Интервью Председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева телеканалу «Россия 24». (Давос, Всемирный экономический форум)

28 января 2011 года
#Публикации
Назад

Телеканал "Россия 24",
ИНТЕРВЬЮ,
28.01.2011, 17:45

 

КОРР: Одна из основных тем этого форума - это риски в посткризисное время. Какие риски для российской экономики Вам кажутся наиболее очевидными в это время?

Владимир ДМИТРИЕВ, Председатель Внешэкономбанка: Риски серьезные, и на тему рисков с начала форума практически все его участники ведут серьезные дискуссии. Я не могу в этом смысле не упомянуть о выступлении нашего Президента Дмитрия Анатольевича Медведева, который к числу самых серьезных рисков отнес терроризм, как глобальную угрозу всем странам. И эта тема, конечно же, живо обсуждалась, она в центре внимания. Практически все участники Давосского форума высказывают сочувствие и приносят соболезнования в связи с терактом, который произошел. Это очередное подтверждение тому, что терроризм - это глобальная угроза, и конечно же, с ней необходимо солидарно бороться и ей противостоять. Это, конечно, серьезный риск, с которым надо считаться. Но именно этот вызов заставляет наше правительство, в том числе, серьезно думать об экономических предпосылках возникновения терроризма. Это экономика, это занятость, это образование. Конечно, мы имеем в виду и другие риски, но прежде всего это риски экономического характера. Но в этом смысле прошедший кризис, - я с большой степенью уверенности говорю о том, что он прошедший, - показал, что российские финансовые власти, представленные регулятором - Центральным банком, Правительство, в целом, предприняли серьезные меры, основанные на уже существующих формах регулирования экономики, чтобы смягчить последствия кризиса, прежде всего для российской банковской системы и экономики в целом. Я думаю, что совершенствование законодательства в этом смысле - и банковского, и корпоративного, - позволит минимизировать риски, которые возникают в этой связи.

КОРР: А как, на Ваш взгляд, должно меняться банковское законодательство?

Владимир ДМИТРИЕВ: Совсем недавно, буквально на этой неделе, Председатель Правительства провел совещание по стратегии развития банковского сектора до 2015 года. Это конечно же, совершенствование банковского законодательства с точки зрения усиления пруденциального надзора над деятельностью банков. Сам кризис и посткризисные явления показали, что необходимо более серьезное внимание к балансовым показателям банков, к бенефициарам банков, к их повседневным операциям. В этом смысле многое, конечно, сделано, но предстоит сделать не менее серьезные шаги, чтобы максимально обезопасить банковскую систему.

КОРР: В кризисное время ВЭБ был таким спасательным кругом для предприятий российских. Сейчас кризис закончился. Вот какие теперь направления ВЭБ выбирает для себя?

Владимир ДМИТРИЕВ: Несмотря на то, что в период кризиса - 2008, 2009, отчасти 2010 год мы действительно серьезные меры предпринимали, реализуя антикризисные мероприятия Правительства и Центрального банка, при этом мы не останавливали свою работу как Банка развития. Конечно, сейчас в этом смысле нам легко перепрофилировать деятельность отдельных подразделений банка, которые в кризисный период были заняты мерами по санированию банков, по капитализации банковской системы, по рефинансированию внешних долговых обязательств российских корпоративных структур. Сейчас силы высвобождаются для того, чтобы более активно заниматься профильной для нас деятельностью - это инфраструктура, поддержка малого и среднего предпринимательства, работа в ключевых отраслях экономики, где, прежде всего акценты будут сделаны на модернизационное направление экономического развития, определенное руководством нашей страны. В этом смысле у нас уже есть проекты, которые реализуются в сфере модернизации и которые находятся в плане нашего кредитного портфеля. Мы в новой стратегии банка до 2015 года ставим задачу увеличить долю инновационных проектов в нашем кредитном портфеле. Сейчас это где-то порядка 15 процентов. Для нас очень важно, как для института развития, который в том числе сфокусирован на поддержку промышленного экспорта и российских инвестиций за рубежом, максимально развивать и это направление нашей деятельности. В этом смысле важны два мероприятия, которые мы намерены реализовать в самое ближайшее время. Это создание Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, которое планируется создать как 100-процентную дочку Внешэкономбанка. Документ о соответствующем изменении в законодательство находится сейчас на рассмотрении в Правительстве, и в скором времени будет внесен в Государственную Думу. Второе направление тоже связано с внешнеэкономической составляющей нашей работы. Это привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику. Для нас, с одной стороны, как вызов, а с другой стороны, как руководство к действию было заявление Президента нашей страны на Давосском форуме. Это второй пункт из десяти пунктов приоритетов правительственной политики: создание суверенного фонда инвестиций, который, на наш взгляд, будет своевременным и очень серьезным шагом по мобилизации ресурсов для проведения структурных реформ в экономике нашей страны по направлению инвестиций в ключевые отрасли экономики и, с другой стороны, для привлечения иностранных инвестиций. Потому что все инвесторы, с которыми мы общаемся, заинтересованы в работе в России, говорят о необходимости разделения рисков между ними и российскими структурами. В данном случае государство и мы как Банк развития, готовы в этом принимать активное участие.

КОРР: Владимир Александрович, я также читала, что вы разместились удачно здесь, в Швейцарии, и размещение облигаций было в швейцарских франках. Как прошло это размещение? И я также читала, что вы собираетесь размещать облигации в рублях, юанях и иенах?

Владимир ДМИТРИЕВ: Действительно, говоря о Швейцарии, это был наш дебютный выпуск. Впрочем, как и все выходы на рынок капитала в прошлом году, мы, я считаю, очень успешно прошли это серьезное испытание. И, несмотря на то, что все выпуски для нас были дебютными, тем не менее, мы размещались, и сейчас облигации торгуются на уровнях, которые лучше каких бы то ни было заимствований других российских заемщиков и банков. Это и 15-летние облигации, и 7-летние облигации, 10-летние облигации. Если говорить о швейцарских франках, мы разместили полмиллиарда франков на пять лет. Ну, во-первых, сам срок и объем до сих пор не были подъемными для российских заемщиков, но и ставки тоже весьма привлекательные. Об этом пока я не могу говорить, но в скором времени мы всю информацию обнародуем относительно этого успешного займа. Мы действительно планируем расширить программу заимствований. В прошлом году на все виды заимствований, вернее, во всех видах заимствований мы привлекли более восьми миллиардов долларов и в рублях, и в валюте. В этом году мы рассчитываем остаться не ниже этого уровня с точки зрения заимствований и на рынке капиталов, на межбанковском рынке, имея в виду связанные кредиты. Мы намерены рассмотреть возможность заимствований в иенах. Не исключаю, что и фунт стерлингов окажется интересным для нас. То есть мы рассматриваем возможности, которые бы максимально отвечали бы нашим потребностям с точки зрения кредитования нашей корпоративной клиентуры.

КОРР: Владимир Александрович, спасибо большое вам за это интервью и за ваше время.

Владимир ДМИТРИЕВ: Спасибо.

 

Назад

Ирина Макиева: государство, общество и бизнес поддержат моногорода

17 января 2011 года
#Публикации
Назад

РИА Новости,
ИНТЕРВЬЮ,
17.01.2011, 14:56

 

 

 

Проблема моногородов, где жизнь подавляющего большинства жителей связана с одним градообразующим предприятием, существует не только в России. Но в России таких образований свыше 300, и их трудности схожи - как только завод начинает терять заказы, в том числе государственные, он уже не в силах вовремя платить зарплату, поддерживать социальные объекты и т.д. Правительство решило разработать программу поддержки моногородов, координирует которую госкорпорация "Банк развития" (ВЭБ). О ходе реализации программы в интервью РИА Новости рассказала зампред ВЭБа Ирина Макиева.

- В России в 2010 году стартовала программа господдержки моногородов. Какова ее цель?

- Программа мер по государственной поддержке моногородов в рамках антикризисной программы правительства реализуется уже около  года. За этот период нам удалось значительно продвинуться – от формирования пилотного перечня моногородов, разработки комплексных инвестиционных планов модернизации (так называемых КИПов) – до фактического выделения финансирования на одобренные мероприятия КИПов. Цель программы – создание новых рабочих мест и диверсификация экономики моногородов была определена президентом и правительством. Эта работа в 2010 году осуществлялась в рамках комплексных планов для тех населенных пунктов, которые находились в наиболее сложной ситуации. Речь идет о создании альтернативных градообразующему предприятию производств, в т.ч. в области МСП, чтобы, в случае сокращения рабочих мест на монопредприятии, у жителей города была возможность трудоустроиться. А это уже является основой для устойчивого экономического роста моногородов и регионов.

- Какова роль ВЭБа?

- Внешэкономбанк как национальный институт развития с декабря 2009 года осуществляет координацию работ по господдержке модернизации монопрофильных городов через рабочую группу при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, возглавляемую заместителем Председателя Внешэкономбанка. Таким образом, Внешэкономбанк в рамках работы по моногородам выполняет 2 ключевые функции: первая – это координация работы по рассмотрению КИПов и выработке предложений по поддержке проектов для правительства и вторая – это работа ВЭБа как кредитной организации, т.е. финансовая поддержка самих инвестиционных проектов, в первую очередь крупных, отвечающих требованиям Банка и направленных на диверсификацию экономики моногорода и создание новых рабочих мест. В настоящее время ряд таких проектов поступил на рассмотрение госкорпорации.

- Насколько известно из опыта других стран столь сложные и накопленные годами проблемы нельзя решить за один год. В чем особенность именно российской программы?

- В 2010 году стояла задача принятия срочных мер для отдельных моногородов, поэтому был выбран быстрый механизм доведения бюджетных средств регионам. Но хотелось бы отметить, что КИП – это долгосрочный инструмент регионального инвестиционного развития, в котором бюджетные деньги, пусть и выделенные на один год, являются основой или "start up" для последующего запуска инвестиционных проектов, но уже с участием инвесторов. Нельзя забывать и про другую особенность российской ситуации, а именно – масштабы поставленной задачи и запущенность накопленных за многие десятилетия проблем. Мы также взаимодействуем, обмениваемся опытом с ведущими международными организациями – Всемирным банком, Программой развития ООН, и они подтверждают сложность российской проблемы: финансовые возможности местных властей очень сильно ограничены, сами города не похожи друг на друга, многие моногорода расположены в регионах с низкой плотностью населения и изолированы. Международный опыт нам подсказывает, что только совместное участие государства, общества и бизнеса в выработке решений проблем моногородов позволяет, пусть не так быстро как хотелось бы, но все же справиться с данной задачей.

- Сколько городов участвует в программе, и каковы критерии их отбора?

- В 2010 году поддержку получили 35 моногородов: 25 пилотных моногородов, перечень которых был одобрен правительством в 2009 году и 10 дополнительных, отобранных в середине 2010 года, когда мы поняли, что можем финансово помочь большему количеству моногородов. В списке есть Тольятти, Байкальск, Пикалево… Когда только началась реализация программы, мы получили заявок на 2010 год от 25 городов на несколько десятков миллиардов рублей. Наша цель – это не автоматическое распределение ограниченных бюджетных ресурсов. Главное условие – наличие проработанных инвестиционных проектов, поддержанных на региональном уровне. Причем у проектов должны быть реальные инвесторы, бизнес-планы.

- Каков объем средств, выделенных из федерального бюджета в 2010 году? Какие основные формы и направления поддержки моногородов в 2010 году?

- Всего профинансировано мероприятий на 22,7 млрд. рублей. 10 из которых – дотации и еще 5,7 – льготные бюджетные кредиты для запуска новых инвестиционных проектов, 5 – в виде субсидий направлено на ремонт домов и переселение из аварийного жилого фонда, и 2 – на поддержку малого и среднего бизнеса. Еще в 2010 году выделены целевые средства на программы по снижению напряженности на рынках труда моногородов. По этим направлениям и работали. Есть также средства, предусмотренные в рамках действующих государственных программ и проектов. Причем одна из задач комплексного плана модернизации – системно обосновать все формы и направления бюджетной и внебюджетной поддержки на уровне моногорода, а также связать их с программами занятости и переобучения через балансы трудовых ресурсов. Мы должны быть уверены, что высвобождаемые специалисты предприятий смогут устроиться на работу на создаваемых производствах.

- Дотации – это фактически бесплатные деньги для регионов…

- Во-первых, дотации прямо привязаны к инвестиционным проектам, т.е. мероприятия, на которую запрашивается дотация, должны быть напрямую связаны с реализацией крупных инвестиционных проектов на территории моногорода, которые вносят существенный вклад в диверсификацию его экономики, производство продуктов с высокой добавленной стоимостью и создание новых рабочих мест. Мы исходим из того, что основной задачей государства в моногородах является подготовка инфраструктуры для последующего запуска инвестиционных проектов. Во-вторых – именно государство в свое время создало данные города-предприятия, заложив те проблемы, с которыми города столкнулись в настоящее время, поэтому существует определенная ответственность у государства в том, чтобы ситуация в этих городах изменилась. В-третьих, результаты модернизации моногородов в значительной степени зависят от активной позиции региональных и муниципальных властей, включая выработку ими мер по созданию условий для развития бизнеса в моногородах. Таким образом, задача государства – "подтолкнуть" города к решению проблем зависимости от монопредприятия.

- Можно поподробнее про малый и средний бизнес в моногородах, какие требования предъявляются к программам развития МСП в моногородах?

- Доля малых предприятий в большинстве моногородов находится на уровне – от 1 до 13 %, что существенно ниже, чем в среднем по России. Особенно низкие показатели развития МСП в крупных городах: Нижний Тагил, Тольятти, Ленинск-Кузнецкий. Причины слабого участия МСП в экономике моногородов: низкий уровень деловой активности и узкая специализация производства монопредприятий. Другой проблемой является недостаточная активность местных властей по информационной поддержке предпринимателей, а также тот факт, что поддержка МСП не всегда является приоритетом развития муниципалитета, поэтому при разработке КИП мы стремились добиться конкретных обязательств у муниципалитетов, которые включались в КИП. Реализация мер государственной поддержки МСП осуществлялась в рамках муниципальных программ. Здесь основные формы: гранты начинающим предпринимателям, компенсация процентной ставки, образовательные мероприятия, создание бизнес-инкубаторов, а также другие формы поддержки.

- Вы говорите "включались в КИП". Но разве КИП является обязательным к исполнению для муниципалитета?

- КИП согласовывается не только на уровне муниципалитета, но и утверждается правительством региона. Этим повышается ответственность города и региона за взятые обязательства, в том числе по выполнению включенных в КИП мероприятий, достижению целевых показателей. В ходе нашей работы мы убедились, что роль региональных и муниципальных властей в улучшении инвестиционного климата, создании привлекательных условия для развития бизнеса во многом является определяющей для успеха модернизации моногородов.

- Как идет работа с инвесторами?

- Хочу отметить несколько направлений. Первое, это работа региональных властей. Власти на местах должны обеспечить административную и организационную поддержку инвесторам, причем не только крупным, но и малому бизнесу. Важно также выработать комплекс мер финансового стимулирования инвестиционной деятельности. Это можно решить в рамках регионального законодательства об инвестиционной деятельности, включая создание зон с особым экономическим климатом, предоставление государственных гарантий, специальных налоговых режимов, льгот по аренде, субсидирование процентных ставок и др. Второе, необходимо наладить информационную работу с регионами. Инвестор должен знать полную и достоверную информацию о деловой среде в регионах. Третье,– это активная работа инвесторов с институтами развития, государственными банками в регионах, в том числе Внешэкономбанком. Мы столкнулись с тем, что в регионах есть большое количество бизнес-идей, но при этом отсутствуют проработанные инвестиционные проекты, которые могут быть профинансированы банками. Дефицит кадров на региональном уровне, способных структурировать инвестиционные проекты, а также высокие трудозатраты на разработку проектов и как следствие – финансовые затраты, которые ни инвесторы, ни регионы не готовы нести в условиях неясности перспектив инвестиций, только усугубляют эту проблему.

- Все же вопрос – деньги регионам выделяются? И есть ли уже конкретные результаты от поддержки, которые могут ощутить на себе население и бизнес в моногородах?

- Да, в 2010 году города уже получили средства в рамках программ МСП, ЖКХ, занятости. Созданы рабочие места, в том числе временные, что позволило снизить социальную напряженность в городах. Но это краткосрочные меры. Полученные в 2010 году средства в форме дотаций и бюджетных кредитов на мероприятия по созданию инфраструктуры позволили регионам реализовывать новые долгосрочные проекты. Еще раз повторю, средства всем городам перечислены и уже есть первые результаты: в ноябре открылась автодорога "Южный въезд в город Нижний Тагил". Реконструкция автодороги позволит обеспечить создание 2-й очереди логистического комплекса, реализуемого на принципах совместного участия государства и бизнеса в рамках поддержки моногородов Свердловской области. Активно идут работы в Кемеровской области, Республике Татарстан и других регионах. В ближайшие год-два программа модернизации в моногородах докажет свою эффективность. Но необходимо признать, что многие регионы приходится подталкивать, направлять, чтобы вся работа была выполнена в срок. Отмечу, что запущен процесс активного поиска и общественного обсуждения инвестиционных решений, а фактически – инструментов долгосрочного развития для снижения монозависимости городов. Реализация программы должна позволить создать к 2015 году более 200 тысяч новых постоянных рабочих мест в моногородах, при этом доля "монопродукции" снизится в среднем с 60% до 40%, а на каждый бюджетный рубль будет привлечено до 5 рублей частных инвестиций. По итогам работы в 2010 году выявлен интересный факт: наиболее востребованной формой модернизации экономики моногородов стало создание индустриальных и технологических парков при активном участии частных инвесторов (Н.Тагил, Тольятти, Ленинск-Кузнецкий, Чистополь, Вятские Поляны и др.) на высвобождаемых территориях крупных предприятий с устаревшей технологией. Планируем и дальше развивать кластерные решения.

- Первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил о расширении списка моногородов, которым в 2011 году будет оказана государственная поддержка. Это перечень уже известен?

- Моногородов в России 335. Бюджет не в состоянии оказать всем поддержку, поэтому будем выбирать из тех, кто представит внятные планы модернизации. Все города – разные, соответственно необходимы разные подходы по решению проблем монозависимости. Наша задача – отработать несколько стандартных и успешных решений по модернизации моногородов с тем, чтобы можно было распространить данный опыт на остальные моногорода. Предполагается в 2011 году оказать государственную поддержку еще 15 городам (в дополнение к 35, которым оказывалась поддержка в 2010 году), список будет сформирован в первом квартале 2011 года.

- Вы сказали, что социальная напряженность снижается. Поэтому вопрос - формы и принципы государственной поддержки моногородов претерпят изменения в 2011 году?

- Действительно, на многих градообразующих предприятиях прекратился отток кадров, предприятия получили заказы, стабилизировалось их финансовое состояние. Но улучшение состояния – не значит снижение монозависимости. Мы не должны ждать очередного финансового кризиса, чтобы опять всем миром начать решать подобные проблемы, которые сейчас можно вроде как заморозить. Что касается принципов и форм поддержки. Считаю, что основной принцип необходимо оставить прежним: бюджетные средства должны направляться на строительство и реконструкцию инфраструктуры муниципальной и региональной собственности, а частые инвесторы должны финансировать сами проекты. Но данная работа должна уже носить не антикризисный, а более планомерный характер.

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: CAPTCHA
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.