Эксперты высоко оценили перспективы реализации проектов ГЧП в социальной сфере

30 сентября 2020 года
#ВЭБ.РФ
Назад

ВЭБ.РФ в рамках Российской недели ГЧП организовал панельную дискуссию «От благотворительности – к умным инвестициям в человеческий капитал». Участники обсудили ответственное финансирование, барьеры и ограничения для проектов социального воздействия в России, роль самих проектов в линейке инструментов достижения национальных целей развития страны.

Ключевые заявления участников панельной дискуссии

Михаил Алашкевич, старший вице-президент, ВЭБ.РФ, модератор дискуссии: «Тема инвестиций в человеческий капитал сегодня очень важна. ВЭБ.РФ представляет на рынке инструментарий по реализации проектов социального воздействия. Мы на практике убедились - в этой работе есть место не только государству, но и частным инвесторам. Бизнес и раньше был активно вовлечен в темы социального предпринимательства и социальной ответственности. Сейчас мы нашли тот инструмент и эффективную площадку взаимодействия всех заинтересованных сторон: и государства, и бизнеса. Это проекты социального воздействия в образовании, здравоохранении, культуре, спорте, сфере социальной защиты. ВЭБ.РФ вместе с партнерами активно внедряет новые финансовые инструменты в социальном секторе. Вместе с Минфином России мы работали над методологией проектов социального воздействия, адаптацией международного опыта для российской практики. Первый проект был реализован в Якутии, этому предшествовала работа по популяризации инструмента. Государство привыкло платить, а потом получать результат. Но теперь мы реализовали инструмент, который позволяет сначала получить социальные эффекты, а потом уже заплатить за конкретный результат». Важно, что в проекты социального воздействия мы привлекаем профессионалов. Мы не просто отбираем исполнителей по конкурсным процедурам, которые не всегда совершенны. Важно, что в данном случае инвестор нанимает того, кому доверяет. А государство, проверяя достигнутый результат, доверяет бизнесу. И это доверие, которое возникает между всеми сторонами - основа новых подходов в рамках государственно-частного партнерства».

Заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай: «Есть темы, которые представляют очень серьезные проблемы и на региональном, и федеральном уровнях, для которых нет каких-то стандартизованных решений. Мне кажется, они тоже должны попасть в фокус проектов социального воздействия. Это тематика общественного здоровья и проблема суицидов. Сложно представить более социально обусловленную причину смерти и более сложную с точки зрения ее управления в контексте системы здравоохранения. Вместе с ВЭБом мы начали проработку возможных подходов к реализации контрактов социального воздействия, выходим на несколько потенциально возможных тем в пилотных регионах. Среди них – тема предупреждения суицидов. Мы находимся в начальной стадии разработки этого проекта, нас ждет обсуждение с экспертным сообществом, общественными организациями, чтобы найти правильную модальность реализации такого проекта. Мы считаем этот инструмент исключительно востребованным и ждем скорейшей реализации этих проектов. Спасибо ВЭБ.РФ за идею, за готовность совместно реализовывать эти проекты».

Первый заместитель губернатора Челябинской области Ирина Гехт: «Нам интересен не только проект сопровождаемого проживания, но и другие проекты. Хотелось бы чтобы социальные контракты были более эффективными, из федеральных ресурсов на это выделяются колоссальные средства, но эффектов мы не видим. Сегодня две трети наших бюджетов, а в некоторых регионах это и 4/5 всех бюджетов, – это социальные расходы. Но к сожалению, видимых эффектов, того, что ждет от нас население, не происходит. И проекты социального воздействия, когда мы покупаем результат, когда мы повышаем доверие населения к этим результатам, на сегодня - эффективнейший с моей точки зрения инструмент. От того, насколько мы вкладываемся в человеческий капитал, насколько эффективно, настолько мы видим в долгосрочной перспективе развитие региона (так же, как и инвесторы)».

Андрей Байда, вице-президент ВЭБ.РФ: «В части оценки стоимости риска проект социального воздействия пока достаточно сложно оценить. Ведь банки исходят из прошлой практики, а по проектам социального воздействия в России она пока не сформирована. В тот момент, когда возникнет практика оценки подобного рода исполнителей, тогда банки смогут осознанно брать такие риски на баланс.

Как показывает опыт, самые успешные проекты делаются с оплатой success fee - по факту достижения целей. Проект социального воздействия предполагает новый уровень прозрачности для общества. По сути, это новый инструмент госзакупок. Когда государство платит за результат.

То, как пилотируется якутский проект социального воздействия на Дальнем востоке показывает, что фонды класса ФРДВ и аналогичные фонды являются идеальными риск-тейкерами для апробации нового типа проектов, сбора максимального количества информации о таких проектах и ее последующего анализа. И эта практика затем может быть использована при последующей оценке проектов социального воздействия банками.

Вице-президент Фонда развития Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков: «Первый проект социального воздействия реализован фондом на Дальнем Востоке. И это не случайно - регион открыт для всего нового. В том числе, и для таких инновационных подходов, направленных на развитие экономики компетенций, на капитализацию знаний людей, которые, на мой взгляд, и являются главным двигателем экономики и развития. Образовательный проект в Якутии позволил нам протестировать нормативную базу. Уверен, что у нас получится тиражировать проект в других регионах и отраслях. Мы знаем, как использовать накопленный опыт и двигаться дальше».

Назад

ВЭБ.РФ готов стать экспертом, партнером для нацпроектов на предпроектной стадии

29 сентября 2020 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Выступая на сессии «Новый взгляд на национальные проекты: фокусируемся на частных инвестициях и ГЧП», организованной ВЭБ.РФ на Российской неделе ГЧП, старший вице-президент ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич Алашкевич отметил, что «в рамках управления нацпроектами у ВЭБа может появиться новая роль для наших партнеров (государства и бизнеса)». «Это роль эксперта, роль инвестиционного партнера, который может сопровождать проекты на предпроектной стадии, осуществлять комплексное структурирование проектов, по сути мы можем стать оператором отдельных комплексных проектов в рамках национальных проектов, приняв часть функций от  федеральных органов власти на «аутсорсинг», - подчеркнул спикер от ВЭБ.РФ.

Участники сессии обсудили социально-экономические эффекты о реализации нацпроектов, отдельные проектные инициативы в регионах, комплексные проекты регионального и городского развития, привлечение внебюджетного финансирования в нацпроекты.

Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Наталья Бочарова рассказала, о перспективности использования механизма ГЧП: «Что касается вложений, расчётно, за те деньги капитального гранта, которые мы потратим на создание таких комплексов (современных университетских кампусов – прим. ред.), которые включают и социальную, и бытовую современную инфраструктуру, и в некоторых проектах учебно-лабораторную, мы тратим сопоставимые средства, как потратили бы на создание одного места в общежитии, но только получим вдвое больше мест и в качестве «бонуса социальную и спортивную инфраструктуру»». И добавила, что в партнерстве с ВЭБ.РФ и их коллегами совместными усилиями удастся реализовать эти проекты в нескольких регионах, что даст стимул для развития экономики субъектов Российской Федерации.

Первый заместитель Министра спорта Российской Федерации акцентировал внимание на следующих нововведениях: "Спорт – норма жизни" (федеральный проект нацпроекта "Демография" - прим. ред.) не предусматривал условий по ГЧП, но мы внесли изменения в нормативку, и со следующего года любой регион, который претендует на федеральное софинансирование, должен пройти процедуру отбора частного партнера. Только после того, как мы получим подтверждающие  документы о том, что эта процедура была проведена, что частный партнер не нашелся, мы рассмотрим вопрос о бюджетном финансировании".

«Сфера спорта – это сфера куда стоит инвестировать, там есть экономика и возвратность, как с точи зрения бизнеса, так и с точки зрения социального заказа и достижения социальных эффектов. Это все ориентировано и должно работать на развитие физической культуры, массового спорта и спортивной подготовки»

В качестве потенциальных факторов развития рынка ГЧП Министром экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрием Богдановым было предложено включение стимулирующих механизмов привлечения частных инвесторов на реализацию инфраструктурных проектов, упрощения привлечения долгового финансирования и процедуры согласования изменений существенных условий концессионного соглашения с антимонопольным органом.

Старший вице-президент ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич назвал ключевые аспекты успешного тиражирования ГЧП-практики. К ним он отнес: прозрачность в отношениях между федеральным центром и регионами, понимание участия бизнеса в реализации нацпроектов и необходимость контрактов жизненного цикла, в прямом смысле, когда, привлекая частного инвестора, выбор делается в пользу тех, кто на длинном горизонте будет отвечать за реализацию проекта, таким образом, будет заинтересован в эффективной их реализации.

Назад

Система «Честный ЗНАК», создаваемая при финансовом участии ВЭБ.РФ и Газпромбанка, признана сделкой года

29 сентября 2020 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Премии «РОСИНФРА-2019» в номинации «ГЧП-сделка года» удостоен проект по созданию системы маркировки и прослеживания товаров «Честный ЗНАК».

Награждение прошло в рамках VII Инфраструктурного конгресса «Российской недели ГЧП 2020», который проходит в Москве с 28 сентября по 1 октября.

Проект «Честный ЗНАК» реализуется с использованием механизма государственно-частного партнерства в форме соглашения между оператором – ЦРПТ и Минпромторгом России. Это соглашение стало первым в России ГЧП-проектом в области информационных технологий и первым федеральным ГЧП-проектом в рамках 224-ФЗ. Целью проекта является борьба с теневой экономикой, нелегальным оборотом товаров, а также обеспечение для потребителей гарантии подлинности и качества приобретаемой продукции.

Финансирование проекта осуществляется синдикатом банков с участием Газпромбанка и ВЭБ.РФ в рамках программы «Фабрика проектного финансирования».

«Такой проект, как создание системы маркировки на территории России имеет стратегическое значение в развитии товарных рынков и позволит в полной мере обеспечить права потребителей. Возможность прослеживать всю цепочку доставки от производителя до потребителя является ключевой составляющей системы. Мы уверены, что реализация первого в стране проекта в области информационных технологий на основах ГЧП и признание его сделкой года в рамках конкурса «РОСИНФРА» станет существенным толчком для реализации аналогичных проектов в эпоху цифровизации», – заявил исполнительный вице-президент – начальник департамента инфраструктурных проектов и ГЧП Газпромбанка Павел Бруссер.

​«Проект предполагает создание единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров в России. Система «Честный ЗНАК» позволит сделать товарные рынки прозрачными и создать полноценную систему гарантии подлинности и качества товаров. Технология эффективно борется с нелегальным товаром, защищает потребителей и добросовестный бизнес», – отметил старший вице-президент ВЭБ.РФ Сергей Евдокимов. 

​«Система маркировки фактически создает цифровых двойников не только каждой единицы товара, но и целых отраслей. Этот проект – логичный шаг на пути к «Индустрии 4.0», повышению прозрачности товаропотоков, развитию смежных, высокотехнологичных секторов, использованию искусственного интеллекта для обработки верифицированных массивов данных. Партнерство государства, частных инвесторов, крупнейших банковских институтов может и должно быть успешным. Главное, что в этом партнерстве присутствует потребитель, ведь система маркировки – это еще и общественный контроль, гарантия качества и безопасности товаров», – сказал председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин.

​К 2024 году в России планируется создание сплошной системы маркировки и прослеживания. На текущий момент обязательной маркировке подлежат меховые изделия, табачная продукция, лекарственные препараты, обувь. С 1 октября маркировка станет обязательной для фотоаппаратов и парфюмерной продукции, а с 1 ноября – для шин и покрышек. В 2021 году вводится маркировка ряда категорий товаров легкой промышленности, а также молочной продукции. Кроме того, проводится эксперимент по маркировке упакованной воды.

Назад

Игорь Шувалов: «Мы открыты для совместной реализации ГЧП-проектов, инвестирования в развитие школ, больниц, общественного транспорта и чистой воды»

28 сентября 2020 года
#ВЭБ.РФ
Назад

Перспективы реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) обсудили сегодня участники инфраструктурного конгресса «Неделя ГЧП 2020», которая была организована при поддержке ВЭБ.РФ. Как подчеркнул председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, работать по модели партнёрства – всегда сложнее, но ВЭБ не конкурирует по ставке с коммерческими банками. «Вместо этого мы формируем с ними партнёрства – запустили «Фабрику проектного финансирования, организуем синдицированное кредитование. Мы занялись темой модернизации 100 городов России. Открыты для работы со всеми, кто хочет реализовать ГЧП-проекты и инвестировать в развитие школ, больниц, общественного транспорта, чистой воды. Верим в том, что такие большие партнёрства помогут конвертировать экономический потенциал страны в качество жизни городских семей», – сказал Игорь Шувалов.

Вместе с партнерами ВЭБ.РФ рассчитывает привлечь в проекты развития экономики порядка 10 трлн руб. Успешно реализован проект по модернизации городского общественного транспорта в Твери, прорабатываются партнерства с «Просвещением» и «Росводоканалом». Перспективные направления – зелёное финансирование и решениям Smart City и Urban tech (технологии, направленные на улучшение качества жизни людей и повышение устойчивости городов).

Участие государства позволяет бизнесу активнее инвестировать в важные для развития экономики страны проекты. Как отметил вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин, среди задач на ближайшее два года- привлечение порядка 500 млрд руб. на развитие крупных инфраструктурных территорий и порядка 500 млрд руб. на строительство дорог. «Я очень надеюсь на работу с ВЭБом, с Игорем Шуваловым мы этот вопрос обсуждали, и считаем, что это институт развития, который должен выступить координатором не только развития отдельных проектов, но и в целом городов», – сказал Марат Хуснуллин.

В рамках «Недели ГЧП» участники рынка обсуждают не только законодательство, но и его применение, практический опыт использования ГЧП-инструментов- отметила заместитель председателя ВЭБ.РФ Светлана Ячевская. «ВЭБ.РФ выступает объединяющей площадкой и для федеральных, региональных, муниципальных властей, и для банков, и для инвесторов. Мы в ВЭБе верим, что инвестиции в инфраструктуру станут драйвером экономического роста и повышения качества жизни людей. При этом очень важно учитывать не только финансовые, но и социальные и экологические эффекты от реализации ГЧП-проектов», – подчеркнула Светлана Ячевская.

Для регионов реализация проектов в сфере ГЧП – эффективный инструмент роста инвестиций в развитие, расширения налогооблагаемый базы и повышение качества жизни людей. «Для нас ГЧП – это возможность реализовывать инфраструктурные проекты в экономике. И речь не только о деньгах, но и о компетенциях. Удмуртия готова реализовывать массу проектов в сфере ГЧП. Инвестор, который приводит деньги в проект, еще и помогает нам: или берет на себя управление, или участвует в совместной работе», - сказал глава Удмуртии Александр Бречалов.

Регионы заинтересованы в запуске новых инструментов привлечения инвестиций и реализации важнейших для будущего проектов. «Есть классный опыт у Фонда развития моногородов. Мы вкладывали вместе с Фондом развития моногородов средства в инфраструктуру, туда, где будут новые рабочие места и новые производства. И на конкретном примере видно- вложенная государством копейка дает рост налоговых отчислений. Если подобный опыт транслировать на нацпроекты, ГЧП получит очень серьезный импульс для развития», – сказал Александр Бречалов. Это мнение разделяет и глава Самарской области Дмитрий Азаров. Он отметил «огромный потенциал включения ГЧП в нацпроекты». И добавил, что на принципах ГЧП могут активно возводиться объекты социальной сферы: школы, спортивные сооружения и детские сады.

Назад

Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.