Ирина Макиева: государство, общество и бизнес поддержат моногорода

17 января 2011 года
#Публикации
Назад

РИА Новости,
ИНТЕРВЬЮ,
17.01.2011, 14:56

 

 

 

Проблема моногородов, где жизнь подавляющего большинства жителей связана с одним градообразующим предприятием, существует не только в России. Но в России таких образований свыше 300, и их трудности схожи - как только завод начинает терять заказы, в том числе государственные, он уже не в силах вовремя платить зарплату, поддерживать социальные объекты и т.д. Правительство решило разработать программу поддержки моногородов, координирует которую госкорпорация "Банк развития" (ВЭБ). О ходе реализации программы в интервью РИА Новости рассказала зампред ВЭБа Ирина Макиева.

- В России в 2010 году стартовала программа господдержки моногородов. Какова ее цель?

- Программа мер по государственной поддержке моногородов в рамках антикризисной программы правительства реализуется уже около  года. За этот период нам удалось значительно продвинуться – от формирования пилотного перечня моногородов, разработки комплексных инвестиционных планов модернизации (так называемых КИПов) – до фактического выделения финансирования на одобренные мероприятия КИПов. Цель программы – создание новых рабочих мест и диверсификация экономики моногородов была определена президентом и правительством. Эта работа в 2010 году осуществлялась в рамках комплексных планов для тех населенных пунктов, которые находились в наиболее сложной ситуации. Речь идет о создании альтернативных градообразующему предприятию производств, в т.ч. в области МСП, чтобы, в случае сокращения рабочих мест на монопредприятии, у жителей города была возможность трудоустроиться. А это уже является основой для устойчивого экономического роста моногородов и регионов.

- Какова роль ВЭБа?

- Внешэкономбанк как национальный институт развития с декабря 2009 года осуществляет координацию работ по господдержке модернизации монопрофильных городов через рабочую группу при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, возглавляемую заместителем Председателя Внешэкономбанка. Таким образом, Внешэкономбанк в рамках работы по моногородам выполняет 2 ключевые функции: первая – это координация работы по рассмотрению КИПов и выработке предложений по поддержке проектов для правительства и вторая – это работа ВЭБа как кредитной организации, т.е. финансовая поддержка самих инвестиционных проектов, в первую очередь крупных, отвечающих требованиям Банка и направленных на диверсификацию экономики моногорода и создание новых рабочих мест. В настоящее время ряд таких проектов поступил на рассмотрение госкорпорации.

- Насколько известно из опыта других стран столь сложные и накопленные годами проблемы нельзя решить за один год. В чем особенность именно российской программы?

- В 2010 году стояла задача принятия срочных мер для отдельных моногородов, поэтому был выбран быстрый механизм доведения бюджетных средств регионам. Но хотелось бы отметить, что КИП – это долгосрочный инструмент регионального инвестиционного развития, в котором бюджетные деньги, пусть и выделенные на один год, являются основой или "start up" для последующего запуска инвестиционных проектов, но уже с участием инвесторов. Нельзя забывать и про другую особенность российской ситуации, а именно – масштабы поставленной задачи и запущенность накопленных за многие десятилетия проблем. Мы также взаимодействуем, обмениваемся опытом с ведущими международными организациями – Всемирным банком, Программой развития ООН, и они подтверждают сложность российской проблемы: финансовые возможности местных властей очень сильно ограничены, сами города не похожи друг на друга, многие моногорода расположены в регионах с низкой плотностью населения и изолированы. Международный опыт нам подсказывает, что только совместное участие государства, общества и бизнеса в выработке решений проблем моногородов позволяет, пусть не так быстро как хотелось бы, но все же справиться с данной задачей.

- Сколько городов участвует в программе, и каковы критерии их отбора?

- В 2010 году поддержку получили 35 моногородов: 25 пилотных моногородов, перечень которых был одобрен правительством в 2009 году и 10 дополнительных, отобранных в середине 2010 года, когда мы поняли, что можем финансово помочь большему количеству моногородов. В списке есть Тольятти, Байкальск, Пикалево… Когда только началась реализация программы, мы получили заявок на 2010 год от 25 городов на несколько десятков миллиардов рублей. Наша цель – это не автоматическое распределение ограниченных бюджетных ресурсов. Главное условие – наличие проработанных инвестиционных проектов, поддержанных на региональном уровне. Причем у проектов должны быть реальные инвесторы, бизнес-планы.

- Каков объем средств, выделенных из федерального бюджета в 2010 году? Какие основные формы и направления поддержки моногородов в 2010 году?

- Всего профинансировано мероприятий на 22,7 млрд. рублей. 10 из которых – дотации и еще 5,7 – льготные бюджетные кредиты для запуска новых инвестиционных проектов, 5 – в виде субсидий направлено на ремонт домов и переселение из аварийного жилого фонда, и 2 – на поддержку малого и среднего бизнеса. Еще в 2010 году выделены целевые средства на программы по снижению напряженности на рынках труда моногородов. По этим направлениям и работали. Есть также средства, предусмотренные в рамках действующих государственных программ и проектов. Причем одна из задач комплексного плана модернизации – системно обосновать все формы и направления бюджетной и внебюджетной поддержки на уровне моногорода, а также связать их с программами занятости и переобучения через балансы трудовых ресурсов. Мы должны быть уверены, что высвобождаемые специалисты предприятий смогут устроиться на работу на создаваемых производствах.

- Дотации – это фактически бесплатные деньги для регионов…

- Во-первых, дотации прямо привязаны к инвестиционным проектам, т.е. мероприятия, на которую запрашивается дотация, должны быть напрямую связаны с реализацией крупных инвестиционных проектов на территории моногорода, которые вносят существенный вклад в диверсификацию его экономики, производство продуктов с высокой добавленной стоимостью и создание новых рабочих мест. Мы исходим из того, что основной задачей государства в моногородах является подготовка инфраструктуры для последующего запуска инвестиционных проектов. Во-вторых – именно государство в свое время создало данные города-предприятия, заложив те проблемы, с которыми города столкнулись в настоящее время, поэтому существует определенная ответственность у государства в том, чтобы ситуация в этих городах изменилась. В-третьих, результаты модернизации моногородов в значительной степени зависят от активной позиции региональных и муниципальных властей, включая выработку ими мер по созданию условий для развития бизнеса в моногородах. Таким образом, задача государства – "подтолкнуть" города к решению проблем зависимости от монопредприятия.

- Можно поподробнее про малый и средний бизнес в моногородах, какие требования предъявляются к программам развития МСП в моногородах?

- Доля малых предприятий в большинстве моногородов находится на уровне – от 1 до 13 %, что существенно ниже, чем в среднем по России. Особенно низкие показатели развития МСП в крупных городах: Нижний Тагил, Тольятти, Ленинск-Кузнецкий. Причины слабого участия МСП в экономике моногородов: низкий уровень деловой активности и узкая специализация производства монопредприятий. Другой проблемой является недостаточная активность местных властей по информационной поддержке предпринимателей, а также тот факт, что поддержка МСП не всегда является приоритетом развития муниципалитета, поэтому при разработке КИП мы стремились добиться конкретных обязательств у муниципалитетов, которые включались в КИП. Реализация мер государственной поддержки МСП осуществлялась в рамках муниципальных программ. Здесь основные формы: гранты начинающим предпринимателям, компенсация процентной ставки, образовательные мероприятия, создание бизнес-инкубаторов, а также другие формы поддержки.

- Вы говорите "включались в КИП". Но разве КИП является обязательным к исполнению для муниципалитета?

- КИП согласовывается не только на уровне муниципалитета, но и утверждается правительством региона. Этим повышается ответственность города и региона за взятые обязательства, в том числе по выполнению включенных в КИП мероприятий, достижению целевых показателей. В ходе нашей работы мы убедились, что роль региональных и муниципальных властей в улучшении инвестиционного климата, создании привлекательных условия для развития бизнеса во многом является определяющей для успеха модернизации моногородов.

- Как идет работа с инвесторами?

- Хочу отметить несколько направлений. Первое, это работа региональных властей. Власти на местах должны обеспечить административную и организационную поддержку инвесторам, причем не только крупным, но и малому бизнесу. Важно также выработать комплекс мер финансового стимулирования инвестиционной деятельности. Это можно решить в рамках регионального законодательства об инвестиционной деятельности, включая создание зон с особым экономическим климатом, предоставление государственных гарантий, специальных налоговых режимов, льгот по аренде, субсидирование процентных ставок и др. Второе, необходимо наладить информационную работу с регионами. Инвестор должен знать полную и достоверную информацию о деловой среде в регионах. Третье,– это активная работа инвесторов с институтами развития, государственными банками в регионах, в том числе Внешэкономбанком. Мы столкнулись с тем, что в регионах есть большое количество бизнес-идей, но при этом отсутствуют проработанные инвестиционные проекты, которые могут быть профинансированы банками. Дефицит кадров на региональном уровне, способных структурировать инвестиционные проекты, а также высокие трудозатраты на разработку проектов и как следствие – финансовые затраты, которые ни инвесторы, ни регионы не готовы нести в условиях неясности перспектив инвестиций, только усугубляют эту проблему.

- Все же вопрос – деньги регионам выделяются? И есть ли уже конкретные результаты от поддержки, которые могут ощутить на себе население и бизнес в моногородах?

- Да, в 2010 году города уже получили средства в рамках программ МСП, ЖКХ, занятости. Созданы рабочие места, в том числе временные, что позволило снизить социальную напряженность в городах. Но это краткосрочные меры. Полученные в 2010 году средства в форме дотаций и бюджетных кредитов на мероприятия по созданию инфраструктуры позволили регионам реализовывать новые долгосрочные проекты. Еще раз повторю, средства всем городам перечислены и уже есть первые результаты: в ноябре открылась автодорога "Южный въезд в город Нижний Тагил". Реконструкция автодороги позволит обеспечить создание 2-й очереди логистического комплекса, реализуемого на принципах совместного участия государства и бизнеса в рамках поддержки моногородов Свердловской области. Активно идут работы в Кемеровской области, Республике Татарстан и других регионах. В ближайшие год-два программа модернизации в моногородах докажет свою эффективность. Но необходимо признать, что многие регионы приходится подталкивать, направлять, чтобы вся работа была выполнена в срок. Отмечу, что запущен процесс активного поиска и общественного обсуждения инвестиционных решений, а фактически – инструментов долгосрочного развития для снижения монозависимости городов. Реализация программы должна позволить создать к 2015 году более 200 тысяч новых постоянных рабочих мест в моногородах, при этом доля "монопродукции" снизится в среднем с 60% до 40%, а на каждый бюджетный рубль будет привлечено до 5 рублей частных инвестиций. По итогам работы в 2010 году выявлен интересный факт: наиболее востребованной формой модернизации экономики моногородов стало создание индустриальных и технологических парков при активном участии частных инвесторов (Н.Тагил, Тольятти, Ленинск-Кузнецкий, Чистополь, Вятские Поляны и др.) на высвобождаемых территориях крупных предприятий с устаревшей технологией. Планируем и дальше развивать кластерные решения.

- Первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил о расширении списка моногородов, которым в 2011 году будет оказана государственная поддержка. Это перечень уже известен?

- Моногородов в России 335. Бюджет не в состоянии оказать всем поддержку, поэтому будем выбирать из тех, кто представит внятные планы модернизации. Все города – разные, соответственно необходимы разные подходы по решению проблем монозависимости. Наша задача – отработать несколько стандартных и успешных решений по модернизации моногородов с тем, чтобы можно было распространить данный опыт на остальные моногорода. Предполагается в 2011 году оказать государственную поддержку еще 15 городам (в дополнение к 35, которым оказывалась поддержка в 2010 году), список будет сформирован в первом квартале 2011 года.

- Вы сказали, что социальная напряженность снижается. Поэтому вопрос - формы и принципы государственной поддержки моногородов претерпят изменения в 2011 году?

- Действительно, на многих градообразующих предприятиях прекратился отток кадров, предприятия получили заказы, стабилизировалось их финансовое состояние. Но улучшение состояния – не значит снижение монозависимости. Мы не должны ждать очередного финансового кризиса, чтобы опять всем миром начать решать подобные проблемы, которые сейчас можно вроде как заморозить. Что касается принципов и форм поддержки. Считаю, что основной принцип необходимо оставить прежним: бюджетные средства должны направляться на строительство и реконструкцию инфраструктуры муниципальной и региональной собственности, а частые инвесторы должны финансировать сами проекты. Но данная работа должна уже носить не антикризисный, а более планомерный характер.

Назад

Интервью Председателя Внешэкономбанка В.А. Дмитриева телеканалу "Россия 24"

29 декабря 2010 года
#Публикации
Назад

Телеканал "Россия 24",
ИНТЕРВЬЮ,
29.12.2010, 21:37
Ведущий: Эвелина Закамская

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, Владимир Александрович.

Владимир ДМИТРИЕВ, председатель Внешэкономбанка: Добрый вечер.

ВЕДУЩИЙ: Рада Вас видеть, спасибо, что нашли для нас время. Российская экономика в этом году, как говорят, вышла из кризиса. Действительно ли это так и как это отразилось на работе Внешэкономбанка?

Владимир ДМИТРИЕВ: Конечно, не все кризисные явления преодолены, проблем остается очень много. Но, по крайней мере, что касается деятельности Внешэкономбанка, мы уверенно переходим из режима антикризисных действий в русло проведения нашей профильной политики, политики Банка развития. Новые проекты, новые заемщики, новые амбициозные планы. Если честно сказать, то мы, на самом деле, и в кризис не приостанавливали нашу работу Банка развития, но, конечно же, основной акцент был сделан на подключении банка к антикризисным мероприятиям.

ВЕДУЩИЙ: То есть, вы перестали быть такой красной кнопкой, вошли в режим планомерной работы?

Владимир ДМИТРИЕВ: Во многом мы по-прежнему остаемся банком, который осуществляет антикризисные мероприятия. Не надо забывать о субординированных кредитах, которые мы дали на срок 10 лет. Не надо забывать, что мы по-прежнему проводим санацию двух крупных коммерческих банков, мы стали "счастливыми" обладателями ряда непрофильных активов: «Амурметалл», концерн «Тракторные заводы». Но для этого у нас есть компания «ВЭБ Капитал», которая помогает нам управлять всем этим большим разрозненным и не всегда свойственным функциям Банка развития хозяйством.

ВЕДУЩИЙ: Минэкономразвития предложило создать программу по приватизации непрофильных активов, согласовали ли вы ее и какого мнения придерживаетесь на сей счет?

Владимир ДМИТРИЕВ: Еще в прошлом году, когда принимались решения по санации Глобэкс-банка, Связь-банка по работе с их активами, и они действительно сейчас находятся в надежных руках, но все это потребовало колоссальных усилий и в том числе и серьезных финансовых ресурсов. На расшивку проблемных долгов Глобэкс-банка мы получили из Центрального банка депозит в размере 87 миллиардов рублей, за это надо рассчитываться. И, конечно же, реализация непрофильных активов, к которым я причисляю и коммерческие банки, невозможна сейчас, когда рынок недооценен. Мы и на Набсовете, и в разговорах с членами Наблюдательного совета, в число которых входит и министр экономики, эту тему открыто ставили, и достигли общего понимания, что реализация этих активов возможна через несколько лет, когда тот же Глобэкс-банк будет серьезно капитализирован. И мы можем рассчитывать на применение коэффициентов, которые существовали до кризиса или, по крайней мере, были бы близки к ним, когда капитал банка мультиплицируется в несколько раз. Кроме того, к таким непрофильным активам мы относим то имущество, те незавершенные стройки, те объекты, которые достались от Глобэкс-банка. Это бывший часовой завод «Слава». Есть ряд работающих активов, но прежде чем вести речь о реализации этих строек, их нужно достроить.

ВЕДУЩИЙ: Говоря о проектах развития, которые поддерживает Внешэкономбанк, нужно особо выделить проекты в сфере модернизации. Вот какие проекты можно назвать действительно современными?

Владимир ДМИТРИЕВ: Сейчас порядка 15 процентов нашего кредитного портфеля относится к проектам, связанным и с инновацией, но, что касается модернизации, процент гораздо выше, соотношение гораздо выше. Мы активным образом ведем целенаправленный поиск проектов, которые относятся к этим приоритетам. Одно из направлений такой деятельности связано с поддержкой отечественного судостроения, это совершенно новые, во многом не имеющие аналогов ни у нас в стране, ни даже за рубежом, проекты судостроительной отрасли. Мы профинансировали для компании «Совкомфлот» строительство двух мощных ледоколов, по 70 тысяч тонн дедвейтом каждый. Это суда повышенной судовой мощности, эти нефтеналивные суда через Северный морской путь доставляли нефть в страны Юго-Восточной Азии. Мы, если говорить о модернизации, об инновациях, мы приняли на правлении и на Наблюдательном совете решение о финансировании российской компании, где Внешэкономбанк впервые будет участвовать в проекте поддержки российской компании в сфере суперкомпьютеров и их математического обеспечения. Это компании «T-Платформы», которые активно выходят на европейские рынки, и в участии в капитале которой заинтересованы ведущие компании в сфере вычислительной техники и суперкомпьютеров. Мы с гордостью говорим о том, что в этом году запустили два серьезных проекта в сфере модернизации нашей нефтеперерабатывающей отрасли: это «Тобольск-Полимер». Крупнейшая сделка, очень сложная с точки зрения структурирования ее финансовой модели, где участвовали крупнейшие европейские банки, представляющие другие континенты, ведущие государственные страховые агентства. Наше участие - это порядка полутора миллиардов долларов.

ВЕДУЩИЙ: Владимир Александрович, вопрос, который чаще всего задают эксперты, обсуждая будущее российской экономики: где брать деньги на инновации? Какие возможности есть для этого у Внешэкономбанка и какие инструменты, новые, может быть, для финансирования новых проектов сейчас обсуждаются?

Владимир ДМИТРИЕВ: Ничего нового мы здесь не придумаем, деньги надо брать на рынке. Мы в этом году завершили несколько сделок, ряд из которых стали, по сути дела, прорывными. Никто из российских заемщиков, а уж тем более после кризиса, не брали деньги на такой длинный срок и не привлекали столько инвесторов из различных стран мира в облигации, выпущенные Внешэкономбанком, либо связанные сделки, где нас поддерживают иностранные государственные страховые агентства и банки, соответственно, осуществляющие поддержку национального промышленного экспорта. По нашим подсчетам, только в этом году мы привлекли в общей сложности в эквиваленте порядка 9 миллиардов долларов, в том числе три транша еврооблигаций. Самый последний - это пятнадцатилетний выпуск. С такими объемами и сроками размещения никто до нас не выступал, но дело даже не в этом. Дело в том, что привлечения состоялись в этом году, а, стало быть, иностранный инвестор поверил в то, что Россия платеже-, кредитоспособна, у России есть хорошие заемщики, в Россию верят, верят не только в государственные банки, но и в банки с частным акционерным капиталом. Конечно, важно для инвестора то, что государство поддерживает такого рода размещения.

ВЕДУЩИЙ: А предложение вкладывать в инновационные проекты пенсионные средства?

Владимир ДМИТРИЕВ: Особая тема, интересная тема, но, если говорить о Внешэкономбанке как государственной управляющей компании, разумеется, мы в большей степени придерживаемся консервативного подхода к управлению пенсионными деньгами. Нам важно четко понимать, какие риски существуют, ведь инновационный бизнес - это бизнес повышенного риска. Я в последнее время неоднократно участвовал в международных и сугубо российских форумах и дискуссиях на тему поддержки инновационного бизнеса. Сейчас никого не смущает, и все открыто об этом говорят, что инновация - это риски. И из десяти проектов лишь два-три могут оказаться успешными, но именно их успех обеспечивает общую успешность вложений в инновационный бизнес. Поэтому теоретически, конечно, возможно, особенно тогда, когда проекты находятся не в стадии стартапов, а когда уже в более продвинутой стадии, когда понятна перспектива коммерциализации этих проектов, можно говорить о привлечении пенсионных денег. Но не надо забывать, что, в соответствии с нашей расширенной декларацией, мы можем приобретать долговые инструменты, обеспеченные государственной гарантией. И вот этот механизм, как мне кажется, вполне приемлем для рассмотрения вопроса о привлечении пенсионных денег в инновационный бизнес.

ВЕДУЩИЙ: А какие результаты показало в этом консервативное управление пенсионными деньгами?

Владимир ДМИТРИЕВ: В соответствии со сложившейся практикой мы к февралю обнародуем результаты нашей деятельности. К сожалению, но это уже не в наших силах, с учетом заметного роста цен в третьем и четвертом кварталах, скорее всего общая доходность нашего портфеля окажется чуть ниже инфляции. Но это связано с тем, что мы только в этом году, по существу, стали формировать инвестиционный портфель в соответствии с расширенной декларацией. Много средств было вложено, по естественным причинам, в государственные облигации, они показали не ту динамику, на которую мы рассчитывали. И выходить из этих бумаг, не имея альтернативы, конечно, не представлялось целесообразным. Но, тем не менее, мы рассчитываем, что то, что уже намечено, облигации, гарантированные государством, которые выпускает «Роснанотех», «Объединенная авиационная корпорация» и ряд других надежных заемщиков, помогут нам сбалансировать доходность и выйти на приемлемые результаты.

ВЕДУЩИЙ: Обновление экономики, в том числе и в сфере рискованных высоких технологий, невозможно без развития малого и среднего предпринимательства. Здесь вы не боитесь рисковать? И какие проекты сегодня финансируете?

Владимир ДМИТРИЕВ: К счастью, малый и средний бизнес показывает хорошую динамику. Только в этом году в целом банковская система предоставила малому и среднему бизнесу средств на один триллион больше, чем в прошлые годы.

ВЕДУЩИЙ: И это предложение превышало спрос?

Владимир ДМИТРИЕВ: Спрос огромен, равно как и востребованность кредитов. Но одновременно мы понимаем, что необходима целенаправленная системная работа по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. В этом смысле известна программа, которую мы реализуем через Российский банк Развития по поддержке малого и среднего бизнеса. Из тридцати миллиардов - кредита, который был выдан Российскому банку Развития на малый бизнес путем различных финансовых подходов: это рефинансирование через Центральный банк, это программы софинансирования, где региональные банки также участвуют в поддержке малого и среднего бизнеса. В общей сложности эта программа достигнет к концу года ста миллиардов рублей. Если брать наши дочерние банки, Глобэкс-банк, Связь-банк, то мы рассчитываем на общий объем в размере 125 миллиардов. И до 2015 года мы прогнозируем увеличение этой поддержки до 250 миллиардов рублей. Программы разные, важно отметить, что, во-первых, мы предоставляем достаточно длинные ресурсы для малого и среднего бизнеса. Исключительно важно то, что теперь порядка 60 процентов связано с реальным производством. Я сказал о финансировании, да? Это тогда, когда не только мы, но и банк-участник программы направляет средства на поддержку малого и среднего бизнеса. И тогда мы идем на существенные послабления: мы снижаем ставки, мы увеличиваем сроки. Мы запустили программы финансирования для инноваций и модернизаций, где тоже ставки заметно ниже тех, хотя в целом мы достигли снижения ставок до примерно 12 процентов, что, в общем-то, на фоне галопирующего увеличения ставок до 25-30 процентов в кризисные годы, конечно же, серьезно облегчает задачу развития малого и среднего предпринимательства.

ВЕДУЩИЙ: Я не могу не спросить о поддержке Внешэкономбанком ипотечного рынка. Как он будет развиваться в дальнейшем? И каких объемов он достиг сегодня с вашей помощью?

Владимир ДМИТРИЕВ: Общеизвестная цифра - 250 миллиардов рублей Внешэкономбанк выделяет на эту программу. Здесь задействованы и собственные средства банка, из тех,  которые мы получили, работая на фондовом рынке, получили прибыль, часть которой направлена на реализацию олимпийских проектов, а другая часть - 50 миллиардов рублей - на поддержку ипотеки. Здесь задействован и Фонд национального благосостояния - 40 миллиардов, которые мы направляем АИЖК. Здесь же деньги - накопительные части пенсионных средств. То есть в совокупности все продукты задействованы, и отрадно сейчас констатировать, что уже порядка девяти миллиардов рублей выдано кредитов коммерческими банками. Мы имеем заявки на все 150 миллиардов, которые предназначены на эти цели. Плюс, я еще говорил вам, 40 миллиардов - АИЖК и, кстати, 50 миллиардов из собственных средств банка будут направляться на выкуп облигаций по минимальным ставкам, под 3 процента. И с тем, чтобы эти деньги работали уже сейчас, мы на Набсовете приняли решение о том, что их можно направлять на рефинансирование кредитов, выдаваемых коммерческими банками, их заемщикам для строительства жилья экономкласса. Есть проблемы, связанные с тем, что пул кредитов, за счет которого будет формироваться необходимая база для выпуска облигаций, только формируется. И поэтому мы рассчитываем, что в полной мере программа, я имею в виду уже выкуп непосредственно ипотечных облигаций, развернется масштабно в следующем году. Но, я еще раз подчеркиваю, все заявки на 150 миллиардов рублей мы приняли от коммерческих банков, и программа разворачивается.

ВЕДУЩИЙ: Ну, и олимпийские спортивные стройки. Стройки в Сочи, сейчас еще добавляется Чемпионат Мира 2018 по футболу. И, наверное, без ВЭБа здесь тоже не обойтись?

Владимир ДМИТРИЕВ: Сочинская олимпиада, действительно, стала для нас серьезной проверкой на состоятельность. Но и к своему собственному удовлетворению, и отмечая вклад моих сотрудников, и тесное взаимодействие и с «Олимпстроем», и с нашими инвесторами, мы сильно развернулись. Уже сейчас объем кредитов Внешэкономбанка, утвержденный нашими органами корпоративного управления, по сути дела, приблизился к 70 миллиардам. И еще несколько проектов на подходе. Мы хорошо "потренировались" на этих объектах, мы очень многое узнали, очень многое постигли, очень много получили положительного опыта в сотрудничестве с инвесторами. И, разумеется, этот багаж, наверное, лучшая характеристика или лучшая предпосылка для того, чтобы мы серьезно рассматривали и будущий футбольный чемпионат.

ВЕДУЩИЙ: Ну, вот смотрите, Владимир Александрович, Внешэкономбанк, он всегда и повсюду: инновации, малый и средний бизнес, олимпийские стройки, ипотека. «Банк спасения» - каковым вас называли во время кризиса. Самый распространенный вопрос: знаете, что про вас говорят? Когда у ВЭБа кончатся деньги?

Владимир ДМИТРИЕВ: На самом деле, у ВЭБа кроме капитала, который формируется исключительно за счет бюджетных взносов, в отличие от коммерческих банков, где можно и на рынок, на IPO выйти… Мы другая категория, равно как и наши партнеры из других стран. Например, немецкий Банк Развития ежегодно привлекает порядка 60 миллиардов евро для финансирования своих проектов. У нас по этому году результаты пока скромные. Я говорил, называл цифру, - около 9 миллиардов долларов. Вот, собственно, рынок. А рынок – это, прежде всего, доверие. Доверие к банку, доверие к России, это ощущение инвестиционной привлекательности нашей страны. Соответственно, если все будет благополучно, я надеюсь, что так оно и будет, рынок огромен. Мы сейчас серьезно работаем над региональными проектами: создание фонда прямых инвестиций для Дальнего Востока и Забайкалья, заработал наш фонд инфраструктурных инвестиций, вместе с компанией Macquarie Renaissance. Стоило нам закрыть сделку по приобретению одной транспортной компании, как следом за нами последовал «ВТБ Капитал» и еще одна инвестиционная компания. Так вот, мы сейчас серьезно рассматриваем вопрос о привлечении крупнейших зарубежных инвесторов, это и суверенные фонды, это и компании частных прямых инвестиций, для участия в крупных проектах в России. И мы видим растущий, совершенно неподдельный интерес к тому, чтобы в Россию входить. Независимо от того, ведем ли мы речь о европейцах, зоне Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Америке. Интерес неподдельный. И, конечно, вот эту ситуацию надо капитализировать.

ВЕДУЩИЙ: Я желаю Вам успехов. Спасибо.

Владимир ДМИТРИЕВ: Спасибо.

 

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.