙКИН, заместитель Председателя Внешэкономбанка: Основная причина, связана с тем, что малому бизнесу у нас всего 22 года. Я напомню, что только в 1988 году был принят закон о кооперативах, который, в общем-то, и дал возможность развиваться кооперативному движению, а затем и малому и среднему предпринимательству. За эти 22 года количество малых и средних предприятий и индивидуальных предприятий достигло более 5 миллионов 600 тысяч. Таким образом, общее количество их увеличилось более чем в 40 раз. И я считаю, что за этот период это довольно хорошая динамика.

КОРР.: Внешэкономбанк направляет деньги на поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе это деньги Фонда национального благосостояния. Скажите, а в 2010-м какая это будет сумма?

Михаил КОПЕЙКИН: Начну с 2009-го года, потому что считаю, что в этом плане он был переломным, и государство направило значительную часть средств на реализацию государственной поддержки программ предпринимательства. В частности, 30 миллиардов рублей Внешэкономбанк получил из Фонда национального благосостояния, и еще 10 миллиардов рублей Внешэкономбанк направил в уставной капитал Российского банка развития. 30 миллиардов были также предоставлены Российскому банку развития на реализацию программы поддержки предпринимательства. Таким образом, только вот по этим двум источникам сумма средств, которая была направлена на поддержку предпринимательства, составила 40 миллиардов рублей.

КОРР.: А если говорить о 2010-м?

Михаил КОПЕЙКИН: Мы планируем, что только по программе государственной поддержки предпринимательства к концу 2010-го года будет направлено порядка 55 миллиардов рублей. Если посмотреть на всю сумму средств, которая будет предоставлена по этому направлению, то к концу 2010-го года мы планируем выйти на сумму 100 миллиардов рублей.

КОРР.: Вот эта сумма, вы сказали 100 миллиардов - это много или мало, если посчитать, скажем, в масштабах страны?

Михаил КОПЕЙКИН: Вы знаете, по сравнению с тем, что было, как я уже говорил, в позапрошлом году или два, три года назад - это очень много, в разы больше, чем было ранее. Если говорить, конечно, вообще о поддержке малого и среднего бизнеса, то эта сумма небольшая. По разным оценкам, это порядка 2-3 процента от той суммы средств, которая идет на финансирование субъектов малого предпринимательства. Мне кажется, что цель института развития как раз заключается не в том, чтобы весь рынок занять, или значительную часть рынка занять, а, например, простимулировать именно те сектора развития малого бизнеса, которые не совсем интересны коммерческим банкам и где риски более высокие. Поэтому одно из основных направлений в последнее время - это, конечно, поддержка малого и среднего бизнеса, который выпускает продукцию инновационного характера и работает в сфере высоких технологий и так далее.

КОРР.: А кому предназначены эти деньги, в конечном счете? Вот вы говорили про инновационный бизнес. А если говорить в общем, какие малые предприниматели могут получить деньги, прежде всего? Кто это у нас в стране, торговля или, может быть, строительные компании?

Михаил КОПЕЙКИН: Если говорить о малом и среднем бизнесе в целом, то основная доля - это оптовая торговля и торговля. В последние годы порядка 40-42 процентов от общих объемов кредитования направляются в этот сектор. При этом я хочу подчеркнуть, здесь работают все-таки 3,5 миллиона человек. Таким образом, обеспечивается рабочими местами, доходами вот такое количество людей. Обрабатывающий сектор занимает порядка 10 процентов. Там работает 2 миллиона человек. Вот такая структура несколько лет уже является постоянной, и она кредитуется банками.

КОРР.: А под какой процент предприниматели получают кредиты?

Михаил КОПЕЙКИН: Я могу сказать, что если 2 года назад ставка для конечного заемщика была порядка 19 процентов, в прошлом году это было 17 процентов, в этом году по ряду регионов, не по отдельным заемщикам, эта ставка составляет от 13 до 15 процентов. При этом мы понимаем, что наибольшие риски возникают у тех малых предприятий, которые либо начинают новое дело, либо реализуют проекты, связанные с инновациями, высокими технологиями или сопровождением этих проектов. В этой связи часть средств мы направляем именно на эти цели. Подготовлено несколько банковских продуктов. Один из них называется: "Инновация и модернизация". Это очень привлекательный, на мой взгляд, банковский продукт. Средства конечному заемщику по нему представляются в пределах 10 процентов годовых. Я хочу обратить внимание, что это действительно востребованный ресурс, потому что срок предоставления кредитов - до 5 лет. Это - значительный срок, на который предоставляются средства, в настоящий момент это - привлекательные условия для того, чтобы малые предприятия развивались в инновационной сфере.

КОРР.: 15 процентов - это же очень много, вам не кажется?

Михаил КОПЕЙКИН: Мне кажется, что 15 процентов - это немало. Но я могу сказать, очень многое зависит не только от Внешэкономбанка, но и от региона, заемщика, и многих других условий. Со своей стороны, во-первых, мы рекомендуем Российскому банку развития устанавливать минимальную маржу, которая связана в основном с сопровождением кредитного продукта. С другой стороны, мы ограничиваем маржу региональных банков-партнеров при предоставлении им заемных средств по линии финансовой поддержки малого предпринимательства в диапазоне порядка 3-4 процентов.

КОРР.: У бизнес-сообщества свой взгляд на кредитование. Например, такие организации как "Деловая Россия" или ОПОРА РОССИИ не раз говорили о том, что коммерческие банки, если говорить в данном случае о коммерческих банках, очень плохо кредитуют малый бизнес, а если и кредитуют, то под грабительские проценты, и что, может быть, имеет смысл не выделять такие огромные суммы на кредитование, а создать мягкий налоговый режим, налоги снижать для предпринимателей?

Михаил КОПЕЙКИН: В значительной степени очень многое зависит от состояния заемщика. Вы вот высказали точку зрения ОПОРЫ и точку зрения "Деловой России", потому что они являются выразителями интересов малого и среднего бизнеса. А я могу высказать точку зрения банков. Они с удовольствием бы прокредитовали на очень хороших условиях значительное количество заемщиков. Только они считают, что заемщиков хороших нет. И речь зачастую идет не о том, что какой-то банк устанавливает какую-то маржу, хочет под 25 - 30 процентов, скорее всего, это говорит о качестве самого заемщика. Если непонятно, вернет он деньги или не вернет, то понятно, что ему откажут. А если вероятность есть, что он не вернет, ему, конечно, могут дать, но при этом будет установлен высокий процент.

КОРР.: То есть банки считают, что риски очень высокие и деньги могут не вернуться?

Михаил КОПЕЙКИН: Да. Особенно в кризисный период риски достаточно высокие. Более того, то, что связано с модернизацией и большей частью с инновациями, тоже связано с высокими рисками. Кредиты даются, как я сказал уже, до 5 лет, и не всегда понятно, что будет с этим проектом через 3-4 года, и будет ли спрос в конечном итоге на ту продукцию, которую это инновационное предприятие будет выпускать.

КОРР.: А когда у нас уже будут такие проценты по кредитам, как, например, в Европе - 3-4 процента? И какие условия для этого нужно создать?

Михаил КОПЕЙКИН: Я думаю, когда у нас будут такие условия, как в Европе, тогда и кредиты будут именно по тем же процентам, которые сейчас выдаются малому и среднему бизнесу в Европе.

КОРР.: Михаил Юрьевич, спасибо вам большое за это интервью.

Михаил КОПЕЙКИН: Спасибо вам.

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.