Владимир Дмитриев: Дальний Восток стал привлекателен для инвесторов
ТЕЛЕКАНАЛ "РОССИЯ 24",
ИНТЕРВЬЮ,
04.09.2015
ВЕДУЩИЙ: И сейчас возвращаемся на остров Русский, где продолжаются мероприятия Первого Восточного экономического форума. В выездной студии работает Наиля Аскер-Заде, у нее в гостях Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. Наиля, доброе утро, вам слово.
Ведущий Наиля Аскер-Заде
ВЕДУЩИЙ: Роман, здравствуйте. Работа Дальневосточного экономического форума продолжается и сейчас наиболее о наиболее актуальных вопросах, которые обсуждаются здесь в ходе пленарных дискуссий, мы побеседуем с Председателем Внешэкономбанка Владимиром Дмитриевым. Владимир Александрович, здравствуйте.
Владимир ДМИТРИЕВ, Председатель Внешэкономбанка: Добрый день.
ВЕДУЩИЙ: Мы только что прослушали выступление президента Владимира Путина и он заявил о том, что Дальний Восток имеет большой потенциал развития и может даже конкурировать с мировыми экономическими центрами. Что для этого необходимо сделать?
Владимир ДМИТРИЕВ: Государство, приняв программу развития Дальнего Востока и Забайкалья, уже сделало достаточно много для того, чтобы этот регион стал привлекателен и для российских, и для иностранных инвесторов. И, конечно, для того, чтобы он на равных конкурировал с глобальными игроками, с крупными экономическими центрами стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего нужна инфраструктура. И в этом смысле создание территории опережающего развития является правильным шагом в этом направлении, поскольку государство берет на себя формирование необходимой для инвесторов инфраструктуры - первое, второе - существенное снижение административных барьеров и третье, не по очередности, а по значимости, наверное, - это создание необходимых механизмов экономической поддержки инвесторов: сокращение налоговых обременений, про административные барьеры я уже сказал, снижение налогов, снижение страховых взносов, то есть то, что для инвесторов играет ключевую роль в определении места приложения их капитала. И мы видим сколько соглашений уже подписано на площадках нынешнего Восточного экономического форума, мы видим живой интерес инвесторов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего сопряженных с нашими территориями государств, таких, как Китай, Япония, Южная Корея и ряд других государств. Я уверен в том, что у Дальнего Востока хорошая, светлая с точки зрения экономической привлекательности история. Мы совсем недавно, буквально на днях, провели переговоры с нашими китайскими партнерами и видим нарастающий интерес к взаимодействию на территории Дальнего Востока Российской Федерации.
ВЕДУЩИЙ: Давайте поговорим про работу Фонда развития Дальнего Востока. Какие наиболее важные проекты уже профинансированы из этого источника?
Владимир ДМИТРИЕВ: Говоря о Фонде развития Дальнего Востока, я прежде всего хотел бы подчеркнуть существенное изменение в его инвестиционной декларации, которое позволяет теперь Фонду входить в капитал, заниматься предпроектной работой, финансированием предпроектных работ, подготовкой кадров, вхождением в капитал, предоставлением ресурсов по ставкам существенно ниже рыночных. Все это, естественно, создает условия для привлечения иностранного капитала в те проекты, которые являются приоритетными для "Фонда развития Дальнего Востока и Забайкалья". Из тех проектов, которые находятся на выходе, я бы прежде всего выделил такой крупный инфраструктурный проект, как развитие Хабаровского аэропорта как регионального хаба, строительство мостового перехода через реку Амур между Россией и Китаем. Причем с китайской стороны уже большая работа проделана, мы рассчитываем, что в самое ближайшее время начнутся ускоренными темпами работы на российской территории и через год - полтора мы сможем запустить этот крупный инфраструктурный проект. Внимание Фонда развития Дальнего Востока и Забайкалья также обращено на агропромышленный комплекс, аквакультуру, ряд промышленных объектов. И отрадно, что сегодня, говоря о развитии этого региона, президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подчеркнул значимость деятельности Фонда развития Дальнего Востока и Забайкалья, равно, как и Российского фонда прямых инвестиций, дочерних структур Внешэкономбанка. И он же выразил надежду на то, что дискуссии по поводу увеличения капитализации Фонда развития Дальнего Востока перейдут в практическую плоскость реализации задач, поставленных президентом, и Фонд развития Дальнего Востока будет докапитализирован с тем, чтобы приступить к изучению и последующей реализации новых проектов, имеющих приоритетное значение и для развития региона, и для того, чтобы привлекать все больше иностранных инвестиций при поддержке нашего фонда.
ВЕДУЩИЙ: Во время визита Владимира Путина в Китай при вашем участии было подписано соглашение с партнерами. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
Владимир ДМИТРИЕВ: В Китае мы подписали два соглашения: первое соглашение с Эксимбанком Китая, которое предусматривает финансирование крупного промышленного проекта - это Быстринский горно-обогатительный комбинат, который будет производить медный концентрат и ряд других продуктов, прежде всего ориентированных на экспорт в Китай. Привлекательность этого соглашения состоит в том, что проект будет профинансирован юанями. Здесь, конечно, есть ряд проблем, связанных с валютными свопами, но мы работаем с нашим Центральным Банком, наши китайские партнеры работают с банком Китая с тем, чтобы обеспечить приемлемые условия с точки зрения долгосрочных свопов, соответственно, юаня и рубля. Следующее соглашение, которое мы подписали, - это четырехстороннее соглашение между нашей дочерней структурой, Российским экспортным центром, Внешэкономбанком, одной из крупнейших провинций Китая и компанией Sinotrans & CSC Group. Соглашение предусматривает поддержку российского экспорта и создание некоего логистического хаба, который будет предоставлять льготные условия для импортируемых из России товаров с дальнейшей дистрибуцией их на китайском рынке и на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона. И в данном смысле это соглашение в полной мере вписывается в стратегию Российского экспортного центра, который включает в себя Российский экспортно-импортный банк, Агентство по страхованию экспортных кредитов. И при поддержке Внешэкономбанка мы обеспечим необходимую инфраструктуру для увеличения грузопотоков из России в Китай и для последующего реэкспорта этой продукции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
ВЕДУЩИЙ: Вы уже упомянули о том, что есть некоторые сложности для использования национальных валют во взаимных расчетах между Россией и Китаем. А что необходимо сделать для того, чтобы их устранить?
Владимир ДМИТРИЕВ: Сейчас механизм валютных свопов распространяется на краткосрочные операции, связанные, в основном, с торговым бизнесом, операции не свыше года. Но в случае кредитования долгосрочных проектов необходима договоренность на уровне нацбанков России и Китая относительно свопов и расписание этого механизма на более длительный период. Наши переговоры и контакты с нашим Центральным Банком, контакты наших китайских партнеров с их регулятором показывают, что есть воля к тому, чтобы инвестиционные операции, финансируемые национальными валютами, были обеспечены тем самым надежным механизмом свопирования юаня в рубли и, соответственно, в обратном направлении. Так что у меня на этот счет вполне оптимистическое настроение, будем продолжать работать в этом направлении.
ВЕДУЩИЙ: Недавно вы встречались с президентом Владимиром Путиным, речь шла об экспортных кредитах. Сейчас портфель кредитов, выданных Внешэкономбанком для финансирования, для поддержки экспорта, уже составляет 350 миллиардов рублей, прорабатываются займы еще на 550 миллиардов рублей. Что это могут быть за проекты?
Владимир ДМИТРИЕВ: Вы правильно подчеркнули, это проекты, связанные с поддержкой прежде всего промышленного экспорта. География этого экспорта широка и мы восстанавливаем прежние связи, которые еще в советское время наши предприятия имели со своими зарубежными партнерами, оказывая содействие в строительстве крупных энергетических объектов, поставляя продукцию промышленности и продукцию с высокой добавленной стоимостью. Сейчас прежде всего речь идет об авиастроении, энергетическом машиностроении, транспортном машиностроении, атомной индустрии, а также производстве сельскохозяйственной продукции. Важно подчеркнуть, что география расширяется - это и Латинская Америка, разумеется, страны СНГ, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Центральной Азии. Из последних примеров можно привести, помимо устойчивой поддержки экспорта нашего авиалайнера "Сухой Суперджет 100" в Мексику, поддержку продажи подвижного состава в Азербайджан компанией "Уралвагонзавод", это поддержка "Силовых машин" в их экспорте продукции в страны Латинской Америки. Это энергетическое машиностроение, в частности, мы участвуем в финансировании проекта строительства гидроэлектростанции в Аргентине "Чиуидо", где предполагаются поставки оборудования "Силовых машин". Это сотрудничество с Монголией в строительстве теплоэлектростанции на этой территории, где уральские машиностроители поставляют продукцию, и целый ряд других проектов. Отрадно, что заработала система "одного окна", где Российский экспортный центр, о котором я уже говорил, предоставляет комплекс услуг для российских экспортеров, - это и механизмы гарантийной поддержки, это и страховая поддержка и создание массового продукта, который позволит предприятиям прежде всего среднего бизнеса через Российский экспортный центр находить своих партнеров за рубежом и поставлять продукцию при поддержке Российского экспортного центра. Важно, что механизмы государственной поддержки, такие, как субсидирование процентных ставок, в полной мере соответствуют правилам, которые применяются в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития. Мы не отступаем от лучших международных практик и теперь уже на равных можем конкурировать с иностранными компаниями, выходящими на те же самые рынки, и, как показывает практика, весьма успешно.
ВЕДУЩИЙ: Внешэкономбанк также работает и через механизм госгарантий и свою первую гарантию, оформленную в рамках упрощенного механизма оформления госгарантий ВЭБ в декабре 2014 года оформил как раз по кредитным обязательствам "Трансаэро" в размере 9 миллиардов рублей. Как вы сегодня оцениваете риски, связанные с этой гарантией?
Владимир ДМИТРИЕВ: Естественно, Внешэкономбанк, будучи агентом правительства по выдаче государственных гарантий, обязан следить за экономическим состоянием компании-принципала выдачи этих гарантий. В данном случае гарантия выдавалась в интересах банка ВТБ, он выступал бенефициаром. Ситуация с компанией "Трансаэро" у всех на слуху, она не самая простая. Мы видим, что плечо подставил "Аэрофлот". В данном случае пока о дефолте речь не идет, соответственно, мы мониторим ситуацию, хотя понятно, что без помощи государства наш один из крупнейших авиаперевозчиков не сможет преодолеть трудности, возникшие в последнее время. Мы приветствуем те шаги, которые предприняло государство по выводу компании из преддефолтного состояния, хотя мы понимаем, что мы как Внешэкономбанк, который через свою дочернюю структуру ВЭБ - лизинг оказывал существенную финансовую поддержку "Трансаэро", и объем финансового лизинга в пользу "Трансаэро" составляет 55 миллиардов рублей, и, конечно же, для нас небезразлично, каким образом проблемы "Трансаэро" будут решены. Для нас, естественно, критически важно, чтобы, оказывая поддержку "Трансаэро", государство одновременно не упускало из поля зрения проблемы, которые могут возникнуть у лизинговых компаний, оказывавших финансовую поддержку авиаперевозчику и предоставлявших ей финансовый лизинг в серьезных объемах. Я думаю, что мы в диалоге с государством, с государственными структурами, теперь уже с "Аэрофлотом" эти проблемы будем решать. Но так или иначе ситуация непростая и выход из положения надо искать на основе поиска компромисса между авиаперевозчиком, банками, кредитовавшими, и, соответственно, лизинговыми компаниями, которые предоставляли авиаперевозчику воздушные лайнеры по финансовому лизингу.
ВЕДУЩИЙ: Как вы считаете, "Аэрофлот" подставил надежное плечо, компания выживет или "Аэрофлот" извлечет из этого свою выгоду, а компания затем просто будет..?
Владимир ДМИТРИЕВ: Если уже и "Аэрофлот" не рассматривать как надежное плечо, о чем тогда говорить? Конечно, мы рассчитываем, что "Аэрофлот" с его компетенцией, с его серьезным финансовым ресурсом, с надежными партнерскими связями с крупнейшими российскими банками и лизинговыми компаниями без ущерба для своей собственной коммерческой и финансовой деятельности сможет ситуацию выправить, и вместе с ним мы намерены искать возможности решения возникающих неизбежно непростых вопросов и для наших лизинговых компаний.
ВЕДУЩИЙ: Как долго будет продолжаться снижение рубля?
Владимир ДМИТРИЕВ: Если бы я точно дал бы ответ на этот вопрос, наверное, если не Нобелевскую премию, то по крайней мере премию за лучшее предвидение я бы получил.
ВЕДУЩИЙ: Хотя бы скажите, можно ли ожидать, что курс рубля достигнет когда-то отметки 100 по отношению к доллару?
Владимир ДМИТРИЕВ: К сожалению, Наиля, по-прежнему приходится констатировать, что курс рубля в прямой корреляции находится в зависимости от цены на нефть, а цена на нефть тоже в прямой зависимости находится от общей глобальной экономической ситуации - от спроса на нефтепродукты, от устойчивости развития экономик развивающихся стран, от динамики развития экономики Китая. Хотя вчера на встрече лидеров России и Китая китайский руководитель обнадеживающе сказал, что ожидаемый экономический рост в этом году составит порядка 7 процентов, что на самом деле является лучшим показателем не только среди развивающихся экономик, но и в мире в целом. Но, тем не менее, то, что в последнее время происходило на китайских фондовых рынках, замедление роста, в целом, конечно, не внушает серьезного оптимизма по поводу роста цен на нефть. Возвращаясь к первому вопросу, который имел отношение к Дальнему Востоку, я хочу сказать, что, в целом, конечно, для России важно продолжать линию на структурные изменения в нашей экономике, на структурные реформы, на развитие инфраструктуры. Только таким образом мы сможем слезть с той самой пресловутой энергозависимости и нефтяной иглы, создав дополнительную синергию для развития крупных отраслей промышленности через формирование надежной инфраструктуры как здесь, в Дальневосточном регионе, так и в стране в целом. И те проекты, которые сейчас реализуются, имея в виду скоростные магистрали, имея в виду транспортные развязки, ЦКАД и так далее, платные дороги, - все это, конечно, правильные шаги в правильном направлении. Так что давайте наберемся все-таки оптимизма и, засучив рукава, начнем активно заниматься структурными реформами в нашей стране.
ВЕДУЩИЙ: Но Китай, так же, как и Казахстан, добровольно девальвировали свою валюту. А какие страны могут последовать этому примеру?
Владимир ДМИТРИЕВ: Я не смогу конкретно ответить на этот вопрос, все зависит, естественно, от текущего состояния экономики. И мне было бы, наверное, неправильно и некомфортно называть конкретные страны, которые потом через соответствующие каналы будут задавать мне неприятные вопросы. Но, разумеется, ситуация напряженная, безусловно. Поскольку мы живем в глобальном мире, страны серьезно зависят друг от друга, экономики взаимосвязаны, поэтому все будет зависеть от глобального поведения на международных рынках, но ничего исключать нельзя.
ВЕДУЩИЙ: И в завершении последний вопрос. Адаптировался ли ВЭБ к жизни в условии санкций?
Владимир ДМИТРИЕВ: Во-первых, санкции действительно стали для нас серьезным испытанием, но мне думается, а точнее в свете недавних решений мы, опираясь на поддержку государства, чувствуем себя вполне комфортно. Достаточно привести несколько примеров - это докапитализация банка, причем докапитализация связана как с необходимостью выдерживать нормативы достаточности капитала, а это вызвано тем, что наш кредитный портфель растет, стало быть и капитал должен увеличиваться с тем, чтобы достаточность капитала была соответствующей нашему Меморандуму о финансовой деятельности. Это решение о выделении нам из Фонда национального благосостояния 300 миллиардов рублей на финансирование приоритетных для развития страны проектов. И здесь мы снова возвращаемся к тому, что нужно делать для того, чтобы рубль был устойчивым. Лишь экономический рост, формирование надежной инфраструктуры и финансирование крупных промышленных проектов позволит нам диверсифицировать экономику и сбалансировать ее развитие. Мы опираемся на стратегию, которая остается неизменной, принятую в прошлом году. Не подвергаются сомнению основные направления развития этой стратегии - это прежде всего увеличение кредитного портфеля, это вхождение в капитал, это поддержка наших "дочек", прежде всего компаний, которые призваны сами участвовать в инвестиционных проектах и привлекать иностранные инвестиции, - это и Фонд Дальнего Востока, это и Российский фонд прямых инвестиций, Корпорация развития Северного Кавказа и другие институты. Так что, отвечаю на ваш вопрос: да, мы адаптировались, мы развиваемся, развиваемся вместе с нашей страной, и мы как государственный институт развития в полной мере опираемся на поддержку государства.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Владимир Александрович.
Владимир ДМИТРИЕВ: Спасибо.

Уважаемые клиенты,
Информируем Вас о том, что 7 сентября 2015 года является нерабочим праздничным днем в США и Канаде.
В связи с изложенным просим обеспечить наличие поручений на операции с ценными бумагами через Euroclear Bank и Clearstream Banking с расчетами в долларах США и канадских долларах со сроками исполнения 7 и 8 сентября и денежных средств в указанных валютах, необходимых для осуществления расчетов по ним, 4 сентября не позднее 13:00 по московскому времени.
Одновременно уведомляем, что исполнение клиентских поручений на получение/поставку ценных бумаг через локальные рынки США и Канады и на перевод денежных средств в долларах США и канадских долларах со сроком исполнения 7 сентября, а также выплата доходов на счета в третьих банках по ценным бумагам клиентов в указанных валютах будут осуществляться 8 сентября.
Депозитарий Внешэкономбанка.
